Часть серии по
По региональной модели
- Азиатский
- Восточная Азия
- китайский язык
- Сингапурский
- Европейский
- Англосаксонский
- Немецкий
- Скандинавский
- Рейнский
- Советский
- Латинская Америка
- Социализм 21 века
Секторов
- Деловой и экономический портал
Смешанная экономика по — разному определяются как экономическая система смешения элементов рыночной экономики с элементами плановой экономики , свободным рынком с государственным вмешательством или частным предприятием с государственным предприятием . Хотя не существует единого определения смешанной экономики, одно определение относится к смеси рынков с государственным интервенционизмом и относится конкретно к капиталистической рыночной экономике с сильным регулирующим надзором и обширным вмешательством в рынки. Другой — это активное сотрудничество капиталистических и социалистических взглядов. Еще одно определение аполитично по своей природе и строго относится к экономике, в которой частное предпринимательство смешано с государственным. В качестве альтернативы, смешанная экономика может относиться к социалистической экономике, которая позволяет частным предприятиям и контрактам играть важную роль в доминирующих экономических рамках государственной собственности. Это может быть распространено на плановую экономику советского типа , которая была реформирована с целью включения большей роли рынков в распределении факторов производства .
В большинстве случаев, особенно в отношении западных экономик, это капиталистическая экономика, характеризующаяся преобладанием частной собственности на средства производства с стремлением к прибыли и накоплением капитала в качестве его основной движущей силы. В такой системе рынки подвергаются разной степени регулирующего контроля, и правительства обладают косвенным макроэкономическим влиянием через налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику с целью противодействия историческим циклам подъемов и спадов капитализма , безработице и неравенству доходов . В этой структуре различные степени коммунальных услуг и основных услуг предоставляются государством, при этом государственная деятельность часто ограничивается предоставлением общественных благ и универсальных гражданских требований, включая здравоохранение , физическую инфраструктуру и управление государственными землями . Это контрастирует с капитализмом невмешательства , когда деятельность государства ограничивается предоставлением общественных товаров и услуг, а также инфраструктурой и правовой базой для защиты прав собственности и обеспечения исполнения контрактов.
Что касается западноевропейских экономических моделей, отстаиваемых консерваторами ( христианскими демократами ), либералами ( социал-либералами ) и социалистами ( социал-демократами ) в рамках послевоенного консенсуса , смешанная экономика — это форма капитализма, в которой большинство отраслей промышленности находится в частной собственности. , при этом лишь небольшое количество коммунальных предприятий и основных служб находится в государственной собственности, обычно 15–20%. В послевоенную эпоху западноевропейская социал-демократия стала ассоциироваться с этой экономической моделью. В качестве экономического идеала смешанная экономика поддерживается людьми различных политических убеждений, обычно левоцентристскими и правоцентристскими, такими как христианские демократы или социал-демократы. Современное капиталистическое государство всеобщего благосостояния было описано как тип смешанной экономики — в смысле государственного интервенционизма в отличие от смеси планирования и рынков — поскольку экономическое планирование никогда не было особенностью или ключевым компонентом государства всеобщего благосостояния.
Страницы ← предыдущая следующая → ки, поскольку является, фактически, основой ее развития. Действительно, как в экономи- ке, где нельзя принуждать (принуждают здесь не экономические субъекты, а экономиче- ские законы), побудить стабильно работающего производителя совершенствовать произ- водство? Только он сам, готовый рискнуть ради возможности увеличить прибыль, может что-то изменить в своем производстве. Предпринимательская способность – это опреде- ленное сочетание психологических характеристик человека, своего рода талант, которому невозможно научиться. По оценкам психологов, способность к предпринимательству имеют 10–15% населения. Капитал – все средства производства, созданные людьми, включая предметы труда, инструменты, промышленное оборудование и инфрастуктуру. Следует оговориться, что в этом определении подразумевается капитал реальный. В широком смысле капитал – это все, что способно приносить доход, вот почему мож- но было бы выделить еще и финансовый капитал. К нему относят временно свобод- ные денежные средства экономических субъектов, приносящие доход (например, в ви- де процента по вкладам или дивиденда). Однако деньги сами по себе ничего не производят, вот почему финансовый капитал не является фактором производства. Природные ресурсы – естественные средства производства, дары природы, используемые в производстве товаров и услуг. Различают невоспроизводимые природные ресурсы, например, нефть; воспроизводимые с помощью человека – плодо- родие почвы, к примеру; и самовоспроизводящиеся – климат, как один из них. 1.3.4. Экономический выбор Основное свойство экономических ресурсов – ограниченность в каждый момент времени. Как следствие, для каждой единицы ресурсов существует несколько альтерна- тивных вариантов применения. А значит, выбирая какой-либо из них, мы теряем выго- ды, которые могли быть получены от иного применения ресурсов. В этом суть пробле- мы выбора – любой выбор связан с уступкой (отказом) части чего-либо за возможность обладать чем-то другим. Иначе цена выбора в экономической теории описывается понятием «альтернатив- ная стоимость» – это выгода от возможного другого варианта применения ограничен- ного ресурса, которой приходится поступиться, если ресурс используется так, а не иначе. То, что результат выбора имеет альтернативную стоимость, является аргументом в пользу важности изучения проблемы выбора – ведь от того, как мы умеем выбирать, будет зависеть, не придется ли впоследствии жалеть о сделанном выборе. Мы не можем наверняка ответить на вопрос, что выберет человек, – это дело его вкуса, но мы знаем, как он будет выбирать: по возможности уменьшая затраты и уве- личивая выгоды своего решения. Используя понятие альтернативной стоимости, можно сказать, что человек выбирает вариант с минимальной альтернативной стоимостью. На людей, совершающих выбор, можно оказать воздействие с помощью стимулов: поощрений или наказаний. Умение управлять выбором на основе стимулирования очень важно для руководителя любого уровня. 1.3.5. Экономическая эффективность В силу ограниченности ресурсов люди не могут полностью удовлетворить свои по- требности. Они всегда вынуждены реализовать некоторые из них в пределах распола- гаемых ресурсов, а значит, всегда актуальным является вопрос о том, насколько удач- ным оказался сделанный выбор. Для оценки выбора используется показатель экономической эффективности. Он характеризует результативность использования ограниченных ресурсов, то есть, в какой мере достигается цель – максимальное удовле- творение потребностей – при выбранном способе использования ресурсов. Различают эффективность в производстве и эффективность в распределении. Эффективность в производстве означает, что при данном количестве ресурсов и существующем уровне знаний, невозможно выпустить большее количество одного продукта, не уменьшив производство другого. Это определение отражает ситуацию полной занятости ресурсов и полного объема производства, подразумевающего тре- бование использовать ресурсы наилучшим способом. Действительно, трудно утвер- ждать, что Вы получаете максимальное количество картошки со своих восьми соток, если Вы обработали только половину участка или пытались вскопать его ручным мик- сером? Эффективность в распределении – это ситуация, когда невозможно увеличить удовлетворение от потребленных товаров и услуг для одного человека, не уменьшив при этом уровня удовлетворения потребностей хотя бы одного из оставшихся. Распределение товаров и услуг может быть более эффективным, если общество не препятствует добровольному обмену, хотя и в этом случае не всегда наилучшее рас- пределение гарантировано. Механизм эффективного распределения в данном случае прост: если Вы по обоюдному согласию с соседом по парте меняете карандаш на бу- терброд, удовлетворение каждого из вас не уменьшится, а скорее всего увеличится, по- тому что вы оба меняете менее желанное для себя на более желанное. 1.4. Производственные возможности экономики Основные понятия экономической теории и допущение о Б: кнуты B выпуске в экономике лишь двух товаров позволяют нам по- D строить первую общую графическую модель экономики: A график производственных возможностей, где: С область А – все комбинации кнутов и пряников, которые А: пряни- может произвести данная экономика; линия ВС (кривая произведенных возможностей) – максимально возможные комби- нации выпуска кнутов и пряников при заданном количестве ресурсов; область D – комбинации кнутов и пряников, несомненно, более желанные, но не- доступные при данном количестве ресурсов. Характер графика показывает, что в экономике, работающей эффективно, то есть производящей максимально возможное количество благ на имеющихся ресурсах, боль- шее количество продукта А может быть получено только путем отказа от производства определенного количества продукта Б. Эта «жертва» называется вмененными издерж- ками производства продукта А. На графике видно, что с увеличением производства про- дукта А вмененные издержки его производства растут. Это объясняется тем, что ресурсы в экономике обладают неодинаковой производительностью в производстве разных това- ров. Поэтому для производства каждой последующей единицы блага А нужно затрачи- вать все большее количество все менее производительных для выпуска А ресурсов, при- спосабливая их к производству данного блага. Такой график может использоваться для анализа экономики лишь при условии, что количество ресурсов и технологии в экономике не меняются. Если мы рассматриваем экономику какой-либо страны в течение определенного времени, понятно, что это до- пущение является нереальным. В стране может увеличиваться или уменьшаться коли- чество ресурсов, могут изменяться технологии, а значит, будут изменяться и производ- ственные возможности страны. Если производственные возможности экономики увеличиваются, то есть экономика может произвести большее количество одного продукта, не жертвуя при этом произ- водством другого, мы наблюдаем экономический рост. Графически экономический рост выражается в перемещении кривой производственных возможностей дальше от начала координат. Рост, причиной которого было увеличение количества ресурсов в экономике, называется экстенсивным. Если рост являлся следствием улучшения тех- нологий, что означает возможность произвести больше благ из прежнего количества ресурсов, он называется интенсивным. Обратная ситуация – уменьшение производственных возможностей экономики – тоже, в принципе, возможна. Тогда мы говорим об экономической деградации. График производственных возможностей позволяет в самом общем виде анализиро- вать состояние экономики, ее возможности и наиболее предпочтительные варианты развития. 1.5. Структура экономики График производственных возможностей – не единственная общая черта, объеди- няющая экономики всех стран. Хозяйство любой из них, как уже говорилось выше, со- стоит из четырех взаимосвязанных сфер: производства, распределения, обмена и по- требления. Эти сферы определяются экономической активностью субъектов экономики в разных ее секторах. Сферу потребления представляют домашние хозяйства – субъекты экономики, ос- новной экономической функцией которых является потребление. К домашним хозяйст- вам относятся не только семьи или одинокие люди, ведущие самостоятельное хозяйст- во, но и организации, например, политические партии или религиозные секты, которые с экономической точки зрения являются только потребителями. Совокупность конкретизированных желаний домохозяйств дает картину потребно- стей общества. Эта картина – подсказка ЧТО и СКОЛЬКО производить для тех, кто занят произ- водством. Сфера производства в экономике представлена предприятиями. Производ- ственная деятельность предприятий служит удовлетворению потребностей общества. Если предприятие верно определило наличие в обществе потребности в определенном благе, оно может успешно реализовать это благо, а значит, получить прибыль. Чтобы произведенные блага были потреблены, в экономике необходимо наличие какой-то системы распределения благ, сферы обмена. Эту функцию могут выполнять рынки или централизованное распределение благ. Сфера обмена в каком бы то ни бы- ло виде также представляется определенными экономическими субъектами, например, банками и биржами, страховыми компаниями и т.д. Необходимым условием осуществления экономической деятельности является соз- дание для нее рамочных условий: правил, по которым должны действовать и взаимо- действовать экономические субъекты. Значит, в любой экономике должен быть пред- ставлен еще и такой субъект, задачей которого являлось бы определение правил взаимодействия всех прочих субъектов в экономике, обеспечение гарантий того, что эти правила будут выполняться и общее регламентирующее и регулирующее воздействие на экономику. Этот экономический субъект – государство. Любая экономика, таким образом, может быть представлена в виде определенной схемы взаимодействия между указанными выше субъектами. 1.6. Экономические системы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика Если у экономик всех стран столько общего, почему же они такие разные? Ответ прост: различные экономики сталкиваются с одними и теми же проблемами, но по- разному подходят к способу их решения. Существуют самые разнообразные определения экономической системы. Вот не- которые из них: «Экономическая система – совокупность механизмов и институтов для выбора способов использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, приня- тия решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической теории». П. Грегори, Р. Стюарт. «Экономическая система включает все те институты, организации, законы и пра- вила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение или результаты». Ф. Прайар. Для нас сейчас удобнее будет использовать следующее определение: экономическая система – это совокупность общественных институтов и механизмов для выбора способов использования ограниченных ре- сурсов в производстве благ, имеющих целью удовлетворение потребно- стей общества. По способу принятия экономических решений можно выделить три основных типа экономических систем. Традиционная экономика – люди, в общем, повторяют экономические решения, которые уже неоднократно принимались ими или предшествующими поколениями. Эти решения основываются не на соображениях эффективности, а на их соответствии принятым традициям. Командная экономика – основана на централизованных методах принятия решений и господстве государственной собственности. Рыночная экономика – основана на децентрализованных методах принятия решений и частной собственности. Любая реальная экономическая система содержит элемент всех трех типов, а зна- чит, является смешанной. Например, в любой рыночной экономике государство уста- навливает и собирает налоги, то есть мы наблюдаем элемент централизованного приня- тия решений в децентрализованной экономической системе. Или то, что в экономике командного типа – в Советском Союзе – 1-е января не являлся рабочим днем, то есть государство соглашалось с традицией празднования Нового Го- да. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения и назвать соответствующую экономическую систему. Экономика России сейчас являет собой пример еще одного типа экономик – пере- ходная экономика. Так характеризуются экономические системы, поставившие цель поломать сложившийся тип принятия экономических решений и построить иные эко- номические отношения. Исходя из определения экономических систем, это означает создание новой законодательной базы, ломку старых традиций, организаций, экономи- ческих отношений, правил поведения и ценностей в обществе и создание новых взамен. Это весьма сложная задача, откуда, во-первых, ясно – процесс перехода – не год, и не два, а десятилетия. Во-вторых, трудно проследить закономерности перехода, по край- ней мере, сейчас, – когда прошло так немного времени с его начала. Правомерно ли тогда говорить о необходимости изучения экономической теории, если эта теория не позволяет смоделировать переходные процессы? Да, и вот какие до- воды можно привести в пользу этого: • мы уже говорили об общих чертах всех экономик. В России, как и в любой другой стране, существуют домашние хозяйства, предприятия, государство и т.д. В нашей стране протекают сходные процессы: мы производим, обмениваем, потребляем. Значит, можно попытаться описать экономику России с общих позиций; • вроде бы ясно, к чему мы стремимся перейти. Пытаемся создать рыночную систему экономических отношений. Поэтому так важно уделить особое внимание изучению рыночной экономики. Многие экономисты утверждают, что рыночная экономика благоприятствует эф- фективности распределения ресурсов, стабильности производства и экономическому росту. Как это происходит? Отдельные лица и предприятия участвуют на рынке, при- нимая решения относительно объемов и условий купли-продажи на основе личных ин- тересов. Эти решения отражаются в спросе и предложении. Рынок «складывает» мил- лионы таких решений о спросе и предложении и вырабатывает систему рыночных цен, отражающих предпочтения участников экономических отношений. Рыночные цены и их изменения являются сигналами производителям, что производить, чего хотят поку- патели. Они же – цены – выступают в роли средства распределения ресурсов, т.к. ре- сурсы распределяются в соответствии с тем, что покупатели хотят и могут купить. Таким образом, рыночную экономику можно определить как систему децентрали- зованного принятия решений, основанную на использовании рыночных цен для коор- динации экономической деятельности. В основе рыночной экономики лежит специализированная деятельность частных собственников. Иначе говоря, основная масса товаров и услуг производится специали- зированными частными фирмами, которые, в свою очередь, покупают производствен- ные ресурсы у частных лиц – владельцев ресурсов, а им продают готовые товары. Это (а) Рынок (а) ресурсов (б) Домашние (б) Частные хозяйства фирмы Рынок продуктов ( ) ( ) позволяет представить схему функционирования рыночной экономики следующим об- разом: где: а……… поток ресурсов б……… плата за ресурсы (деньги) в …….. поток товаров и услуг г……… оплата за товары и услуги (деньги) АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЫНОЧНОГО ТИПА. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Задача данного раздела – более точно описать, как работает экономика. Это означа- ет, что нужно описать правила, по которым функционируют экономические субъекты. То есть, необходимо рассмотреть работу рынков, поведение домашних хозяйств и фирм. Естественный вопрос: «Что новенького «придумал» рынок за время своего су- ществования?» – наведет на тему рыночной инфраструктуры; а анализ состояния и раз- вития экономики, неудачи рынка в решении ряда проблем заставят вести в рассмотрен- ную выше схему функционирования экономики рыночного типа еще один субъект – государство. 2.1. Рынки 2.1.1. Условия возникновения, функции и виды рынка Рынок – это общественное устройство (институт), позволяющее потенциальным продавцам и покупателям взаимодействовать по поводу материальных благ и услуг. Это взаимодействие не всегда заканчивается куплей–продажей. Можно говорить тогда, что потенциальный покупатель и продавец не пришли к согласию и не вступили в об- менные отношения. Для возникновения рынка необходимы два основных условия. Во-первых, общественное разделение труда – специализация групп людей или од- ного человека на выполнении определенного вида работ. Общественное разделение труда обусловливает появление механизма экономического сотрудничества людей. Поскольку каждый товаропроизводитель специализируется на выпуске определенных товаров или выполнении отдельных операций, то возникает необходимость обменивать- ся продуктами своего труда. Разделение труда создает возможность обмена, увеличивая производительность труда каждого отдельного товаропроизводителя. Разделение труда существует в коммуне и на фабрике, но рыночных отношений в этом случае нет. Для возникновения рынка необходимо еще одно важное условие – на- личие частных собственников, которые как собственники условий производства рас- поряжаются и его результатами. Рынок выполняет в экономике следующие функции: • во-первых, выступает посредником между продавцами и покупателями, это – по- средническая функция; • во-вторых, на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения определя- ется цена товара, это – ценообразующая функция; • в-третьих, система цен, складывающаяся на рынке, несет важную информацию для производителей: что хотят потребители и каким образом это лучше произвести – это информационная функция; • в-четвертых, самая главная функция рынка – регулирующая. С помощью рыноч- ной информации производители решают три главные вопроса, стоящие перед лю- бой экономикой: что, как и для кого производить, то есть с помощью рынка опреде- ляется производственная структура экономики, распределяются ресурсы и произведенные блага; • в-пятых, рынок «оздоравливает» (санирует) экономику: безжалостно выбраковы- вает неконкурентоспособные предприятия. Но он также безжалостен и к людям, не сумевшим «вписаться» в рыночные условия или потерпевшим неудачу в силу тех или иных причин. Рынок – сложный механизм. И как всякое сложное явление, его можно рассматри- вать с разных сторон или классифицировать. Классификацию можно проводить по разным критериям: а) по объектам купли и продажи: рынок товаров и услуг, средств производства, включая рынок инвестиций, услуг труда, финансовый или денежный рынок, рынок ценных бумаг. Страницы ← предыдущая следующая →
Что, как и для кого производить? Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.
Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.
- Вопрос «что производить?» возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Вопрос о том, что производить, является основным для любого общества.
- Второй вопрос «как производить?» возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Например, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.
- Третий вопрос «для кого производить?», конечно, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения. На практике движение к справедливому распределению может означать частичный отказ от эффективности. Общество должно решить, какой частью эффективности оно готово пожертвовать во имя более справедливого распределения.
Сложность принятия решений по этим вопросам (что, как и для кого) связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.
Методы распределения ресурсов в закрытой экономике
Закрытой называется экономика, при которой страна не ведет международной торговли. В современном мире таких стран уже нет, но наличие международной торговли мало меняет логику распределения ресурсов. Мы будем использовать модель закрытой экономики, чтобы упростить пояснения. Рассмотрим три метода распределения:
- Распределение в случае, когда ценами управляет только рынок — чисто рыночная экономика.
- Распределение в случае, когда на цены оказывают влияние и рынок, и правительственные решения — смешанная экономика.
- Распределение в случае, когда цены назначаются правительством — командная экономика,
1. Распределение при чисто рыночной экономике. При наличии свободных рыночных отношений решения о том, что, как и для кого производить, не принимаются сознательно потребителями или фирмами. Центральной власти, которая устанавливала бы цены или планы выпуска, не существует. И то и другое определяется в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Фирмы предлагают товары и услуги, руководствуясь своим желанием получать прибыль, а потребители предъявляют такой спрос на эти товары и услуги, при котором они получают максимальную полезность.
В этих условиях ответ на вопрос о том, что производить, вытекает из тех предпочтений, которые потребители свободно выражают на рынке. Свои предпочтения потребители доводят до сведения производителей через деньги. На рынках ежедневно проводится как бы общее голосование, при котором потребители отдают «голоса» своих денег за миллионы различных товаров и услуг.
Решение вопроса о том, как производить, происходит в ходе конкуренции между фирмами за доступные факторы производства. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.
Наконец, решение вопроса о том, для кого производить тоже происходит на рынках. Фирмы производят для тех, кто способен платить, т. е. для тех, у кого есть доходы. Доходы получают домашние хозяйства, продавая фирмам факторы производства. Распределение доходов зависит от того, как распределена собственность на факторы и от цен факторов. Большинство семей получают доход, продавая фирмам свой труд. Продажа факторов производства происходит на свободных рынках факторов. Продавцы на этих рынках и являются теми людьми, для которых фирмы производят.
Мы рассмотрели случай, когда ценовой механизм работает без внешнего вмешательства, или, говоря языком экономистов, находится в совершенных условиях.
2. Распределение ресурсов в смешанной экономике. Смешанная экономика занимает промежуточное положение между чисто рыночной и командной. В условиях именно этой экономики живет большинство стран мира. Все зависит от того, в какой мере правительство участвует в экономике.
Наиболее масштабное вмешательство со стороны правительства имеет место в странах, которые избрали социалистический путь развития. В них обычно все факторы производства распределяются правительством, а продукты потребления выпускаются на рынок, но рыночные цены опять-таки контролируются правительством.
В странах, которые принято называть капиталистическими, правительство тоже вмешивается в экономику и тем самым ставит препятствия на пути развития рыночных отношений. Вмешательство правительства заключается в директивных ограничениях на некоторые цены и в контроле ряда производств.
Помимо вмешательства правительства, есть в этих странах и другие факторы, которые мешают рынку находиться в совершенных условиях:
- Затраты на информацию. В реальной жизни совершенные знания о ценах на товары и о ресурсах сами ни в коем случае не являются свободным продуктом. Требуются значительные затраты на получение этой информации и на связанные с ней исследования. Для среднего потребителя и небольшой фирмы такие затраты могут оказаться непосильными. У многих потребителей не хватает знаний о технических характеристиках сложных изделий (например, об автомобилях, компьютерах, телевизорах), которые находятся в продаже, и продавцы часто оказываются недостаточно компетентными в этих вопросах. Те же проблемы существуют и на рынке ресурсов: рабочие редко осведомлены об уровне зарплаты и перспективах роста на конкурирующих фирмах. По этим причинам решения о покупке товаров или продаже факторов производства часто принимаются совсем не оптимальные. Это находит отражение в распределении ресурсов.
- Власть монополий. Под этим понимается возможность фирм управлять ценами своей продукции на рынке. В стремлении к максимальной прибыли монополии имеют тенденцию к установлению цен выше, чем при свободной конкуренции, а это ведет к перераспределению ресурсов в пользу монополий. Контроль за прибылью монополий является одной из причин, по которым государство вмешивается в ценовой механизм, используя законодательство и национализацию.
- Внешние факторы. Экономическая деятельность любого общества сопровождается социальными издержками (загрязнения, шумы) которые не принимаются во внимание фирмами при определении уровня цен. Наличие таких социальных издержек означает, что цены не в полной мере соответствуют реальной полезности, которую получают потребители. По этой причине потребители расходуют свои доходы не оптимальным образом, соответственно, и ресурсы распределяются не оптимально. В смешанной экономике внешние факторы регулируются государством посредством принятия законов, установления налогов и субсидий.
- Общественные блага. Ценовой механизм по самой своей природе не распространяется на блага общественного пользования, например на дороги, полицию, оборону. Такие блага потребляются всем или большей частью населения, и их пользователи не могут производить оплату через систему цен. В условиях смешанной экономики решением этих задач также занимается государство.
3. Распределение ресурсов в командной экономике. Командной называется такая экономика, при которой решения об объемах производства и, распределении ресурсов принимаются правительством. Для этого обычно в стране создается центральный плановый орган (ЦПО). Этот орган представляет собой большой административный аппарат, который разрабатывает долговременные государственные планы экономического развития и на их основе выпускает директивы руководителям предприятий по вопросам: а) что производить; б) где получать ресурсы; в) какую технику производства использовать; г) куда поставлять произведенные товары.
Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах. Распределению подлежали факторы производства, жилые помещения, образовательные услуги и даже личные доходы. Что касается таких предметов потребления, как продукты питания, одежда, бытовая техника, для них существовал рынок, но рыночные цены регулировались правительством.
Есть страны, в которых директивно распределяются все ресурсы, включая потребительские товары и услуги. Так, например, организована экономическая жизнь в КНДР.
Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов
И рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.
1. Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения:
- Эффективность экономики. Сторонники рыночной системы считают, что потребители являются лучшими судьями своих интересов. Каждый из них стремится распорядиться своими деньгами таким образом, чтобы получить максимальную пользу. Сторонники централизованного управления считают, что рынок служит в основном интересам хорошо обеспеченных людей, а экономику можно считать эффективной только тогда, когда она отражает интересы всех членов общества. По их мнению, только на уровне правительства можно организовать изучение интересов всего населения и находить оптимальное распределение ресурсов.
- Большая свобода выбора. На рынках потребители, общаясь с производителями, передают им свои пожелания по характеристикам товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести. Фирмы на основе этих пожеланий создают продукты, которые, по их мнению, будут пользоваться спросом. Поскольку фирм существует много и они конкурируют друг с другом, на рынке появляется большое количество продуктов одного и того же назначения, но с разными возможностями и разным качеством изготовления. У потребителей появляется возможность свободного выбора из гораздо более широкого перечня товаров и услуг, чем это могло бы быть при централизованно планируемой экономике.
- Быстрая реакция на изменения экономической обстановки. Рыночная экономика реагирует быстрее, чем командная, на изменение условий. Связано это с тем, что в масштабах фирмы такие факторы, как рост цен на сырье или топливо, падение спроса на товар или услугу, оказывают значительно более острое воздействие на бюджет, чем в масштабах государства. Кроме того, административный аппарат фирмы несопоставимо меньше ЦПО государства и времени для принятия решения также требуется несоизмеримо меньше.
- Более сильные стимулы рисковать. Стремление фирм выиграть конкуренцию побуждает их к рискованным вложениям с надеждой удержать или расширить свою долю рынка. Поскольку фирмы непосредственно взаимодействуют с потребителями, они обычно хорошо знают свой рынок, и в большинстве случаев их рискованные вложения приводят к успеху. Если вложения направлены на развитие технологий, то они ведут к ускорению экономического роста.
2. Недостатки рыночного механизма. Критики свободных рыночных отношений видят в них целый ряд недостатков. Назовем наиболее часто упоминаемые из них:
- Неравенство в доходах и богатстве. Высказывается мнение, что ценовая система приводит к предельному неравенству в доходах и богатстве. При производстве товаров и услуг в соответствии с «голосованием» денег, дефицитные ресурсы направляются на производство роскоши для богатых, которые имеют больше денежных «голосов», а не на производство товаров для бедных. Это мнение имеет под собой реальную основу. Примером может служить строительство жилых домов в Москве. Большинство строящихся зданий предназначено для людей, имеющих много денег, и практически недоступно для людей с доходами ниже средних. Ценовая система игнорирует понятие справедливости.
- Безработица. Некоторые экономисты считают, что свободный рыночный механизм ввергает экономику в циклическую безработицу, поскольку между решениями производителей и намерениями потребителей жесткой связи не существует. Опыт показывает, что при отсутствии государственного вмешательства общий спрос на товары периодически оказывается меньше, чем общий объем их производства. В результате накапливается запас непроданных товаров, он вынуждает производителей сокращать объем производства и увольнять рабочих. Малая подвижность трудовых ресурсов не позволяет удовлетворить спрос, и резервы остаются неиспользованными.
- Инфляция. В 70-х и 80-х годах прошлого века большинство индустриально развитых стран и многие менее развитые страны переживали быстрый рост цен. Это, в свою очередь, вызвало серьезное напряжение в общественной и политической жизни. Опыт тех лет побудил многих экономистов утверждать, что периодические всплески инфляции являются органическим свойством рыночной экономики. В случае централизованного управления такие явления могут быть исключены.
- Надуманный спрос. В стремлении привлечь потребителей и удержать объем продаж на существующем уровне либо увеличить его компании широко используют мощные средства рекламы. Главная цель рекламы — вызвать у потребителя желание купить продукт. Поэтому рекламодатели стремятся привлекательно показать пользу, которую потребитель может получить от продукта. Иногда рекламируемый продукт потребителю не нужен, но под действием рекламы он его покупает. Получается так, что потребитель теряет на рынке свою независимость.
- Несовершенства рынка. Рыночные цены в ряде случаев не соответствуют реальной пользе, которую получает потребитель. Они подвержены сильному влиянию со стороны монополий, не учитывают потери, связанные с загрязнениями окружающей среды, часто включают неоправданно большие административные расходы. При наличии таких несовершенств выполнить условия для эффективного развития экономики едва ли возможно.
3. Преимущества командной экономики. Некоторые недостатки в распределении, привносимые рыночным механизмом, исчезают, когда решения принимаются ЦПО. Существует мнение, что централизованное распределение имеет следующие преимущества.
- Полная занятость. ЦПО создает условия для полного использования трудовых ресурсов. Если в каком-то регионе недостаточно рабочих мест, он принимает решение о строительстве нового завода либо создании нового предприятия, даже если деятельность вновь созданных организаций не приносит прибыли.
- Низкий уровень инфляции. Поскольку при командной экономике весь спектр цен на товары и услуги устанавливается административно, уровень инфляции может удерживаться на более низком уровне, чем при действии ценового механизма. Если ЦПО не сумеет обеспечить соответствие предложения спросу, то недостаток товаров скорее приведет к образованию очередей, черному рынку и, возможно, общественным волнениям, чем к подъему цен.
- Минимальные потери ресурсов. При командной экономике ЦПО планирует всем заводам и производство и распределение готовой продукции, поэтому производитель не подвергается риску израсходовать ресурсы впустую. Государственные предприятия не зарабатывают прибыли. Все деньги, полученные ими от реализации продукции, снова возвращаются в производство. Таким образом, потери, связанные с формированием прибыли, тоже отсутствуют. Конечно, всегда существуют потери, вызванные ошибками ЦПО, но эти потери, как правило, невелики.
- Большая способность адаптироваться к внешним эффектам. Все виды вредных воздействий производства и потребления на окружающую среду находятся под контролем государственных органов, и ЦПО включает в планы предприятий работы по нейтрализации этих воздействий. В тех случаях, когда нейтрализовать воздействие не удается, ЦПО, руководствуясь интересами общества, запрещает производство.
- Минимальное неравенство в доходах и богатстве. Поскольку ЦПО определяет цены на все факторы производства, он способен минимизировать неравенства в распределении доходов и богатства. При командной экономике люди не способны аккумулировать большое количество капитала, поскольку все основные предприятия принадлежат государству. Кроме того, государство имеет возможность устанавливать желаемые стандарты на жилье, медицинское обслуживание и образование для всех членов общества. Обычно оно стремится к тому, чтобы чрезмерно большого различия в условиях жизни не было.
4. Недостатки командной экономики. В адрес командной экономики со стороны экономистов поступает гораздо больше критики, чем в адрес рыночной экономики. По мнению большинства экономистов, командная экономика имеет дефект в своей основе. Ей занимаются не сами потребители или производители, а их представители в органах власти. По этой причине она имеет целый ряд серьезных недостатков. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто называют критики.
- Затраты на информацию. Для работы ЦПО нужен объем информации гораздо больший, чем для частной фирмы. Информация должна быть собрана с территории всей страны; к анализу информации должны быть привлечены высококвалифицированные специалисты по товароведению в различных отраслях производства, по экономике, по обработке статистических данных, по планированию и другим вопросам. Стоимость сбора и обработки информации оказывается очень высокой. При рыночной экономике фирмам нужна только та информация, которая относится к ее деятельности, и основную часть этой информации приносят «голоса» денег.
- Сложность оценки спроса. При отсутствии свободных цен чрезвычайно трудно оценить существующий и будущий спрос на товары и услуги. Иногда спрос оценивают по размеру очередей на дефицитные товары или по количеству нераспроданных товаров, иногда методом опроса населения, но такие оценки всегда менее точные, чем подсчет реального количества закупок на свободном рынке.
- Задержки в планировании производства. При командной экономике, после того как нужная информация собрана и решения приняты, много времени уходит на составление планов для предприятий страны. За время планирования предпочтения потребителей и потребности производителей в ресурсах могут существенно измениться. В результате объемы выпуска могут не соответствовать реальному спросу и технология может оказаться отставшей.
- Утрата стимулов. Известно, что при рыночной экономике ценовой механизм порождает стимулы развивать бизнес и даже подталкивает к рискованным вложениям средств. В командной экономике, где цены и уровень зарплаты регулируются государством, эти стимулы очень ослаблены. Возможности увеличить заработок низкие, для сохранения существующего заработка больших усилий не требуется. В силу этих обстоятельств продуктивность труда многих работников оказывается низкой.
- Ограниченный выбор товаров и услуг. В командной экономике существует тенденция к стандартизации продуктов и практически не учитываются индивидуальные вкусы. Выбор товаров и услуг оказывается значительно уже, чем в условиях конкурентного рынка. Поскольку спрос на товары и услуги формируется в зависимости от тех продуктов, которые имеются на рынке, потребители высказывают свои пожелания в очень ограниченном диапазоне. По этой причине расширение ассортимента происходит медленно.
Лeoнид Евгeньeвич Cтpoвcкий — доктор экономических наук, профеccop, зaведующий кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятия факультета международных отношений Уpaльского фeдepaльного университета (УpФУ)
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
1. Что должно производиться — т.е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары ,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены ;
3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор — какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.
Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.
Денежные затраты и альтернативная стоимость — это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.
Второй основной экономический выбор — как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.
Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.
Сравнительное преимущество — это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.
Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.
Третий ключевой вопрос экономики — это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении — ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости — как часть нормативной.
Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.