Скоро два года, как Минфин ввел проект «Единое окно» на украинских таможнях.
Сначала, с 1 августа 2016 года, порядок информационного обмена по принципу «единого окна» начал работать на добровольных началах. И за первых же сто дней работы мы уже видели положительные тенденции. Если в течение первого месяца бизнес воспользовался системой в 0,4% случаев, то через три месяца этот показатель составил уже более 10%.
Для сравнения хочу рассказать о том, как работала таможня в рамках старого подхода. Если сказать коротко, то предыдущий формат работы процедуры таможенного контроля скорее мешал развитию торговых отношений Украины. Это касалось как налаженных направлений, так и потенциальных.
Ради того, чтобы подтвердить свое соответствие всем требованиям таможенного контроля, нужно было пройти достаточно сложный путь. Для прохождения процедуры требовалось предоставить большое количество документов для различных контролирующих инстанций. При этом порядок предоставления и оформления в каждую из них отличался. Процесс превращался в многочасовую, а иногда и многодневную беготню по кабинетам. Такой устаревший механизм заметно тормозил движение товаров, а следовательно, и движение средств в государстве. Поэтому то, что раньше можно было назвать потребностью в изменениях, постепенно трансформировалось в неотложную необходимость.
Здесь стоит отметить, что для международной практики принцип «единого таможенного окна» не является новым. Такие страны, как Германия, США, Швеция, Сингапур уже давно пользуются его преимуществами. Во-первых, это создает благоприятные условия для поддержания отношений с ключевыми партнерами, в частности, в аспекте развития торговли. Во-вторых, это значительно упрощает сам процесс осуществления сотрудничества такого формата. Основное преимущество – значительное снижение уровня бюрократизации таможни, которую эксперты считают основным препятствием в условиях глобализации экономики.
Способ финансирования такой системы в разных странах отличается. Она может действовать в рамках государственно-частного сотрудничества, за счет частного сектора, или непосредственно благодаря средствам из госбюджета. Последний вариант действует в США. При этом использование «единого окна» для контроля в государстве не является принудительным. Противоположная ситуация, например, в Сингапуре, где такой формат является единственно возможным.
Спорить с тем, что такая практика способствует увеличению конкурентоспособности любой страны было бы, как минимум, необдуманно, ведь создание благоприятных условий для развития бизнеса никоим образом не может навредить экономике государства.
Именно поэтому идея введения проекта в Украине стала, прежде всего, ответом требованиям времени и результатом желания максимально упростить бюрократические препятствия.
Механизм «единого окна» создает качественно новый формат взаимодействия таможенных органов. То есть отныне для прохождения необходимых процедур существует единственный пункт, работающий в виде электронной системы для быстрого обмена данными между различными государственными институтами.
Для бизнеса же новая процедура является окном возможностей, ускоряющим развитие международной торговли как непосредственно с Украиной, так и в рамках транзита через территорию нашего государства.
Сегодня работа над совершенствованием механизма «единого окна» в рамках системного реформирования таможни продолжается. Все важные для функционирования этой инициативы органы и институты шаг за шагом переходят на новый формат работы и адаптируются к реалиям и вызовам современности. Однако, чтобы достичь максимального эффекта, все этапы таких изменений должны быть продуманными. Поэтому перед введением обязательного порядка применения «единого окна» мы активно общались с бизнесом, экспертами, ДФС, Госпотребслужбой, Госэкоинспекцией, а также с таможнями и территориальными подразделениями контролирующих органов, чтобы понимать, есть ли пробелы в системе, как их ликвидировать и что можно усовершенствовать, чтобы сделать использование «единого окна» максимально комфортным для пользователей. Контролирующие органы в целом выразили готовность к обязательному применению «единого окна». Однако, по результатам детального мониторинга системы мы обнаружили некоторые риски, которые могли усложнить процесс таможенного оформления товаров при обязательном применении «единого окна». Это касается, в частности, водного, железнодорожного, авиатранспорта, а также почтовых и международных экспресс-отправлений.
Мы прекрасно понимаем: переход к новым правилам, и тем более на обязательной основе, должно быть постепенным. Поэтому, с учетом всех консультаций и практического опыта применения механизма «единого окна» в других странах, Минфин разработал проект по совершенствованию этой системы. И 31 января Кабмин одобрил это решение. Поэтому с 1 февраля 2018 система «единого окна» действует в обязательном порядке в рамках дифференцированного подхода – с учетом особенностей транспортных операций.
Хочу еще раз подчеркнуть, что «единое окно» – это не только имплементация передового мирового опыта, но и важный антикоррупционный шаг в работе таможни так как система позволяет минимизировать человеческий фактор и организовать надлежащий мониторинг с целью быстрого решения проблемных моментов. Благодаря этому механизму все государственные органы, обеспечивающие контроль за товарами на таможенной территории Украины, будут работать как единое целое. Система стимулирует контролирующие органы к переходу на европейский подход осуществления таможенного контроля. Ведь это открытое и прозрачное осуществление таможенных формальностей и других видов контроля без «ручного» вмешательства в эти процессы. При таких условиях любые злоупотребления не могут остаться незамеченными.
Я смело называю запуск «единого окна» большим шагом в эволюции украинской таможни. Уже сегодня преимуществами этой упрощенной системы пользуется около 80% бизнеса. И с каждым днем преимущества этого механизма таможенного оформления испытывает на себе все больше пользователей. «Единое окно» становится основным способом общения предприятий с контролирующими органами.
«Единое окно» в таможенном документообороте — это качественно настроенная система информационного обмена. Создан инструмент прозрачного пошагового управления, который распространяется на все таможенные режимы перемещения товаров, в том числе по периодическим и предварительным таможенным декларациям. Сокращён ряд бюрократических ограничений и формальностей, бизнес поставлен в равные условия при прохождении таможенных процедур и получает ряд ощутимых преимуществ, в плане экономии времени и человеческих ресурсов.
Функционирование «Единого окна» на таможне включает такие важные составляющие, как:
- заблаговременное предупреждение об исчерпывающем перечне оригиналов документов, которые необходимо подготовить и предъявить в процессе проверки;
- оптимизация контроля;
- временной интервал для назначения досмотра сокращён с 24 до 12 часов;
- сокращён процесс принятия решений по отношению товаров, экспортируемых за пределы таможенной территории Украины — с 24 до 4 часов;
- отменены печати на бумажных носителях, если контроль проведён в электронном формате;
- сформирован дополнительный вариант ответа контролирующего органа «товар не подлежит контролю»;
- чётко прописан порядок действий сторон при неявке на осмотр;
- уменьшено количество необходимых для сканирования документов, благодаря использованию ведомостей из предыдущих деклараций.
Таким образом «Единое окно» значительно упрощает систему международной торговли. Современный таможенный процесс предусматривает подачу информации, которая включена в обязательный перечень экспортных и импортных операций, в одно место и в едином формате. Таким образом бумажная гора бумаг становится вчерашним днём, устраняя этим до 25% ошибок.
Многие страны, такие как Швеция, США, Япония, Сингапур ,Сенегал, с успехом внедрили систему «Единого окна» при таможенном оформлении. На основании приобретённого опыта был сформирован Международный стандарт обмена торговой информацией. Рекомендация № 35 Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) систематизирует и унифицирует основную базу данных для таможенного оформления. Разработан сборник с описаниями систем «единого окна» в разных странах мира. Пошагово приводятся в соответствие международным стандартам классификаторы и коды, которыми оперируют международные агентства и торговые операторы. Постоянно усовершенствуется правовая база.
Таким образом, если основной пакет таможенных документов подготавливается и подаётся в «Единое окно» один раз в стандартизированном формате, ускоряется сама процедура оформления, что способствует существенному снижению затрат и ускоренной очистке товаров.
Специалисты компании «ГРУПП СВ» с успехом внедряют формат «Единого окна» в 90-дневный переходной период внедрения системы. Вы можете получить исчерпывающие консультации по этому вопросу у таможенных брокеров «ГРУПП СВ». Есть время детально ознакомиться с современными таможенными правилами, обращаясь за помощью к специалистам нашей компании, с учетом того, что постановление Кабинета Министров Украины продлило на один год добровольное применение системы «ЕДИНОГО ОКНА» при таможенном оформлении товаров в Украине, перемещаемых транзитом, а также экспортируемых морским, железнодорожным и авиационным транспортом, а также при ввозе товаров в почтовых и международных экспресс-отправлениях. Сделан ещё один важный практический шаг навстречу бизнесу.
«Единое окно»
Постановление КМУ от 25.05.2016 № 364 «Деякi питання реалiзацiї принципу «єдиного вiкна» пiд час здiйснення митного, санiтарно-епiдемiологiчного, ветеринарно-санiтарного, фiтосанiтарного, екологiчного, радiологiчного та iнших видiв контролю»
Приказ Минфина от 25.07.2016 № 657 «Про затвердження перелiкiв даних, необхiдних для функцiонування iнформацiйно-телекомунiкацiйної системи органiв доходiв i зборiв»
Создания нового документа
(Используется в случае, когда нет сообщения «Единого окна», на которое можно отвечать)
В списке деклараций верхнее меню «Цифровая подпись» — «»Единое окно». Документы для завершения контроля» (или соответствующая кнопка на панели).
— Таможня пропуска. Пункт пропуска, через который партия товаров пересекает границу (гр.29 будущей декларации).
— №(графа 7). Рекомендуется к заполнению: указать внутренний номер декларации, в которой будет указан позитивный результат прохождения контроля в виде документа с кодом 5509 в гр.44.
— Код ЕДРПОУ декларанта (см. гр.14 будущей декларации) и Брокер/Декларант Ф.И.О. (см. гр.54 вышеупомянутой декларации).
— Номер заявления. Внутренняя нумерация документов по организации, подающей Заявление. Рекомендуется использование цифр и/или английских букв.
— Направление перемещения. Выбрать из списка (Импорт, Экспорт).
— Первоочередность. Выбрать из списка по необходимости, может оставаться не заполненным.
— Место оформления. В соответствии с приложением 1 приказа МФУ № 657 код в виде В999.9, выбирается из справочника. Необходимо отметить виды контроля (смежные службы, которые будут обрабатывать заявление). Курсивом выделены те виды контроля, которые на прописаны в приказе МФУ № 657 для выбранного места оформления.
— Разрешить доступ смежным службам … Флаг выставляется, когда на таможне есть оформленная ЕЕ. Контролирующая служба получит доступ к информации по указанной партии (без ценовых показателей).
— Необходимость проведения досмотра … Флаг выставляется, когда вместе с осмотром товаров контролирующими органами необходимо провести физический (идентификационный) досмотр.
— Указать дату и время, когда товары в таможне прибытия в присутствии представителя предприятия могут быть предъявлены соответствующему контролирующему органу для досмотра или инспектирования (в случае, если контролирующим органом будет принято решение о таком досмотре / инспектировании).
— Добавить к «Справе №». Для отправки дополнительных документов лучше отвечать на сообщение о пересечении границы или иное сообщение от единого окна. Если же упомянутых сообщений нет, то формируется новая заявка с указанием «Справа №», к которой добавляются документы.
Кнопка «Транспортные средства» позволяет заполнить информацию по ТЗ, в которых перемещается партия товаров (контейнер, автомобили, ж/д вагон или морское судно). Эти данные инспектор сможет использовать для поиска «Справы» в ЕО.
Заполненное заявление можно сохранить и в дальнейшем вернуться к нему, чтобы продолжить редактирование. (См. Подготовленные сообщения).
Отправки сообщения. Верхнее меню «Сообщение» — «Отправить пакет документов» или соответствующая кнопка на панели.
Web-запрос на получение номера «Справи»
(Сервис имеет публичный характер)
Если для прохождения контроля требуется дослать документы или необходимо пройти дополнительных контроль (который еще не зафиксирован в «Справе»), рекомендуется отвечать на сообщение о пересечении границы или другое сообщение от контролирующей службы. Если же таковые сообщения отсутствуют, то для досылки следует указать номер «Справи», который можно узнать через Web-запрос.
В окне «»Единое окно». Документы для завершения контроля» необходимо нажать кнопку , либо .
Также данную функцию можно использовать в случае, если ответ о прохождении контроля не пришел (товар еще не доставлен в таможню назначения или другое), а необходимо узнать результаты.
Подготовленные сообщения
В списке ранее сохраненных сообщений предусмотрена возможность поиска. Любое сообщение можно выбрать для продолжения его редактирования. Сообщения хранятся в виде отдельных файлов в папке на компьютере (Путь к папке см. Настройки)
Сообщения о пересечении границы
Вернуться к чтению таможенных сообщений, присланных в режиме «Единое окно», можно выбрав «Поиск сообщений о пересечении границы». (Ранее эти сообщения были прочитаны в окне «Обмен электронными сообщениями» и также их можно просмотреть в разделе «Полученные» этого окна). При выборе таможенного сообщения открывается окно формирования ответа. (См. Ответ на запрос «Единого окна»)
Настройки
Чтение сообщений «Единого окна»
В окне «Обмен электронными сообщениями» (верхнее меню «Цифровая подпись» — «Прочесть полученные сообщения» или соответствующая кнопка на панели) при прочтении электронного сообщения полученного от таможни по принципу работы «Единое окно» реализована возможность, позволяющая приступить к формированию ответа.
( или «Перейти до формування відповіді у режимі «Єдине вікно»»).
Ответ на запрос «Единого окна»
При формировании ответа на основании электронного сообщения, полученного от таможни по принципу работы «Единое окно», для удобства в нижней части окна отображается таможенное сообщение, а в списке документов прописывается предварительная декларация для дополнительного удобства идентификации ответа (к этому автоматическому документу скан-копии присоединять не надо).