Государственное регулирование аудиторской деятельности

Проблемы управления: теория и практика

Зизекалова Е.А.

Современные тенденции регулирования аудиторской деятельности в России

Зизекалова Екатерина Андреевна — аспирант, кафедра теории и методологии государственного управления, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Ekaterina.zi@bk.ru SPIN-код РИНЦ: 3102-3786

Аннотация

Качество результатов аудиторской деятельности на протяжении последнего десятилетия является объектом повышенного внимания предпринимателей, государства и общества. Связано это с тем, что аудиторы и аудиторские организации подтверждают достоверность отчетности хозяйствующих субъектов, деятельность которых затрагивает государственные и общественные интересы. В этой связи вопросы регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, в частности проводивших аудит отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, приобретает высокую актуальность.

Система регулирования аудиторской деятельности формировалась на протяжении последних двадцати лет и на сегодняшний день приобрела форму, отвечающую в том числе международным требованиям к организации такого вида регулирования. Вместе с тем нестабильность состояния рынка аудиторских услуг и процветание недобросовестной предпринимательской деятельности потребовали трансформации подходов к регулированию аудита в России. Целью настоящей статьи является рассмотрение современных тенденций регулирования аудиторской деятельности в России и проблем, связанных его осуществлением. Для решения поставленной цели автором решаются следующие задачи: анализ этапов становления системы регулирования аудита в России, рассмотрение нормативных и методологических основ осуществления регулирования аудиторской деятельности, анализ роли и мета контроля в системе регулирования аудита, идентификация проблем, связанных с осуществлением регулирования аудиторской деятельности в России на современном этапе. Особое внимание автор уделяет анализу современного состояния рынка аудиторских услуг, в частности проблемам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности на современном этапе.

По результатам проведенного исследования предлагаются возможные пути совершенствования регулирования аудита в России, которые позволят не только оптимизировать деятельность субъектов регулирования аудита, но и будут способствовать повышению качества результатов аудиторской деятельности и повышению степени доверия пользователей к отчетности клиентов аудиторов и аудиторских организаций.

Ключевые слова

Государственное регулирование, государственный контроль, саморегулируемые организации аудиторов, аудит, аудиторская деятельность.

DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10015 Введение

Аудит является достаточно молодым видом предпринимательской деятельности, однако на протяжении последнего десятилетия внимание к качеству оказания аудиторских услуг со стороны хозяйствующих субъектов, государства и

общества многократно возросло. Связано это преимущественно с тем, что субъекты аудиторской деятельности в рамках оказания аудиторских услуг подтверждают достоверность сведений, отраженных в отчетности аудируемых лиц, в роли которых выступают в том числе хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории общественно значимых.

Качество оказания аудиторских услуг обеспечивается также за счет качественного регулирования деятельности субъектов рынка аудита. Необходимо отметить, что аудит является видом профессиональной деятельности, в отношении которого осуществляется смешанный тип регулирования — со стороны государства и профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций аудиторов.

Современная система регулирования аудиторской деятельности, отражающая состояние рынка аудиторских услуг, в том числе на основе данных о результатах деятельности аудиторов и аудиторских организаций, сформировалась в первом десятилетии XXI века, однако процесс ее совершенствования продолжается и сегодня.

Целью настоящей статьи является рассмотрение современных тенденций регулирования аудиторской деятельности в России и проблем, связанных с его осуществлением. Для решения поставленной цели автором решаются следующие задачи: анализ этапов становления системы регулирования аудита в России, рассмотрение нормативных и методологических основ осуществления регулирования аудиторской деятельности, анализ роли и мета контроля в системе регулирования аудита, идентификация проблем, связанных с осуществлением регулирования аудиторской деятельности в России на современном этапе.

Регулирование аудиторской деятельности рассматривается в работах ряда отечественных ученых . Однако необходимо отметить, что вопросы регулирования аудита недостаточно подробно освещаются в научных работах, а ряд источников ввиду многократных нормативных и организационных изменений на рынке аудиторских услуг утратил свою актуальность. Настоящая статья аккумулирует современные требования к организации регулирования аудита в России, основываясь на актуальных положениях нормативных правовых и методологических документов, а также отражает результаты контрольной деятельности в отношении субъектов рынка аудиторских услуг, что позволяет по результатам проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию регулирования аудита в России.

Этапы становления системы регулирования аудита в России

Как уже отмечалось, в отношении аудиторской деятельности осуществляется смешанный тип регулирования — государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. В рамках настоящей статьи под регулированием будет пониматься совмещение нормативно-правового регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, методологического обеспечения осуществления аудиторской деятельности и контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций.

Начало становления системы регулирования аудиторской деятельности в России датируется 1993 годом, когда Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 22631 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временными правилами определялись правила отнесения организаций к категории аудиторских, в соответствии с которыми аудиторские фирмы регистрировались как предприятия, создававшиеся в целях осуществления аудиторской деятельности, и могли иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Временными правилами также предусматривалась возможность осуществления физическими лицами аудиторской деятельности как индивидуально, так и в составе аудиторской деятельности.

Второй этап становления системы регулирования аудиторской деятельности в России ознаменовался формированием первого государственного органа регулирования аудита в России. Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-рп2 принято решение о создании Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Создание обособленного органа регулирования аудиторской деятельности означало новый этап развития системы регулирования аудита в России . В число задач Комиссии входила разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность , а также Комиссия была уполномочена выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организовала ведение государственных

2 Распоряжение Президента Российской Федерации «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» от 04.02.1994 № 54-рп // КонсультантПлюс . URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 3080/ (дата обращения: 01.10.2019).

реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений, осуществляла организацию публикации в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и осуществляла в установленном порядке деловые контакты с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, участвовала в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности, представляла интересы Российской Федерации по вопросам аудита за рубежом.

Третьим этапом становления системы регулирования аудита в России явилось принятие первого закона, регулирующего порядок осуществления аудиторской деятельности, — Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»3 (далее — Закон № 119-ФЗ). Закон № 119-ФЗ устанавливал более строгие требования к организации аудита, по сравнению с ранее действующими нормативными правовыми актами, а также закреплял принципы аудиторской деятельности, вводил обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливал требования к системе контроля качества, аттестации и лицензированию аудиторской деятельности.

На четвертом этапе формирования системы регулирования аудита в России был принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»4 (далее — Закон № 307-ФЗ), пришедший на смену ранее действующему Закону № 119-ФЗ. Большинство положений Закона № 119-ФЗ легли в основу нового закона. Вместе с тем закон № 307-ФЗ, действующий и сегодня, приобрел статус основополагающего нормативного правового акта в сфере регулирования аудиторской деятельности в России.

Необходимо отметить, что, несмотря на то что Закон № 307-ФЗ был принят чуть более десяти лет назад, изменения, обусловленные трансформациями рынка аудиторских услуг в России, вносились в Закон № 307-ФЗ более 15 раз.

Помимо вышеуказанных этапов, на становление системы регулирования аудита повлиял целый ряд факторов, в том числе интеграция системы регулирования аудиторской деятельности в международные объединения, внедрение международных

стандартов аудита, передача функции по контролю и надзору за аудиторскими организациями, оказывавшими аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам, от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативные и методологические основы осуществления регулирования аудиторской деятельности в России

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы регулирования аудиторской деятельности, являются Закон № 307-ФЗ и Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 203н5 (далее — Положение № 203н). В связи с тем, что Положение № 203н формировалось с учетом требований Закона № 307-ФЗ, рассмотрим основные положения Закона № 307-ФЗ, регламентирующие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

Законом № 307-ФЗ разграничиваются вопросы регулирования, осуществляемого государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. Так, статьей 15 Закона № 307-ФЗ определяются функции государственного регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого уполномоченным федеральным органом, к которым относятся выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, контрольного экземпляра реестра аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг и иные предусмотренные Законом № 307-ФЗ функции.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 3296, функции по выработке

5 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2015 № 203 «Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля» // КонсультантПлюс . URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 195785/ (дата обращения: 01.10.2019).

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, функции, определенные статьей 15 Закона № 307-Ф3, устанавливают полномочия Министерства финансов Российской Федерации.

Помимо деятельности по осуществлению нормативно-правового регулирования аудита, реализуемого Министерством финансов Российской Федерации, методическую и методологическую поддержку субъектам аудиторской деятельности оказывают саморегулируемые организации аудиторов, членами которых являются аудиторы и аудиторские организации. Так, в соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 307-Ф3 саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают внутренние стандарты аудиторской деятельности, принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов.

Контроль в системе регулирования аудиторской деятельности

Рассматривая регулирование аудиторской деятельности как совокупность нормативно-правового регулирования и контроля за деятельностью субъектов рынка аудиторских услуг, необходимо отметить, что Законом № 307-Ф3 также регламентируются вопросы осуществления контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, субъектами которых выступают уполномоченный орган по контролю и надзору в лице Федерального казначейства (до 2016 года — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) и саморегулируемые организации аудиторов.

Важно отметить, что саморегулируемые организации осуществляют контроль качества работы всех своих членов — аудиторов и аудиторских организаций, а государство — только аудиторских организаций, проводивших аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым, в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, относятся организации, ценные бумаги которых допущены к организационным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг, и консолидированная финансовая отчетность.

Министерством финансов Российской Федерации ежегодно на официальном сайте публикуются результаты контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. По данным отчета, в 2018 году субъектами контроля было проведено 4382 проверки, в том числе 1012 проверок аудиторских организаций и 3370 проверок аудиторов. Из них 240 проверок было проведено Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, проводивших аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что количество аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам, стремительно сокращается: в 2018 году данная категория включала в себя 590 аудиторских организаций (в 2016 году их количество составляло более 600 аудиторских организаций) из 4100 аудиторских организаций, состоявших в саморегулируемых организациях аудиторов в 2018 году.

В 2018 году саморегулируемыми организациями аудиторов проведено 772 проверки аудиторских организаций: 397 проверок проведено саморегулируемой организацией «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация), 375 проверок — саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество».

Сравнивая показатели контрольной деятельности уполномоченного органа по контролю и надзору и саморегулируемых организаций аудиторов, необходимо отметить неравнозначность количества проверяющих в субъектах контроля: проверки Федерального казначейства проводились силами 75 штатных контролеров, проверки саморегулируемых организаций осуществляли 296 контролеров.

Важно также обратить внимание на результаты контроля, выражающиеся в количестве мер воздействия, принятых по результатам проведенных проверок. Законом № 307-ФЗ определено, что саморегулируемая организация аудиторов в отношении своего члена, допустившего нарушение установленных требований, может вынести меру дисциплинарного воздействия в виде предписания об устранении выявленных нарушений, предупреждение о недопустимости нарушения установленных требований, приостановить членство аудитора или аудиторской организации в составе саморегулируемой организации аудиторов на срок до 180 календарных дней, исключить аудитора или аудиторскую организацию из реестра саморегулируемых организаций аудиторов, наложить штраф или принять иные меры, предусмотренные внутренними документами такой саморегулируемой организации.

Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе применять все вышеперечисленные меры воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушение установленных требований, за исключением наложения штрафов в отношении объекта контроля. Еще одно отличие мер воздействия, применяемых уполномоченным органом по контролю и надзору, заключается в том, что при необходимости применения наиболее строгих мер воздействия в виде приостановления или прекращения членства аудиторских организаций в реестрах саморегулируемых организаций такая мера воздействия направляется не в адрес проверенной аудиторской организации, а в адрес саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация является.

Так, в 2018 году по результатам проведенных проверок саморегулируемыми организациями аудиторов было принято 154 меры воздействия, в том числе 50 мер воздействия в отношении аудиторов и 104 меры воздействия в отношении аудиторских организаций.

Федеральным казначейством по результатам проведенных в 2018 году проверок было принято 203 меры воздействия в отношении аудиторских организаций, оказывавших аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам.

Осуществлять количественное сравнение результатов контрольной деятельности уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и саморегулируемых организаций аудиторов не совсем корректно ввиду того, что, как было неоднократно отмечено, уполномоченный орган по контролю и надзору проводит проверки лишь в отношении определённого сегмента рынка аудиторских услуг. Вместе с тем провести качественное сравнение структуры мер воздействий, вынесенных субъектами контрольной деятельности, представляется возможным.

Саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам проверок аудиторских организаций, проведенных в 2018 году, вынесено 5 предписаний, обязывающих устранить выявленные нарушения, 94 предупреждения о недопустимости нарушений, 5 предписаний о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов. В 2018 году не было фактов вынесения штрафов в отношении аудиторских организаций и случаев исключения аудиторских организаций из членов саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральным казначейством по результатам проведенных в 2018 году контрольных мероприятий вынесено 45 предписаний, обязывающих устранить нарушения, 126 предупреждений о недопустимости нарушений установленных требований, 27 предписаний о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов и 8 предписаний об исключении аудиторских организаций из членов саморегулируемой организации аудиторов.

В ходе сравнения количества вынесенных субъектами контроля мер воздействия в отношении проверенных аудиторских организаций отмечается значительная диспропорция в количестве вынесенных мер воздействия. Отдельно необходимо отметить отсутствие фактов исключения саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам проведенных ими проверок аудиторских организаций из своих реестров.

В 2017 году в Законе № 307-ФЗ в силу вступили требования о необходимости обеспечения минимальной численности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в результате которых количество саморегулируемых организаций аудиторов сократилось с пяти до двух. На сегодняшний день существование двух саморегулируемых организаций аудиторов тоже находится под угрозой в связи с тем, что ежегодно количество субъектов аудиторской деятельности под влиянием негативных факторов рынка аудиторских услуг стремительно сокращается. Поэтому перед саморегулируемыми организациями аудиторов возникает трудноразрешимый вопрос: не подвергнется ли риску дальнейшее существование саморегулируемой организации аудиторов в результате массового вынесения мер воздействия об исключении из членов такой саморегулируемой организации недобросовестных субъектов аудиторской деятельности?

Кроме того, в рамках контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций субъекты контроля нередко сталкиваются с проблемой уклонения аудиторов и аудиторских организаций от прохождения контроля. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2018 году в рамках проверок Федерального казначейства имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения предстоящих проверок. От прохождения контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями аудиторов, в 2018 году уклонились 238 аудиторов и 268 аудиторских организаций.

Вышеуказанные проблемы с учетом негативных тенденций рынка аудиторских услуг, выражающихся в сокращении количества аудиторов и аудиторских организаций, снижении привлекательности аудиторской профессии, неравномерности распределения количества клиентов и доходов от проведения аудита между крупнейшими аудиторскими организациями и остальным рынков, демпинге цен на аудиторские услуги, требуют незамедлительного принятия мер по совершенствованию регулирования аудита в России.

Пути совершенствования регулирования аудиторской деятельности в

России

Ввиду того что аудиторская деятельность затрагивает общественные и государственные интересы, пути совершенствования регулирования аудита должны быть в первую очередь направлены на улучшение профессионального климата на рынке аудиторских услуг. В частности, необходимо разработать комплекс мер, которые позволят привлекать молодых специалистов в аудиторскую профессию и будут мотивировать действующих участников рынка аудиторских услуг на продолжение своей профессиональной деятельности.

Во многом текущее положение субъектов рынка аудиторских услуг зависит от подходов к осуществлению контрольной деятельности со стороны государства и саморегулируемых организаций аудиторов. В этой связи необходимо пересмотреть систему наказаний саморегулируемыми организациями аудиторов, своих членов, за недобросовестное осуществление аудиторской деятельности, которое не подвергало бы риску существование саморегулируемой организации аудиторов при необходимости исключения нарушителей обязательных требований из реестра, но в то же время стимулировало субъектов аудиторской деятельности к добросовестному и качественному оказанию аудиторских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как было отмечено выше, уклонение от прохождения проверок является на

сегодняшний день серьёзной проблемой, препятствующей выявлению субъектов

аудиторской деятельности, некачественно оказавших аудиторские услуги и уже

выдавших аудиторские заключения своим клиентам. Зачастую перед необходимостью

прохождения обязательной проверки аудиторы и аудиторские организации выходят из

состава саморегулируемой организации, тем самым лишая субъект контроля основания

для проведения необходимых контрольных мероприятий. В целях разрешения

сложившейся ситуации необходимо усовершенствовать механизмы взаимодействия

субъектов контроля, предусматривающие направление уведомления о намерении

такого субъекта аудиторской деятельности покинуть саморегулируемую организацию перед прохождением контроля.

Разработка и внедрение в практику регулирования аудита мер по предлагаемым направлениям совершенствования регулирования аудиторской деятельности будут способствовать повышению качества оказания аудиторских услуг в России и повышению степени доверия пользователей отчетности к результатам аудиторской деятельности.

Заключение

Роль государства в жизни субъектов предпринимательской деятельности на протяжении долгого времени являлась предметом дискуссий в научных и политических кругах. Вместе с тем очевидно, что регулирование предпринимательской деятельности, затрагивающей общественные и государственные интересы, должно способствовать развитию регулируемого рынка.

На сегодняшний день рынок аудиторских услуг, в отношении которого осуществляется регулирование со стороны государства и саморегулируемых организаций, проходит непростой период, требующий своевременного принятия мер от субъектов регулирования.

В частности, рынок аудита стремительно теряет привлекательность среди молодых специалистов, участники рынка аудиторских услуг ежегодно массово покидают рынок, а в отношении крупнейших аудиторских организаций и остального рынка наблюдается очевидная диспропорция в распределении количества клиентов и доходов от оказания аудиторских услуг.

В этой связи необходимо разработать комплекс мер, который позволит сохранить рынок аудиторских услуг в России и в то же время оптимизировать деятельность субъектов регулирования аудита. Своевременная разработка механизмов совершенствования регулирования аудита, в частности усиление взаимодействия субъектов регулирования аудита, пересмотр системы наказания за недобросовестное оказание аудиторских услуг, а также повышение привлекательности аудиторской профессии будут способствовать повышению доверия пользователей отчетности, в том числе в лице государства и общества, к результатам аудиторской деятельности.

Список литературы: АбакумоваА.В. Основы аудита. СПб.: СПб ГУИТМО. 2009.

Азарская М.А. Институциональная модель российского аудита // Экономические науки. 2015. № 127. С. 130-133.

Анохова Е.В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России // Аудитор. 2013. № 1. С. 15-22.

Бездольная Т.Ю., Вовченко Е.В. Роль контроля качества аудиторских услуг в России // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ставрополь: Институт дружбы народов Кавказа, 2016. С. 19-24.

Бездольная Т.Ю., Кузьминых С.Ю. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций // Экономический анализ и аудит: теория и практика, Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 21-22 ноября 2013 г. М.: Litres, 2017. С. 52-56.

Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс клувер, 2005.

Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития / под ред. Р.П. Булыги. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Васильева Е.А. Контроль качества аудита в России и за рубежом // «Регионология». 2013. № 2. С. 32-38.

Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Юриспруденция», 2011.

Zizekalova E.A.

Current Regulatory Trends of Audit Activities in Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anokhova E.V. (2013) Perspectives Development of System External Quality Assurance Audit in Russia. Auditor. No. 1. P. 15-22.

materialam Vserossyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 21-22 noyabrya 2013 g. Moscow: Litres. P. 52-56.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ и ЦБ РФ (в отношении аудита банков). Основные функции данных органов определены ст. 18 Закона об аудите, среди них:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторами (аудиторскими организациями) лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при Департаменте государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ создан Методический совет, функции которого определены ст. 19 Закона об аудите. Работу но аттестации и лицензированию проводит Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия

(ЦАЛАК). Аудиторы и аудиторские организации в целях обеспечения условий своей деятельности, защиты интересов могут создавать профессиональные аудиторские объединения. Такие объединения действуют на некоммерческой основе. Официальное признание профессиональных объединений осуществляется через их аккредитацию уполномоченным федеральным государственным органом. Порядок аккредитации и права аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определены в ст. 20 этого же Закона.

В настоящее время действует Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, которая была создана в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о Комиссии утверждено Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп. Комиссия является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

И. Epшoвa

Предпринимательское право…

АУДИТ

РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. В. СУДАКОВ Кубанский государственный аграрный университет

Система регулирования аудиторской деятельности в России формировалась с учетом мировой практики. Поэтому для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах. Существуют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция контроля за аудиторской деятельностью; вторая — на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями. Необходимо отметить, что и в государственной модели также присутствуют элементы саморегулирования, а их принципиальное различие состоит лишь в степени государственного влияния.

Применение модели аудита со строго централизованной системой государственного регулирования присуще практически всем странам Западной Европы. Для данной модели характерно регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и подзаконных актов, охватывающих абсолютно всех участников аудиторской деятельности и большее количество их взаимоотношений. На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществлению контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности. Саморегулирование аудиторской деятельности при данной модели незначительно

и выражено в совместной работе с уполномоченными государственными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональных объединений.

Модель саморегулирования аудиторской деятельности применяется в таких странах, как США и Великобритания, традиционно отличающихся от других стран с развитой рыночной экономикой концепцией бухгалтерского учета и права. Ведущую роль в системе органов регулирования аудита в таких странах занимают профессиональные аудиторские объединения, для этого им переданы все основные функции, такие как аттестация аудиторов, осуществление контроля за качеством аудита, а также разработка стандартов и норм аудита. Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности.

В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России, на взгляд автора, можно выделить шесть уровней.

Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части — законы «Об акционерных обществах», «О Центральном Банке РФ». К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного закона.

Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (статья 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом «особенностей российской экономики» он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме Указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно части 1ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются

на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», от 12.06.2002 № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы:

— правила (стандарты), обязательные для исполнения;

— правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;

— правила (стандарты), носящие рекомендательный характер.

Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила .

Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни — к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений . Они издаются объединениями

в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля за качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита.

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

В современных условиях, характеризующихся, в первую очередь, активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают МСА. Между тем Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечест-

венной литературе по аудиту . Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:

1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ преимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

2. Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то же время в ходе практической деятельности регулирование осуществляется, в том числе, и на основе гражданско-правовых норм.

3. Наличие федеральных законов, регулирующих смежные отношения с учетом специфики аудиторской деятельности применительно к отдельным видам деятельности и нормативно-правовых актов, не учитывающих особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Наличие источников регулирования, которые не могут быть полностью охарактеризованы как правовые, однако имеют значительное влияние на аудиторскую деятельность. К таким относятся в первую очередь Кодекс этики аудиторов и международные стандарты аудита.

За период с начала проведения экономических реформ и вплоть до настоящего времени различные органы государственной власти регулировали и контролировали аудиторскую деятельность. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» значительно повлиял на структуру регулирования аудиторской деятельности в РФ: им был определен орган, уполномоченный осуществлять регулирование аудиторской деятельности, при котором в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг был создан Совет по аудиторской деятельности. Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

— уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфина России;

— Совета по аудиторской деятельности;

— аккредитованных аудиторских объединений;

— аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 функции регулирования аудиторской деятельности закреплены за Минфином России. На него в рамках регулирования аудиторской деятельности были возложены функции по разработке законов, подзаконных и нормативно-правовых актов, организации системы надзора за деятельностью аудиторских организаций и объединений, ведению реестров субъектов аудиторской деятельности, лицензирование и аттестация.

Такой объем возложенных функций на Минфин России в части регулирования аудиторской деятельности можно объяснить необходимостью воздействия государства на идущие процессы формирования рынка аудиторских услуг. Известные в области аудита специалисты отмечают, что такое избыточное наделение полномочиями Минфина России может привести к негативным последствиям . С данной точкой зрения можно согласиться, учитывая тот факт, что регулирование той и или иной сферы предпринимательства в части профессиональных вопросов не должно принимать жестких форм государственного администрирования.

В настоящее время в рамках проводящейся в России административной реформы установлены «избыточные» функции Минфина России как уполномоченного органа, осуществляющего регулирование аудиторской деятельности. К ним были отнесены такие функции, как контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности, ведение реестров субъектов аудиторской деятельности, аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов. Данные функции планируется передать аудиторскому сообществу в лице аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Данный орган, участвующий в регулировании аудиторской деятельности, был создан в целях учета мнения профессиональных аудиторов. Члены совета утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51 % от общего числа членов), федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, кроме этого в нем присутствуют пред-

ставители уполномоченного органа, Центрального банка РФ и других органов государственной власти. К основным функциям, возложенным на Совет по аудиторской деятельности, относятся: участие в подготовке и рассмотрении проектов документов, регламентирующих аудиторскую деятельность совместно с Минфином России; разработка и доработка федеральных правил (стандартов); контроль за процессом повышения квалификации аудиторов; подготовка информационных и методических материалов; исследование зарубежного опыта в развитии аудиторской деятельности.

Совет по согласованию с Минфином России вправе создавать для обеспечения деятельности комиссии рабочие и экспертные группы, в том числе для подготовки предварительных предложений по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. Совет на основе возложенных на него функций осуществляет надзор за соблюдением представителями аудиторской профессии общественных интересов.

Одной из форм регулирования аудиторской деятельности в России можно считать деятельность аккредитованных аудиторских объединений. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» дано определение аккредитованному аудиторскому объединению: таковым признается саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Аккредитация профессиональных аудиторских объединений подразумевает их официальное признание и регистрацию в уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности. Право получить статус аккредитованного имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1 ООО аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В дальнейшем планируется, что такой статус смогут получить те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться не менее 3 000 аудиторов или не менее 1 500 аудиторских организаций. Зарубежный опыт показывает, что укрупнение и укрепление аудиторских объединений положительно повлияет на развитие аудиторской профессии. При большом

количестве саморегулируемых аудиторских объединений (CAO), по мнению ряда авторов, существует вероятность того, что они из-за опасения потерять старых членов и стремления привлечь новых будут предлагать более удобные условия членства, ослабляя контроль за качеством . Укрупнение CAO, несомненно, позволит монополизировать саморегулирование аудиторской деятельности. Количественные ограничения, установленные в законопроекте, могут существенно изменить ситуацию, сложившуюся на рынке аудита, так Минфину России будет легче осуществлять контроль за ограниченным числом CAO . Например, А. Ю. Тоть-ева указывает, что ограниченное количество CAO на рынке аудиторских услуг может создать ситуацию, когда аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, выполняя требования законопроекта, будут вынуждены соглашаться и на невыгодные для себя условия членства, поскольку у них не будет возможности выбирать CAO в силу небольшого количества последних на рынке аудиторских услуг . На взгляд автора, существование большего количества CAO может негативно сказаться на репутации всего аудиторского сообщества, ибо для привлечения новых членов более слабые объединения в части реализации функций, возложенных на них Минфином России, будут прибегать к снижению требований к своим членам, чем могут нанести значительный ущерб качеству аудита.

Помимо количественного состава аудиторское объединение должно выполнять и другие требования, в частности, иметь соответствующие рабочие органы, разработать обязательные для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики, а также систему контроля за соблюдением установленных правил и качеством проводимого аудита.

Необходимо отметить, что существуют две позиции в части определения статуса саморегулируемых организаций:

— саморегулируемые организации как продолжение государственного регулирования аудиторской деятельности и его замена;

— саморегулируемые организации как инструмент обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений с основной задачей — способствовать самоорганизации этих отношений.

Роль CAO на нынешнем этапе развития аудиторской деятельности рассматривается с точки зрения эффективности их работы по повышению качества аудита бухгалтерской отчетности, проводимого членами этих объединений, результативности принимаемых мер по развитию профессии,

организации взаимодействия с предприятиями и организациями — потребителями аудиторских услуг . Профессиональные объединения разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями, пишет Д. О. Грачев . Существует и другое мнение. Например, Л. И. Булгакова указывает, что «развитие саморегулируемых профессиональных объединений аудиторов — одно из направлений развития аудиторской деятельности» . Автор считает, что передача CAO ряда функций, относившихся к государственному регулированию, позволит обеспечить единые условия и требования к своим членам, повысить качество аудиторской деятельности. В то же время совсем отказаться от участия государства в регулировании аудиторской деятельности нельзя, тому свидетельствуют последние скандалы, связанные с проведением аудита крупных зарубежных компаний (Enron, Worldcom, Swissair).

К настоящему времени сложились все условия для укрепления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений. Такие задачи, как подготовка аудиторов, разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществление большей части контроля за качеством работы аудиторов в полной мере могут решаться ими. Учитывая грядущую отмену лицензирования аудиторских организаций, а также проекты поправок в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», можно отметить, что такой вопрос рассматривается. Федеральным законом от

02.07.2005 № 80-ФЗ были внесены дополнения в ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым с 01.01.2006 предполагалось отменить лицензирование аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что многие вопросы в части передачи полномочий Минфина России в CAO не были решены, ст. 1 Федерального закона от

29.12.2006 № 252-ФЗ срок отмены лицензирования был перенесен на 01.07.2007.

После вступления в силу указанных изменений условием осуществления аудиторской деятельности будет являться не прохождение лицензирования, а обязательное членство в CAO, что «будет способствовать быстрейшей структуризации аудиторского сообщества» . Правительством РФ подготовлены необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», согласно которым такие функции, как внешний контроль качества аудиторских организаций, применение мер ответственности по итогам контрольных мероприятий, утверждение

программ повышения квалификации аудиторов, ведение Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций предполагается возложить на саморегулируемые аудиторские объединения.

При реализации указанных изменений возникает проблема правового обоснования требования обязательного членства аудиторских организаций в саморегулируемом объединении, как не соответствующего Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ). Ограничение на осуществление предпринимательской деятельности может существовать только в форме определенного запрета. При этом условие о вступлении в какие-либо объединения для занятия определенным видом деятельности не должно рассматриваться как запрет, а может быть дополнительной обязанностью юридических и физических лиц. Кроме того, еще одним источником аргументов против обязательного вступления аудиторских организаций в CAO служат и другие нормы ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация организаций и лиц в установленном законом порядке. Данное положение относится и к аудиторским организациям инеус-танавливает зависимость от членства в каком-либо объединении, позволяя осуществлять аудиторскую деятельность на основании специального разрешения-лицензии. Но вместе с тем указанное требование как обязательное для занятия определенными видами деятельности не является единственным в законодательстве. В настоящее время существуют саморегулируемые организации, обязательное членство в которых позволяет осуществлять такие виды предпринимательства, как арбитражное управление, нотариальная, оценочная деятельность, профессиональное участие на рынке ценных бумаг. Существует мнение ряда экспертов, считающих, что члены таких саморегулируемых организаций попадают в полную зависимость от них, поскольку последние наделены полномочиями, позволяющими проводить против своих членов меры дисциплинарной ответственности, такие как исключение из объединения, что впоследствии лишает их права осуществлять свою профессиональную деятельность. Кроме того, саморегулируемые организации наделены правом отказать в регистрации новым членам по разным обстоятельствам, не всегда объективным, что может повлечь за собой негативные последствия в виде злоупотреблений руководства данных объединений. А. И. Булгакова в своем исследовании указывает на то, что обязательное членство в CAO вообще не согласуется с основополагающим принципом осуществления участ-

никами гражданско-правовых отношений своих субъективных прав своей волей и в своем интересе, а также с принципами свободы договора и добровольности при создании юридических лиц (п. 1 и п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9, ст. 18, ст. 421 ГКРФ). Кроме того, в поддержку мнения противников указанного законопроекта указывается, что обязательное членство в саморегулируемых объединениях, являющееся одним из условий занятия предпринимательской деятельностью, противоречит ч. 2ст. 30 Конституции РФ. Так, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Кроме того, в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В настоящее время нет однозначного мнения по вопросу о правомерности установления обязательного членства в саморегулируемом объединении как одного из необходимых условий для осуществления аудиторской деятельности. Для прояснения необходимо обратиться к сложившейся практике Конституционного суда РФ (КС РФ), которая указывает на неприемлемость принципа добровольности для членства в таких объединениях, как нотариальные палаты. В своем постановлении от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» КС РФ пришел к выводу, что нотариальные палаты имеют публично-правовое предназначение, которое проявляется в осуществлении контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей. А постановлением КС РФ от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» было установлено, что принцип добровольности может быть применим для членства и в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (ст. 30 Конституции РФ, ст. 117 ГК РФ). Кроме того, КС РФ, подтверждая законность обязательного членства в СО, отметил, что руководство таких общественных объединений не имеет права немотивированно отказывать в членстве. Другими словами, если претендент полностью соответствует требованиям, предъявляемым к членам СО, отказать ему в приеме нельзя.

Проанализировав постановления КС РФ, можно сделать вывод, что скорее всего он поддержит правомерность требования обязательного членства в CAO как условия для осуществления аудиторской деятельности. Таким образом, модель государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ может быть трансформирована в саморегулируемую модель, основываясь на легитимной передаче основных функций уполномоченного государственного органа — Минфина России саморегулируемым объединениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы представляют собой последний уровень регулирования аудиторской деятельности в РФ. Регламентация деятельности субъектов данного уровня осуществляется посредством нормативно-правовых актов, разрабатываемых вышестоящими субъектами аудиторской деятельности, в том числе иСАО.

Литература

1. Андреев В. ^.Государственное регулирование аудиторской деятельности// Налоги (газета), 2006.

— № 3.

2. Аскери О. Успех зависит от искусства пропаганды// Новые системы финансового учета.

— 2005. — № 8.

3. Булгакова Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования. — М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: Проблемы определения правового статуса//Журнал российского права. — 2004. — №1.

5. Данилевский Ю.А. Нельзя игнорировать интересы цивилизованного аудита//Аудитор. — 2002. — № 12.

6. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М. Аудит.

— М.: ФБК-Пресс, 2002.

7. Красновская Т. Г., Соколов Б. Н. Законопроект об аудите: точка еще не поставлена//Аудитор.

— 2001. — № 5.

8. Крикунов А. В. Шаг за шагом//Финансовая газета. — 2002. — № 27.

9. Потапова Е., Мамедова Л. Родственные души// Новые системы финансового учета. — 2006. — № 1.

10. Руднев В. Новые стандарты аудита//Аудит и налогообложение. — 2002. —№ 12.

11. РуфА. Л.<<Узкие места» Закона об аудиторской деятельности//Аудитор. — 2002. — №1.

13. Соколов Б. Н. Профобъединения аудиторов сегодня//Аудит и налогообложение. — 2004.

— № 11.

14. Терехов А. А. Аудит: законодательные решения. — М. : Финансы и статистика. 2003.

15. Тотъева А. Ю. Правовой статус саморегулируемых аудиторских объединений//Налоги. -2006. — № 1.

Подписка eLIBRAMMlll

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *