После ревизии

Виды и методы ревизии, права ревизоров, окончание ревизии

Ревизии могут подразделяться на следующие виды:

— ревизия, проверка кассы и кассовых операций;

— ревизия банковских операций;

— ревизия операций по начислению денежного довольствия и заработной платы;

— ревизия расчетных операций;

— ревизия сохранности и использования материальных ценностей;

— ревизия основных средств;

— ревизия учета бланков строгой отчетности;

— проверка организации бухгалтерского учета;

— проверка пенсионной работы;

— проверка работы с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам

бесхозяйственности и др.

Ревизии подразделяются по содержанию на документальные и фактические.

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.

Программа ревизии содержит набор конкретных приемов документального и фактического последующего финансового контроля. Классификация методических приемов документального контроля включает:

а) формальную проверку документации, нацеленную на установление правильности оформления документов, подлежащих контролю;

б) арифметическую проверку документации, сводящуюся к оценке правильности таксировок и подсчетов в документах;

в) юридическую (нормативную) оценку документально оформленных хозяйственных операций, имеющую целью определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству, и их экономическую целесообразность;

г) логическую проверку, представляющую собой логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

д) встречную проверку — сличение первичных документов или учетных записей ревизуемого предприятия с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений, с которым ревизуемое предприятие имеет хозяйственные связи;

е) сравнение, под которым понимается сопоставление объектов контроля в целях определения сходства или различия между ними;

ж) балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей, предполагающие сопоставление поступлений отдельных видов ценностей за межинвентаризационный период с их расходом за этот же период и остатками по инвентаризационной ведомости за день ревизии;

з) некоторые другие приемы.

Фактический контроль, представляющий собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, осуществляется с использованием следующих приемов:

а) инвентаризации — проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;

б) экспертной оценки, основывающейся на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли и т.д.;

в) визуального наблюдения, предусматривающего обследование на месте в целях проверки хранения материальных ценностей на складах, состояния контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции.

Документальный и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. За правильно составленными документами и записями могут скрываться хищения и другие злоупотребления. Это объясняет необходимость проведения фактического контроля. В свою очередь фактический контроль ввиду непрерывного характера производственных процессов и быстрой смены хозяйственных ситуаций не может быть всеобъемлющим и сопровождается документальным контролем.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном, ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии (в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки). Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными органами. Разновидностью внеплановых ревизий являются ревизии, проводимые по требованию следственных органов. Такие ревизии являются не только методом осуществления финансового контроля, но и источником юридических доказательств по уголовным делам, связанным с хищениями и другими злоупотреблениями.

По обследуемому периоду деятельности на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за весь ревизуемый период. При сплошном методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассовые и банковские документы проверяются только сплошным методом. Выборочная (частичная) ревизия затрагивает всю документацию, но ограничивается более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии). Таким образом, проверяется часть документов. Объем выборочной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а также характером проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, какой конкретно объем документации и период проверен выборочно.

В тех случаях, когда выборочной проверкой установлены факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить сплошным методом, а в случае необходимости — за период, охваченный предыдущими ревизиями.

По объему ревизуемой деятельности бывают: комплексные и тематические. Комплексные — охватывают комплекс взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, то есть проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них участвуют ревизоры нескольких органов, специалисты разных профилей — технологи, бухгалтеры, финансисты и др.

Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае, возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов повышения производительности труда и экономии финансовых ресурсов.

Тематические — сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности, то есть проверяются отдельные участки работы предприятия или организации (например, правильность исчисления налогов, правильность расходования фонда заработной платы, финансирования капитального ремонта и т. п.).

Ревизоры наделены широким кругом прав, а именно:

— проверять на ревизуемом предприятии первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации;

— опечатывать склады, кассы, кладовые;

— проверять в их финансовых учреждениями кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия; ревизия финансовый контроль

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.

Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована или совершены документальные подлоги и подделки (то есть подлоги и подделки материалов). Первичные документы и учетные регистры могут быть изъяты у предприятий только на основании постановления органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие ревизором документов по решениям этих органов оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу ревизуемого предприятия.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, проверку, руководителем и главным бухгалтером объединения, предприятия, организации, учреждения, на котором проводилась проверка. При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.

Акт ревизии отражает результаты проведения ревизии и может являться основанием для ведения следственной деятельности.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Должностные лица, по вине которых допущены нарушения и о которых говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов Федерации и местным финансовым органам по их требованию.

3. Организация проведения ревизии

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений могут быть вневедомственными, ведомственными, внутрихозяйственными, плановыми и внеплановыми, комплексными, некомплексными и тематическими, сплошными, выборочными и комбинированными. Ревизии проводятся в соответствии с планами работы контрольно-ревизионных органов и министерств по мотивированным постановлениям, требованиям ревизионных органов.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянные служебные удостоверения, установленного образца.

Сотрудникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается её проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии состоит из темы, периода, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации. Выделенные руководителем ревизионной группы ревизоры включаются в состав инвентаризационной комиссии и контролируют её работу.

Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятие проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 ПРИКАЗ № 205 по ОАО «Вымпел» 22 марта 2007 г. г. Санкт-Петербург О проведении комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХХХ» В соответствии с планом проведения комплексных ревизий приказываю: 1. Провести комплексную ревизию производственной и финансово- хозяйственной деятельности строительного управления № 3 за период с 1 января 2006 г. по 28 февраля 2007 г. 2. Для проведения ревизии сформировать ревизионную группу в составе _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Руководителем ревизионной группы назначить П.В. Иванову . 4. Ревизию провести по утвержденной программе в период с 22 марта 2007 г. по 22 апреля 2007 г. (24 рабочих дня). 5. Материалы ревизии представить в строительный трест № 1 для рассмотрения ее результатов 23 марта 2007 г. Генеральный директор _____________________Петров Я.Р. (подпись) Ревизоры также готовят проект приказа генерального директора о начале работы ревизионной группы, в котором содержится фраза об обязательном содействии всех работников организации проведению ревизии. На проведение каждой ревизии ревизорам выдается командировочное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа и заверяется печатью. Кроме того, ревизоры должны иметь постоянные служебные удостоверения. Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии направляет участников ревизии на основные вопросы, которые необходимо решить, дает ревизорам ряд практических советов по организации работы на месте ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушивает каждого участника ревизии и отвечает на вопросы. На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию и приступить к ней позже. 4.3. Составление программы и плана проведения ревизии На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии. Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. В программу не следует включать второстепенные вопросы. Это приводит к потере времени и отвлекает от проверки основных вопросов. Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии. При проведении ревизии по требованию следственных органов руководитель ревизионной группы получает определенное задание, предусматривающее перечень вопросов, подлежащих проверке, с указанием периода, за который должна быть проведена ревизия. Полная правильно составленная программа ревизии помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации. Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Один экземпляр программы вручается руководителю ревизионной группы, а второй остается в делах организации. Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы определенных участков деятельности организации, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Однако окончательный рабочий план формируется только в ходе ревизии, на начальной ее стадии, после ознакомления на месте с организацией производства и особенностями постановки учета. Рабочий план проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности ________________________________________________________ за период с ________________ по _________________ ревизором ___________________________ Наименование Срок исполнения Дата Примечание (содержание) начало окончание представления работ материала Ревизия расчетов 01.10.07 10.10.07 12.10.07 Сплошной с персоналом по контроль оплате труда Ревизия 11.10.07 15.10.07 17.10.07 Выборочны операций по й контроль счетам в банках И т.д. В ходе ревизии план и программа могут дополняться, уточняться. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях. При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности. В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. При этом рабочий план проведения ревизии должен быть составлен. 4.4. Проведение ревизии на объекте По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии. После этого производится инвентаризация кассы. При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается. В необходимых случаях проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей. Руководитель ревизуемого предприятия обязан предоставить ревизорам рабочее помещение, транспорт. Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны содействовать проведению ревизии. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели и задачах ревизии. Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках. Ревизорам необходимо ознакомиться со структурой управления организацией, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учетного и финансового отдела, службы сбыта и снабжения, роль коллегиальных органов управления (совета директоров, правления и др.) В ходе предварительного знакомства следует уяснить систему документооборота. Для этого требуется просмотреть номенклатуру дел, в которой представлена информация о содержании документов, накапливающихся в отделах организации. Необходимо проанализировать порядок создания, регистрации и доведения до исполнителей распорядительных документов (приказов, распоряжений). Следует ксерокопировать приказы о создании инвентаризационных, ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов. Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, какие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.). Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. В ходе предварительного обследования организации ревизор должен вникнуть в технологию работы, территориальное расположение мест хранения и отгрузки материальных ценностей. Обследование позволяет ревизору установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля. Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы должен решить, где и какие товарно- материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации. Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, вначале ревизии, но они могут применяться и в ходе ее осуществления, когда выявляются нарушения, недостачи или расхождения в документальных данных. До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель ревизионной группы совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета руководителем ревизионной группы составляется об этом акт и докладывается руководителю контрольно- ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета. Ревизия проводится после восстановления бухгалтерского учета. Во многих организациях бухгалтерия создана по одному принципу: в ней выделяются отделы реализации, материальный, производственный, расчетный. В отделе реализации накапливаются сведения о готовой продукции организации, ее поступлении из подразделений (цехов) и отгрузке покупателям. В материальном отделе собираются данные о закупках сырья и материалов, их движении. В производственном отделе – сведения о затратах на производство, фактические калькуляции. В расчетном отделе определяются размеры заработной платы, начислений и удержаний. Важно установить, в каком отделе ведутся расчеты по кассе, расчетному и валютному счетам, ценным бумагам, в том числе векселям, кто и как оформляет взаимозачеты. Также необходимо выслать всем поставщикам и покупателям, прочим дебиторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию. После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля. При проведении комплексных ревизий производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятий проверяются: 1) обоснованность расчетов для определения объемных показателей работы предприятий, фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции, прибыли; 2) правильность отражения в отчетности плановых показателей; 3) нет ли случаев необоснованных изменений планов производства и реализации продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет; 4) выполнение плана по основным количественным и качественным показателям, влияние отдельных факторов на отклонения от утвержденных планов; 5) содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности; 6) записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров с показателями отчетности, отчетные данные с плановыми (баланс доходов и расходов, смета); 7) данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям, например, сопоставление данных о количестве выпущенных изделий с документами о начисленной заработной плате за выработку этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с пропусками на ее вывоз с территории предприятия и т.д.; 8) соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах; 9) достоверность отчетных данных, выявление приписок и других искажений показателей отчетности. В ревизионной практике применяются два варианта изучения документов, учетных регистров и отчетных показателей. Первый – от первичных документов к регистрам аналитического и синтетического учета и от последних к показателям баланса и других форм отчетности; второй – от отчетных показателей к регистрам синтетического и аналитического учета и от записей в них к первичным документам. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным способом. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами и некоторые другие участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в программе ревизии. При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом. При проверке законности и целесообразности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству, нормативным актам министерств и ведомств. Целесообразность хозяйственной операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием, при соблюдении законности. При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных операций ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены, а также размер нанесенного материального ущерба. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверок документов, а также с помощью приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливаются правильность заполнения всех реквизитов документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника или назначить графологическую экспертизу. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок, при которых первичные документы и учетные данные ревизуемого предприятия сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех организациях (предприятиях), от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности. Имеющиеся на ревизуемом предприятии выписки банка по расчетным, текущим и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим счетам в учреждениях банка. Копии платежных документов, имеющиеся на ревизуемом предприятии, сличаются с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждениях банка. При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях, расположенных в других городах и районах, руководитель ревизионной группы обращается по этому вопросу в соответствующие вышестоящие организации, которые должны обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов этих проверок руководителю ревизионной группы, по просьбе которого произведены проверки. При проведении комплексных ревизий производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятий применяются следующие приемы фактического контроля: 1) обследование на месте цехов, участков, складов для изучения организации производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и готовой продукции и т.д. Обследование позволяет ревизору установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля. При этом следует ознакомиться с применяемым в цехе (на участке) порядком отражения в первичных документах и регистрах производственного учета операций по переработке сырья и материалов в соответствии с маршрутами их движения в производстве. Данные этого учета сопоставляются с записями и бухгалтерском учете. Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы решает, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации; 2) проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризации проводятся, как правило, вначале ревизии, но они могут применяться и в ходе ее осуществления, когда выявляются нарушения, недостачи или расхождения в документальных данных. Инвентаризации проводятся в соответствии с действующими нормативными документами по инвентаризации основных фондов, товарно- материальных ценностей, денежных средств и расчетов; 3) проведение с участием специалистов контрольного обмера строительных, монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчетных данных о выполненных объемах этих работ; 4) проведение в необходимых случаях с участием специалистов контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, а также обмера или взвешивания сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, обоснованности норм материальных затрат, норм выхода готовой продукции и норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей; 5) проверка при необходимости с участием специалистов качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен — прейскурантам. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц. При ревизии использования и сохранности основных фондов следует проверить: 1) использование действующих производственных мощностей; 2) соблюдение нормативных сроков освоения вновь вводимых мощностей, потери продукции и прибыли вследствие нарушения нормативных сроков; 3) выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоемких процессов; 4) уровень фондоотдачи за ряд лет; разработан и осуществлен ли на предприятии комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи; увеличение коэффициента сменности, сокращение простоев; 5) наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состояние, условия хранения; 6) выполнение плана-графика планово-предупредительного ремонта и освоение сметных ассигнований на капитальный и текущий ремонт; 7) соответствие фактического наличия основных фондов данным бухгалтерского учета. Реальность числящихся на балансе основных средств проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней инвентаризации, проведенной на предприятии. Кроме того, ревизующий проводит контрольную инвентаризацию основных средств на отдельных производственных участках; 8) наличие переданных отдельных предметов основных средств в личное пользование (оборудование и инвентарь культурно-бытового назначения); 9) соблюдение порядка учета основных фондов, предусмотренного ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; 10) своевременность оформления ввода основных фондов в эксплуатацию; 11) обоснованность и правильность оформления ликвидации основных средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при ликвидации основных средств; 12) соблюдение порядка применения норм амортизационных отчислений, начисления амортизации и износа, использования амортизационных отчислений на полное восстановление и капитальный ремонт. При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирование необходимо проверить: 1) правильность планирования производительности труда и фондов оплаты труда, в том числе поквартально. Следует установить, не допускалось ли в плане необоснованное снижение производительности труда в сравнении с прошлым годом, а также увязана ли программа роста производительности труда с планами внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий, снижения трудоемкости и с другими показателями; 2) удельный вес прироста продукции за счет повышения производительности труда по плану и фактически по итогам работы за ревизуемый период; 3) соблюдение предусмотренных в плане соотношений между темпами роста производительности труда и средней заработной платы; 4) состояние нормирования труда; 5) наличие непроизводительных потерь рабочего времени за счет простоев, прогулов, неявок на работу с разрешения администрации, процент этих потерь в общем балансе рабочего времени и как они отразились на объеме выпуска продукции; применяются ли сверхурочные работы, сколько часов отработано сверхурочно и сумма произведенных доплат; меры, принимаемые к обеспечению более полного и рационального использования рабочего времени, устранению простоев и непроизводительных затрат труда; 6) использование фонда оплаты труда, причины относительного перерасхода (с учетом выполнения плана по объему продукции) и меры, принимаемые к его возмещению; непроизводительные выплаты заработной платы (оплата простоев, доплаты за отступления от нормальных условий и др.); 7) соблюдение установленных штатов и действующих схем должностных окладов работников аппарата управления; 8) соответствие фактических объемов выполненных работ объемам работ, Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8

После ревизии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *