Надзор за судами

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Упразднение ВС РФ возможно только путем внесения поправок в Основной Закон страны.

Особое положение ВС РФ подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.

Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

Система арбитражных судов, их задачи и подведомственность.

Высший арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд находится на вершине системы арбитражных судов:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

  • арбитражные апелляционные суды;

  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основные задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Am 7universum.com

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Бахарева Ольга Александровна

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»,

Россия, г. Саратов E-mail: Olsa.25.09@yandex.ru

Николайченко Ольга Викторовна

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»,

Россия, г. Саратов E-mail: olsa-nikolajchenko@vandex.ru

Цепкова Татьяна Митрофановна

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»,

Россия, г. Саратов

THE CONCLUSION OF THE PROSECUTOR IN CIVIL PROCEEDINGS: LEGAL NATURE AND LEGAL VALUE

Bakhareva Olga

Candidate of Juridical Sciences, associate Professor of civil process Department,

FSBEIHPE «Saratov State Law Academy»,

Russia, Saratov

Nikolajchenko Olga

Candidate of Juridical Sciences, associate Professor of civil process Department,

FSBEI HPE «Saratov State Law Academy»,

Russia, Saratov

Бахарева О.А., Николайченко О.В., Цепкова Т.М. Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве: правовая сущность и юридическое значение //

Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 4(15) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2030

Tsepkova Tatiana

Candidate of Juridical Sciences, associate Professor of civil process Department,

FSBEIHPE «Saratov State Law Academy»,

Russia, Saratov

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется порядок реализации прокурором права дачи заключения по делу в гражданском судопроизводстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: прокурор, суд, гражданский процесс, гражданское дело, заключение по делу.

Keywords: prosecutor, the court, civil litigation, civil cases, conclusion on the case.

Современное российское общество характеризуется сложными и противоречивыми процессами, такими как резкое социальное расслоение, вынужденная миграция населения, обусловленная политическими процессами, массовое сокращение рабочих мест. Прокурор участвует в разрешении и рассмотрении конкретного гражданского дела, обеспечивает гарантированность прав человека и гражданина, что следует из системного толкования ст. 17, 45 Конституции РФ .

Важной гарантией выступает не закрепление в нормативных актах возможности участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а то, как он действует в судопроизводстве, насколько активно и надлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности — обоснованно отстаивает порядок защиты нарушенных прав и интересов или дает заключение по делу . Например, прокурор на основании ч. 3 ст. 45 ГПК РФ вправе давать заключение по делу только в случаях,

об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ ), о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке (ст. 304 ГПК РФ ), об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 ФЗ от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» ), о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа (ст. 244.15 ГПК РФ ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (ст. 261.3 ГПК РФ ), об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73, СК РФ ) — должны рассматриваться в присутствии прокурора.

Некоторые судьи ошибочно привлекают прокурора в процесс по рассмотрению гражданского дела. Например, об исключении имущества из описи, о защите чести и достоинства, об установлении факта политических репрессий, об установлении отцовства, о признании отцовства, об оспаривании отцовства. Подтвердим изложенное примером судебной практики. Например, Нытвенским районным судом Пермской области ошибочно рассмотрено дело по иску Ч. к П. о защите чести и достоинства с участием прокурора.

Ч. обратилась в суд с исковыми требованиями к П. об опровержении на общем собрании цеха сведений, порочащих ее честь и достоинство, и о ее причастности к недостаче, образовавшейся в магазине, о компенсации возникшего морального вреда .

Правовую позицию относительно вступления прокурора в судопроизводство для дачи заключения по жилищным спорам дал Верховный Суд РФ. Согласно определению Верховного Суда РФ от 3 февраля 2004 г. по делу № 5-В03-81 дела по спорам о признании недействительными сделок по отчуждению жилых помещений не подпадают под перечень дел, указанных в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, по которым прокурор вступает в процесс и дает заключение .

Выделение в законе отдельных категорий дел, по которым прокурор вступает в судопроизводство для дачи заключения, неоправданно ограничивает его полномочия. Необходимость соблюдения интересов общества и государства вызывает важность участия прокурора при рассмотрении любых категорий дел, если затрагиваются интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Невозможность привлечения по инициативе суда прокурора в судопроизводство с целью дачи заключения по делу следует рассматривать как недостаток действующего процессуального законодательства, и это негативно сказывается на полноте и всесторонности рассмотрения дела. Поэтому необходимо предоставить суду право по своей инициативе привлекать прокурора к участию в деле по делам, которые представляют особую сложность или социальную значимость .

Отсутствие прямого указания закона на возможность участия прокурора в суде с дачей заключения по делу не позволяет обосновать инициативу суда и прокурора с привлечением последнего в процесс. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не позволяет расширительно толковать право прокурора вступить в процесс в защите прав граждан и охраняемых интересов общества.

Прокурор, вступивший в начатое производство с целью дачи заключения, не представляет доказательства по делу, не обосновывает рассматриваемые исковые требования, не дает объяснения по делу. Его основная задача заключается в представлении суду и участникам судопроизводства своего мнения, каким образом необходимо разрешить спор между истцом и ответчиком на основании действующего законодательства. Однако законодатель не раскрывает само понятие «заключение прокурора», а также его содержание и процессуально-правовое значение.

Заключение прокурора является своего рода выводом всего судебного разбирательства. Для предоставления в суд обоснованного и правильного заключения, прокурору необходимо тщательно подготовиться. Однако было бы неверно, если бы прокурор заранее после ознакомления с делом пришел к выводу о том, какое заключение составить, в пользу какой стороны. Все же к верному выводу прийти можно только после рассмотрения дела, исследования всех доказательств, представленных с судебное заседание. В процессе судебного разбирательства у прокурора может измениться мнение о правильности и обоснованности искового требования, в результате уточнения обстоятельств дела. В приведенном заключении прокурор обязан дать и правовую оценку, указать, на основании какого закона должно быть разрешено дело. Не всегда прокуроры осознают важное значение даваемых ими заключений. Имеется немало фактов небрежного, поверхностного отношения и дачи заключений, неправильно ориентирующих суд на вынесение необоснованных решений. Тем не менее многие гражданские дела важны

по своему содержанию и общественному значению, например, дела, возникающие из семейных, трудовых, жилищных отношений и т. п.

Значение имеет форма изложения заключения прокурора. Заключение прокурора не должно носить форму лаконичных утверждений об удовлетворении иска либо об отказе в иске. Такое заключение является неудачным, поскольку оно не даёт правового анализа обстоятельств дела, голословно и неубедительно, бесполезно, т. к. не обеспечивает решение судом дела в соответствии с надлежащим законом .

Заключение прокурора не должно быть неуместно подробным, сводящимся лишь к общим рассуждениям и не содержащим ни надлежащего анализа доказательств, ни правового обоснования.

Прокурор должен обладать чувством меры и строить свое заключение с учетом содержания и характера дела, состава аудитории суда, режима времени суда и т. п.

Следовательно, заключение прокурора должно быть объективным, юридически обоснованным, всесторонним и полным и содержать: сущность рассматриваемого дела; оценку собранных доказательств; ссылки на нормы материального права, которыми целесообразно руководствоваться суду, разрешая заявленные требования или устанавливая факт; вывод о том, подлежит ли требование удовлетворению, в чем заключается обязанность ответчика по отношению к истцу, в каком размере исковое требование подлежит удовлетворению.

Заключение, предоставляемое прокурором в судебное заседание, должно быть в письменном виде и впоследствии приобщаться к материалам дела. Представление в суд заключения в письменном виде не освобождает прокурора, участвующего в деле, от устного изложения положений своего заключения, на основании действия принципов непосредственности, устности и гласности.

Мнение прокурора, излагаемое в заключении, не является для суда обязательным, однако его выводы и доводы необходимо проанализировать в решении суда и сформулировать надлежащую мотивированную оценку.

Прокурору, участвующему в деле с целью дачи заключения по делу, может быть заявлен отвод по основаниям, указанным в ст. 16 и 18 ГПК РФ . Прокурор, участвуя в форме дачи заключения, является не только лицом, участвующим в деле, но и должностным лицом, обеспечивающим законность.

В п. 6 приказа Генеральной прокуратуры РФ № 181 закреплено обязательное участие прокурора в делах, предусмотренных нормами действующего законодательства , в отличие от ч. 3 ст. 45 ГПК РФ , допускающей возможность рассмотрения дела в случае неявки прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Это положение противоречит положению ч. 3 ст. 45 ГПК РФ , согласно которой суд имеет право рассматривать дело в отсутствие прокурора, который надлежащим способом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Как таковое фактическое участие прокурора и необязательно при наличии представленного им заключения, основанного на письменных материалах дела.

Однако, как верно замечает В.Ф. Борисова, «нельзя исключать ситуацию, когда в ходе судебного разбирательства исследуются факты, которые могли бы повлиять на суть заключения прокурора и повлечь изменение его содержания непосредственно в судебном слушании» . Поэтому правильнее в такой ситуации при отсутствии прокурора, если его участие обязательно, разбирательство дела откладывать.

Думается, что возникшее противоречие необходимо устранить путем внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ и исключить из ч. 3 ст. 45 ГПК РФ положение «Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела». Поскольку согласно другим нормам Гражданского процессуального кодекса РФ и федеральных законов участие прокурора признается обязательным ввиду особой социальной значимости этих категорий дел, а на практике могут возникнуть противоречия в применении

законодательства.

Сущность заключения прокурора и его правовое значение в рассмотрении судами граждански дел проявляется в гарантированности законности в ходе разрешения дел повышенной общественной значимости, в защите прав и свобод граждан, в содействии суду в разрешении гражданского дела , в дополнительной гарантии соблюдения социально значимых прав.

Список литературы:

1. Борисова В.Ф. Некоторые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по делу // Вестник СГЮА. — 2012. — № 5 (88). — С. 104—110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бывальцева С. Заключение прокурора в гражданском процессе // Законность. — 2010. — № 5. — С. 56—60.

6. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ». — 1992. — № 33. — Ст. 1913.

7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — № 4. — С. 17—32.

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 апреля 2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокурора в гражданском процессе» // Законность. — № 6. — 2012. — П. 6.

11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

13. Участие прокурора в гражданском процессе; уч.-метод. пос. / под ред. Ю.В. Ефимовой, Я.С. Гришиной. — Саратов: Слово, 2013. — 308 с.

14. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 8. — Ст. 366.

15. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении

распространения туберкулеза в РФ» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 26. — Ст. 2581.

Технический надзор предназначен для обеспечения безопасности мореплавания. Это значит, что судно может быть допущено к плаванию только после того, как компетентными органами будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

Такими органами согласно ст. 22 КТМ Российской Федерации являются органы технического надзора и классификации судов, которые уполномочены издавать правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, а также об изготовлении материалов и изделий для судов. Органы технического надзора и классификации имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию ранее выданные такими органами документы (п. 2 ст. 22 КТМ Российской Федерации). В соответствии со статьей 23 КТМ Российской Федерации органы технического надзора и классификации судов осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Технический надзор согласно п. 3 ст. 23 за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости, а также за иными судами, к которым установленные п. 2 ст. 23 правила не применяются, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации. Норма ст. 24 КТМ Российской Федерации «Классификация судов» гласит: «Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Присвоение класса судам удостоверяется классификационными свидетельствами». Судовые документы — это документы, которые обязательно должны иметь суда в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Перечень обязательных судовых документов, которые должны иметь суда, порядок их выдачи, а также порядок признания документов, имеющихся на судах, плавающих по флагом государства, определяются кодексами торгового мореплавания или морскими или другими морскими законами государства флага судна. Таким образом, для подтверждения права плавать под флагом какого-либо государства судно должно иметь соответствующие документы, выданные компетентными органами для удостоверения национальности судна, его годности к плаванию и др. В ст. 25 КТМ Российской Федерации, ст. 43 КТМ Эстонской Республики, ст. 42 и 43 КТМ Республики Беларусь перечисляются основные судовые документы, предусмотренные законодательством названных государств. Эти документы должны находиться на судне. К судовым документам, определяющим правовое положение судна, относятся документы о его регистрации, подтверждающие право судна плавать под флагом того или иного государства; документы о праве собственности на судно. К документам, подтверждающим состояние судна, относятся различного рода свидетельства. К судовым документам также относятся различные журналы, обязательно ведущиеся на судне, обязательным документом на судне является также судовая роль, т.е. список членов экипажа. Судно, имеющее класс соответствующего классификационного общества (Регистра), обязано иметь классификационное свидетельство. Взаимное признание судовых документов, определяющих годность судов к плаванию и обеспечивающих безопасность мореплавания, осуществляется на основании международных договоров (соглашений о торговом мореплавании). Самым ранним и известным классификационным обществом является Английский Регистр Ллойда (Lloyd’s Register of shipping), известными классификационными обществами также являются: Морской Регистр России (Maritime Register of shipping), Норвежский Веритас (Det Nozske Veritas), Японии (Nippon Kaiji Kyokai) и др. В ст. 25 КТМ Российской Федерации перечислены следующие документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) свидетельство о годности к плаванию; 4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 5) мерительное свидетельство; 6) свидетельство о грузовой марке; 7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами; 9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором; 10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); 11) судовая роль; 12) судовой журнал; 13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 14) санитарный журнал; 15) журнал операций со сточными водами; 16) журнал операций с мусором; 17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; 18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров; 19) судовое санитарное свидетельство. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельства о грузовой марке и мерительного свидетельства. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения (п. 2 ст. 25 КТМ Российской Федерации). Суда, используемые в заграничном плавании, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами, участником которых является государство флага судна. Например, согласно СОЛАС каждое грузовое судно обязано иметь свидетельство по конструкции, свидетельство о безопасности по оборудованию и снабжению, свидетельство по радиотелеграфии, свидетельство о безопасности по радиотелефонии. В соответствии со ст. 27 КТМ Российской Федерации некоторые категории судов, а именно: «Спортивные, прогулочные и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 кВт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 т должны иметь следующие судовые документы: а) судовой билет (удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна); б) свидетельство о годности к плаванию; в) судовую роль». Отсутствие на борту судна документов, предписанных национальным законодательством или международным договором, в котором участвует государство, является основанием для отказа на выход такого судна из порта. Если же отсутствие или недействительность какого-либо документа, требуемого международным договором, будут установлены в иностранном порту, то судно может быть подвергнуто фактической инспекции, а в некоторых случаях ему даже может быть запрещен выход в море. На судне должны находится оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавших такие документы (ст. 31 КТМ Российской Федерации). Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечение указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно (ст. 32 КТМ Российской Федерации).

Надзор за судами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *