НК часть 2

— принять решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) о возврате суммы из соответствующего бюджета не позднее двух недель после получения заявления налогоплательщика о возврате суммы. При этом речь идет о неделях, исчисляемых как периоды времени, состоящие из 5 рабочих дней (каждая), следующих подряд (ст. 6.1 НК), а не о календарных неделях;

— направить упомянутое решение (в такой же срок) для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства. При этом в данном случае отсчет 2-недельного срока начинается со следующего дня после истечения последнего дня 2-недельного срока, предоставленного налоговому органу для принятия решения о возврате денег, или со следующего дня после дня принятия этого решения (если оно было принято, скажем, на третий день после получения заявления от налогоплательщика) налоговым органом;

г) они обязывают орган Федерального казначейства:

— осуществить реальный возврат денег не позднее двух недель (исчисляемых по правилам ст. 6.1 НК) после дня получения упомянутого выше решения налогового органа.

Разумеется, и в данном случае отсчет срока начинается со следующего после дня получения решения дня. Возврат денег осуществляется, по общему правилу, путем перечисления денег на расчетный счет налогоплательщика в банке (иной кредитной организации);

— осуществить такой возврат и в случаях, когда решение налогового органа было получено органом Федерального казначейства (независимо от причин — они роли не играют) по истечении 7 календарных дней (а не рабочих дней: этот вывод сделан на основе систематического толкования ст. 6.1, 203 НК), отсчитываемых со следующего после дня направления налоговым органом своего решения в орган Федерального казначейства дня. Датой получения решения налогового органа органом Федерального казначейства в этом случае считается восьмой календарный день со дня направления решения налоговым органом;

д) они предусматривают, что при нарушении упомянутых выше сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При этом, безусловно, необходимо учитывать изменения размера ставки рефинансирования, происходящие в течение периода просрочки (это вытекает из ст. 78 НК).

4. Особенности правил п. 4 ст. 203 состоят в следующем:

1) они касаются сумм налоговых вычетов, осуществляемых в отношении операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы таможенной территории РФ, освобождаемых от налогообложения акцизами в связи с тем, что экспорт этих подакцизных товаров осуществляется непосредственно налогоплательщиком акцизов — производителем этих подакцизных товаров, иными лицами, указанным в ст. 194 НК: этот вывод сделан на основе систематического толкования положений подп. 4 п. 1 ст. 183, 184, 201 НК (см. комментарий к ним);

2) в соответствии с ними возмещению (путем зачета или возврата) суммы этих налоговых вычетов подлежат лишь тогда, когда налогоплательщик представит в налоговый орган оригиналы (или копии) таких документов, как контракт с контрагентом (на поставку ему подакцизных товаров), договоры комиссии, поручения, агентирования (в соответствующих случаях), платежные документы, выписки банка (подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному партнеру), грузовой таможенной декларации и иных документов, указанных в п. 1 ст. 198 НК (см. подробный комментарий к ней);

3) они предусматривают, что возмещение (в упомянутом случае) должно быть произведено не позднее трех календарных месяцев (т.е. и нерабочие дни не следует при исчислении срока исключать). Отсчет срока начинается со следующего дня после дня представления в налоговый орган (по месту учета налогоплательщика) документов, предусмотренных в ст. 198 НК (см. комментарий к ней). В течение этого срока налоговый орган обязан:

а) проверить (например, в ходе камеральной налоговой проверки) обоснованность осуществления налоговых вычетов. В этих целях представленные налогоплательщиком документы подвергаются тщательному анализу;

б) принять решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) либо о возмещении сумм акцизов (в одной из форм зачета или возврата суммы), либо об отказе (полном или частичном) в возмещении. Решение должно быть в любом случае мотивированным;

4) в соответствии с ними, если налоговым органом (в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком упомянутых выше документов) не вынесено решение об отказе в возмещении и (или) налогоплательщику не представлено письменное заключение (о том, что возмещение не может быть осуществлено, с указанием мотивов и со ссылками на соответствующие правовые акты), он обязан принять решение о возмещении сумм акцизов. При этом необходимо также направить налогоплательщику:

а) письменное уведомление (с указание его ИНН) о том, что принято решение о возмещении ему сумм акцизов (нужно также указать, в какой форме возмещение будет осуществляться: в форме зачета или в форме возврата денег из бюджета);

б) такое уведомление должно быть отправлено не позднее 10 календарных дней с момента истечения 3-месячного срока, упомянутого в абз. 2 п. 4 ст. 203 (при исчислении сроков необходимо руководствоваться правилами ст. 6.1 НК);

5) налоговый орган самостоятельно (т.е. не дожидаясь соответствующего письменного заявления от налогоплательщика) производит возмещение суммы акцизов в форме зачета (а не возврата суммы) с учетом того, что у налогоплательщика имеются:

а) недоимки и пени по акцизам;

б) недоимки и пени по другим налогам и сборам, уплачиваемым в тот же бюджет, что и акцизы;

в) задолженность по суммам налоговых санкций (применяемых к налогоплательщику в соответствии со вступлением в законную силу решения арбитражного суда, ибо именно последний (а не суд общей юрисдикции) рассматривает дела по привлечению индивидуального предпринимателя и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений, ст. 104 НК. См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий ГПК РСФСР. М., 2000. С. 398 — 404). Речь идет о наложенных на налогоплательщика штрафах (налоговых санкциях), которые подлежат зачислению в тот же бюджет, что и суммы акцизов.

При этом указанный выше зачет налоговый орган производит, во-первых, в первоочередном порядке (т.е. преимущественно перед направлением суммы возмещения на иные цели, в т.ч. и на осуществление ее возврата налогоплательщику), во-вторых, в соответствии с решением о зачете (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя). Не позднее 10 календарных дней (с момента зачета) о произведенном зачете налоговый орган обязан (в письменном уведомлении с указанием ИНН налогоплательщика) сообщить налогоплательщику акциза;

6) в абз. 8 п. 4 ст. 203 НК содержится ряд особых правил. Они подлежат применению, если:

а) налоговый орган принял решение о необходимости осуществить возмещение суммы акцизов (либо в форме зачета, либо в форме возврата суммы);

б) такое решение принято в ситуации, когда у налогоплательщика имеется недоимка по акцизам. При этом речь идет не о любой недоимке, а о недоимке, которая образовалась в период между датой подачи декларации по акцизам налогоплательщиком (она должна быть подана в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, см. об этом подробный комментарий к п. 6 ст. 204 НК) и датой возмещения сумм акцизов;

в) сумма недоимки по акцизам (упомянутая выше) не превышает по размеру сумму возмещения (указанную в решении налогового органа о возмещении акцизов).

При наличии всех упомянутых в абз. 8 п. 4 ст. 203 условий пеня на сумму недоимки не начисляется (т.е. налицо существенное изъятие из общих правил ст. 75 НК);

7) правила абз. 9 п. 4 ст. 203 применяются в случаях отсутствия у плательщика акцизов:

а) не только недоимки и сумм пени по акцизам, но также недоимки и пени по другим налогам и сборам, зачисляемым в тот же бюджет, что и акцизы;

б) задолженности по налоговым санкциям, которые были наложены на налогоплательщика арбитражным судом по налогам и сборам, которые уплачиваются в тот же бюджет, что и акцизы (и из которого должен быть осуществлен возврат суммы).

В такой ситуации суммы, подлежащие возмещению:

а) или засчитываются (по письменному заявлению налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о таком зачете) в счет текущих платежей по акцизам, либо в счет текущих платежей по другим налогам и сборам (которые подлежат уплате в тот же бюджет, что и акцизы), либо в счет текущих платежей по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров (любых, а не только подакцизных товаров!), работ и услуг через таможенную границу РФ (но необходимо дополнительно согласовать вопрос такого зачета с таможенным органом);

б) подлежат реальному возврату из бюджета (по письменному заявлению налогоплательщика);

в) в соответствии с абз. 10 — 12 п. 4 ст. 203:

— налоговый орган принимает решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) о возврате суммы акцизов из соответствующего бюджета не позднее последнего дня 3-месячного срока, упомянутого в абз. 2 п. 4 ст. 203. Если указанный «последний день» падает на нерабочий день, то возврат суммы акцизов должен быть произведен не позднее ближайшего следующего за этим «последним днем» рабочего дня (ст. 6.1 НК);

— налоговый орган (не позднее упомянутого выше «последнего дня») направляет решение о возврате в орган Федерального казначейства на исполнение;

— последний обязан осуществить возврат денег налогоплательщику не позднее 2 недель после получения решения налогового органа. При этом под «неделей» в данном случае подразумевается период времени, состоящий из 5 рабочих дней, следующих подряд (ст. 6.1 НК), а не календарная неделя;

— если органом Федерального казначейства не получено (независимо от причин: они в данном случае не играют роли) решение налогового органа (упомянутое выше) по истечении 7 календарных дней после дня его направления (отсчет срока при этом начинается со следующего дня), то датой получения решения налогового органа признается восьмой календарный день со дня направления такого решения налоговым органом;

— при нарушении сроков (при этом имеются в виду все сроки, упомянутые в п. 4 ст. 203, т.е. и трехмесячный срок, указанный в абз. 2, и срок в 10 дней, указанный в абз. 4 и 5, и другие сроки) как по вине налогового органа, так и по вине органа Федерального казначейства начисляются проценты, исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При этом необходимо учитывать все изменения упомянутой ставки рефинансирования, происшедшие за время просрочки.

5. Применяя правила п. 5 ст. 203, необходимо обратить внимание на следующее:

а) они подлежат применению в случаях, если:

— суммы акцизов были уплачены покупателем продавцу при приобретении у него спирта этилового, произведенного из непищевого сырья (нельзя ими руководствоваться в случаях, когда такой спирт произведен из пищевого сырья, о последнем см. комментарий к п. 4 ст. 200 НК);

— упомянутый спирт не приобретался покупателем по договору мены либо в результате операций по осуществлению взаиморасчетов с поставщиком (например, в форме зачета, ст. 410 — 412 ГК);

— упомянутый спирт в дальнейшем (т.е. уже после его приобретения) используется покупателем в качестве сырья для производства неподакцизных товаров (т.е. на случаи, когда из сырья производятся подакцизные товары, правила п. 5 ст. 203 нельзя распространять);

б) в соответствии с ними возмещение сумм акцизов (либо в форме зачета, либо в форме возврата) осуществляются:

— лишь в части стоимости продукции, фактически включенной в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций. В связи с тем, что глава НК, посвященная этому налогу, еще не принята, в настоящее время необходимо руководствоваться перечнем расходов, включаемых в состав себестоимости (в соответствии с Положением N 552) при исчислении налога на прибыль предприятий (ст. 28 Закона N 118);

— лишь на основании расчетных документов, реестров чеков, реестров на получение средств с аккредитивов, счетов фактур, других документов, упомянутых в п. 2 ст. 198 НК (см. комментарий к ней), которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган (в подтверждение права на возмещение сумм акцизов);

в) порядок возврата из федерального бюджета сумм акцизов (т.е. на случаи осуществления зачета правила абз. 2 п. 5 ст. 203 не распространяется) на спирт этиловый, произведенный из непищевого сырья и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции, определяется Правительством РФ. К сожалению, в Законе N 118 не установлены сроки принятия Правительством РФ соответствующего акта.

Статья 203. Налогового кодекса РФ. Сумма акциза, подлежащая возврату

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

2. Указанные суммы в течение трех налоговых периодов, следующих за истекшим налоговым периодом, при наличии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по пеням, начисленным по федеральным налогам, и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию на основании решения налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо на основании вступившего в силу решения суда, подлежат зачету в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням, штрафам налоговым органом самостоятельно в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

При отсутствии у налогоплательщика указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам суммы, подлежащие возмещению, могут быть зачтены в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным федеральным налогам по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

3. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

4. Возмещению из бюджета (путем зачета или возврата) подлежат:

  • суммы акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, уплаченные налогоплательщиком вследствие отсутствия банковской гарантии, предусмотренной пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса;
  • суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком и подлежащие в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса налоговым вычетам при исчислении акциза по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в порядке, установленном статьей 201 настоящего Кодекса (в том числе суммы акциза, подлежащие вычету при исчислении акциза по подакцизным товарам, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения акцизами в соответствии с пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса).

Возмещение указанных сумм из бюджета осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета одновременно с налоговой декларацией по акцизам, в которой отражается сумма акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, заявленная к возмещению.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы акциза, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

В течение семи дней по окончании камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм акциза, если при проведении указанной проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего указанную проверку. Решение по материалам камеральной налоговой проверки должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы акциза, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы акциза, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы акциза, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы акциза, заявленной к возмещению.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить о нем в письменной форме налогоплательщику. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, указанное сообщение должно содержать мотивированное заключение.

При наличии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо на основании вступившего в силу решения суда, зачет суммы акциза, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговым органом самостоятельно в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении суммы акциза (полностью или частично) при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей суммы, подлежащей возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, либо при наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика направляется в счет уплаты предстоящих платежей по акцизу и (или) иным федеральным налогам.

В налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, отражаются следующие сведения о реализованных на экспорт подакцизных товарах, по которым акциз заявлен к возмещению из бюджета:

  • объем (количество) подакцизных товаров, факт экспорта которых документально подтвержден;
  • сумма акциза, фактически уплаченная в бюджет вследствие отсутствия банковской гарантии и заявляемая к возмещению из бюджета;
  • налоговый период, на который приходится дата реализации подакцизных товаров на экспорт, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 195 настоящего Кодекса;
  • номер и дата контракта на поставку подакцизных товаров иностранному покупателю.

5. Исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

5. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.

6. При ликвидации организации по производству алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции при наличии у нее недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с настоящим Кодексом, фактически уплаченная в бюджет сумма авансового платежа акциза подлежит зачету налоговым органом при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 17 и (или) 18 статьи 201 настоящего Кодекса, на основании решения о зачете суммы авансового платежа акциза в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы авансового платежа акциза.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза над суммами указанных недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма авансового платежа акциза возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза.

Комментарии к ст. 203 НК РФ

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. Порядок возврата акцизов закреплен положениями статьи 203 НК РФ.

Приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-03/299@ утверждены формы решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению и решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, а также форма соответствующего Мотивированного заключения.

Приказом от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ ФНС России утвердила рекомендуемые формы решения налогового органа о зачете и возврате и извещения, направляемого налогоплательщику.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002), от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
2. Указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
3. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 183-ФЗ)
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
4. На основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, возмещению (путем зачета или возврата) подлежат: суммы акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, уплаченные налогоплательщиком вследствие отсутствия поручительства банка или банковской гарантии, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса; суммы акциза, подлежащие вычету согласно статье 200 настоящего Кодекса при исчислении акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, уплаченные налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 201 настоящего Кодекса, в том числе при исчислении акциза по подакцизным товарам, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения акцизами в соответствии с пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ)
Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002))
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку правильности исчисления и полноты уплаты акциза, и (или) правомерности освобождения от уплаты акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, и (или) обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ)
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
В случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
В случае, если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002), от 28.12.2004 N 183-ФЗ)
Возврат сумм акциза осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ)
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5. Исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
5. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.
6. При ликвидации организации по производству алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции при наличии у нее недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с настоящим Кодексом, фактически уплаченная в бюджет сумма авансового платежа акциза подлежит зачету налоговым органом при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 17 и (или) 18 статьи 201 настоящего Кодекса, на основании решения о зачете суммы авансового платежа акциза в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы авансового платежа акциза.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза над суммами указанных недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма авансового платежа акциза возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза.
(п. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

Статья 210 НК РФ. Налоговая база

СТ 210 НК РФ.

ычетов, предусмотренных , с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Не признается получением дохода или возникновением права на распоряжение доходом получение прав контроля в отношении иностранной структуры без образования юридического лица или иностранного юридического лица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, если такие права получены в результате их передачи между лицами, являющимися членами одной семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 275 настоящего Кодекса.

3. Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В отношении доходов от долевого участия в организации, а также в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей, налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 настоящего Кодекса, не применяются.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.

У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном настоящей главой.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не подлежат уменьшению на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 настоящего Кодекса, доходы контролирующего лица в виде сумм прибыли контролируемой этим лицом иностранной компании.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом доходы от продажи долей в уставном капитале общества подлежат уменьшению на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, вне зависимости от налоговой ставки, установленной в отношении таких доходов.

4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не предусмотрено абзацем шестым пункта 3 настоящей статьи.

5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 — 221 настоящего Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов), если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 210 Налогового кодекса

В статье 210 НК РФ идет речь об определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. У налогоплательщика возникает обязанность уплатить налог при получении дохода в денежной либо в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.

Анализируя пункт 1 статьи 210 НК РФ, Минфин России отметил, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, в том числе доходы в виде страховых выплат, налогообложение которых не подпадает под действие статьи 213.1 НК РФ.

То, что в отношении страховых взносов по указанным договорам налог был удержан на территории Российской Федерации, на порядок налогообложения страховых выплат по указанным договорам не влияет, поскольку страховые взносы и страховые выплаты являются разными видами доходов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 и статьей 229 НК РФ физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода (см. письмо от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221).

В письме от 29.03.2011 N 03-04-06/6-60 Минфин России пояснил, что оплата организацией за работников 50 процентов стоимости электрической и тепловой энергии является их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом пункта 1 статьи 211 НК РФ суммы такой оплаты, производимой организацией-работодателем, включаются в налоговую базу сотрудников организации.

В письме от 11.04.2011 N 03-04-05/3-245 контролирующий орган указал, что доход в виде стоимости пая, полученный при выходе из сельскохозяйственного производственного кооператива его членом, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

В письме Минфина России от 15.04.2014 N 03-04-06/17104 разъясняется, что плата организацией за налогоплательщиков стоимости обучения, а также проезда, проживания и питания признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.

В письме Минфина России от 19.03.2014 N 03-04-05/11930 указывается, что выплаты налогоплательщику процентов за пользование чужими денежными средствами являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возместить физическому лицу не полученный им доход, который в случае его возникновения подлежал бы обложению налогом на доходы физических лиц.

В письме от 15.03.2011 N 03-04-05/6-128 финансовое ведомство разъяснило, что размер взносов каждого члена товарищества собственников жилья определяется товариществом самостоятельно исходя из иных доходов товарищества и необходимых расходов.

Снижение размера взносов членов товарищества в налоговом периоде по сравнению с размером взносов в предыдущем налоговом периоде не может рассматриваться в качестве экономической выгоды (дохода) членов товарищества.

Судебная практика.

Организация открывает в банке счета для перечисления работникам заработной платы. Банк взимает комиссию за открытие счетов и выдачу банковских карт.

На практике возникают вопросы о налогообложении налогом на доходы физических лиц суммы комиссии, выплаченной банку за открытие счетов и выдачу банковских карт.

НК РФ не дает ответ на данный вопрос.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 28.10.2010 N 03-04-06/6-255, работодатель должен обеспечить своевременное получение работниками заработной платы через кассу организации или любым иным образом (включая перечисление сумм заработной платы на карточные счета работников в банках) в соответствии с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Исходя из изложенного суммы комиссии, уплаченные организацией за выпуск пластиковых карточек, выдаваемых работникам для получения заработной платы, и годовое обслуживание карточных счетов, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) сотрудников и, соответственно, являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции.

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 04.03.2008 N Ф09-1135/08-С2 пришел к выводу о том, что суммы, перечисленные банку за открытие карточных счетов для выплаты заработной платы и выдачу банковской карты, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, так как у работников организации в данном случае доходы не возникают.

На практике между налоговыми агентами и налоговыми органами имеются споры о налогообложении налогом на доходы физических лиц.

Например, организация-работодатель выплачивает банку комиссию за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата работников.

Будет ли облагаться налогом на доходы физических лиц сумма комиссии банку, уплаченная организацией за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата работников?

НК РФ не дает ответ на вопрос о том, будет ли облагаться налогом на доходы физических лиц сумма комиссии банку, уплаченная организацией за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата сотрудников.

Также по данному вопросу отсутствует судебная практика, однако есть официальная позиция, изложенная в письме от 28.10.2010 N 03-04-06/6-255, согласно которой суммы комиссии, уплаченные организацией за годовое обслуживание карточных счетов, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) сотрудников и, соответственно, являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

В письме от 24.12.2008 N 03-04-06-01/387 Минфин России также пришел к аналогичному выводу.

Следовательно, сумма комиссии банку, уплаченная организацией за обслуживание банковских карт, на которые перечисляется заработная плата работников, не будет облагаться налогом на доходы физических лиц.

Между налоговым органом и налогоплательщиками бывают споры о том, облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость проезда от места жительства работника до пункта сбора или до места работы и обратно.

НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно письму Минфина России от 20.08.2009 N 03-04-06-02/60 в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом РФ. Статьей 302 Трудового кодекса РФ определен перечень гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом. Данный перечень является закрытым. Оплата организацией проезда работников от места их постоянного жительства до места проведения работ и обратно статьей 302 Трудового кодекса РФ не предусмотрена.

Таким образом, по мнению Минфина России, стоимость проезда работников от места их постоянного жительства до места проведения работ и обратно не является компенсационной выплатой и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В письме от 22.06.2009 N 03-03-06/1/418 контролирующий орган разъяснил, что статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой выгоду можно оценить, определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме. Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники организации имеют возможность самостоятельно приобретать проездные билеты, признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Следовательно, по мнению Минфина России, стоимость указанных билетов, оплаченных организацией, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 08.05.2009 N 03-04-06-01/112.

По данному вопросу есть другая позиция.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.11.2007 N Ф04-7996/2007(40258-А75-7) пришел к выводу, что организация не обязана исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, выплаченных работникам в качестве возмещения затрат в связи с проездом к месту отпуска и обратно, а также в связи с проездом вахтовиков от места жительства до места работы, так как данные выплаты не относятся к оплате труда и имеют компенсационный характер.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.09.2007 N Ф04-5867/2007(37585-А81-29) пришел к выводу, что компенсационные выплаты, связанные с выполнением работниками ответчика трудовых обязанностей, а именно проезд данных лиц от места жительства до места работы и обратно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.02.2009 N Ф04-482/2009(20348-А81-14), исходя из Положения о вахтовом методе, пришел к выводу, что организация обязана компенсировать проезд работника от места жительства до пункта сбора. Следовательно, возмещение сотрудникам произведенных расходов является компенсацией и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 3 статьи 210 НК РФ установлено, что доходы, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, подлежат уменьшению.

Уменьшению подлежат налоговые вычеты, а именно: стандартные налоговые вычеты; социальные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

Анализируя пункт 3 статьи 210 НК РФ, финансовое ведомство указало, что социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в отношении доходов, с которых в налоговом периоде (календарном году) налог на доходы физических лиц был фактически уплачен в бюджет по ставке 13 процентов.

Таким образом, если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, он не вправе получить указанный социальный налоговый вычет за данный период (см. письмо от 19.11.2009 N 20-14/2/121804@).

В письме от 07.04.2011 N 03-04-06/10-81 Минфин России пояснил, что при заключении гражданско-правовых договоров на определенный срок организация, выплачивающая доходы по указанным договорам физическому лицу, является налоговым агентом для данного налогоплательщика только в период действия таких договоров и, соответственно, налоговая база по налогу на доходы физических лиц формируется только в эти периоды.

С учетом изложенного при заключении организацией с физическим лицом гражданско-правовых договоров в отдельные месяцы налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются данному физическому лицу только за те месяцы, в которых действовали указанные договоры.

Как отметил Минфин России, социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику не в виде возврата суммы, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, а в виде возврата (полностью или частично) уплаченного им налога на доходы физических лиц (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-203).

В письме от 16.03.2011 N 03-04-05/4-152 Минфин России заметил, что сумма дохода от продажи доли в уставном капитале организации подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и может быть уменьшена на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанного дохода.

В письме от 05.03.2011 N 03-04-05/8-121 Минфин России пояснил, что налоговая база по доходам, полученным физическим лицом по договору гражданско-правового характера, определяется как разница между суммой выплат по договору и суммой фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, понесенных исполнителем при выполнении работ (услуг) по договору.

При этом такие налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии — путем представления в налоговый орган налоговой декларации по окончании налогового периода.

В письме от 18.02.2011 N 03-04-05/10-103 официальный орган указал, что паи членов потребительского кооператива являются имущественными правами их членов, в связи с чем имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяется.

С учетом того, что при реализации паев членов потребительского кооператива имущественные вычеты не применяются, налогообложению налогом на доходы физических лиц подлежит весь доход, полученный налогоплательщиком от такой реализации.

А в письме от 18.02.2011 N 03-04-05/7-106 Минфин России указал, что в случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с доходов, выплачиваемых в том месяце, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.

Абзац 3 пункта 3 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данный абзац устанавливает, что у налогоплательщиков НДФЛ, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.

Анализируя пункт 4 статьи 210 НК РФ, Минфин России пояснил, что, определяя налоговую базу как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, не предусматривает возможности каких-либо вычетов, в том числе вычетов расходов, предусмотренных статьей 220 НК РФ.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, у такого физического лица не будет иметься оснований для обращения в налоговые органы в целях получения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (см. письмо от 11.10.2010 N 03-04-06/6-248).

Анализируя пункт 5 статьи 210 НК РФ, Минфин России в письме от 25.06.2010 N 03-04-06/6-135 обратил внимание на то, что для целей обложения налогом на доходы физических лиц суточные в иностранной валюте пересчитываются в российские рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.

В письме от 09.04.2010 N 03-04-06/2-67 Минфин России указал, что пересчет в рубли рыночной стоимости ценных бумаг, выраженной в иностранной валюте, производится по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату приобретения ценных бумаг, то есть на дату перехода права на указанные ценные бумаги.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 11.09.2013 N 03-04-05/37474 рассмотрен вопрос об учете для целей НДФЛ курсовой разницы в стоимости товаров, приобретенных индивидуальным предпринимателем за иностранную валюту. По данному вопросу Минфин России дал нижеследующее разъяснение.

Расходы индивидуального предпринимателя, в том числе расходы на приобретение товаров, учитываются им на дату их фактического осуществления. В связи с этим курсовая разница в стоимости товаров, приобретенных за иностранную валюту, между датами оприходования товаров на склад и датой их оплаты для целей уплаты налога на доходы физических лиц не определяется.

Статья 210 (ст 210 ч 2 нк рф). Налоговая база.

Налоговый кодекс (нк) РФ часть 2 / Глава 23 / Статья 210

   Главная | Налоговый кодекс (Вторая часть) | Статья 241. Ставки налога

Статья 241. Ставки налога

Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ, тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14 процентов.

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным пунктом 6 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 144-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

+————+———+———+———————-+———+ ¦ Налоговая ¦Федераль-¦Фонд ¦ Фонды обязательного ¦ Итого ¦ ¦ база ¦ный бюд- ¦социаль- ¦ медицинского ¦ ¦ ¦ на каждое ¦жет ¦ного ¦ страхования ¦ ¦ ¦физическое ¦ ¦страхо- +———-+————+ ¦ ¦ лицо ¦ ¦вания ¦Федераль- ¦Террито- ¦ ¦ ¦нарастающим¦ ¦Россий- ¦ный фонд ¦риальные ¦ ¦ ¦ итогом ¦ ¦ской ¦обязатель-¦фонды ¦ ¦ ¦ с начала ¦ ¦Федерации¦ного меди-¦обязатель- ¦ ¦ ¦ года ¦ ¦ ¦цинского ¦ного меди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхо- ¦цинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦страхования¦ ¦ +————+———+———+———-+————+———+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +————+———+———+———-+————+———+ До 280 000 20,0 про- 2,9 про- 1,1 про- 2,0 про- 26,0 про- рублей цента цента цента цента цента
От 280 001 56 000 8 120 3 080 руб- 5 600 руб- 72 800 рубля рублей рублей лей + 0,6 лей + 0,5 рублей до 600 000 + 7,9 + 1,0 процента процента + 10,0 рублей процента процента с суммы, с суммы, процента с суммы, с суммы, превы- превы- с суммы, превы- превы- шающей шающей превы- шающей шающей 280 000 280 000 шающей 280 000 280 000 рублей рублей 280 000 рублей рублей рублей
Свыше 81 280 11 320 5 000 7 200 104 800 600 000 рублей рублей рублей рублей рублей рублей + 2,0 + 2,0 процента процента с суммы, с суммы, превы- превы- шающей шающей 600 000 600 000 рублей рублей. ——————————————————————

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

+————+———+———+———————-+———+ ¦ Налоговая ¦Федераль-¦Фонд ¦ Фонды обязательного ¦ Итого ¦ ¦ база ¦ный бюд- ¦социаль- ¦ медицинского ¦ ¦ ¦ на каждое ¦жет ¦ного ¦ страхования ¦ ¦ ¦физическое ¦ ¦страхо- +———-+————+ ¦ ¦ лицо ¦ ¦вания ¦Федераль- ¦Террито- ¦ ¦ ¦нарастающим¦ ¦Россий- ¦ный фонд ¦риальные ¦ ¦ ¦ итогом ¦ ¦ской ¦обязатель-¦фонды ¦ ¦ ¦ с начала ¦ ¦Федерации¦ного меди-¦обязатель- ¦ ¦ ¦ года ¦ ¦ ¦цинского ¦ного меди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхо- ¦цинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦страхования¦ ¦ +————+———+———+———-+————+———+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +————+———+———+———-+————+———+ До 280 000 15,8 1,9 1,1 1,2 20,0 рублей процента процента процента процента процента
От 280 001 44 240 5 320 3 080 руб- 3 360 руб- 56 000 рубля рублей рублей лей + 0,6 лей + 0,6 рублей до 600 000 + 7,9 + 0,9 процента процента + 10,0 рублей процента процента с суммы, с суммы, процента с суммы, с суммы, превы- превышающей с суммы, превы- превы- шающей 280 000 превы- шающей шающей 280 000 рублей шающей 280 000 280 000 рублей 280 000 рублей рублей рублей
Свыше 69 520 8 200 5 000 5 280 88 000 600 000 рублей рублей рублей рублей рублей рублей + 2,0 + 2,0 процента процента с суммы, с суммы, превы- превы- шающей шающей 600 000 600 000 рублей рублей. ——————————————————————

Для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки:

+————————+———————+——————+ ¦ Налоговая база ¦ Федеральный бюджет ¦ Итого ¦ ¦ на каждое физическое ¦ ¦ ¦ ¦ лицо нарастающим ¦ ¦ ¦ ¦ итогом с начала года ¦ ¦ ¦ +————————+———————+——————+ До 280 000 рублей 14,0 процента 14,0 процента
От 280 001 рубля 39 200 рублей + 5,6 39 200 рублей до 600 000 рублей процента с суммы, + 5,6 процента превышающей с суммы, 280 000 рублей превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 57 120 рублей + 2,0 57 120 рублей процента с суммы, + 2,0 процента превышающей 600 000 с суммы, рублей превышающей 600 000 рублей ——————————————————————

(п. 1 в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 06.12.2005 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

+———-+—————-+—————————+————+ ¦Налоговая ¦ Федеральный ¦ Фонды обязательного ¦ Итого ¦ ¦база ¦ бюджет ¦ медицинского страхования ¦ ¦ ¦нарастаю- ¦ +—————+————+ ¦ ¦щим итогом¦ ¦ Федеральный ¦Территори- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фонд ¦альные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательного ¦фонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинского ¦обязатель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ +———-+—————-+—————+————+————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +———-+—————-+—————+————+————+ До 280000 7,3 процента 0,8 процента 1,9 10,0 рублей процента процента
От 280001 20440 рублей + 2240 рублей + 5320 руб- 28000 руб- рубля 2,7 процента с 0,5 процен- лей + 0,4 лей + 3,6 до 600000 суммы, превыша- та с суммы, процента с процента с рублей ющей 280000 превышающей суммы, суммы, рублей 280000 рублей превышаю- превышающей щей 280000 280000 рублей рублей
Свыше 29080 рублей + 3840 рублей 6600 39520 руб- 600000 2,0 процента с рублей лей + 2,0 рублей суммы, превыша- процента с ющей 600000 суммы, рублей превышающей 600000 рублей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

+———-+—————-+—————————+————+ ¦Налоговая ¦ Федеральный ¦ Фонды обязательного ¦ Итого ¦ ¦база ¦ бюджет ¦ медицинского страхования ¦ ¦ ¦нарастаю- ¦ +—————+————+ ¦ ¦щим итогом¦ ¦ Федеральный ¦Территори- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фонд ¦альные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательного ¦фонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ медицинского ¦обязатель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ +———-+—————-+—————+————+————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +———-+—————-+—————+————+————+ До 280000 5,3 процента 0,8 процента 1,9 8,0 рублей процента процента
От 280001 14840 рублей + 2240 рублей + 5320 руб- 22400 руб- рубля 2,7 процента с 0,5 процен- лей + 0,4 лей + 3,6 до 600000 суммы, превыша- та с суммы, процента с процента с рублей ющей 280000 превышающей суммы, суммы, рублей 280000 рублей превышаю- превышающей щей 280000 280000 рублей рублей
Свыше 23480 рублей + 3840 рублей 6600 33920 руб- 600000 2,0 процента с рублей лей + 2,0 рублей суммы, превыша- процента с ющей 600000 суммы, рублей превышающей 600000 рублей

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Исключен. — Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки:

+————-+————+————+————————-+————+ ¦Налоговая ¦Федеральный¦Фонд соци- ¦Фонды обязательного меди-¦ Итого ¦ ¦база на каж- ¦ бюджет ¦ального ¦цинского страхования ¦ ¦ ¦дое физиче- ¦ ¦страхования+————+————+ ¦ ¦ское лицо ¦ ¦Российской ¦Федеральный ¦Территори- ¦ ¦ ¦нарастаю- ¦ ¦Федерации ¦фонд обяза- ¦альные фонды¦ ¦ ¦щим итогом ¦ ¦ ¦тельного ме-¦обязательно-¦ ¦ ¦с начала года¦ ¦ ¦дицинского ¦го медицин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхования ¦ского стра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хования ¦ ¦ +————-+————+————+————+————+————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +————-+————+————+————+————+————+ До 75 000 20,0 про- 2,9 процен- 1,1 процента 2,0 процента 26,0 про- рублей цента та цента
От 75 001 15 000 руб- 2 175 руб- 825 рублей + 1 500 рублей 19 500 руб- рубля до лей + 7,9 лей + 1,0 0,6 процента + 0,5 про- лей + 10,0 600 000 руб- процента с процента с с суммы, цента с сум- процента с лей суммы, суммы, превышаю- мы, превы- суммы, пре- превы- превы- щей 75 000 шающей вышающей шающей шающей рублей 75 000 руб- 75 000 руб- 75 000 руб- 75 000 руб- лей лей лей лей
Свыше 56 475 руб- 7 425 руб- 3 975 рублей 4 125 рублей 72 000 руб- 600 000 руб- лей + 2,0 лей лей + 2,0 лей процента с процента с суммы, суммы, превы- превы- шающей шающей 600 000 600 000 рублей рублей ——————————————————————————

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ)

7. Осуществляющими деятельность в области информационных технологий для целей настоящей главы признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ)

8. Указанные в пункте 7 настоящей статьи организации уплачивают налог по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам при выполнении ими следующих условий, если иное не установлено настоящим пунктом:

организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам, составляет не менее 50 человек.

Вновь созданные организации уплачивают налог по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам при выполнении ими следующих условий:

организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса. При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, места жительства физического лица.

Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В случае если по итогам отчетного (налогового) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное настоящим пунктом для доходов и (или) среднесписочной численности работников, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять установленные пунктом 6 настоящей статьи налоговые ставки.

(п. 8 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ)

оглавление |

НК часть 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *