НК РФ ст 78 79

В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество. При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье. Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога. При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

5 этап – подаем заявление

Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении их зачета (возврата). Аналогичное правило может быть применено и к решению, принятому в отношении излишне взысканных денежных средств (Письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26087).

Возврат излишне взысканных денежных средств с начисленными на них процентами, а также возврат излишне уплаченных денежных средств должен быть осуществлен в течение 1 месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.

Однако необходимо учитывать, что указанный срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

7 этап – оспариваем действия/бездействие налоговых органов

Если в установленный срок налоговый орган не принял решение о возврате (зачете) налога, налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия контролирующего органа незаконным.

Налогоплательщик вправе в судебном порядке также оспорить законность решения инспекции об отказе в возврате (зачете) указанных сумм.

Однако, необходимо помнить, что вышеуказанным обращениям в суд должен предшествовать досудебный порядок регулирования споров, предусмотренный п.2 ст.138 НК РФ, согласно которому акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При предъявлении в суд требования имущественного характера о возврате инспекцией (взыскании с инспекции) излишне уплаченной (взысканной) суммы и процентов, соблюдения указанного досудебного порядка не требуется. Для предъявления имущественного иска достаточно выполнения процедуры возврата, установленной статьями 78 и 79 НК РФ.

Таким образом, процедура возврата (зачета) налога хорошо детализирована Налоговым кодексом РФ и проста в применении.

В Москве создаются предпосылки для массовых обращений налогоплательщиков за возвратом (зачетом) налога на имущество.

26 декабря 2016 Правительство Москвы Постановлением г. N 937-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 21 ноября 2014 г.» (далее – Постановление Правительства Москвы) преподнесло неприятный предновогодний сюрприз владельцам объектов недвижимости в столице, увеличив кадастровую стоимость некоторых объектов в несколько раз. Причем, согласно п.3 указанного документа, постановление подлежало применению с 1 января 2016.

С учетом этого, многие налогоплательщики, оплачивающие налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, увеличили свои платежи в бюджет. Тем же, кто не откорректировал налоговую базу, соответствующие доначисления произвели налоговые инспекции в рамках камеральных проверок.

В основном налогоплательщики оспаривали решения налоговых органов о соответствующих доначислениях, однако некоторые владельцы недвижимости решили оспорить Постановление Правительства Москвы в части распространения его действия на период 2016 года.

31 октября 2018 года Московский городской суд по делу № 3а-3533/2018 вынес решение по одному из таких исков и признал недействующим п.3 Постановления Правительства Москвы со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Указанное решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано Правительством Москвы. Однако в случае оставления его без изменения, владельцы недвижимости, оплатившие налог в бюджет за 2016 год исходя из новой кадастровой стоимости, предусмотренной данным постановлением, смогут претендовать на зачет и / или возврат налога на имущество. Кроме того, налогоплательщики, проигравшие в суде споры по вопросу обоснованности применения новой кадастровой стоимости в период 2016 года, смогут обратиться за пересмотром судебных актов по новым обстоятельствам (пп.1 ч.3 ст.311 АПК РФ) при условии, что судебный акт был основан на Постановлении Правительства Москвы. Владельцы недвижимости также будут вправе требовать возмещения вреда, причиненного в результате издания спорного нормативного акта.

Кроме случаев возврата налогов по консолидированной группе налогоплательщиков.

29. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени.
В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 НК).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:
– предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;
– погашения недоимки по иным налогам и сборам;
– погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Зачет или возврат производятся в валюте РФ.
Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.
В случае если возврат излишне уплаченной суммы осуществляется налоговым органом с нарушением установленных НК сроков, на невозвращенную в установленный срок сумму начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ). Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует. Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована. Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше. По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании. По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией. Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения. То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве. Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд. Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право. Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно. Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения. Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты. То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить — вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты. Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае — срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции. ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ разработала форму такого заявления. Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима. Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем положено в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки при составлении декларации, расчетов, неправильное применение ставок налогов (сборов , платежей), ошибочная уплата на тот или иной код налога, либо платежа, и т. д.

Относительно переплаты налогов, обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов является одной из государственных услуг.

Согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан зачет, возврат излишне и (или) ошибочно уплаченного налога, других обязательных платежей, пени, штрафов производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им:

  • через канцелярию, центры приема и обработки информации органов государсвенных доходов или веб-приложение «Кабинет налогоплательщика»;
  • через «ЦОНы»;
  • через веб-портал «Электронного правительства»: www.egov.kz.

В соответствии с нормами Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога может быть:

  • зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
  • зачтена в счет погашения пени, штрафов по этому или иным налогам;
  • зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
  • возвращена налогоплательщику.

Так, в соответствии со статьей 599 Налогового кодекса, излишне уплаченная сумма налога, платы, сбора подлежит обязательному зачету в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика — в счет погашения:

недоимки по налогам, платам, сбору;

пени, штрафа по данному виду налога, платы, сбора.

2) по налоговому заявлению на зачет — в счет:

погашения недоимки, пени, штрафа, предстоящих платежей по виду налога, платы, сбора, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Излишне уплаченная сумма пени в бюджет подлежит зачету в следующем порядке:

1) без заявления налогоплательщика — в счет погашения: недоимки по налогам, платам, сбору; пени, штрафа по данному виду налога, платы, сбора;

2) по налоговому заявлению на зачет — в счет:

погашения недоимки, пени, штрафа, предстоящих платежей по виду налога, платы, сбора, который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении на зачет.

Сроки оказания государственной услуги следующие:

  • зачет излишне уплаченной суммы, зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы-10 раб.дней ,
  • возврат излишне уплаченной суммы-15 раб. дней,
  • возврат уплаченной суммы неправомерно наложенного штрафа -15 раб. дней.
  • Результат оказания услуги
  • Зачет излишне уплаченной суммы;
  • Зачет ошибочно уплаченной суммы на надлежащий код бюджетной классификации и (или) в надлежащий налоговый орган;
  • Возврат излишне уплаченной суммы, а также ошибочно уплаченной суммы на банковский счет налогоплательщика;
  • возврат уплаченной суммы неправомерно наложенного штрафа на банковский счет налогоплательщика;
  • письменное сообщение о не подтверждении ошибки;
  • уведомление об исполнении судебного решения налогоплательщику и (или) государственному учреждению;
  • мотивированный ответ об отказе в оказании услуги.

Таким образом, Налоговый кодекс четко устанавливает очередность действий налоговых органов. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Причем арбитражные суды, как правило, поддерживают позицию налоговых органов. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 19.01.2006г. по делу №А08-3653/04-20 указал, что «применение налогоплательщиком налоговых вычетов является его правом, которым он может воспользоваться при соблюдении условий, предусмотренных ст.169, 171, 172 НК РФ, путем заявления данных вычетов в представленной в налоговый орган налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Как установлено судом, общество не заявляло в установленном законодательством порядке право на применение налогового вычета по НДС за март 2002г. При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали законные основания для уменьшения суммы НДС.

Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 12.09.2006г. по делу №А60-15275/06-С10, рассматривая аналогичное дело, отметил следующее: «Изменений в налоговую декларацию, в части налоговых вычетов, предпринимателем не заявлялось. Оснований для изменения обязанности по уплате НДС за апрель, июнь, июль 2003г. у предпринимателя не возникло. Однако, данного права заявитель не лишен и имеет возможность подать в налоговый орган уточненные декларации по НДС за 2003г.». Таким образом, в случае выявления в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения сумм налоговых вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль и других аналогичных показателей, использование которых в соответствии с положениями НК РФ является правом налогоплательщика, налогоплательщику незамедлительно (до окончания проверки) рекомендуется представить соответствующие уточненные налоговые декларации. В этом случае налоговый орган вынужден будет проверить уточненные налоговые декларации и учесть их при вынесении решения по результатам проверки. Однако на практике налоговые органы, как правило, всячески препятствуют представлению налогоплательщиками в ходе проведения выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций, тем более уменьшающих налоговые обязательства налогоплательщика и, как следствие, уменьшающие «результативность» налоговой проверки.

📌 Реклама

Причины отказа могут быть различны: начиная с якобы существующего запрета принимать уточненные декларации до окончания проверки, заканчивая страшилками о двойном разнесении в лицевой карточке налогоплательщика одних и тех сумм (по результатам проверки и по уточненным декларациям). При ближайшем рассмотрении ни одна из причин отказа не выдерживает никакой критики. Так, что касается запрета представлять уточненные декларации до момента окончания проверки, НК РФ таких ограничений не содержит. Более того, положения НК РФ прямо говорят об обратном: п.1 ст.81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, п.2 ст.80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

📌 Реклама

Что касается доводов налогового органа о возможном неправильном разнесении уточненных налоговых деклараций, в данном случае работникам налоговых органов уместно напомнить о существующих правилах «разноски» уточненных деклараций, установленных положениями VII раздела Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утв. Приказом ФНС РФ от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@): в случае представления налогоплательщиком корректирующей декларации (расчета) в карточке «РСБ» отражается разница к доплате или уменьшению по отношению к предыдущей декларации (расчету) за соответствующий налоговый (отчетный) период (первичной декларации, в которую налогоплательщиком вносятся изменения), а не все суммы, указанные в уточненной декларации.

Таким образом, Вы смело можете настаивать на принятии уточненных деклараций налоговым органом. Если же налоговый орган продолжает наставать на своем, рекомендуется направить уточненные декларации и сопроводительное письмо к ним в налоговый орган ценным письмом с описью вложения и не забыть указать об этом факте в возражениях на акт выездной налоговой проверки, что в будущем при необходимости поможет доказать Вам в суде неправомерность действий налогового органа.

НК РФ ст 78 79

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *