ОКПД оценка условий труда

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 2014 года, используемая ранее аттестация рабочих мест была заменена такой процедурой, как специальная оценка условий труда (СОУТ). Этот процесс имеет целый ряд существенных отличий от аттестации, и кроме того, в него включены совершенно новые понятия, подробно описанные в упомянутом выше законе. Именно они должны сегодня использоваться при проведении специальной оценки условий труда, которая дает возможность выявить вредные и опасные факторы для сотрудников промышленных предприятий и иных компаний, а также оценить качество организации надлежащих условий для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Результаты СОУТ действительны одновременно с результатами аттестации рабочих мест, которая проводилась до вступления в силу нового закона. При этом как по тем, так и по другим итогам организуемые на предприятиях условия выполнения работ подразделяются на несколько классов и подклассов.

Содержание

Специальная оценка условий труда: последние изменения в законодательстве

Напоминаем, что в 2018 г. заканчивается срок действия всех сертификатов, полученных по результатам проведения аттестации рабочих мест (АРМ) и выданных сроком на 5 лет, так как в 2014 г. на законодательном уровне была утверждена новая процедура – специальная оценка условий труда (СОУТ).

С 1 мая 2016 года вступил в силу Закон 136-ФЗ, согласно которому в установленный ранее порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) вносится ряд изменений. К самым основным из них можно отнести:

  • Чтобы значительно уменьшить финансовую нагрузку на компании, стабильно обеспечивающие абсолютно безопасные условия выполнения должностных обязанностей для своих сотрудников, новый законопроект дает возможность распространить процесс декларирования на те рабочие места, которые относятся ко второму классу условий труда и признаны допустимыми в ходе проведения специальных исследований;
  • C 2016 года все данные о специальной оценке условий труда, являющиеся государственной тайной, будут дополнительно защищены от несанкционированного доступа и передачи третьим лицам;
  • В реестр аккредитованных исполнителей, которые имеют право производить как аттестацию рабочих мест, так и специальную оценку условий труда, будут внесены изменения. Теперь в нем планируется публиковать данные о представительствах и филиалах таких компаний.

Все изменения, вносимые в порядок организации и проведения процедуры специальной оценки условий труда, по мнению экспертов, должны значительно повысить ее качество, объективность и точность результатов

Проведение СОУТ, согласно действующему законодательству, должно осуществляться исключительно организациямивнесенными в реестр аккредитованных организаций по специальной оценке условий труда — такими, как компания СЕРКОНС, которая имеет-20 летний опыт и может предложить сразу несколько выгодных тарифных планов, выбор которых зависит от специфических особенностей деятельности конкретного предприятия и количества рабочих мест.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Помимо всего прочего, Закон 426-ФЗ определяет конкретную схему проведения специальной оценки условий труда. Каждое предприятие, которое намеревается получить соответствующий сертификат, должно в обязательном порядке пройти подготовительный этап, который включает в себя описанные ниже процедуры:

  • Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В нее могут включаться руководители компании, а также как минимум один представитель профсоюзов или других объединений, представляющих интересы сотрудников. В обязательном порядке в комиссию должны входить медицинский работник и специалист по охране труда. Состав данного органа утверждается соответствующим приказом по предприятию;
  • Cоставление списка рабочих мест, которые будут подвержены СОУТ. В него обязательно должно включаться не менее 20 процентов аналогичных рабочих мест. В остальном законодательство не выдвигает никаких дополнительных ограничений;
  • Приглашение независимых оценщиков для проведения специальной оценки условий труда. Они в состав комиссии не включаются, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.

Выбор независимых оценщиков для проведения работ

Как уже упоминалось выше, процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) осуществляется не только комиссией, созданной на предприятии, но и независимыми оценщиками. Их выбор имеет очень важное значение, поэтому рекомендуем подойти к нему максимально ответственно.

Основными требованиями, которые предъявляются к организациям, имеющим право производить СОУТ, являются:

  • Наличие аттестата аккредитации на проведение аттестации рабочих мест. Этот документ выдавался до вступления закона о спецоценки условий труда в силу, но остается действительным до 2018 года, поэтому если он имеется у приглашаемой вами организации, процедура будет вполне законной;
  • Наличие лаборатории в специальном реестре оценщиков, составляемых Министерством труда. Помните, что СОУТ должна проводиться только теми лабораториями, которые имеют подтверждение аккредитации. В противном случае полученные результаты будут аннулированы и придется начинать все сначала;
  • В штат компании должно обязательно входить пять и более специалистов, имеющих специальные сертификаты, дающие право на проведение специальной оценки. Также в ней должен работать эксперт, имеющий высшее образование по специальности врач по санитарно-гигиеническим исследованиям, по гигиене труда или общей гигиене.

После выбора исполнителя с ним заключается договор, который составляется в свободной форме. Основные требования законодательства к данному документу – это необходимость четко прописывать права и обязанности договаривающихся сторон, а также стоимость всех предоставляемых услуг и ответственность за их некачественное выполнение или несоблюдение каких-либо пунктов договора.

Получите расчет стоимости специальной оценки (СОУТ) в течение 30 минут!

if (!defined(‘B_PROLOG_INCLUDED’) || B_PROLOG_INCLUDED !== true) die(); ?>

Отчет о результатах СОУТ: составление и подписание

Основным документом, который будет служить подтверждением проведения специальной оценки условий труда, а также предоставлять сведения о ее результатах, является отчет, который составляется независимым оценщиком. Его форма также определяется приказом Министерства труда 33н, поэтому важно соблюдать все требования, упомянутые в нем. В частности, документ должен содержать в себе следующие данные:

  • Cведения о компании, в которой производилась процедура;
  • Подробная информация об оценщике;
  • Cписок рабочих мест, в отношении которых производилась процедура;
  • Классификация условий труда, полученная по результатам оценки.

Дополнительно к отчету предлагается документ, который представляет собой перечень мероприятий, рекомендованных для улучшения условий труда. К нему никаких специальных требований не предъявляется, поэтому он составляется в свободной форме.

Подача отчета о специальной оценке условий труда в контролирующие органы

Одной из особенностей процедуры СОУТ является отсутствие необходимости для проверяемого предприятия осуществлять передачу отчета в Государственную инспекцию по труду самостоятельно. Эта задача теперь возлагается на независимых оценщиков.

Они же несут ответственность за своевременное улаживание бюрократических формальностей. К примеру, если проверка на предприятии была проведена, но отчет подан с опозданием, штрафными санкциями облагается оценщик, а не его работодатель.

Необходимость в ознакомлении сотрудников предприятия с результатами оценки условий труда

Закон 426-ФЗ устанавливает срок в 30 календарных дней для того, чтобы руководитель предприятия довел до работников результаты специальной оценки условий труда. Причем в эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном. Зачем необходимо сообщать о полученных результатах персоналу?

Все дело в том, что выполнение работ, так или иначе связанных с опасными или вредными условиями труда, дают сотрудникам законное право на следующие преференции:

  • уменьшение обязательного рабочего времени с 48 до 36 часов в неделю. То есть, до шестичасового рабочего дня;
  • увеличение заработной платы.

На сегодняшний день оклад может быть повышен не менее, чем на четыре процента. Для предоставления сотрудникам информации о результатах проверки используется такой документ, как ознакомительный лист, составляемый в свободной форме, но содержащий исключительно достоверную информацию.

Подготовка и подача декларации о проведении СОУТ

Еще одна особенность специальной оценки условий труда заключается в том, что в некоторых случаях требуется подавать декларацию в Государственную инспекцию, расположенную в вашем регионе или населенном пункте. Она может быть вручена лично представителю данного органа, либо отправлена по почте. Существует также возможность передачи документа посредством интернета, однако в этой ситуации его следует заверить электронной подписью, которая сегодня имеется далеко не у всех компаний.

Обязательным условием для подачи декларации СОУТ является отсутствие не предприятии потенциально опасных и вредных рабочих мест, что подтверждается соответствующим экспертным заключением. Сроки, отведенные законодательством на эту процедуру, составляют 30 дней с момента завершения СОУТ. Действует документ в течение 5 лет и может быть продлен на такое же время в том случае, если на производстве не будет выявлено травм, связанных с технологическим процессом или профессиональных заболеваний. В противном случае нужно снова проводить оценку и подавать новую декларацию.

В качестве лирического отступления скажем о том, что практически на каждом отечественном предприятии можно без особого труда выявить массу факторов риска для работников. Поэтому пока положения о подаче декларации в инспекцию труда остаются лишь нормативным актом, который вряд ли будет применен на практике.

Куда отнести средства, затраченные на проведение специальной оценки условий труда?

Как и старые положения об аттестации, закон о проведении специальной оценки условий труда определяет, что средства, затраченные на эту процедуру, можно отнести на страховые взносы за травматизм. Вернее – не более двадцати процентов от использованной суммы. Для этого потребуется выполнить несколько следующих действий:

  • осуществить расчет максимальной суммы, засчитываемой на страхование от несчастных случаев;
  • подготовить пакет документов в социальную службу, который должен включать в себя данные по проведенному расчету, а также копии таких документов, как приказ о создании комиссии, занимающейся проведением специальной оценки условий труда,договор о выполнении процедуры с независимой компанией и список мер, направленных на то, чтобы устранить обнаруженные в ходе СОУТ недостатки и улучшить потенциально опасные и вредные условия для персонала.

Кроме того, в документах обязательно должно быть указано количество рабочих мест, подвергшихся проверке и стоимость услуг оценщика по каждому из них.

Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?

В некоторых случаях возникает необходимость в проведении такой процедуры, как внеплановая специальная оценка условий труда. Закон 426-ФЗ относит к ним следующие ситуации:

  • появление на предприятии новых рабочих мест;
  • несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником компании травмы. СОУТ не проводится лишь в том случае, если работник пострадал из-за действий третьих лиц;
  • обнаружение профессиональных болезней, причиной появления которых явились вредные или опасные производственные факторы;
  • предписание контролирующих органов, которые имеют право проводить специальную оценку условий труда вне графика, руководствуясь информацией, полученной о предприятии из собственных источников;
  • внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования;
  • внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье работников; обращение профсоюзов с обоснованными аргументами в пользу проведения процедуры СОУТ вне ранее намеченного плана.

Процедура проведения внеплановой специальной оценки условий труда ничем не отличается от обычной, поэтому описывать ее не имеет смысла. Сообщим лишь, что она должна быть осуществлена не позже, чем через полгода после вышеупомянутых событий.

Какую ответственность понесет предприятие, которое игнорирует требования законодательства, относящиеся к специальной оценке условий труда?

Как уже упоминалось выше, для всех работодателей оценка условий труда является обязательной процедурой. Поэтому игнорирование требований по ее проведению могут привести к следующей административной ответственности:

  • для компаний и предприятий – штрафные санкции в размере 40-60 тысяч рублей. Также может быть приостановлена деятельность организации сроком до трех месяцев;
  • для должностных лиц, которые не выполнили требования по проведению СОУТ – штраф в размере 5-10 тысяч рублей, либо дисквалификация до трех лет. Второй вариант применяется только в случае повторного нарушения трудового законодательства;
  • для индивидуальных предпринимателей сперва предусмотрено предупреждение, после чего накладывается штраф, составляющий 5-10 тысяч рублей при первом нарушении и 30-40 тысяч – при втором. В дальнейшем применяется такое наказание, как приостановление деятельности ИП на срок до 3 месяцев.

Говоря об ответственности, следует упомянуть, что до 1 января 2015 года не проведение СОУТ считалось лишь нарушением трудового законодательства и наказывалось соответствующе. При этом суммы штрафов были значительно меньшими. С указанной даты существует ответственность именно за игнорирование требований к специальной оценке, условий труда.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

В процессе проведения специальной оценки условий труда все опасные и вредные факторы разделяются на следующие классы:

  • 4-й, включающий те факторы, которые оказывают негативное воздействие на здоровье работника на протяжении всего дня или смены;
  • 3-й класс, к которому относится вредное воздействие, лишь незначительно превышающее нормальный уровень;
  • 2-й класс. Он включает в себя допустимые условия работы, при которых любые изменения здоровья сотрудника возвращаются в норму в процессе отдыха;
  • 1-й класс с его оптимальными условиями, не предполагающими наличие каких-либо вредных и опасных для здоровья факторов.

Кроме того, существуют подклассы каждой из степеней опасности, которые более подробно описывают уровень отрицательного воздействия.

Практическое применение результатов специальной оценки условий труда

Ознакомление работников с результатами СОУТ, как упоминалось выше, дает им право требовать для себя либо сокращения рабочего времени, либо увеличения оклада. Также специальная оценка условий труда может быть использована в следующих целях:

  • оснащение сотрудников индивидуальными и коллективными средствами защиты, которые подбираются в зависимости от степени опасности работы на том или ином рабочем месте;
  • разработка мер по улучшению условий труда, по их приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • выплата денежных компенсаций тем сотрудникам, которые получают травмы или приобретают профессиональные заболевание, предоставление гарантий безопасность в дальнейшем.

Также результаты оценки независимыми организациями используются для того, чтобы максимально точно рассчитать дополнительные тарифы, на основании которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд РФ.

Полезная информация о СОУТ:

  • Порядок проведения специальной оценки условий труда
  • Этапы проведения СОУТ
  • Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда
  • Декларация СОУТ
  • Обучение специальной оценке условий труда

ООО » СЕРКОНС » информирует потребителей услуг ИЛ ООО » СЕРКОНС » о том, что лаборатория перешла на выполнение работ в утверждённой области в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17025:2017.

Иван Иванов

ОКПД 2 и ОКВЭД 2 — это ключевые классификаторы профессиональной деятельности в России, по индексу можно определить, что в настоящее время действует уже вторая версия каждого из классификаторов. Они во многом схожи, включая индексы, обозначающие тот же вид деятельности.

Разница между ними в том, что ОКПД-2 обозначает продукт (к примеру, услуги по специальной оценке условий труда или СОУТ), а ОКВЭД — деятельность (к примеру, деятельность по СОУТ)

Что такое ОКПД 2 и ОКВЭД

ОКПД 2 и ОКВЭД 2 представляют инструменты, с помощью которых обозначают различные виды деятельности посредством кодов. В настоящее время в России они оба действуют параллельно.

ОКПД 2 — официально принятая аббревиатура, с помощью которой обозначается классификатор продукции по видам экономической деятельности, который применяется в общероссийском масштабе. Он был введен с февраля 2014 года.

Данный классификатор делится на множество разделов, которые имеют буквенное обозначение. Для их идентификации используются буквы латинского алфавита от А (самый первый, он включает различную аграрную продукцию) до U (заключительный, в него входят услуги, предоставляемые органами и организациями, действующими по экстерриториальном принципу).

Сокращение ОКВЭД 2 расшифровывается как классификатор видов экономической деятельности (также общероссийский). Он появился в 2014 году, состоит из разделов от A до U, которые имеют названия, аналогичные таковым у ОКПД 2.

Оба актуальных обозначения, ОКПД 2 и ОКВЭД 2, включают числовой индекс — двойку. Это показатель того, что в настоящее время применяются вторые версии каждого из классификаторов.

Содержание двух классификаторов схоже. Индексы от A до U имеют аналогичные названия, к примеру, K и там, и там имеет отношение к финансам и страхованию. Однако есть разница в функциональном применении двух инструментов.

ОКВЭД служит для того, чтобы брать из него обозначения любых направлений экономической деятельности, допустимых внутри Российской Федерации. Таким образом, государство может посредством индексов ОКВЭД отслеживать и описывать, что делают отечественные бизнесмены.

В то же время ОКПД используется для связи между изготовителями, продавцами и покупателями. В этом классификаторе содержится информация о продукции, то есть товарах, услугах и работах. К примеру, здесь К охватывает финансовые и страховые услуги.

Что такое система оценки условий труда

Система оценки условий труда (СОУТ, специальная оценка условий труда) — это совокупность мероприятий, направленных на определение качественных характеристик рабочих мест, на которых непосредственно располагается персонал компании в ходе выполнения им своих трудовых функций.

В процессе проведения СОУТ выясняется, какие опасные или потенциально вредоносные факторы присутствуют на тех или иных рабочих местах. По ее результатам им присваивается класс и дают рекомендации по улучшению условий в тех или иных зонах.

СОУТ осуществляется объединенными силами компании, чьи рабочие места подлежат оценке и сторонней организации, специализирующейся на данного рода деятельности.

Предварительно на предприятии образуется собственная комиссия по СОУТ. Ее возглавляет гендиректор, иногда другой значимый сотрудник, также в ней обязательно должен быть специалист по охране труда, при его отсутствии результаты всей процедуры могут быть признаны недействительными. Кроме этого в ней присутствует представитель выборного профсоюзного органа или иной организации, представляющей интересы трудового коллектива (при ее наличии). Наконец, в комиссию включаются главы структурных подразделений компании.

Эта комиссия производит подготовку рабочих мест к СОУТ. При этом для изучения выбирается всего около 20% от рабочих мест, поскольку изучение 100% заняло бы слишком длительное время, кроме того, во многих производственных зонах условия на расположенных рядом местах схожи.

Параллельно заключается договор с компанией, осуществляющей деятельность по спецоценке условий труда. В назначенное время она присылает свою экспертную группу на предприятие. Этой группе необходимо предоставить доступ ко всем назначенным к исследованию местам.

Она выполняет все требуемые действия по их изучению, забирает образцы для анализов, при этом представители комиссии предприятия могут наблюдать за работой экспертов.

Далее в своей лаборатории сотрудники организации могут дополнительно проанализировать образцы. В результате они составляют заключение относительно качества среды на рабочих местах, изучение которых им было поручено. Оно передается комиссии предприятия, которая по его итогам принимает решения.

Каким кодом по ОКПД 2 и ОКВЭД 2 определяется СОУТ

В классификаторе ОКПД 2 услуги по спецоценке условий труда имеют кодовое обозначение 71.20.19.130. Данный код в соответствующей иерархии является конечным, дополнительное уточнение ему не требуется, после него ничего (никакая цифра) уже не может идти.

Деятельность по проведению СОУТ имеет в классификаторе ОКВЭД 2 числовой индекс 71.20.7. Как видно, первые два числа аналогичны имеющимся в коде ОКПД 2.

Также стоит обратить внимание на разницу. В разделе выше речь шла об обозначении услуг по СОУТ (как предлагаемого продукта), а в данном разделе — об обозначении деятельности по СОУТ (как профессионального занятия).

О том, как посчитать рабочие места для специальной оценки, можно узнать ниже на видео.

  1. Проведение специальной оценки условий труда: ОКПД 2

Для целей учета работы компаний в Российской Федерации применяются специальные классификаторы. С 1 января 2017 года в данной области произошли серьезные изменения: на смену системам классификации ОКПД и ОКДП пришел новый классификатор ОКПД 2. С этой даты при формировании сертификационной и иной документации для всех видов товаров и услуг стали использоваться новые коды. Это касается и услуг по проведению спецоценки.

Проведение специальной оценки условий труда: ОКПД 2

  • Использование системы ОКПД 2

В процессе применения кода ОКПД проведение специальной оценки условий труда не имело собственного обозначения. Данная категория услуг входила в группу 74.30.16 — прочие виды работ в сфере выполнения технических обследований. Когда использование ОКПД для специальной оценки условий труда было заменено на ОКПД 2, эта проблема была устранена.

В классификаторе ОКПД 2 специальная оценка условий труда входит в специальный блок М. В него входят услуги, который включают в себя деятельность научного, аналитически-инженерного, технического и исследовательского характера. Идентификация услуг по специальной оценке условий труда по ОКПД 2 строится на следующей системе кодов:

  • группа 71 — работы в области различных обследований, технических обследований и анализа, а также архитектуры и осуществления проектирования;
  • подгруппа 71.2 — работы в сфере техиспытаний, обследований, сертификации и проведения анализа;
  • подгруппа 71.20 — работы в сфере испытаний и обследований технического характера, а также сертификации и выполнения анализа;
  • подгруппа 71.20.1 — работы в сфере проведения технических обследований, анализа и различных испытаний;
  • подгруппа 71.20.19 — прочие типы работ по техиспытаниям и анализу;
  • подгруппа 71.20.19.130 — специализированные услуги в сфере оценки условий работы.

Использование системы ОКПД 2

Применение системы ОКПД 2 для СОУТ может вызывать некоторые сложности у компаний, которые привыкли использовать кодировку ОКПД. Для этих случаев Минэкономразвития подготовило набор специальных ключей, которые позволяют быстро перевести ранее использовавшиеся коды в новые классификаторы. Они опубликованы на официальном сайте ведомства и доступны всем заинтересованным лицам. Такие ключи разработаны не только для классификатора ОКПД 2, но и для нового классификатора ОКВЭД 2, который также вступил в силу 1 января 2017 года.

С 1 января текущего года планировался переход на новую систему кодов – КДЕС2 и ОКПД2 вместо ОКП, ОКПД и ОКВЭД, а 10.11.2015 опубликовали приказ о продлении старых кодов, у производителей возникли вопросы при оформлении ТУ. Итак, какие же коды указывать?

Опродлении старых ОКП, ОКПД и ОКВЭД:

По данным «КонсультантПлюс», приказ, подписанный руководителем Росстандарта РФ Алексеем Абрамовым, (№№ 1745-ст и 1746-ст от 10 ноября 2015 г.), который подливает переходный период до 1 января 2017 года, официально не опубликован.

Официальным опубликованием считается опубликование в журнале «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» и на официальном сайте Федерального агентства — www.gost.ru.

В этих источниках данного приказа нет. При этом в них отсутствует и сам приказ от 31 января 2014 г. N 14-ст, который вводит в действие ОКПД2 (но он опубликован в журнале «Экономика и жизнь», а КДЕС2 и ОКПД2 нигде не опубликованы).

Поэтому, с правовой точки зрения, все эти приказы не являются нормативными, т.е. не подлежащими применению.

Надо отметить, что старые ОКВЭД, КДЕС и ОКПД также не были опубликованы.

Поэтому, единственно возможный вывод таков: если официально неопубликованные ОКВЭД, КДЕС и ОКПД все же применяются, то и новые, тоже неопубликованные, приказы о введении КДЕС2 и ОКПД2 и продлении переходного периода будут применяться. Но наказать за неприменение неопубликованных официально актов — нельзя.

Исходя из вышеперечисленного: новые КДЕС2 и ОКПД2 можно не применять, так как до 1 января 2017 года действует переходный период, но это также означает, что применять новые коды можно.

Для этого ТУ не надо переделывать полностью, следует только внести изменения в титульном листе. Там прописывают новый код, а в скобках указывается, что это является заменой ТУ со старым кодом.

ОКПД оценка условий труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *