По фактам, изложенным в жалобе, проведена внеплановая проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения № 236 «Детский сад комбинированного вида».
В ходе проверки проведено анкетирование по вопросу взаимоотношений руководителя и сотрудников, проанализирована финансово- хозяйственная деятельность руководителя и нормативно- правовые документы, определяющие основные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:
— Книга приказов руководителя учреждения;
— Положение о доплатах и надбавках стимулирующего характера работникам образовательного учреждения, выплачиваемых из средств надтарифного фонда;
— Положение о премировании работников образовательного учреждения;
— Договор между дошкольным учреждением и родителями;
— Правила внутреннего трудового распорядка и.т.д.
Из анкетирования сотрудников выявлено: 82% опрошенных отмечают у руководителя МДОУ Г.А.Абрамовой высокий уровень трудолюбия, заботу о людях, наличие организаторских способностей, самоконтроль поведения, доброжелательность, 15% — низко оценили заботу о людях, отзывчивость, честность руководителя.
В феврале 2009 в связи со случаями кишечной инфекции к воспитателям ДОУ Немцовой Н.В., Ковалевой Ю.М, Брянцевой А.П были приняты административные меры и в соответствии с порядком назначения денежных выплат стимулирующего характера с них снята надбавка 1000 рублей.
Одним из требований реализуемой программы «Детский сад –дом радости» — непрерывность воспитательно – образовательного процесса, поэтому предусмотрен совместный обед воспитателей с детьми. Правилами внутреннего трудового распорядка для сотрудников дошкольного учреждения предусмотрен обеденный перерыв с 13.00 до 13.30 час.
В учреждении действует Положение об установлении доплат и надбавок из надтарифного фонда и Положение о премировании работников учреждения, утверждена комиссия по установлению доплат, надбавок и премий работникам учреждения. Состав комиссии знают все сотрудники детского сада.
Надтарифный фонд распределяется по результатам работы сотрудников по следующим критериям:
-за инновационную работу;
— за интенсивность и напряженность;
— за высокие результаты воспитательно- образовательной деятельности;
— за высокий уровень подготовки и проведения мероприятий (открытые занятия, конференции, мастер-классы, смотры – конкурсы)и.т.д.
Положение о надтарифном фонде и стимулирующих надбавках, приказ о его распределении находятся в профсоюзном уголке дошкольного учреждения.
Информация доступна для всех сотрудников.
Учитывая выполнение работ сотрудниками по нескольким критериям, одна фамилия может быть в нескольких позициях ( Недобежкин Н .В, дворник выполняет разнообразные виды работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей: надбавка за интенсивность и напряженность, за выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Скороженко Н.В, кастелянша: за участие в мероприятиях, за интенсивность и напряженность труда, за выполнение погрузочно–разгрузочных работ).
Все сотрудники оформлены по трудовым книжкам и трудовым договорам.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении режим работы ДОУ до 19.00.В летний период времени коллективы детских садов работают на 1 час короче, но при этом есть дежурная группа для детей.
При организации работы по привлечению добровольных родительских пожертвований заведующая МДОУ № 236 руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
— Законом РФ «Об образовании» (п.8 ст.41, п.2 ст.44);
— Постановлением администрации г. ***о от 26.11.98 №142 и изменениями от 20.12.2004 «Об организации привлечения дополнительного финансирования МОУ г.***о».
— Уставом образовательного учреждения;
Средства используются для приобретения необходимого инвентаря,
предметов для проведения текущего ремонта здания, предметов хозяйственного и общего пользования и на другие цели, непротиворечащие уставной деятельности муниципального образовательного учреждения и действующему законодательству РФ.
По решению родительского комитета родители детского сада самостоятельно заполняют квитанции установленного образца формы ПД-4 и перечисляют денежные средства через сберегательный банк на расчетный счет учреждения. Размер поступлений составляет от 100 руб. до 550руб.
По данным МУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации г. ***о» за период с 01.09.2008 по 20.03.2009 на расчетный счет детского сада было перечислено добровольных родительских пожертвований на 81 тысячу 93 рубля. На данные средства приобретено:
— медицинское оборудование на 7 тыс.830 руб;
— теле-радио техника на 13 тыс.411 руб;
— игрушки на 42 тыс.руб;
— инвентарь на 1 тыс.90 руб;
— ковровые изделия и сценичные костюмы на 15 тыс.руб;
-хоз.товары на 1 тыс.52 руб;
— медикаменты на 609 руб.
Внебюджетные средства расходуются по смете, согласованной с родительским комитетом детского сада.
В информационных родительских уголках ежемесячно оформляется отчет о поступлении и расходовании внебюджетных средств.
Факт оскорбления сотрудников Казаковой Л.А., заместителем заведующей по АХЧ, не подтвердился.
Из устной беседы с сотрудниками в дошкольном образовательном учреждении преобладает доброжелательная атмосфера, конфликтных ситуаций не наблюдалось.
Права сотрудников ДОУ предусмотрены в коллективном и трудовом договорах, правилами внутреннего распорядка, с которыми все работники ознакомлены под роспись.
Заведующей МДОУ №236 рекомендовано строить свои отношения с коллективом детского сада по принципу делового общения и взаимного уважения.
Уважаемая редакция!
Обращается к вам коллектив учителей МОУ ЦО «Каразей» с просьбой разъяснить волнующий нас вопрос о надтарифном фонде. Что это за фонд? Как он создается? В каком размере существует? Является ли надтарифный фонд экономией заработной платы? Если нет, то что считается экономией заработной платы? Кто распоряжается надтарифным фондом? Кто может проконтролировать его использование? Какие законодательные акты являются основанием для начисления и создания надтарифного фонда? Имеется ли другое название этого фонда?
Очень надеемся, что вы поможете нам разобраться в этих вопросах, и мы получим интересующую нас информацию.
С уважением, учителя МОУ ЦО «Каразей», Куйтунский район.
От редакции
С письмом наших читателей мы обратились в Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области, где нам сообщили следующее:
«Основанием для планирования образовательным учреждением средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты (надтарифный фонд) по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.1992 г. N 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Письмом Министерства образования РФ от 09.04.93 г. N 67-м «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования» даны следующие разъяснения:
— размеры доплат и надбавок стимулирующего характера (за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника) в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяется учреждениями, находящимися на бюджетном финансировании, самостоятельно.
Размеры доплат и надбавок работников максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемых ими.
Фонд оплаты труда в учреждении состоит из тарифного фонда и надтарифного фонда.
Тарифный фонд (т.е. фонд на оплату труда работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
Надтарифный (дополнительный) фонд — на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
В учреждении обязательно должно быть разработано и утверждено положение о порядке установления доплат и надбавок».
Валентина Анатольевна Волчатова, и.о. начальника ФЭО Глав. УОиПО, т. 33-13-89
Расчет надтарифного фонда
Надтарифная заработная плата призвана учитывать такие зарплатообразующие факторы, как результативность труда, интенсивность и условия работы, выполнение дополнительного объема работ. Ее источником является общий фонд заработной платы, выделяемый из бюджета, а также внебюджетные средства.
Согласно отраслевым нормативным актам, фонд заработной платы учреждения делится на тарифный фонд и надтарифный. В тарифный фонд помимо основной заработной платы по ставкам ETC входят также ряд тарифных доплат, регулируемых в централизованном порядке. Это, в частности, доплаты за работу в ночное время (25% ставки), специалистам — за работу в сельских образовательных учреждениях (25% ставки), женщинам — за работу в тех же учреждениях при разделенном рабочем дне (30% ставки). Доплаты установлены за работу в школах-интернатах общего типа (15% ставки). Указанные доплаты и повышения окладов — всего их более 20 наименований имеют общеотраслевой статус и являются по сути дела обособившейся частью тарифа, подобно так называемым повышениям тарифного оклада в здравоохранении в связи с особыми условиями труда.
В целом тарифный фонд заработной платы должен составлять в общеобразовательных учреждениях не менее 75% общего фонда заработной платы, выделяемого из бюджетных ресурсов. Доля надтарифного фонда не может превышать 25% общего фонда оплаты труда.
Надтарифные надбавки и доплаты в образовании можно разделить на 2 группы: доплаты за дополнительные виды работ, не входящие в круг прямых должностных обязанностей педагогов, и доплаты стимулирующего характера. Большая часть доплат выполняет одновременно обе эти функции.
Сумма средств, выделяемых на оплату дополнительных надбавок, определяется путем вычета из общей суммы надтарифного фонда (за каждый месяц по группам работников) суммы на обязательные надбавки.
Подсчет доплат и надбавок производится ежемесячно.
Дополнительные надбавки каждому работнику определяется следующим образом:
1. Оценивается работа каждого преподавателя (в том числе и администрации как преподавателей).
2. Определяется общее число баллов каждого и коллектива в целом.
3. Оценивается величина баллов в рублях (8):
общая сумма надбавки педагогического коллектива
1 балл в руб = общее число баллов (8)
Надбавка учителя = цена 1 балла в руб кол-во баллов. (9)
Надбавки технического персонала определяются из фонда надбавок на заработную плату технического персонала.
Не допускается перенос средств из надбавок технического персонала в надбавки педагогических работников и наоборот.
Для расчета надтарифного фонда установлены группы работников, приведенные в таблице 4.
Таблица 4 — Группы работников образования для расчета надтарифного фонда Динк Н.Ф., Иванова Н.Б. Настольная книга руководителя образовательного учреждения — Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2004, с.152.
I группа |
Педагогический персонал — учителя, воспитатели, воспитатели ГПД (группы продленного дня), педагоги-организаторы, музыкальные руководители, методисты. |
II группа |
Административный персонал — директора, заместители директоров. |
III группа |
Младший обслуживающий персонал — завхоз, машинист, библиотекарь, рабочий по техническому ремонту, гардеробщик, лаборант, сторож, дворник, уборщик. |
Надтарифный фонд рассчитывается на основании свода по зарплате или расчетных квитков. В расчет не берутся начисления за больничные листы, отпускные, учебные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск, районный коэффициент, аттестация. При подсчете надтарифного фонда для каждой группы применяются различные коэффициенты, таблица 5.
Таблица 5 — Коэффициенты, используемые для расчета надтарифного фонда