Протокол обоснования закупки у единственного поставщика, образец

Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика

Место нахождения

Почтовый адрес

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Предмет контракта

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Способ закупки

Закупка у единственного поставщика

Цена контракта

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www…….

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

«_____» ________________2017 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

________________________________ /___________________/

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

41 000,00

205 000,00

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

32 000,00

384 000,00

Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС

36 000,00

288 000,00

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

38 000,00

190 000,00

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

27 000,00

405 000,00

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

397 440

Материалы и программное обеспечение, руб.

567 200

Оборудование и спецтехника, руб.

428 360

Прочие прямые расходы, руб.

514 000

Накладные расходы (40%)

1 351 600

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Прибыль (5%), руб.

236 530

Общая стоимость, руб.

4 967 130

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Разделы:

  • Определение участника госзакупок
  • Получение электронной подписи
  • Создание контрактной службы
  • Назначение контрактного управляющего
  • Способы определения поставщика
    • Общие правила
    • Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Конкурентные (конкурсы; аукционы; запрос котировок; запрос предложений)
  • Составление плана-графика
  • Изучение документации и подготовка заявки
  • Привлечение средств для закупки и ее осуществление
  • Заключение контракта
  • Обеспечение контракта
  • Исполнение контракта
  • Переходные положения

Нам приходится организовывать очень много мелких закупок на небольшую сумму (2-3 тыс. руб.), при этом срочно и непредсказуемо. Должны ли мы при каждой такой закупке готовить соответствующий пакет документации и заключать контракт? Читать ответ

Можно ли совершить небольшую покупку (например, в размере 100 руб.) для государственных (муниципальных) нужд без заключения контракта, руководствуясь нормами ГК РФ и Бюджетного кодекса РФ? Читать ответ

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги? Читать ответ

Возможно ли заключение в рамках Закона № 44-ФЗ договора (а не государственного контракта) на сумму до 100 тыс. руб.? Читать ответ

1. Применение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) для целей статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). В частности применение нормы части 2 статьи 1 и части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов к статье 18 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о размещении заказов данный закон не применяется в случаях, если заказ предусматривает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей).
Частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчику дано право осуществлять размещение государственного или муниципального заказа путем запроса котировок цен услуг, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, если цена контракта не превышает 250 тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена контракта не превышает 250 тысяч рублей.
Согласно статье 18 Закона о защите конкуренции субъекты, указанные в данной статье, обязаны заключать договоры на оказание финансовых услуг, перечисленных в пунктах 1-11 части 1 данной статьи, путем проведения отрытого конкурса или открытого аукциона. При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Таким образом, для получения финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, в случае если сумма контракта не превышает 250 тыс. рублей, или услуга оказывается на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей), субъекты, перечисленные в данной статье, обязаны проводить открытый конкурс или открытый аукцион. В этом случае, Закон о размещении заказов применяется только в части организации и проведения открытого конкурса и открытого аукциона.
В случае, когда указанные финансовые услуги в понимании Закона о размещении заказов являются государственными или муниципальными нуждами и заказ предусматривает оказание услуг на сумму свыше установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей), на субъекты статьи 18 Закона о защите конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий) распространяются положения Закона о размещении заказов в полном объеме с учетом ограничений по форме проведения торгов, установленных Законом о защите конкуренции.
В этом случае размещение заказа иным способом, в том числе путем запроса котировок, будет рассматриваться как нарушение статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Периодичность отбора финансовых организаций в случаях, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции.
Периодичность проведения открытых конкурсов/аукционов по отбору финансовых организаций для осуществления финансовых услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, антимонопольным законодательством не установлена.
Однако требования к периодичности проведения конкурсов вытекают из норм иного законодательства Российской Федерации.
В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт может быть заключен на срок более одного года, только если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. При этом перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанный перечень Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, для заключения государственных или муниципальных контрактов открытые конкурсы/аукционы по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, необходимо будет проводить ежегодно, если иное не будет установлено Правительством Российской Федерации.
Данные нормы не распространяются на действия субъектов, указанных в стать18 Закона о защите конкуренции, по отбору финансовых организаций, если получение услуги не является государственной или муниципальной нуждой в понимании Закона о размещении заказов. При этом, поскольку открытые конкурсы/аукционы предусмотренные статьей 18 Закона о защите конкуренции должны проводится в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, при проведении открытых конкурсов/аукционов в соответствии со статьей 21, 33 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о конкурсе/аукционе четко определять сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг), начальную цену и объем услуг. Таким образом, договор, заключенный субъектами естественных монополий по итогам конкурса/ аукциона, не может быть бессрочным.
3. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к числу субъектов естественных монополий для целей применения статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Понятие «субъект естественной монополии» определено в статье 3 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
Таким образом, антимонопольное регулирование в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции осуществляется в отношении субъектов естественных монополий, включенных в реестр субъектов естественных монополий. При этом статья 18 применяется в отношении субъектов естественных монополий независимо от того какие средства направляются ими на закупку данных услуг, а также от того является ли для субъекта естественной монополии естественномонопольный вид деятельности основным или носит второстепенный характер.
4. Ответственность финансовых организаций в случае оказания финансовых услуг субъектам, перечисленным в статье 18 Закона о защите конкуренции, без проведения открытого конкурса/аукциона (за исключением возможности признания указанных сделок недействительными по иску антимонопольного органа).
Ответственность финансовых организаций за оказание финансовых услуг субъектам, перечисленным в статье 18 Закона о защите конкуренции, без проведения открытого конкурса/аукциона не установлена.
Вместе с тем при наличии соответствующих доказательств действия финансовых организаций и субъектов, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, связанные с предоставлением финансовых услуг без проведения открытого конкурса/аукциона, могут быть квалифицированны как соглашения (согласованные действия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, что запрещено статьями 11, 16 Закона о защите конкуренции.
В этом случае к финансовой организации применяются меры ответственности, предусмотренные за нарушение указанных статей.
5. Информационное обеспечение проведения открытого конкурса/аукциона в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственных или муниципальных заказов, а также официальный сайт определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Печатное издание и сайт в сети «Интернет» для опубликования субъектами естественных монополий сведений, предусмотренных статьями 16, 21, 23, 24, 28 Закона о размещении заказов, при проведении в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции открытого конкурса/аукциона не определены.
При этом необходимо отметить, что частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов и пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации на заказчика возложена обязанность извещения о проведении открытого конкурса/ аукциона.
Таким образом, субъекты естественной монополии обязаны извещать о проведении открытого конкурса/аукциона. При этом они вправе самостоятельно установить средство массовой информации, в котором будут публиковаться такие извещения.
6. Возможность проведения единого конкурса для заключения договора (договоров) на оказание нескольких финансовых услуг.
Обязанность проводить открытые конкурсы/аукционы по каждой финансовой услуге в отдельности антимонопольным законодательством не установлена.
Вместе с тем при проведении открытых конкурсов/аукционов необходимо соблюдать требование статьи 21 Закона о размещении заказов о четком определении предмета конкурса/аукциона. Для определения предмета заказчик составляет подробные спецификации товаров, определяют характеристики работ (выполнение сложных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) или услуг в целях наиболее полного удовлетворения государственных или муниципальных нужд (статья 20 Закона о размещении заказов).
Кроме того, при определении предмета необходимо учитывать требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности, ограничение количества возможных участников конкурса вследствие исключения из их числа организаций, осуществляющих деятельность по оказанию одной из услуг, входящих в предмет торгов, будет рассматриваться антимонопольным органом как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, по итогам одного конкурса отобрать одну организацию для осуществления нескольких финансовых услуг можно в случае соблюдения в совокупности условий:
— определения данных услуг в качестве предмета конкурса;
— отсутствия на рынке организаций, осуществляющих деятельность только по оказанию одной из услуг, входящих в предмет торгов.
Учитывая изложенное, ФАС России полагает возможным проведение открытого конкурса/аукциона по нескольким лотам.
7. Возможность объявления нескольких финансовых организаций победителями открытого конкурса/аукциона.
В соответствии с частью 9 статьи 28 Закона о размещении заказов победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно части 6 статьи 37 Закона о размещении заказа победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Таким образом, по итогам проведения открытого конкурса/аукциона по одному лоту должна быть отобрана одна финансовая организация-победитель.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, с целью отбора нескольких финансовых организаций на оказание однородных финансовых услуг возможно включение в конкурс/аукцион несколько лотов, имеющих один предмет.
8. Возможность привлечения страховых брокеров для проведения открытых конкурсов/аукционов согласно статье 18 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов заказчики вправе привлекать на основе договора юридическое лицо (далее — специализированную организацию) для осуществления функций по размещению заказа, перечисленных в данной статье.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой брокер осуществляет деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров.
Таким образом, субъекты, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции, могут привлекать в том числе страховых брокеров, в качестве специализированных организаций для осуществления размещения заказа путем проведения открытых конкурсов/аукционов по отбору финансовых организаций для оказания страховых услуг, перечисленных в данной статье. При этом частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов установлено, что подписание государственного (муниципального) контракта с победителем открытого конкурса/аукциона осуществляется только заказчиком.
9. Действие ранее заключенных договоров, возможность их продления или заключения дополнительных соглашений.
Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Следовательно, при наличии у субъекта, указанного в статье 18 Закона о защите конкуренции, на момент вступления в силу Закона о защите конкуренции, договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них срока.
По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции, должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса/аукциона.
С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции продление ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договора (определяющих новый предмет договора), а также заключение новых договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции будет рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, в случае, если субъектом, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции, до момента вступления в силу данного Закона, был проведен тендер, предусматривающий отбор финансовых организаций на период более года, и по итогам был заключен договор, предусматривающий его продление, то после вступления данного Закона в силу, такой договор может быть продлен на период, не превышающий определенный условиями тендера. Также, если договор, заключенный по итогам такого тендера, предусматривал по истечении его срока действия заключение нового договора, то после вступления в силу Закона о защите конкуренции, такой договор может быть заключен на период, не превышающий определенный условиями тендера. Проведение для этого нового открытого конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции, не требуется.
10. Заключение договоров на оказание финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, субъектами, указанными в данной статье, по итогам торгов, проведенных субъектами естественных монополий до вступления Закона о защите конкуренции в силу.
В случае, если субъекты естественных монополий до вступления в силу Закона о защите конкуренции для заключения договоров на оказание финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, осуществили отбор финансовых организаций путем проведения торгов, но по каким-либо причинам не заключили договор с лицом, выигравшим торги, заключение такого договора после вступления Закона о защите конкуренции в силу не будет рассматриваться как нарушение статьи 18 данного закона по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол об их результатах, который имеет силу договора.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
11.Возможность по итогам открытого конкурса/аукциона заключить предварительный договор на оказание финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, с заключением в будущем договора на оказание финансовой услуги, являющейся предметом кокурса/аукциона.
Субъекты, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции осуществляют отбор финансовых организаций для оказания перечисленных в данной статье финансовых услуг, путем проведения открытого конкурса/аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 21, 33 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о проведении конкурса/аукциона четко определять предмет конкурса, сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг) и начальную цену контракта.
Установление предметом договора предмета, отличного от указанного в извещении, будет рассматриваться как заключение договора на оказание иных услуг, открытый конкурс/аукцион по которым не проводился, то есть заключение договора без проведения открытого конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем в случае, если субъекты, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции, по результатам открытого конкурса/аукциона заключат предварительный договор, соответствующий требованиям статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть содержащий условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора, заключение таких договоров не будет рассматриваться антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства.
12. Возможность заключения субъектами естественных монополий договоров с единственным поставщиком.
Статья 31 Закона о размещении заказов предусматривает, что в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе, заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Таким образом, заключение субъектами естественных монополий договоров с единственным поставщиком представляется возможным.
При этом согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления размещения субъектами естественных монополий заказов у единственного источника не требуется, так как необходимость данного согласования и его порядок законодательством не установлены.
13. Виды медицинского страхования, которые должны осуществляться страховыми компаниями, отобранными по итогам открытого конкурса в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции.
Законом Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о медицинском страховании) установлено, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Статьей 2 Закона о медицинском страховании определено, что для неработающего населения страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а для работающего населения страхователями являются работодатели.
Страхователь согласно статье 9 Закона о медицинском страховании обязан заключить договор страхования со страховой медицинской организацией.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий должны проводить открытые конкурсы по отбору страховых медицинских организаций для заключения договоров ОМС своих сотрудников.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также должны отбирать путем проведения открытого конкурса страховые организации для осуществления ОМС неработающего населения.
В соответствии со статьей 2 Закона о медицинском страховании страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.
Следовательно, в случае если федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий заключают договор добровольного медицинского страхования в интересах граждан, то они должны проводить открытые конкурсы по отбору страховых медицинских организаций для заключения указанных договоров.
14. Применение норм статьи 18 Закона о защите конкуренции к кредитным договорам, заключаемым между субъектами естественных монополий и иностранными финансовыми институтами за пределами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о защите конкуренции положения данного закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;
2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.
Таким образом, требования статьи 18 Закона о защите конкуренции об осуществлении субъектами естественных монополий отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса/аукциона для оказания услуг по предоставлению кредита применяются в случае, если в рамках данных кредитных договоров достигаются соглашения в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций, в частности в случае передачи их в залог, и такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.
15. Применение статьи 18 Закона о защите конкуренции субъектами естественных монополий при приобретении финансовой услуги для осуществления деятельности, не относящейся к естественномонопольной сфере деятельности.
Согласно статье 18 Закона о защите конкуренции субъекты, указанные в данной статье, в том числе субъекты естественных монополий обязаны заключать договоры на оказание финансовых услуг, перечисленных в пунктах 1-11 части 1 данной статьи, путем проведения отрытого конкурса или открытого аукциона. При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Таким образом, субъектам естественных монополий необходимо проводить открытый конкурс/аукцион по отбору финансовой организации для оказания поименованных в статье 18 Закона о защите конкуренции услуг независимо от того для осуществления какого вида деятельности необходима закупка данных услуг.
16. Внесение изменений и дополнений в договоры, заключенные в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона о защите конкуренции, а также заключение дополнительных соглашений к таким договорам.
В случае если договоры, заключенные в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции, являются государственными или муниципальными контрактами, то внесение в них изменений и дополнений должно соответствовать требованиям частей 5-6 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии со статьей 21, 33 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о проведении конкурса/аукциона четко определять предмет конкурса, сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг) и начальную цену контракта.
В случае внесения изменений в договор, заключенный по итогам открытого конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции, или заключения дополнительного соглашения к таким договорам, устанавливающего в качестве предмета договора предмет, отличный от указанного в извещении, будет рассматриваться как заключение договора на оказание иных услуг, открытый конкурс/аукцион по которым не проводился
Таким образом, внесение таких изменений в договор, заключенный в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона о защите конкуренции, или заключение подобного дополнительного соглашения будет рассматриваться как нарушение статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Отмена торгов по 223 ФЗ — это процедура отказа заказчика от тендера. В законе о закупках отдельными видами юридических лиц для этого прописаны особые правила.

Скачать образец протокола отмены закупки по 223 ФЗ у единственного поставщика

Скачать образец протокола отмены закупки по 223 ФЗ (конкурентные процедуры)

Отмена торгов по 223-ФЗ

Можно отменить закупочную процедуру по решению организации-заказчика. Но в законе нет прямых указаний, как действовать заказчику, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223 ФЗ. Ключевую роль играет внутренний норматив – положение о закупке организации-заказчика (ч.6 ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру. Независимо от того, каким способом осуществлялся заказ, готовятся документы, разъясняющие причину отмены с указанием даты принятия такого решения. Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ инструкции отличаются. Общее — отказ от проведения закупки по 223 ФЗ осуществляется на основании официального документа, который формируется в закрытой части ЕИС и в котором указываются следующие сведения (п. 31 ПП РФ № 908):

  • основание принятия решения;
  • дата решения об отмене.

Инструкция по отмене конкурентных закупок

В ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ сказано, что заказчик может отменить госзакупку по одному или более предмету вплоть до конца срока подачи заявок. Следовательно, возможна и отмена аукциона по 223 ФЗ. После окончания периода, отведенного для подачи заявок, тендер можно отменить только в форс-мажорных случаях и обстоятельствах непреодолимой силы (ч. 7 ст. 3.2). Главное — в день принятия решения его необходимо опубликовать в ЕИС (ч. 6 ст. 3.2).

Представим пошаговую инструкцию по отмене.

Шаг 1. Определяем основания для отказа. Причины должны быть четко прописаны в Положении заказчика. Именно на них и ссылается специалист, если отменяет торги до окончания срока подачи заявки. Если же прекращение конкурентной процедуры произошло по причинам, не закрепленным Положением, то такие действия заказчика будут расцениваться как неправомерные, необоснованные и ограничивающие конкуренцию (Постановление Арбитражного суда МО № Ф05-12698/2016 от 22.05.2017).

Шаг 2. Сверяемся со сроками. Открываем закупочную документацию и извещение и проверяем предельную дату окончания срока подачи заявок. Если в процессе госзакупки наступили форс-мажорные обстоятельства, вы можете отменить торги в любой момент. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется внести такое уточнение в Положение.

Шаг 3. Размещаем в Единой информационной системе извещение об отмене закупки по 223 ФЗ или же решение об отказе от проведения конкурентной процедуры. Это необходимо сделать именно в день его принятия.

Унифицированного образца решения об отказе Федеральный закон № 223 не предусматривает. Заказчик использует самостоятельно разработанную форму, предварительно закрепив ее в Положении. Сформированный документ с датой и основанием для прерывания торгов подписывается электронной подписью и размещается в ЕИС (п.п. 4, 31 ПП РФ № 908).

ВАЖНО!

Если отменен тендер, участвовать в котором могут субъекты малого и среднего предпринимательства, то оператор электронной площадки не будет передавать заказчику заявки от потенциальных поставщиков.

Шаг 4. При необходимости внесите изменения в плановую документацию. Если Положением предусмотрена такая обязанность, специалист вносит изменения в план закупок.

Закон не обязывает корректировать план при отмененных торгах, но это рекомендуется делать, чтобы выполнить принцип открытости. Если учреждение планирует повторить тендер, это нужно отразить в плане и опубликовать его в ЕИС.

Ответственность за нарушения

Если нарушено требование о публикации решения, ответственному должностному лицу грозит административная ответственность и штраф величиной от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Учреждение получит взыскание в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Инструкция по отмене закупки у единственного поставщика

Прекращение заказа у единственного поставщика закрепляется в Положении заказчика. В 223 ФЗ конкретных указаний и правил нет. Необходимо прописать:

  • основания для прекращения;
  • возможные сроки;
  • порядок действий.

Если извещение о неконкурентной процедуре уже опубликовано в ЕИС, то и решение о прерывании заказа у единственного поставщика обязательно размещается в системе. По аналогии с конкурентными торгами, при необходимости вносятся изменения в плановую документацию для реализации принципа информационного госзаказа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О чрезвычайности и непредотвратимости при форс-мажоре п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда № 7 от 24.03.2016

Инструкция по отмене закупки в личном кабинете заказчика Руководство пользователя (в ред. от 18.06.2019)

Протокол обоснования закупки у единственного поставщика, образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *