Государственное регулирование деятельности общественных объединений

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 октября 1994 г. N 3254-XII

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Ликвидация общественного объединения, союза по решению суда

Общественное объединение, союз ликвидируются по решению суда в случае:

осуществления общественным объединением, союзом пропаганды войны или экстремистской деятельности;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 416-З)

нарушения общественным объединением, союзом законодательства и (или) их уставов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.11.2013 N 71-З)

если при государственной регистрации общественного объединения, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения настоящего Закона и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

если численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям части четвертой статьи 8 настоящего Закона, состав союза — требованиям части шестой статьи 8 настоящего Закона;

неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, союза, в срок, установленный решением суда;

непредставления общественным объединением, союзом в течение трех лет подряд в установленный срок сведений, предусмотренных частью шестой статьи 24 настоящего Закона.

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 04.11.2013 N 71-З)

Общественное объединение, союз могут быть ликвидированы по решению суда за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за нарушение общественным объединением, его организационной структурой, союзом установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

Ликвидация международных и республиканских общественных объединений, союзов производится по решению Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции.

Ликвидация местного общественного объединения, союза производится по решению областного, Минского городского суда по месту нахождения руководящего органа этого общественного объединения, союза по заявлению главного управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.11.2013 N 71-З)

Государственное регулирование деятельности общественных объединений

В принимаемых государственными органами законодательных актах определяется правовой статус общественных объединений — устанавливаются требования к содержанию устава общественных объединений, регулируются вопросы, касающиеся предоставления им налоговых и иных льгот, осуществляется их регистрация.

Государство осуществляет контроль над деятельностью общественных объединений. Так, финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, своевременную уплату налогов и т.д.; органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением ими законов.

Основные права общественных объединений

  • участие в формировании органов государственной власти;

  • участие в выработке решений, принимаемых органами государственной власти;

  • представление и защита законных интересов своих членов в государственных и общественных органах и т.д.

Требования, которым должна отвечать политическая партия (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 20 декабря 2004 г.)

Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. При этом в субъекте федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов. Более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Государственное регулирование деятельности средств массовой информации. Правовой статус органов Роскомнадзора.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации»;

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О рекламе»;

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: – гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; – объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; – гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Журналист имеет право: – искать, запрашивать, получать и распространять информацию; – посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; – быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; – получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну и тд.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Создание, деятельность и налогообложение общественных фондов

А.В. Тюрина,
юрист Российской Ассоциации
Консалтинговых Фирм

Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях” (далее по тексту — Федеральный закон N 7-ФЗ) одной из форм некоммерческих организаций являются общественные объединения. Особенности правового положения указанных организаций определяются Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях”, с изменениями от 17.05.97, вступившим в силу ранее Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях” под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица с организационно-правовой формой «общественное объединение”.
Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях” содержит перечень организационно-правовых форм общественных объединений:
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности.
В настоящей статье предлагается рассмотреть порядок создания, деятельности, налогообложения общественных фондов.
Положение статьи 10 Федерального закона «Об общественных объединениях”, гласящее: «ѕобщественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов”, — указывает на то, что положения Федерального закона N 7-ФЗ, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих фондов, распространяются и на общественные фонды.
Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (социальные, благотворительные, культурные, образовательные и т.д.).
Общественный фонд, созданный в установленном порядке, может быть зарегистрирован в органах юстиции в порядке, определяемом Федеральным законом «Об общественных объединениях”, а значит, с момента регистрации приобретет права юридического лица, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В то же время законодательство дает возможность общественному фонду создаваться и осуществлять свою деятельность без процедуры государственной регистрации (ст. 3, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях”), соответственно, в этом случае он не может осуществлять действия, связанные с реализацией прав юридического лица, поскольку статус юридического лица приобретается только с момента государственной регистрации.

Виды общественных фондов в зависимости от территориальной сферы деятельности

В зависимости от территориальной сферы деятельности в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды общественных фондов.
1. Международный общественный фонд
Международным общественным фондом признается общественный фонд, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение-организация, отделение, филиал или представительство.
Регистрация производится Минюстом России.
2. Общероссийский общественный фонд
Общероссийским общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения-организации, отделения, филиалы или представительства. поскольку в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, для признания фонда общероссийским достаточно наличия структурных подразделений в 45 субъектах.
Регистрация производится Минюстом России.
3. Межрегиональный общественный фонд
Межрегиональным общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения-организации, отделения, филиалы или представительства.
Регистрация производится органом юстиции того региона, где постоянно находится руководящий орган общественного объединения.
4. Региональный общественный фонд
Региональным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Местный общественный фонд
Местным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

При учреждении общественного фонда учредители должны определиться с территориальной сферой деятельности создаваемого фонда, поскольку его наименование обязательно должно содержать указание на территорию его действия (общероссийский, межрегиональный, региональный или местный).
При первичной регистрации международного, общероссийского, межрегионального общественного фонда он должен иметь структурные подразделения, отделения. Такое подразделение, отделение создается также на основании Федерального закона «Об общественных объединениях”.

Основные требования, предъявляемые к созданию отделения, подразделения общественного объединения

1. Отделение создается в субъекте Российской Федерации по инициативе учредителей в составе не менее трех физических лиц.
2. В число учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.
3. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях” такие отделения могут функционировать без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица. В данном случае отделение должно действовать на основании общего устава международного, общероссийского или межрегионального общественного фонда, который утверждается на съезде (конференции, общем собрании) создаваемого отделения (например, устав Московского регионального отделения общероссийского общественного фонда). Впоследствии такое отделение может (по желанию) зарегистрироваться в органах юстиции в уведомительном порядке, предоставив следующие документы:
— копию свидетельства о регистрации общественного фонда;
— копию устава общественного фонда;
— устав отделения общественного фонда.
4. На учредительном съезде отделения фонда принимаются следующие решения:
— о создании отделения общественного фонда;
— об одобрении и утверждении общего устава общественного фонда;
— об утверждении органов управления (структура органов управления может быть такой же, как у самого фонда);
— выбор делегата от отделения на съезд, на котором будет учреждаться общественный фонд.

Налогообложение общественного фонда

1. Налог на прибыль
В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций” некоммерческие организации (к которым относятся и общественные организации, в том числе фонды), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В составе облагаемых налогом доходов фонда не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание фонда.
В п. «в” ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 содержится положение о льготах по налогу на прибыль: «ѕпри исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы: взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды — не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, — не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли”.
Указанные в настоящем подпункте фонды предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.

2. Налог на имущество предприятий
Пункт «з” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий” содержит положение, гласящее, что данным налогом не облагается имущество общественных объединений, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.
В ст. 5 вышеназванного Закона содержится перечень имущества, стоимость которого уменьшает балансовую (нормативную) стоимость объектов, исчисленную для целей налогообложения.
Акты, регулирующие деятельность общественных фондов:
— Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях”;
— Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях”, (с изменениями от 19.07.98) (глава 2);
— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1);
— разъяснение Минюста России от 31.05.95 N 08-09-269-95;
— Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста России от 06.10.97 N 19-01-122-97.

Российская Ассоциация Консалтинговых Фирм
(095) 200-3817;
209-3595

В демократическом обществе политическая система функционирует на началах политического плюрализма, многообразия интересов и мнений людей, предполагающих неодинаковость действий разных политических сил, их соперничество, политическую борьбу, в частности во время избирательных кампаний, естественно, только в законных формах и пределах.

В российском обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях демократизации происходит становление политического плюрализма, многопартийности. Создаются, действуют партии, различные общественные объединения. В парламенте страны работают депутатские группы, фракции, образованные по партийному признаку. Государственные органы не вмешиваются во внутреннюю жизнь общественных объединений, ассоциаций. Это, однако, не означает, что государство не может регулировать с помощью закона некоторые вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, контролировать соблюдение ими правовых норм.

В настоящее время нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., действующий с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.*, закрепляющий содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации. Имеются и другие нормативные акты, в том числе законы об отдельных видах общественных объединений (например, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.**).

*СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; Российская газета. 1998. 24 июля.

**СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

Закон содержит определение понятия общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Учредителями общественных объединений могут быть как физические лица (граждане), так и юридические лица – общественные объединения.

Деятельность общественных объединений может охватывать как их членов, так и участников, причем и теми и другими могут быть и физические, и юридические лица. Различие между ними, в частности, в том, что членство оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Общественные объединения многочисленны и разнообразны; они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественные организации

Особенность общественной организации – наличие членства, тогда как в отношении других организационно-правовых форм общественных объединений этого не требуется, и их составляют участники. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание; имеется и постоянно действующий руководящий орган (это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию). Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.

В современном обществе большую роль играют профсоюзы. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Наряду с правом на такое представительство профсоюзы имеют право на содействие занятости, право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров, контроль за их выполнением, право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на социальную защиту работников и т.д.

Общественные объединения различаются не только по своим организационным формам, но и по территориальной сфере деятельности. В зависимости от этого выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийские общественные объединения действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства). Территориальная сфера деятельности других видов общественных объединений меньше. Так, региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местное – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Они свободны (в рамках законов) в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, она основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Это оправданные, естественные для демократического правового государства ограничения.

Главное в правилах создания общественных объединений – закрепленное законом право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Закон требует, чтобы учредителями были не менее трех физических лиц, вместе с тем наряду с физическими лицами в состав учредителей могут входить и юридические лица – общественные объединения. Число учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об этих видах объединений.

Закон предъявляет определенные требования к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Как правило (если иное не установлено законодательством), учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Ими могут также быть иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, указанных в федеральных законах или международных договорах (например, они не могут входить в политические партии). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских – достигшие 10 лет. Учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, а также условием для предоставления им преимуществ (за исключением предусмотренных законом случаев). Не допускается требование об указании в официальных документах на членство или участие в общественных объединениях.

Решения о создании общественного объединения, а также об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным. Однако юридическим лицом оно становится с момента государственной регистрации данного объединения. Но общественные объединения могут и не регистрироваться в органах юстиции; тогда они не приобретают прав юридического лица. Регистрация осуществляется Министерством юстиции и его органами. Для государственной регистрации необходимо представить определенные документы, круг которых установлен законом. Отказать в государственной регистрации можно только по основаниям, указанным в законе.

Такой отказ возможен, если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям закона об ограничении деятельности объединений определенной направленности, требованиям, предъявляемым к учредителям, членам и участникам общественных объединений, требованиям к уставу, документам, представленным к регистрации (ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»); если не представлен полный перечень учредительных документов и т.д. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Законодательство регламентирует и порядок ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного объединения происходит по решению съезда (конференции) или общего собрания либо в судебном порядке; предусматривается также возможность приостановления деятельности общественных объединений. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, что означает запрет на его деятельность. Основаниями этого являются: 1) нарушения требований Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрещении создания и деятельности общественных объединений определенного характера; 2) виновные нарушения общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан; 3) неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественные объединения – самостоятельные, самоуправляющиеся ассоциации, и законодательство не допускает вмешательства государственных органов, должностных лиц в деятельность общественных объединений, а также и вмешательства последних в работу органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем многие общественные объединения активно участвуют в политической жизни, играют заметную роль в политической системе, участвуют в выборах органов государственной власти, представители политических партий, других общественных объединений являются депутатами представительных органов, занимают выборные государственные должности. Однако сами по себе общественные объединения государственную власть не осуществляют, не наделяются государственно-властными полномочиями; это прерогатива органов государства.

Общественные объединения имеют широкие права, позволяющие им реализовывать свои уставные цели. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления (в порядке и в объеме, предусмотренных законодательством); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Общественные объединения могут представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях. Весьма важным и активно используемым правом общественных объединений является возможность участвовать в избирательных кампаниях (при наличии государственной регистрации объединения и указания в его уставе об участии в выборах). Отвечающие требованиям законодательства общественные объединения имеют право выдвигать кандидата на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Особенно значимо их право выдвигать федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы по федеральному избирательному округу, которое принадлежит только общественным объединениям.

Закон возлагает на общественные объединения и определенные обязанности, прежде всего обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы устава и других учредительных документов, а также обязанность допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, и некоторые другие обязанности.

Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов. Другие органы государственного надзора и контроля (экологические, пожарные и др.) также участвуют в контроле за соблюдением общественными объединениями соответствующих норм.

Законодательство предусматривает две правовые формы общественных объединений: общественная организация и общественный союз. На этапе создания объединения в основателей часто возникает вопрос, который едва ли не самый сложный: «Что зарегистрировать: общественную организацию или общественный союз?». Важно сразу правильно выбрать форму, иначе государственным регистратором будет отказано в регистрации.

Отличия между общественной организацией и союзом

Далеко не нужно искать. Определение понятий общественная организация и общественный союз содержащиеся в Законе Украины «Об общественных объединениях”:
Общественная организация – это общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица.
Общественный союз – это общественное объединение, учредителями которого являются юридические лица частного права, а членами (участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

Подпишитесь на наш инстаграм
Получите бесплатную консультацию

Здесь прослеживается нюанс, который необходимо учесть. Учредителями являются лица, участвующие в решении вопроса о создании общественного объединения, а членами – как учредители, что создали объединение так и лица, которые вошли в состав объединения после его создания. Создать общественный союз могут как минимум два юридических лица, а затем в состав общественного союза можно включить членов – физических лиц. А вот после создания общественной организации в дальнейшем невозможно принять в состав ее членов юридических лиц.

Таким образом различие между общественной организацией и общественным союзом заключается в составе учредителей и членов: учредителями общественной организации могут быть исключительно физические лица, а общественного союза – исключительно юридические лица. Членами общественной организации могут быть только физические лица, а членами общественного союза как юридические, так и физические лица.

Регистрация общественной организации и союза

Регистрация общественной организации и союза проводится по той же процедуре в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подачи документов. Перечень документов для регистрации общественной организации и общественного союза одинаков. Однако устав будет несколько отличаться. Поэтому если создаете общественный союз, не рекомендуем использовать шаблоны уставов для общественных организаций.

ВАЖНО: Членами – физическими лицами могут быть:
– в Общественной организации: лица, достигшие 14 лет.
– в Общественном союзе: лица, достигшие 18 лет.

Регистрация общественной организации или союза мгновенно с первого раза

Если у Вас возникли вопросы по выбору организационно-правовой формы, нужна помощь в составлении документов, или ищете юриста, который полностью обеспечит процедуру регистрации общественной организации или общественного союза, позвоните к нам, или воспользуйтесь кнопкой обратной связи.
Будьте с нами и решайте свои вопросы легко!

Доводим дело до конца Всегда на связи Опыт Умеренная цена

Государственное регулирование деятельности общественных объединений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *