Расходы на общегосударственные вопросы

Вопрос 5 Финансирование общегосударственных вопросов

Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

• функционирование Президента Российской Федерации;

• функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

• функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

• функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

• функционирование судебной системы;

• обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

• обеспечение проведения выборов и референдумов;

• международные отношения и международное сотрудничество;

• государственный материальный резерв;

• фундаментальные исследования;

• обслуживание государственного и муниципального долга;

• резервные фонды;

• прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

• другие общегосударственные вопросы.

Финансирование ряда перечисленных видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов консолидированного бюджета РФ на финансирование общегосударственных вопросов приходится на федеральный бюджет. Так, например, в 2006 г. она составила около 77,5 %.

В последние годы доля бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов федерального бюджета составляет 14–15 %. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» предусматривается ее постепенное снижение. В 2008 г. она должна составить 12,2 %.

Основное место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосударственных вопросов занимают бюджетные ассигнования на судебную систему (10–11 % общей суммы расходов по разделу), обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (около 23 % общей суммы расходов по разделу), а также на обслуживание государственного и муниципального долга (22–25 %), другие общегосударственные вопросы.

На региональном уровне расходы на финансирование общегосударственных вопросов составляют менее значительную долю от общего объема расходов бюджета – около 7–9%.

Эффективность функционирования структур, расходы на содержание которых относятся на первый раздел функциональной классификации расходов, а также решение других вопросов, относящихся к общегосударственным, во многом определяет результативность бюджетной системы и экономики страны в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Из трех основных подразделов трат на чиновников (функционирование президента, губернаторов и правительств) дороже всего обходится президент. В 2017 году на функционирование президента заложено 15 млрд руб., на законодательные органы на федеральном и муниципальном уровнях — 13 млрд руб., на федеральное и региональные правительства — 6 млрд руб.

В 2015 году самым затратным среди общегосударственных вопросов был подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество» (329 млрд руб.), что вдвое выше расходов на этот же подраздел в 2014 году (176 млрд руб.). Резкое наращивание трат на международную сферу произошло на фоне конфликтов в Донбассе и Сирии, а также обострения отношений России с Западом. В 2016 году расходы по подразделу снизились до 209 млрд руб.

На фоне экономических проблем власти экономят на многих направлениях. Почти вдвое снижены расходы на финансовые, налоговые и таможенные органы, а также органы финансово-бюджетного надзора — с 318 млрд руб. в 2011 году до 177 млрд руб. в 2019 году.

Расходы на материальные резервы упали с 139 млрд руб. в 2011 году до 61 млрд руб. в 2019 году. Государство с каждым годом режет расходы и на судебную систему — с 175 млрд руб. в 2011 году до 140 млрд руб. в 2019 году.

Выборы-2018

В федеральном бюджете пиковые расходы на подраздел по обеспечению проведения выборов и референдумов приходятся на думские и президентские кампании. Выборы в нижнюю палату состоялись в 2011 и 2016 годах, главу государства избирали в 2012 году и должны выбирать в 2018 году. В 2011 году в бюджете на подраздел «В​ыборы» пришлось 17 млрд руб., в 2012 году — 38 млрд руб., в 2016 году — 16 млрд руб.

Крупная сумма заложена на подраздел и в 2017 году — на выборы выделено 20 млрд руб. Для сравнения: в 2013–2015 годах на выборы и референдумы тратилось 3–5 млрд руб. В связи с этим в СМИ обсуждался сценарий досрочных президентских выборов, которые якобы могут перенести с 2018 на 2017 год. Проект Минфина на самом деле связан со стартом предвыборной кампании в конце 2017 года — именно на этот финансовый год и выделены средства, сообщала секретарь ЦИКа Майя Гришина.

Расходы на общегосударственные вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *