Парижская конвенция о промышленной собственности

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Парижская Конвенция по охране промышленной
собственности
(20 марта 1883 года)

(пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911

г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г.,

в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г.

и изменена 2 октября 1979 г.)

СССР присоединился к Конвенции 19 сентября 1968 года — см. Указ Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII

На Республику Казахстан действие данной Конвенции распространяется с 16 февраля 1993 г. в соответствии со специальной декларацией Премьер-министра Республики Казахстан, направленной в ВОИС.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1

*

*Статьям были присвоены заголовки для удобства пользования текстом. В подписанном (французском) тексте заголовков нет.

(1) Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

(2) Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

(3) Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

(4) К патентам на изобретения относятся различные виды промышленных патентов, признаваемых законодательством стран Союза, как например: ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т.п.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2

(1) В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя их этого их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам.

ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — международное соглашение в области охраны прав на объекты промышленной собственности.

При­ня­та в Па­ри­же 20.3.1883 года. Мно­го­крат­но пе­ре­смат­ри­ва­лась (по­след­ний раз в Сток­голь­ме в 1967 году) и до­пол­ня­лась (1979), по­это­му для го­су­дарств-уча­ст­ни­ков дей­ст­ву­ет в той ре­дак­ции, к ко­то­рой при­сое­ди­ни­лось то или иное го­су­дар­ст­во. СССР при­сое­ди­нил­ся к Па­риж­ской кон­вен­ции в 1965 году и ра­ти­фи­ци­ро­вал все ре­дак­ции, дей­ст­вую­щие на этот пе­ри­од, а позд­нее — и Сток­гольм­скую ре­дак­цию. Кон­вен­ция от­кры­та для при­со­еди­не­ния, на 24.10.2013 год в ней уча­ст­ву­ют 175 го­су­дар­ств (в том числе Российская Фе­де­ра­ция).

В кон­вен­ции вве­де­но по­ня­тие промышленной соб­ст­вен­но­сти и ус­та­нов­ле­на пол­ная сво­бо­да дей­ст­вий в от­но­ше­нии национальных за­ко­но­да­тельств по ох­ра­не промышленной соб­ст­вен­но­сти, за ис­клю­че­ни­ем не­мно­го­численных по­ло­же­ний, ко­то­рые в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны со­блю­дать­ся стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. Объ­ек­та­ми ох­ра­ны промышленной соб­ст­вен­но­сти яв­ля­ют­ся «па­тен­ты на изо­бре­те­ния, по­лез­ные мо­де­ли, про­мыш­лен­ные об­раз­цы, то­вар­ные зна­ки, зна­ки об­слу­жи­ва­ния, фир­мен­ные на­име­но­ва­ния и ука­за­ния про­ис­хо­ж­де­ния или на­име­но­ва­ния мес­та про­ис­хо­ж­де­ния, а так­же пре­се­че­ние не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции».

Промышленная соб­ст­вен­ность по­ни­ма­ет­ся в са­мом ши­ро­ком смыс­ле «и рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на про­мыш­лен­ность и тор­гов­лю в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва, но так­же и на об­лас­ти сель­ско­хо­зяйст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва и до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти и на все про­дук­ты про­мыш­лен­но­го или при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, как, на­при­мер: ви­но, зер­но, та­бач­ный лист, фрук­ты, скот, ис­ко­пае­мые, ми­неральные во­ды, пи­во, цве­ты, му­ка». К па­тен­там на изо­бре­те­ния от­но­сят­ся различные ви­ды промышленных па­тен­тов, при­зна­вае­мых за­ко­но­да­тель­ст­вом стран-уча­ст­ниц (ввоз­ные па­тен­ты, па­тен­ты на усо­вер­шен­ст­во­ва­ние, до­пол­нительные па­тен­ты и сви­де­тель­ст­ва и тому подобное).

Кон­вен­ция ус­та­но­ви­ла прин­цип национального ре­жи­ма для гра­ж­дан стран-уча­ст­ниц, со­глас­но ко­то­ро­му в от­но­ше­нии ох­ра­ны промышленной соб­ст­вен­но­сти гра­ж­да­не ка­ж­дой стра­ны поль­зу­ют­ся во всех других стра­нах-уча­ст­ни­цах те­ми же пре­иму­ще­ст­ва­ми, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­ют­ся или бу­дут пре­дос­тав­ле­ны собственным гра­ж­да­нам.

Важ­ней­шее пре­иму­ще­ст­во, ко­то­рое пре­дос­тав­ля­ет­ся стра­нам — уча­ст­ни­цам Кон­вен­ции, — пра­во при­ори­те­та (кон­вен­ци­он­ный при­ори­тет). Оно пре­ду­смат­ри­ва­ет, что лю­бой зая­ви­тель или его пра­во­пре­ем­ник, по­дав­ший пра­виль­но оформ­лен­ную за­яв­ку на па­тент на изо­бре­те­ние, по­лез­ную мо­дель, промышленный об­ра­зец или то­вар­ный знак в од­ной стра­не, мо­жет в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка ис­тре­бо­вать ох­ра­ну во всех ос­таль­ных стра­нах-уча­ст­ни­цах с со­хра­не­ни­ем при­ори­те­та пер­вой за­яв­ки.

В со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей ка­ж­дая стра­на-уча­ст­ни­ца обя­за­на соз­дать специальную служ­бу по де­лам промышленной соб­ст­вен­но­сти и центральное хра­ни­ли­ще для оз­на­ком­ле­ния об­ще­ст­вен­но­сти с па­тен­та­ми на изо­бре­те­ния, по­лез­ны­ми мо­де­ля­ми, промышленными об­раз­ца­ми и то­вар­ны­ми зна­ка­ми.

Парижская конвенция касается вопросов промышленной собственности в самом широком смысле слова, включая патенты, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели (разновидность «малых» патентов, предусмотренных в законодательстве некоторых стран), фирменные наименования (наименования, используемые при осуществлении промышленной или коммерческой деятельности), географические указания (указания источника происхождения и наименования мест происхождения) и пресечение недобросовестной конкуренции.

Основные положения Конвенции делятся на три категории: национальный режим, право приоритета, общие правила.

1. Положения Конвенции о национальном режиме предусматривают, что в отношении охраны промышленной собственности каждое из Договаривающихся государств обязано предоставлять гражданам других Договаривающихся государств тот же объем охраны, какой оно предоставляет своим гражданам. Правовая охрана, предоставляемая Конвенцией, также распространяется на граждан государств, не участвующих в ней, если они имеют местожительство или реальное и действующее промышленное или коммерческое предприятие в Договаривающемся государстве.

2. Конвенция предусматривает право приоритета в отношении патентов (а также полезных моделей, в тех случаях, когда таковые существуют), знаков и промышленных образцов. Это право означает, что на основании правильно оформленной первой заявки, поданной в одном из Договаривающихся государств в течение определенного срока (12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев для промышленных образцов и знаков), заявитель может испрашивать охрану в любом из остальных Договаривающихся государств. Такие последующие заявки считаются поданными в ту же дату, что и первая заявка. Иными словами, они имеют приоритет (отсюда термин «право приоритета») перед заявками, поданными в указанный период на то же изобретение, полезную модель, знак или промышленный образец другими лицами. Кроме того, такие последующие заявки, в силу того, что они основаны на первой заявке, не подвержены влиянию какого-либо события, имевшего место в этот период времени, такого, как опубликование изобретения или продажа изделий, в которых воплощен соответствующий промышленный образец или которые помечены соответствующим знаком. Одно из важнейших практических преимуществ этой нормы заключается в том, что заявители, желающие получить охрану в нескольких странах, не обязаны подавать все свои заявки одновременно, а имеют в своем распоряжении срок в 6 или 12 месяцев, чтобы решить, в каких странах они желают получить охрану, и должным образом подготовить свои действия, необходимые для получения охраны.

3. Конвенция устанавливает ряд общих правил, которые должны соблюдаться всеми Договаривающимися государствами. Наиболее важными из них являются следующие:

a. В отношении патентов: патенты, выданные в разных Договаривающихся государствах на одно и то же изобретение, не зависят друг от друга: выдача патента одним Договаривающимся государством не обязывает к выдаче патента другие Договаривающиеся государства; заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть аннулирован ни в одном Договаривающемся государстве на том основании, что заявка на патент была отклонена или патент был аннулирован в любом другом Договаривающемся государстве.

Изобретатель имеет право быть указанным в патенте в качестве такового.

Заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть признан недействительным на том основании, что продажа запатентованного изделия или изделия, изготовленного запатентованным способом, подпадает под запрещения или ограничения, вытекающие из национального законодательства.

Каждое Договаривающееся государство, принимающее законодательные меры, касающиеся выдачи принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления предоставленных патентом исключительных прав, может делать это только на определенных условиях. Принудительная лицензия (лицензия, выданная не патентообладателем, а государственным органом соответствующего государства), выдаваемая на основании неиспользования или недостаточного использования запатентованного изобретения, может быть выдана только по требованию, поданному по истечении трех лет с даты выдачи патента или четырех лет с даты подачи заявки на выдачу патента, причем в ее выдаче должно быть отказано, если патентообладатель приводит уважительные причины в оправдание своего бездействия.

Кроме того, аннулирование патента может быть предусмотрено лишь в том случае, если выдача принудительной лицензии была бы недостаточной для предотвращения злоупотреблений. В последнем случае процедура аннулирования патента может быть начата лишь по истечении двух лет с даты выдачи первой принудительной лицензии.

b. В отношении знаков: Парижская конвенция не регулирует условия подачи заявок на регистрацию и регистрации знаков, которые определяются в каждом Договаривающемся государстве национальным законодательством. Следовательно, никакая заявка на регистрацию знака, поданная гражданином Договаривающегося государства, не может быть отклонена и никакая регистрация не может быть признана недействительной на том основании, что подача заявки, регистрация или продление не были осуществлены в стране происхождения. Регистрация знака, осуществленная в одном из Договаривающихся государств, не зависит от его возможной регистрации в любой другой стране, включая страну происхождения; следовательно, прекращение действия или аннулирование регистрации знака в одном Договаривающемся государстве не влияет на действительность его регистрации в других Договаривающихся государствах.

Если знак должным образом зарегистрирован в стране происхождения, он должен, при подаче соответствующего запроса, приниматься к регистрации и охраняться в своем первоначальном виде в других Договаривающихся государствах. Тем не менее, в некоторых строго определенных случаях в регистрации может быть отказано — например, если регистрация знака приведет к нарушению прав, приобретенных третьими лицами, если знак не имеет отличительных признаков, если он противоречит морали или общественному порядку, или если его характер способен ввести публику в заблуждение.

Если в каком-либо Договаривающемся государстве использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении разумного срока и только тогда, когда владелец не может представить доказательств, оправдывающих его бездействие.

Каждое Договаривающееся государство должно отказывать в регистрации и запрещать использование знака, который представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способен привести к смешению со знаком, используемым для обозначения идентичной или сходной продукции, и признается компетентным органом такого государства хорошо известным в этом государстве и принадлежащим лицу, имеющему право на охрану в соответствии с положениями Конвенции.

Каждое Договаривающееся государство должно также отказывать в регистрации и запрещать использование знаков, в состав которых включены, без соответствующего на то разрешения, гербы, государственные эмблемы, официальные знаки и пробирные клейма Договаривающихся государств, если только они не были переданы через Международное бюро ВОИС. Те же положения распространяются и на гербы, флаги, эмблемы, сокращенные и полные наименования некоторых межправительственных организаций.

Охрана должна распространяться на коллективные знаки.

c. В отношении промышленных образцов: Промышленные образцы должны охраняться в каждом Договаривающемся государстве, и в такой охране не может быть отказано на том основании, что изделия, в которых воплощены промышленные образцы, не изготавливаются в соответствующем государстве.

d. В отношении фирменных наименований: Фирменные наименования должны охраняться в каждом Договаривающемся государстве без какого-либо обязательства подачи заявок на регистрацию или регистрации наименований.

e. В отношении указаний происхождения продукта: Каждое Договаривающееся государство должно принимать соответствующие меры против прямого или косвенного использования ложных указаний происхождения продукта или идентификационных данных производителя, изготовителя или торговца.

f. В отношении недобросовестной конкуренции: Каждое Договаривающееся государство должно обеспечивать эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

Парижский союз, учрежденный на основании Конвенции, имеет Ассамблею и Исполнительный комитет. Членом Ассамблеи является каждое государство, которое является членом Союза и которое присоединилось по крайней мере к административным и заключительным положениям Стокгольмского акта (1967 г.). Члены Исполнительного комитета избираются из числа членов Союза, за исключением Швейцарии, которая является членом Исполнительного комитета ex officio. В задачу Ассамблеи входит подготовка двухгодичной программы и бюджета Секретариата ВОИС в части, касающейся Парижского союза.

Парижская конвенция была заключена в 1883 г., пересматривалась в Брюсселе в 1900 г., в Вашингтоне в 1911 г., в Гааге в 1925 г., в Лондоне в 1934 г., в Лиссабоне в 1958 г. и в Стокгольме в 1967 г., и в 1979 г. в нее были внесены поправки.

Право свободного присоединения к Конвенции предоставлено всем государствам. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

Информация о статье 6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности

Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее — Парижская конвенция).

Применение одной из статей Парижской конвенции — статьи 6ter в настоящее время активно обсуждается в рамках Постоянного комитета по законам о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. В мае 2007 г. состоялась 17 сессия названного комитета, в работе которой принимали участие представители Роспатента. Далее приведена информация, составленная с учетом результатов работы указанной сессии.

В соответствии статьей 6ter Парижской конвенции страны-участницы договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию товарных знаков и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или их элементов гербов, флагов и других государственных эмблем стран — членов Парижского Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики.

Изложенные положения применяются не только к государственной символике, но и к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным наименованиями международных межправительственных организаций, членами которых являются одна или несколько стран — участниц Парижской конвенции.

Что касается официальных знаков, клейм контроля и гарантии, то запрет на их применение действует только в случаях, когда содержащие их знаки предназначаются для использования на идентичных или однородных товарах.

Для реализации положений статьи 6ter Парижской Конвенции (далее — статья 6ter) существует специальная процедура, позволяющая странам — ее участницам, а также странам — членам Всемирной Торговой Организации (далее — ВТО), не являющимся участницами Парижской конвенции (далее — страны ВТО), сообщать при посредстве Международного бюро ВОИС (далее — МБ ВОИС) друг другу списки обозначений, которые они намереваются поставить под охрану, а также обо всех последующих изменениях, вносимых в эти списки.

Возможность использования статьи 6ter для стран — членов ВТО предусмотрена статьей 3 Соглашения между ВОИС и ВТО от 22 декабря 1995 г.

Список обозначений, охрана которых осуществляется на основе статьи 6ter, постоянно обновляется при поступлении новых ходатайств на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

В соответствии с установленным порядком ходатайство подается в МБ ВОИС; к нему должны быть приложены 600 копий обозначения, в отношении которого испрашивается охрана. МБ ВОИС, в свою очередь, направляет циркуляр в министерства иностранных дел стран — участниц Парижской конвенции и стран ВТО. Одновременно МБ ВОИС направляет копии циркуляра в соответствующие патентные ведомства.

Стандартный циркуляр содержит наименование заявителя, описание обозначения и информацию о том, изменялось ли оно или использовалось ранее.

Статьей 6ter не установлен срок действия охраны государственных и официальных эмблем, что дает возможность полагать, что охрана обеспечивается до момента, пока соответствующая страна — участница Парижской конвенции или страна ВТО соблюдают положения Парижской конвенции.

Статья 6ter не предусматривает также процедуры и оснований для отзыва ходатайства о предоставлении правовой охраны государственных и официальных эмблем. Отзыв ходатайства встречается довольно редко и, как правило, связан с заменой ранее поставленного под охрану обозначения новым обозначением.

В настоящее время для удобства применения статьи 6ter МБ ВОИС создана электронная база данных о поставленных под охрану в соответствии с этой статьей обозначениях. Эта база данных содержит сведения о 2400 обозначениях. Включенные в базу данных уведомления разделены по группам обозначений: гербы, эмблемы, клейма и т.д.

Указанная база данных является бесплатной и общедоступной, благодаря размещению на официальном сайте МБ ВОИС (http://www.wipo.int/article6ter/en/). Она будет обновляться ежемесячно за счет поступления новых ходатайств. Эта база содержит контактную информацию о заявителях, подавших ходатайство на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

Представляется, что электронная база данных ВОИС должна боле активно использоваться.

В частности, сведения из базы данных должны учитываться при проведении в Роспатенте экспертизы по заявкам на регистрацию товарных знаков.

Практическая необходимость в ее использовании может появиться у заинтересованных лиц в случае возникновения коллизий заявленного в соответствии со статьей 6ter обозначения и заявленными или зарегистрированными товарными знаками с более ранним приоритетом. В таком случае при определенных условиях заявленному в соответствии со статьей 6ter обозначению может быть отказано в охране на территории России. Но коллизия обозначений возникает и в другом случае — когда испрашивается охрана в качестве товарного обозначения, сходного с охраняемым по 6ter обозначением. В такой ситуации у заявителя может возникнуть необходимость получить предусмотренное подпунктом 1(а) статьи 6ter разрешение на регистрацию товарного знака у компетентных властей или в соответствующих случаях — у международных межправительственных организаций.

Таким образом, для предотвращения коллизий целесообразно, чтобы электронная база ВОИС использовалась разработчиками товарных знаков и учитывалась заявителями при подаче заявок на их регистрацию.

В конечном итоге, упомянутая база данных ВОИС должна привлечь внимание государственных органов и международных межправительственных организаций к возможностям, предоставленным статьей 6ter для охраны соответствующих обозначений, принадлежащих государству и таким организациям.

Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения, товарные знаки и иные объекты промышленной собственности, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Она неоднократно пересматривалась и дополнялась на международных конференциях. Участники Конвенции образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). СССР присоединился к Конвенции в 1965 году. В Парижский союз входит более ста государств.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление физическим и юридическим лицам любой страны-участницы такой же охраны их промышленной собственности, «какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства» (статья 2). Целью Конвенции является не только устранение любой дискриминации в отношении иностранных заявителей, но и облегчение иностранным физическим и юридическим лицам приобретения, использования и защиты прав промышленной собственности. Статьей 3 Конвенции к гражданам и юридическим лицам стран Союза приравнены некоторые категории лиц, в зависимости от местожительства или наличия «действительных, серьезных промышленных или торговых предприятий» на территории стран-участниц.

Парижская конвенция не предусматривает создания международных патентов или товарных знаков, которые бы действовали во всех странах-участницах, будучи выданными в отдельной стране. Напротив, статья 4bis Конвенции предусматривает независимость патентов, полученных на одно изобретение в различных странах. В любой другой стране Парижского союза изобретение может свободно использоваться, если оно не было там запатентовано. Точно так же Конвенция не ставит своей задачей создание международного товарного знака.

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приоритете. В соответствии со статьей 4 Конвенции лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-участников, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется правом приоритета для подачи заявки в других государствах-участниках. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьими лицами в течение годичного срока не помешают выдаче патента, так как приоритет и новизна изобретения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в ней, а по времени подачи первой заявки. Конвенционный приоритет предоставляется также при патентовании промышленных образцов (в течение 6 месяцев) и регистрации товарных знаков (на такой же срок).

В связи с ростом заявок на одни и те же изобретения в различных странах, расширением масштабов иностранного патентования возникла необходимость углубления международного сотрудничества в этой области. По этой причине в 1970 году в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации (РСТ). СССР ратифицировал его в 1970 году. Задачей Договора является облегчение процедуры подачи заявок на охрану одной и той же разработки в разных странах и сокращение дублирования в работе патентных ведомств. РСТ устанавливает порядок подачи автором или правопреемником автора изобретения «международной заявки» на получение патента. Такой порядок уменьшает затраты на зарубежное патентование и делает его более оперативным. Предусмотрено создание специальных «международных поисковых органов», которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которых подается заявка на патентование. Договором предусмотрено проведение и международных предварительных экспертиз.

Если универсальные международные соглашения об охране промышленной собственности еще только делают первые шаги по введению единого международного патента, то некоторые региональные договоры с успехом внедрили его в жизнь. Так, Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 года не только установила такой патент, но и создала Европейское патентное ведомство для стран Общего рынка.

Международно-правовая защита товарных знаков кроме Парижской конвенции осуществляется также Мадридской конвенцией о международной регистрации товарных знаков 1891 года. СССР ратифицировал ее в 1976 году. В Конвенции предусмотрена охрана товарных знаков во всех странах-участницах без регистрации этого знака в каждой из них. В Женеве создано специальное Международное бюро по регистрации товарных знаков, в которое подается заявка на регистрацию.

Унификация правовых норм может осуществляться и без заключения международного договора. Возможен путь, при котором совместными усилиями нескольких государств либо с помощью международной организации создается проект типового закона, который заинтересованные государства могут принять в качестве внутреннего законодательства. По этому пути идет, например, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), создавая типовые законы в сфере охраны промышленной собственности для развивающихся стран.

Пакет документов, связанных с созданием Всемирной торговой организации (ВТО) на базе ГАТТ, включает в себя соглашение, специально посвященное интеллектуальной собственности, обозначаемое иногда аббревиатурой ТРИПС (по первым буквам названия по-английски), а иногда — АПИСТ (Аспекты прав интеллектуальной собственности, связанные с торговлей). Текст Соглашения охватывает вопросы, связанные с семью видами интеллектуальной собственности: авторским правом и смежными правами, товарными знаками, географическими указаниями, промышленными образцами, патентами, коммерческой тайной, а также контролем за антиконкурентной деятельностью. «Такая структура явно нивелирует отличительный характер литературной и художественной собственности».

]]> ]]>

Цель соглашения АПИСТ (ТРИПС) заключается в содействии развитию международной торговли и создании для нее более надежной правовой базы. В соответствии со статьей 3 Соглашения страны-участницы должны предоставить гражданам из других стран-участниц не меньший объем прав на объекты интеллектуальной собственности, чем тот, которым пользуются собственные граждане этого государства («национальный режим»). Статья 4 предписывает предоставлять гражданам любой из стран-участниц равные права в вопросах охраны интеллектуальной собственности («режим наибольшего благоприятствования» для иностранцев из других стран, участвующих в Соглашении). Уже к началу 1997 года Соглашения о ВТО и ТРИПС подписали около 100 стран.

Парижская конвенция о промышленной собственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *