Избирательные права военнослужащих

1. Особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером военной службы. В связи с этим в порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных местностях.
2. Военнослужащие, которые не смогут прибыть для голосования на избирательный участок, где они включены в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-20 дней до голосования) либо участковой (за 19 и менее дней) избирательной комиссии открепительное удостоверение и проголосовать там, где будут находиться в день выборов.
3. Участковая избирательная комиссия обязана организовать голосование военнослужащих, которые не могут по уважительным причинам самостоятельно прибыть на избирательный участок, в приемлемом для них месте.
4. Разрешается досрочное голосование (которое может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования) военнослужащим из списка избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота, а также в воинских частях, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях.
5. Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, могут проголосовать на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ приняла постановление о внесении изменений в методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих. Такое решение принято в ходе заседания.

«Законом субъекта Российской Федерации активное избирательное право может быть предоставлено военнослужащему, проходящему военную службу на территории избирательного округа, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, который на выборах в органы местного самоуправления не включается в списки избирателей, если место его жительства до призыва в армию не было расположено на территории данного муниципального образования», — сообщается в тексте постановления.

Также утверждено, что для того, чтобы военнослужащие, имеющие право быть включенными в список избирателей на участке, но не имеющие по уважительной причине возможности самостоятельно прибыть в помещение для голосования, могли поучаствовать в выборах, участковая комиссия обязана организовать голосование вне помещения для голосования. «Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования», — отмечается в постановлении.

Изменения вносятся в методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.

Постановление планируется направить в избирательные комиссии субъектов и в федеральные органы исполнительной власти, оказывающие им содействие.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА: «Особенности участия военнослужащих ВС РФ в выборах Президента РФ».

Дата: __________

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и обществен­ных объединений, преследующих политические цели, в Вооружен­ных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воин­ской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидата­ми в депутаты. Командование во­инской части обеспечивает их ин­формирование о зарегистрирован­ных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, об­ладающие пассивным избиратель­ным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдви­нутыми в составе избирательного объединения, избирательного бло­ка с последующим сбором подпи­сей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослу­жащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласо­ванию с командирами воинских ча­стей, которые должны содейство­вать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает пра­ва и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его пись­менного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избиратель­ному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в де­путаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня офици­ального опубликования общих ито­гов выборов.

В указанный период на военно­служащих, являющихся кандидата­ми в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмо­тренные федеральным законода­тельством о выборах. Избрание во­еннослужащего депутатом является основанием для временного приос­тановления его службы.

Законодательство предусматрива­ет организацию голосования воен­нослужащих на общих избиратель­ных участках. В порядке исключе­ния допускается образование избирательных участков непосредствен­но в воинских частях, расположен­ных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Во­просы организации голосования военнослужащих и других избира­телей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными ко­миссиями по согласованию с ко­мандирами воинских частей, рас­положенных на территории соот­ветствующих избирательных окру­гов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избира­тельном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомен­дуется включать представителей воинской части в состав соответст­вующей территориальной и участ­ковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в об­щие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской час­ти возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в ус­тановленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью уча­стковых избирательных комиссий избирательных участков, образо­ванных при воинских частях, осу­ществляется вышестоящими изби­рательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном изби­рательном участке. Список избира­телей-военнослужащих, находя­щихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах распо­ложения воинской части, составля­ется участковой избирательной ко­миссией на основании сведений об избирателях, представляемых ко­мандиром воинской части. Военно­служащие, проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях.

Досрочное голосование избира­телями воинской части осуществ­ляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Россий­ской Федерации».

Организация голосования воен­нослужащих проводится избира­тельными комиссиями во взаимо­действии с командованием соот­ветствующих военных округов, во­инских частей и начальниками гар­низонов.

Сведения о численности и дисло­кации воинских частей не подле­жат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной авто­матизированной системы Россий­ской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, обра­зованном при воинской части, уча­стковая избирательная комиссия может объявить голосование закон­ченным раньше 20 часов по мест­ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в спи­сок.

Доступ наблюдателей, в том чис­ле иностранных, кандидатов в де­путаты и их доверенных лиц на из­бирательные участки, образован­ные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голо­сов осуществляется при предъявле­нии последними удостоверений, выданных соответствующими из­бирательными комиссиями. Ко­мандиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных уча­стков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избира­тельной комиссии воинской части с результатами голосования пред­ставляются в соответствующую ок­ружную избирательную комиссию, которая после включения этих све­дений в общие результаты выборов по округу возвращает их председа­телю участковой избирательной ко­миссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комис­сии, избирательных бюллетеней и других документов участковой из­бирательной комиссии воинской части организуется в воинской час­ти в установленном законом по­рядке.

На избирательном участке, обра­зованном за переделами террито­рии Российской Федерации, состав участковой избирательной комис­сии назначается руководителем со­ответствующего дипломатического представительства или консульско­го учреждения Российской Федера­ции, либо командиром воинской части, расположенной за предела­ми территории Российской Феде­рации.

С учетом особого статуса военно­служащих и характера выполняе­мых задач в реализации ими ука­занных прав имеется ряд особенно­стей, обусловленных спецификой военной службы:

  • военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свобод­ное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и иных мероприятиях, проводи­мых вне территории воинской час­ти;
  • военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, кото­рые не преследуют политические цели;
  • при выборах в органы мест­ного самоуправления, на мест­ном референдуме в списки изби­рателей не включаются и не учи­тываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, воен­ных организациях и учреждени­ях, а также курсанты военных об­разовательных учреждений про­фессионального образования, ко­торые расположены на террито­рии соответствующего муници­пального образования, если мес­то жительства этих военнослужа­щих до призыва на военную службу не было расположено на

территории муниципального об­разования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской ча­сти и не имевшие возможности по­лучить открепительное удостовере­ние, по личному письменному за­явлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирате­лей на избирательном участке по месту их временного пребывания;
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях. Основа­нием для включения в список из­бирателей военнослужащих, нахо­дящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, является факт нахождения их места житель­ства в пределах расположения во­инской части, который устанавли­вается соответствующей службой воинской части или органами реги­страционного учета граждан Рос­сийской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воин­ской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке ис­ключения допускается образование избирательных участков на терри­ториях воинских частей, располо­женных в обособленных, удален­ных от населенных пунктов мест­ностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, во­енных организациях и учреждени­ях, не могут быть назначены члена­ми избирательных комиссий с пра­вом совещательного голоса:
  • военнослужащим при исполне­нии ими своих служебных обязан­ностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпус­кать и распространять любые аги­тационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропа­ганды и агитации, в том числе предвыборной.

Утверждены
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. № 164/1202-6

Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих, а также в части, касающейся организации голосования, – иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.

Порядок и сроки избирательных действий могут быть конкретизированы в нормативных актах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с учетом требований законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации.

1.2. В настоящих Методических рекомендациях с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под военнослужащими понимаются лица, проходящие воинскую службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы.

1.3. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих, а также иных избирателей, проживающих на территории расположения воинской части, в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), иными федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535
«Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о выборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и иными нормативными актами.

1.4. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными на общих основаниях в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и по другим мотивам.

1.5. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

2. Образование избирательных участков

2.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Перечень избирательных участков и их границы могут уточняться в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на участке превысит три тысячи сто,а также если границы избирательных участков пересекают границы избирательных округов. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

2.2. Избирательные участки на территории воинских частей могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, а также в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

Командир воинской части или лицо, его замещающее, может выступить с инициативой по образованию таких участков.

2.3. Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

2.4. Порядок доведения до избирателей указанных сведений в случае образования избирательных участков на территориях воинских частей, в том числе позже общих сроков образования избирательных участков, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

При этом в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены сокращенные сроки образования избирательных участков и в оставшееся до голосования время не представляется возможным по объективным причинам опубликовать списки избирательных участков (например, периодичность издания средств массовой информации более пяти дней), указанные сведения могут быть доведены до участников избирательного процесса путем распространения специальных объявлений, буклетов, а также через электронные средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

2.5. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, а также совместно с участковой избирательной комиссией обеспечивает доступ в помещение кандидатам или их доверенным лицам, уполномоченным представителям или доверенным лицам избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатам из указанных списков, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о выборах. При этом должны соблюдаться требования законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность воинских частей,в том числе определяющих порядок въезда на территории, организации и объекты, для которого иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

3. Формирование участковых избирательных комиссий. Формирование резерва составов участковых комиссий

3.1. Формирование избирательной комиссии при образовании избирательного участка на территории воинской части осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, регулирующими порядок формирования участковых комиссий, а также Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 (в редакции постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 152/1138-6 и от 16 января 2013 года № 156/1173-6).

3.2. В случае образования избирательного участка на территории воинской части в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона сроком на пять лет формирование участковой избирательной комиссии осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона также на пять лет.

3.3. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в период подготовки и проведения выборов участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 51 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующего дню голосования.

3.4. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии могут быть внесены в частности собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона необходимо учитывать, что при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.

3.6. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территориях воинских частей, осуществляется соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями.

3.7. Резерв составов участковых комиссий формируется сроком на 5 лет в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 152/1137-6 (в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 января 2013 года № 156/1173-6).

При этом необходимо учитывать, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует резерв составов участковых комиссий, исходя из установленной ею структуры резерва составов участковых комиссий, которая может предусматривать, с учетом местных условий, создание резерва для участковых комиссий избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

3.8. При назначении выборов, в том числе досрочных выборов, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке проводит сбор предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий для избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

4. Включение военнослужащих в списки избирателей. Составление списков избирателей на избирательных участках, образованных в пределах расположения воинских частей

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинской части, расположенной на территории избирательного округа, и зачисленные приказом командира воинской части в штат этой воинской части.

4.2. Активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования. При этом за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняется активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено их место жительства до призыва на военную службу.

4.3. Законом субъекта Российской Федерации активное избирательное право может быть предоставлено военнослужащему, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.4. В списки избирателей включаются все военнослужащие, обладающие активным избирательным правом.

4.5. Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.

4.6. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подразделениями Федеральной миграционной службы и органами местного самоуправления).

4.7. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено на территории воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту расположения воинской части. Факт нахождения места жительства на территории воинской части устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или соответствующей службой воинской части.

4.8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, включаются в список избирателей избирательного участка по месту расположения воинской части на основания приказа командира воинской части о зачислении в штат воинской части.

4.9. Обладающие активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе курсанты и слушатели образовательных учреждений профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), могут включаться в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения), если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

4.10. Военнослужащие, находящиеся вне места расположения воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании открепительного удостоверения (в случае, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям).

4.11. Военнослужащие, находящиеся вне территории воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение (в случае, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям), могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

4.12. Участковая избирательная комиссия незамедлительно уведомляет вышестоящую избирательную комиссию о включении военнослужащего в список избирателей по месту временного пребывания для доведения этих сведений до участковой избирательной комиссии по месту жительства или по месту расположения воинской части.

После получения информации о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания участковая избирательная комиссия по месту жительства или по месту расположения воинской части исключает его из списка избирателей.

4.13. В случае если на территории воинской части не образуется избирательный участок, командир воинской части в сроки, установленные соответствующим законом субъекта Российской Федерации, представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, и о других избирателях, проживающих на территории воинской части, для их включения в список избирателей для голосования на общем избирательном участке.

4.14. Список избирателей избирательного участка, образованного на территории воинской части, составляется соответствующей избирательной комиссией в установленные законодательством сроки на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

4.15. Информация об изменениях в сведениях об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, и иных избирателях, проживающих на территории воинской части, представляется командиром воинской части в соответствующую территориальную (участковую) избирательную комиссию.

5. Особенности организации голосования военнослужащих

5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия согласно статье 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования.

5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено
(в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

6. Обеспечение реализации иных прав военнослужащих, возникающих из избирательных правоотношений

6.1. В целях обеспечения информирования избирателей соответствующие избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех кандидатах, списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, должны вывешиваться в доступных для военнослужащих местах.

6.2. Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

6.3. Согласно пункту 7 статьи 48 Федерального закона воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Аналогичные ограничения установлены пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «Об обороне», в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях запрещается ведение любой агитации, в том числе предвыборной.

6.4. В соответствии с пунктом 7 статьи 53 Федерального закона предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание (помещение) выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии.

Организацию встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы на соответствующих выборах, с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, всех избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы на соответствующих выборах.

6.5. Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, проводимых вне территории воинской части.

6.6. Военнослужащие могут быть назначены уполномоченными представителями избирательного объединения в порядке, установленном законом о выборах, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

6.7. Военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

6.8. В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона на период полномочий доверенного лица командир воинской части (военной организации, учреждения) обязан предоставлять военнослужащему по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в том числе осуществляют агитационную деятельность.

6.9. В соответствии с пунктом 211 статьи 29 Федерального закона лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

7. Финансирование выборов

7.1. Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится в соответствии с законодательством о выборах.

7.2. Избирательные комиссии, командиры воинских частей обеспечивают выполнение требований подпункта «л» пункта 6 статьи 58 Федерального закона, согласно которому воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений.

УДК 342.8:342.722. 32

Страницы в журнале: 23-27

А.В. Гранатович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Московского психолого-социального университета Россия, Москва snoy777@rambler.ru

Исследуются вопросы участия военнослужащих в избирательном процессе. Проводится комплексный анализ правовых основ участия в избирательном процессе военнослужащих Российской Федерации. Выявляются особенности и дается характеристика современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе. Обосновываются основные направления решения проблем участия военнослужащих в избирательном процессе.

Ключевые слова: избирательные права военнослужащих, правовое обеспечение избирательного процесса, совершенствование механизма участия военнослужащих в избирательном процессе.

Исследование происходящих в Российской Федерации преобразований избирательной системы, в результате которых выборы стали основным механизмом формирования органов представительной власти нашего государства на всех уровнях, и правоприменительной практики позволяет констатировать ряд новых факторов, влияющих на реализацию активного и пассивного избирательного права военнослужащих в Российской Федерации.

Конституция РФ декларирует идеологическое многообразие, отсутствие государственной или обязательной идеологии как факторы, формирующие жизненно важные интересы общества и средства реализации их влияния на обеспечение национальной безопасности . Следует отметить, что ст. 55 Конституции РФ закрепляет возможность ограничения прав граждан законами, но не обеспечивает в полной мере достижение консолидации целей общества и государства, которые не могут быть сформулированы, поскольку официально отсутствует государственная идеология.

Декларируемое действующим законодательством право военнослужащих Российской Федерации быть избранными в представительные органы государственной власти в настоящее время сопряжено с рядом существующих ограничений . Прежде всего это связано с их нормативной обязанностью приостановить военную службу в случае избрания депутатом Государственной Думы, законодательного собрания субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Особенности современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе актуализируют проблему места и роли военнослужащих в обществе как наиболее организованной и законопослушной части общества, наиболее надежных защитников национальных интересов общества и государства. Поэтому совершенствование правовых основ участия военнослужащих в избирательном процессе становится механизмом повышения активности участия военнослужащих в управлении делами государства в интересах общества. Исследование этого механизма позволяет демпфировать противоречия между идеологией либерализма, основной целью которого является достижение успеха в форме обогащения любой ценой, и идеологией коллективизма, являющейся закономерной потребностью деятельности военнослужащих и воинских частей .

В настоящее время потребность в решении проблемы закрепления коллективизма отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации . Средством нивелирования этого конфликта интересов может и должно стать совершенствование правового механизма обеспечения избирательных прав военнослужащих и членов их семей.

В принятой Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года , являющейся составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития страны в целом и ориентированной на реализацию преобразований в указанных сферах, вопросам обеспечения избирательных прав военнослужащих, реализация которых ограничивается исполнением обязанностей военной службы, уделяется недостаточное внимание.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают необходимость научного осмысления вопросов правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе, их исследования в научном, теоретическом и практическом плане.

Цель исследования заключается в выявлении актуальных проблем участия военнослужащих в избирательном процессе, характеристике правового обеспечения избирательных прав военнослужащих, обосновании основных направлений совершенствования правового обеспечения избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации.

Анализ исторического опыта использования выборных процедур в русской армии, берущих свое начало с появлением в 1863 году судов общества офицеров, позволил нам сформулировать вывод, что использование выборных процедур в Русской императорской армии нельзя оценивать как полноценное электоральное участие военнослужащих в избирательном процессе. Однако выборные процедуры в организации Русской императорской армии сыграли определенную роль, не посягая на принципы старшинства, единоначалия и подчинения, не затрагивая вопросов организации военного дела, позволяя эффективно разбираться с проблемами, связанными с устранением конфликтов в офицерской среде, обеспечением решения вопросов быта, питания и культурного досуга военнослужащих. При всей ограниченности применения указанные выборные процедуры, затрагивая узкий сегмент социальных отношений в воинском коллективе, все же стали начальной школой, заложившей зачатки участия военнослужащих во всеобщих и прямых выборах.

Развитие системы избирательных прав военнослужащих в советский период характеризовалось совершенствованием конституционного законодательства — была проведена первая союзная конституционная реформа 1 декабря 1988 г. , приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов СССР — и более широким и разноплановым учетом особенностей военной службы при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных и иных общегражданских прав и свобод. Принятые законодательные акты закрепили права военнослужащих избирать и быть выбранными депутатами Советов всех уровней.

Характеризуя современное состояние правового обеспечения избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации, в системе правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе целесообразно выделить общую часть, регулирующую отношения, возникающие по поводу реализации избирательных прав военнослужащих как граждан Российской Федерации, и специальную часть, упорядочивающую особенности реализации прав военнослужащих на участие в избирательном процессе исходя из их особого статуса и условий службы.

Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе должно с максимальной эффективностью позволять осуществлять деятельность избирательных комиссий и органов военного управления в целях гарантирования законности участия военнослужащих в избирательном процессе и признания результатов выборов легитимными в масштабах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также противодействовать угрозам законности и безопасности в избирательном процессе .

Исследование практики реализации избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации позволило выявить ряд проблем и необходимость их решения по следующим направлениям:

— правовое обеспечение избирательных прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту, в том числе проходящих службу в должностях курсантов военных учебных заведений;

— регламентация поведения наблюдателей на выборах, проводимых на закрытых избирательных участках, законодательное ограничение попыток несанкционированного проникновения в закрытые территориальные образования в условиях проведения выборов;

— правовое регулирование деятельности командиров воинских частей и других военных организаций по обеспечению исполнения избирательного законодательства, Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» на закрытых избирательных участках;

— правовое регулирование равенства статусов кандидатов на выборах при включении военнослужащих в список кандидатов от политической партии;

— прокурорский надзор за исполнением законодательства о выборах в военных организациях.

Особенности реализации избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации необходимо рассматривать исходя из современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе, имея целью его конструктивное совершенствование. Мы исследовали особенности реализации военнослужащими избирательных прав на следующих стадиях избирательного процесса: включение военнослужащих в списки избирателей; образование избирательных участков; формирование участковых избирательных комиссий, выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; голосование военнослужащих .

По нашему мнению, осуществление военнослужащими избирательных прав связано с уровнем знания правовых норм и обусловлено состоянием их правовой подготовки .

С учетом современной специфики прохождения военной службы и положений действующих нормативных правовых актов, на наш взгляд, целесообразно совершенствовать методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов, эти рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также в части, касающейся организации голосования, — членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, при проведении выборов различных уровней.

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов.

1. Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе представляет собой организацию и деятельность полномочных органов государственной власти и военного управления, осуществляемую на основе нормативных правовых актов, регламентирующих избирательные права военнослужащих и особенности их реализации в сфере военной службы.

2. Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе не в полной мере обеспечивает их легитимное и активное участие в избирательном процессе, что подтверждается дефектами правосознания части военнослужащих; отсутствием достаточного уровня правовых знаний в сфере избирательного права и процесса; ограниченностью информации о кандидатах на выборах; отсутствием доверия к политическим партиям или кандидатам, за которых голосуют; оценочными отношениями к существующим ограничениям избирательных прав.

3. Совокупность новых теоретических подходов к совершенствованию правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе обусловливает потребность внесения изменений в нормативные правовые акты:

1) в нормы общего действия, выраженные в федеральных законах от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76-ФЗ), от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ), от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон № 51-ФЗ), с целью устранения противоречий и максимального учета избирательных прав военнослужащих и их семей в части, касающейся предоставления активного избирательного права военнослужащим по месту прохождения военной службы или по месту предоставления служебного жилья; возможности голосования военнослужащих по почте, в случае прохождения ими военной службы вне места регистрации по месту жительства; предоставления дополнительного отпуска военнослужащим для реализации активного права; необходимости предварительного уведомления о направлении наблюдателя на закрытые избирательные участки;

2) в методические рекомендации Центральной избирательной комиссии РФ по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

3) в п. 4 ст. 4 Закона № 67-ФЗ предлагаем внести словосочетание о том, что отдельные категории избирателей, к которым относятся военнослужащие и члены их семей, на время их военной службы наделяются активным избирательным правом по месту прохождения службы либо по месту предоставления служебного жилья, независимо от их регистрации по месту жительства;

4) в п. 14 ст. 64 Закона № 67-ФЗ — о том, что законом субъекта Российской Федерации должна быть предусмотрена возможность голосования военнослужащих, участников референдума по почте, в случае прохождения ими военной службы вне места регистрации по месту жительства;

5) в п. 10 ст. 11 Закона № 76-ФЗ — норму о том, что отпуск по личным обстоятельствам может быть предоставлен военнослужащему в случае необходимости участия его в выборах по месту регистрации;

6) в п. 4 ст. 33 Закона № 51-ФЗ — о том, что требуется предварительно уведомлять о направлении наблюдателя на закрытые избирательные участки.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы и результаты непосредственно связаны с решением актуальных задач совершенствования правового обеспечения участия военнослужащих Российской Федерации в избирательном процессе и позволяют уточнить и дополнить имеющиеся теоретические представления о проведении мероприятий по правовому воспитанию в целях обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Положения и выводы исследования вносят определенный вклад в науку военного права и могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований в области реализации прав военнослужащих; они могут быть применены в российском праве при определении и реализации правовой политики в сфере правового обеспечения участия военнослужащих Российской Федерации в избирательном процессе; для разработки рекомендаций по совершенствованию военного законодательства в части обеспечения избирательных прав военнослужащих; в учебном процессе при изучении учебных дисциплин «Военное право», «Избирательное право», «Международное право» как в военных, так и в гражданских вузах.

Предложенные методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления могут рассматриваться как механизм совершенствования обеспечения избирательных прав, права на участие в референдуме военнослужащих Российской Федерации в период подготовки и проведения федеральных, региональных выборов, выборов в органы местного самоуправления, референдумов, проводимых на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Законодательное закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина актуализирует проблему правового обеспечения избирательных прав военнослужащих, требует формирования государственной политики и практического решения задач, поставленных Президентом РФ в посланиях Федеральному Собранию, направленных на обеспечение большей вовлеченности граждан в политическую жизнь, на повышение качества народного представительства и на повышение престижа армии. Предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, проходить в рамках закона, с уважением к избирателям. При этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их легитимность .

Список литературы

1. Гранатович А.В. Проблемы правовой подготовки военнослужащих к участию в избирательном процессе: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности» 15—16 апреля 2015 г. // Гуманитарный вестник. 2015. № 2 (33). С. 191—193.

2. Дамаскин О.В. Российская армия в современном обществе: проблемы и перспективы: моногр. М.: Юрлитинформ, 2011.

6. О внесении изменений в Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 18.02.2015 № 272/1630-6 // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2015. № 2.

8. О выборах народных депутатов СССР: закон СССР от 01.12.1989 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Избирательные права военнослужащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *