Субъект коррупционного преступления

На рассмотрение Государственной Думы поступила законодательная инициатива заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного Выборный
Анатолий Борисович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0210 (Чертановский – г.Москва) .

Проект федерального закона № 232807–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию».

В пояснительной записке к законопроекту автор указывает, что, ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по приведению национального уголовного законодательства в соответствие с содержащимися в Конвенции положениями, направленными на борьбу с активным и пассивным подкупом различных должностных лиц как в публичном, так и в частном секторах.

Для однозначной трактовки любой формы неправомерного преимущества, в том числе нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет, статьи 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.

Эти деяния наказываются: штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

Увеличивается и наказание за мелкое взяточничество в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, ранее отнесенное к категории небольшой тяжести. Законопроектом предлагается отнесение подобного деяния к категории преступлений средней тяжести. Соответственно увеличиваются сроки давности за дачу и получение взятки с 2-х до 6-ти лет.

Вносимые в Уголовный кодекс изменения направлены на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за подкуп национальных и иностранных третейских судей. Как считает автор, отсутствие уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление своими полномочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений.

Законопроектом предлагается распространить на третейских судей действие статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

УДК 343

СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

SUBJECT OF CORRUPTION

А.В. ФАДЕЕВ, М.Г. ЛИТВИНЦЕВ (A.V. FADEEV, M.G. LITVINCEV)

Рассматривается вопрос о субъекте коррупционного правонарушения. Приводятся выдержки из международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Анализируется законодательство стран СНГ и РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ. Даются авторские предложения по закреплению понятия «субъект коррупционного правонарушения» в действующем законодательстве.

Ключевые слова: субъект коррупционного правонарушения, международно-правовые конвенции, имплементация международно-правовых норм, должностное лицо, коррупция, публичный статус, судебная практика, зарубежное антикоррупционное законодательство.

25 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» . В нем вводится понятие коррупции, в основе которого лежит «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения», также говорится о совершении коррупционных деяний «от имени или в интересах юридического лица», но отсутствует понятие субъекта коррупционного правонарушения -перечня лиц, подпадающих под ответственность за «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».

Дискуссионным считается вопрос о субъектах преступлений против порядка управления и в коммерческих организациях.

Упоминание в ст. 2 п. «в» понятия «коррупционное правонарушение» позволяет сделать вывод о наличии, помимо уголовной, также административной, гражданской и

дисциплинарной ответственности за коррупционные деяния.

В ратифицированной РФ «Конвенции ООН против коррупции» в ст. 2 п. «а» понятие «публичное должностное лицо» означает: любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, иностранное публичное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

«Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» понятие «публичное должностное лиц» определяет как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие

© Фадеев А.В., Литвинцев М.Г., 2010

в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства.

Конкретизация субъектов коррупционных правонарушений содержится в ст. 9 модельного закона стран СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» :

1. Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с гражданским кодексом государства и настоящим законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица.

2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений могут быть государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими.

3. Субъектами административных коррупционных правонарушений в соответствии с кодексом государства об административных правонарушениях, по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.

4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны:

— должностные лица;

— государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

— лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных);

— иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях.

5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъектом коррупционного правонарушения по Трудовому кодексу РФ могут

быть признаны работники и работодатели. Например, при приеме на работу бывший государственный или муниципальный служащий обязан сообщить сведения о прежнем месте работы в течении двух лет после увольнения из соответствующих органов, а работодатель — проинформировать государственный орган или муниципалитет о новом работнике. В противном случае последний может быть уволен по основаниям, предусмотренным ст. 84 и п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, а работодатель понесет административную ответственность по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях субъектом коррупционного правонарушения может быть признано должностное лицо, лицо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (ст. 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума), юридическое лицо (ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), а также граждане (ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах). Могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционные правонарушения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6) и др. Определение должностного лица дается в примечании к ст. 2.4.

В правоотношениях, регулируемых Гражданским кодексом РФ , субъектом коррупционного правонарушения может выступить физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации, подаривший и принявший подарок, стоимость которого превысит 3 000 рублей (ст. 575. Запрещение дарения), либо нарушивший порядок предоставления услуг (например, гл. 39. Возмездное оказание услуг). В этом случае наступает уголовная ответственность.

Так как перечень коррупционных преступлений в Уголовном кодексе РФ УК РФ является дискуссионным, на наш взгляд,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъектом коррупционного преступления могут быть признаны граждане (ст. 291. Дача взятки), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 204. Коммерческий подкуп), кандидаты на выборах (ст. 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), частные нотариусы и аудиторы (ст. 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), частным детективом или работником частной охранной организации (ст. 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей), государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285, п. 4), иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (ст. 285, п. 5), свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, переводчик (ст. 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу), адвокаты (ст. 303. Фальсификация доказательств), подозреваемый, обвиняемый (ст. 302. Принуждение к даче показаний), спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов).

Должностные лица несут ответственность по ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями и др., отдельно выделена ответственность членов избирательной комиссии (ст. 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума), лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глав органов местного самоуправления (ст. 285, п. 2, 3), судей (ст. 305. Вынесение заведомо неправо-

судных приговора, решения или иного судебного акта), следователя или лица, производящего дознание (ст. 302. Принуждение к даче показаний).

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных

корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285. Примечание).

Суды в разные годы сталкивались с трудностями при определении субъекта должностного преступления. Некоторые суды включали в понятие должностного лица отдельные категории технических работников и материально-ответственных. Так, в советское время субъектами должностного преступления признавались преподаватель, временно зачисленный в учебное заведение для приема вступительных экзаменов, главный врач больницы, за деньги помещавший в больницу и ускорявший оказание медицинской помощи, лесник, давший разрешение на порубку леса, лица, выполняющие свои обязанности на общественных началах, общественные контролеры, внештатные сотрудники милиции, нештатные корреспонденты редакции журналов, кладовщики.

В постановлении Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 сказано, кого следует относить к представителям власти: это работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов Советов народных депутатов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.). Кроме того субъектом должностного преступления могут быть ли-

ца, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий. Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 добавляет к субъектам преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и такое лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. Также сказано, что поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, подлежат ответственности по ст. 290 УК РФ.

В последнем постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. ещё раз уточнены понятия должностного лица, лица исполняющего функции представителя власти, какие функции являются организационно-распорядительными и административно-хозяйственными, функции должностного лица по специальному полномочию. Отграничены преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Любопытно будет узнать, как имплементируется модельный закон стран СНГ у наших ближайших соседей. Республика Беларусь приняла 20 июля 2006 г. новый закон «О борьбе с коррупцией» . Согласно ст. 1 данного Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

— государственные должностные лица: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, и лица, занимающие должности в государственных организациях;

— лица, приравненные к государственным должностным лицам: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;

— граждане, зарегистрированные в установленном порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты всех уровней;

— должностные лица негосударственных организаций;

— лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в государственной или частной организации они работают;

— представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;

— государственные служащие, связанные с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

— иностранные должностные лица: должностные лица, члены публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

— лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц: это любое лицо независимо от его должности, профессии, работы.

В ст. 3 Закона вводится понятие «Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений». Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам. Субъектами коррупционных правонарушений являются государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

1 января 2010 г. вступят в силу Законы Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» и «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» . В соответствии с данными законами расширен и конкретизирован круг субъектов, подлежащих ответственности за совершение коррупционных правонарушений:

— лица, уполномоченные на выполнение функции государства или органов местного самоуправления;

— лица, которые для цели данного Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функции государства или органов местного самоуправления:

а) должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

б) члены окружной, территориальной и участковой избирательной комиссии;

в) руководители общественной организации, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета;

г) помощники-консультанты народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

д) лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичную услугу (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены

трудового арбитража, во время рассмотрения коллективных трудовых споров третейский судья, а также в установленных законом случаях другие лица);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) должностные лица иностранных государств и международных организаций;

— лица, которые постоянно или времен-

но занимают должность, связанную с выполнением организационно-предписывающих

или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение такой обязанности в юридических лицах, а также физические лица-предприниматели;

— юридические лица — в определенных законом случаях.

В зарубежных странах антикоррупционное законодательство является основным средством предупреждения и противодействия коррупции. Российская нормативно-правовая база только начинает формироваться. Ратификация РФ международно-правовых конвенций предполагает имплементацию указанных в них положений, среди которых понятие субъекта коррупционного правонарушения занимает одно из ключевых мест.

Исходя из этого, предлагаем внести в ФЗ «О противодействии коррупции» статью «Субъект коррупционного правонарушения».

Субъект коррупционного правонарушения — физическое лицо, в силу своего публичного статуса подлежащее уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Субъектом коррупционного преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ могут быть признаны:

— должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ);

— государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

— поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности;

— лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией;

— кандидаты на выборные должности;

— частные нотариусы и аудиторы;

— адвокаты;

— частные детективы или работники частной охранной организации;

— свидетели, потерпевшие, эксперты, специалисты, переводчики;

— спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов;

— иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации;

— граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:

— должностные лица (ст. 2.4);

— лица, являющиеся членами органа управления организации независимо от формы собственности;

— юридические лица и иностранные юридические лица;

— граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ: физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ: работник и работодатель.

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ // Российская газета. — 2008. — № 266. — 30 дек.

2. Конвенции ООН против коррупции. СЗ РФ. -2006. — № 26. — Ст. 2780.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). -Ст. 3424.

4. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

5. Трудовой кодекс РФ. СЗ РФ. — 2002. — № 1.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. СЗ РФ. — 2002. — № 1.

7. Гражданский кодекс РФ. СЗ РФ. — 1994. -№ 32; СЗ РФ. — 1996. — № 5.

8. Уголовный кодекс РФ. СЗ РФ. — 1996. -№ 25.

9. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 // Бюллетень Верховного суда СССР. — 1990. — № 3.

10. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2000. — № 4.

11. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2009. — № 10.

12. Закон Республики Беларусь № 165-3 от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — № 122; 2/1262.

13. Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» № 1506-У1 от

ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курьяков И.А., к. э. н., доцент Омского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

В статье исследуется проблема коррупции в российском обществе, возможности ее возникновения и распространения в условиях рыночных преобразований и глобализации, социальные и экономические последствия для государства.

Ключевые слова: Коррупция, трансформационные преобразования, противодействие коррупции, злоупотребление, коррупционные явления, взятка, должность, борьба, дестабилизация страны.

В словаре С.И.Ожегова коррупция характеризуется как » подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». То есть коррупция-это конфликтная ситуация, которая возникает между должностным лицом и работодателем, или конфликт между выборным лицом и интересами общества. Но как бы мы не квалифицировали и не называли выше упомянутые ситуации, многие виды коррупции связаны в основе своей, как правило, с взяточничеством и мошенничеством, которые совершает должностное лицо и может быть отнесено к категории преступлений против государственной власти.

Коррупция, к сожалению, сопровождает человечество с древнейших времен. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития стран весьма различны, а поэтому разработать некие универсальные правовые и организационные средства по ее предупреждению и пресечению представляется малореальным. Дело в том, что проблема борьбы с коррупцией характерна и для России, и для всего мирового сообщества. Но Россия приобрела стойкий имидж глубоко коррумпированного государства. Коррумпированность аппарата государственного управления носит глобальный и системный характер. Коррупцией сегодня поражены практически все сферы общества: ЖКХ, образование, здравоохранение, суды, правоохранительная система, государственная служба.

Сегодня коррупция достигла огромных масштабов во всех отношениях и представляет собой серьезную угрозу не только для социальной, экономической, политической, но и для продовольственной, оборонной и иной безопасности страны. Это, с одной стороны. С другой-сложившаяся ситуация отрицательно сказывается, прежде всего, на репутации России, которая является тормозом для привлечения в страну иностранного капитала. Следовательно, коррупция является не только глубинным фактором дестабилизации страны и для ее прогрессивного экономического развития, но и возможность реальной прочности существования самого Российского государства. На страницах СМИ, по телевидению и радио, на совещаниях различных уровней, ведется постоянно разговор о необходимости борьбы с коррупцией. О коррупции и коррумпированности практически ежедневно информируется население о все новых и более изощренных фактах взяточничества не только среди чиновников разных ведомств, но и руководителей самых различных уровней власти. Получается, что проблема коррупции является не только одной из самых сложных, стоящих перед органами государственной власти территорий, но и перед российским обществом на современном этапе его развития и функционирования в условиях глобализации экономики.

По данным В.Маркина и А. Бастрыкина, за девять месяцев в производстве следователей СК РФ находилось около 30 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что на 4 тысячи больше, чем за весь период 2012 года. Окончено расследование по 9,2 тысячи уголовным делам. Причем, общий ущерб от выявленных коррупционных преступлений за последние два года превысил 9 миллиардов рублей.

В целях получения представления о личности коррумпированного субъекта (взяткополучателя), А.Ю.Федоров и С.А Алимов, провели самостоятельное изучение 92 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК, рассмотренных судами Свердловской, Челябинской, Курганской, Липецкой и Кемеровской областей, с постановленными по ним обвинительными приговорами (в период с 2000 по 2008 г.). Результаты исследования показали, что лицо, получившее незаконное вознаграждение, является лицом мужского пола,

средний возраст которого составляет 30-32 года. Среди осужденных встречаются лица женского пола, но их доля почти в 2 раза выше, чем доля женщин среди других категорий преступников. Средний возраст женщин, осужденных за получение взятки, составляет 39 лет. Взяткополучатель, как правило, более образованный человек, имеющий высшее образование и высокий уровень знаний. Так, высшее профессиональное образование имели 39% осужденных должностных лиц, получивших незаконное вознаграждение, высшее юридическое образование-20, общее среднее-25, среднее специальное-22, среднее техническое-10%. Все чаще встречаются случаи совершения должностных преступлений лицами с ученой степенью или ученым званием. На момент свершения должностного преступления в каждом втором случае (53,8%), обвиняемые выполняли функцию представителя власти. В каждом третьем случае (30,8%)-организационно-распорядительные функции; в 6,7% изученных дел лицо при свершении должностного преступления исполняло административно- хозяйственные функции.

Есть еще немало примеров проявления коррумпированности чиновников, причем достаточно высокого уровня. Так, следователи изъяли на одном из складов в Санкт-Петербурге 82 предмета старинной мебели, 113 картин известных художников, 2 старинные иконы высотой около 1,5 метра каждая, 13 ящиков с редкими экземплярами книг, принадлежавшие бывшему министру финансов Московской области Алексею Кузнецову и его супруге Жанне Булох. Доказательства причастности Кузнецова к мошенничеству организованной группы в особо крупном размере ( ч.4 ст.159), легализации преступных доходов (ч.3 ст.174.1) и растрате (ч.4 ст.160 УК РФ) закреплены в 340 томах уголовного дела. Общая сумма ущерба, причиненного бюджету Московской области, составляет более 10 млрд. рублей. Процесс экстрадиции Кузнецова из Франции по запросу российских правоохранительных органов длится уже более года.

Возбуждено уголовное дело против главного налоговика Южного Урала-руководителя УФНС по Челябинской области Александра Путина, который заподозрен в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст. 290 УК РФ). По предварительным данным, чиновник получил ее в виде имущественной выгоды-ремонта и отделки принадлежащей ему квартиры на сумму более 1,5 млн. рублей. Причем, работы проводились за счет строительной фирмы одного из челябинских депутатов, впоследствии получившей от УФНС ряд государственных контрактов на ремонты зданий налоговых инспекции.

Сотрудник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской области сам попался на взятке. Полицейский подозревается в том, что 14 октября получил от директора ООО незаконное денежное вознаграждение за отказ в возбуждении уголовного дела. После получения денег он задержан представителями оперативно-разыскной части собственной безопасности областного МВД. А в Москве полицейский пообещал за деньги закрыть глаза за результаты проверки в отношении мужчины и был задержан.

Не обошла стороной коррупционность и жадность высокопоставленных чиновников Омской области. Так, экс депутат городского Совета Александр Дмитриев, он же и руководитель Банка, не удержался от соблазна присвоить 300 миллионов рублей и укрылся в Прибалтике. Но теперь беглец экстрадирован, находится на территории Западно-Сибирского региона, признал свою вину и находится в ожидании суда. Не лучшая ситуация и у бывшего первого заместителя Губернатора Омской области Юрия Гамбурга, который за допущенные злоупотребления арестован и находится в сизо.

В любом государстве во время проведения радикальных реформ, коррупция усиливается. В этот период ослабевает контроль со стороны государственных структур и обнаруживаются пробелы в законодательстве, в котором не нашли отражение многие формы коррупционного поведения представителей власти, бизнеса, других категорий работников, служб и ответственных лиц. Общепризнан и международный характер этого негативного социального явления, который выражается не только в его универсальности, но и в появлении транснациональных разновидностей коррупционной деятельности, снижающих эффективность различных форм и видов международного взаимодействия. В настоящее время на территории РФ коррупция не сводится только к взяточничеству и вымогательству. Вне поля правового регулирования остаются пока другие виды социально и экономически опасной коррупции: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм и протекционизм; непотизм (покровительство родственникам); незаконное обогащение и т. д. Тем не менее, «коррупция» даже во времена античного мира

воспринималась неоднозначно. А «коррумпировать» означало: расстраивать дела, истощать источник, губить свободу, подкупать деньгами (не обязательно должностное лицо). Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип.

Место Страна, годы Индекс

2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003

1 Дания 9,3 9.3 9.3 9.3 9.4 9.5 9.5 9.5 9.5

1 Новая Зеландия 9,3 9.3 9.4 9.3 9.4 9.6 9.6 9.5 9.5

1 Сингапур 9,3 9.3 9.2 9.2 9.3 9.2 9.3 9.4 9.4

4 Финляндия 9,2 9.2 8.9 9.0 9.4 9.6 9.6 9.7 9.7

4 Швеция 9,2 9.2 9.2 9.3 9.3 9.2 9.2 9.3 9.3

6 Канада 8,8 8.9 8.7 8.7 8.7 8.5 8.4 8.7 9.0

7 Нидерланды 8,8 8.8 8.9 8.9 9.0 8.7 8.6 __ 8.9 9.0

8 Швейцария 8,7 8.7 9.0 9.0 9.0 9.1 9.1 8.8 8.5

8 Австралия 8,7 8.7 8.7 8.7 8.6 8.7 8.8 8.8 8.6

10 Норвегия 8,7 8.6 8.6 7.9 8.7 8.8 8.9 8.8 8.5

Вместе с тем, поскольку в современной мировой цивилизации, практическая деятельность многих государств на данном этапе развития рыночных отношений связана с глобализацией экономики, активным внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, рассчитанных на повышение менталитета нации и успешность экономической составляющей, имеется немало стран, в которых фиксируется довольно низкий уровень коррупции, оказывающий влияние на рейтинг страны по индексу восприятия коррупции (Таблица 1). Таблица 1. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции (наименее коррумпированы).

Что касается России, то она в 2010 г., например, была на 154-м месте с индексом 2,1, а в 2011 г. поднялась на 143-е (из183) место и находится в одной группе с такими странами, как Нигерия, Уганда и Белоруссия.

Имеющиеся зарубежный опыт и методы борьбы с коррупцией, подходы к недопущению распространения этого явления, в определенной мере могут быть полезны и для использования в России, но не полностью, а с учетом менталитета населения, а главное-с желанием избавиться от этого позорного явления, которое называется культурно «коррупцией», а для более простого понимания-«взяточничеством».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во всем мире и в большинстве государств борьба с коррупцией велась и, по-прежнему, продолжается. Но, к сожалению, только в некоторых из них есть неоспоримые достижения, которые заслуживают самого серьезного внимания. Возьмем для примера Швецию. Она до середины XIX в. считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. После принятия руководством страны стратегического решения о полной модернизации страны, был разработан и начал исполняться комплекс мер, направленных на полное исключение меркантильных соображений у чиновников. Госрегулирование было основано на стимулах честного и ответственного управления-через налоги, льготы и субсидии, а не с помощью запретов и разрешений, получаемых из тех или иных органов власти. Для граждан был открыт доступ к внутренним документам госуправления, позволивший желающим понимать, как работает государство, а главное-была создана независимая и эффективная система правосудия. В стране были установлены высокие этические стандарты для чиновников. Спустя несколько лет честность стала престижной нормой среди госбюрократии. Зарплаты чиновников сначала превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Со временем усилиями правительства эта разница снизилась до двукратной. Теперь в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире.

Большую роль в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение, благодаря которым в стране с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Общественное мнение превратит такого бизнесмена в неприкасаемого и ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом общении. Оно вынудит такого чиновника уйти с должности и не позволит никогда больше получить работу ни на госслужбе, ни в частном бизнесе. В результате, проявление коррупции, вообще нечестность в частном бизнесе, и в госуправлении встречаются крайне редко. А вот другой пример-Сингапур. В момент обретения независимости в 1965г. страна была с очень высоким уровнем коррупции. За относительно короткий период с момента получения самоуправляемости в составе Британской империи в 1959г. до 1990г. уже в статусе независимой страны Сингапур прошёл путь от бедной страны до высокоразвитой, с высоким уровнем жизни и постиндустриальными секторами экономики. Этот путь стал реализацией выбора, сделанного в 1959г. премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю. Именно он решил из портового города, в который завозилась даже пресная вода и строительный песок, сделать финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Но для этого было необходимо снизить уровень коррупции. Регламентировали действия чиновников, устраняли двусмысленности во всех законах, отмену многих разрешений и лицензирования, последовательно и неукоснительно соблюдали принцип верховенства и равенства всех перед законом, упрощали процедуры деятельности органов власти, стали строго следить за соблюдением этических стандартов.

Центром противодействия коррупции стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции. Граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. С началом антикоррупционной кампания Бюро инициировало расследования даже против министров правительства Ли Куан Ю и его родственников. Министры, уличённые в коррупции, были приговорены к реальным срокам заключения. Этим Ли Куан Ю доказал всем гражданам государства, что в его правительстве министры и другие ответственные должностные лица могут быть только неподкупными и высококвалифицированными. Снижая уровень коррупции Ли Куан Ю сумел показать, что упорный и квалифицированный труд всегда будет иметь высокую оплату и приводить к высокому уровню жизни. Создание образа Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства привлекло внутренние и иностранные инвестиции в экономику, способствовало быстрому экономическому росту страны.

Антикоррупционное законодательство Сингапура постоянно пересматривается с целью сокращения возможностей совершения коррупционных действий. Укрепляется судебная система, судьям кроме привилегированного статуса, дали и высокие оклады. Предприняты были и неординарные акции, вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и коррумпированных госслужб. Сегодня Сингапур занимает лидирующее место в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию. Элементы антикоррупционной стратегии Сингапура заслуживают изучения и творческой адаптация к российским условиям.

Разработанная и принятая в Сеуле (Южная Корея) в 1999г. по воле мэра Гох Куна антикоррупционная программа «OPEN» позволила гражданам реально контролировать работу госчиновников . Они и сейчас могут в любое время проследить ход рассмотрения документов по своему обращению через Интернет, быть в курсе, как решаются вопросы о выдаче разрешений или санкций по тому или иному делу, а когда наиболее вероятно проявление коррупции, протестовать. На первом этапе мэр Сеула предложил жителям города писать ему лично открытки с указанием того, что им не нравится. Он лично все эти открытки читал. Отдельно он следил за открытками предпринимателей. Всем служащим мэрии он включил в тексты контрактов положения о том, что каждый будет уволен без объяснения причин при малейшем подозрении от предпринимателя, который с ним контактировал, о затягивании решения его проблемы или о требовании взятки за такое решение. Если чиновник был не согласен с положением в новом контракте, с ним он не подписывался, а чиновник увольнялся с должности. Строгое соблюдение этих принципов привело к тому, что за несколько лет коррупция во взаимодействиях бизнеса и муниципальных органов власти исчезла практически полностью, а антикоррупционная программа «OPEN» стала своеобразным эталоном отношения к работе в органах власти, как к служению интересам граждан и страны.

Таким образом, коррупция в условиях рынка и глобализации экономики-не только сложный социально-экономический, нравственный, но и политический феномен, возникновение и развитие которого возможно в современном обществе, когда появляется всеобщий эквивалент, создающий возможность обменивать «все без разбора». Но поскольку история взяточничества не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, потому и изучение накопленного человеческого опыта противодействия взяточничеству является непременным условием научного познания данного социально-правового явления.

Коррупционные явления должны серьезно беспокоить российское общество. Принятый Госдумой в первом чтении очередной президентский законопроект по противодействию коррупции расширяет круг лиц, которым запрещается иметь счета в иностранных банках и предписывается декларировать доходы-свои и членов семьи. В перечень включаются все федеральные государственные служащие, работники Центрального Банка, государственных корпораций и лица, чья деятельность связана, прежде всего, с вопросами национальной безопасности страны.

На наш взгляд, причин и возможностей для успешной борьбы с коррупцией, как явлением, имеется немало. В стране за последние годы разработано много самых различных мероприятий, приняты серьезные документы, взяв на вооружение и четко их исполняя, на всех уровнях власти, можно успешно бороться и не создавать условий для создания даже коррупционных ситуаций. Например, в стране есть Федеральный закон «О полиции» от 06.12.2011 №410-ФЗ, который принят и одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года и Советом Федерации 2 февраля 2011 г. Издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г.№815.

В целях создания системы противодействия коррупции в РФ, при Президенте РФ образован Совет, который возглавляет Президент РФ. Основными задачами Совета являются:

-подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации госполитики в области противодействия коррупции;

-координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации госполитики в области противодействия коррупции;

-контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Рассматривая такую серьезную проблему, как коррупция, которая является настоящим тормозом в развитии любого общества, отрицательно влияя на экономику и жизнь подавляющего большинства людей, без жестких мер борьбы с этим явлением обойтись практически невозможно.

Проведенные исследования и полученные результаты позволяют сделать выводы и внести некоторые предложения.

1.Внести изменения в Конституцию РФ и в Кодекс РФ о конфискации у коррупционера всего (золото, деньги, валюта, недвижимость, машины, летательные аппараты, плавающие средства, акции, счета за границей, в оффшорных зонах, имущественные доли и земельные участки и т. п., в том числе и записанное на родственников (особенно преклонного возраста).

2.Борьба с коррупцией начинаться должна с нарушителей законов общества, чей уровень оплаты за труд в десятки раз больше, чем у врача, педагога, инженера, экономиста и т. д. «Рыба гниет с головы». На каждом уровне есть своя голова, которая должна быть в ответе за благополучие жизни каждого на конкретно взятой территории, региона, не говоря уже об ответственности за содеянное.

3. Коррупционеру в будущем должно быть категорически запрещено работать на такой должности или ей подобной, а его деятельность подвержена мониторингу.

4.Семья коррупционера имеет право пользоваться (после конфискации) всеми правами гражданина страны: ей должно быть оставлено столько квадратов жилой площади из расчета на каждого, сколько положено согласно ГК РФ и Конституции РФ.

Литература

1. http: www.garant.ru/hotlaw/doc/115976.htm

2. Metelev S.E., Murat M., Lizunov V.V. Economic security policy of the Russian Federation. -Rangendingen, 2016.

6. Информационный бюллетень № 15. 28.06.2003, Коалиция против коррупции в Томской области. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»: http://www.transparency.org.ru/CENTER/DOC/tomsknewsletter15.doc

10. Метелев И.С. Миграционные процессы и экономическое освоение Азиатской России. Прошлое, настоящее, будущее. — Москва, 2012.

11. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа //Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Метелев С.Е. Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям. — Омск, 2012.

13. Метелев С.Е. Методологические аспекты угроз национальной безопасности //Власть. 2011. № 2. С. 26-30.

14. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 69-76.

16. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. -Омск, 2010.

17. Метелев С.Е., Лизунов В.В. Обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации. — Омск, 2014.

18. Метелев,С.Е., Курьяков, И.А. Коррупция и ее проявление в современной России//Закон и право.-М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА».-2009.-№1.-С.3-7.

20. Платова, Г. Еще чуть-чуть «поборолись с коррупцией/Советская Россия.-107(14055).-четверг.-25 сентября 2014.-С.1-8.

21. Программа «Очищение»./ Советская Россия УЛИКИ.-№79(62).-16 октября 2014 г.-с.11-13.

23. Шакирьянов, М.М. Понятие и сущность коррупции./ Закон и право.-№6.-2010.-с.9-11.

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

УКАЗ

от 30 декабря 2016 года N 184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАНДАРТА ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Во исполнение пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в целях предупреждения коррупционного поведения государственных гражданских служащих Республики Калмыкия, создания механизма практической реализации мер по профилактике коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия:
1. Утвердить прилагаемый антикоррупционный стандарт поведения государственных гражданских служащих Республики Калмыкия, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия (далее — антикоррупционный стандарт).
2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Калмыкия обеспечить соблюдение государственными гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, антикоррупционного стандарта поведения.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Республики Калмыкия разработать и утвердить антикоррупционный стандарт поведения муниципальных служащих.

Глава
Республики Калмыкия
А.ОРЛОВ

Элиста
30 декабря 2016 года
N 184

Утвержден
Указом Главы
Республики Калмыкия
от 30 декабря 2016 года N 184

I. Общие положения

1. Антикоррупционный стандарт устанавливает единую систему запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия.
2. Правовой основой антикоррупционного стандарта являются Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Калмыкия.
3. Государственные гражданские служащие Республики Калмыкия, замещающие должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия (далее — гражданские служащие) независимо от замещаемой должности обязаны соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия.

II. Система запретов, ограничений и обязанностей

1. В основе поведения гражданских служащих лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:
реализация прав и обязанностей;
несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии задачами и функциями государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;
принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими, иными государственными органами, другими гражданами, а также с организациями.
1.1. Представление достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах).
Предоставление сведений о доходах осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия включенной в перечень должностей, при замещении которых гражданские служащие обязаны предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также гражданским служащим, замещающим указанную должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Непредставление гражданином при поступлении на должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Невыполнение гражданскими служащими вышеуказанной обязанности, является правонарушением, влекущим освобождение гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушений и способствует созданию атмосферы неприятия коррупционного поведения.
1.2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
Гражданские служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
1.3. Передача подарков, полученных гражданскими служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение гражданского служащего. Поведение гражданского служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка не было связано с его личной выгодой.
1.4. Передача принадлежащих гражданским служащим ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Указанное действие гражданских служащих направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, гражданский служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 «Доверительное управление имуществом» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
1.5. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При наличии таких обстоятельств гражданский служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной гражданской службы Республики Калмыкия, перевода на другую должность в этом же или другом государственном органе.
1.6. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.
В противном случае действия гражданского служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.
1.7. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Гражданские служащие, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление гражданским служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.
1.8. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей.
Гражданский служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки), либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего может осуществляться в любых не запрещенных законом формах и видах.
1.9. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью гражданского служащего. Гражданский служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений о доходах либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной гражданской службы Республики Калмыкия либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.10. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
в отказе гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
в отводе или самоотводе гражданского служащего.
1.11. Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы Республики Калмыкия имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
1.12. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров.
Гражданин, замещавший должности гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя (работодателя) гражданского служащего по последнему месту его службы.
1.13. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
2. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной гражданской службой Республики Калмыкия.
2.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на государственной гражданской службе Республики Калмыкия и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.
2.2. Участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
2.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Гражданский служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.
2.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону гражданские служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку совершенную представителем — гражданским служащим следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Гражданский служащий, при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в органе исполнительной власти, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.
2.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Гражданский служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции — получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.
2.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Гражданский служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.
2.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой Республики Калмыкия, сведения, отнесенные, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую известной гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
Служебной информацией является любая информация, касающаяся деятельности органа исполнительной власти Республики Калмыкия, за исключением общедоступной информации, а также в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов доступ, к которой не может быть ограничен.
Указанное ограничение распространяется также на граждан после увольнения с государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
2.8. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Не создавать в органе исполнительной власти структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
Гражданские служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством, и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений, а также не имеют права заниматься «партийным строительством» или созданием подразделений конфессиональных служб в государственных органах.
Данный запрет полностью направлен на исключение возможности использования должностного положения гражданского служащего в интересах участников общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания, содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и, тем более, пропагандирующие их деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести, мысли и слова.
Исключение из этого запрета — право гражданских служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.
2.9. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Указанное ограничение направлено на недопущение вмешательства в деятельность государственных органов иностранных организаций.
2.10. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Предпочтение кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно должно быть как-то выражено: в виде благ, преимуществ для указанного лица.
2.11. Не допускать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения гражданского служащего, так как следующий шаг после того, как гражданским служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.
2.12. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.
Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
4. В случае возникновения конфликта интересов гражданский служащий обязан обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственного органа.
5. Поведение гражданского служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.
6. У гражданского служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество).
7. Гражданский служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).
8. В служебном поведении гражданский служащий должен воздерживаться от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
9. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Субъект коррупционного преступления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *