Направления высшего образования

  • Уровни высшего образования
  • Формы обучения

© .com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© КФУ

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© РУДН

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Выбирая вуз, мы редко задумываемся над тем, а что дальше — какой будет жизнь после диплома, в какие компании мы попадем. Кажется, поступил – и поймал удачу за хвост! Но пять лет пролетают быстро, диплом на руках, вы идете к работодателю, и тут начинается самое интересное.

Вы были уверены, что юристы — самые востребованные специалисты, оказалось — ничего подобного. У вас почти красный диплом, а у вашего конкурента — такого же молодого специалиста, например, из МГУ им. М. В. Ломоносова — диплом не красный и даже не розовый, однако на работу почему-то берут его. Почему? Да потому что менеджер по персоналу компании, куда вы пытаетесь устроиться, впервые слышит название вашего вуза, а у рекрутера в кадровом агентстве списочек «желательных» институтов. Так какой вуз надо закончить, чтобы стать востребованным специалистом?

Анкеты запущены!

Чтобы узнать, какие направления подготовки и какие вузы действительно котируются на рынке труда, редакция журнала «Куда пойти учиться” и образовательный проект «Фортуна» газеты «Московский комсомолец» провели исследование «Рынок труда: самые востребованные вузы и специальности». Анкеты с вопросами были разосланы в 36 кадровых агентств Москвы, в их числе «Анкор”, «Coleman Services”, «Агентство Контакт”, «A-Класс Рекрутмент” «Амплуа-Брокер» и др. Проанализировав количество вакансий на работных сайтах, мы выбрали 12 сфер, представляющих наиболее перспективные направления подготовки специалистов, и расположили их в порядке востребованности специалистов на рынке труда:

•Финансы, бухгалтерский учет,

• Банки и инвестиции

• ТНП (FMCG)

• IT и телекоммуникации

• Строительство, архитектура

• Транспорт, логистика

• Маркетинг, реклама, PR

• Кадровые службы (HR)

• Производство, технологии

• Фармацевтика, медицина

• Юриспруденция

• Туризм, гостин. хоз-во, сфера услуг

Кадровым агентствам было предложено назвать самых популярных специалистов в каждой из сфер и вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом у работодателей. Итак, поехали.

Финансы, бухгалтерский учет

Слухи о перепроизводстве бухгалтеров и экономистов сильно преувеличены. Эти специалисты по-прежнему самые востребованные. Сегодня специальность «бухгалтерский учет и аудит” есть едва ли не в каждом вузе. В то же время, по мнению рекрутеров, четко обозначились три лидера: Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА), Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (РЭА) и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) — у них более 20%, в то время как у остальных около 10% и ниже.

Банки и инвестиции

Растет спрос и на профессионалов, работающих в банковских структурах. Сегодня в России около 1300 банков разного уровня. Каждый из них заинтересован в узкопрофильных специалистах. По данным кадровых агентств, самыми ценными и востребованными в этой сфере являются кредитные эксперты, на втором месте — операционисты банка, на третьем — руководители контрольно-ревизионного управления.

Специальность для будущего банкира называется «Финансы и кредит”. Лучше, если в ее рамках есть специализации: «банковское дело”, «инвестиционное дело”, «биржевое дело”, «рынок ценных бумаг”. Вузов, готовящих по этому направлению, предостаточно, а лидеры все те же: ФА при Правительстве РФ, РЭА им. Г. В. Плеханова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

ТНП (FMCG)

Аббревиатура ТНП расшифровывается просто — товары народного потребления. Самые востребованные позиции в ТНП — менеджерские.

В подготовке квалифицированных менеджеров далеко вперед ушел Государственный университет управления (ГУУ), позиционирующий себя на рынке как вуз, готовящий управленцев для разных отраслей народного хозяйства. В спину ему дышат МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ). А вообще, «Менеджмент” — сфера специфическая, и было бы наивно надеяться сразу после вуза занять руководящую должность, поэтому 5,1% опрошенных заявили, что в менеджменте ни вуз, ни образование вообще не имеют значения, главное — опыт.

IT и телекоммуникации

Сфера информационных технологий не случайно считается одной из самых перспективных. Темпы роста отрасли в России составляют 25% в год.

Вузов, предлагающих качественное образование в сфере IT, довольно много: места распределились ровной процентной «лесенкой” с интервалом в 2—3%. В любом из них можно получить качественное образование, но лидером, без сомнения, является Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ).

Строительство и архитектура

Темпы строительства жилья в Москве в среднем составляют более 3,5 млн. кв.м в год. Сегодня плотнее застроены только Шанхай и Гонконг. Строительная отрасль остро нуждается в специалистах, в первую очередь, в грамотных прорабах — руководителях строительных работ (20,9 %), архитекторах (14%) и руководителях проекта (11,6%).

С выбором вузов все просто: здесь два явных лидера — Московский государственный строительный университет (МГСУ), набравший 42%, и Московский архитектурный институт (МАрхИ) — 21,2%. Для будущих строителей-автодорожников подойдет Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) (8,1%) — он на третьем месте.

Транспорт, логистика

Координаторы по логистике — самые востребованные специалисты в этой сфере, набравшие 40,5%. Менеджеры по продажам, специализирующиеся на внешнеторговых операциях, отстают от них на 25%. Кроме них в этой области трудится множество других специалистов: руководители отделов логистики, операторы складов, менеджеры по работе с клиентами, экспедиторы, специалисты по таможенному оформлению и многие другие.

Транспорт и логистика были объединены нами одну сферу, и если, называя профессии, представители агентств ориентировались больше на логистику, то, называя вузы — на слово «транспорт”. Поэтому ведущими вузами были названы инженерно-технические вузы: первым — МАДИ, на втором месте Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), третье и четвертое место практически поделили между собой Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) и Московский государственный технологический университет «МАМИ» (МГТУ «МАМИ»), на пятом — Российская таможенная академия (РТА).

Маркетинг, реклама, PR

По специальности «реклама” готовят многие вузы, и тем не менее работодатели со скепсисом относятся к выпускникам рекламных факультетов. Образование это модное, молодое, многие вузы не могут дать достойного уровня знаний, поскольку не хватает преподавателей-практиков. Ситуацию усугубляет и то, что в Москве еще нет вуза с известным и четко позиционированным брендом в области рекламы, за исключением, пожалуй, негосударственного Международного института рекламы, который известен только в узких профессиональных кругах. Видимо, поэтому рекрутеры на первое место поставили «универсальный” МГУ им. М. В. Ломоносова, на второе — РЭА им. Г. В. Плеханова, а на третье — ГУУ. За ними с большим отрывом идут Московский государственный институт международных отношений (университет МИД РФ) (МГИМО), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российкий государственный гуманитарный университет (РГГУ).

Кадровые службы (HR)

Что важно в этой сфере? Умение работать с людьми, хорошее гуманитарное образование и управленческие навыки. По мнению кадровиков и работодателей, их лучше всего получить в МГУ им. М.В.Ломоносова, ГУУ и РЭА им. Г. В. Плеханова. В то же время 8,9% опрошенных указали, что в этой сфере многое зависит от личностных качеств человека и, в принципе, подойдет профильное образование в любом вузе, готовящем по этой специальности.

Производство, технологии

В области подготовки инженерно-технических кадров ведущим считается МГТУ им. Н. Э. Баумана (18,8% ответов), славящийся подготовкой инженеров по самым разным направлениям — от ракетостроения до проектирования военной техники. Это бренд, известный не только в России, но и за рубежом. Однако существует около 400 (!) инженерных специальностей, и ни один вуз — даже МГТУ — не может охватить их все. Поэтому обычно технические вузы специализируются на узких направлениях подготовки. Так, МАИ, занявший второе место (14,6%), выпускает профессионалов в области авиастроения; Московский инженерно физический институт (10,3%) подготовил десятки тысяч инженеров-физиков, инженеров-исследователей; Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ) (9,7%) готовит высококлассных специалистов прикладной физики, Московский энергетический институт (государственный университет) (МЭИ) – инженеров-энергетиков, МГТУ «МАМИ» – профессионалов в области автомобилестроения; Российский государственный химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ) – инженеров-химиков; МГТУ «СТАНКИН» — технологов; Московский государственный горный университет (МГГУ) – инженеров горного дела. Выбор большой, и в каждом из этих вузов можно получить хорошее техническое образование.

Фармацевтика, медицина

Институтов, выпускающих провизоров-фармацевтов, в России не так много, и на специалистов в этой области идет настоящая охота. По итогам исследований, явным лидером стала Московская медицинская академия им. Сеченова (ММА им Сеченова) — 30,4%. Не удивительно, это такой же бренд, как МГУ им. М.В.Ломоносова, только в медицинской сфере. Российский государственный медицинский университет (РГМУ) (или как его называют «второй мед»), идущий вторым, отстает на целых 13%, остальные еще больше…

Юриспруденция

Юриспруденция — единственная сфера, где наши респонденты были практически единодушны: 70% всех голосов отдано за Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) и МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди престижных вузов — МГИМО, славящийся подготовкой юристов-международников, ГУ-ВШЭ. Достаточно известны и популярны (хотя и не отражены в исследовании) юридические факультеты Российского университета дружбы народов (РУДН), Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА).

Туризм, гостиничное хозяйство, сфера услуг

В подготовке менеджеров по туризму признанным лидером стала негосударственная специализированная Российская международная академия туризма (РМАТ). За ней следуют Институт туризма и гостеприимства при МГУ сервиса и Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН. В то же время менеджеров по туризму выпускает огромное количество вузов как государственных, так и негосударственных, именно поэтому в графе «остальные” — 16,6%. Больше, чем в любой другой сфере.

Выше спрос — жестче конкуренция

Анализ рынка труда показывает: по уровню спроса на специалистов по-прежнему лидируют экономические и финансовые специальности, за ними следуют менеджеры в ТНП, специалисты по IT и телекоммуникациям. Юриспруденция неожиданно оказалась далеко не в первых рядах: рынок действительно перенасыщен этими специалистами. В то же время вперед вырвались технические сферы – строительство и производство. Появились новые перспективные направления, где наблюдается острая нехватка кадров: логистика, реклама, HR.

Туризм неожиданно оказался на последнем месте по востребованности специалистов, несмотря на традиционную текучку кадров в этой сфере. Тем не менее статистика показывает: спрос растет на все специальности. Но и конкуренция становится более жесткой. По данным кадровых агентств, на одну открытую вакансию инженера, например, претендуют 2—3 человека, маркетолога — 5—7. У юристов еще больше. Очень сложно попасть в первоклассную западную компанию — конкурс на открывшуюся вакансию порой достигает 30 человек на место. В этой ситуации диплом выпускника имеет огромное значение, и спросом пользуются прежде всего выпускники широко известных, брендовых вузов.

О пользе бренда

Заметим, что представленные данные не говорят прямо о том, что в одном вузе качество образования выше, а в другом – ниже: и в РГМУ можно получить медицинское образование не хуже, чем в ММА им Сеченова. Рейтингом подобную градацию тоже назвать нельзя. Речь идет скорее об известности вузов на рынке труда. Это взгляд работодателя на наше высшее образование. И если проанализировать результаты по каждой из сфер, можно составить общую «десятку» ведущих вузов, упомянутых в анкетах чаще всего. Она выглядит так:

• МГУ им. М. В. Ломоносова

• РЭА им. Г.В. Плеханова

• ГУУ

• МГТУ им. Баумана

• ФА при Правительстве РФ

• МГЮА

• МГСУ

• МИФИ

• ГУ-ВШЭ

• МФТИ

В том, что первое место занял МГУ им. М.В.Ломоносова, нет ничего удивительного. В каждой анкете МГУ в среднем упоминается по два раза. Его называют лидером в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе и PR, а также HR-менеджеров (специалистов по работе с персоналом). В других сферах (финансах, банковском деле, менеджменте, юриспруденции) он уверенно занимает 2—3 места по популярности. Причина, по которой МГУ оказался на вершине нашего «хит-парада”, не только в достойном уровне образования, но и в уникальной многопрофильности университета, который с одинаковой легкостью готовит как профессиональных юристов, так и врачей. И на какой бы сфере ни специализировалось рекрутинговое агентство, об МГУ знают все. Бренд работает так уверенно, что даже в совершенно новых направлениях подготовки (реклама, маркетинг, HR) отдают предпочтение именно ему. Логика кадровиков и работодателей проста: образование в вузе престижное, значит, и по новым направлениям здесь готовят лучше всех.

Равнение на лидеров!

Однако если рассмотреть вузы по сферам, окажется, что далеко не везде МГУ занимает первые позиции. Напротив, в лидеры выбиваются не многопрофильные институты, а четко позиционирующие себя на рынке по одному из направлений. Так, второе место заняла Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова — ведущий вуз в подготовке экономистов, третье — Государственный университет управления, специализирующийся на выпуске менеджеров для всех отраслей, на четвертое место претендуют «айтишники” во главе с МГТУ им. Н.Э.Баумана, на пятое — «финансисты” и Финансовая академия при Правительстве РФ, на шестом — юристы и МГЮА, а дальше «технари” и строители…

Все это говорит о том, что один из ключевых элементов успешного вуза сегодня — правильное позиционирование своей марки на рынке. Лучше сконцентрироваться на одном направлении подготовки, чем распыляться по разным сферам.

Выбираем по бренду

Бренд вуза часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Иногда родители сами подталкивают абитуриента к поступлению в престижный вуз не по конкретной специальности, а «за знаниями». Особенно в этом плане котируется финансово-экономическое и техническое образование. В отличие от западного подхода, где приветствуется узкоспециализированная подготовка, в российских вузах большой блок базовых «вводных» универсальных знаний, поэтому хороший вуз позволит «распахать мозги», а дальше можно получить дополнительное специальное образование.

Выбирать вуз «по бренду», а не по специальности, имеет смысл, если вы еще точно не определились с будущей профессией. Особенно ценится работодателями российское техническое образование. Довольно часто руководители компаний говорят о том, что лучше взять на работу, скажем, менеджером выпускника хорошего технического вуза и всему науить его на практике, чем брать человека с факультета менеджмента малоизвестного вуза, которого все равно придется переучивать. Встречаются руководители, которые, сами закончив технический вуз, стараются набирать сотрудников из своей альма-матер, будучи уверенными в их уровне знаний, пусть и не профильных. Впрочем, все это парадоксы российского образования. Наверное, и такой подход имеет право на существование, но рынок меняется, и, что бы ни говорили, в вакансиях работодатели обычно указывают, что образование должно быть профильным. Поэтому в идеале лучше поступать в престижный вуз и образование выбирать целенаправленно, а главное — по душе.

Когда диплом работает на вас

Как видно из списка лидеров, все вузы, попавшие в «десятку» — государственные. Более того, заполняя анкеты, представители кадровых агентств всего два раза (!) упомянули негосударственные вузы. В сфере банковского дела был назван Московский институт банковского дела, а в сфере туризма — Российская международная академия туризма (РМАТ).

РМАТ стала лидером в области подготовки специалистов в сфере туризма и оставила позади себя даже МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, РЭА им. Г. В. Плеханова и другие государственные вузы. Но все равно, очевидно, что работодатели по-прежнему больше доверяют именно государственным учебным заведениям. Почему? Опять все дело в бренде.

Негосударственным вузам создать собственный бренд за 10 лет в условиях жесточайшей конкуренции и дефицита профессиональных кадров очень сложно. А козырная карта государственных вузов – традиции подготовки: «Смотрите, какие кадры мы растим! Сколько наших выпускников стало известными руководителями!» Правда, когда в этих вузах учились нынешние директора и министры, других-то институтов и не было, а выпускники негосударственных вузов проявить себя еще не успели. Феномен Российской международной туристической академии говорит о том, что негосударственные вузы могут стать лидерами лишь в нетрадиционных для государственного образования сферах.

Не обязательно престижные?

В то же время, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда, совсем не обязательно получать образование в брендовом вузе – достаточно окончить «любой профильный вуз». Такое мнение высказали рекрутеры, имея в виду четыре сегмента рынка: IT и телекоммуникации, финансы и бухучет, юриспруденцию, HR. Почему названы эти четыре сферы? Подготовка специалистов по трем направлениям (финансы и бухучет, юриспруденция, HR) строится на основе законодательства. Учебные программы давно отработаны, качество обучения в профильных вузах вполне устраивает работодателей. Что касается сегмента IT и телекоммуникаций, выпускники технических российских вузов высоко котируются не только в России, но и за рубежом. Они пользуются спросом на рынке труда независимо от того, какой профильный вуз указан в дипломе. Тем не менее, если вы хотите по окончании вуза работать в крупной российской или западной компании, стоит получать образование в престижных учебных заведениях, которым сотрудники кадровых агентств отдали наибольшее количество голосов.

Вопреки конкурсам

Идти в брендовые вузы стоит, вопрос в другом: кому по силам туда попасть? Если мы возьмем пятерку лидеров и проанализируем конкурсы на бюджетные места в 2005 г., картина получится впечатляющая. Например, чтобы поступить в РЭА им Г. В. Плеханова на специальность «Мировая экономика”, нужно преодолеть конкурс в 8 человек на место, в ГУУ на «менеджмент организации” — около 8 человек, в Финансовую академию при Правительстве РФ на «финансы и кредит” — 7 человек. В МГУ им. М.В.Ломоносова на «юриспруденцию” — 6 человек на место. Так что отбор кадров, востребованных потом работодателями, начинается уже с приемной комиссии и вступительных экзаменов.

Заслужить диплом престижного вуза не каждому по силам, но тут срабатывает старый студенческий принцип: «Сначала вы работаете на диплом, потом он работает на вас”.

И последнее. Как показывает практика, даже ведущие брендовые вузы страны выпускают порой весьма заурядных специалистов, и, напротив, из малоизвестных институтов выходят талантливые руководители. От качества обучения зависит, безусловно, многое и от диплома тоже, но на самом деле все зависит от вас.

В разделе приведен полный список специальностей высшего профессионального образования, а также подробные описания направлений подготовки и учебных программ в вузах России. В каждом из выбранных подразделов вы сможете выбрать из списка именно ту специальность, с которой вы хотели бы ознакомиться и прочитать ее подробный обзор.

Рейтинг специальностей по мнению читателей портала

Специальность Голосов посетителей сайта
1 Специальность «Строительство» (бакалавриат)
2 Специальность «Нефтегазовое дело» (бакалавриат)
3 «Прикладная математика и информатика» (бакалавриат)
4 Специальность «Медицинская биохимия» (специалитет)
5 Специальность «Медицинская кибернетика» (специалитет)

Математические и естественные науки

Если вам хорошо давались физика и математика, то стоит поискать специальность здесь.

Инженерное дело, технологии и технические науки

Самая распространенная и в то же время востребованная профессия — инженер.

Здравоохранение и медицинские науки

Врачи различных направлений, хирурги, а также сотрудники фармакологии.

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

Работа как с землей, так и с животными. Для будущих агрономов и фермеров.

Науки об обществе

Все от социологии до юриспруденции – изучаем социальные тренды и специфику работы с людьми.

Образование и педагогические науки

Если вы собираетесь стать учителем и педагогом, то вам сюда.

Гуманитарные науки

Для тех, кому тяжело даются точные науки, но интересны социальные факторы.

Искусство и культура

Все специальности и направления обучения связанные с творчеством.

Все специальности высшего образования

Новый перечень специальностей высшего образования и тематических направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов утвержден 12 сентября 2013 года Приказом Минобрнауки № 1061. С 2014 года все высшие учебные заведения РФ присваивают выпускникам квалификации, соответствующие наименованиям и кодам укрупненных групп и направлений подготовки, перечисленным в этом списке. До окончания обучения студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета, зачисленных на дневные и заочные отделения вузов до 2013 года, все университеты, академии и институты имеют право выдавать дипломы о высшем образовании с указанием квалификаций, зарегистрированных в перечне, принятом в 2009 г. (с изменениями, внесенными в него постановлениями правительства и Минобрнауки на протяжении 2009–2010 гг.).

Вузы и специальности сгруппированы по профильным направлениям – это облегчит подбор профессии и образовательной организации, в которой ее можно получить. В списке – творческие и технические, прикладные и академические, распространенные и необычные специальности. Стандартный набор предметов, по которым нужны отметки для поступления, дополнительных экзаменов и перспективы работы после окончания вуза, помогут сориентироваться в разнообразии профессий и сделать правильный выбор.

Абитуриенты при поступлении могут выбрать из четырёх направлений подготовки бакалавриата и магистратуры.

Математика
Математика 01.03.01

Математика была и остается основой точного естествознания. Поэтому выпускники по специальности «Математика» востребованы в любых областях, использующих математические методы и вычислительные технологии. Они работают в научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, органах управления, высокотехнологичных компаниях и производствах. Отдельно отметим, что из наиболее сильных студентов формируется математическая элита нашей страны – математики-исследователи, т.е. люди, призванные обеспечить дальнейшее развитие самой математики. Каждый год всемирно известные институты Новосибирского научного центра (а также многие другие научно-исследовательские центры, как у нас в стране, так и за рубежом) пополняются выпускниками, прошедшими в нашем университете по цепочке: студент – магистрант – аспирант – кандидат наук. Поэтому при подготовке специалистов этого направления основное внимание уделяется формированию фундаментально образованных людей, способных к самостоятельному научному творчеству, хорошо умеющих применять математические методы в приложениях. Направление «Математика» охватывает следующие разделы математики:

  • алгебра;
  • математический и функциональный анализ;
  • математическая логика;
  • дифференциальные уравнения и уравнения математической физики;
  • геометрия и топология;
  • теория вероятностей и математическая статистика;
  • теория вычислимости.

Основные кафедры, ведущие подготовку по данному направлению:

  1. Геометрии и топологии;
  2. Дифференциальных уравнений;
  3. Математического анализа;
  4. Прикладной математики;
  5. Теории вероятностей и математической статистики;
  6. Теории функций;
  7. Алгебры и математической логики;
  8. Математической экономики.

Математика и компьютерные науки
02.03.01 — Математика и компьютерные науки

Современную математику невозможно представить без современной информатики, включающей в себя компьютерные науки, и наоборот. Вместе они имеют важное значение для индустрии высоких технологий: чем сложнее задача реального мира, тем сложнее ее математическая модель, исследуя которую аналитически, математики предлагают методы решения исходной задачи, в том числе алгоритмические. В свою очередь надежная и эффективная реализация алгоритмов требует глубокого понимания свойств вычислительных систем и способов работы с ними. Направление «Математика и компьютерные науки» охватывает (но не ограничивается) следующие разделы математики и информатики:

  • фундаментальная и прикладная логика;
  • теория алгебраических систем, прикладная и компьютерная алгебра;
  • проектирование, анализ и программное обеспечение вычислительных систем различной сложности и назначения;
  • теория кодирования (помехоустойчивое кодирование, криптография и криптоанализ, сжатие данных и др.);
  • теория и приложения баз данных и информационных систем (моделирование, проектирование, эффективные алгоритмы работы и др.);
  • высокопроизводительные вычислительные системы, теория и практика параллельного программирования;
  • теоретические основы, инструментальные средства и технологии программирования (методы трансляции, семантический анализ и оптимизация программ, инструменты проектирования и разработки больших программных систем и др.);
  • анализ сложных систем (биоинформатика, моделирование химических и физических процессов, обработка естественного языка, извлечение данных и знаний и др.);
  • дискретные модели и дискретный анализ (синтез управляющих систем, теория графов, комбинаторика, дискретная оптимизация и др.);
  • теоретическая информатика (теория формальных языков и автоматов, теория алгоритмов, формальная семантика и др.).

Основные кафедры, ведущие подготовку по данному направлению:

  1. Алгебры и математической логики;
  2. Вычислительных систем;
  3. Дискретной математики и информатики;
  4. Программирования;
  5. Теоретической кибернетики.

Прикладная математика и информатика
01.03.02 — Прикладная математика и информатика

«Непостижимая эффективность математики» (Ю. Вигнер) была неоднократно подтверждена успешным применением математических методов к прикладным задачам, возникающим в разных научных, технических и социальных областях. Прикладной математик обязан не только хорошо знать аналитический математический аппарат, но и в сотрудничестве со специалистами в данной предметной области уметь строить адекватные математические модели исследуемых процессов и явлений реального мира. Всякая адекватная модель (то есть представляющая практический интерес), очевидно, имеет большую сложность, а значит, для ее описания требуется огромное количество данных. Обработка таких объемов данных невозможна без использования высокопроизводительных вычислительных систем. Использование новейших достижений информатики – залог дальнейшего успешного развития прикладной математики и проникновения математических методов в научные, технические и социальные области нашей жизни. Направление «Прикладная математика и информатика» охватывает (но не ограничивается) следующие разделы математики и информатики:

  • разработка эффективных вычислительных алгоритмов в различных областях математики и анализ их свойств;
  • применение высокопроизводительных вычислительных систем в задачах обработки больших массивов данных (эффективная реализация вычислительных алгоритмов, создание распределенных информационных систем, например, обрабатывающих спутниковые данные);
  • вычислительные методы для задач большой размерности (вычислительная аэродинамика, моделирование физических полей, перенос частиц в сплошных средах и т.д.);
  • математические методы обработки информации и применение их в задачах принятия решений и управления (обработка сигналов, в том числе аудио и видео, распознавание образов, системы управления, например, обработка данных позиционирования GPS/ГЛОНАСС);
  • применение вероятностно-статистических методов в научно-технических задачах (методы Монте-Карло в моделировании физических и химических процессов, дискретно-стохастические методы численного анализа, и т.д.);
  • математическая экономика (анализ финансовых рынков, оценки банковских и страховых рисков, оптимальное экономическое управление предприятиями и отраслями и т.д.);
  • моделирование природных и техногенных катастроф (землетрясения, цунами, математические модели в экологии);
  • разработка программного обеспечения для программно-аппаратных комплексов управления (бортовые компьютеры, управление технологическими процессами и установками).

Основные кафедры, ведущие подготовку по данному направлению:

  1. Вычислительной математики;
  2. Математической экономики;
  3. Математических методов геофизики;
  4. Математического моделирования;
  5. Прикладной математики;
  6. Теоретической кибернетики;
  7. Программирование.

Механика и математическое моделирование
01.03.03 — Механика и математическое моделирование

Математическая механика – это один из первых примеров успешного применения математических методов для исследования процессов и явлений окружающего мира. И быть может самый яркий, так как любой человек с легкостью может обнаружить вокруг себя теоретические результаты механиков, которые были реализованы инженерами в металле, стекле и бетоне (а ныне, все более и более, в новейших материалах). Прочность и легкость конструкций, наивысшие скорости и оптимальное управление, добыча полезных ископаемых и создание новых материалов с удивительными свойствами – это чрезвычайно короткий перечень результатов механиков. Создание ЭВМ открыло путь к широкому применению математических методов для изучения законов природы и разработке новых технических устройств, что привело к определению математического моделирования как третьему методу (наряду с натурным и теоретическим) познания мира и создания новых технологий. Направление «Механика и математическое моделирование» – это ветвь прикладной математики, которая занимается исследованием математических основ и математическим моделированием сложных физических процессов в твердых телах, жидкостях, газах и плазме. Направление «Механика и математическое моделирование» охватывает (но не ограничивается) следующие разделы механики и вычислительной математики:

  • численные методы механики сплошной среды;
  • применение математических методов и математического моделирования в научных исследованиях;
  • механика жидкостей, газа и плазмы;
  • вычислительная математика;
  • дифференциальные уравнения;
  • механика твердого тела (механика композитов, механика геоматериалов, теория упругости, теория трещин);
  • исследование процессов переноса в условиях микрогравитации и в микромасштабах;
  • моделирование движений с фазовыми переходами;
  • теория тепловой гравитационной и термокапиллярной конвекции;
  • течения в пористых средах (добыча нефти и газа);
  • динамика вязко-пластической жидкости (бурение скважин, лавины);
  • групповой анализ дифференциальных уравнений;
  • численное моделирование нестационарного взаимодействия упругих конструкций с жидкостью.

Основные кафедры, ведущие подготовку по данному направлению:

  1. Гидродинамики;
  2. Математических методов геофизики;
  3. Математического моделирования;
  4. Механики твердого тела;
  5. Теоретической механики;
  6. Вычислительной математики.

Распределение направлений подготовки по потокам определяется решением Ученого совета ММФ НГУ.

На ближайшее пятилетие перед нашей страной стоят большие планы по реформированию и модернизации педагогических наук и образования. Взятый государством курс на поднятие престижа педагогов до прежнего уровня дает надежду, что российское образование вновь отвоюет утерянные позиции. Поспособствовать решению поставленных задач должны будут, в том числе, и специалисты новой волны, согласно планам последним ФГОС получающие в профильных вузах следующие специальности:

Бакалавры и магистры:
— педагогическое образование;
— психолого-педагогическое образование (с упором на психологию);
— специальное дефектологическое образование (для работы с детьми, обладающими ограниченными возможностями);
— профессиональное обучение по отраслям (готовящее кадры для узкопрофильного обучения)
— педагогическое образование по 2-м профилям (истории и обществознанию) — только бакалавриат.

Специалисты, аспиранты и адъюнкты:
— педагогика и психология антисоциального (девиантного) поведения — только специалитет;
— образование и педагогические науки — аспирантура и адъюнктура.

Если говорить об истории, то зачатки образовательной системы (пусть даже только для знати и религиозного сословия) зародились на Руси ещё во времена Ярослава Мудрого. Однако, первый революционный прорыв случился при Петре I и Екатерине – когда обучение медленно, но верно становилось занятием массовым. Огромную роль в этом сыграли и такие российские гении, как Михайло Ломоносов – сам ставший ярким примером возможности прохождения пути от безграмотного крестьянина до великого академика. И всё же окончательно курс на всеобщность образования был взят лишь после образования СССР. Такая массовость требовала и появления целой волны педагогов – причём впервые они должны были добавить к получению учениками обычного образования и целостную систему психологического и трудового воспитания, с учётом российской самобытности. Основой создания такой педагогической школы стали в первую очередь труды К.Д. Ушинского, после войны дополненное работами В.А. Сухомлинского и некоторых других крупнейших советских педагогов.

В результате российская (тогда ещё советская) система образования и воспитания будущих членов общества по праву стала одной из лучших – если не лучшей – в мире. К сожалению, распад СССР, экономические неурядицы и некоторые иные причины несколько понизили планку, установленные нашими предшественниками. Но предпринятые реформы в ближайшее время должны вернуть российскому образованию прежний мировой авторитет.

Направления высшего образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *