Учетная политика по НДС

#Налогообложение, #НДС, #Бухгалтерскийучет

Если организация, помимо операций, облагаемых НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (либо освобожденные от налогообложения), необходимо прописать в учетной политике порядок их раздельного учета (п.4 ст.149, абз.5 п.4 ст.170 НК РФ).

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Несколько слов о том, зачем нужен раздельный учет. Раздельный учет НДС необходим, чтобы правильно рассчитать сумму НДС к уплате в бюджет.

НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ROSCO!

Содержание

Для правильного распределения сумм «входного» НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со ст.146 и 149 НК РФ.

Важно! С 1 января 2018 г. компании обязаны вести раздельный учет по НДС даже в том случае, если ими соблюдается правило пяти процентов (Федеральный закон от 27.11.2017 г. №335-ФЗ). И если компанией не организован раздельный учет подобных операций, то компания не вправе заявлять налоговые вычеты (п.4 ст.170 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 03.12.2014 г. №03-07-11/61862, Постановления АС Уральского округа от 15.06.2017 г. №А76-7964/2016, Северо-Западного округа от 25.02.2016 г. №А56-72196/2013).

Глава 21 НК РФ и ст. 149 НК РФ не устанавливают способ ведения раздельного учета. В этой связи компания вправе выбрать способ, который позволял бы ей в целях применения льготы по пп.13 п.2 ст.149 НК РФ наиболее удобным образом определить, какая сумма входного НДС относится к налогооблагаемым операциям, а какая – к операциям, освобожденным от налогообложения.

«Входной» НДС можно принять к вычету в полном объеме (т.е. не распределяя) в случае, если доля расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, не превышает 5 процентов от совокупных расходов по всем операциям. Данное правило работает при совершении покупок, которые предназначены одновременно и для облагаемых НДС, и для освобожденных от НДС операций.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗЕЦ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НДС: ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ

Организация ведет раздельный учет в части операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов и освобожденных от налогообложения.

Важно! Если прописанные в учетной политике по НДС способы ведения раздельного учета сумм «входного» НДС не соблюдаются, налоговики откажут в праве возмещения НДС (Постановление АС Дальневосточного округа от 02.06.2017 г. №А04-8141/2016).

Приведем фрагмент учетной политики в части раздельного учета НДС.

«…1. Для обеспечения раздельного учета НДС к 90 счетам открываются следующие субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»

Для обеспечения раздельного учета «входного» НДС к 19 счетам открываются следующие субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению».

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ! С ROSCO БЫСТРО И ЛЕГКО!

1.1. «Входной» НДС по товарам, приобретенным только для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость товаров без отражения на счете 19.

1.2. «Входной» НДС по товарам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, отражается на счете 19 субсчет «НДС к вычету».

1.3. «Входной» НДС по товарам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражается на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

По итогам квартала «входной» НДС, отраженный на счете 19 субсчет «НДС к распределению», подлежит распределению по формуле:

НДС к
вычету

=

Сумма НДС,
предъявленная
поставщиками
(исполнителями)
за отчетный
квартал

?

Стоимость
отгруженных за
отчетный квартал
товаров (работ, услуг),
реализация которых
облагается НДС

Общая стоимость
товаров (работ,
услуг), отгруженных
за отчетный квартал

Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется как разница между общей суммой НДС, предъявленной поставщиками за отчетный квартал и суммой НДС к вычету.

1.4. Сумма «входного» НДС, подлежащего включению в стоимость товаров, учитывается в себестоимости продаж пропорционально доле стоимости реализованных товаров в общей стоимости товаров, учтенных в квартале».

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Что должно быть в учетной политике по НДС

Учетная политика по НДС может включать:

  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
  • технологию документооборота по учету НДС;
  • перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
  • формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
  • порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формулы и алгоритмы раздельного учета НДС;

Как описать методику ведения раздельного учета по НДС в учетной политике, детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
  • перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
  • список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС;
  • алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
  • иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).

Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2021 год

НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.

Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.

Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:

  • отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
  • приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;

Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.

  • специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).

Посмотрите образец учетной политики по НДС на нашем сайте:

Скачать образец

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2021 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2019 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен был предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте .

Внести изменения в учетную политику с 2021 года (или с любого нового налогового периода 2020-2021 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Образец учетной политики по НДС на 2021 год есть и в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и изучите нюансы составления данного документа.

Итоги

Учетная политика по НДС может оформляться в разнообразных видах: как отдельный документ, в форме раздела или приложения основной УП. Детализация информации об НДС в учетной политике зависит от потребностей налогоплательщика и может включать разнообразные учетно-отчетные аспекты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Разберем вопросы, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

  1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?
  2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?
  3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?
  4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?
  5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Задача бухгалтера — правильно сформировать учетную политику (УП) для целей налогообложения. Налоговый кодекс предлагает выбрать варианты для учета показателей, формирующих налоговую базу по налогам. А в ряде случаев налогоплательщики самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности, должны сформировать собственные правила учета. Все это является предметом учетной политики организации. От ее качества зависит:

  • сколько налогов будет рассчитано в отчетном периоде;
  • сможет ли организация избежать спорных ситуаций или доказать свою правоту, если все же придется подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган или иск в суд.

1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?

Вопрос. Надо ли ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения или можно пользоваться учетной политикой прошлого года и вносить в нее изменения?

Ответ. Можно пользоваться учетной политикой прошлого года, если у вас в работе и в законе ничего не меняется. Но на практике это маловероятно. Меняется кодекс, вы можете захотеть изменить методы учета или измените вид деятельности. В этих случаях придется внести изменения в ранее принятую УП и утвердить изменения приказом.

Обратите внимание:

  • УП формируют один раз — при создании организации и применяют последовательно из года в год. В Налоговом кодексе требования к учетной политике определены в отдельных главах:
  • в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» — в пункте 12 статьи 167 НК РФ;
  • в главе 25 «Налог на прибыль» — в статье 313 НК РФ.

В обоих случаях есть требование, что необходимо утверждать учетную политику приказом или распоряжением руководителя. А в п. 12 ст. 167 НК РФ определено:

  • «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».

В кодексе нет требований утверждать учетную политику ежегодно, поэтому составлять такие приказы ежегодно необязательно.

Рекомендация: ежегодно проверяйте способы и методы определения доходов, расходов и иных показателей, которые вы закрепили в налоговой учетной политике. Они целесообразны? Соответствуют действующему законодательству? При необходимости внесите изменения в УП и утвердите приказом.

  • Применять изменения можно только со следующего года. Но есть исключения — в некоторых случаях придется внести изменения в УП в середине года (ст. 313 НК РФ):

  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Важно: внести изменения в УП нужно не ранее, чем вступят в силу изменения законодательства;
  • организация стала вести новые виды деятельности.

«Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить» — эта статья поможет разобраться в отличиях на простом примере про нанопончики. Вы сможете скачать образец приказа о внесении изменений в учетную политику.

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

Вопрос эксперту Можно задавать по Карте Школы бухгалтера Что такое Карта Школы?

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Ситуация 1. Производство с длительным технологическим циклом, если договор не предусматривает поэтапную сдачу работ (услуг)

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

  • Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным. Важно — когда оно начато и когда закончено.

Например, начали производство в декабре 2019 года, а закончили в феврале 2020 года. Получается, что оно захватывает два налоговых периода. А следовательно, это производство с длительным, более одного налогового периода циклом, и надо распределить доход между налоговыми периодами 2019 и 2020 годов.

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

  • Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

  • «доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

  • «доход от реализации <…> работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

  • «расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

  • пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Например, если один из этапов работ начался в IV квартале, а закончился в I квартале следующего года, то доходы и расходы будут рассчитываться по завершении этапа в I квартале следующего года, то есть на соответствующую дату сдачи заказчику этапа выполненных работ в размере их договорной стоимости (Письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24632).

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

  • «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?

Вопрос. Наша организация находится на общей системе налогообложения и является плательщиком налога на прибыль. Обязаны ли мы создавать резерв по сомнительным долгам для бухучета и налогообложения?

Ответ. При ведении бухгалтерского учета вопросом о создании резерва сомнительных долгов задаваться не надо. Такая обязанность прямо установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):

  • «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации».

Следовательно, образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики, и этот вид резерва необходимо создавать во всех случаях, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Исполнение обязанности по созданию резерва сомнительных долгов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

А вот в налоговом учете — это право налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ):

  • «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам….».

Да и Минфин разъясняет в Письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295:

  • «…в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете».

Сразу скажем, что его могут создавать только организации, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления. А как же поступить? Выгодно ли экономически налогоплательщикам создавать резерв по сомнительным долгам?

Понятно, что создание резерва в целом не снижает налоговую нагрузку, а лишь корректирует ее по периодам в зависимости от изменений размера долгов с истекшим сроком оплаты. Если такие долги возрастают, то уменьшается налогооблагаемая прибыль, а если происходит погашение долгов и они уменьшаются, то прибыль увеличивается.

Поэтому в большинстве случаев создание резерва по сомнительным долгам целесообразно.

Возможно, для организаций, которые работают по предоплате и у которых надежные контрагенты, создание резерва по сомнительным долгам не особо значимо. Но ведь экономическая ситуация может быстро поменяться и количество долгов со стороны контрагентов может возрасти.

Рекомендация: бухгалтерам все-таки надо самостоятельно все просчитать и принять решение исходя из особенностей экономической деятельности своих организаций. Кратко рассмотрим порядок образования резерва по сомнительным долгам и его влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль

Действия бухгалтера для создания резерва по сомнительным долгам

  1. Провести на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности.

  2. По результатам инвентаризации включить в резерв все долги, образовавшиеся более 90 дней назад, и 50% долгов со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней.

  3. Сумму образованного резерва включить во внереализационные расходы и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Сумму резерва можно использовать только на погашение безнадежной задолженности. То есть если в УП организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то суммы безнадежных долгов погашаются за счет этого резерва. Если его не хватит, часть безнадежных долгов, не покрытую резервом, можно отнести на внереализационные расходы (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

Перерасчет резерва делают каждый отчетный период. То есть вновь проводится инвентаризация дебиторской задолженности, и сумма резерва, сформированная по указанным выше правилам, сравнивается с остатком ранее созданного резерва (созданный резерв, уменьшенный на сумму безнадежной задолженности). Если резерв возрос, то разница включается во внереализационные расходы. А если уменьшился, то такая разница увеличит внереализационные доходы.

Пример. Порядок образования резерва по сомнительным долгам

У организации отчетные периоды — первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Принято решение создать резерв по сомнительным долгам, решение закрепили в УП, утвердив приказ. На 31.12 предыдущего года проведена инвентаризация дебиторской задолженности, в результате которой выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 4 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 2 млн руб.

Сумма резерва составит 4 млн рублей (4 млн руб. х 0,5 + 2 млн руб.).

В первом квартале образовалась безнадежная задолженность в сумме 1,5 млн руб. Следующей инвентаризацией, проведенной на 31.03, выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 7 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 4 млн руб.

Резерв на 1.04 составит 7,5 млн руб. (7 млн руб. х 0,5 + 4 млн руб.).

Сравниваем сумму созданного на 1.04 резерва с остатком ранее созданного резерва (за минусом части, направленной на погашение безнадежной задолженности):

  • 7,5 млн руб. – (4 млн руб. – 1,5 млн руб.) = 5 млн руб.

Увеличение резерва по сомнительным долгам в размере 5 млн руб. включаем в состав внереализационных расходов.

Важно: в соответствии с НК РФ создать резерв по сомнительным долгам можно только со следующего года (если в текущем году он не создавался). Для этого надо закрепить это решение приказом, подписанном в текущем году.

5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Вопрос: организация реализует сырьевые товары на территории РФ и за ее пределами, применяя соответственно ставки НДС 20% и 0%. Какой период считать при формировании учетной политики для раздельного учета налоговых вычетов, относящихся к операциям по экспорту:

  • когда произведена отгрузка по ставке 0%; или
  • когда подтверждена нулевая ставка?

Ответ. С 1 июля 2016 года в НК РФ внесли дополнение, разделившие весь экспорт товаров и порядок применения налоговых вычетов на 2 категории:

  1. Сырьевые товары.
  2. Несырьевые товары.

С учетом этих дополнений устанавливать в УП порядок определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, надо только по сырьевым товарам (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). В Кодексе определены товары, относящиеся к сырьевым, это:

  • минеральные продукты,
  • продукция химической промышленности,
  • древесина и изделия из нее,
  • древесный уголь,
  • жемчуг,
  • драгоценные и полудрагоценные камни,
  • драгоценные металлы,
  • недрагоценные металлы и изделия из них.

Коды видов сырьевых товаров утверждены в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466.

Рассмотрим две ситуации, связанные с реализацией на экспорт (ставка 0%) сырьевых и несырьевых товаров.

Сырьевые товары на экспорт, ставка 0%

Чтобы применить налоговые вычеты НДС:

  • надо ждать, когда подтвердят ставку 0%. Понятно, что этот порядок отличается от обычного порядка, когда НДС принимается к вычету сразу после оприходования товара при наличии счета фактуры (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Онлайн-курс по НДС Повышение квалификации в Контур.Школе, 46 ак. часов. Удостоверение

Поэтому и необходимо учитывать отдельно те товары, работы и услуги, которые были использованы для производства сырьевых товаров, направляемых на экспорт (ставка 0%). Какие-либо варианты учета полученных для производства товаров на экспорт НК РФ не предусматривает. Поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают этот порядок, исходя из экономической обоснованности.

Несырьевые товары на экспорт

Все проще. Никакого раздельного учета входного НДС вести не надо. Сразу, в общем порядке при получении товаров (работ, услуг) от поставщиков НДС на основании счетов-фактур надо включать в книгу покупок и, соответственно, в налоговую декларацию все суммы НДС (абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Вид, структура и иные аспекты учетной политики ИП на ОСНО

Учетная политика ИП на ОСНО формируется с учетом следующих правил:

  • Форма учетной политики (УП) — произвольная (законом не регламентирована).
  • Содержание УП — все необходимые ИП аспекты учетно-отчетного процесса, а также организационно-технические нюансы.
  • Структура — определяется ИП самостоятельно (главы, разделы, подразделы, приложения и др.).
  • Объем УП — зависит от степени детализации информации, определяемой ИП исходя из потребностей его учетно-отчетного процесса.
  • Методы и способы бухучета — описывать необязательно, если ИП бухучет не ведет (такая возможность предоставлена предпринимателям подп. 1 п. 2 ст. 6 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  • Нюансы налогового учета — приводятся в УП в обязательном порядке (ст. 313 НК РФ), исходя из специфики деятельности ИП и видов уплачиваемых им налогов.

Решившему не вести бухучет ИП на ОСНО при формировании своей УП важно руководствоваться требованиями ст. 313 НК РФ, а именно:

  • после разработки УП ее необходимо утвердить приказом (распоряжением);
  • в УП следует описать порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения таким образом, чтобы формируемые на основе такой учетной политики данные налогового учета были полными и достоверными, позволяли проконтролировать правильность исчисления, полноту и своевременность исчисления и уплаты налогов;
  • УП должна применяться последовательно из года в год.

Где можно скачать учетную политику 2020-2021 для ИП на ОСНО

Прежде чем говорить о возможности скачивания УП для ИП на ОСНО, необходимо сделать несколько важных оговорок.

Формирование УП — процесс сугубо индивидуальный, результат которого важен ИП не только для внутренних целей (организации учетного процесса), но и в отдельных случаях для защиты своей позиции перед налоговиками или судьями. Поэтому формально к этому процессу подходить не стоит.

Приступая к формированию УП, стандартный образец можно взять только за основу, а особое внимание следует уделить тем нюансам, от которых зависит результат расчета налоговых обязательств в ситуации, когда специальный расчетный алгоритм в НК РФ отсутствует.

К примеру, к таким ситуациям можно отнести разработку ИП на ОСНО:

  • методики раздельного учета доходов и расходов при совмещении ОСНО с иным режимом налогообложения (ЕНВД и (или) ПСН) или инструкции по раздельному учету НДС;
  • алгоритма расчета НДФЛ.

См. также «Расходы ИП на ОСНО для НДФЛ».

Кроме того, не стоит игнорировать такую важную структурную составляющую часть УП, как формы первичных учетных документов, которые являются основанием для отражения данных в учете — именно они находятся под пристальным вниманием контролеров.

Образец учетной политики ИП на ОСНО 2020-2021 вы можете скачать на нашем сайте:

Скачать образец

Если у ИП на ОСНО много подразделений или большая реализация, рекомендуем особое внимание уделить учетной политике по НДС . Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы составления документа.

Детально, обоснованно и разумно составленная учетная политика для ИП на ОСНО позволит не только грамотно организовать учетный процесс, но и в случае необходимости поможет отстоять фактически применяемые учетные подходы ИП перед контролерами и судьями.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В январе грядут грандиозные изменения в налоговом законодательстве, связанные с принятием новой редакции НК. В частности, в нем появилась специальная статья по учетной политике в целях налогообложения.

До 2020 года мы вели налоговый учет, не имея отдельного документа для этих целей. Теперь его нужно составить, как концептуальную основу для расчета НОБ, исчисления налогов и обязательных платежей, составления налоговой отчетности.

Когда надо составлять НУП и в течение какого времени она действует

Учетная политика в целях налогообложения (далее – налоговая учетная политика, НУП) применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения данной учетной политики. Это – правило. Однако НУП-2020 составить до 1 января не получится по объективным причинам. Поэтому, как только будет обнародована новая редакция Налогового кодекса, обязательно составьте ее в течение месяца-двух. Крайний срок — 1 апреля, к этому времени налоговая учетная политика у вас уже должна быть.

Действие установленных в НУП положений распространяется на календарный год. НУП не должна меняться в течение года. Но есть одно исключение: изменения в учетной политике налогоплательщика допускаются в случае изменения налогового законодательства либо условий налогообложения и — только в той части, которая обусловлена этими изменениями.

Все изменения или дополнения вносятся в соответствии с требованиями НСБУ .

В какой форме составить

Можете составить НУП в виде отдельного документа или в виде раздела в учетной политике предприятия. Утвержденной формы – нет, возьмите за основу форму и стиль изложения учетной политики в целях бухгалтерского учета (УПБ)

НУП утверждается приказом или распоряжением директора.

Что нужно отразить

В НУП мы описываем все, что связано с исчислением налогов и составлением налоговой отчетности. Если она составляется в виде отдельного документа, во вводной части дайте краткие сведения о деятельности организации:

  • наименование организации;
  • дата регистрации;
  • вид деятельности;
  • среднегодовая численность работников.

Далее укажите в НУП:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных вами (налогоплательщик, налоговый агент) самостоятельно;

2) лиц, ответственных за ведение налогового учёта;

Первыми ответственными лицами являются директор и главбух. Но вы также можете нанять, к примеру, налогового консультанта и возложить на него обязанность ведения налогового учёта. И этот момент обязательно должен быть раскрыт.

3) плательщиком каких налогов вы являетесь;

4) принятый порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения;

Если по разным видам вашей деятельности предусмотрен разный порядок налогообложения, нужно вести раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением. К примеру, налогоплательщик одновременно осуществляет операции, облагаемые и необлагаемые НДС, или же плательщик налога с оборота ведет несколько видов деятельности (торговля, посредническая деятельность, услуги) и по ним установлены различные объекты налогообложения и ставки налога. Отразите это в НУП.

5) выбранные методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль и отнесения в зачет НДС;

6) нормы (методы начисления) амортизации по каждой группе и подгруппе активов;

7) налоговый учет в разрезе каждого налога;

Данный раздел является ключевым во всей учетной политике. Нужно подробно расписать каждый налог, который вы платите:

  • Что является объектом обложения?
  • Имеются ли льготы, какие?
  • Какая ставка налога?
  • Какие сроки сдачи отчетности и т.п.

К примеру, при исчислении налога на прибыль в целях налогообложения расходы должны быть документально обоснованы и экономически целесообразны. Отразите, какими документами вы будете оформлять расходы, перечислите критерии их экономической целесообразности.

Также в целях налогообложения на вычитаемые расходы относится сумма амортизации в пределах норм, указанных в НК. Если вы применяете другие нормы, у вас образуется разница по данным бухгалтерского и налогового учёта. Поэтому рекомендуем указать нормы (методы начисления) амортизации по каждой группе активов.

В части НДС, если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, облагаемые и необлагаемые налогом, в зачет он может брать только сумму, приходящуюся на облагаемый оборот. Сумму зачета можно определять двумя методами: раздельным и (или) пропорциональным. Опишите в НУП, какой метод вы применяете.

8) операции, связанные с финансовыми рисками;

Если у вас есть операции, связанные финансовыми рисками (хеджирование), рекомендуем раскрыть в НУП определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования. Укажите методику оценки степени эффективности хеджирования.

9) взаимоствязанные лица;

10) другие значимые моменты.

Что будет, если не составлять НУП

Пока законодательством не установлена санкция за отсутствие учетной политики в целях налогообложения. Но мы должны понимать, что данный документ нужен в первую очередь нам самим для обоснования применяемых методов в налоговом учёте. Ситуации, в которых Налоговый кодекс позволяет нам принимать самостоятельные решения, нужно раскрыть в этом документе. И именно к нему апеллировать при общении с налоговиками.

Учетная политика по НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *