О воинской обязанности и военной службе 1993

Статья 1. Воинская обязанность. 1. Гражданин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. 1. Законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации, включает Закон Российской Федерации «Об обороне», настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации и иные правовые акты органов государственной власти и управления, местных Советов народных депутатов, местной администрации, принятые в пределах их полномочий.

Статья 3. Обязанности местной администрации и ее органов, судов, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, связанные с исполнением гражданами воинской обязанности. 1. Местная администрация, должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны:

Статья 4. Обеспечение мероприятий, связанных с исполнением воинской обязанности гражданами, не являющимися военнослужащими. 1. Органы государственной власти и управления, местные Советы народных депутатов и местная администрация для проведения медицинского освидетельствования и осмотров граждан, поступающих на воинский учет, военную службу, призываемых на военные сборы, а также для призыва граждан на военную службу и военные сборы обязаны обеспечивать предоставление и оборудование необходимых территорий и помещений, обеспечивать предоставление необходимых медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, хозяйственного имущества, транспорта, привлекать необходимых врачей — специалистов, средний медицинский персонал и технических работников.

Статья 5. Материальное обеспечение гражданина, не являющегося военнослужащим, связанное с исполнением им воинской обязанности. 1. Гражданин на время медицинского освидетельствования, обследования или лечения, связанного с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе и поступлением на военную службу, а также на время выполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе и поступлением на военную службу, освобождается от работы (учебы) с сохранением за ним места работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту работы (учебы), но не более десяти установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда, командировочных расходов за время нахождения в пути за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Статья 6. Ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности. 1. Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклоняющимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Организация воинского учета. 1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением:

Статья 8. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. 1. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Статья 9. Обязанности гражданина по воинскому учету. 1. Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города (без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более трех месяцев) проживает, по вопросу воинского учета.

Статья 10. Подготовка гражданина к военной службе. 1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

Статья 12. Медицинские обследования и освидетельствования, проведение лечебно — оздоровительных мероприятий. 1. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами — специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и, в случае необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

Статья 14. Овладение военно — учетными специальностями. 1. Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно — учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службы) в соответствии с полученной специальностью.

Статья 17. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 1. Гражданин, обучающийся на дневном отделении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям, вправе заключить контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении при условии, что к моменту окончания указанного образовательного учреждения гражданин не достигнет 27-летнего возраста.

Статья 18. Участие Министерства обороны Российской Федерации в подготовке граждан к военной службе. Министерство обороны Российской Федерации:

Статья 19. Граждане, подлежащие призыву на военную службу. 1. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу.

Статья 20. Освобождение от призыва на военную службу. 1. От призыва на военную службу освобождается гражданин:

Статья 21. Отсрочки от призыва граждан на военную службу. 1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:

Статья 22. Сроки призыва граждан на военную службу. 1. Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год — с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

ЗАКОН РФ от 11.02.1993 n 4455-1 (с изм. от 03.09.1993) О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ »

Законодательство РФ «

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней Принят Государственной Думой 20 февраля 1998 года Одобрен Советом Федерации 13 марта 1998 года Статья 1. Ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней N 3 от 6 мая 1963 года, N 5 от 20 января 1966 года и N 8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе N 2 от 6 мая 1963 года (далее именуется — Конвенция), и Протоколы к ней N 1 от 20 марта 1952 года, N 4 от 16 сентября 1963 года, N 7 от 22 ноября 1984 года, N 9 от 6 ноября 1990 года, N 10 от 25 марта 1992 года и N 11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, со следующими оговоркой и заявлениями: «Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения пунктов 3 и 4 статьи 5 не препятствуют применению нижеследующих положений законодательства Российской Федерации: санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96-1, 96-2, 97, 101 и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, с последующими изменениями и дополнениями порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года статей 51-53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих — солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов. Срок действия этой оговорки ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных выше положений положениям Конвенции.»; «Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации.»; «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.». Статья 2. Предусмотреть в федеральном бюджете начиная с 1998 года необходимое увеличение расходов на содержание федеральной судебной системы и пенитенциарной системы, органов юстиции Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в целях приведения правоприменительной практики в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 30 марта 1998 года N 54-ФЗ </p>

В связи с необходимостью урегулирования некоторых правоотношений, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» ( Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 326), Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» изложить в следующей редакции:

» Ввести в действие Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» с 1 марта 1993 года, за исключением:

а) абзаца восьмого части второй статьи 1 и абзаца третьего части первой статьи 25, которые ввести в действие с момента введения в действие закона Российской Федерации об альтернативной службе;

б) пункта «д» части первой статьи 21;

пункта «б» части второй статьи 21 в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, достигшим 20 — летнего возраста, впервые обучающимся на дневных отделениях в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

пункта «в» части второй статьи 21;

абзаца второго части первой статьи 35 в части прохождения военной службы по призыву гражданами государств — бывших республик СССР в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации и Пограничных войск Российской Федерации, расположенных на территориях государств, гражданами которых являются эти лица, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров, которые ввести в действие с 1 января 1995 года.

Установить, что призыв на военную службу граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящего Постановления, осуществляется с 1 по 30 июня».

2. Признать утратившим силу пункт 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

3. Установить, что при применении пункта «б» части второй статьи 21 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»:

под образовательными учреждениями профессионального образования в указанном Законе понимаются образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию;

право на отсрочку от призыва на военную службу предоставляется на время обучения гражданина в пределах нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных типовыми положениями для государственных, муниципальных образовательных учреждений.

4. Установить, что при применении пункта «г» части второй статьи 21 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» под сельским общеобразовательным учреждением в указанном Законе понимается сельское общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию.

5. Установить, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации «О положении в Вооруженных Силах и военной политике Российской Федерации» граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств — республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров.

При несоблюдении условий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, на указанных граждан распространяется действие статьи 62 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

6. До утверждения в установленном порядке и введения в действие Положения о порядке прохождения военной службы предоставить право министру обороны Российской Федерации, руководителям других министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба:

в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» устанавливать формы контрактов о прохождении военной службы и порядок их заключения;

в соответствии с частью четвертой статьи 48 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» продлевать военную службу военнослужащим, владеющим редкими военно-учетными специальностями, на срок до 1 года, но не более чем до достижения указанными военнослужащими 60-летнего возраста.

7. Установить, что в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации » Об обороне» и статьей 48 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие, достигшие к 1 марта 1993 года 60-летнего возраста (в том числе прикомандированные к представительным, исполнительным или судебным органам государственной власти, а также являющиеся народными депутатами), подлежат увольнению с военной службы до 1 июля 1993 года.

8. Установить, что до законодательного определения особенностей порядка прохождения военной службы военнослужащими военных судов, органов военной юстиции, военной прокуратуры, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации указанные военнослужащие считаются проходящими военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», с учетом особенностей, предусмотренных для военных судей постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1993 года N 4502-1, в Вооруженных Силах Российской Федерации и прикомандировываются министром обороны Российской Федерации соответственно к конкретным военному суду, органу военной юстиции, военной прокуратуре, полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации или Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации с назначением в установленном законом порядке на воинские должности.

Разъяснить, что на указанных военнослужащих не распространяется действие абзаца первого части первой статьи 43 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в части установления срока прикомандирования и должностей прикомандированных.

Указанные военнослужащие заключают контракты о прохождении военной службы в порядке, определенном для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

9. Обратить внимание Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на необходимость своевременного исполнения постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

10. Предложить Президенту Российской Федерации:

до 1 июля 1993 года принять исчерпывающие меры по обеспечению исполнения абзаца второго части первой статьи 35 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

до 1 июля 1993 года определить порядок реорганизации воинских формирований, в которых Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» не предусмотрена военная служба;

до 1 сентября 1993 года в целях уточнения оборонного бюджета на 1993 год и подготовки к рассмотрению оборонного бюджета на 1994 год представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения по составу, структуре и численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по состоянию на 1 января 1994 года с учетом фактического наличия призывных ресурсов.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Основы военной службы 11 класс.

Военная служба по призыву и контракту

Цели: 1Организовать работу учащихся по восприятию и первичному осознанию основных понятий о воинской обязанности, повторению основ медицинских знаний.

2. Содействовать развитию навыков работы с документами, конспектирования, ведения дискуссии, критического мышления.

3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, осознанной гражданской позиции по выполнению воинской обязанности, способствовать более быстрой адаптации школьников к условиям армейской службы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка основных документов: Конституция РФ, Федеральные законы «О воинской обязанности», «Об обороне»; приложения для работы в группах.

1 группа: работа с карточкой №1,

2 группа: работа с карточкой №2,

3 группа: работа с карточкой №3.

Предлагаю вам поработать в группах (3 группы по3 человека) над этими документами и ответить перед классом на вопросы в конце текстов.

/ работа в группах по текстам основных документов/

Роль военной службы

1) воспитывает патриотов, защитников Отечества;

2) помогает в гражданском, нравственном, профессиональном, физическом становлении личности;

3) воспитывает чувство товарищества;

4) позволяет овладеть современной боевой техникой, оружием;

5) помогает в выборе профессии;

6) готовит к преодолению любых жизненных трудностей

Как вы думаете, какова роль военной службы в жизни человека?

Учащиеся выдвигают свои преположения

Тест

1. Дайте определение воинской обязанности.

2. Граждане РФ проходят военную службу:

а) по контракту и по призыву

б) только по контракту

в) только по призыву по достижению определённого возраста

3. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется

а) с 1.06 – 30.08 в год достижения 16 — летнего возраста

б) с 1.01. – 31.03 в год достижения 17 -летнего возраста

в) с 1.09 – 30.11 в год достижения 18 – летнего возраста

4. Уклонившимся от исполнения воинской обязанности считается гражданин

а) не явившийся в военкомат по повестке без уважительной причины

б) явившийся в военкомат, но без документов

в) не явившийся в военкомат по болезни

5. Назовите (четыре) составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе

6. Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:

а) годен с незначительными ограничениями

б) временно не годен

в) ограниченно годен

7. Призыв на военную службу в РФ проводят :

а) с 1.04 -30.06 и с 1.10 – 31.12

б) с 1.04 по 30.06

в) с 1.04 по 31.12 по приказу Министерства обороны РФ

8. Отсрочка для временно не годных к военной службе предоставляется на

а) 3 или 6 месяцев

б) 6 или 12 месяцев

в) 12 или 18 месяцев

9. Началом военной службы считается

а) день убытия из военкомата

б) день прибытия в часть

в) день принятия присяги

10. Военные сборы для граждан, прибывающих с запасе, проводят сроком:

а) до 2 месяцев не чаще 1 раза в 3 года

б) до 1 месяца не чаще 2 раза в 5 лет

в) до 3 месяцев не чаще 1 раза в 4 года.

11 Сроки военной службы в РФ

а) 32 месяца и 12 для тех, кто имеет высшее образование.

б) 12 месяцев и 6 месяцев для тех, кто имеет высшее образование

в) 24 месяца или 12 для тех, кто имеет высшее образование

Анкета для юношей:

Какое чувство вы испытываете при мысли о предстоящей службе в армии?

1 .Желание отслужить в армии.

2.Готовность к предстоящей службе в армии.

3.Неуверенность из-за слабого здоровья.

4.Неувереность из-за слабой физической подготовки.

5.Страх перед предстоящей службой в армии.

6.Безразличие к предстоящей службе в армии.

Анкета для девушек:

Хотели бы вы, чтобы ваш брат ( любимый, муж) отслужил в армии?

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

1, Каковы основные функции государства?

2. Назовите главные инструменты власти.

3. Для выполнения внешних функций какие из перечисленных

инструментов власти нужны государству в первую очередь?

4, Дать определение армии (Вооруженным Силам).

Преподаватель задает учащимся вопросы:

Любому государству вообще, а России в особенности, для

обеспечения обороны нужна хорошо подготовленная и вооруженная самым

современным оружием армия.

1. У России самая большая протяженность границ (60932км, из них38807 к м. —

морские границы ).

2. На многих участках после развала СССР границы стали прозрачными.

3. Войска блока НАТО в настоящее время вплотную придвинулись к западным

границам России.

4. Кроме того, из истории хорошо известно, что очень часто развалу или

гибели государства предшествовало поражение армии.

Почему России в особенности нужна такая армия?

Можно попросить учащихся привести известные им примеры из

истории. Таким образом, наличие у государства хорошо оснащенных,

отлично обученных Вооруженных Сил — объективная необходимость.

Работа с таблицей и документами

1. Подготовьте доклад на тему «Военная служба по контракту, основные условия прохождения военной службы по контракту».

4. Подготовьте доклад на тему «Сроки военной службы по контракту. Первый и новый контракты о прохождении военной службы».

6. Подготовьте доклад на тему «Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту».

2. Назовите категории граждан, имеющих право заключить контракт о прохождении военной службы.

3. Перечислите требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

5. Какие воинские должности комплектуются солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту в Ракетных войсках стратегического назначения, Сухопутных войсках, Военно-Воздушных Силах, Военно-Морском Флоте?

7. Из какого расчета время прохождения военной службы по контракту засчитывается в трудовой стаж?

8. Назовите причины, по которым может быть уволен военнослужащий, проходящий военную службу по контракту.

: «1 ГОД службы в настоящее время — много это или

мало?».

Прокомментировав таблицу, преподаватель предлагает учащимся

самим сделать вывод

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. В статье 59 п. 1 Конституции Российской Федерации сказано:

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина

Российской Федерации».

Вопрос: «Почему… долгом и обязанностью…? В чем заключается

различие между долгом и обязанностью»

Завершить урок можно словами:

«Все может родная земля — может накормить своим хлебом, напоить

из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя она

не может. Защита родной земли — дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду,

любуется ее красотой».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Военная служба по призыву и контракту в Конституции и законах) .

Для того, чтобы создать Вооруженные Силы, содержать их, пополнять

личным составом, нужна прежде всего законодательная база. Такая

законодательная база в России в настоящее время есть. Главным правовым

документом, определяющим деятельность каждого гражданина и

Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению безопасности

страны, является Конституция РФ.

Учащимся раздаются ксерокопии статей Конституции, имеющих

отношение к службе

Таблица

Основные положения

По призыву

По контракту

Возраст

Начало службы

Окончание службы

Льготы

Требования (кто имеет право)

Приложение А Военная служба по призыву и ее особенности.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от военной службы. Призыв граждан на военную службу осуществляют на основании указов Президента Российской Федерации и проводят два раза в год (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря) на срок 24 или 12 месяцев.

Признанные на медицинском освидетельствовании годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями подлежат призыву на военную службу. Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляют отсрочку от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев.

Признанные ограниченно годными зачисляются в запас, и один раз в три года они подлежат освидетельствованию до достижения 2 7-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе снимаются с воинского учета.

Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считают день убытия из военного комиссариата к месту службы. При зачислении в списки части им присваивают воинское звание рядовой или матрос (кроме имеющих офицерское звание). Перемещение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производят в зависимости от наличия свободных должностей и соответствия кандидатов этим должностям. Звание ефрейтор и старший матрос присваивают рядовым или матросам, образцово выполняющим свои обязанности, имеющим хорошие и отличные результаты в учебе и примерную воинскую дисциплину, а также при назначении на должности, для которых предусмотрены эти воинские звания.

Первые сержантские и старшинские звания присваивают успешно окончившим учебные части или сдавшим испытания по установленным программам.

Последующие сержантские и старшинские звания присваивают в соответствии с занимаемой должностью и в порядке поощрения.

Окончанием военной службы считают день, в который истекает срок военной службы.

В связи с выполнением воинских обязанностей граждане имеют право на определенные преимущества, которые называются льготами. Основным документом, в котором сосредоточены сведения о льготах военноелужащих, является Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». К льготам, предоставляемым военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся: льготы по налогам и сборам; жилищные льготы; льготы при переездах железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом; льготы в области образования и культуры; льготы в области здравоохранения; льготы при выполнении задач в зонах вооруженных конфликтов.

Льготы по налогам и сборам заключаются в освобождении от уплаты подоходного налога с денежных выплат, связанных с исполнением обя-•^анностей военной службы, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Жилищные льготы сохраняют за военнослужащим жилые помещения, которые они занимали до призыва, и они не могут быть исключены из списка очередности на получение жилплощади.

Льготы при переездах различными видами транспорта заключаются в бесплатном проезде к месту назначения (перевода по службе), отпуска, для поступления в военно-учебные заведения и в некоторых других случаях. Кроме того, военнослужащие имеют право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).

Льготы в области образования и культуры состоят в предоставлении преимуществ при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, бесплатном пользовании культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, читальными залами), спортивными сооружениями и инвентарем.

Военнослужащие пользуются льготами в области здравоохранения (бесплатный отпуск лекарств и по необходимости обеспечение бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение).

Приложение В Прохождение военной службы по контракту

Военная служба по контракту — это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:

— военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыв, прослужившие не менее 12 месяцев;

— граждане, пребывающие в запасе;

— граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;

— граждане женского пола, не пребывающие в запасе.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих — воинскими частями.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов, а определение соответствия военнослужащих — на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную службу по контракту, предъявляются повышенные требования в вопросах его профессиональной подготовленности и пригодности по состоянию здоровья.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных должностях в Вооруженных Силах РФ. С этой целью гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию и обследованию по установленным методикам профессионального психологического отбора.

Граждане, не проходящие военную службу, при поступлении на военную службу по контракту проходят предварительное и окончательное освидетельствование. Освидетельствование проводится по направлению военного комиссариата района, города (без районного деления).

Годными к поступлению на военную службу по контракту признаются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»).

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности (по классу сходных воинских должностей):

— рекомендуется в первую очередь — первая категория;

— рекомендуется — вторая категория;

— рекомендуется условно — третья категория;

— не рекомендуется — четвертая категория.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать установленным требованиям по уровню образования, профессиональной пригодности, физической подготовки.

Первый контракт о прохождении военной службы с поступающим на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на 3 года; с поступающим на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на 5 лет.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащими на срок 3, 5 и 10 лет.

Началом военной службы по контракту считается вступление в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В Вооруженных Силах РФ в настоящее время определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.

На должности солдат, матросов, сержантов и старшин для прохождения военной службы по контракту принимаются граждане с учетом наличия у них гражданской профессии и военно-учетной специальности, которые они получили при обучении в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, или в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), или во время военной службы по призыву. Учитывается также стаж военной службы, опыт работы, классная квалификация и результаты выполнения нормативов по боевой подготовке.

Высокие требования предъявляются и к индивидуальным профессионально-психологическим качествам кандидатов.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен в первую очередь обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу; должен быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими военнослужащими, уважительно относиться к товарищам, старшим, командирам. Проходящие военную службу по контракту имеют статус военнослужащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют ряд дополнительных прав и льгот по сравнению с теми, кто служит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы, в том числе и на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, по состоянию здоровья военнослужащих и членов их семей.

Контрактники имеют право при увольнении с военной службы на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте России.

Время прохождения военной службы по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством России. Исключение составляет несение боевого дежурства, учения, походы кораблей и другие мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничений общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Увольнение с военной службы

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями, с невыполнением им условий контракта.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Раздел 1. Общие положения

Статья 1.Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

-воинский учёт;

-обязательную подготовку к военной службе;

-призыв на военную службу;

-прохождение военной службы по призыву;

-пребывание в запасе;

-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в пе­риод пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в во­енное время воинская обязанность граждан определяется федераль­ными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военно­го положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанно­сти только по основаниям, предусмотренным настоящим Федераль­ным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по за­щите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным зако­ном.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтерна­тивной гражданской службой в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и Федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного са­моуправления, организации независимо от организационно-право­вых форм и форм собственности (далее — организации) и их долж­ностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражда­нами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, осу­ществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, оп­ределяемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы и задания:

1) Что предусматривает воинская обязанность в период мобилизации?

2) Кто обеспечивает исполнение воинской обязанности?

3) Что делать тем, чьи принципы или вероисповедание не позволяют служить с оружием в руках?

4) Перечислите основные компоненты воинской обязанности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №2

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федера­ции защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые установлены государством и не рас­пространяются на иностранцев и лиц без гражданства, прожинающих на территории России. Законодательством предусмотрены следующие формы реализации гражданами Российской Федерации воинской обязанности: воинский учет; подготовка к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время

Конституция Российской Федерации 1993 г. является базой всего законодательства, в том числе законодательства об обороне и воен­ном строительстве. Устанавливая в главе 2 права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важнейших обязанностей гражданина – обязанность защищать своё Отечество.

В статье 59 Конституции указывается:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Из формулировки данной статьи вытекает, что обязанность за­щиты Отечества занимает особое место среди других конституци­онных обязанностей граждан. Долг — это не пожелание, а непремен­ное требование государства, которое должно быть выполнено при любых обстоятельствах. Исполнение конституционной обязаннос­ти защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждою гражданина России. Данную обязанность нельзя исчерпать единич­ным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока лицо является гражданином Российс­кой Федерации.

Как и все другие правовые нормы, обязанность защиты Отечества обеспечивается силой закона. За неисполнение или ненадлежащее ис­полнение этой обязанности гражданин может быть привлечен к юри­дической ответственности (дисциплинарной, материальной, админист­ративной, уголовной).

Вопросы и задания:

1) О чём говорится в статье 59 Конституции РФ?

2) Распространяется ли на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России, права и обязанности, предусмотренные статьёй 59 Конституции РФ?

3) В каком году была принята Конституция, действующая сегодня?

4) Какое наказание предусмотрено за неисполнение или ненадлежащее исполнение воинской обязанности?

5) Что такое долг перед государством?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБОРОНЕ»

от 31.05.96г. № 61-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Раздел I.

ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ

Статья 1 Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами,

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Статья 9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны

Граждане Российской Федерации:

1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;

2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;

4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы и задания:

О воинской обязанности и военной службе 1993

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *