Скорость автобуса

Цели:

  • Развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
  • Воспитывать внимание, умение быстро и правильно принимать решение в экстремальных ситуациях.

Оборудование:

Мультимедийная система, толковый словарь, интерактивная доска.

Ход урока

Мотивационное начало урока.

Чтоб жить, не зная огорчения,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.

Поиск и формирование новой темы.

— Посмотрите внимательно на рисунок. Какие машины вы видите?
— Чем отличаются эти машины от других? В чем их особенность?
— Всегда ли они ездят с той же скоростью, что и другие виды транспорта? Почему?

Анализ ситуации:

На всю улицу раздался пронзительный сигнал сирены.

— Пропустите меня скорей! Я тороплюсь к больному! Ему очень плохо, он нуждается в срочной помощи! Я везу к нему врача. Не мешайте мне, дайте дорогу! – «кричала” машина с красным крестом.

— Так что же мы должны делать? Ведь, для нас горит разрешающий сигнал светофора? – подумал Сергей услышав сирену.
— Действительно, как же быть пешеходам в этой ситуации?

Изучение нового материала.

Мы живем в XXI веке. Каждый человек хотя бы 1 раз пользовался каким-нибудь транспортом. А что такое транспорт? Давайте посмотрим в словарь.

1. Словарная работа

Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от транс («через”) и portare («нести”).

В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие категории: воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный и другой.

Готовясь к сегодняшнему уроку ребята провели небольшие исследования о каждом виде транспорта и сегодня представители каждой группы расскажут нам о своих выводах.

2. Отчеты об исследовательской работе.

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота.

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. На сегодняшний день самой длинной протяженностью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %. Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем. В нашем городе, есть тоже один из крупнейших ЖД узлов – Станция Валуйки.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их. В качестве транспортных средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству” является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции.

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость.

— Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать.

3. Сценка «Баба Яга в городе”.

(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга. Она растрёпана и очень сердита).

Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!
В. Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться”. Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.

В.

А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. В если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

1-й ученик

. Не переживай. Оставайся с нами.
2-й ученик. Мы тебе поможем!

4. Из истории.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 3 января 1683 года. Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне.

5. Практика под руководством учителя.

— Перед вами круги различного цвета. Ваша задача собрать из них светофор.

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих-то самых, самых…

24 тысячи получают ранения. Это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога «отплатила” им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.

— Ребята, мы с вами уже 4 года на уроках ОБЖ изучаем знаки дорожного движения. И я сейчас проверю, как вы их знаете. Я читаю стихотворение, кто догадается выбирает нужный знак.

«Азбука дорог”.

— Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.

Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет – (пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно,
Знают люди все на свете:
в этом месте ходят…… (дети)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте –
Дети, только на …… (велосипеде)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской…….. (помощи)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он
В этом месте…(телефон)
Какой дорожный знак
расположен в районе нашей школы?

Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Кроссворд «Самое важное на дороге”.

  1. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)
  2. Трехглазый постовой. (Светофор)
  3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)
  4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)
  5. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)
  6. Пешеходный переход по-другому. ( Зебра)
  7. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)
  8. Это «говорит” желтый свет светофора. (Внимание)
  9. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)
  10. Его боятся нарушители правил. (Инспектор)
  11. В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

7. Итог урока.

Памятка.

  1. Никогда не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
  2. Всегда ищите пешеходные переходы и мосты.
  3. Никогда не переходите дорогу в неположенном месте.
  4. Никогда не играйте рядом с дорогой.

Рефлексия.

Приложение.

Содержание

К подкатегории «D1» относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие:

  1. Более 8 сидячих мест, включая сиденье водителя.
  2. Более 8, но не более 16 сидячих мест, включая сиденье водителя.
  3. Более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Какие из указанных знаков устанавливают непосредственно перед железнодорожным переездом?

  1. Только А.
  2. Только Б.
  3. Только В.
  4. АиВ.

Вам разрешено выполнить разворот:

  1. Только по траектории А.
  2. Только по траектории Б.
  3. По любой траектории из указанных.

Можно ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом?

  1. Можно.
  2. Можно не ближе 5 м от опоры путепровода.
  3. Нельзя.

Разрешается ли Вам перестроиться на полосу с реверсивным движением в данной ситуации?

  1. Разрешается.
  2. Разрешается только для поворота налево или разворота.
  3. Запрещается.

Вам разрешено движение:

  1. Только в направлении А.
  2. В направлениях А и Б.
  3. В любом направлении из указанных.

Какие указатели поворота Вы обязаны включить при выполнении разворота по такой траектории?

  1. Только правого поворота.
  2. Только левого поворота.
  3. Сначала правого поворота, а при движении от тротуара – левого поворота.

Ситуация, в которой водитель транспортного средства, движущегося по правой полосе, обязан уступить дорогу при перестроении, показана:

  1. На левом рисунке.
  2. На правом рисунке.
  3. На обоих рисунках.

Разрешено ли водителю маломестного автобуса движение задним ходом для посадки пассажира?

  1. Разрешено.
  2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи маршрутным транспортным средствам.
  3. Запрещено.

В данной ситуации для того, чтобы продолжить движение в прямом направлении, Вы имеете право:

  1. Объехать грузовой автомобиль справа.
  2. Продолжить движение только после того, как грузовой автомо- биль выполнит поворот налево.
  3. Выполнить любое из перечис- ленных действий.

Запрещается ли выполнять обгон на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними?

  1. Запрещается.
  2. Запрещается только под мостами, путепроводами и эстакадами.
  3. Запрещается только при наличии сплошной линии разметки.
  4. Разрешается.

Можно ли Вам остановиться в тоннеле для посадки пассажира?

  1. Можно.
  2. Можно только на маломестном автобусе.
  3. Нельзя.

Как Вам следует поступить при повороте направо?

  1. Остановиться перед стоп. линией и, пропустив пешехо.дов, повернуть направо.
  2. Выехав на перекресток, остановиться перед пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов.
  3. Продолжить движение без ос.тановки на перекрестке.

При движении в каком направлении Вы будете иметь преимущество?

  1. Только при повороте направо.
  2. Только при повороте налево.
  3. В любом направлении из перечисленных.

Вы намерены продолжить движение прямо. Ваши действия?

  1. Проедете перекресток первым.
  2. Уступите дорогу трамваю.

На каких участках автомагистрали запрещается движение задним ходом?

  1. Только в местах въезда или выезда с нее.
  2. Только в местах остановок маршрутных транспортных средств.
  3. На всем протяжении дороги.

В светлое время суток включать фары ближнего света или дневные ходовые огни необходимо:

  1. Только при движении вне населенного пункта.
  2. Только при движении в населенном пункте.
  3. В обоих перечисленных случаях.

При какой неисправности запрещено дальнейшее движение на транспортном средстве во время дождя или снегопада?

  1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
  2. Не действует стеклоочиститель со стороны водителя.
  3. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:

  1. Не изменяется.
  2. Увеличивается пропорционально скорости.
  3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?

  1. Верхнюю конечность, вытянутую вдоль тела, прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, проложив между ними мягкую ткань.
  2. Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, обязательно проложив между ними мягкую ткань.
  3. Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности плотно прижимают друг к другу и прибинтовывают.

Начать курс обучения

Мобильный сервис «Яндекс.Транспорт» назвал самые скоростные и самые медленные маршруты общественного транспорта в Красноярске. В своем исследовании сервис опирался на данные о движении автобусов, троллейбусов и трамваев, полученные от транспортных предприятий города.

Всего в столице региона пассажирам доступны 4 трамвайных, 6 троллейбусных и около 70 автобусных маршрутов. Обслуживают эти направления более 1300 транспортных средств.

Новость по теме Строительство улицы Волочаевской в Красноярске оценено в 7 млрд рублей

Скорость движения транспорта зависит от времени суток и районов, по которым проходит маршрут. Быстрее всего перевозят пассажиров автобусы — их средняя скорость с учётом остановок составляет 16 км/ч в будние дни и 19 км/ч — в выходные. На втором месте трамваи — 15-16 км/ч. Самые медленные — троллейбусы: у них средняя скорость на маршруте около 14-16 км/ч.

Скорость движения автобусов и троллейбусов меняется в зависимости от времени суток. Утром (в 8 часов) и ранним вечером (в 17-18 часов) они ездят медленнее всего. В часы пик дороги более загружены, также больше времени занимает посадка пассажиров. Трамваи ходят с одинаковой скоростью почти весь день.

Быстрее всего свой маршрут проходят автобусы маршрутов 60, 22, 69 — причина в том, что ни один из них не заезжает в забитый транспортом центр города. Средняя скорость движения в будние дни у этих маршрутов 23-24 км/ч. Медленнее всего перевозят пассажиров автобусы, проходящие через центр города: номера 80, 5, 71. Средняя скорость движения в будние дни у этих маршрутов 15-16 км/ч.

Интерактивную карту маршрутов общественного транспорта Красноярска можно найти .

Произведем расчет скоростей на маршруте:

а) расчет технической скорости:

, где

— техническая скорость в прямом и обратном направлениях (м/с);

— длина маршрута в прямом и обратном направлениях (м);

— суммарное время движения автобуса в прямом и обратном направлениях(с).

А-Б: tдв=80+60+196+195+76+108+118+60+43= 936 с.

Б-А: tдв= 83+60,2+46,7+100,4+145,8+118,4+155+80,8+60= 850,3 с.

или 33,847 км/ч

или 32,6 км/ч

б) расчет эксплуатационной скорости:

, где

– эксплуатационная скорость в прямом и обратном направлениях (м/с);

— время стояния на промежуточных остановках, ,

– количество промежуточных остановок в прямом и обратном направлениях,

— время стояния на светофорах,

– количество светофоров на маршруте в прямом и обратном направлениях, =8 (прямое направление), = 6(обратное направление)

— время стояния на конечных остановках, .

Составим таблицу изменения технических скоростей по участкам маршрута.

Таблица 3

Расчет изменения технических скоростей по участкам маршрута

Определение типа и количества автобусов на маршруте

Для определения типа и количества автобусов на маршруте необходимы следующие исходные данные:

а) Определяем пассажиропоток на маршруте, максимальный – в час пик ут Максимальный пассажиропоток:

А-Б:

  • с 8 до 10часов утра – 850 человек

  • с 17 до 19 часов – 1530человек

Б-А:

  • с 8 до 10 часов утра – 765человек;

  • с 17 до 19 часов – 1190 человек вечером

б) время оборота автобуса:

, где

— время оборота автобуса (с);

— время стояния на конечной остановке, =90с,

— время стояния на промежуточных остановках, =20с,

– количество промежуточных остановок, =16,

— время движения в прямом направлении, с,

— время движения в обратном направлении, с,

— время стояния на светофоре, =20с,

– количество светофоров, =14.

, или 0,752 ч.

б) Исходя из максимального пассажиропотока, выбираем 3 типа автобуса:

  1. Условно малой вместимости – КАВЗ 3300;

  2. Средней вместимости – ИКАРУС-556;

  3. Условно большой вместимости – Икарус-180.

Таблица 4

Вместимость, переменные и постоянные расходы выбранных типов автобуса

Модель автобуса

Вместимость

Gпер

Gпост

КАВЗ 3300

11,53

2,03

ИКАРУС-556

12,82

2,17

Икарус-180

17,34

4,09

в) Сравниваем эффективность использования выбранных типов автобусов.

в.1) Строим диаграммы по часам суток.

Рис.1. Расчетные значения пассажиропотока в прямом направлении

Рис.2.Расчетные значения пассажиропотока в обратном направлении

Рис.3 .Расчетные значения пассажиропотока в прямом и обратном направлении

в.2) Рассчитываем количество автобусов на маршруте на расчетный час по формуле:

где,

Тоб – время оборота автобуса.

Результаты расчетов поместим в таблицу 5

Таблица 5

Изменение потребного числа автобусов с разной вместимостью по часам суток

  • Выбор типа транспортной единицы осуществляется в результате сравнения степени наполнения автобусов и себестоимости перевозки в автобусах с разной степенью вместимости.

, где

С – себестоимость коп/10 пассажиров,

Gпер – переменные расходы на 1км пробега, коп,

Gпост – постоянные расходы на 1 автобусо-час, руб,

VЭ – эксплуатационная скорость, км/ч,

qн – вместимость в автобусы пассажиров, чел,

β – коэффициент использования пробега,

γн – коэффициент наполнения автобусов.

, где

Lпр – длина пробега оборотного рейса в обоих направлениях, м,

L0 – длина пробега нулевого рейса, L0=10000м.

Данные о постоянных и переменных расходах на работу автобусов возьмем из таблицы 4.

Расчет себестоимости при γн═1

КАВЗ-3300: ;

Икарус — 556: ;

Икарус-180: .

Расчет себестоимости при γн═0,8

КАВЗ-3300: ;

Икарус — 556: ;

Икарус-180: .

Расчет себестоимости при γн═0,6

КАВЗ-3300: ;

Икарус — 556: ;

Икарус-180: .

Расчет себестоимости при γн═0,4

КАВЗ-3300: ;

Икарус — 556: ;

Икарус-180: .

Расчет себестоимости при γн═0,2

КАВЗ-3300: ;

Икарус — 556: ;

Икарус-180: .

Себестоимость работы автобусов с разной вместимостью отобразим в таблице 7:

Таблица 7

Изменение себестоимости перевозки в автобусах с разной степенью вместимости

Для выбора автобуса находятся средневзвешенные величины коэффициента наполнения за сутки по формуле:

, где

∑Qпч – суточный пассажиропоток (чел);

∑Амч- сумма автобусов на маршруте за сутки.

Таблица 8

Составляем таблицу 8.

Выбору подлежит тип автобуса со средними затратами на перевозку, затраты на перевозку рассчитываются по средневзвешенной суточной γн .

Рассчитаем себестоимость.

Вот, наконец-то. Картинка про средние скорости.
Краткий анализ. Анализ будет действительно очень кратким и грубым. Точнее его из этих данных сделать сложно.

Общий вид

Средние скорости по возрастанию: троллейбусы (15,57), трамваи (16,93), автобусы (18,62), маршрутки (21,11). Общая средняя скорость (не считая маршрутки) — 17,56. Под «средней скоростью по видам» понимается медианная средняя величина по маршрутам вида. Ну или по всем маршрутам, в случае общей средней. «Средней скоростью маршрута» я называю путь маршрута (данные) поделенный на время маршрута (данные).
Сначала про маршрутки, и сразу забудем о них. Самые быстрые получились маршрутки. Их анализировать изначально я не хотел, но. Остановок у них произвольное количество, в источнике указано по 4 штуки у каждой маршрутки (две в одну и две в другую сторону). Ну и ок, пусть будет. Можно, конечно, домножить путь на среднюю плотность автобусных маршрутов, чтобы получить примерное количество остановок, но зачем. Ну их вообще, эти маршрутки. Они там болотно-зеленые, внизу картинки, на уровне 4-х остановок.
Все, теперь по транспорту. Открытие года: самые медленные — троллейбусы, а не трамваи! Рискну объяснить это тем фактом, что троллейбусы а)едут в общем потоке, б) медленно (ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, около 5 км/ч) проходят советские стрелки. Замечали такое? Они же почти стоят на них. Особенно это видно на Лакокраске, где 5 полос и посередь них всегда ~стоит троллейбус на стрелке, хотя мог бы лететь там все 60.

Троллейбусы

Сааамый медленный — первый троллейбус. Из неявных параметров могу предположить большошй пассажиропоток (время на остановках), плюс светофоры, плюс пробки, плюс стрелки. Он же едет по центру города, собирая все это. Нагнать ему негде.
Самые быстрые — 4, 7, 2. Эти ребята катаются в Брагино, по пути туда и там нагоняют — перегоны прямые, плотность низкая.
Вообще, расстроили меня троллейбусы, если честно.

Трамваи

Вторыми идут трамваи, которые удивили (ну, тем, что не самые медленные). Хотя они самые главные расстройщики и есть. Ехать со скоростью 17 км/ч по ВЫДЕЛЕННЫМ линиям (а они у нас все выделенные, если не заметили) — это печаль. Ведь по конструкции это уже почти LRT получается: http://ru.wikipedia.org/wiki/LRT, а он может выдавать среднюю 36 км/ч. На секундочку, это почти в два раза быстрее средней маршрутки, про которые договорились забыть сегодня. Самый медленный трамвай — опять первый. Запомним его маршрут: на Пятерку — она нас еще удивит.

Автобусы

У нас вместо нормальной организации скоростного трамвая любят делать автобусы. Ну как любят, на 18,62 км/ч всего. Вдуматься: средний наш автобус быстрее среднего нашего трамвая на 2 км/ч.
Самые быстрые автобусы водятся за Волгой или в ближнем пригороде. Вот уж отрываются! Пробок нет, светофоров мало, часть маршрута за городом (можно ехать больше 60!) — есть, где нагнать. Все, что ниже, так или иначе цепляют центр.
Посмотрим на маршрут 4а. Он числится в довольно быстрых: идет по Тормозному шоссе — почти бессветофорная улица, все вроде логично. Теперь найдем его собрата, маршрут №4, он в центре, на медиане автобусов. Остановок у него меньше, маршрут прямее, но идет он заметно медленней. Хотя казалось бы. Вот тут и появляются как раз те самые вопросы, либо к корректности данных, либо к неизвестным величинам, навроде расписания. То же самое с 22 и 22с.
Приятно удивили самые боевые маршруты: 8 и 42. Оба идут через центр, оба через весь город. Собирают пробки, светофоры, трафик, пассажиропоток. Но при этом держат весьма неплохую среднюю скорость. Опять рискну предположить — нагон по пути в спальные районы.

Про Пятерку

Трамвай номер 1 помните, который самый медленный? Теперь найдите 44м, маршрутку (да что ж такое-то, опять маршрутки). 44 автобус поищите. 94 маршрутку. Скажите, что не так с Пятеркой? Почему так медленно? Почему там трамвай на выделенной полосе едет третьим по медленности в городе?! Неспешный район.

Post Scriptum

Немного об истории картинки. Вначале хотел просто посмотреть, с какой скоростью ездит общественный транспорт у нас, просто три цифры, и нарисовать красивую картинку. Потом scientific curiosity взяла верх — и понеслось. Сначала распределение скоростей по маршрутам соединилось с количеством остановок, это самое очевидное, что можно сделать. Естественно, были нарисованы линии тренда. Внезапно, они получились возрастающими: чем больше остановок, тем больше скорость.

Это обстоятельство заставило думать и копать дальше. Пришло понимание, что тренды в данном случае не скажут нам ничего: на распределение влияет еще туча взаимосвязанных факторов (ну, некоторые: количество светофоров, время на светофоре, загруженность дороги, время на остановке, и самый таинственный: задание расписания), и без учета их даже проводить линии тренда бессмысленно. Поэтому их нет на итоговой картинке.
Дальше были метания в сторону деления средней скорости на количество остановок, чтобы вычислить некоторое подобие удельной плотности маршрута (или на что это похоже?). Фэйл, потому что физический смысл этой величины так и остался непостижим, хотя график получился красивый. Поделить количество остановок на длину и на время маршрута: в первом случае получим плотность остановок (ост/км), во втором «частоту» (ост/мин). Занятные параметры, но выводов из них, которыми можно было бы конструктивно охарактеризовать тот или иной маршрут тоже не сделалось, ввиду все тех же неизвестных величин.
После консультаций с коллегами появились предложения составить параметрические уравнения движения по маршрутам и, сделав некие допущения, найти неизвестные параметры системы. Здесь я решил уже остановиться и опубликовать первоначальную картинку с остановками и скоростями. Так как это, конечно, круто, но в такие дебри я залезать на первой итерации не хотел.
Ежели кто-то желает продолжить мои скромные исследования, публикую файл с данными. Все они взяты из открытых источников, и при желании вы можете сами его составить, но, чтобы не терять время, раз уж это сделано, вот: http://afomichev.ru/temp/lj/routes-export.ods.

UPD0.24.11.2013 Нулевой апдейт

Если вы по прочтению этого поста полагаете, что ОТ ездит ну прямо очень медленно — не спешите расстраиваться. Дополните ваше представление о том, что, по оценочным данным, средняя скорость велосипедиста в городе — 12-17 км/ч (это между троллейбусом №1 и, например, 13 или 30-м автобусами); а скорость личного автомобиля в городе днем (опять же, по оценочным данным) 25-35 км/ч. В Москве вообще 24. Это где-то на уровне быстрой маршрутки или заволжского автобуса.

UPD1.24.11.2013

В комментариях не первый раз предлагают пересчитать ось ординат как остановки/протяженность, то есть плотность остановок на маршрут. Отвечая сразу всем, скажу, что плотность остановок у всех примерно одинаково зависит от их количества. Ну то есть отношение ост/км примерно одинаковое у всех (среднее 0,55 вроде, медиана 0,52, дисперсия 0,9 с чем-то) И пересчет на эту величину никаких новых характеристик маршрутов не даст. Файл с данными выложен — попробуйте.

Скорость автобуса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *