Аудит (с лат. слышать, слушащий) имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в ХIХ в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов «об АО».
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.
I этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организации директивным путем (по распоряжению), 1987г – создание первой аудиторской организации «Интераудит», и с др. стороны, стихийным зарождение деятельности (подготовкой кадров, неупорядоченной выдачей первых сертификатов и лицензий в период – 1990-1993г.)
II этап (декабрь 1993 до 2001г принятия ФЗ№119) – период становления аудита, в процессе которого сыграли большую роль временные правила аудит-ой деят-ти, утвержден 22.12.93г. была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудит-ой деят-ти; созданы аудит-ие общественные объединения и аудит-ие фирмы, начата работа по проведению обязат-ых аудит-их проверок и оказанию сопутствующих услуг.
III этап(после принятия закона 119-ФЗ «Об ауд.деят.», от 7.08.01г) – Принятие закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудит-ой деят-ти, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международ-ую аудиторскую систему.
В соотв-ии с ФЗ от 30.12.08г. №307-ФЗ «Об аудит-ой деят-ти»,
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Функции СРО: 1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предприним-ой или профессиональной деят-ти в СРО; 2) применяет меры дисциплинарного воздействия, в отношении своих членов; 3) образует третейские суды для разрешения споров; 4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов; 5) организует проф-ое обучение, аттестацию работников членов СРО; 6) осуществляет контроль за предпринимат-ой или проф-ой деят-тью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации; 6) разрабатывает и утверждает стандарты СРО аудиторов; 7) принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности
СРО аудиторов не может являться членом другой СРО аудиторов.
Требованиями к членству аудитор-их орг-ий в СРО аудиторов являются следующие требования: 1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО, государ-ого или муниципал-ого унитарного предприятия;
2) численность аудиторов, явл. работниками коммерческой орг-ии на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
3) доля уст.капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
4) численность аудиторов в коллегиальном исполнит-ом органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа; 5) безупречная деловая репутация; 6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 7) уплата взносов в СРО аудиторов; 8) уплата взносов в компенсационный фонд СРО аудиторов.
Требования к членству аудиторов в СРО аудиторов: наличие квалификационного аттестата аудитора и 5),7),8) и наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы – для индивидуального аудитора.
Объектом аудита является БФО организации. Субъектом – аудиторы и аудиторские организации.
Цель А – выражение мнения о достоверности бух-ой (фин-ой) отчетности аудируемых лиц и соот-вии порядка ведения б/у зак-ву РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных БФО, кот. позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о рез-тах хоз. деят-ти, фин-ом и имущ-ом положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения. Целью аудита не является: поиск ошибок и злоупотребление, проверка правильности налоговых расчетов, разоблачение мошеннических действий.
Задачи А: — оценка уровня организации БУ и внутр-его контроля; — оценка правильности и законности совершения бух. записей; -оказание помощи управляющим органам организации путем выборки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений; — ориентирование организации на будущие события, кот. могут повлиять на хоз.деят-ть (перспективный анализ); -выявление резервов роста фин. ресурсов орг-ии; -проверка соблюдения действ-щего зак-ва в области налогообложения; -подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности.
Сущность А заключается не только в подтверждении или неподтверждении достоверности БФО, но и в оценке эффективности хоз.деят-ти аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деят-ть, в течении след-его за отчетн-ым периодом.
При выполнении своих профес.обязанностей аудитор должен руководствоваться опред-ым этическими принципами. Принцип — основные требования к аудиторскимфирмам иаудиторам. Принципы ауд. деят-ти делятся на:закон-но утвержденые.: 1.) принцип компетентности — аудитор (ауд. орг-я) должен владеть необход-ым объемом проф-ых знаний и навыков, позволяющих ему обеспечить качество работы, отвечающее современным треб-ям оказания проф-ых услуг. 2.) принцип независимости- заключается в обязательности отсутствия у ауд-ра при формир-ии его мнения разл-ого рода заинтересов-ти (зависимости) (имущ., родственной, фин.) 3.)принцип конфиденциальности- ауд-р (ауд. орг-я) обязаны обеспечить сохранность док-тов и не вправе передавать эти док-ты (копии) каким бы то не было 3-им лицам либо разглашать содержащиеся в них сведения. Не вправе использовать инф-ию о клиентах в своих целях, а также интересах др. лиц. И этические: 1.принцип честности – обязательно приверженность ауд-ра своему профес-ому долгу, а также следования общим нормам морали. 2. принцип объективности- заключается в обязательности применения ауд-ми (ауд. орг-ми) беспристрастного, непредвзятого, не подверженного никаким влияниям подхода к рассмотрению любых профес-ых вопросов и формир-ию выводов и заключений. 3.принцип добросовестности- заключается в обязательном оказании своих проф-ых услуг с тщательностью, оперативностью. 4. принцип профес-ого поведения — в соблюдении приоритета обществ-ых интересов, поддержании высокой репутации профессии, воздержании поступков, кот. могут нанести ущерб ауд-ой деят-ти.
Также аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять проф-ый скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие существ-ое искажение БФО.
В процессе аудита ауд-р должен не упускать из виду встречающиеся в ходе проверки подозрит-ые обст-ва, не делать неоправданных обобщений при подготовке выводов по рез-там аудита, не использовать ошибочные допущения при опред-ии хар-ра, врем-ых рамок и объема ауд-их процедур, а также при оценке рез-тов, полученных по завершении таких процедур.
Составной частью аудита является финансовый анализ. Основная цель финансового анализа — выявление существенных связей и характеристик финансового состояния предприятия для выработки оптимального управленческого решения. Цель анализа принимает вид конкретной управ-ой задачи, поставленной перед аудитором. Аналитическая задача конкретизирует цель анализа с учетом организационных, информ-ых, технических и методических возможностей его проведения. Примером аналитических задач могут быть: анализ ликвидности баланса; анализ финансового состояния и платежеспособности; анализ динамики и структуры статей баланса; факторный анализ прибыли; анализ оптимизации объема прибыли, объема производства и издержек; комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Перед непосредственным проведением анализа аудитор прежде всего определяет его цель и задачи. Затем он разрабатывает программу анализа, в которой определяются: методы и приемы анализа, оптимальные для достижения постав-ых целей и задач; информ-ая база анализа; критерий при принятии решения в случае выявления необычайных колебаний.
При проведении фин. анализа используются след. основные методы исследования фин. отчетов: горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; вертикальный (структурный) анализ — выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; сравнительный; трендовый анализ; факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Финансовый анализ в аудите в зависимости от поставленной задачи является инструментом получения аудиторских доказательств и сопутствующим аудиту видом услуги.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы аудита»
на тему:
«ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА. ВИДЫ АУДИТА»
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты страны вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Такую возможность предоставляет аудит.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.
Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат.
Аудит обеспечивает реализацию практической общественной потребности – подтверждение достоверности финансовой информации о характере и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, заинтересованных цивилизованно и эффективно работать ради прибыли.
Этим определяется актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – исследовать содержание аудита и его компоненты.
В соответствии с этим задачи курсовой работы могут быть сформулированы так:
-
рассмотреть сущность и назначение аудита:
-
изучить его цели и задачи;
-
исследовать виды аудита.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА
Современный аудит — это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка.
Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
— возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
— зависимость последствий принятых решений от качества информации;
— необходимость специальных знаний для проверки информации;
— частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Цель проверки финансовых отчетов:
-
подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
-
контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
-
подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
-
выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делать на основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Задачи аудита связаны с целью проведения аудита (например, аудит денежных средств и т. д.). Основными задачами аудиторской деятельности являются:
-
проверка законности финансово-хозяйственных операций;
-
проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;
-
проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;
-
исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;
-
проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).
В основе аудита лежат гражданское право, административно-хозяйственное право, бухгалтерский учет. Конечная цель аудита — анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности.
ВИДЫ АУДИТА
В мировой практике, а также в нашей стране, аудит подразделяют на: внутренний, внешний, инициативный и обязательный (Рисунок 2).
Рисунок 2 — Общая классификация видов аудита
Внутренний аудит рассматривается как часть общей системы управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью организации. Осуществляется он по решению руководства.
Задачи, которые должна выполнять служба внутреннего аудита, определяют функции работников этой службы и их профессионально-квалификационный состав. Основные задачи внутреннего аудита:
1. Осуществление периодического контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проверяемых организаций.
Выполняя эту задачу, внутренний аудитор изучает систему бухгалтерского учета и контроля, дает оценку эффективности ее функционирования, используя различные приемы (выборку, сканирование и т. п.). Аудитор проверяет юридическую обоснованность операции и оптимальность налогообложения, дает оценку существенности найденных ошибок.
2. Проведение финансово-экономического анализа деятельности организации и разработка ее финансовой стратегии.
При выполнении второй задачи аудитор проводит экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, оценивает ее платежеспособность и финансовую устойчивость, дает рекомендации по стратегии финансово-хозяйственной деятельности.
3. Консультативные услуги в области бухгалтерского учета и налогообложения, а также в вопросах права и другие услуги по профилю деятельности аудиторской службы — один из наиболее часто встречающихся видов услуг. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может потребоваться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства, выполнение этой услуги может быть также отнесено к задачам службы внутреннего аудита.
Внешний аудит — это независимый контроль, проводимый высококвалифицированными специалистами в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, имеющими соответствующую лицензию или сертификат. Проводится аудит независимыми аудиторами на основе договоров и подготовки соответствующего заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности и эффективности достигнутых результатов в соответствии с действующими стандартами, правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Внешний аудит может давать рекомендации клиенту. Аудиторы при этом применяют современные формы расчетов на основе экономико-математических статистических приемов анализа.
Основными задачами внешнего аудита являются:
-
проверка и заключение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
-
оценка совершаемых хозяйственных операций и их соответствие законодательству и нормативным актам;
-
оценка качества бухгалтерского учета;
-
проверка правильности экономических расчетов (себестоимости, прибыли, ее распределение);
-
анализ финансового состояния предприятия;
-
оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и состоятельности;
-
постановка учета, оказание практической помощи в его совершенствовании;
-
оказание консультаций по различным вопросам;
-
рекомендации по совершенствованию учета и хозяйственной деятельности.
Внешний аудит проводится аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухучета и финансовой отчетности аудируемого объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение аудита едино в любой стране мира — это независимая оценка по состоянию бухгалтерского учета публичных компаний.
Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, но и дает рекомендации и предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.
Задачи аудита связаны с целью проведения аудита. Основными задачами аудиторской деятельности являются:
-
проверка законности финансово-хозяйственных операций;
-
проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;
-
проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;
-
исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;
-
проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).
Конечная цель аудита — анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
соответствии с методическими рекомендациями по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы аудита государственного финансового аудита выполнения бюджетных программ целью аудита эффективности является осуществление оценки достижения запланированных показателей (продукта, эффективности, качества), выявление проблем в выполнении бюджетной программы и разработка предложений по повышению эффективности использова ния ресурсов государства . Основными задачами аудита эффективности являются:
o. Оценка эффективности выполнения бюджетных программ путем сравнения отчетных данных о выполнении программы (выполнение результативных показателей) с заданными параметрами, в тч указанными в паспорте бюд джетнои программы, сравнение уровня достигнутых показателей с уровнем их финансированияня.
o. Выявление упущений и недостатков организационного, нормативно-правового и финансового характера, которые препятствуют своевременному и полному выполнению бюджетной программы
o. Определение степени влияния выявленных упущений и недостатков на достижение запланированных показателей
o. Подготовка обоснованных предложений относительно путей (форм, средств) более рационального и эффективного использования ресурсов государства, улучшения организации выполнения бюджетной программы с ударением на м возможностях уменьшения затрат, повышения производительности программы и качества ее дальнейшей реализации с привлечением оптимального (или дополнительного) объема бюджетных средств или ее прекращения.
Осуществляя аудит эффективности, аудиторы выбирают и применяют приемы и процедуры, соответствующие конкретным обстоятельствам. Эти приемы и процедуры должны позволять получать достаточные, действительные и н необходимые доказательства, которые мотивировано подкрепляют или опровергают их точки зрения и выводы, в частности:
o анализ нормативно-правовых актов, плановых расчетов и обоснований, методических документов, изданий и публикаций в сфере реализации бюджетной программы, относительно которого проводится аудит эффективности и
o анализ результатов ранее осуществленных контрольных мероприятий;
o анализ показателей статистической, финансовой и оперативной отчетности;
o сравнение фактически достигнутых результативных показателей выполнения бюджетной программы с запланированными в динамике за несколько лет, с отечественным и зарубежным опытом в сфере реализации бюджетной пр рограмы, технологическим стандартам и т.п.
o интервьюирования, анкетирования (процесс опроса участников бюджетной программы и пользователей ее продукта с целью установления проблемных вопросов, результаты которого фиксируются письменно);
o получения информации от юридических лиц
Информация, необходимая для проведения аудита эффективности, может быть получена от юридических лиц по письменным запросам органов. ГКРС
Содержание
63 Организация и проведение аудита эффективности
разделом 3. Методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы аудита государственного финансового аудита выполнения бюджетных программ определены организации и проведении аудита эффективности и. Положение о планировании контрольно-ревизионной работы органами государственной контрольно-ревизионной службы [5.
Процесс аудита предусматривает, как правило, следующие действия:
o перспективное планирование;
o пятилетнее планирование;
o ежегодное планирование;
o составление программ;
o проведения аудита;
o механизм обмена информацией;
o оценивания;
o обзор планирования и политики. Планирование делится на два основных типа:
o стратегическое планирование и избрание тем;
o планирование индивидуальных аудитов
Стратегическое планирование является процессом определения направлений и целей, а также лучших путей их достижения
Оно осуществляется исходя из природы аудиторской учреждения и ожиданий заинтересованных лиц. Кроме того, стратегическое планирование напрямую зависит от возможностей аудиторской учреждения, в частности доступн них ресурсов для его реализацииї.
Стратегическое планирование имеет следующие цели:
o обеспечение стратегических направлений для будущих аудитов;
o избрания потенциальных тем аудитов;
o обеспечение платформы для общения с органами власти;
o создание основы для подотчетности / ответственности аудиторской организации
. Организация работы
Аудит эффективности бюджетных программ, финансируемых из государственного бюджета, на уровне главного распорядителя бюджетных средств осуществляется специалистами. ГлавКРУ Украины с привлечением для исследования других х стадий прохождения бюджетных средств специалистов региональных. КРУ (участие в аудите эффективности.
Аудит эффективности бюджетных программ местных бюджетов осуществляется специалистами органов. ГКРС соответствующего уровня
Решение о необходимости привлечения к аудиту эффективности подчиненных контрольно-ревизионных подразделений принимается руководством соответствующего органа. ГКРС самостоятельно, исходя из необходимости этого
Проведению аудита эффективности предшествует направления главному распорядителю бюджетных средств по изучаемой программой (ответственному исполнителю) не позднее, чем за 10 дней до начала проведения аудит ту эффективности, сообщение о проведении аудита эффективности.
Сбор информации в процессе аудита эффективности может проводиться как по местонахождению участника бюджетного процесса, так и по письменному обращению к нему органов. ГКРС. Сбор информации координат прохождением участника бюджетного процесса осуществляется на основании направления, выданного руководителем органа. ГКРС или его заместителям.
Аудитор обязан предъявить руководителю участника бюджетного процесса направления на право проведения аудита эффективности и по его просьбе расписаться в журнале посещения участника бюджетного о оцес.
Процесс аудита эффективности состоит из следующих основных этапов:
I. Подготовка к аудиту
II. Проведение аудита
III Реализация результатов аудита
. Подготовка к аудиту (Иетап) заключается в предварительном изучении вопросов, связанных с изучаемой программой (предварительный аудит) и дальнейшей разработке программы аудита
Предварительный аудит начинается со сбора данных об исследуемой бюджетную программу для увеличения знаний аудитора о ней, определения результативных показателей бюджетной программы, или критериев оценки
Как правило, за критерии оценки принимаются результативные показатели паспорта бюджетной программы. В случае недостаточности показателей паспорта бюджетной программы или при отсутствии четко определенных показателей ей выполнение бюджетной программы необходимо вместе с главным распорядителем (ответственным исполнителем) определить наиболее значимые отчетные данные о предоставленных услугах, выполненные работы, реализуемый продукт аб в финансовый результат, могут характеризовать достижения цели бюджетной программыи.
Данные целесообразно собрать за несколько лет, что повысит степень достоверности оценки эффективности выполнения бюджетной программы
На основании собранных данных необходимо: o оценить степень достижения результативных показателей бюджетной программы через соотношение фактически полученных и запланированных результативных показателей;
o оценить эффективность программы сравнением обеспеченного уровня выполнения результативных показателей программы до уровня их финансирования
частности, выполнение бюджетной программы может быть оценено как:
o эффективное (уровень показателей выполнения показателей продукта, эффективности, качества превышал или равен уровню обеспеченного финансирования);
o недостаточно эффективное (уровень выполнения некоторых показателей продукта, эффективности, качества был меньше обеспечен уровень финансирования);
o неэффективно (уровень показателей выполнения показателей продукта, эффективности, качества был значительно меньше обеспечен уровень финансирования)
Если выполнение бюджетной программы оценено как эффективное, на этапе предварительного аудита руководством органа. ГКРС может быть принято решение об отмене проведения аудиторского исследования
Исходя из анализа выполнения результативных показателей бюджетной программы, в зависимости от того, какие показатели бюджетной программы выполнялись хуже, необходимо сформулировать проблему, которая существует в в выполнении бюджетной программы, т.е. проблему аудит.
Это должна быть актуальная проблема, которая реально существует, волнует правительство, граждан, требует глубокого изучения на предмет ее устранения
Если при проведении аудита эффективности планируется сосредоточить внимание на производительности бюджетной программы (обеспечение максимального объема произведенных товаров (работ, услуг) за выделенный объем бюджет ных средств), ориентировочной проблемой аудита могут быть вопросы: существуют пути повышения производительности программы?
Если при проведении аудита эффективности аудитор уделяет основное внимание экономичности (уменьшение затрат на единицу произведенных товаров (работ, услуг), проблемой аудита могут быть вопросы: существуют ш пути уменьшения стоимости продукта бюджетной программы?
Если основное внимание уделяется результативности (достижению определенного результата), то проблемой аудита может быть вопрос:. Почему не обеспечено выполнение показателей продукта программы?
Если внимание сосредотачивается на качестве выполненных работ, предоставленных услуг, производимых товаров, то проблемой аудита может быть вопрос: существуют пути повысить влияние бюджетной программы на уменьшение негатив в них тенденций (увеличение положительного воздействия) в исследуемой сфере
После определения проблемы аудита для подготовки программы аудита собираются данные из разных источников, характеризующих бюджетную программу. Такими данными могут быть: информация о деятельности главного расп распорядителей бюджетных средств по программе (ответственного исполнителя) и его органов на местах, механизмы управления и формы контроля главного распорядителя за выполнением программы, законодательное, эконом ичне и другую среду, меры для обеспечения функционирования бюджетной программы, тощо.
На основании анализа собранных данных определяются гипотезы аудита, которые могут касаться каждой стадии прохождения бюджетных средств:
o планирования;
o распределение;
o использования;
o контроль
Во гипотезой аудита следует понимать предположение аудитора (догадка) о причинах возникновения и существования проблем, несовершенства определенных позиций в организации выполнения бюджетной программы
В качестве гипотез аудита возможно также рассматривать:
o несовершенство (недостаточность, противоречивость) законодательно-правовой базы, нормативно-методологического обеспечения;
o отсутствие (несовершенство) отчетности об исполнении бюджетной программы
По результатам проведенной работы разрабатывается программа аудита, в которой конкретизируются период, цель и процедуры аудита, указываются гипотезы аудита и методы их исследования, или ориентировочные вопросы для проработки в ходе аудита эффективности.
Целью разработки программы аудита является определение мероприятий, которые необходимо выполнить при проведении аудита эффективности, и предоставления детальной инструкции по работе. Программа, как правило, согласовывается с главным ним распорядителем бюджетных средств или с ответственным исполнителем бюджетной программыи.
Составление программы аудита имеет целью:
o сосредоточиться на сборе необходимых доказательств / фактов;
o определить границы аудиторской работы;
o передать знания молодым специалистам;
o заложить основу для документирования результатов работы и т.д.
Программа аудита имеет следующие основные элементы: последовательность вопросов; цели аудита; критерии аудита; типы необходимых доказательств / фактов; источники доказательств / фактов; методика аудита; процедуры аудита
В отдельных случаях, по решению руководителя органа. ГКРС, программа аудита также может соглашаться с инициатором его проведения
В случае несогласия главного распорядителя бюджетных средств или соответствующего исполнителя бюджетной программы разработанной программе аудита решения о цели и процедуры проведения аудита эффективности пр риймае руководитель органа. ГКРС, что его проводит.
Для упрощения процесса обобщения информации и обеспечения единых подходов к ее сбора и вида в программу аудита целесообразно разрабатывать таблицы, анкеты и т.д.
. Проведение аудита эффективности (II этап) состоит из следующих стадий:
o сбор данных, их обобщение и анализ с целью подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез аудита;
o подготовка выводов и предложений, реализация которых повысила бы уровень выполнения бюджетной программы;
o обсуждение результатов с участниками аудита эффективности. На уровне главного распорядителя бюджетных средств для опровержения или подтверждения гипотез аудита должны быть исследованы такие ориентировочные вопро ния:
o оценить, цели исследуемой бюджетной программы связаны с целями долгосрочной государственной программы и отвечают функциям главного распорядителя;
o определить, не дублирует и противоречит исследуемая программа другим программам;
o выяснить, определял главный распорядитель показатели, которых необходимо достичь каждому исполнителю бюджетной программы, правильно ли они определены;
o исследовать соответствие фактических получателей бюджетных средств тем, которые были определены на этапе планирования, и выяснить причины отклонения;
o исследовать расчетов, наличие проектно-сметной документации и утвержденного механизма прохождения средств;
o проанализировать достаточность утвержденных объемов бюджетных средств для удовлетворения технологических потребностей, возможность привлечения альтернативных источников финансирования;
o проанализировать эффективность внедренной системы отчетности, в тч по ее ориентации на продукт;
o определить, отчитывался главный распорядитель по реализации изучаемых программ, а также насколько его отчеты являются надежными;
o определить, анализировал главный распорядитель возможность реализации программы другими путями или средствами;
o установить, регламентирован порядок проведения контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдаются установленные требования
С целью выяснения этих вопросов исследованию подлежат документы:
o нормативно-правовые акты, в том числе внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность главного распорядителя и реализацию бюджетной программы;
o стратегический план (долгосрочная / среднесрочная программа);
o паспорт бюджетной программы и обоснование к ней, сметы, расчеты в смет и заключены договоры по выполнению программы;
o порядок прохождения и использования бюджетных средств;
o порядок отчетности о результатах;
o материалы внутреннего и внешнего контроля;
o бухгалтерская и статистическая отчетность;
o внутриведомственные годовые отчеты по сфере деятельности
В распорядителей бюджетных средств (ответственных исполнителей) анализ сосредотачивается на механизмах, которые позволяют эффективно управлять бюджетными средствами, выполнять указания вышестоящего руководства и своеч одновременно предоставлять надежную финансовую, бухгалтерскую и другую информации.
На уровне получателей бюджетных средств необходимо проанализировать:
o обеспечена единую трактовку существующей нормативно-методологической базы для целевого и эффективного использования бюджетных средств, или понятными были указания распорядителя бюджетных средств (отв ответственное исполнителя) и состояние их выполнения
o или позволяла материально-техническая база, имеющиеся кадры и т.д. быть исполнителем бюджетной программы;
o или отчетность, направлялась распорядителю бюджетных средств (ответственному исполнителю), была достоверной;
o как повлияла ритмичность финансирования на достижение запланированных результатов
o. На уровне пользователей результатами бюджетной программы методом опроса (собеседования, анкетирование, интервьюирование) выясняется:
o состояние осведомленности граждан о существовании исследуемой программы;
o состояние удовлетворения спроса граждан в программе качеством полученных социальных услуг за счет бюджетной программы;
o целесообразность функционирования исследуемой бюджетной программы;
o недостатки и просчеты при выполнении программы, видение путей их устранения
На всех этапах и стадиях аудита эффективности применяются такие методы сравнения:
o в динамике показателей деятельности отрасли, министерства, предприятия, учреждения (до и после утверждения программы);
o плановых и отчетных показателей;
o соответствующих показателей у получателей бюджетных средств и субъектов хозяйствования, которые не участвовали в выполнении бюджетной программы;
o с лучшим отечественным и зарубежным опытом в сфере реализации бюджетной программы, технологическими и другими нормами и т.д.. На всех этапах и уровнях процесса исследования может проводиться опрос в фо орми анкетированиея.
Основные требования к составлению анкет:
o анкета должна содержать не более 12 вопросов;
o вопрос формируются в порядке от простых к сложным;
o лаконичность вопросов (не более 15 слов);
o однозначность вопросов;
o охват не менее 5% пользователей программы;
o опрашиваемые должны быть заверены в том, что анкеты являются анонимными и собранные данные будут использованы в обобщенном виде. Непосредственный руководитель аудитора (руководителя аудиторской группы)
систематически контролирует ход проведения аудита эффективности, выполнения его программы, соблюдение сроков и обоснованность выводов
Цели и задачи управленческого аудита
Систематическое проведение независимой оценки готовности фирмы к эффективному функционированию особенно важно перед приобретением предприятия или его целевом инвестировании. Для этого необходимо проделывать обязательные процедуры, гарантирующие потенциальному инвестору эффективность и надежность вложения средств. Как правило, проверяются:
· Финансово- экономические показатели(финансовое состояние, прошлая и текущая результативность, потенциал роста, ценовая политика, доля занимаемого рынка);
· Юридическая «чистота» (оформление прав собственности в соответствии с законодательством);
· Техническая экспертиза основных средств.
Управленческий аудит- это диагностическое исследование управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности и внесения необходимых корректировок в управленческий процесс на основе методологии аудиторской деятельности и разработанных рабочих заданий.
В ходе оценки системы управления проверяется :
· Комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рынке, стратегическому целеполаганию и тактическому планированию;
· Распределение областей ответственности среди высшего руководства и функциональных обязанностей между подразделениями;
· Информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных выполнения основных бизнес — процессов;
· Наличие и качество стандартов выполнения работ по производству, поставке и реализации продукции.
Основная цель управленческого аудита — оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в условиях рынка. На основе этой оценки разрабатывается программа проведения изменений, проводится расчет затрат, необходимых для реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров.
При проведении управленческого аудита решаются следующие задачи:
· Оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, реализация стратегических целей;
· Оценивается технология бизнес — процесса, т.е. процесса производства и реализация каждого продукта предприятия. Оценка технологии включает анализ выполнения основных частей бизнес — процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, анализ себестоимости продукта, его качества и методики ценообразования;
· Оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведение кадровой политики;
· Проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, составляющих бизнес- процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков , а так же их соответствие стратегии и модели управления;
· В результате оценки процедур , структуры управления , а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности менеджмента организации.
Управленческий аудит строится на получении, анализе и синтезе информации о деятельности организации для определения возможностей повышения ее эффективности. Для определения возможностей повышения эффективности организации изучаются применяемые в ней управленческие технологии.
Организационные основы управленческого аудита
Управленческий аудит основан на методологии ситуационного подхода к управлению , при котором специфика и формы исследования в основном определяются характером объекта и предметом аудита.
Порядок привлечения аудитора к проверке:
Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту. Как правило, оформляется официальное предложение аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведения аудиторской проверки. В случае согласия аудитор направляет письмо — обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой представления заключения.
После обмена письмами аудиторской фирмой и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны:
· Предмет договора и обязанности сторон ;
· Сроки и место проведения аудиторской проверки;
· Стоимость работ и порядок расчетов;
· Порядок сдачи- приемки работ;
· Ответственность сторон;
· Конфиденциальность;
· Разрешение споров;
· Прекращение договора ранее намеченного срока;
· Форс- мажорные обстоятельства;
· Прочие условия;
· Срок действия договора и юридические адреса сторон.
Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» и Гражданскому Кодексу РФ.
Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента аудита КСК групп
В одном московском рекламном агентстве стали происходить странные вещи: налоговая без конца закидывает требованиями об уплате налогов и даче пояснений по отчетности, блокирует расчетные счета, заказчики отказываются от работы с агентством без объяснения причин, банки отказывают в выдаче кредитов. Собственники бизнеса, не являясь специалистами в области бухгалтерского учета и налогообложения, решили привлечь к решению проблемы профессионалов и заказать инициативный аудит.
Что такое инициативный аудит?
Инициативный аудит – это аудиторская проверка, которая проводится по решению учредителей либо руководства предприятия.
Основной целью инициативного аудита является анализ состояния бухгалтерского, налогового или управленческого учета. Инициативный аудит может проводиться в процессе подготовки к годовой бухгалтерской отчетности или с целью подтверждения достоверности финансовой отчетности, а также выявления нарушений при ведении учета. Результатом проведения инициативного аудита является формирование свода замечаний, установленного в ходе аудита и выдача рекомендаций по устранению данных замечаний.
Федеральный закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ не содержит понятия «инициативный аудит», поэтому инициативный аудит проводится по той же методике, что и обязательный. Отличие состоит лишь в том, что инициативный аудит проводится по желанию заказчика, а не по требованию закона.
Очень часто, особенно на этапе активного роста, собственники бизнеса вынуждены прибегать к услугам аудиторских компаний для проведения инициативного аудита. Цели проведения инициативного аудита могут быть самые разные, они могут быть связаны:
- необходимостью анализа существующей системы учета и выстраивания системы на перспективу;
- появлением каких-либо проблем на предприятии финансового характера;
- желанием собственника или руководителя удостовериться в правильности ведения учета на предприятии и компетентности главного бухгалтера;
- необходимостью получения кредита;
- подготовкой к изменениям в структуре бизнеса вследствие открытия новых направлений;
- проверкой эффективности хозяйственной деятельности организации при ее продаже или покупке
- с иными обстоятельствами, требующими особого контроля над деятельностью компании, подразделениями предприятия и бухгалтерским (финансовым) учетом.
Параллельно выполнению основной цели проведения инициативного аудита, могут быть решены и вспомогательные задачи. Например, инвентаризация активов организации, оценка системы внутреннего контроля на предприятии, проверка благонадежности партнеров по бизнесу и т.д.
Так, например, к нам обратился предприниматель, который решил купить готовый бизнес по продаже запасных частей. После проведения инициативного аудита компании выяснилось, что большая часть дебиторской задолженности была сомнительной по причине недобросовестности контрагентов-покупателей, товарные остатки на складе не соответствуют данным бухгалтерского учета, имеется существенная задолженность по налогам не отраженная в балансе компании на отчетную дату. По итогу аудита предприниматель решил не покупать этот бизнес.
Инициативный аудит включает в себя как аудит всей компании, так и отдельных элементов учета, в зависимости от целей, которые ставятся перед аудиторами.
Как инициативный аудит может помочь компании?
Наиболее популярным направлением инициативного аудита, по нашим наблюдениям, является налоговый аудит. Усиливающееся давление со стороны фискальных органов все чаще заставляет предпринимателей задумываться над вопросами правильности исчисления налогов и сборов, ухода от нелегальных схем предпринимательской деятельности и т.п. Налоговый аудит оценивает существующую систему налогообложения отдельно взятого предприятия и группы компаний, определяет существующие риски и проблемные участки учета, дать рекомендации по оптимизации структуры компании и минимизации налоговых рисков.
Например, после проведения налогового аудита производственной компании выяснилось, что на балансе у компании отсутствуют производственные мощности, в штате нет производственного персонала, необходимого для поддержания производственного процесса, отсутствуют склады в собственности либо в аренде для хранения сырья и готовой продукции. Совокупность данных обстоятельств позволила сделать вывод о получении компанией необоснованной налоговой выгоды по Постановлению Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 и, как следствие, риска доначисления существенных сумм налогов и сборов.
Главной задачей инициативного аудита является подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений. При этом любое решение принимается с учетом возможных финансовых, налоговых, юридических, управленческих рисков, изложенных в отчете.
Выводы и рекомендации, сделанные после проведения инициативного аудита, позволяют оптимизировать организацию работы бухгалтерии, выработать финансовую тактику, оптимизировать налоговые выплаты, принять правильные управленческие решения.
В случае рекламного агентства, описанного в начале статьи, причина проведения инициативного аудита была продиктована жизненной необходимостью, так как отсутствие заказчиков и постоянные блокировки расчетных счетов могли привести компанию к краху. Своевременное проведение аудита, предоставление собственникам рекомендаций по устранению многочисленных текущих нарушений и смена главного бухгалтера позволили наладить учет в агентстве, решить проблемы с налоговой, получить кредит, участвовать в тендерах и привлекать новых заказчиков.
Компания КСК Аудит профессионально занимается проведением инициативного аудита и оказанием аудиторских услуг предприятиям из различных отраслей деятельности. Обращайтесь к профессионалам!
Дополнительная информация на сайте КСК групп
Партнерский материал