78 44 ФЗ

Институт госзакупок является сертифицированным образовательным центром в сфере закупок (регистрация Росстандарта № РОСС RU.И1247.04 ЖРЭ0 от 01.08.2014, № РОСС RU.И1728.04 ЖРЭ2 от 27.07.2017, росзакупки.рф).

Настоящая программа обучения Института госзакупок по объёму, содержанию и другим требованиям полностью соответствует Профстандарту «Специалист в сфере закупок» (утв. приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н) и Профстандарту Эксперт в сфере закупок (утв. приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н), а также Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, одобренным письмом Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г.

Объем учебной нагрузки: 108 академических часов

Форма обучения: очно через вебинар, с отрывом от работы

График обучения на 2020 год:

15 января — 24 января 9 июня — 19 июня 11 ноября — 20 ноября
11 февраля — 20 февраля 8 июля — 17 июля 16 октября — 25 октября
11 марта — 20 марта 12 августа — 21 августа 6 ноября — 15 ноября
8 апреля — 17 апреля 9 сентября — 18 сентября 9 декабря — 18 декабря
13 мая — 22 мая 7 октября — 16 октября

Программа предназначена для:

  • специалистов, работающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (представители государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных и контрольных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, участников закупок)
  • сотрудников бюджетных учреждений
  • сотрудников автономных учреждений
  • сотрудников государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
  • иных заинтересованных лиц, желающих повысить уровень своей квалификации в области закупок

В ходе обучения преподавателями детально рассматриваются вопросы закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приводятся примеры административной и судебной практики.

Программа повышения квалификации поможет разобраться с особенностями работы в контрактной системе и сформирует представление о практической реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у каждого слушателя курса.

Программа обучения предусматривает лекционные, практические занятия, семинары, самостоятельную работу слушателей.

В ходе обучения слушатели готовят аттестационную работу в виде решения практических задач.

По завершении курса обучения предусмотрена итоговая аттестация в виде:

  • защиты аттестационной работы
  • экзамена в форме тестирования

По результатам успешного прохождения слушателем итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.

Обучения по программе достаточно для соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части необходимости наличия у контрактных управляющих и работников контрактных служб, членов закупочных комиссий соответствующего образования в сфере закупок.

Программа включает в себя изучение следующих тем и дисциплин:

1. Общие положения контрактной системы

  • Понятие контрактной системы (КС). Принципы КС, терминология КС.
  • Субъекты КС: заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, участники закупок, органы по регулированию контрактной системы, контрольные органы и иные субъекты.
  • Полномочия органов исполнительной власти в системе КС.
  • Централизация закупок в контрактной системе.
  • Особенности закупок бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами.
  • Требования к участникам закупки. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям.
  • Реестр недобросовестных поставщиков: основания для включения и исключения сведений из реестра, порядок ведения.
  • Требования к заявкам на участие в закупке. Состав сведений и документов. Порядок подачи заявок.
  • Преференции субъектам малого предпринимательства, социально-ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы: размер, порядок и случаи предоставления преимуществ.
  • Национальный режим при осуществлении закупок.
  • Единая информационная система. Электронный документооборот в контрактной системе и применение электронной подписи. Идентификационный код закупки.

2. Нормативная правовая база контрактной системы

  • Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соотношение законодательства Российской Федерации о закупках и международных норм и правил.
  • Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
  • Применение Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации в контрактной системе.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг.

3. Кадровое обеспечение КС

  • Контрактная служба, контрактные управляющие: требования, статус, локальные акты регулирующие деятельность, должностные инструкции, положения.
  • Комиссия по осуществлению закупок: виды, требования к составу, квалификация членов комиссии, локальные акты, регулирующие деятельность.

4. Планирование закупочных процедур в КС. Обоснование закупок

  • Подготовка планов закупок.
  • Подготовка планов-графиков.
  • Нормирование и обоснование закупок.

5. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

  • Порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта. Методы расчета и обоснования.
  • Вопросы разработки технического задания при осуществлении закупок. Правила описания объекта закупки. Использование товарных знаков и других средств индивидуализации при осуществлении закупок.
  • Способы закупки в контрактной системе. Закупки в форме конкурса. Закупки в форме аукциона. Закупки запросом предложений. Закупки запросом котировок. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Антидемпинговые меры.
  • Привлечение экспертов.
  • Обеспечительные меры в закупках: обеспечение заявок на участие в закупке и обеспечение исполнения контракта.
  • Правила оценки заявок на участие в закупке.
  • Особенности закупок бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

6. Заключение и исполнение контрактов и договоров

  • Понятие государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора). Обязательные условия контракта. Заключение контракта. Исполнение контракта. Приемка товаров, работ, услуг по контракту.
  • Приемочная комиссия. Экспертиза товаров, работ, услуг.
  • Основания для изменения контракта. Расторжение контракта. Односторонний отказ от исполнения контракта.
  • Реестр контрактов.
  • Банковское сопровождение контрактов.

7. Мониторинг, аудит. Контроль в КС

  • Виды контроля. Обжалование действий (бездействий) участников контрактной системы.
  • Организация ведомственного контроля. Система общественного контроля. Общественное обсуждение закупок.
  • Административная ответственность заказчиков и их должностных лиц. Обжалование постановлений о наложении штрафа.

В стоимость обучения включен следующий раздаточный материал:

  • презентации (слайды) экспертов Института госзакупок, по которым проводится обучение, в электронной форме (слушателям предоставляется ссылка для скачивания соответствующих файлов). Внимание! Данные материалы предоставляются исключительно слушателям для целей прохождения ими обучения по указанной программе повышения квалификации. Дальнейшее распространение презентаций (слайдов) полностью или частично в электронной форме и (или) на бумажном носителе НЕ допускается;
  • дополнительно Институт госзакупок рекомендует пользоваться во время занятий электронной базой нормативных правовых актов в сфере закупок, представленной бесплатно на сайте Института госзакупок. Перечень актов со ссылками для скачивания можно найти на странице Нормативная база — Российское законодательство.

Для редактирования особой закупке на форме просмотра Плана-графика закупок перейдите на вкладку «Особые закупки» (рис. 13.244).

Рис. 13.244

Особые позиции представлены в Плане-графике закупок по аналогии с Планом закупок в виде строк с суммой финансирования на год по каждому типу особой закупки.

Для редактирования особой позиции в столбце «Операции» требуемой строчки нажмите пиктограмму «Редактировать». Откроется форма редактирования, состоящая из вкладок «Общие сведения» и «Цель и обоснование закупки», кнопок «Назад», «Сохранить» и «Включить в план-график».

На вкладке «Общие сведения» находятся следующие блоки и поля (рис. 13.245):

Рис. 13.245

Блок «Сведения о закупке»

  • Наименование объекта и (или) объектов закупки – заполняется автоматически на основании данных позиции Плана закупок;
  • «Полное наименование организации:» – заполняется автоматически из карточки организации.

Подблок «Объём финансового обеспечения закупки по ИКЗ»

  • Реестровый номер позиции плана-графика – заполняется автоматически после публикации в составе Плана-графика закупок;
  • Номер закупки, включенной в план закупок – заполняется автоматически на основании данных позиции Плана закупок;
  • Номер закупки, включенной в план-график – заполняется автоматически;
  • План закупок – заполняется автоматически ссылкой на План закупок, в который включена позиция;
  • План-график – заполняется автоматически ссылкой на План-график закупок, в который включена позиция.

Таблица «Планируемые платежи». Заполняется автоматически данными позиции Плана закупок.

На вкладке «Цель и обоснование закупки» находятся следующие блоки и поля (рис. 13.246):

Рис. 13.246

Блок «Методы определения и обоснования годового объема финансового обеспечения»

Чек-боксы для выбора варианта указания метода определения и обоснования НМЦК. Чтобы выбрать один из методов определения и обоснования НМЦК в соответствии с ч.1 ст. 22 44-ФЗ, проставьте признак «галочка» в поле «Метод определения и обоснования НМЦК согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ», нажмите кнопку «Добавить», в открывшемся поле из справочника выберите нужный метод (рис. 13.247).

Рис. 13.247

Чтобы выбрать метод, не предусмотренный ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, поставьте признак «галочка» в поле «Метод определения и обоснования НМЦК не предусмотрен ч. 1 ст. 22 44-ФЗ», заполните вручную дополнительные текстовые поля «Наименование», «Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ» (рис. 13.248).

Рис. 13.248

  • Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – заполняется вручную, текстовое поле;

Блок «Обоснования внесения изменений»

  • Содержание изменений – заполняется вручную при внесении изменений в позицию, текстовое поле.

После заполнения полей на всех вкладках нажмите кнопку «Сохранить» для сохранения сведений без включения в План-график закупок.

Для включения позиции в План-график закупок нажмите кнопку «Включить в план-график». После включения позиции в План-график закупок позиция в его составе будет рассмотрена в ГРБС.

Детализация финансирования особой позиции Плана-графика закупок

Для детализации финансирования на форме просмотра Плана-графика закупок в столбце Операции нажмите пиктограмму «Детализировать финансирование» (рис. 13.249) у строчки, входящей в состав типа особой закупки.

Рис. 13.249

Пиктограмма доступна только в случае наличия в АИС ГЗ бюджета организации на год, равный году Плана-графика закупок.

На открывшейся форме нажмите кнопку «Добавить источник финансирования» (рис. 13.250).

Рис. 13.250

На открывшейся форме «Добавить источник финансирования» последовательно заполните поля:

  • Источник финансирования – заполняется выбором из справочника;
  • Год финансирования – заполняется выбором из справочника;
  • Счет расходов/КОСГУ – заполняется выбором из справочника;
  • Целевая статья – заполняется автоматически;
  • КВР – заполняется автоматически;
  • «Код запроса» – заполняется автоматически;
  • «Остаток, руб.» – заполняется автоматически
  • Сумма, руб – заполняется вручную, допустим ввод только цифр.
  • «В т.ч. из сэкономленных средств:» – доступно для заполнения в случае редактирования позиции опубликованного Плана-графика закупок; заполняется автоматически данными из позиции Плана закупок, доступно для редактирования.

После заполнения всех полей нажмите кнопку «Сохранить» (рис. 13.251).

Рис. 13.251

Для бюджетной организации следует заполнить следующие поля:

  • «Источник финансирования» – заполняется выбором из справочника;
  • «Тип бюджетных средств» – заполняется выбором из справочника. Доступно для заполнения, если в поле «Источник финансирования» выбрано значение «Бюджет Санкт-Петербурга»;
  • «Тип внебюджетных средств» – заполняется выбором из справочника. Доступно для заполнения, если в поле «Источник финансирования» выбрано значение «Внебюджетные средства»;
  • «Вид внебюджетных средств» – заполняется выбором из справочника. Доступно для заполнения, если в поле «Тип внебюджетных средств» выбрано значение «Внебюджетные средства бюджетных учреждений, ГУП»;
  • «Год финансирования» – заполняется выбором из справочника;
  • «Счет расходов/КОСГУ» – заполняется выбором из справочника;
  • «Целевая статья» – заполняется автоматически;
  • «КВР» – заполняется автоматически;
  • «Код запроса» – заполняется автоматически;
  • «Остаток, руб.» – заполняется автоматически
  • «Остаток, руб.» – заполняется автоматически;
  • «Сумма, руб.» – заполняется вручную, допустим ввод только цифр;
  • «В т.ч. из сэкономленных средств:» – доступно для заполнения в случае редактирования позиции опубликованного Плана-графика закупок; заполняется автоматически данными из позиции Плана закупок, доступно для редактирования

После заполнения всех полей нажмите кнопку «Сохранить» (рис. 13.252).

Рис. 13.252

Источник финансирования отобразится в таблице «Перечень источников финансирования». Для добавленных источников появятся пиктограммы просмотра, редактирования и удаления. После детализации финансирования нажмите «Сохранить» внизу формы (рис. 13.253).

Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе котировок по Закону N 44-ФЗ (открытие доступа к ним), рассмотрение и оценка этих заявок

Согласно ч. 1 ст. 78 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок (далее — заявка) и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок (далее — извещение).

Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее — открытие доступа к заявкам), а также рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день.

Непосредственно перед открытием доступа к заявкам котировочная комиссия обязана объявить присутствующим участникам запроса котировок (далее — участники), о возможности подачи заявок до вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч. 3 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).

Отметим, что участник запроса котировок вправе изменить (или отозвать) свою заявку на участие в запросе котировок, только если заказчиком были внесены изменения в извещение и только до истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ). Поэтому обязанности котировочной комиссии объявлять о праве участника закупки отозвать или изменить заявку непосредственно перед открытием доступа к заявкам, в отличие, например, от случаев проведения конкурсов, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено (см. разъяснения по вопросу 4 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435).

В силу ч. 2 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан предоставить возможность всем участникам, подавшим заявки, или представителям этих участников присутствовать при открытии доступа к заявкам (см. также п.п. 48 — 50 письма Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).

Внимание

Обязанность заказчика предоставить участникам, не подавшим заявки в установленный срок (их представителям), возможность присутствовать при открытии доступа к заявкам Законом N 44-ФЗ не установлена (см. также разъяснения по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435).

Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи открытия доступа к заявкам. Кроме того, любой участник, присутствующий при этом, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа (ч. 5 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона N 44-ФЗ при открытии доступа к заявкам объявляются:

— информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам;

— наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);

— почтовый адрес каждого участника запроса котировок (далее — участник), конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается;

— предложения о цене контракта, указанные в заявках.

При установлении факта подачи одним участником 2 и более заявок при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны, все заявки, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему (ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).

Котировочная комиссия в соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ не рассматривает и отклоняет заявки при установлении одного из следующих фактов:

— заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении,

— предложенная в заявке цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении,

— участником не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ.

Отклонение заявок по основаниям, не указанным в ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, в силу этой же нормы не допускается.

Следует также учитывать, что согласно ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем такой процедуры осуществляется в любой момент до заключения контракта. Безусловно, это касается и запроса котировок.

Непосредственно процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок Законом N 44-ФЗ не урегулирована. Полагаем, что в любом случае котировочная комиссия должна проверить соответствие характеристик предлагаемого товара, работ, услуг требованиям, установленным извещением. Также, как следует из сказанного выше, котировочная комиссия вправе проверить достоверность сведений об участнике и о характеристиках товаров, работ, услуг (из открытых источников, например, обратившись к сайтам производителей товара). В случае выявления несоответствия характеристик требованиям, установленным извещением, заявка должна быть отклонена как несоответствующая извещению на основании ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. В случае же выявления недостоверности сообщенных сведений, участник закупки отстраняется от участия в запросе котировок на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если котировочной комиссией:

— отклонены все поданные заявки или

— по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении.

Последствия признания запроса котировок несостоявшимся рассмотрены в отдельном материале.

В силу ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ победителем запроса котировок (далее — победитель) признается участник, подавший заявку, которая:

— соответствует всем требованиям, установленным в извещении, а также

— содержит наиболее низкую цену товара, работы или услуги.

При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками победителем признается участник, заявка которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Отметим, что наиболее низкая цена должна определяться по сумме, подлежащей уплате по контракту, независимо от включаемых в нее налоговых платежей, в том числе НДС. Применительно конкретно к запросу котировок на это указывается, например, в письме Минэкономразвития России от 23.12.2014 N Д28и-2727. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Как указано в ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, который в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в 2 экземплярах, 1 из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты его подписания передается победителю с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в заявке (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Подробнее требования к составлению протокола рассмотрения и оценки заявок рассматриваются в отдельном материале.

Порядок заключения контракта по результатам состоявшегося запроса котировок также рассматривается в отдельном материале.

Надежда Романенкова,
эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом»

Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика образовательным организациям, обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии и о многом другом.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом» Надежда Романенкова.

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим?

Пользователь под ником Rinat Kh

Да, возможно. Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в его должностной инструкции прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю лицо несет ответственность по трудовому законодательству (ст. 232 ТК РФ); за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя); за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и другие. При этом контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Должностная инструкция контрактного управляющего

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Другие формы

Помимо этого, ст. 12 Закона № 44-ФЗ установлено, что должностные лица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. За нарушение этих требований контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов?

Свирицкая СОШ

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Понятие «нужды сельских поселений» в законодательстве о контрактной системе не раскрывается. Поэтому при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо, в первую очередь, изучить круг вопросов местного значения, закрепленный в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также муниципальные правовые акты, исходя из которых и следует определять нужды сельских поселений с учетом принципа разумности.

Помните, что с 1 января 2015 года вступает в силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ «Обоснование закупок». Любая закупка должна быть обоснована. Обоснованность заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным ст. 13 вышеуказанного закона, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, законам субъектов федерации, муниципальным правовым актам, а также законодательству России и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в ст. 13 Закона № 44-ФЗ предусмотрены основания формирования плана закупок, среди которых – муниципальные программы и иные документы планирования.

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации?

Свирицкая СОШ

Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей.

Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год. Например, если общий объем закупок составляет 10 млн руб., заказчик вправе размещать заказы у единственного поставщика на сумму до 5 млн руб. включительно.

Обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии?

Анонимный пользователь

Требование об обеспечении исполнения контракта должно быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда заказчик вправе (а не обязан) установить указанное требование. К таким случаям относится и осуществление закупки товара, работы или услуги в сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, заказчик не обязан включать требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии. Единственное исключение составляют случаи, когда обязательность такого требования установлена в законе.

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту?

Анонимный пользователь

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона).

Из этого правила есть два исключения: предоставление автономному учреждению бюджетных инвестиций на капремонт (ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), а также передача автономному учреждению полномочий государственных, муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами или Госкорпорации «Росатом» (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, осуществление текущего ремонта под эти исключения не подпадает, поэтому при осуществлении закупок Вам следует руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможно ли заключение в рамках Закона № 44-ФЗ договора (а не государственного контракта) на сумму до 100 тыс. руб.?

Борис Центий

По итогам осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключаются государственные и муниципальные контракты (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляет заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы не относитесь к перечисленным в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ субъектам, по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб. Вам придется заключать именно государственный контракт.

Какому подразделению образовательного учреждения передаются функции по размещению заказов: управлению образования, централизованной бухгалтерии или какому-либо другому?

Анонимный пользователь

Решение данного вопроса находится в компетенции руководителя, который выбирает, назначать ли ему контрактного управляющего либо создавать контрактную службу. При этом заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., в соответствии со ст. 38 Закона № 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» должны создать контрактные службы.

При создании контрактной службы организация специального структурного подразделения (департамента, управления, отдела, бюро и т.д.) не является обязательной – достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок. В этом случае специалисты по закупкам могут одновременно выполнять и другие функции, а также числиться в разных подразделениях.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»

Новости по теме:

  • В России откроют Школу общественного контролера госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 3 апреля 2014 г.
  • При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям – ИА «ГАРАНТ», 27 марта 2014 г.
  • Заказчикам с совокупным годовым объемом закупок не более 1 млн руб. могут разрешить заключать контракты с единственным поставщиком без ограничений – ИА «ГАРАНТ», 17 марта 2014 г.
  • Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 19 февраля 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Запущен портал «ГосЗатраты», предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ», 15 января 2014 г.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

В течение довольно длительного периода основным законом, регулирующим механизмы проведения государственных закупок, являлся ФЗ-94. Но наше время постоянно вносит коррективы и диктует новые условия, при которых прежние нормы во многом утрачивают свою актуальность и изживают сами себя. В соответствии с подобными соображениями и выступает готовящийся законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», переживающий вот уже вторую редакцию и являющийся следующим последовательным шагом после недавнего вступления в законные права ФЗ-223 о закупках.

Основные функции и механизмы ФКС

Основными целями, которые преследуют этот широко обсуждаемый в финансово-экономической сфере проект закона, федеральная контрактная система и ее новации являются осуществление публичного контроля за проведением госзакупок, устранение губительного многолетнего налета коррупции с системы тендерных торгов, перспективы наиболее эффективного аудита, открывающие возможность нового взгляда на потребности многих областей и государственных структур, а также нахождение таким образом путей экономии и максимально оптимального употребления бюджетных вложений.

Каким же представляется воплощение всех этих благих целей на практике? Проект закона о Федеральной контрактной системе прописывает такие меры, как повышение информационной доступности к документальной базе закупок, организация единой системы документации, создание общественных комиссий на добровольной основе, деятельность которых будет направлена на контроль за эффективной работой ФКС, мониторинг и усовершенствование механизмов государственных закупок.

Федеральная контрактная система: обсуждение и споры

Очевидно, что сколь однозначным и рациональным бы ни оказался подобный проект закона, федеральная контрактная система как реалия завтрашней экономической системы никогда не перестанет являться предметом жарких споров и обсуждений — как в СМИ, так и на пространствах Сети.

Противники ФКС преимущественно оперируют доводами, касающимися утопичности и нереальности внедрения в жизнь тезиса об «общественных комиссиях», а также о технической сложности и кропотливости перевода всей экономики страны на новую систему, которая ничего принципиально инновационного, по мнению оппозиции, с собой не несет.

Рекомендуем Размер авансирования по госконтрактам увеличен до 50%.
06.05.2020

Правительство РФ временно разрешило увеличить размер авансирования по госконтрактам до 50%.

Дмитрий Казанцев: 223-ФЗ нужна тонкая настройка
29.06.2016

Дмитрий Казанцев, признанный эксперт тендерного законодательства, рассказал в интервью пресс-службе BiCo о том, как должна функционировать сфера закупок в XXI веке.

Франшиза: что в имени тебе моём?

78 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *