Выборы прямые

УДК: 342.8:324 DOI: 10.12737/21957

Лавицкая Марина Ивановна, доктор исторических наук,

профессор кафедры теории государства и права

Университет машиностроения (МАМИ), г. Москва

е-mail: marinalv2010@yandex.ru

Батеева Елена Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Университета машиностроения (МАМИ), г. Москва e-mail: bateeva.l@yandex.ru

Питерская Александра Леонидовна, кандидат юридических наук, Доцент, кафедры теории государства и права Университета машиностроения (МАМИ), г. Москва e-mail: ayks8@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуются перспективы внедрения в РФ системы косвенных выборов, возможность полного внедрения которой рассматривается как маловероятная. По результатам исследования делается вывод, что российская политическая система будет стремиться к своему самосохранению и стабилизации, которая ведет нас к смешанной выборной модели, с сохранением прямых выборов президента и депутатов различных уровней.

Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, политическая система, косвенные выборы, прямые выборы, непрямые выборы, непосредственная демократия

A POSSIBILITY OF PRACTICAL APPLICATION OF INDIRECT ELECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: elections, electoral process, political system of indirect elections, direct election, indirect election.

Выборы являются важнейшим элементом современной политики. «Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан»1. Фактически, выборы — это процедура, в ходе которой группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов посредством голосования для выполнения каких-либо общественных функций. Выборы могут классифицироваться по различным основаниям, и одной из самых распространенных классификаций является деление выборов на прямые и косвенные.

В юридической литературе встречаются две основные трактовки дефиниции «косвенные выборы», в рамках одной из них выборы делятся на прямые (непосредственные) и косвенные, для которых характерно, что вопрос об избрании кандидатов решают не сами граждане, а уже избранные ими лица — выборщики, депутаты и т.д. В других источниках выделяют прямые и непрямые выборы, которые, в свою очередь, делятся на многоступенные (когда нижестоящие органы власти, будучи избранными гражданами, выбирают вышестоящие органы власти или высшее должностное лицо государства) и косвенные (осуществляются специальными выборщиками). В рамках нашей работы мы будем использовать первую классификацию. Ввиду интереса общества к избирательному процессу как в нашей стране, так и за рубежом (США) представляется важным рассмотрение специфики избирательного процесса в нашей стране в контексте внедрения в нее элементов косвенных выборов.

С 1991 года, когда ныне действующая избирательная система сменила постсоветскую и претерпевала эволюционные изменения, она выявила в себе как ряд несомненных достоинств, так и существенные недостатки системного характера. Общественно-политический

1 Пугачев В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. —

дискурс, направленный на обобщенную рефлексию полученного позитивного и негативного опыта, неизбежно приходит к вопросу комплексного сравнительного анализа различных избирательных систем. В таком контексте качество избирательной системы воспринимается через призму эффективности, когда качество системы определяется не самой возможностью выбора как таковой, а конечными результатами этого выбора.

В этой связи наряду с различными вариантами функционирования системы прямых выборов многими исследователями анализируются и различные вариации непрямых выборов, в том числе и косвенные выборы, как составной элемент непрямых выборов.

Сравнительный анализ различных систем дает определенные результаты, на основе которых в общественно-политическом поле возникает такая постановка вопроса, которая в той или иной форме ставит вопрос о коррекции или переформатировании действующей избирательной системы.

Таким образом, исследование вопроса косвенных выборов — есть исследование составной части общественно-политического дискурса, связанного с изучением достоинств и недостатков действующей системы прямых выборов.

Говоря о возможности полной имплемента-ции косвенных выборов в текущую российскую политическую реальность, принципиальное значение имеет вопрос пересмотра подходов к выборам президента Российской Федерации.

Текущий курс, направленный на коррекцию отдельных элементов избирательной системы характеризуется системными изменениями, призванными повысить роль поста Президента Российской Федерации.

Мы видим на практике обозначенный курс на укрепление центральной роли поста президента как высшего института исполнительной власти, причем не только в формате реальных полномо-

3-е изд., перераб. и дополненное — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 401.

чий и повышения общей роли главы государства, но и в форме ликвидации вторичных внешних признаков, определявших наследие эпохи «недостаточной стабильности», являвшейся наследием 90-х.

Соответственно, рассматривая вопрос изменения избирательного механизма, мы должны соотносить реальность такого шага с политической и идеологической позицией властей. Можно постулировать ряд принципиальных вопросов, которые определяют конечные перспективы внедрения.

Введение института выборов президента посредством косвенных выборов в обозримой перспективе представляется маловероятной, как с точки зрения интересов правящего режима, так и с точки зрения общественного мнения, которое очень неоднозначно реагирует на попытки отменить выборы мэров. Всенародный характер выборов президента РФ являет собой нечто большее, нежели просто выбор главы исполнительной власти. Это своеобразный символ демократических перемен, предлагаемых в виде антитезы советскому вектору развития, где такой механизм отсутствовал.

Противопоставление демократической выборности главы государства кулуарному обсуждению и формальному голосованию по уже согласованной кандидатуре Генерального Секретаря ЦК КПСС, есть одна из важных составных частей современного идеологического базиса Российской Федерации, построенного на отрицании достижений советской политической системы.

Ввиду этого, можно констатировать, что без коррекции этого идеологического базиса или же возникновения ситуации, когда с точки зрения правящих элит отмена прямых выборов президента будет целесообразна, пространство возможностей для введения косвенных выборов президента посредством голосования представителей Федерального Собрания РФ (с трансформацией избирательной системы в косвенно-многостепенную) будет чрезвычайно узким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные аргументы противникам ввода такой системы дали выборы президента в

Молдове, где неоднократные попытки Парламента избрать Президента посредством реализации делегированных народом полномочий, последовательно заводили ситуацию в тупик, когда ни одна из политических сил не могла получить должного большинства, необходимого для избрания Президента в Молдавии. Данный пример стал красноречивым доказательством очевидных недостатков косвенных выборов и особенно косвенных выборов Президента посредством голосования членов Парламента. Осознание этого привело к тому, что в Республике Молдова в 2016 году впервые с 1996 года проводятся именно прямые выборы Президента данного государства.

Изменить отношение граждан к этому вопросу вполне можно типовым набором средств:

—Активное информационно-медийное воздействие на общество посредством печатных и электронных СМИ с целью формирования необходимой общественной поддержки введения косвенных выборов президента.

—Демонстрация и популяризация результатов деятельности тех органов власти, которые уже избираются посредством косвенных выборов — «сити-менеджеры». Эффективность результатов всегда была весомым аргументом в нашей стране.

—Перераспределение полномочий внутри правящей вертикали в пользу премьер-министра и предание посту Президента РФ сугубо представительской функции, по образцу Германии или Израиля. При утере того значения, которое пост Президента РФ играет сейчас, сопротивление возможным изменениям будет несравнимо ниже, так как в этом случае президент будет разассоциирован с вершиной действующей вертикали власти и интерес к способу его избрания будет несравнимо меньшим.

Вопрос заключается лишь в том, нужно ли это обществу и заинтересована ли в подобных реформах властная элита? В отношении властей определенность имеется, действия высшей исполнительной власти и правящей партии направлены на укрепление вертикали власти с президентом во главе. В отношении общества

не все так однозначно, ибо наличное конституционное большинство партии «Единая Россия» делает выборы президента в Парламенте выбором без выбора, ввиду чего теряется последний интерес к принципу многовариантности на всенародных выборах президента, когда формально результат не предопределен, в отличие от Парламента, где конечный результат очевиден.

В исторической ретроспективе, выборы первого лица государства были идеологически противопоставлены кулуарному избранию генерального секретаря ЦК КПСС, когда в рамках своеобразной многоступенчатой модели, группа лиц персонализировала свой субъективный выбор, слабо соотносившийся с мнением людей, голосовавших за депутатов местного или Верховного Совета.

Став заложником борьбы с однопартийно-стью, избирательная система Российской Федерации противопоставила прежней структурной модели простую концепцию прямых выборов и референдумов, когда каждый гражданин Российской Федерации имел в теории равное право голоса и мог принимать участие в определении персонального состава высшей исполнительной власти.

Упрощенное понимание демократии как право отдать голос в рамках многопартийной системы стало своего рода антитезой возврату к авторитарной позднесоветской модели, когда часть или весь выбор был узурпирован партократией. Отсутствие прямых выборов руководства страны представлялось как серьезный дефект системы, указывающий на ее недемократичность и авторитарность.

В результате, при всех имеющихся недостатках и изъянах действующей модели прямых выборов, она оказалась одним из структурно-идеологических столпов, на которых базируется современная российская политическая система. Коррекция системы выборов в сторону смешанной модели или же в сторону системы косвенных выборов неизбежно приведет к форматированию действующей политической системы.

Властям вариант косвенных выборов президента через Парламент во многом не выгоден по целому ряду причин.

Отсутствие многовариантности и фактическая предопределенность исхода на данном этапе открывает широкую почву для обвинений России в «недемократичности», «управляемых выборах», «подтасовках при голосовании в Парламенте». В рамках концепции «суверенной демократии» такой шаг был весьма опрометчивым в плане сохранения прочности концепции, основанной на синтезе политической целесообразности и демократического базиса.

Поэтому можно с большой долей уверенности говорить о том, что реальных оснований для изменения порядка выбора Президента РФ с отменой его всенародного характера — нет. Возможности имеются, но вот условия этому препятствуют.

Принципиальное значение для самой сути избирательной системы Российской Федерации имеет порядок избрания руководителей местной исполнительной власти и порядок избрания депутатов местного и федерального уровней.

В отношении выборов мэров, как было указано выше, диагностируется устойчивый тренд, который приближает политическую систему к точке бифуркации, после которой процесс либо пойдет лавинообразно, либо будет формализован решениями высшей исполнительной власти, которая централизованно определит порядок осуществления реформы и конечные сроки ее реализации.

В этом плане можно определить устойчивые перспективы на пути к замене прямых выборов мэров косвенными выборами, когда мэр избирается депутатами местных советов либо из своих рядов, либо по представлению назначенного губернатора.

В результате руководители исполнительной власти на местах выведены из-под действия прямого избирательного права. Окончательно данное положение может закрепиться после повсеместного внедрения косвенных выборов мэров.

Таким образом, помимо выборов Президента, из основных направлений демократического процесса в рамках прямого избирательного права остаются выборы депутатов в Государственную Думу РФ и в советы депутатов районного или регионального уровня.

На тему косвенных выборов в Государственную Думу в Российской империи существовали, например, такие мнения: «Выборы должны происходить не на основании партийных предложений и рекомендаций, а по принципу личной известности и уважаемости. Для этого необходимо избрание по участкам или малым округам. При таком порядке будет избрано минимум столько лиц, сколько будет всего избирательных участков (по одному на участок); или же вдвое, втрое и вчетверо больше. Это означает, что в первой стадии будут избираться не члены Государственной Думы, а выборщики, и притом выборщики выборщиков. Это означает, что желательны отнюдь не прямые выборы, а многостепенные, где на каждой «ступени» возможен спокойный, трезвый, деловой отбор людей, с все более серьезным и глубоким осознанием цели и смысла избрания и где партии все более и более утрачивают свое вредное влияние. Примерно говоря — села выбирают волостных выборщиков, волостные выбирают уездных, уездные — губернских, губернские — членов Государственной Думы. В городах малые избирательные участки посылают своих выборщиков в городской округ, окружные — в главное городское собрание, которое и выбирает членов Государственной Думы1.

Данная схема И. Ильина по-своему понятна, но слабо реализуема в современных российских реалиях. Налицо расхождение исторической традиции и современной «суверенной демократии», развивающейся своим путем.

Несмотря на критику Государственной Думы, в ее отношении дискурс идет в направлении улучшения организационного характера выборов, а также в плане вечного спора на тему

преимуществ партийной и мажоритарной систем. Общий же порядок прямых выборов по мажоритарной и пропорциональной системе в Государственную Думу вполне устраивает представителей крупнейших политических партий. Поэтому реальные перспективы введения косвенных выборов в Государственную Думу стремятся к нулю. В дополнение к вышесказанному, стоит также напомнить и о законодательной защите прямого избирательного права в отношении выборов депутатов Государственной Думы.

В отношении депутатов местных советов также действуют принципы законодательной защиты права граждан избирать и быть избранными в рамках прямого избирательного права. В выстроенной в Российской Федерации системе «суверенной демократии» прямые выборы депутатов местных советов служат своеобразным системно-политическим фундаментом, на которых базируется уже сложившаяся система косвенных выборов в Совет Федерации РФ.

Изменения порядка выборов потребуют не только изменения действующего законодательства, но и общего изменения всей выборной системы РФ в целом, что в настоящее время представляется крайне маловероятным в условиях превалирующего значения принципов целесообразности и общего стремления властей поддерживать стабильный характер действующей политической системы. Поэтому можно утверждать — реальные перспективы применения косвенных выборов в Российской Федерации сохраняются лишь в отношении отмены прямых выборов мэра, что определяется текущим трендом общероссийских политических процессов, диктуемых правящей партией.

Обращение к опыту Соединенных Штатов Америки как модульному образцу функционирующей демократической системы логично приводит к экстраполяции этого опыта на современную нам действительность.

Мы сразу сталкиваемся с противоречием заложенного в американской модели принципа

1 Ильин И.А. Какие же выборы нужны России? Русская государственность — 11141.: http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/nz/nz-141.htm

федерализма с реальной практикой государственного строительства в Российской Федерации, когда права субъектов Российской Федерации приносятся в жертву политике, направленной на укрепление вертикали власти, укрупнение регионов и расширение роли федеральных округов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях проблем в проведении внутренней национальной политики построение суверенной демократии вступает в противоречие с базовыми принципами, заложенными в американскую модель. В частности, проблемы национального и структурного характера в республиках Северного Кавказа не допускают возможности применения к ним принципа федерализма в той же форме, как это допускается в США.

В этой связи стоит отметить определенный дуализм в самой сути идеи федерализма, в ее концептуальной форме, реализуемой в Российской Федерации. Столкновение желаемой формы и практической целесообразности создает определенное препятствие на пути внедрения американского опыта проведения косвенных выборов.

Характерные оценки представителей власти наглядно показывают, что при столкновении концепции идеальной демократической модели и практической целесообразности выбор будет сделан в пользу целесообразности.

Глава исполнительной власти избирается прямым всенародным голосованием и в то же время жителей городов лишает права прямо выбирать местного главу исполнительной власти. Депутаты верхней палаты парламента избираются путем косвенных выборов, в то время как депутаты нижней палаты парламента, а также депутаты местных советов — путем прямого волеизъявления.

Можно констатировать, что, учитывая текущий тренд, принцип государственной и политической целесообразности полностью возобладает над базовыми принципами демократии и федерализма и вопрос принципиального отличия прямых и косвенных выборов в рамках демократического процесса приобретет совершенно иное звучание: от вопросов улучшения

демократических институтов к вопросам эффективного обеспечения политической целесообразности.

Можно постулировать — в рамках практического внедрения косвенных выборов — исторические традиции и зарубежный опыт играют второстепенную роль. Схожие особенности и формы диссонируют с той сутью, которая определяет необходимость прямых или косвенных выборов в Российской Федерации. Суть эта заключается в том, что «суверенная демократия» как основа политических процессов внутри Российской Федерации руководствуется совсем другой логикой, нежели ее исторические предшественники или же зарубежные аналоги.

Итак, рассмотрение вопросов восприятия косвенных выборов в современной российской политической системе и перспектив внедрения зарубежного опыта привело к следующим выводам.

1.На данном историческом этапе активное внедрение данной разновидности избирательного процесса, особенно в контексте выборов высшей исполнительной власти, представляется маловероятным.

2.Опыт зарубежных стран, в том числе и США в качестве модульного примера к российским реалиям, практически неприменим, по причинам структурного и политического характера.

3.Важным фактором, препятствующим внедрению механизма косвенных выборов, является историческая обусловленность иных систем волеизъявления. Советская модель и пришедшая ей на смену система прямых выборов президента, губернаторов, депутатов разных уровней — создали определенную матрицу, через которую в рамках действующей политической системы воспринимается сама суть выборов исполнительной и законодательной власти.

4. В силу названных причин российская политическая система на данном этапе своего развития будет стремиться к самосохранению и стабилизации. Это приведет нас к смешанной выборной модели, с сохранением прямых выборов президента и депутатов различных уровней -федерального, областного, районного. В то же

время принцип косвенных выборов будет формализован как в уже действующей модели Совета Федерации, так и в связи с фрагментарной отменой выборности мэров.

5. В современной Российской Федерации складывается во многом уникальная модель. В рамках единой избирательной системы, одновременно сосуществуют прямые и косвенные выборы, применительно к исполнительной и законодательной ветвям власти.

6.Возможность применения косвенных выборов варьируется исходя из принципа политической целесообразности в рамках политического понимания понятия «суверенная демократия», при этом принципы демократии и федерализма играют подчиненное положение.

Библиография:

1. Алёхина И.С. Особенности реализации принципа всеобщности избирательного права и обеспечение массовости политического участия граждан: зарубежный опыт // Управленческое консультирование. — 2015. — № 10 (82). — С. 21-31.

Стадии избирательного процесса в РФ. Выборы и избирательный процесс :

В ст. З п. 3 Конституции России установлено, что в качестве непосредственного выражения воли населения выступают свободные выборы и референдум.

Новейшая история страны иллюстрирует бесспорные свидетельства ключевой роли в развитии государственного режима этих двух элементов. Понятие избирательного процесса закреплено в Основном законе.

Порядок, предусмотренный в нормах, обязателен для исполнения всеми его участниками.

Многие положительные изменения в России имели место именно потому, что гарантии избирательных прав граждан стали фундаментальным условием обеспечения демократии.

Юридический аспект

Избирательное право реализуется на практике по установленному порядку.

В качестве одного из главных этапов данных мероприятий выступает формирование режима, в соответствии с которым назначается ание органами, уполномоченными на это, либо ответственными служащими.

Кроме того, законодательно устанавливается порядок ротации депутатского состава регионального представительного госоргана.

В Конституции страны регламентировано проведение выборов исключительно в федеральные структуры власти. Порядок формирования представительных местных и региональных органов закрепляется в уставах, законах, конституциях субъектов и муниципальных образований.

При этом федеральными законами обеспечивается избирательное право посредством обязательного назначения ания.

В нормативных актах закрепляется унифицированный подход к вопросу регулирования порядка его назначения, а также определения перечня уполномоченных на это субъектов.

Выборы и избирательный процесс: общие сведения

Формирование представительных федеральных органов осуществляется в сроки, которые установлены законодательно. Выборы в России назначает президент.

День ания – первое воскресенье после окончания конституционного периода, на который была сформирована Госдума прежнего созыва.

Если президентом оно назначено не будет, срок и порядок устанавливает Центральная избирательная комиссия. При роспуске Госдумы одновременно Глава страны устанавливает дату досрочного ания.

Если президент не назначил день, то его также определяет Центральная избирательная комиссия. Дату ания за главу государства определяет Совет Федераций.

Днем выборов будет являться первое воскресенье после завершения конституционного периода, на который он был избран. Исчисление этого срока осуществляется с даты принятия им полномочий. Если Советом Федераций не будет установлена дата ания, ее определяет Избирательная комиссия.

Установленные сроки

По ФЗ № 67 от 12 июня 2002 г.

при досрочном прекращении полномочий государственных (федеральных), местных, региональных органов власти выборы должны быть назначены не позже чем через 14 дней с момента окончания деятельности указанных структур. Непосредственно ание должно быть осуществлено не позже 180 и не раньше 70 дней с даты принятия решения. Избирательная комиссия в качестве даты устанавливает первое либо второе воскресенье того месяца, который следует за тем, когда были прекращены полномочия органа или депутатов, или не позже 180 дней со дня досрочного окончания их деятельности.

Особый случай

В Законе предусмотрена ситуация, при которой избирательная комиссия не назначила выборы или она отсутствует и не может быть образована по установленному порядку.

В таком случае ание устанавливается судебной инстанцией общей юрисдикции в соответствии с заявлениями граждан, объединений, прокурора, местных и региональных органов власти.

Основные стадии избирательного процесса: формирование ответственных органов

В некоторых изданиях данный этап выносится за рамки общего порядка. По мнению экспертов, с этим можно согласиться в отношении Центральной комиссии, а также инстанций субъектов РФ.

Это обусловлено тем, что эти структуры считаются постоянно действующими. Однако относительно местных, участковых и прочих территориальных комиссий данное положение неприменимо.

Это подтверждается и действующим законодательством.

В соответствии с ним, основные стадии избирательного процесса предполагают образование территориальных уполномоченных органов не позднее установленного срока назначенного ания.

Формирование компетентных структур осуществляется по принципу обеспечения независимого статуса. ЦИК формируется из 15 членов. Пять из них назначаются Госдумой. Ими становятся кандидаты, предложенные фракциями, другими объединениями и депутатами Думы.

При этом от одного объединения назначается только один член избирательной комиссии. 5 должностных лиц назначается СФ. Кандидатуры предлагают представительные и исполнительные органы регионов. Оставшиеся пять членов назначаются президентом.

ЦИК формируется на 4 года.

Составление списков голосующих

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется обобщение данных, полученных с применением государственной регистрационной (учетной) системы. Порядок формирования списков установлен в соответствующем ФЗ и прочих нормативных актах.

В перечни включаются все граждане РФ, которые на дату проведения ания обладают избирательным правом.

По региональным законам в списки вносятся и иностранцы, достигшие 18-ти лет, не признанные недееспособными судом, не содержащиеся по приговору в месте лишения свободы и которые преимущественно либо постоянно проживают в пределах муниципального образования РФ, где проводится ание. Список избирателей формируется соответствующей комиссией. При этом может использоваться автоматизированная информационная система.

Формирование участков

Для ания образуется избирательный округ на соответствующей территории. Формирование этих элементов осуществляется в соответствии со списками зарегистрированных граждан.

Каждый избирательный орган создается по общей схеме, принятой компетентным органом. Определение порядка формирования участков осуществляется не позже 70-ти дней до даты ания. Избирательный округ имеет свои границы.

Он может включать в себя административно-территориальную единицу, муниципальное образование или населенный пункт. Избирательная комиссия определяет номер участка и его центр.

Утверждение предоставленной схемы формирования территорий для ания осуществляется соответствующим представительным органом госвласти или местного самоуправления.

Основные требования к схемам создания участков

При проведении выборов в избирательных округах должно соблюдаться приблизительное равенство одномандатных территорий по количеству зарегистрированных голосующих граждан.

Допустимое отклонение от средней нормы – не больше 10%, для труднодоступных и отдаленных районов – 15%. При формировании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство количества избирателей на один мандат.

При образовании участков на территориях, где проживают малочисленные народы, допустимое отклонение от нормы представительства не может быть выше установленного предела и не более 30%.

Не допускается формирование округа из неграничащих районов, кроме случаев, которые регламентированы в ФЗ и законах регионов.

Выдвижение кандидатов

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется предоставление списков баллотируемых в представительные органы граждан.

В Федеральном законе установлен определенный порядок выдвижения кандидатов в структуре объединений. В России при формировании различных представительных органов используются разные избирательные системы.

Политические партии определяют своих кандидатов на высших форумах путем тайного ания.

Несомненно, данный порядок не может полностью гарантировать демократичность процедуры, поскольку многое зависит от атмосферы внутри объединения.

Тем не менее на этой стадии избирательного процесса в РФ обеспечиваются минимально равные исходные возможности, необходимые для участия в честном и справедливом соревновании.

Представление кандидатов может осуществляться и посредством самовыдвижения. Также они выдвигаются по инициативе избирателей или их группы, которые обладают активным правом.

При этом отправляется уведомление в уполномоченный орган, где будет осуществляться регистрация кандидатов.

Сбор подписей

На этой стадии избирательного процесса в РФ определяются те кандидаты, которые будут регистрироваться. В их поддержку собираются подписи.

Максимальное их количество не должно быть больше 2% от количества избирателей, которые зарегистрированы в округе. При сборе подписей должны быть соблюдены определенные условия. Они призваны обеспечивать «чистоту» данной процедуры.

Кроме этого, в Законе установлены правила поведения самих кандидатов в ходе этого процесса, в том числе еще не прошедших регистрацию. Так, в частности, запрещено использовать преимущества служебного либо должностного статуса.

Оно предполагает, например, привлечение подчиненных, прочих сотрудников муниципальных и государственных структур для сбора подписей в их рабочее время.

Регистрация кандидатов (их списков)

Данная процедура, с одной стороны, представляет собой юридический факт, открывающий очередной этап избирательного процесса. С другой же – это исключительно организационный момент.

Регистрация кандидатов подлежит строгому документированию. Реализация данной задачи может осуществляться разными способами.

В первую очередь, согласно требованиям ФЗ, необходимо присутствие установленного числа подписей, собранных в поддержку баллотирующихся граждан.

Также должно быть подано заявление о самовыдвижении кандидата, представление избирателей либо их групп, объединений, блоков, выдвинувших своих членов. Кроме этого, должно быть письменное подтверждение от кандидатов об их согласии баллотироваться.

Агитация

Избирательная кампания предполагает определенную деятельность граждан, кандидатов, блоков и объединений, общественных организаций с целью побудить либо уже побуждающую граждан участвовать в ании.

На государственном уровне обеспечена возможность осуществлять свободную агитацию в рамках закона.

Избирательная кампания может проходить с участием СМИ, посредством созыва встреч с гражданами, публичных дебатов, митингов, дискуссий, шествий, демонстраций и прочих манифестаций, а также с выпуском и распространением соответствующих печатных материалов. Кандидат, объединение или блок могут самостоятельно определять характер и форму агитационной деятельности. Запрещено участие в мероприятиях членам избирательных комиссий, государственным органам, религиозным объединениям, должностным лицам госорганов, инстанций местного самоуправления, благотворительных фондов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В ходе предвыборной гонки не допускается злоупотребление свободой СМИ.

Запрещена агитация, способная разжечь национальную, расовую, религиозную, социальную вражду и ненависть, насильственно изменить конституционный строй, привести к захвату власти и нарушению целостности страны.

Не допускается пропаганда военных действий и прочие мероприятия, противоречащие закону. Избирательная кампания начинается с даты регистрации кандидатов и завершается за сутки до ания в 00.00.

На протяжении трех дней до указанной даты не допускается обнародование результатов опросов, прогноза итогов выборов и прочих исследований, касающихся процесса.

Завершающий этап

На последней стадии процесса производится ание за кандидатов, подсчет и определение результатов. Этот этап считается самым ответственным из всех.

Перед непосредственным анием, избирательная комиссия утверждает текст бюллетеня, а также контролирует изготовление и снабжение бланками нижестоящих уполномоченных органов. Процедура проводится в выходной день.

Время для ания устанавливается в пределах с 8 до 22 часов.

О месте и времени участковые и территориальные комиссии сообщают избирателям не позже чем за 20 дней до установленной даты. Каждый гражданин отдает свой голос лично. Не допускается пользоваться избирательным правом другого человека.

Уполномоченный орган должен обеспечить всем гражданам возможность принять участие в ании, в том числе тем, кто по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам не может этого сделать самостоятельно.

В случае проведения процедуры вне соответствующего помещения в ходе нее могут присутствовать наблюдатели.

Особенности заполнения бюллетеней

Непосредственно само ание гражданина осуществляется в специальной комнате или кабинке. В этих помещениях не допускается присутствие других лиц.

Если избиратель не может сам заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого человека.

При этом последний не должен состоять в комиссии, являться кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем объединения либо блока, а также наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются в специальные ящики.

Подсчет

Он осуществляется членами комиссии. В ходе подсчета признаются недействительными бюллетени, в которых не представляется возможным установление волеизъявления граждан, а также бланки неустановленной формы.

Результаты подсчетов фиксируются в специальных протоколах. Для исключения вероятности фальсификации итогов процедура начинается непосредственно после истечения времени для ания и проводится без перерыва.

Об итогах ания должны быть извещены все члены комиссии, наблюдатели, объединения и блоки. В соответствии с данными протоколов уполномоченных органов определяется общий итог по территории.

Об этом также составляется протокол и подписывается членами комиссии с правом решающего голоса.

Важный момент

Член комиссии подлежит немедленному отстранению от участия в работе, а наблюдатель – удалению из соответствующего помещения в установленных законом случаях.

В частности, это может иметь место при наличии нарушений со стороны указанных лиц тайны ания или при их попытке оказать влияние на волеизъявление голосующего гражданина.

Решение об отстранении принимается участковой комиссией.

В заключение

Выборы признаются недействительными, если окружная комиссия установила нарушения, не позволяющие достоверно установить результаты волеизъявления граждан, также они считаются несостоявшимися по решению суда.

Все документы уполномоченных органов всех уровней, в том числе бюллетени, подлежат хранению на протяжении сроков, которые предусмотрены в законодательстве. Данные периоды не могут быть меньше одного года.

Для протоколов комиссий срок хранения – не менее 1 года с даты объявления следующего ания этого же уровня. Конечные результаты выборов подлежат обнародованию. Опубликование осуществляется в официальных СМИ.

Обнародование осуществляется в кратчайшие сроки после установления итогов выборов для ознакомления с результатами всех граждан РФ и представителей мировой общественности.

Правовое регулирование избирательного процесса

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Избирательное право России

Реферат

по теме: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Подготовил:

Слушатель 444 группы

Карпович А.А.

Белгород — 2008 г.

План

2. Порядок назначения выборов.

3. Образование избирательных округов, избирательных участков.

4. Составление списков избирателей. Регистрация (учет) избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов).

6. Предвыборная агитация.

7. Порядок проведения ания и определения результатов выборов.

Понятие, признаки, принципы и стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – этонаправленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Данное определение содержит такие признаки избирательного процесса:

1) избирательный процесс – это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

2) избирательный процесс – деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е: лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

3) избирательный процесс – это деятельность, направленная на избрание выборных лиц;

4) избирательный процесс – это деятельность, урегулированная процессуальными нормами. Это означает то, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом, осуществляется в определенной правовыми нормами процессуальной форме;

5) избирательный процесс – это осуществление избирательных действий с соблюдением определенных стадий. Поступательное движение избирательного процесса – его необходимая характеристика.

Избирательные действия осуществляются последовательно.

Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Федеральное законодательство не содержит легального определения избирательного процесса, однако, оно встречается в региональном законодательстве.

Так, Избирательный кодекс Тюменской области определяет избирательный процесс как совокупность действий граждан, избирательных комиссий, других заинтересованных органов и должностных лиц по подготовке и проведению выборов в соответствии со стадиями избирательных действий, установленных федеральным законодательством и данным кодексом. Согласно Избирательному кодексу Свердловской области избирательный процесс – это регламентированная законодательством Российской Федерации и данным кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов.

Принципы избирательного процесса. Процессуально-правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса.

Основными принципами избирательного процесса являются:

1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями.

Для проведения выборов создаются специальные органы избирательные комиссии.

Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, – единственной функцией.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2) непрерывность и поступательность избирательного процесса.

Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов (это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными). Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.

Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом (например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата);

3) законность.

Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

4) гласность (открытость). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость.

Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно.

Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день ания и других прав.

5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами.

Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения – у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе.

Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов.

Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;

6) документальность. Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.

Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах ания.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов;

3) образование избирательных участков;

4) составление списков избирателей;

5) формирование избирательных комиссий;

6) выдвижение и регистрация кандидатов;

7) предвыборная агитация;

8) ание;

9) подсчет , установление итогов ания;

10) определение результатов выборов и их опубликование.

Факультативной стадией является повторное ание, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате ания ни один из кандидатов не набрал необходимого числа и не был избран.

2. Порядок назначения выборов

Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса.

Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата ания.

Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты ания. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следуетвыделить нормативное и фактическое основания назначения выборов.

Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы.

Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Руководство ряда субъектов федерации считает, что возврат к назначению губернаторов не приведет к положительным результатам несмотря на то, что подобную инициативу поддержал президент. Например, в Татарстане заявляют, что избранный глава региона пользуется большим доверием населения, рассказывают наблюдатели.

Не все регионы готовы вернуться к назначениям губернаторов. Некоторые руководители многонациональных республик уверены, что прямые выборы не приведут к межэтническим конфликтам. Об этом, в частности, заявил газете «Коммерсантъ» глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. Закон о выборах губернаторов вступил в силу полгода назад. Однако уже в декабре в Думу был внесен новый законопроект, который предлагает выбирать главу региона из трех кандидатов, предложенных президентом. Инициативу уже поддержал Владимир Путин. Главы регионов неоднозначно отнеслись к ограничению прямых выборов, сообщила корреспондент газеты «Коммерсантъ» Таисия Бекбулатова.

«Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов сказал, что регион сможет провести выборы любого уровня успешно и не хуже, чем любой другой регион России. Президент Татарстана Рустам Минниханов отмечает, что пройти назначение всегда проще, чем избираться, поскольку когда ты избираешься, то чувствуешь ответственность за свои обещания.

Разницу для себя между назначением и выборами он не видит, выступает против так называемых конъюнктурных колебаний. Он говорит, что если закон приняли, то давайте его не менять каждые пять лет, пусть он просуществует хотя бы 20-30 лет. В других опрошенных регионах кто-то уже выступает за то, что это и есть истинная демократия. В таком духе высказался глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров и предложил, чтобы избранный парламент на месте решал, что более приемлемо для жителей региона», — рассказала Бекбулатова.

Владимир Путин на пресс-конференции 20 декабря, подчеркнул, что не против прямых выборы губернаторов. Однако, по мнению президента, в республиках, где есть несколько титульных наций, выборы могут привести к межэтническим конфликтам.

Также президент привел в пример республику Дагестан, где руководящие посты распределяются между представителями разных наций. Однако этот эксперимент нельзя назвать успешным, считает директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. По его мнению, аргумент о возможных конфликтах нужен власти, чтобы отменить или ограничить прямые выборы.

«Мой опыт закончился фактически правлением одной личности, а потом его сына. Так что эти квоты все равно не обеспечивают демократии. Это все-таки результат низового лоббирования от представителей элиты, правящей в республиках. Часто титульные национальности не имеют большинства, но хотят иметь это большинство и гарантированные себе первые места.

Конфликты в борьбе за власть, проходящие по этническим границам, возникают часто, но они не более жестокие, чем борьба между политическими партиями за власть», — пояснил Тишков.

В этом году в октябре прошли выборы губернаторов в пяти областях: Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской Рязанской.

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от «28» июля 2015 г. № 83

ПОЛОЖЕНИЕ

о Рабочей группе по вопросам информирования избирателей и иных участников выборов о ходе подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

1. Общие положения

2. Формирование и состав Рабочей группы

3. Полномочия и порядок деятельности Рабочей группы

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, полномочия и порядок деятельности Рабочей группы по вопросам информирования избирателей и иных участников выборов о ходе подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее — Рабочая группа).

1.2. Рабочая группа формируется в целях информационного обеспечения свободы выборов, соблюдения и реализации конституционных прав избирателей и иных участников выборов, осознанного волеизъявления граждан и гласности выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О средствах массовой информации», иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, актами Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее — Центральная избирательная комиссия), а также настоящим Положением.

2. Формирование и состав Рабочей группы

1.1. Рабочая группа в составе руководителя, заместителя и членов Рабочей группы утверждается приказом Председателя Центральной избирательной комиссии из числа членов Центральной избирательной комиссии, сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии, представителей средств массовой информации и привлеченных специалистов.

1.2. Рабочая группа формируется в составе не менее 5 членов.

1.3. Изменение состава Рабочей группы осуществляется в порядке установленном настоящей статьей.

3. Полномочия и порядок деятельности Рабочей группы

3.1. В полномочия Рабочей группы входит:

— определение информационной политики Центральной избирательной комиссии на период проведения выборов;

— разработка тематики информационных материалов (теле и радиороликов, баннеров, теле и радиопередач);

— составление договоров с изготовителями информационных материалов (теле и радиороликов, баннеров, теле и радиопередач);

— сбор и систематизация информационных материалов Центральной избирательной комиссии;

— информирование Центральной избирательной комиссии о необходимости публикаций в средствах массовой информации сведений и материалов согласно календарному плану мероприятий;

— участие в мероприятиях Центральной избирательной комиссии по информированию избирателей и иных участников выборов о ходе подготовки и проведения выборов и разъяснению положений избирательного законодательства.

3.2. Заседание Рабочей группы созывает руководитель Рабочей группы по мере необходимости. Заседание Рабочей группы осуществляется коллегиально и гласно.

Заседание Рабочей группы является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов Рабочей группы.

Заседание Рабочей группы осуществляется на основе открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции.

На заседаниях Рабочей группы вправе присутствовать и высказывать свое мнение члены Центральной избирательной комиссии, не являющиеся членами Рабочей группы. На заседания Рабочей группы могут быть приглашены сотрудники аппарата Центральной избирательной комиссии, представители средств массовой информации, а также специалисты и эксперты.

Обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляет аппарат Центральной избирательной комиссии.

Привлеченным специалистам может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой — для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Конечно, говорить об адекватности представительства при данной системе выборов можно лишь с большой долей условности. При явке в 30 — 40 % (именно столько избирателей приблизительно проявляли свою активность на выборах в ГД РФ) депутаты-одномандатники представляли абсолютное меньшинство населения в парламенте. При этом они постоянно заявляли, что «именно одномандатники — реальные представители народа», используя традиционные аргументы о «непосредственной связи с избирателями».

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго пропорционально полученным ими голосам избирателей.

Во многом аналогичная система выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% — на мажоритарной основе.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры — это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

Выборы прямые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *