Роль РСА в развитии системы зеленая карта

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ «ЗЕЛЕНАЯ КАРТА» В РОССИЙСКИЙ СЕКТОР СТРАХОВЫХ УСЛУГ

УДК 368

Дмитрий Станиславович Вахрушев,

Д.э.н., проф., профессор кафедры финансов и кредита,

Несмотря на то, что транснациональная страховая система «Зеленая карта» достаточно быстро адаптировалась в российский сектор страховых услуг с 1 января 2009 года, возник ряд проблем и сложностей для работы отечественных участников пула «Зеленая карта». В статье проанализированы и систематизированы возникшие проблемы, в числе которых: новизна и неопределенность в работе с интегрированной системой, различия в лимитах ответственности по сертификатам «Зеленая карта», ценообразование страховых полисов «Зеленая карта», недобросовестность и мошенничество в секторе продаж и вероятная убыточность системы «Зеленая карта» на территории России.

Ключевые слова: страховая система «Зеленая карта», обязательное страхование автогражданской ответственности, страховой полис «Зеленая карта», лимиты ответственности по сертификатам «Зеленая карта», убыточность системы «Зеленая карта».

Dmitriy S. Vahrushev,

Alexey V. Odedesion,

THE ADAPTATION PROBLEMS OF THE INTERNATIONAL «GREEN CARD» INSURANCE SYSTEM INTO RUSSIAN INSURANCE SECTOR

1. Введение

Транснациональная страховая система «Зелена карта» была образована еще 1 января 1953 года и более чем за полвека работы был накоплен необходимый опыт для ее нормального функционирования, однако, внедрение ее на территорию Российской Федерации обозначило ряд проблемных вопросов, которые могут поставить под угрозу дальнейшее функционирование самой системы. С различных позиций внедрение системы «Зеленая карта» на территорию России рассматривают Е.В. Колосова , И.Н. Жук , Б.М. Бирюков . Однако, несмотря на резко возросший интерес к данной тематике со стороны всех участников страхового рынка ввиду начала работы системы с 1 января ‘2009 года, в отечественной научной печати по-прежнему отсутствуют комплексные исследования проблемных аспектов адаптации системы «Зеленая карта» к функционированию в российских условиях. Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается происходящими изменениями на отечественном рынке страхования, и, не в последнюю очередь, в области страхования автогражданской ответственности. Кроме того, усиливающиеся процессы консолидации национальных законодательств, особенно в вопросах международного страхования, породили массу дискуссий и вопросов, касающихся дальнейшего развития и функционирования системы «Зелёная карта». Таким образом, целью работы является систематизация проблемных вопросов, которая выступит необходимой предпосылкой поиска и обоснования инструментов для их эффективного решения.

2. Новизна и неопределенность в работе с транснациональной страховой системой «Зеленая карта»

Проблемы адаптации страховой системы «Зеленая карта» на территории России связаны с международными тонкостями и аспектами, присущими только данной системе, а так же с относительной «юностью» страхового рынка и внутренними особенностями нашей страны. Одни проблемы решаемы в достаточно сжатые сроки, остальные требуют более длительного времени и усилий.

В первую очередь нельзя не указать на очевидную проблем)’ новизны и неопределенности в работе с интегрированной системой со стороны всех участников страхового рынка. «Зеленая карта» — это результат эволюции ОСАГО, которое было введено в России еще 1 июля 2002 года. С тех пор отечественным страховщикам удалось накопить базовые основы, необходимые для нормального осуществления страховой деятельности в области продаж и урегулирования убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Однако, в работе с системой страхования «Зеленая карта» присутствует международный аспект, который, в свою очередь, определяет основные пункты новизны:

•иной механизм урегулирования страховых случаев; •международные нормы, отличные от законодательства Российской Федерации в области страхования;

•бюрократический принцип работы и организации процесса внутри компаний, недоверие со стороны страхователей;

Неумение работать с международными и многомиллионными растянутыми убытками, ввиду низких лимитов на выплат)’ потерпевшим в России и сравнительно недавно введенным законом об ОСАГО, недостаток международного общения и коммуникаций привели к необходимости обучения персонала, получению международного коммуникативного опыта и опыта урегулирования страховых случаев. Система урегулирования убытков также претерпела изменения. В процессе адаптации возникла необходимость изучения международного законодательства и норм международного права, деловой корреспонденции и принципов заключения международных договоров и соглашений. Вследствие этого выявились различия и

№3, 2012 26

противоречия российского и европейского законодательств. В первую очередь это касается сроков урегулирования убытков. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от25.042002 г №40 (Ф3№40) страховщик обязан совершил, выплату или отказ потерпевшем}’ в течение 30 дней с момента подачи заявления на выплату, с датой стороны статья 3 Внутреннего регламента Совета Бюро «Зеленая карта» от 30 мая 2002 года устанавливает срок 3 месяца по данной операции. В процессе обучения нормам международного законодательства и внедрения иностранных: принципов работы, специалисты отечественных страховых кампаний, участниц системы «Зеленая карта», столкнулись с множеством бюрократических трз’дностей. Принятие решений в з’словиях неопределенности требует согласования руководящих структур, поэтому процесс работы затягивается, деловая коррес-

понденция с иностранными партнерами усложняется, понижая имидж отечественных страховых компаний.

3. Регулирование ценообразования на страховой сертификат <<3елёная карта» в России как проблема увеличения объёмов продаж

Не менее важное значение имеет проблема ценообразования страхового сертификата «Зеленая карта». С введением системы в России произошло увеличение стоимости полисов «Зеленая карта» для отечественных страхователей Страховые тарифы, определяющие страховую премию по договору страхования «Зеленая карта» на территории России, устанавливаются в соответствии с ФЗ № 40 и корректируется в зависимости от уровня курса евро по отношению к российскому рублю. Тем самым удалось добиться стабильного роста числа страхователей, о чем свидетельствуют данные рисунка I.

Влияние на рост объемов заключенных договоров так же оказал сезонный фактор. В период летних отпусков, с

2№МЮ0

15ШМ0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VI VIIVIII IX 2009

та, мггйц

VI VII МП IX х XI XII >010

«кол-во —Линейная (кол-во)

Рис. 1 Динамика количествазаюлоченных договоров страхования «Зеленая карта» в России за 2009-2010 гг.

Таблиц» 1. Лимиты ответственности сертификатов «Зеленая карта» в странах-участницах системы, сгрупппропанные по классам

Лимиты на выплаты потерпевшим, в расчете на всех потерпевших Страны-участницы системы «Зеленая карга»

1. Страны, не имеющие ограничений на выплаты потерпевшим. Бельгия, Люксембург, Тунис.

2. СТрапы, имеющие лимиты на выплату потерпевшим более 1 млн. евро по имуществу, истин и здоровью. Андорра, Великобритания, Вешрим, Исландия, Испания, Дания. Норвегия. Финляндия, Чехия, 1 ПвеГщарпя, Швеция

3. Страны, имеющие лимиты на выплату потерпевшим более от 500 тыс. евро до 1 млн. евро но имуществу,жилш и здоровью. Лвсфпя, Германия, Италия, Ирландия, Кипр. Марокко, Нидерланды, Португалия. Словения, Франция.

5. Страны, имеющие маленькие лимиты на выплату потерпевшим, менее 50 тыс. евро но имуществу, жизни и здоровью. Албания, Белоруссия. Иран, Македония, Молдавия. Россия, Турция, Украина.

июня по сентябрь, отмечается резкое увеличение количества продаж сертификатов «Зеленая карта». Динамика роста в целом положительная

Тарифные ставки на сертификата «Зеленая карта», которые з’станавлива-ет Российский Союз Автостраховщиков и утверждает Министерство Финансов РФ, не позволяют привлекать клиентов в страховые компании за счет более низких цен на продукт. Поэтому, страховщикам цриходитеявыбцрать другие способы привлечения страхователей, такие как узнаваемость бренда, надежность и стабильность компании, развитая филиальная сеть, рекламные акции и мероприятия

4. Проблема приведения лимитов на выплату потерпевшим в результате ДТП к европейским стандартам

Проблема приведения российских страховых лимитов на выплату потерпевшим по ОСАГО к европейским стандартам стоит достаточно остро. Суммы выплат потерпевшим за ущерб, причиненный имуществу, жизни и здоровью, значительно ниже, чем в Европе. Как видно из таблицы 1, Россия входит в последний, пятый размерный класс, в котором лимиты на выплату потерпевшим составляют менее 50 тыс. евро.

Страховая сумма по ОСАГО в России, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред составляет 400 тысяч рублей (около 10000 евро), а именно :

♦ в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, » 240 тысяч рублей (около 6000 евро) и не боже 160 тысяч рублей (около 4000 евро) при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

♦ в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, » 160 (около 4000 евро) тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей (около 3000 евро) при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Указанные лимиты на выплату потерпевшим являются самыми низкими среди 45 стран участниц соглашения «Зеленая карта», что создает повод для дискуссий на эту тем}’ среди правительства и структур страхового рынка РФ. В этой связи представляется целесообразным указать на ряд причин, которые оказывают влияние на формирование

Экономика, Статистика и Информатика 27 №3, 2012

сумм страховых покрытий в России:

1. Во-первых, функционирование страховой системы «Зеленая карта» регулируется ФЗ № 40 об О САГО, которое, в свою очередь, было введено в России сравнительно недавно, 25 аире-ля 2002 года. Поэтому риск возможной убыточности имеет высокую степень вероятности.

2. Во-вторых, цены на отечественные транспортные средства и запасные части к ним ниже, чем на европейские аналоги, следовательно, стоимость вое -становительного ремонта так же ниже. По данным аналитического агентства «Автостарт» на начало 2010 года доля отечественных автомобилей на рынке РФ составляет 53,2%, иностранного производства » 46,8% .

3. В-третьих, страховая культура и рамки ответственности страховых компаний, законодательство в области страхования в России не позволяют в полной мере покрывать ущерб, причиненный третьим лицам, особенно в части возмещения вреда жизни и здоровью. Доля возмещений вреда, причиненного жизни и здоровью граждан со времен введония О САГО в 2002 году сохраняется на отметке 1 % .

В ходе практической деятельности в ООО «Росгосстрах» авторами было проведено исследование соотношения регулированных страховых случаев с частичной и полной компенсацией вреда. То лью 89% обращении в рамках системы страхования «Зеленая карта» покрывается российскими лимитами. Остальные 11 % псаерпевштос вынуждены обращаться с просьбой доплаты к ответственным европейским страховщикам, т.к. в рядо европейских стран объем выплат не ограничен или состав-ля ег несколько миллионов евро.

5. Недобросовесгн ость и мошенничество в сфере продаж сертификатов <3епен ая к арта»

Еще одной прсблемой, характерной толхю для данного вида страхования, является проблема нарушения статьи 7.2. Внутреннего регламента Совета Бюро «Зеленая карта» со стороны иностранных страховых компаний, которая Запрещает эмиссию страховых сертификатов «Зеленаякарта» для транспортных средств, зарегистрированных за рубежом . В некоторыхелучаях Бюро может иметь ссютвстствуЮш.ие полномочия в отношении более чем одной страны — например. Бюро Швейцарии в отношении Лихтенштейна, а Бюро Франции — в отношении Монако. Но в

отношении Российской Федерации соответствующие полномочия у какой-либо страны-участницы системы «Зеленая карта» отсутствуют. Следует отметить, что в процессе решения данной прсблемы встречается поддержка и понимание со стороны иностранных бюро «Зеленая карта», что способствует оперативному устранению нарушений По нашему мнению. Российский Союз Автостраховшиков вполне обоснованно выступает с требованиями внести поправки в национальное законодательство, поскольку без поправок единственным методом выступает возбуждение уголовного дела го статье 171 УК РФ «.»Незаконное предпринимательство» . В Зтой связи представляется уместным сослаться на следующие данные. За 2009 год российские страховые организации реализовали 1019 миллиона полисов «Зеленая карта» , а за границ)’ из России выехало оюло 3 млн автомобилей, зарегистрированных в стране . Недобросовестность со стороны иностранных страховых, компаний напрямую влияет на рентабельность данного вида бизнеса. Н едо по лучение прибыли, пр и сущес твенкых издержках, отчислениях в фонды перестрахования и гарантийных взносах, могут заставить некоторых страховщиков отказаться от «Зеленой карты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вероятная убыточность страховой системы ^Зелёная карта» на территории России как резул ьтатсовокупности н акоштснных проблем

Высокая вероятность убыточности страховой системы «Зеленая карта» является еще одной прсблемой, с которой столкнулись российские страховщики Как предполагали многие специалисты еще до вступления РФ в систему «Зеленая карта», данный вид бизнеса следует считать низко рентабельным и ожидать убыточность на уровне 70 %

в первый год действия системы, в первую очередь за счет высоких затрат на предоставление финансовых гарантий и договоров перестрахования . Расходы агентов РСАсоставляют ежегодно около 500 тыс. ‘евро в виде премий по договор}’ перестрахования и около 1,058 млн ‘евро единоразового платежа в качестве финансовых гарантий . Входной барьер за участие в страховой системе «Зеленая карта» в 2009 г составил 1,5 млн. евро для каждой страховой компании-участницы пула «Зеленая карта» в России. Таким образом, в 2009 г уровень убыточности с учетом расходов на вступление в систему составил 49% (pic. 2).

В 2010 г страховые компании получили выручку от реализации полисов «Зеленая карта» на сумму 2 098 млн. руб., выплаты составили 92,8 млн. руб., а затраты на участие в системе уменьшились до 240 млн. руб. Убыточность составила лишь 16%, что связано с отсутствием необходимости внесения банковских гарантий для участия в сис -теме, которые были предоставлены в 2009 г на су мм у околю 530 млн. рублей. Это была единоразовая трата страховщиков-агентов РСА. При дальнейшем функционировании системы существует необходимость лишь пополнения допозита . За2011 г страховые компании получили выручку в размере 2 3 92 млн. рублей от реализации сертификатов «Зеленая карта» при убытках на сумму 265 млн. рублей Уровень убыточности увеличился до 22 %, и возможно больше, т.к. в расчетах не были учтены расходы агентов РСА на осуществление огсрационный деятельности, отчисления в различные фонды, в том чгслев фонд заработной платы и тд

Особое значение имеют страховые случаи, в которых причинен вреджиз-

2500 900

1500 1000 S в X ю е. 600

500 у р> s 300

0 3 0

пй

□Страховые преьпш ■ Совокупные расходы

2010 годы

□ ‘Затраты ■ Страховые выплаты

Рис. 2. Уровень убыточность (А) и структура странных расходов (Б) системы Зелёная карта»в 2009 -2011 гг.

№3, 2012 28

ни к здоровью потерпевших В 2009 году произошло 66 таких с луча-в за рубе-жом го вине российских страхователей, отечественным страховщикам проявлено 18 финансовых требований на общую сумму 109.96 тыс. евро.

Как показано в таблице 2, размер компенсации за медицинскую помощь в результате ДТП в шести странах прс-вышает4 млн. евро, в остатаных жестра-нах, в основном это Восточная Европа и Склшданавскис страны, менее2 млн. евро. Величина компенсаций по различным типам покрытия носит неоднородный характер, однако в совокупности итоговая величина в несколько раз превышает российскую. Данный тип убытков носит непредсказуемый и весь-пса затратный характер. Размер ущерба может носить длительный характер, а размер компенсации достигать нескольких миллионов, что скажется на рентабельности бизнеса «Зеленая карта» в России.

7. Заключение

Подвода итог, все выявленные п ро -блемы можно структурировать и выделить основные И* них:

1. Новизна и неопределенность в работе со страховой системой «Зеленая карта» для Российского Союза Авто-страховщиков как. члена Совета Бюро с переходным статусом.

2. Различия в лимитах ответственности по сертификатам «Зеленая карта» в странах — участницах системы.

3. Проблема ценообразования страховых полисов «Зеленая карта» для отечественных страхователей.

4. Недобросовестность и мошенничество в секторе продаж сертификатов «Зеленая карта» со стороны всех участников рынка как. внутри страны, так. и

Польша Швеция Словакия Дания Венгрия Норвегия Испания Чехия Италия Финдянлия Бельгия Швеиарня Австрия Франция Германия Англия

за ее пределами.

5. Вероятная убыточность и возможная нерентабельность системы «Зеленая карта».

Таким образом, наглядно показано, что выявленные и проанализированные проблемы оказывают негативное влияние на развитие транснациональной системы «Зеленая карта» на территории России, тормозят процесс ее адаптации к российскому страховому рынку и в конечном итоге увеличивают срок, интеграции России на европейский рынок Систематизация обозначенных проблемных вопросов выступает необходим ой предпосылкой поиска и обоснования инструментов для их аффективного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

2. ЖукИ.Н. Автомобильное страхование (тем, кто отправляется в дорогу) -М: Аикил, 2001. — 152 с.

3. Бирюков Б. М, Страхование автомобиля. -М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-128с.

6. Федеральный закон «Об ебяза-

о Потеря заработка

■ Мел. Ухо л

□ Мор. Ушерб

Или. Е в ро

Рис. 3. Пример использования модели развития jforma для Европы

7. ООО «Автомобильная статистика» // URL: http zw ww. autostat. ru (дата обращения: 26.02.12).

9. Внутренний регламент Совета Бюро «Зеленая карта» от 30 мая 2002 года.

11. ЗАО «Агентство страховых новостей ACH» // URL: http:www.msur-irfo.ru (16.02.2012).

12. Чепелев А. Зеленая карта оказалась золотой // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. №053.

13. Барановская Н. Горячая дюжина // Российская Бизнес-газета. 2008. №683, 1 полоса.

16. Требования» Совета Бюро «Зеленая карта» по финансовым гарантиям, предъявляем ым к членам Совета Бюро с переходным статусом, 1997.

References»

1. Kolosova E.V., Bochkova V.A. The financial appeal and social importance of the «Green card» system. — M.: Males Press, 2006. -80 p.

2. Zhukl.N. Automobile’s bug insurance (that who starts on the journey) -M:Ankfl,2001.-152 p.

3. Biryukov B.M. Strahovarde’s unsociable persons of the car. — M: «Publish-

Экономика, Статистика и Информатика 29 №3, 2012

ing house PRIOR», 1999. -128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. «Auto statistics» Ltd. // URL: http:www.autostat.ru (date of treatment: 26.02.12).

9. The Internal Regulations of the «Green card» Council of Bureaux, 30.05.2002.

11. C JSC «Agency of insurance news ACH» // URL: http:www.insur-info.ru (date of treatment: 16.02.12).

12. Chepelev A., «The «Green card» seems to be gold» // St. Petersburg Gazette. 2010. №053.

13. Baranowska H. Hot Dozen // The

Russian business newspaper. 2008. №683.p.l.

Практические рекомендации и разъяснения заместителя Исполнительного директора ПАТ «НАСК «ОРАНТА» Александра Нагорного
Что необходимо знать о полисе страхования «Зеленая Карта»
Если вы планируете автомобильную поездку в страны Европы в т.ч. в Россию, Беларусь, Молдову, то вам обязательно нужно приобрести полис «Зеленая карта» — международный договор страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств. Международный договор «Зеленая карта» обязательный при въезде автомобилем на территорию свыше 40 стран — членов международной системы автострахования «Зеленая карта». Выехать из Украины, а также въехать на территорию таких стран на автомобиле без полиса «Зеленая карта» невозможно!
Полис обеспечивает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу потерпевших в результате ДТП на территории этих стран. То есть, если во время вашей поездки по стране — члену международной системы «Зеленая карта» — вы станете виновником ДТП, то страховая компания возместит убытки, причиненные вами имуществу и жизни или здоровью потерпевших в этом ДТП.
При этом в подавляющем большинстве стран Европы максимальный размер такого возмещения может достигать 1 млн. евро на одного пострадавшего и 5 млн. евро на страховое событие, относительно рисков жизни и здоровья, и 1 млн. евро относительно вреда имуществу. Поэтому без защиты страховой компании водителю точно не обойтись.
Каким образом возможно приобрести полис «Зеленая карта»?
«Зеленую карту» можно приобрести в офисе любой страховой компании, которая является полным членом Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) и у которой есть соответствующая лицензия Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины.
Если вы не успели или забыли приобрести полис «Зеленой карты», то у вас есть возможность сделать это на пограничном пропускном пункте. Например, ПАТ «НАСК «ОРАНТА» имеет 33 пограничных пункта страхования (ППС), где возможно оформить полис международного страхования.
Какой срок действия и стоимость полиса «Зеленая карта»?
Минимальный срок действия заключенного договора страхования «Зеленая карта» составляет 15 дней, но при необходимости страхователь может избрать срок действия полиса на необходимое количество месяцев, но не более 1 года. Количество пересечений границы в период действия полиса, не ограниченное. Если срок действия вашей «Зеленой карты» закончится раньше, чем вы покинете территорию страны, в которой находитесь, то вам придется приобрести внутренний полис страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств той страны, в которой вы находитесь. Но это не будет экономически выгодно для вас, потому что в других странах стоимость такого полиса, как правило, является значительно выше.
Цены на «Зеленую карту» в Украине устанавливаются МТСБУ и является едиными для всех страховых компаний Украины, осуществляющих продажи данного полиса. Стоимость полиса зависит от категории транспортного средства, срока действия договора и от территории государства, куда вы поедете. Тарифы для стран Беларусь, Россия и Молдова ниже, чем для других стран-членов международной системы автострахования. Детальнее ознакомиться с ценами на «Зеленую карту» возможно на сайте МТСБУ или у специалистов по страхованию в офисах страховых компаний.
Что такое Green Card Onlin е ?
Green Card Onlinе это система, позволяющая вносить данные о проданных полисах «Зеленая карта» в централизованную базу данных (ЦБД) МТСБУ в режиме он-лайн. Система начала действовать с мая прошлого года и направлена на предотвращение мошенничества и снижение рисков приобретения водителями фальшивых полисов «Зеленая карта». Подтверждением внесения заключенного договора в эту базу служит сгенерированный системой контрольный код, который вписан в бланк сертификата «Зеленая карта».
Страховщики — полные члены МТСБУ полностью перешли на регистрацию «Зеленой карточки» через систему «Green Card Online». По итогам первого полугодия текущего года более 90% общего количества заключенных договоров международного страхования заключено посредством этой системы.
Важность этого ресурса заключается в том, что, приобретя «Зеленую карту», вы можете самостоятельно проверить действительность полиса, то есть, удостовериться, что ваш полис зарегистрирован в централизованной базе данных МТСБУ. Это возможно сделать на сайте МТСБУ, указав номер полиса или госномер транспортного средства в ссылке «Проверка действия», а также путем отправления следующего СМС-сообщения: 7 + номер полиса (или государственный номер ТЗ) на короткий номер 6636 (единый для всех операторов). После этого вам придет ответ относительно действующей карты такого содержания: номер «Зеленой карты», название страховой компании, дата начала и дата окончания действия договора, государственный номер и тип авто.
Следует отметить, что информация о вашем полисе в централизованной базе МТСБУ будет актуальной лишь со дня начала действия договора. В случае, когда срок действия договора не начался, СМС-сообщение будет содержать следующую информацию: «Нет действующей «Зеленой карты» на текущую дату».
Уже на практике попадались случаи, когда полицейские стран пребывания обращались к централизованной базе данных МТСБУ, чтобы убедиться, что владелец транспортного средства, зарегистрированного в Украине, имеет действующий полис «Зеленая карта». И не только обращались, но и применяли значительные штрафы в случае отсутствия полиса в ЦБД МТСБУ.
Как убедиться, что полис реализует агент страховой компании?
На сайте МТСБУ существует полезный ресурс: «Реестр агентов», который позволяет по фамилии, имени и отчеству проверить, какую страховую компанию представляет страховой агент, который выписывает вам полис «Зеленой карты», и имеет ли он право заключать договоры «Зеленая карта» от имени этой страховой компании.
Попадаются случаи, когда водители, которые покупают сертификат «Зеленой карты», не понимают и не интересуются, какая страховая защита этим договором предусмотрена. Когда наступает страховой случай за рубежом, у водителя часто возникает целый ряд недоразумений и проблем. Во избежание разного рода недоразумений и претензий, а также чтобы облегчить участие клиентов, которые попали в ДТП за рубежом, страховым агентам необходимо давать исчерпывающие разъяснения относительно этого вида страхования на этапе продаж.
ПАМЯТКА
Что нужно делать в случае наступления ДТП за рубежом?
1. Зафиксировать место дорожно-транспортного приключения (ДТП). Вам необходимо оставить транспортное средство на месте события, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
2. Вызывать полицию.
3. Получить справку полиции об обстоятельствах ДТП. Кроме того, требуйте копию протокола. При составлении протокола о ДТП, если вы не знаете языка страны, в которой находитесь, рядом со своей подписью напишите: «Языка не знаю» или «Язык не понимаю».
4. В случае признания страхователя, отмеченного в карточке международного автомобильного страхования, виновным в дорожно-транспортном происшествии, копия полиса «Зеленая карта» отдается другому участнику ДТП (потерпевшему). Никогда не отдавайте оригинал «Зеленой карты». Если же копии у вас нет, занесите в протокол номер вашей карты или попросите об этом полицейского. При возможности сделайте фотокопию данного сертификата или посоветуйте сделать это потерпевшему.
5. В течение пятнадцати дней оповестить свою страховую компанию о наступлении ДТП. Адрес и телефоны страховой компании, в которой застрахована ваша ответственность, отмечены на страховом сертификате «Зеленая карта», который в любом случае должен оставаться у вас.
Желаем вам счастливого пути, неомраченной никакими неприятностями. Рекомендуем также не игнорировать вопросы защиты своей ответственности, тщательным образом избирать страховую компанию и обязательно проверять действительность заключенного полиса «Зеленая карта».

Роль РСА в развитии системы зеленая карта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *