<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий (В редакции указов Президента Российской Федерации от 01.04.95 г. N 327; от 22.09.95 г. N 963; от 21.12.95 г. N 1282; от 08.02.96 г. N 166; от 09.02.96 г. N 168; от 03.03.98 г. N 222; от 16.04.98 г. N 396; от 02.12.98 г. N 1453; от 23.10.2000 г. N 1768; от 29.12.2000 г. N 2107; от 05.09.2001 г. N 1098; от 26.03.2003 г. N 370; от 27.04.2007 г. N 556; от 28.04.2007 г. N 570; от 30.07.2008 г. N 1146; от 15.09.2008 г. N 1359; от 12.03.2012 г. N 296; от 30.06.2012 г. N 932; от 12.05.2016 г. N 221) В целях упорядочения процессов структурной перестройки в промышленности, обеспечения защиты национальных интересов в период широкомасштабной приватизации, создания интегрированных производственно-технологических комплексов при приватизации крупных государственных предприятий и преобразовании добровольных объединений предприятий, составляющих основу промышленного потенциала Российской Федерации, п о с т а н о в л я ю: 1 — 6. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 370) 7. Утвердить Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (приложение N 1). Установить, что указанное Временное положение действует до момента утверждения положения о холдинговых компаниях Верховным Советом Российской Федерации. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться указанным Временным положением при создании холдинговых компаний на основе предприятий, находящихся в муниципальной собственности. 8. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 370) Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 16 ноября 1992 года N 1392 ___________________ Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 Действие не распространяется: на нефтяные компании, а также акционерные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт» — Указ Президента Российской Федерации от 01.04.95 г. N 327; на открытое акционерное общество «Российская металлургия» — Указ Президента Российской Федерации от 22.09.95 г. N 963; на акционерное общество «Поляргеодобыча» — Указ Президента Российской Федерации от 21.12.95 г. N 1282; на акционерное общество «ТВЭЛ» — Указ Президента Российской Федерации от 08.02.96 г. N 166; на угольные компании — Указ Президента Российской Федерации от 09.02.96 г. N 168 на межгосударственную авиастроительную компанию «Ильюшин» — Указ Президента Российской Федерации от 02.12.98 г. N 1453; на открытое акционерное общество «Атомный энергопромышленный комплекс» и другие открытые акционерные общества атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, создаваемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 г. N 556; на открытое акционерное общество «ЭйрЮнион» — Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2007 г. N 570; на открытое акционерное общество «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных» — Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2008 г. N 1146; на открытые акционерные общества, осуществляющие свою деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, переработки сельскохозяйственной продукции и производственно-технического обеспечения сельского хозяйства, торговли товарами производственно-технического назначения (материально-технического снабжения) и потребительскими товарами, а также в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения, учреждаемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 1359; на открытое акционерное общество «Роскартография» — Указ Президента Российской Федерации от 12.03.2012 г. N 296; на открытые акционерные общества, создаваемые путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, названных в перечне, утвержденном пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.06.2012 г. N 932; на акционерные общества, создаваемые путем преобразования государственных унитарных предприятий, названных в приложении N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2016 г. N 221 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (В редакции указов Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. N 222; от 23.10.2000 г. N 1768; от 29.12.2000 г. N 2107; от 05.09.2001 г. N 1098) 1. Общие положения 1.1. Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними». Здесь и далее под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления*. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий. _________________ * В том числе наличие «Золотой акции», права «вето», права непосредственного назначения директоров и т. п. 1.2. Требования настоящего Положения обязательны для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25 процентов. 1.3. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. 1.4. Холдинговая компания имеет право в соответствии с действующим законодательством осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении. 1.5. Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая залог и траст (доверительную собственность). 2. Ограничения на создание холдинговых компаний 2.1. Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдинговой компании или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги). 2.2. Холдинговые компании создаются с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов. Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. 2.3. Не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления. 2.4. Создание холдинговых компаний не допускается в следующих сферах деятельности (отраслях): торговле товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами; сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства; общественном питании и бытовом обслуживании населения; транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки). В целях ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом могут совместным решением определять и другие сферы деятельности (отрасли), в которых не допускается создание холдинговых компаний. 2.5. Создание холдинговой компании на основе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения в соответствии с Государственной программой приватизации, не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления. 2.6. Создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, корпораций, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления. 2.7. Комитеты, в качестве учредителей холдинговых компаний, вправе устанавливать в их уставах ограничения на характер предпринимательской деятельности и пределы правомочий по принятию решений, влияющих на деятельность дочерних предприятий, на основе рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных органов. 2.8. Преобразование предприятия (подразделения) в дочернее предприятие допускается только с согласия его трудового коллектива, выраженного голосами более 1/2 всех работников и принятого решением общего собрания или подтвержденного подписными листами. 3. Финансовые холдинговые компании 3.1. Финансовой холдинговой компанией признается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании. Холдинговая компания, состав активов которой в момент учреждения не соответствует указанному требованию, обязана в течение одного года с момента государственной регистрации осуществить действия, необходимые для его выполнения либо для снижения доли ценных бумаг и иных финансовых активов до уровня, не превышающего 50% капитала компании. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия арбитражным судом решения о ликвидации компании. 3.2. Финансовые холдинговые компании вправе вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются. 3.3. Комитеты не вправе вносить в уставный капитал финансовых холдинговых компаний находящиеся в государственной собственности пакеты акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий (объединений), составляющие более 20% их уставного капитала. 3.4. Финансовая холдинговая компания не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается. 3.5. Финансовая холдинговая компания не вправе совершать сделки с принадлежащими ей акциями иначе, как на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Сделки с акциями, не зарегистрированные в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными. (Действие раздела не распространяется на Российское акционерное общество «ЕЭС России» — Указ Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. N 222; положения раздела не применяются при создании в оборонной промышленности холдинговых компаний в форме открытых акционерных обществ путем внесения в их уставные капиталы в качестве вклада Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также при оплате доли Российской Федерации в уставных капиталах уже созданных холдинговых компаний находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ — Указ Президента Российской Федерации от 23.10.2000 г. N 1768; положения раздела не применяются при создании открытого акционерного общества в связи с приватизацией находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» — Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 2107; положения раздела не применяются при оплате дополнительных акций, выпущенных открытым акционерным обществом «ТВЭЛ», — Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2001 г. N 1098) 4. Учреждение холдинговых компаний 4.1. Холдинговые компании могут быть созданы: при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий; при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий; при учреждении новых акционерных обществ. 4.2. Предложения о создании холдинговых компаний вносятся в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Предложения должны содержать: обоснование необходимости создания холдинговой компании, цели и задачи ее деятельности; перечень предприятий (подразделений), предлагаемых для включения в создаваемую холдинговую компанию; сведения о доле продуктов, производимых указанными предприятиями (подразделениями), на федеральном и местном рынках; проекты учредительных документов холдинговой компании, устанавливающих полномочия ее органов управления, механизм взаимодействия холдинговой компании с дочерними предприятиями. В приложении к заявке должны содержаться решения трудовых коллективов предприятий (подразделений), которые предлагается ввести в состав холдинговой компании в качестве дочерних предприятий, оформленные в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Положения. 4.3. Учредителями холдинговых компаний являются Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований (далее — комитеты). Учредителями дочерних предприятий являются холдинговые компании и/или указанные комитеты. В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при их создании могут входить также юридические и физические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О</p>
Содержание
- О холдингах
- Статья 1. Общие положения
- Статья 2. Понятие и условия создания холдинга
- Статья 3. Создание холдинга
- Статья 4. Ликвидация холдинга
- Статья 5. Договор о создании холдинга
- Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий
- Статья 7. Государственная регистрация холдингов
- Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга
- Статья 9. Управление в холдинге
- Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга
- Статья 11. Ответственность участников холдинга
- Статья 12. Заключительные и переходные положения
- Понятие холдинговой компании
- Правовое регулирование холдинговых компаний
- Цель создания холдинговой компании
- Структура холдинговой компании
- Описание схемы
- Новые записи:
О холдингах
Проект N 99049555-2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О холдингах
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.
2. Законодательство Российской Федерации о холдингах состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, по отношению к холдингам, зарегистрированным и действующим на территории Российской Федерации, применяются правила международных договоров.
4. Особенности правового положения холдингов в сферах банковской и страховой деятельности могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.
Статья 2. Понятие и условия создания холдинга
1. Холдинг — совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.
2. Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании) в уставном капитале другого хозяйственного общества, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества — участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц — участников холдинга;
решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.
3. Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).
4. Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.
Статья 3. Создание холдинга
1. Холдинг образуется при возникновении между двумя и более его участниками холдинговых отношений при условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Моментом возникновения холдинговых отношений считается:
внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;
вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;
внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.
3. Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга. Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.
Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.
Статья 4. Ликвидация холдинга
Ликвидация холдинга осуществляется в случае:
вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;
ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;
расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;
прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц — участников холдинга;
отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.
Статья 5. Договор о создании холдинга
1. Договор о создании холдинга должен определять:
наименование холдинга;
цель создания холдинга и основные виды его деятельности;
порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;
обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;
срок действия договора;
условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;
порядок ликвидации холдинга;
иные установленные настоящим Федеральным законом положения.
2. Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:
включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;
передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале участников холдинга;
согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.
3. Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц — участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.
4. Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий
Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами постольку, поскольку иное не установлено законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Статья 7. Государственная регистрация холдингов
1. Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации.
2. Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных — государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.
Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга
1. Порядок государственной регистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:
заявку на регистрацию холдинга;
договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);
нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.
3. В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:
об отказе в государственной регистрации холдинга;
о государственной регистрации холдинга.
Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.
4. Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.
5. Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Управление в холдинге
1. Управление в холдинге осуществляется головной компанией.
2. Управление в холдинге — осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.
3. Головная компания имеет право на:
проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;
утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;
определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;
определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;
представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;
утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.
Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга
1. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.
2. Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.
3. Консолидация налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.
4. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.
Статья 11. Ответственность участников холдинга
1. Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.
2. Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.
3. В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.
4. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.
Статья 12. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Впредь до принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок государственной регистрации холдингов, их государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О финансово-промышленных группах», в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Учредительные документы юридических лиц, входящих в холдинги, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня его официального опубликования.
4. До принятия федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется указами Президента Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
«___» ______ года
N ___
Текст документа сверен по:
рассылка
Мещеряков С. Г.
Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.
Холдинг – корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной практике имеет в большинстве случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или ускорения процесса диверсификации.
Реализуя «систему участия» в холдинге, можно подчинить формально независимые компании, располагающими капиталами, намного превосходящими капитал самого холдинга. Различают следующие виды холдинга:
- чистый холдинг, когда выполняются только финансовые и контрольные функции;
- смешанный холдинг, который в дополнение к вышеупомянутым функциям самостоятельно участвует в бизнесе (торговля, производство, транспорт, кредитование и т. д.).
Холдинговые компании получили развитие в конце XIX – начале XX вв., участники, которых до этого функционировали как картели. Впоследствии во многих холдингах произошла централизация управления и производственной системы. Известный американский ученый Чандлер отмечает, что те холдинги, которые не были централизованы и не интегрировались, позже либо расформировались, либо над ними нависла угроза банкротства.
В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и другие. Рассмотрим их подробнее:
- Горизонтальные холдинги – объединение однородных бизнесов (энергетические, сбытовые, телекоммуникационные компании и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головная (материнская) компания.
- Вертикальные холдинги – объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт)
- Диверсифицированные холдинги – объединение предприятий напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в различные инвестиционные проекты.
Можно выделить три основания построения холдинговых компаний:
- В основе построения лежит вид товара или услуги, то есть предприятия различаются видом производимого товара или оказываемой услуги, а координация их деятельности из центра ориентирована на помощь участникам в реализации продукции на рынках.
- В основе построения лежит группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предприятие (филиал) группы. Такая модификация используется, как правило, инвестиционными, страховыми, пенсионными и другими финансово-кредитными структурами, в том числе банками.
- В основе построения лежит географический фактор, то есть крупная компания открывает свои филиалы на различных территориях. Примером может служить Сбербанк России, имеющий свои подразделения во всех единицах территориального деления экономического пространства государства.
Согласно «Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» от 16.10.1992 г., существует ограничение: «Дочернее предприятие, независимо от пакета его акций, принадлежащих холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая траст и залог».
В холдинге может сложиться ситуация, когда основная (материнская) компания будет полностью владеть другими участниками данной корпоративной структуры, однако и в этом случае объединение не будет представлять собой единую компанию.
Холдинги не проходят государственную регистрацию в качестве официальной корпоративной структуры. Однако, понятие «холдинг» существует в современном российском законодательстве. Например, есть «Временное положение о холдинговых компаниях», в котором регулируются некоторые особенности их деятельности как специфической формы ассоциированного предпринимательства в российской экономике.
Согласно проекту ФЗ «О холдингах» холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных обстоятельств:
- преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества – участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
- договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц – участников холдинга;
- решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.
Одной отличительной чертой холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).
К тому же, дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.
Холдинговая форма удобна с точки зрения руководства группой компаний, так как данная форма позволяет:
- во-первых, согласованно формировать, корректировать и решать цели и задачи компании. Вырабатывать эффективные управленческие решения в кризисных ситуациях. Осуществлять единое управление стратегическим развитием компании.
- во-вторых, унифицировать и стандартизировать ведение учета, документооборота, и т. д.
- в-третьих, прямо или косвенно контролировать цены, при этом защищая интересы всей группы.
С помощью холдинговой формы объединения группы хозяйствующих субъектов можно достичь стабильных и высоких экономических показателей деятельности субъектов.
Можно выделить следующие основные принципы построения холдинга.
Общие принципы
Наделение предприятий холдинга необходимыми средствами –материнская компания (собственник предприятий) вкладывает средства в предприятия – наделяет данные предприятия необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного их функционирования.
Назначение руководителей Предприятий – для управления предприятиями холдинга Управляющая компания назначает директоров этих предприятий, на которых возлагается ответственность за эффективность работы этих предприятий.
Принцип узкой специализации – создание и функционирование предприятий холдинга осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное предприятие, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.
Разработка правил функционирования и контроль за их соблюдением – Управляющая компания разрабатывает правила функционирования для всех предприятий холдинга и осуществляет контроль за соблюдением этих правил.
Принципы ограниченной самостоятельности предприятий холдинга – в связи с тем, что предприятия холдинга обязаны функционировать в рамках предписанных правил Управляющей компанией, все они имеют ограниченную самостоятельность, но могут иметь ту или иную степень свободы при работе на рынке.
Принцип максимальной самостоятельности предприятий холдинга – в рамках установленных Управляющей компанией правил предприятия холдинга являются самостоятельными структурами и находятся на хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Каждое в отдельности предприятие холдинга не несет ответственности по обязательствам любых других предприятий холдинга, в том числе по обязательствам Управляющей компании.
Принцип минимальной самостоятельности предприятий холдинга (процессинг) – Управляющая компания холдинга может взять на себя часть функций управления того или иного дочернего предприятия Холдинга. Как правило, это коммерческая функция. В данном случае Управляющая компания берет на себя ответственность за снабжение предприятия и сбыт произведенной им продукции. Предприятие при этом работает в режиме процессинга, получая от Управляющей компании сырье и материалы, и передавая ей готовую продукцию. За производственную функцию Управляющая компания оплачивает предприятию его текущие расходы и согласованную с собственником данного предприятия часть прибыли от реализации произведенной продукции (услуг).
Принципы горизонтальных отношений в холдинге
Принцип взаимовыгодного сотрудничества – горизонтальные взаимоотношения между предприятиями холдинга должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения условий сотрудничества одним из предприятий холдинга, находящегося на хозрасчете, что повлекло за собой ущерб для другого предприятия холдинга, последнее должно подать претензию первому. Разрешение споров между предприятиями холдинга производится третейским судом в лице Управляющей компании. Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению.
Принцип свободы выбора партнера – предприятие холдинга, находящееся на хозрасчете, может работать с конкурентами другого предприятия холдинга, если это выгоднее для первого.
Принцип соблюдения интересов каждого предприятия холдинга – не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы одного предприятия холдинга, находящегося на хозрасчете, в пользу другого.
Принципы вертикальных отношений в холдинге
Стратегическое и оперативное планирование – вопросы стратегического планирования находятся в ведении Управляющей компании холдинга. Вопросы оперативного планирования текущей деятельности предприятий находятся в ведении руководства предприятий холдинга.
Контроль над соблюдением установленных правил игры – руководитель холдинга (управляющей компании) осуществляет контроль над соблюдением установленных правил игры для предприятий холдинга и уровнем эффективности их функционирования. В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей любым из директоров предприятий холдинга, а также в случае систематического невыполнения предприятием плана по доходам и прибыли или в случае убыточного функционирования предприятия, а также в случае нарушения установленных правил функционирования предприятия, руководитель холдинга должен немедленно выносить вопрос о соответствии директора занимаемой должности на Совет директоров Управляющей компании. В случае серьезных нарушений своих обязанностей со стороны директора предприятия и/или при возникновении угрозы существенных убытков руководитель холдинга имеет право самостоятельно на время отстранить директора предприятия от осуществления своих обязанностей до решения Совета директоров. При этом руководитель холдинга должен временно назначить исполняющего обязанности директора предприятия.
Отчисления на содержание Управляющей компании – каждое предприятие холдинга, находящееся на хозрасчете, должно отчислять определенную сумму на содержание Управляющей компании. Также на эти цели может выплачиваться определенный процент от прибыли данных предприятий.
Принцип невмешательства в оперативное управление – в связи с тем, что директора предприятий персонально отвечают за эффективность управления предприятием, Управляющая компания не должна вмешиваться в вопросы оперативного управления.
Открытость предприятия к проверкам со стороны Управляющей компании – в связи с тем, что Управляющая компания не должна вмешиваться в оперативное управление предприятием, она имеет право в любое время проводить любые проверки на предмет выполнения директором, принятых на себя обязательств и соблюдения правил функционирования предприятия, установленных Управляющей компанией. Директор не имеет права препятствовать проведению проверок со стороны Управляющей компании.
Ограничение полномочий директоров предприятий – директора предприятий холдинга не имеют права самостоятельно без согласования с Управляющей компанией изменять установленные правила функционирования предприятий, заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество предприятия.
Ограничения на изъятие средств из оборота предприятий – в связи с тем, что директора несут персональную ответственность за функционирование предприятий, находящихся на хозрасчете, Управляющая компания не должна без учета интересов предприятий изымать их средства сверх установленных нормативов отчислений из прибыли, в том числе и на новые проекты. Дополнительное изъятие средств может сказаться на эффективности работы предприятия. Поэтому, в таких случаях, со стороны руководства холдинга не допускается давление на директора. Более того, руководство холдинга не должно снимать директора с должности, если тот не согласен с целесообразностью отвлечения из оборота предприятия дополнительных денежных средств.
Уметь жить по средствам или «не руби сук, на котором сидишь» – Управляющая компания не должна без учета интересов предприятия, находящегося на хозрасчете, навязывать ему дополнительные затраты, не связанные с прямой производственной деятельностью или необоснованно увеличивающие себестоимость услуг или продукции предприятия. При этом со стороны Управляющей компании также не должна давить на директора. На самом деле, все нецелесообразные для производства расходы Управляющая компания, желающая производить эти расходы, должна покрывать их за счет собственных средств, в том числе и за счет получаемых нормативных отчислений с предприятий холдинга.
Принцип единоначалия – персонал предприятия подчиняется только директору предприятия. Руководство холдинга не должно давать распоряжения персоналу предприятия через голову директора, соблюдая субординацию.
Планирование и отчетность. Ответственность за нарушение сроков по отчетам – каждое предприятие холдинга должно своевременно подавать в Управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков руководители предприятий должны платить неустойку Управляющей компании, размер которой устанавливается единым для всех предприятий холдинга.
Принципы финансовой организации холдинга
Важным условием организационно-структурного развития холдинга является приоритет в защите интересов владельцев уставного капитала, акционеров и партнеров по бизнесу. Для выполнения этого условия при создании предприятий холдинга предлагается использовать основополагающие принципы:
Принцип диверсификации капитала – распределение акционерного капитала холдинга таким образом, чтобы даже при приобретении блокирующего пакета акций третьим лицом в любом из предприятий холдинга, контроль бизнеса в целом оставался у инициаторов проекта.
Принцип безусловного финансового подчинения – основан на разделении финансовых потоков и точек образовании прибыли (работы с клиентами). Достигается за счет концентрации функций финансового обслуживание всех предприятий холдинга в одном из его предприятий, которое, в свою очередь, по уставу не может работать с клиентами.
Принцип достаточности – количество предприятий необходимо и достаточно для решения коммерческих и политических задач холдинга в текущий момент.
Принцип окупаемости – все предприятия холдинга должны приносить доход. Создание нового предприятия холдинга должно быть экономически обосновано. Убыточные предприятия должны ликвидироваться. Планово убыточные (благотворительные) направления деятельности должны быть представлены в качестве структурных подразделений предприятий холдинга и существовать за счет их прибыли, либо за счет целевого финансирования по бюджетному принципу другими предприятиями холдинга.
Принцип исключения дублирования – из организационной структуры каждого предприятия холдинга, по возможности, исключаются любые подразделения, функцию которых может выполнить другое предприятие холдинга на договорных условиях.
На основе анализа сложившийся ситуации в российской и мировой экономике можно выделить практические пути, по которым, коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т. д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция».
Основная цель таких холдингов – завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млрд. долл. и мощностью 1 трлн сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
б) Второй путь образования холдинговых компаний – это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны – снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%.
в) Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т. д.
г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива «Stella Artois» плюс 40 млн. долл. Индийцы – акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
е) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
- путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием. Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций.
- путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример – компания «МакДональдс»).
В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. «На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности», пишет «Эксперт». Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой – либо группы с последующим включением в свой холдинг. Снова процитируем журнал «Эксперт» – «Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности … и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…». Можно вспомнить, например, попытку г-на Быкова получить контроль над всей энергетикой Красноярского края и его конфликт с губернатором А. И. Лебедем.
Судя по публикациям «Эксперта» и «Коммерсанта» – в России это почти универсальный способ приобретения предприятий.
Косвенно об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства. Например, последнее указание ЦБ РФ, регулирующее процедуру замены обязательств банков на их конвертируемые обязательства – владельцы этих обязательств могут обменять их на акции банка – должника, а потом продать его имущество.
Следует отметить еще один способ образований холдингов (как «сверху», так и «снизу») – объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким-либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а «лишние» предприятия вынуждены были «сбросить». Так поступил банк «Менатеп», Онэксим-банк» и др.
Образование «снизу» происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию (рис. 3). Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов.
Для реализации этой процедуры осуществляется подготовка проспекта эмиссии и его размещение: частное (как в данном случае) или открытое.
В отличие от случая с отдельным предприятием для создания холдинговой структуры практически всегда используется частное размещение.
Зачастую в уже созданных и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.
Рис. 3. Схема образования холдинга снизу
Список использованных источников
Оглавление Версия для печати
Холдинги возникли также и в результате обратного процесса – разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние. Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской Федерации не публиковались. «Анализ курсирующих в различных публикациях сведениях, — пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка)».
При значительной распространенности холдингов в современной предпринимательской практике отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний.
Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст. 105, 106 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах»), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым. Мы до сих пор не имеем системного законодательства, которое бы регламентировало «внутреннюю жизнь» холдингов и их внешние контакты – взаимодействие с другими предпринимательскими структурами, кредиторами, акционерами, наконец, государством.
Около трёх лет в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обсуждался проект федерального закона «О холдингах». Принятый Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2001 г. С жесткой формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В октябре 2001 года была создана согласительная комиссия, но и в редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства, закон был отклонен в феврале 2002 г. 7 июня 2002 г. На пленарном заседании Государственная Дума сняла проект закона «О холдингах» с повторного рассмотрения. Так закончилась «эпопея» законопроекта №99049555-2, который, по оценке специалистов, носил рамочный характер, и, по мнению ученых-практиков, был «сырым» документом, слишком общим, отсылочным, не имеющим механизмов реализации многих содержащихся в нём положений (в последней редакции законопроекта было всего 12 статей). В законопроекте совершенно не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении.
Одним из положительных, на наш взгляд, моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение налогообложения. Интересно при этом, что холдинговые компании, многие из которых возглавляют известные предприниматели и политики, имеющие определенное влияние на законодательные органы, активно не инициировали принятие Федерального закона «О холдингах». Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам. Интересно на этот счёт высказывание заместителя председателя комитета по собственности Государственной Думы И. Лисиненко, сделанное в период обсуждения законопроекта: «…Скорость принятия закона зависит от того, насколько он нужен обществу. Законопроект о холдингах никто не лоббирует, поэтому он и не продвигается. Значит никто не заинтересован в том, чтобы он был принят. Лобби – очень хороший индикатор общественного мнения».
В принятии законопроекта «О холдингах», как нам кажется, должно быть больше всех заинтересовано государство, чтобы оградить потенциально слабых участников имущественного оборота и обеспечить наполняемость бюджета за счёт крупных холдинговых структур. Но выходит, что и государству в сложившейся ситуации также удобно: оно делегирует сегодня свои функции по управлению государственной собственностью крупным холдинговым компаниям; по сложившейся традиции эти структуры занимаются социальной сферой, обеспечивают занятость населения, т.е. получается, что государство тоже пока не заинтересовано в наличии системного законодательства о холдингах.
Пока Закон «О холдингах» не принят, правовое регулирование холдингов носит отстающий от требований современной предпринимательской практики усеченно-фрагментарный характер. При этом отсутствие системного правового регулирования, в конечном счете, не является фактором, запрещающим или даже ограничивающим осуществление предпринимательской деятельностью в холдинговой форме. Другое дело, что это неудобно для специалистов, работающих в холдинге, непрозрачно для государства и кредиторов. Для легитимного распределения головной компанией полученного кредита между участниками холдингами банки зачастую требуют создания простого товарищества либо подписания договора о совместной деятельности. Это удается, если холдинг создан на базе единого когда–то предприятия, и конечный продукт выработки является плодом совместных усилий всех участников холдинга; а в случае диверсификации производства, когда участники холдинговой компании занимаются несхожими видами деятельности, подписание договора о совместной деятельности довольно проблематично, так как представляет собой нарушение закона, выражающееся в незаконном, по сути, получение кредитных средств. Именно поэтому, несмотря на снятие законопроекта №99049555-2 с рассмотрения Государственной Думы, в предпринимательских кругах не угасает надежда на принятие системного законодательного акта, посвященного правовому регулировании холдингов, который на более глубоком уровне, чем имевшийся проект закона, обеспечит правовую базу организации и деятельности самой распространенной в российском бизнесе формы предпринимательского объединения.
Правовую основу создания холдингов с участием государства или муниципальных образований создает Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в частности ст. 25 «Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ» и ст. 26 «Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления». Следует заметить, что с принятием Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ, ограничившего осуществление предпринимательской деятельности в этой организационно-правовой форме (ст. 8 Закона), а также запретившего унитарным предприятиям создавать дочерние предприятия (ст. 2 Закона), процесс преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в том числе со 100% долей участия государства или муниципального образования в уставном капитале, станет более активным.
Упоминание о холдингах содержится в Федеральном законе «Об акционерных обществах», в соответствии с подп.18 п. 1 ст. 48 которого принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего собрания акционеров.
Антимонопольное законодательство, не оперирует собственно понятием «Холдинговая компания», относит эти хозяйствующие субъекты к группе лиц (ст. 4 Закона о конкуренции).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в вопросе регулирования холдинговых компаний претерпел существенные. В предыдущем параграфе мы рассмотрели основные особенности банковского холдинга и банковской группы в трактовке Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 19 июня 2001 г. №82-ФЗ и вынуждены констатировать противоречие его отдельных положений нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закону о конкуренции. Так, в отличие от Гражданского кодекса, ФЗ, №О банках и банковской деятельности» содержит закрытый перечень оснований установления существенного влияния в системе холдинга одного юридического лица на другие. Различая понятия «банковский холдинг» и «банковская группа» по сути, по критерию профиля деятельности головной организации (в холдинге головная организация не может быть кредитной, а в группе, напротив, является кредитной), ФЗ «О банках и банковской деятельности», таким образом, содержит иное понимание группы лиц в сравнении с Законом о конкуренции. Нашей позицией является точка зрения о неоправданности значительного своеобразия правового регулирования холдинговых компаний в связи с профилем их деятельности и о необходимости установления единых критериев определения холдинговых компаний в различных отраслях законодательства.
Как отмечают некоторые ученые, в законодательстве и в правовой литературе отсутствует единообразие и в употреблении понятий «холдинг» и «холдинговая компания». Зачастую эти термины используются применительно к основному обществу связанной отношениям экономической зависимости группы лиц. Представляется правильным, — пишет Шиткина И.С., — использовать понятия «холдинг» или «холдинговая компания» для обозначения совокупности юридических лиц, объединенных отношениями экономической зависимости, а применительно к контролирующему обществу употреблять предусмотренные законодательством категории материнское и основное общество.
Источник: О.В. Метелева, ЖКХ, № 2, 2008, часть 1, www.gkh.ru
В настоящее время унитарные предприятия не являются полноправными членами рынка, поскольку работают в условиях отсутствия конкуренции, отличаются крайне низкой прозрачностью, отсталыми технологиями управления и незаинтересованностью менеджмента в получении прибыли, имеют огромные сложности с привлечением инвестиций, что заведомо программирует их на неэффективную деятельность. В связи с этим Правительство РФ ставит задачу повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества путем проведения структурных преобразований в отрасли.
Таким образом, перед руководителями унитарных предприятий встают вопросы не только эффективной работы, но и сохранения организации как целостного экономического механизма. Возникающие сложности связаны как с постоянно обновляющимся законодательством, так и с нюансами реорганизации конкретного предприятия. В данной статье приводится один из вариантов реформирования унитарного предприятия – создание холдинговой компании. Этот вариант позволяет юридически изменить состав субъектов экономической деятельности на предприятии и совершить ряд мероприятий по их внутренней оптимизации.
Понятие холдинговой компании
Согласно Указу Президента РФ холдинговой компанией признается предприятие любой организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, холдинговая компания представляет собой объединение юридических лиц, связанных отношениями владения. За счет таких отношений структура управляема в целом, но при этом сохраняется возможность относительной самостоятельности отдельных элементов, необходимой для экономически эффективной работы системы. Различия между юридическими лицами в структуре холдинговой компании состоят в функциональном назначении того или иного элемента схемы.
Холдинговые компании не подлежат государственной регистрации, следовательно, возможность прекращения статуса холдинга не предусмотрена. Отношения между юридическими лицами в рамках холдинга основаны на экономической зависимости и контроле. Таким образом, участники холдинга, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который влияет на принятие решений. Деятельность участников холдинга является согласованной и направлена на получение прибыли.
Специфические особенности холдинговых компаний:
- объединение производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможность интеграции науки и производства;
- возможность диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечение специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
- возможность управления рисками;
- значительная централизация капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может перетекать из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
- централизация целого ряда функций, позволяющая экономить управленческие затраты;
- обеспечение конфиденциальности контроля.
Правовое регулирование холдинговых компаний
В современном законодательстве Российской Федерации отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний, несмотря на широкое распространение последних в предпринимательской практике.
Правовое регулирование холдинговых компаний носит фрагментарный характер и в настоящее время регулируется гражданским законодательством посредством определения категорий основного и дочерних хозяйственных обществ.
В ходе мониторинга законодательства, содержащего упоминание о холдинговых структурах, можно отметить:
- Гражданский кодекс РФ (ст. 105, 106);
- Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 6 «Дочерние и зависимые общества»);
- Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 6 «Дочерние и зависимые общества»);
- Федеральный закон от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. от 10.05.07) (ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ», создающую правовую основу образования холдинговых компаний с участием государства или муниципальных образований);
- Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392.
До настоящего времени не появилось системного законодательства, которое регламентировало бы внутренние и внешние контакты холдингов – взаимодействие с другими организациями, кредиторами, акционерами и государством в целом. Однако отсутствие системного регулирования, в конечном счете, не является фактором, запрещающим или ограничивающим осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме.
В законодательстве и правовой литературе отсутствует однозначность в употреблении понятий «холдинг» и «холдинговая компания». Как правило, данные термины используются для обозначения группы компаний, связанных отношениями экономической зависимости. Такой же подход использовался в законопроекте «О холдингах», который так и не был принят Государственной Думой РФ.
Цель создания холдинговой компании
Рассмотрим общие преимущества холдинговых компаний в сравнении с другими правовыми формами организаций. Экономический эффект объединения юридических лиц в холдинговую компанию заключается в преумножении возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга:
- воздействие конкуренции на участников холдинга минимально, поскольку они, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- существует возможность повышать стабильность бизнеса путем управления рисками, а также обеспечивать безопасность головной организации. Это достигается посредством перераспределения рискованных операций между дочерними обществами, так как «дочки», будучи самостоятельными юридическими лицами, несут ответственность по своим обязательствам только своим имуществом;
- обеспечивается единое внутрихолдинговое финансовое планирование, основанное на рациональном распределении функций внутри холдинговой компании, создании участниками холдинга централизованных резервов.
Таким образом, общей целью создания холдинга является объединение юридических лиц в единую компанию для централизации капитала, его диверсификации и сохранения прибыли от риска и кредиторов.
Структура холдинговой компании
Как правило, холдинги создаются в форме объединения хозяйственных обществ, одно из которых владеет акциями (долями) другого. К таким структурам применимы положения Гражданского кодекса РФ о дочерних обществах. Согласно п. 1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество или товарищество могут определять решения дочернего. Такая возможность обеспечивается, например, преобладающим участием в уставном капитале «дочки» или договором, заключенным между материнской и дочерней компаниями. Управляемые компании, в свою очередь, тоже могут иметь собственные дочерние общества («внучки» основного), а те – своих «дочек» и т. д.
Таким образом, холдинговая структура подобна пирамиде, на вершине которой находится головная компания. При этом холдинг всегда имеет единый центр принятия решений.
* Наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому (договор доверительного управления, совместной деятельности, кредита, залога ценных бумаг, иной имущественный договор).
Как уже говорилось, холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят пакеты акций других предприятий. При этом под пакетом акций понимаются не только собственно акции, но и любая другая форма участия в капитале предприятия. Главный признак такого участия – возможность влиять на решения организации, принимать или отклонять их на общем собрании участников (акционеров, пайщиков) и в других органах управления.
С экономической точки зрения положительным моментом создания холдинга является увеличение эффективности бизнеса по сравнению с разрозненными ресурсами, которые существовали в организациях до их интеграции в холдинговую структуру. Это, прежде всего, повышение общей рентабельности за счет исключения внутренней конкуренции и бартерных взаимоотношений.
К другим плюсам холдинговых структур относится возможность передачи активов между компаниями холдинга, которая в определенных законом случаях может не облагаться налогом на прибыль (подп.11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, наличие в холдинге нескольких компаний позволяет минимизировать гражданско-правовые риски по сделкам путем распределения их между несколькими компаниями. Еще одним несомненным плюсом является то, что взаимоотношения между участниками, в принципе, специально не регламентируются и подчинены общим правилам отношений между организациями.
Описание схемы
Предлагается способ приватизации государственного имущества путем преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество (рис. 2). Владельцем акций является казна г. Москвы (субъекта РФ), держателем – Комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Созданное открытое акционерное общество будет являться материнской (основной) компанией.
На основе ОАО (материнской компании) создаются дочерние компании путем реорганизации в форме выделения отдельных структурных единиц в самостоятельные хозяйственные общества.
Выделением хозяйственного общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Важнейшей характеристикой выделения как способа реорганизации является то, что оно ведет к возникновению нового юридического лица (новых юридических лиц) и не является прекращением существования реорганизуемого.
Выделение как способ реорганизации характеризуется рядом основных тезисов:
- вместо одного хозяйственного общества возникают два или более общества;
- вновь созданным обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
- реорганизуемое общество продолжает существовать и в результате реорганизации может приобрести акции вновь созданного общества.
Именно эти особенности выделения как способа реорганизации способствуют созданию холдинговой компании.
Основу правового регулирования реорганизации в форме выделения составляют ст. 57–60 ГК РФ, ст. 50 НК РФ, ст. 15, 19 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 51, 55 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие правовые акты.
Необходимо отметить, что при реорганизации в форме выделения вновь образованному юридическому лицу не могут быть переданы в порядке правопреемства какие-либо налоговые обязательства реорганизованного общества (п. 8 ст. 50 НК РФ).
Помимо приведенного способа реорганизации возможен и более традиционный вариант создания холдинговой компании – учреждение новых хозяйственных обществ на имущественной основе существующей организации путем внесения ею в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества части принадлежащего имущества или активов.
Основное преимущество данного способа – возможность сохранения жесткого контроля организации-учредителя над учрежденной организацией. Если общество создается материнской компанией, то она, как правило, владеет всеми акциями (долями участия) дочернего общества. Возможен вариант, когда в качестве соучредителей приглашаются инвесторы, и тогда материнская компания владеет контрольным пакетом акций (долей участия) дочерней компании. Достоинство этого способа – наименьшая трудоемкость процесса структурных преобразований.
В результате формирования холдинговой компании путем учреждения новых хозяйственных обществ все гражданско-правовые и налоговые обязательства остаются у организации-учредителя, поскольку учреждение в отличие от реорганизации не влечет за собой правопреемства. В данном случае при наличии налоговых и других долгов велика вероятность обращения налоговыми органами либо кредиторами взыскания на имущество организации-учредителя.
В результате обоих вариантов вместо одного хозяйственного общества возникает холдинговая компания, имеющая значительные преимущества в эффективном осуществлении предпринимательской деятельности.
Приведенные варианты применимы не только при создании дочерних компаний материнской, но и при создании зависимых обществ дочерними компаниями.
В рассматриваемом случае можно предложить создать такое количество и качество «дочек», которое соответствовало бы районам или округам Москвы. Возможно создание отдельной (дочерней) компании под каждую конкретную задачу (производство, транспорт, лизинг и т. д.). Такой подход обусловлен: соображениями контроля (каждый крупный центр ответственности логично оформить как отдельное юридическое лицо, приведя тем самым в соответствие корпоративную и управленческую схемы холдинга); налоговыми требованиями (налоговая оптимизация нередко предполагает выбор организационно-правовой формы компании, системы ее налогообложения в зависимости именно от функционального назначения компании); а также необходимостью защитить активы (при возможном банкротстве одной из организаций холдинга остальные не пострадают).
Рассмотренный вариант реформирования не претендует на единственно верный, а носит исключительно концептуальный характер. Тем не менее, его несомненное отличительное достоинство в том, что он будет способствовать привлечению в структуру холдинга как инвестиционного, так и частного капитала. При данном способе очевидны эффективность управления предприятием и качественное снабжение потребителя услугами за счет грамотной оптимизации внутренних процессов. Важно также, что холдинговая компания, работающая по законам рынка, спроса и предложения, способна приносить стабильную прибыль.
Указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утверждено Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.
Законопроект № 99049555-2 «О холдингах» был снят с рассмотрения Государственной Думой РФ.
Статья 19 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 05.02.07).
Вернуться к разделу статей