Сельский педагог льготы

Минпросвещения 23 марта на своём сайте опубликовало законопроект, который уравнивает в правах на льготу по оплате коммунальных услуг учителей, проживающих в сельской местности, и тех, кто трудится в школах в малых населённых пунктах, но живёт в городе. В Госдуме и Совете Федерации «Парламентской газете» рассказали, поможет ли эта инициатива привлечь в малокомплектные школы высококвалифицированные кадры и на какие ещё льготы сегодня могут рассчитывать учителя, которые поедут работать на село.

Городские педагоги тоже имеют право на льготы

Как следует из проекта закона, льготу по компенсации коммунальных услуг, включая отопление и освещение, распространят на педагогов, которые трудятся в рабочих посёлках, посёлках городского типа и малых городах с населением менее 50 тысяч человек. Утверждать размер, условия и порядок возмещения этих денег будут регионы и кабмин.

Сегодня компенсация расходов ЖКХ сельским учителям составляет, в зависимости от региона, от 1200 до трёх тысяч рублей. В Омской области, которую в Госдуме представляет Олег Смолин, например, размер выплаты составляет около 2300 рублей. Но получить её, уточнил «Парламентской газете» первый зампред думского Комитета по образованию и науке, могут только те педагоги, кто живёт и работает на селе. Учителя, которые ездят на работу из ближайшего райцентра или из города, на такую льготу уже рассчитывать не могут.

Между тем стоимость коммунальных услуг в городе выше, чем на селе. В Омске, например, она доходит до семи тысяч рублей. Смолин уверен, что депутаты «двумя руками» поддержат инициативу Минпросвещения. Тем более что парламентарии давно обращали внимание на несправедливость привязки льгот к месту регистрации их получателей.

Что положено земскому учителю

Как рассчитывают в обеих палатах парламента, законопроект станет ещё одним шагом на пути ликвидации дефицита кадров в сельских школах. «Человек должен иметь право получить качественное образование независимо от того, в какой местности он живёт, каков достаток его семьи», — сформулировала ранее одну из важнейших задач в сфере социальной политики спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Для того чтобы обеспечить малокомплектные школы профессиональными кадрами, с 2020 года в России реализуется федеральная программа «Земский учитель». При разработке документа в кабмине учли опыт программы по привлечению на село медработников и повысили возрастную планку для её участников до 55 лет.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, эта мера позволит привлечь квалифицированных специалистов, которые осознанно решили приехать в село и работать в школе. «Учитель и врач на селе — не просто специалисты, которые ведут приём и дают уроки, это — центр притяжения социальных проектов и общественных идей», — напоминает сенатор.

По условиям программы педагогам, которые приедут работать на село, в посёлки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек, предоставят подъёмные в размере одного миллиона рублей (в школах Дальневосточного федерального округа размер выплаты составит два миллиона рублей. — Прим. ред.). Конкурсный отбор земских учителей продлится до 15 мая, а до 20 июля они должны будут заключить со школой трудовой договор. С нового учебного года педагоги приступят к работе, а до 1 декабря им выплатят подъёмные. Потратить эти деньги можно будет на любые цели. Но взамен специалист должен отработать в сельской школе пять лет с учётом нагрузки не менее 18 часов в неделю.

По мнению Олега Смолина, в будущем программу «Земский учитель» необходимо расширять. Также, с его точки зрения, Правительству стоит продумать меры для закрепления педагога на селе, чтобы спустя пять лет земский учитель не сбежал в город, где у него квартира в ипотеке. Такими мерами, по мнению Смолина, может стать служебное жильё или надбавка в 25 процентов к зарплате, которая существовала и в царский, и в советский период, напоминает депутат.

Директорам и завучам размер компенсации установят регионы

Благодаря принятым в весеннюю сессию поправкам в Налоговый кодекс, подъёмные для земских учителей освободят от НДФЛ независимо от размера выплаты.

«Эта мера позволит привлечь в сельскую местность новых специалистов и повысить качество образования на территории всей страны», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Также 12 марта вступил в силу закон, который позволяет регионам устанавливать компенсации для директоров местных школ и колледжей, а также их заместителей. Как рассчитывают в Госдуме, все эти законы помогут повысить статус земских педагогов и мотивировать выпускников педвузов переезжать из города на село.

Педагогические работники работают на перспективу нашей страны. Они воспитывают будущих тружеников, начальников, ученых и артистов. Поэтому государство предоставляет этим людям множество преференций.

Льготы учителям довольно разнообразны. Одни предназначены только для горожан, другие — для сельских педагогов, третьи являются общими.

Давайте разберемся, на какие выплаты из бюджета преподаватели могут рассчитывать в 2018-2019 году.

Перечислим основные моменты:

  1. Зарплата сельских педагогов устанавливается не ниже средней по региону. Базовая ее часть увеличивается.
  2. Необходимость повышения квалификации за средства бюджета (раз в три года).
  3. Установлены льготы на компенсацию коммунальных платежей, приобретение жилья.
  4. Расписаны правила разделения бюджетов. Учителя, преподающие в федеральных учреждениях, финансируются за счет средств соответствующего уровня. Всем остальным платят из местного бюджета.

Общие преференции учителям

Преподавание считается тяжелой работой. Потому все работники образования пользуются такими льготами:

  1. Сниженная в два раза по сравнению с другими норма рабочего времени — 18 часов в неделю.
  2. Неограниченное совместительство. Особенно актуально в селе, где один человек может преподавать несколько предметов.
  3. Длительный отпуск, предоставляемый в летний период: от 42 до 56 суток.
  4. Досрочное оформление пенсии по выслуге (25 лет).
  5. Возможность отправиться в отпуск на целый год, при наличии непрерывного стажа более 10 лет. Учительская должность при этом сохраняется.

Годовой отпуск и условия его предоставления регламентируются региональными нормативно-правовыми актами.

Льготы на коммунальные платежи в разрезе законодательства

В 2018-2019 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Это означает, что регионы сами устанавливают преференции для системы образования. Они также решают, распространять ли их только на село или предоставлять жителям города.

Однако льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать параметрам, записанным в 55-й статье (пункт 5) закона «Об образовании».

А именно документ предполагает компенсацию трат на:

  • отопление: центральное и природный газ — полностью (по счетчику или норме);
  • уголь, дрова — в соответствии с нормативами;
  • электроэнергию (по установленным правилам);
  • воду и канализацию.

На вышеуказанные преференции имеет право любой работающий педагог, независимо от нагрузки.

Компенсация расходов по ЖКХ в 2018-2019

Исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане стали требовать с госорганов деньги.

Траты регионов сильно разнились ввиду неодинаковости условий жизни. Произошел значительный перекос в доходах людей одной профессии. Из-за этого в 2018 году методика подсчета поменялась.

Правительство рекомендовало регионам компенсировать услуги ЖКХ по усредненным показателям. Сумма в 2018 году составляла 1200 руб. в месяц. Она включает все траты, компенсировать которые обязывает закон. Выплаты начисляются без заявления, по факту работы в школе.

Регионы могут увеличивать указанную сумму по своему усмотрению.

УДК 342.951:351.82; 37.078

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

SOCIAL SUPPORT FOR TEACHING STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

RURAL SETTLEMENTS

©Карамурзова Ж. З.

Кабардино-Балкарский государственн ый университет им. Х. М. Бербекова г. Нальчик, Россия, z.k-1991@yandex.ru ©Karamurzova Zh.

Berbekov Kabardino-Balkarian state university Nalchik, Russia, z.k-1991@yandex.ru

Аннотация. В настоящей статье проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих право педагогических работников образовательных учреждений сельских населенных пунктов на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и тепла. В заключении проведенного анализа, автор приходит к выводу, что в условиях постоянного роста цен и тарифов, а также постоянно растущей инфляции и доходов считаем необходимым восстановить натуральные льготы педагогам.

Ключевые слова: право, педагогические работники, социальные льготы, сельское поселение, образовательное учреждение.

Keywords: right, pedagogical workers, social privileges, rural settlement, educational institution.

Педагогическим работникам образовательных учреждений сельских населенных пунктов, начиная с 30-х г. г. 20 века государством предоставляются льготы в виде освобождения от оплаты жилья и отдельных видов коммунальных услуг. С изменением законодательства Российской Федерации, предоставление натуральных льгот педагогическим работникам было заменено компенсациями расходов на оплату жилых помещений, освещения и тепла.

Согласно ч. 8 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального

бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей .

В субъектах Российской Федерации размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации педагогам расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения различаются. Так, специалистам государственных образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, предоставляется право на ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей. Указанное право сохраняется после увольнения из этих организаций и выхода на страховую пенсию при условии наличия не менее 10 лет стажа работы в сельских населенных пунктах .

Вместе с тем, на территории КБР Постановлением 1111, по аналогии с Постановлением Правительства №963 от 26.10.2013г., введена фиксированная сумма едино-денежной компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией, педагогические работники имели право на меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением без ограничения нормативами потребления указанных услуг. В случае превышения фактических объемов потребления указанных услуг над общим размером полученной едино-денежной компенсацией, вправе были обратиться в управления труда и социального развития по месту жительства за ее перерасчетом, исходя из тех показателей (цен, тарифов, норм и нормативов жилой площади и других), по которым фактически производится оплата жилищно-коммунальных услуг.

Размер ежемесячной денежной компенсации расходов на коммунальные услуги, оплата за которые устанавливается независимо от общей площади жилого помещения, назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам (ставкам), утвержденным уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР в области государственного регулирования тарифов и органами местного самоуправления. Общий размер ежемесячной денежной компенсации состоит из суммы компенсаций на каждый из видов жилищно-коммунальных услуг .

Обоснование частичной оптимизации расходов на оплату отопления и освещения педагогическим работникам сельских населенных пунктов не представлена, на сегодняшний день, ни одним субъектом Российской Федерации. Ранее, при полной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, ежемесячные выплаты в отдельных случаях достигали до 11000-12000 рублей (Новости. Это Кавказ: https://etokavkaz.ru/news/8371).

Данная сумма не была фиксирована законодательными актами субъектов РФ и выплачивалась в зависимости от реально произведенных затрат педагогического работника на отопление и освещение.

Между тем, установление компенсации в твердой денежной сумме не позволяет в полной мере возместить затраты педагогических работников, понесенные в связи с оплатой коммунальных услуг и предусматривает существенное снижение объема ранее получаемых мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам.

На основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 25 мая 2015 г. №156 «О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республики Дагестан» компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1000 руб.

Установление денежной компенсации педагогическим работникам в указанном выше размере является не только произвольным, но и незаконным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 г. №963, установлено назначение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещений в размере 12000рублей. Таким образом, данное Постановление закрепило минимальный предел, ниже которого субъектами РФ не могут быть установлены размеры ежемесячной денежной компенсации.

Согласно ст. 3 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм .

Органы государственной власти субъектов РФ наделены правом принимать нормативные правовые акты, которые устанавливают размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий, предусмотренных для данной категории граждан. Главным при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению компенсаций является то, чтобы не был снижен уровень социальной поддержки педагогических работников. Такой вывод подтверждается материалами судебной практики.

Определением Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 г. №553-О-П, установлено, что механизм предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению достигнутого уровня их предоставления. Таким образом, соответствующие затраты педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения в полном объеме.

Так, в Апелляционном определении Костромского областного суда от 03.02.2014 г. по делу №33-179, суд пришел к выводу, что право педагогических работников на компенсацию не может быть ограничено ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истица имеет право на компенсацию оплаты за электропитание (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 05.05.2015 г. признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 8 ст.12 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 г. №2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» в части слов «Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляется один раз в год в размере 2520 рублей, в Монгул-Тайгинском кожууне — 3708 рублей, Тоджинском и Тере-Хольском кожуунах — 3060 рублей». Данное решение определением Верховного суда РФ от 09.09.2015 г. №92-АПГ15-8 оставлено без изменения.

Таким образом, на основании рассмотренной судебной практики, можно сделать вывод, что субъектами Российской Федерации издаются и принимаются законы, противоречащие Конституции РФ. В частности, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип не ухудшения положения граждан при принятии законов, затрагивающих социальные права граждан, неоднократно подтверждался и решениями Конституционного Суда РФ, в которых содержатся обоснованные правовые позиции по этому вопросу. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты не могут быть отменены без равноценной замены, что должно являться подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств .

Председатель Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Г. И. Меркулова, ни раз обращал внимание территориальных организаций Профсоюза на то, что принимаемые после вступления Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) .

В условиях постоянного роста цен и тарифов, а также постоянно растущей инфляции и доходов считаем необходимым восстановить натуральные льготы педагогам, в соответствии с положением абз. 3 п. 5 ст. 55 ранее действовавшего Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в целях наилучшей защиты педагогических работников сельских образовательных учреждений.

На наш взгляд, восстановление натуральных льгот позволит восстановить социальную справедливость и привлечь молодых педагогических работников в образовательные учреждения сельских населенных пунктов.

В настоящее время заметен отток молодых специалистов из образовательных учреждений сельских населенных пунктов, в связи с чем, государство разрабатывает и внедряет социальные программы, направленные на привлечение молодых кадров в сельскую местность. На фоне развития социальной поддержки педагогическим работникам, будет целесообразным и к тому же необходимым, возвращение к ранее существовавшим натуральным льготам.

Список литературы и источников:

2. Закон КБР от 29.12.2004 №57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802057663 (дата обращения 01.12.2016).

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№1 (январь) 2017 г.

3. Ежемесячные денежные компенсации. Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики Режим доступа: http://mintrudkbr.ru/compensations.html (дата обращения 01.12.2016).

4. О мерах социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Комментарий Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/o-merah-socialnoy-podderzhki-pedagogicheskim-rabotnikam-v-selskoy-mestnosti-rabochih (дата обращения 01.12.2016).

Работа поступила Принята к публикации

В соответствии с пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На территории Владимирской области действует Закон Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», в соответствии с которым меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предоставляются: педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельской местности, а также поселках городского типа, педагогическим работникам в случае их выхода на пенсию, проработавшим в сельской местности, а также в поселках городского типа, не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные частью 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, право на меры социальной поддержки связано с наличием следующих условий, установленных законодателем:

— на момент выхода на пенсию педагогический работник должен иметь стаж работы в сельской местности или в поселке городского типа не менее 10 лет;

— на момент выхода на пенсию он должен пользоваться этой льготой.

Следовательно, меры социальной поддержки возможно получать только при выполнении указанных условий.

Сельский педагог льготы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *