Обязанности кондуктора

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения.

Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.

Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Плюсы и минусы профессии кондуктор/контролер

Плюсы

  1. Стабильная работа и заработная плата.
  2. Возможность общаться с разными людьми.
  3. Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.

Минусы

  1. Не очень высокий уровень дохода.
  2. Физические нагрузки.
  3. Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.

Важные личные качества

Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.

Обучение на кондуктора/контролера

Это работа, на которую можно устроиться и без какого-либо специального образования. Главное – обладать качествами, которые были перечислены выше, и уметь быстро выполнять несложные математические подсчеты (если в обязанности входит продажа билетов за наличные). Как правило, муниципальные организации, которые нанимают таких сотрудников, быстро знакомят их со спецификой работы, и дополнительного обучения не требуется.

Место работы

Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления.

Без кондукторов. В Ярославской области может появиться новая система оплаты проезда в общественном транспорте. Сегодня в наш город приехали разработчики этого проекта из Зеленограда.

Свой проект зеленоградские разработчики решили презентовать в обычном городском автобусе. Примерно так выглядит общественный транспорт без кондуктора.

— Захожу. Прикладываю. Вся процедура. Там все должно быть отражено на компьютере, что я зашел и оплатил.

Ярославские транспортники тестируют новую систему. Кондуктора должен заменить вот такой терминал. Приложил карточку. Оплатил проезд. Вместо билетика — чек. А это мониторинг пассажиров: еще одно ноу-хау.

Количество людей фиксирует так называемая «штора» — очень удобно. Видно сколько вошло и сколько не заплатило за проезд

Пока автобус двигается по городу, руководители городских транспортных предприятий к гостям из Зеленограда прислушиваются. Что-то из того, что предлагают разработчики, нашим уже знакомо.

— Электронные проездные у нас есть. Единственное, как интересно, как без кондукторов, — говорит директор МУП «Яргорэлектротранс»Анатолий Суриков

В пример — несколько российских городов, где система уже работает. Москва, Питер, Вологда, Липецк. В последнем экономия региона составила 72 миллиона рублей.

— Система им стоила те же 70 миллионов. Липецк за один год окупил себе проект, — говорит разработчик.

Допустим, убедили — система современная и интересная. А где взять деньги на ее реализацию? В областном бюджете их нет, и в правительстве рассчитывают только на инвесторов.

— Оборудование одного автобуса стоит примерно 60 тысяч рублей. Надо выходить на инвестиционную составляющую. Это должны быть деньги инвестора, — говорит руководитель агентства транспорта Ярославской области Евгений Ильичев.

Нам уточнили: совсем отказываться от кондукторов никто не собирается. Он останется на ряде маршрутов. В частности, называются пригородные рейсы.

транспортпроезд248

Образец документа

Оговоримся сразу, что образец должностной инструкции кондуктора общественного транспорта по профстандарту найти практически невозможно, поскольку профстандарта для этой профессии не существует. Но при необходимости вы можете скачать бесплатно должностную инструкцию кондуктора общественного транспорта, подготовленную нами. Она содержит все необходимые пункты, которые обязательны для этого документа.

скачать

Должностную инструкцию следует представить для ознакомления претенденту на вакансию перед подписанием трудового договора. В знак согласия с её пунктами гражданин должен поставить свою подпись в специально отведенном для этого месте. При неисполнении работником пунктов инструкции, работодатель сможет привлечь его к дисциплинарной ответственности за невыполнение должностных обязанностей.

Должностные обязанности кондуктора

Кондукторы работают в поездах, трамваях, автобусах и в другом общественном транспорте.

В их обязанности входит:

  • сбор платы и выдача билетов, проверка проездных документов и билетов, выданных ранее;
  • оказание пассажирам (прежде всего, пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми) помощи при посадке и размещении в транспорте;
  • проверка безопасности оборудования;
  • подача сигналов водителям для остановки или отправления;
  • объявление маршрутов и остановок;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности;
  • реагирование на просьбы и жалобы пассажиров и предоставление информации об остановках и пересадках;
  • принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных ситуаций или при несчастных случаях;
  • подсчет проданных билетов и сдача наличной выручки.

Требования к сотруднику

Особых требований, предъявляемых к опыту работы и образованию соискателей на эту должность, нет.

Принятый на работу сотрудник на месте проходит инструктаж, во время которого ему сообщают правила техники безопасности и обучают работать с оборудованием.

Работодатели уделяют большое внимание личностным качествам претендентов на вакансию. Они должны быть дружелюбными, коммуникабельными и трудолюбивыми.

Ежедневно миллионы украинцев пользуются общественным транспортом. Однако стоит обратить внимание на инциденты, которые вы наверняка наблюдали, а, возможно, и были их участником. Что делать если контролер требует оплатить штраф сразу на месте, и как поступать, если вас выталкивают из транспорта? На эти наболевшие вопросы ответил наш эксперт-юрист Михаил Присяжнюк!Что делать, если вы еще не успели заплатить за проезд, а контролер уже вымогает штраф?

Кондуктор обязан ходить по салону, «обилечивая» пассажиров. За время проезда от остановки до остановки он должен пройти по всему салону, обслужив всех зашедших пассажиров.

Бывает, что кондуктор по договоренности с контролером умышленно не «обилетил» пассажиров, и это уже по законодательству – преступный сговор, с целью вымогательства денег у пассажиров. Вы можете подать жалобу в гостранс и заявить в милицию, далее они обязаны провести расследование.

В случае, если в салоне нет кондуктора, об этом должны либо объявлять в салоне, либо на видном месте должна находиться табличка с этой информацией.

Имеет ли право контролер требовать оплату штрафа и заставлять выйти из трамвая, если при себе нет денег, чтобы оплатить его? Как действовать в таких ситуациях?

Если вы не успели прокомпостировать билет или, как часто бывает, компостер плохо пробил его, вы все равно обязаны заплатить штраф. В этом случае, попросите кондуктора или рядом сидящего пассажира, чтобы тот подтвердил, что вы только что зашли и купили билет.

Вы имеете право не платить штраф, а требовать составить на месте акт и подписать его, предъявив документ, который удостоверяет вашу личность и указав ваш адрес. Тогда штраф придет вам по месту прописки. С этим актом вы можете обратиться в суд, предварительно записав номера ваших свидетелей и кондуктора, которые могут подтвердить ваши слова, и в таком случае у вас есть все шансы отстоять свою правоту в суде.

Если же вы оплатили штраф на месте, контролер обязан выдать вам квитанцию об оплате, иначе это является вымогательством и уже может расцениваться как уголовное преступление.

Выгонять вас из общественного транспорта контролер не имеет права! После составления акта вы можете находиться в транспорте до прибытия к необходимой остановке. Если контролер применяет физическую силу, чтобы вытолкать вас из транспорта – это уже хулиганство, и вы можете вызвать полицию. Поэтому обязательно запишите данные контролера, который нарушил ваши права. Он не может скрыть от вас эту информацию. Ведь в выдержках из «Правил пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины» написано, что контролер обязан «по первому требованию пассажира предъявить свое служебное удостоверение, сообщить о месте работы, телефон и местонахождение предприятия».

Video: Права пассажиров общественного транспорта: как избежать махинаций контролеров

А вы знаете права пассажиров в общественном транспорте? Какие обязанности контролеров и кондукторов? И, что из прав пассажиров кондукторы и контролеры часто нарушают?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О чем мы думаем при слове «час пик»? Конечно же, о пробках и общественном транспорте. И если вы просто пассажир, которому нужно провести в «консервных» условиях немного времени, то как же справляются доблестные работники пассажирского транспорта — кондукторы, и сложная ли это профессия?

Корреспонденты ПроГород поинтересовались у одного из служащих «Самара Авто Газа», Юрия Михайловича, как ему работается в должности кондуктора на автобусе 51 маршрута.

Мужчина без раздумий сказал, что работа ему нравится. Он проработал 12 лет экскаваторщиком и в какой-то момент понял, что больше не хочет заниматься таким тяжелым физическим трудом и стал искать более приятную и простую работу для человека предпенсионного возраста. Такой работой стала должность кондуктора, в которой Юрий Михайлович работает уже 1,5 года.

Работа хорошо подходит для моего возраста. Общение с людьми — это здорово. Единственное, что сложновато — ранний подъем, но со временем к графику привыкаешь. Да и от компании всегда трансфер дают: нас привозят и увозят. А еще сейчас, как появились электронные терминалы, работать стало намного проще и быстрее.

А часто попадаются негативно настроенные пассажиры?

На моем рейсе такое редко встречается. Бывают, конечно, агрессивно настроенные люди, в основном, молодые. Начинают кичиться «а я платить не буду”, будто это круто. А с чем-то серьезным пока не сталкивался, разве что можно пропустить и не обилетить кого-то, но такое только в час пик может быть. Иногда попадаются «зайцы”, которые так и норовят не заплатить за проезд. Порой приходится ругаться. Но в основном, все-таки, на моем маршруте ездят очень приятные люди. Я уже знаю, где какой пассажир заходит и выходит, мы тут все как родные. Всегда здороваемся и узнаем новости из жизни.

Юрий Михайлович поделился, как научился выходить из ситуации, когда хитрые пассажиры заходят в транспорт с крупными купюрами. На такие случаи у кондуктора всегда наготове мешочек с мелочью. Почувствовав себя Дедом Морозом с тяжелым мешком за спиной, пассажир в следующий раз относится иначе к подготовке мелких денег на проезд. Не пытайтесь обхитрить умных опытных кондукторов!

Как вам удается сохранить хорошее отношение с пассажирами и избежать конфликтов?

Ситуации разные случались. Самый лучший способ избежать ругани — просто не обращать внимания. Если что-то происходит, я просто молча отхожу и все, стараюсь не замечать. К примеру, водитель резко тормозит и сразу начинаются недовольные крики пассажиров: «Не дрова везешь!” Люди же не знают, что там на дороге произошло на самом деле”, — смеется мужчина.

Честно говоря, приятных моментов много. К примеру, мои «родные” пассажиры постоянно угощают чем-то вкусным: то яблоками, то конфетами.

Работник «Самара Авто Газ» выделил всем известную проблему общественного транспорта — а уступают ли молодежь место пожилым?

Все-таки, по словам кондуктора, поведение в такой ситуации зависит от воспитания. Приличный человек сам понимает, что девушкам и пенсионерам нужно уступить.

Юрий Михайлович очень не любит говорить о каких-то заслугах на работе. Но в ходе разговора выяснилось, что он даже помог спасти жизнь одному из пассажиров! Однажды мужчине стало плохо прямо в автобусе во время работы Юрия Михайловича. Кондуктор сделал все правильно: транспорт был остановлен и снят с маршрута, а пассажиру вызвана скорая помощь. Юрий Михайлович еще раз выделил порядочность своих любимых пассажиров — все отнеслись с пониманием и спокойно согласились пересесть на другой автобус по тем же билетам. Как затем выяснилось, мужчина, благодаря внимательности и оперативности кондуктора, смог избежать инсульта.

Я не пожалел, что пошел работать в «Самара Авто Газ». Компания стабильная, пассажиры меня очень радуют и зарплата хоть и не такая большая, как раньше, но меня полностью устраивает.

А еще в компании действует профсоюзная организация, которая заботится о сотрудниках предприятия, принимает активное участие в их жизни и усиленно работает над созданием максимально комфортных и безопасных условий для работы каждого. В «Самара Авто Газ» соблюдает все требования законодательства по охране труда, на праздники работников поощряют подарками и премиями, а для сотрудников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, предусмотрена дополнительная материальная помощь.

Сейчас на предприятии открыты вакансии по нескольким направлениям, и все с официальным трудоустройством. Узнать подробнее о вакансиях можно по телефону отдела кадров: 990-10-25.

В «Самара Авто Газ» будут рады увидеть в своих рядах новых сотрудников!

Обязанности кондуктора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *