Договор на полную материальную ответственность работника

Журнал «Складские технологии», №5 сентябрь 2005 г.

Договор о материальной ответственности (ДМО) — это соглашение между работником и организацией, в котором, во-первых, оговариваются обязанности администрации и работника по обеспечению сохранности имущества предприятия, вверенного работнику, а во-вторых, устанавливается материальная ответственность работника за необеспечение сохранности этого имущества.

Трудовой кодекс РФ 2001 года (далее — ТК РФ) определяет материальную ответственность работника как его обязанность возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

ТК РФустановлены следующие условия наступления материальной ответственности работника (отсутствие хотя бы одного из них исключает наступление ответственности):

  • наличие прямого действительного ущерба;
  • противоправность поведения;
  • доказанная вина работника в причинении ущерба;
  • наличие причинной связи между противоправным поведением работника (действиями или бездействием) и причиненным ущербом.

Статья 238 ТК РФ раскрывает значение термина «прямой действительный ущерб». Это реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, которая наступает независимо от привлечения работника к какому-либо иному виду ответственности за причиненный им ущерб. То есть за одно и то же нарушение одновременно с материальной на работника может быть возложена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность (ст. 248 ТК РФ).

В статье 239 ТК РФ перечислены условия, которые исключают материальную ответственность работника в случае причинения им ущерба. К таковым относятся обстоятельства непреодолимой силы, нормальный хозяйственный риск, действия в случае крайней необходимости или вынужденной обороны, а также неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

С КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР?

Вопросам материальной ответственности посвящена глава 39 ТК РФ. В ней содержатся критерии наступления полной материальной ответственности, правила определения размера причиненного ущерба и порядок его взыскания, условия установления полной материальной ответственности, а также описывает обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. В отношении военнослужащих действует специальный закон № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.

В настоящее время все еще не утратило силу Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденное указом Президиума ВС СССР № 4204-IX от 13 июля 1976 г. Оно конкретизирует некоторые нормы Трудового кодекса.

Большое значение имеет постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Оно определяет круг лиц, на которых может быть возложена полная материальная ответственность. Перечень должностей и работ впечатляет: от кладовщиков и заведующих складом до библиотекарей и фармацевтов. В полной мере исчерпывающий список. При совмещении работником профессий договор вполне может быть заключен, но только при условии, что в указанном перечне предусмотрена основная или совмещенная профессия (должность). Заключение договора материальной ответственности с работником, чья должность не входит в этот перечень и которому ценности непосредственно не вверяются, неправомерно.

Письменные договоры о материальной ответственности могут быть заключены с работниками, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Некоторые виды работ, указанных в разделе II Перечня (перечень работ) могут выполняться работниками, не занимающими должности, определенные разделом I (перечень должностей). В этом случае действовать необходимо по обстоятельствам, принимая во внимание характер выполняемой работы. Иначе говоря, если в трудовом договоре записано, что в круг обязанностей сотрудника входит работа с наличными деньгами или обеспечение сохранности тех или иных товарно-материальных ценностей, то для заключения с ним договора о полной материальной ответственности есть все основания.

Если договор о полной материальной ответственности заключен с работником, который занимает должность или выполняет работу, отсутствующую в указанном перечне, наличие такого договора не означает, что работник несет полную ответственность. Это правило продиктовано статьей 50 ТК РФ, согласно которой условия трудового договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

По общему правилу несовершеннолетние работники (не достигшие возраста 18 лет) не могут быть привлечены к полной материальной ответственности. Но вот статья 243 ТК РФ устанавливает три исключения из этого правила. Несовершеннолетние работники обязаны нести полную материальную ответственность в ситуациях, когда ущерб причинен умышленно (п. 3), в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (п. 4), в результате совершения преступления или административного проступка (п. 5 и 6). При иных обстоятельствах работники данной возрастной категории могут быть привлечены лишь к ограниченной материальной ответственности.

Следует иметь в виду, что материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Типовые формы договоров о полной материальной ответственности приведены в 85-м постановлении Минтруда России. И именно их рекомендуется использовать в качестве основы при составлении любого договора.

рекомендации

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ограниченная (согласно ст. 241 ТК РФ)
Возникает вне зависимости от того, заключен ДМО или нет, в случае нанесения работодателю прямого действительного ущерба. Статья 241 ТК РФ ограничивает такую ответственность пределами среднемесячного заработка работника.

Полная (согласно ст. 242 ТК РФ)
Наступает в строго определенных законом случаях на основании заключенного договора материальной ответственности и предполагает полное возмещение причиненного работодателю ущерба.

Индивидуальная (согласно ст. 243 ТК РФ)
Работник, заключивший с организацией договор об индивидуальной ответственности, несет полную ответственность за сохранность того имущества, которое он лично получил по отчетному документу (даже, если порой к этому имуществу имеют доступ и другие лица).

Коллективная (согласно ст. 245 ТК РФ)
В случае осуществления коллективом (например, бригадой) работ, связанных с хранением и использованием товарно-материальных ценностей, а также, если невозможно разграничить пределы ответственности каждого из работников, может вводиться коллективная (бригадная) материальна ответственность.

Руководителю фирмы нужно быть очень внимательным при приеме сотрудника на должность или работу, которая подразумевает обслуживание товарно-материальных ценностей. Необходимо помнить, что в таких случаях одновременно с трудовым договором оформляется и договор о полной материальной ответственности. Нелишним будет также сделать отметку в трудовом договоре сотрудника о том, что данный работник обязан нести полную материальную ответственность. Целесообразно ознакомить его (само собой, под расписку!) с инструкцией, регламентирующей выполнение им рабочих обязанностей, связанных с использованием или хранением имущества или денежных средств работодателя (например, порядок осуществления кассовых операций или правила отпуска товара со склада).

ДМО оформляется и подписывается сторонами в двух экземплярах, из которых один находится у администрации, второй — у работника. Обязательным условием договора является дата его заключения, так как с этого момента имущество считается переданным работнику и именно он несет ответственность за сохранность доверенных ему ценностей. Отсутствие даты автоматически делает договор недействительным.

И помните, что если договор о полной материальной ответственности не заключен, а ущерб работодателю причинен, работника невозможно привлечь к полной материальной ответственности по данному основанию.

рекомендации

ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 243 ТК РФ содержит закрытый перечень случаев, в которых работник обязан нести полную материальную ответственность, а именно:

  • 1. когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • 2. если установлен факт недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • 3. когда доказано умышленное причинение ущерба;
  • 4. при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • 5. при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • 6. при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • 7. при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), а также ситуациях, предусмотренных федеральными законами;
  • 8. при причинении ущерба в ситуации, когда работник находился не при исполнении трудовых обязанностей.

Договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между работодателем и всеми членами коллектива. При включении в состав коллектива новых работников администрация обязана принять во внимание мнение коллектива (бригады), так как отвечать за вверенное бригаде имущество придется всем вместе. Члены коллектива имеют право высказать письменно свое мнение о том, хотят ли они видеть новичка в своей команде.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОТКАЗА РАБОТНИКА ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА?

Отказ работника подписать договор о полной материальной ответственности, несмотря на то что соответствующее положение содержится в трудовом договоре, можно квалифицировать как неисполнение работником трудовых обязанностей. К такому работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения. В судебной практике сформировалось следующее мнение по этому вопросу (п. 36 постановления № 2 Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.). Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной функцией работника (что оговорено при приеме на работу) и в соответствии с законом с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности, отказ от заключения такого соглашения следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей.

В то же время, если необходимость заключить договор возникла уже в процессе работы (изменилось действующее законодательство или у сотрудника появились новые обязанности, а может просто у компании дошли руки до оформления нужного договора), вопрос решается иначе. Работодатель в силу статьи 73 Трудового кодекса (изменение существенных условий трудового договора) обязан уведомить работника за два месяца в письменном виде о необходимости подписать договор о полной материальной ответственности. Если сотрудник отказывается, то работодатель обязан предложить ему другую должность. В случае если вакантная должность отсутствует или работник отказался от предложенной ему работы, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

Основной обязанностью работника по договору материальной ответственности (как индивидуальной, так и полной) является обязанность обеспечить сохранность вверенного ему имущества. То есть сотрудник обязан бережно относиться к вверенному ему имуществу и принимать меры по предотвращению возможного ущерба. Ну, или прилагать к этому все усилия. Работодатель в свою очередь должен создавать условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенного работникам имущества. Невыполнение работодателем этих условий может служить основанием для уменьшения размера взыскиваемого с работника (или работников) ущерба. Меры, которые могут и должны быть приняты работодателем для обеспечения работникам таких условий, лучше отразить в договоре.

Работникам предоставляется право знакомиться с результатами плановых инвентаризаций и ревизий имущества, проводимых на предприятии, а также требовать от работодателя проведения внеплановой частичной или полной инвентаризации, если для этого есть основания. Таковыми могут выступать такие обстоятельства, как увольнение одного из сотрудников бригады (в случае коллективной ответственности), уход работника в отпуск или возникновение у работника подозрений в том, что было совершено хищение имущества. Кроме того, работники, несущие материальную ответственность, обязаны участвовать в инвентаризациях вверенного им имущества. Процедуру проведения инвентаризаций тоже можно описать в договоре, чтобы обе стороны были уверены, что их права не будут нарушены впоследствии.

В договоре материальной ответственности, как правило, содержится прямой запрет на разглашение работниками третьим лицам сведений о товарно-материальных ценностях, за которые они отвечают, информации об их местонахождении, о системах сигнализации и т. п. В случае возникновения нештатных ситуаций работники обязаны незамедлительно уведомить об этом своего непосредственного начальника, а также оказывать работодателю всяческое содействие в расследовании обстоятельств и причин возникновения недостачи или порчи имущества. Работодатель же обязан знакомить работников с законодательством, регламентирующим права и обязанности сторон договора, и своевременно информировать их обо всех его изменениях.

ВЗЫСКАНИЕ УЩЕРБА

Чтобы взыскать действительный ущерб, необходимо прежде всего определить его размер. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и повреждении (порче) имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ). Та же статья предусматривает правило, согласно которому федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества. Особый порядок действует также тогда, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальную величину. Например, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. устанавливает следующее положение: если неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических или психотропных веществ, работник несет материальную ответственность в стократном размере прямого действительного ущерба.

термин/определение

Нормальный хозяйственный риск — к нормальному хозяйственному риску, исключающему материальную ответственность, относят: 1) действия, соответствующие современным знаниям и опыту; 2) ситуации, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе; 3) ситуации, когда приняты меры для предотвращения ущерба; 4) действия, когда объектом риска выступают материальные ценности, но не жизнь и здоровье человека.

Статья 247 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность проведения проверки товарно-материальных ценностей до принятия решения о возмещении ущерба работником (работниками). Целью такой проверки является установление факта причинения ущерба, установление размеров ущерба и выяснение причин его возникновения. Ведь если не выяснено хотя бы одно из перечисленных обстоятельств, невозможно принять решение о привлечении работников к ответственности или об освобождении от нее. Кроме того, работнику предоставлено право требовать проведения такой проверки и в случае, если работодатель отказывается это сделать, он лишается права привлечь работника к материальной ответственности.

Для выявления причин возникновения ущерба необходимо провести служебное расследование, которое должно определить причины возникновения ущерба. Кроме того, на работодателя возложена обязанность по истребованию с работника письменного объяснения по факту причинения ущерба.

Если работник признает свою вину и готов добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, стороны трудового договора могут заключить соглашение о возмещении ущерба с рассрочкой платежа. В качестве приложения к такому соглашению работник должен представить письменное обязательство о возмещении указанного ущерба, прописав в нем конкретные сроки платежа. Статья 138 ТК РФ содержит правило, согласно которому в случае, если работник согласился добровольно возместить ущерб, с него нельзя удерживать более 20% заработка. Если ущерб взыскивается через суд, то по одному исполнительному листу также нельзя выходить за пределы 20% заработной платы, а по нескольким исполнительным листам взыскания не должны превышать 50%. В исключительных случаях, когда ущерб был результатом преступных действий, с работника можно удерживать до 70% зарплаты. Способы возмещения причиненного ущерба также могут варьироваться: выплата денежных средств, удержание из зарплаты (если величина ущерба не превышает среднемесячный заработок работника), ремонт испорченного имущества, замена равноценным и др.

Возмещение ущерба, размер которого не превышает среднемесячного заработка сотрудника, производится по распоряжению или приказу, который должен быть издан работодателем не позднее месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причиненного работником. Опоздание работодателя или отказ работника возместить убытки добровольно (если ущерб превышает средний месячный заработок) приводят к тому, что работодателю только и остается, что обращаться в суд с иском о взыскании ущерба.

Работодатель имеет право уменьшить размер взыскания за ущерб, причиненный работником, либо вовсе отказаться от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Такая возможность предоставляется независимо от вида материальной ответственности (полная или ограниченная, на основании индивидуального договора или коллективной ответственности). Но право понижать размер возмещения ущерба — отнюдь не прерогатива работодателя, оно предоставляется и органу по рассмотрению трудовых споров (ст. 250 ТК РФ). Он может принять такое решение с учетом наличия конкретных обстоятельств дела (например, степени вины, материального положения работника и т. п.).

Ущерб, причиненный коллективом работодателю и подлежащий возмещению, распределяется между членами данного коллектива (бригады) пропорционально месячной тарифной ставке (должностному окладу) и фактически отработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба. Если работник (член бригады) претендует на освобождение от материальной ответственности, он должен доказать отсутствие своей вины. Когда ущерб возмещается добровольно, степень вины каждого члена бригады устанавливается по соглашению между всеми ее членами. Если же этого не происходит, спор передается в суд, который и определяет степень вины каждого работника.

По трудовому праву материальная ответственность работника является одним из видов юридической ответственности как санкция за трудовое правонарушение. Она отличается от материальной ответственности по гражданскому праву субъектами ответственности, ее условиями, а также размерами возмещения работниками ущерба, которые в большинстве случаев возможны лишь в пределах среднемесячного его заработка.

Работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Прямой действительный ущерб— это реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя(в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты на приобретение или восстановление имущества либо произвести излишние выплаты (ст. 238 ТК РФ), например на покупку или ремонт утраченных или испорченных ценностей.

Излишними выплатами могут быть штрафные санкции, уплаченные работодателем за невыполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. К ним также относятся заработная плата, выплаченная работнику за время противоправного лишения его возможности трудиться (ст.234 ТК РФ), суммы, выплаченные работнику за задержку выплаты заработной платы (ст.236 ТК РФ), возмещение причиненного ему морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Законодательство о труде (ст.238-250 ТК РФ), регулируя возмещение материального ущерба работниками, преследует следующие цели:

— полное или частичное возмещение ущерба, причиненного имуществу работодателя;

— оказание воспитательно — дисциплинирующего воздействия на работника для достижения более бережного отношения к имуществу организации;

— охрану заработной платы работника от чрезмерных и незаконных удержаний.

Пределы материальной ответственности работника: за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.

Страницы ← предыдущая следующая → 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 91 До 2001 г. субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую по- мощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имели право само- стоятельно осуществлять государственные внешние заимствования. В 2001 г. в Бюджетный кодекс были внесены поправки, в соответствии с которыми субъ- екты РФ были лишены этого права. В настоящее время правом государствен- ных внешних заимствований субъекты РФ и муниципалитеты не обладают. Они имеют право только на внутренние заимствования. Право осуществления государственных заимствований от имени РФ при- надлежит Правительству РФ либо уполномоченному на то Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Что касается внутренних заимст- вований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам от имени субъекта РФ и муниципальных образований, то оно принадлежит уполномо- ченному органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного са- моуправления в соответствии с его уставом. При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется пре- дельный объем государственного долга и предельные объемы государственных заимствований РФ с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. При этом предельный объем государственных внешних заимствований РФ не дол- жен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению госу- дарственного внешнего долга, а предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать объем доходов со- ответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Существует и такое понятие, как предельный объем расходов на обслужи- вание государственного долга. Для субъекта РФ или муниципального образова- ния он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заим- ствования с превышением установленного предельного объема государствен- ного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает рас- ходы на обслуживание государственного долга. Заемные средства могут быть использованы в том числе и на покрытие де- фицита бюджета. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предель- ный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта РФ. Для муниципального образования эта цифра, соответственно, со- ставляет 15%. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный госу- дарственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы. 92 Государственный заем – это передача во временную собственность Рос- сийской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное обра- зование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа. 4.1.2. Виды и формы государственного и муниципального долга Государственный долг образуется в результате осуществления государст- венными органами различных видов заимствований. Долг органов государст- венного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюд- жетным кодексом РФ, «государственным долгом Российской Федерации явля- ются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными орга- низациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией». С материальной точки зрения внутренний государственный долг представ- ляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долго- вым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. С экономической точки зрения внутренний государственный долг пред- ставляет собой задолженность государственных органов как результат форми- рования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударст- венного сектора. Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во- первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долго- вых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долго- вых обязательств Российской Федерации следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гаран- тий Российской Федерацией, договора поручителей Российской Федерации; пе- реоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Фе- дерации; соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и рест- руктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосроч- ные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется госу- дарственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различ- ным причинам не профинансированных в срок. 93 В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономи- ческих проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой эко- номической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные ас- пекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является ре- альным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является клю- чевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госу- дарственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют опре- деленных вложений, в том числе государственных. Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад про- изводства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником по- крытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госу- дарственного долга. Государственный долг активно влияет на воспроизводственный процесс. Анализ долговой ситуации в определенной степени основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается в том, что количество уже взя- тых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно спо- собности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Воз- никновение «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с со- стоянием реального сектора экономики. Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономи- ки неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воз- действие на экономику, так как его рост (или рост расходов по его обслужи- ванию) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особен- но при использовании государственных заимствований на нужды текущего по- требления государства через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его об- служивание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета. Однако необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих эконо- мических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факто- рами, так как позволяют решить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы. 94 Формирование долговой экономики происходит и активизируется в ре- зультате разрушения институциональной структуры экономических отноше- ний, реальных институтов нормальной социально-рыночно ориентированной экономики. Формы проявления этого разрушения проявляются в следующем: критическое сжатие бюджета страны (по отношению к экономическому и фи- нансовому потенциалу), огромный рост теневой экономики; высокий уровень неплатежей (во многих сегментах экономики); долларизация экономики; демо- нетизация и бартеризация экономики. В нормальных рыночных условиях дефи- цит возникает, когда уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень накопления. Сложность объекта требует выработки определенного подхода к класси- фикации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во- первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функцио- нальному назначению (в этом случае преобладают институциональные призна- ки долговых статей). Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют сущест- венные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически оз- начает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг – это «долг самим себе» (заимствования государст- ва у субъектов рынка и физических лиц). В международной практике существуют два принципиально разных опре- деления внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как за- долженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расче- там, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заем- щик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валю- ты, в которой выражены долговые обязательства. В соответствии с рекомендациями Международного валютного Фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправ- ления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держате- лями которых являются резиденты, внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Данная ключе- вая классификация на практике дополняется еще классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долго- вого обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора важна при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при рас- пространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределении по категориям владельцев оп- 95 ределяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.). Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора, имеет сле- дующий вид: – внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования коммер- ческим банкам, другим членам государственного сектора и прочим финансо- вым учреждениям); – внешний долг (международным организациям, органам управления зару- бежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков). Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное ана- литическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характери- зует типы активов, которыми, располагают кредиторы; – внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосроч- ные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям); – внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг – это долговые обязательства РФ как заемщика пли гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте. Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены долговые обязательства. На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимст- вованиям, выступает в качестве заемщика, а, предоставляя кредиты иностран- ным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и внутренние, предостав- ляются на условиях срочности, платности и возвратности. В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъ- ектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накоплен- ного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уп- латы, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др. Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг – это состояние (запас), а не движение (по- ток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в опреде- 96 ленном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (за- имствование минус погашение). Величина государственного долга в национальной части в задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определе- ния величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включаю- щий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо доба- вить, что государственный долг – это не только объем заимствований госорга- нов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру го- сударственного долга. На практике различают государственный долг, образо- вавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительст- ва. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимст- вованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госу- дарственном долге, включающем задолженность региональных и муниципаль- ных органов власти. Юридической основой использования института государственных заимст- вований и государственного долга являются Конституция РФ, Гражданский ко- декс РФ, Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс РФ определяет источники финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. В ст. 94 – 96 предусмотрены источники покрытия де- фицита федерального бюджета, среди которых значатся внутренние и внешние заимствования. Для субъектов РФ – государственные займы, бюджетные кре- диты, получаемые из других бюджетов РФ, и кредиты кредитных организаций. Прежде бюджетные кредиты регулировались нормами Бюджетного кодек- са РФ в рамках раздела «Межбюджетные отношения». В связи с внесением из- менений в Бюджетный кодекс РФ законом о 26 апреля 2007 г. предоставление бюджетных кредитов бюджетам других уровней регулируется нормами ст. 932 -935, имеющими отношение к государственному долгу, т. е. за пределами раздела «Межбюджетные трансферты». Это естественно: бюджетное кредито- вание связано с проблемой государственного кредита. Возможны бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов. В Бюджетном кодексе РФ предусмотрены процедуры управления государ- ственным долгом и внешними долговыми требованиями, к которым относятся внешние активы. В новой редакции Бюджетного кодекса это понятие не приме- няется (ст. 122). Статьями 97 – 128 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен порядок управ- ления государственным долгом, включающий совокупность мер, связанных: 1) с регулированием его объема и структуры; 2) определением условий новых заимствований и изменением ранее вы- пущенных займов; 97 3) регулированием рынка заимствований; 4) определением условий погашения и обслуживания государственного долга; 5) определением условий предоставления государственных гарантий; 6) контролем за целевым использованием средств и с учетом объема, со- става и структуры долговых обязательств, перспективы их погашения и уплаты процентов по ним, а также с учетом объема, состава и структуры и изменения в динамике внешних требований государства. В соответствии со ст. 101 Бюджетного кодекса РФ, управление государст- венным долгом РФ осуществляет Правительство РФ, соответственно управле- ние долгом субъектов Федерации и муниципальных образований осуществляют органы исполнительной власти соответствующих уровней и органы местного самоуправления. Агентом правительства по операциям, связанным с внешним долгом, является Внешэкономбанк, агентом по операциям, связанным с управ- лением внутренним долгом, – Центральный банк РФ. Статьей 102 Бюджетного кодекса РФ установлено, что каждый орган управления долгом соответствую- щего уровня не несет ответственности по долгам органов власти других уровней. Право осуществления государственных внешних заимствований принад- лежит не только Российской Федерации. Внешние заимствования могут осуще- ствлять (при определенных действиях) субъекты РФ. Они вправе выпускать внешние облигационные займы. Субъекты РФ и муниципальные образования могут получать от Российской Федерации гарантии и кредиты в иностранной валюте, но это не ведет к образованию их внешнего долга (п. 3 ст. 104). При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются: – верхний предел государственного внешнего долга РФ; – верхний предел внешнего долга перед РФ; – предел предоставления гарантий третьим лицам. Предельный размер государственных внешних заимствований, как прави- ло, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год в обяза- тельном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государст- венных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалент- ную 10 млн дол., на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние за- имствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание 98 государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключи- тельно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ. В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязатель- ном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке. Как правило, Правительство РФ не имеет права внешних заимствований, не включенных в программу заимствований. Из этого правила может быть ис- ключение, если новые заимствования связаны с реструктуризацией долга и ве- дут к его сокращению. Допускался внесение изменений в предельные объемы государственных внешних заимствований, но при этом вносятся изменения в федеральный закон о бюджете, где эта величина находит отражение. 4.1.3. Основные методы управления государственным долгом РФ Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования об- щегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обяза- тельства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государствен- ной собственности, а также новых заимствований. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связа- ны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денеж- ное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объе- ма инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, при- водит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению вос- производственных процессов, снижению экономического роста. Рано или позд- но заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает не- уверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки цен- ных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долго- срочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансо- вых рынков и экономическом росте. Существование государственного долга автоматически подразумевает на- личие обязанности государства по управлению им. Под управлением государ- ственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным и муниципальным долгом – область публич- ного финансового менеджмента. Это означает, что все вопросы регулирования 99 объема и структуры государственного внутреннего и внешнего долга решаются публично, с участием законодательной (представительной) власти. В частно- сти, парламент РФ ежегодно в законе о федеральном бюджете предусматривает предельные объемы государственных внутренних и внешних заимствований, предельный объем государственного внутреннего и внешнего долга на конец бюджетного года. Парламент рассматривает и одобряет программы государст- венных внутренних и внешних заимствований на соответствующий год, про- грамму предоставления Российской Федерацией внешних займов. В бюджетах всех Уровней бюджетной системы РФ ежегодно предусматриваются объемы расходов по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга соответствующего уровня, в связи с чем определяются и так называемые процентные расходы, связанные с уплатой процентов по долгам. Управление процентными расходами бюджетов является одним из важнейших направлений деятельности государства, связанных с управлением внешним долгом, по- скольку от уровня и доли в общей сумме расходов бюджета процентных расхо- дов зависит доля непроцентных расходов, которые Реально определяют финан- сирование бюджетной сферы. Кризисное состояние экономики и рост долгово- го бремени, как правило, сопровождаются и ростом бремени процентных рас- ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Цель управления долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затрата- ми по их привлечению, обслуживанию и погашению. Кроме того, целью управ- ления государственным долгом являются выработка экономически обоснован- ного соотношения между потребностями государства в дополнительных фи- нансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государст- венным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономиче- ского роста. Управление внешним государственным долгом – это регулируемая норма- ми права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирова- ние благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансовобюджетной политики страны, связанное с деятель- ностью государства на внешних финансовых рынках в качестве экономическо- го субъекта-заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансо- вых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, пога- шение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим ана- лиз социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного дол- га, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны. 100 К важнейшим мерам по управлению внешним государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внешнего дол- га; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; расходы на обслужи- вание внешнего государственного долга; верхние пределы государственных внешних гарантий. Чрезмерный рост внешнего государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджет- ной системы. В связи с этим также следует учитывать, что система управления государ- ственным внешним долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвести- ционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления госу- дарственным долгом. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистра- ции государственных долговых обязательств. Информация о долговых обяза- тельствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Федерации в трехдневный срок с момента возникновения обязательства. Со- став, порядок и сроки представления информации установлены Правительст- вом РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся све- дения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем госу- дарственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, содержание которой устанавливается органом испол- нительной власти субъекта Федерации. В государственную муниципальную дол- говую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муници- пальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствова- ний, формах обеспечения обязательств и их исполнении полностью или частично, а также другая информация, устанавливаемая представительным органом местного самоуправления. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы: – безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обя- зательств государства перед кредиторами без выставления дополнительных ус- ловий; – единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти; – согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика; – снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяю- щих снизить риски кредитора; – оптимальность – создание такой структуры государственных займов, Страницы ← предыдущая следующая → 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Говоря юридическим языком, индивидуальная материальная ответственность — это обязанность работника возместить прямой действительный ущерб, нанесённый предприятию своими виновными действиями или бездействием, в размере и порядке, установленными законодательством. Стоит ли бояться такой ответственности? Правомерно ли она налагается? Попробуем разобраться. Индивидуальная материальная ответственность работника — это вид материальной ответственности, предусмотренной ТК РФ. Основные правовые аспекты, касающихся материальной ответственности (МО), содержатся в Трудовом Кодексе Российской Федерации.
По ТК РФ можно выделить такую классификацию МО сотрудников:
По объёму:
Ограниченная, или частичная (статья 241 ТК РФ). В случае причинения ущерба сотрудник выплачивает сумму, не более среднемесячной заработной платы;
Полная – (статья 242 ТК РФ, часть 1), по которой компенсация ущерба предприятию возмещается полностью.
По доле: Личная (индивидуальная) МО, на основе принятых законодательных норм, все условия при этом оговариваются письменно в договоре и подтверждаются обеими сторонами;
Бригадная (коллективная) по статье 243 ТК РФ, часть 1, пункт 2,– ко вверенным работнику ТМЦ (товарно-материальным ценностям) открыт доступ у определённого круга лиц (бригады). Все члены бригады подписывают единый договор, обязуясь солидарно отвечать за используемое имущество. Государственные нормативные акты Список должностейКак мы видим, Трудовой Кодекс – основополагающий документ, разъясняющий систему правоотношений по материальной ответственности. Подробный Перечень должностей и работ, на основании которого правомерно назначать материально ответственных лиц (МОЛ) содержит Постановление Минтруда №85 от 31.12.2002 года.
Список, утверждённый указанным Постановлением, является исчерпывающим. Если должность или характер выполняемых работ не оговорён в этом документе, даже заключённый договор о полной материальной ответственности будет считаться ничтожным, то есть, не иметь законной силы, как противоречащий Закону. Оформление правомерно, например, для профессий: кладовщик; кассир, контролёр, сотрудник торгового предприятия; водитель; библиотекарь; многих других. Или для деятельности, связанной: с транспортировкой, приемкой на хранение, отпуском и выдачей ТМЦ на базах, складах, и подобных подразделениях (участках работы), в любых производственных, транспортных и социальных учреждениях; с депозитарной и инкассаторской деятельностью; подготовкой к реализации ТМЦ, упаковкой; куплей-продажей товаров и услуг; выращиванием скота и продукции растениеводства; многими другими. Для ряда профессий и должностей, относящихся к различным сферам деятельности, действуют отраслевые или специализированные законодательные акты.
Так, в отношении военнослужащих применяется Закон №161-ФЗ от 12.07.1999 года, в отношении полицейских Закон №3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции», аудиторов -№307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» и так далее. Приказ и договор для установления полной персональной материальной ответственности приказ нужно издавать только в случае, если это оговорено в коллективном договоре или других локальных нормативных актах (статьи 8 и 9 ТК РФ), в иных случаях работодатель не обязан этого делать.
Другое дело, если речь идёт о целой группе сотрудников – бригаде. Тогда при назначении зоны ответственности и составе персонала, включаемом в неё, издаётся приказ, доводится до общего собрания коллектива, и на основании его всё равно заключают соответствующий договор, где перечислены права и обязанности сторон. В таком приказе может содержаться следующая информация: подразделение (например, склад готовой продукции); состав ТМЦ; должности персонала, входящего в состав бригады (кладовщики, грузчики, водители погрузчиков, сортировщики, упаковщики); фамилия бригадира; на кого возложены разработка и внедрение соответствующей документации; мероприятия по контролю обеспечения сохранности (монтаж видеокамер наблюдения, организация ограничения доступа, пропускной режим); указание о необходимости заключения договора коллективной МО.
Журнал регистрации приказов раздела «МО» в крупных организациях целесообразно ведение общего журнала. Из такого журнала видно перемещение МОЛ в структуре предприятия. При приёме на работу на должность, заведомо связанную с хранением, обслуживанием или использованием денег, товаров, других активов лучше заключать два договора параллельно. Если материальные обязанности вменяются состоящему в штате персоналу, то требуется согласие работника. Трудовой кодекс предусматривает и возможность отказа. В таком случае руководство должно предложить сотруднику другую работу (согласно статье 74 ТК РФ, части 3).
Но, исходя из судебной практики (Постановление Верховного Суда №2 от 17.03.2004 года ), при определённых обстоятельствах упомянутый отказ может быть квалифицирован как уклонение от выполнения обязанностей. Тогда трудовое соглашение расторгают по статье 77 ТК РФ (часть7, пункт1). Составлять договор о МО нужно не меньше, чем в двух экземплярах, которые подписывают руководителем и сотрудником. Один экземпляр надёжно хранится на предприятии, чтобы при выявлении факта порчи или недостачи было документальное подтверждение того, что работник знал о своих обязанностях.
Обратиться в суд за взысканием денежных средств с работника по статье 392 ТК РФ можно в течение одного года со дня выявления ущерба. Особенности индивидуальной материальной ответственность не распространяется на лиц моложе 18 лет, если не доказано, что именно его виновные действия (бездействие) в процессе работы привели к порче, поломке, краже, или другому выбытию ТМЦ.
Бывают случаи, когда сотрудник при причинении ущерба: находился в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения; совершал противоправные действия (хищение, поджог); действовал умышленно (Например, употреблял в пищу на рабочем месте продукты питания, находящиеся в подотчёте). В таких ситуациях полная материальная ответственность за вред, нанесённый предприятию, возникает независимо от статуса работника, достаточно действующих трудовых отношений (статьи 271-273 ТК РФ).
Права и обязанности работников Следует знать случаи возникновения ущерба, при которых персонал не несёт материальной ответственности (статья 239 ТК РФ): стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение); крайняя необходимость при возникновении опасности или самооборона (если для спасения жизни пешехода водитель сознательно повредил транспортное средство); нормальный хозяйственный риск (например, в аварийной ситуации для предотвращения поломки оборудования использовались ТМЦ в качестве подручных средств); отсутствие условий для обеспечения сохранности имущества. Опасения сохранностиЕсли у подотчётного лица возникли опасения в сохранности вверенного ему имущества, он обязан письменно обратиться к вышестоящему руководителю с обоснованием и указанием источника возможного ущерба.
В таком случае, до устранения объективных причин порчи ТМЦ, с него снимается ответственность за их повреждение или утрату именно по этой причине. Например, обнаружив протекание участка крыши склада во время дождя, следует предпринять меры, чтобы предметы, боящиеся влаги, были перемещены и защищены от воды и подать служебную записку с просьбой устранить течи. Вместе с тем, безубыточная работа МОЛ во многом зависит от организации труда: чёткого понимания зоны ответственности и круга обязанностей; документирования последовательности операций; материальной оснащённости рабочего места с учётом передовых технологий.
Так, крупный современный склад нуждается не только в грузоподъёмных механизмах и весах, но и в приборах идентификации (сканерах), компьютере, системах автоматизированного хранения, датчиках задымлённости, влажности, температур; степени владения навыками и приёмами работы, для чего проводятся периодические инструктажи и переаттестации. При причинении своими действиями или бездействием прямого действительного ущерба, сотрудник возмещает его целиком.
Упущенная выгода как косвенный убыток работодателя во внимание не принимается. Права: требовать от работодателя создания условий для качественного и эффективного выполнения обязанностей по сохранности вверенных активов; принимать участие в обсуждениях вопросов по выполнению договора МО; обращаться с предложениями о проведении инвентаризаций, ревизий, внеочередных проверок; производить сверку остатков, передавать информацию о корректировке движения активов; участвовать в приёмке и передаче подотчётных предметов; получать результаты проверок; требовать у руководителя отстранить от работы лиц, препятствующих выполнению договора о МО.
Обязанности: обращаться с ценностями бережно и аккуратно, с целью сохранить их и предотвратить потенциальный ущерб; незамедлительно сообщать руководству о возникающих угрозах порчи и потерь; следить за количеством ТМЦ, не допуская его отклонения от учётных данных, участвовать в пересчётах, ревизиях и инвентаризациях; следить за состоянием и качественными характеристиками вверенных ТМЦ; знать наименования, отличительные особенности, способы маркировки и уметь отличать их от аналогичных.
Обязанность оформлять дополнительными локальными актами, факт и доказательную базу порчи или недостачи (акты, докладные и служебные записки, первичные документы с подписями МОЛ) лежит на работодателе. При необходимости причинные связи, умысел и свою вину работник может оспорить. В случае непризнания вины работником он может обжаловать принятое администрацией предприятия решение в судебном порядке.

Добросовестным и ответственным работникам не стоит опасаться, если их работа связана с сохранностью имущества организации. Совпадение интересов и совместная с руководством фирмы заинтересованность в недопущении убытков играют решающую роль. Но знать законы никогда не бывает лишним.

Договор на полную материальную ответственность работника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *