Конвенция,
устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях
(Женева, 7 июня 1930 г.)
Германский Рейхспрезидент; Федеральный Президент Австрийской Республики; Его Величество Король Бельгийцев; Президент Республики Соединенных Штатов Бразилии; Президент Республики Колумбии; Его Величество Король Дании; Президент Польской Республики, за Вольный Город Данциг; Президент Республики Эквадор; Его Величество Король Испании; Президент Финляндской Республики; Президент Французской Республики; Президент Греческой Республики; Его Светлость Правитель Королевства Венгрии; Его Величество Король Италии; Его Величество Император Японии; Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская; Его Величество Король Норвегии; Ее Величество Королева Нидерландов; Президент Республики Перу; Президент Польской Республики; Президент Португальской Республики; Его Величество Король Швеции; Швейцарский Федеральный Совет; Президент Чехословацкой Республики; Президент Турецкой Республики; Его Величество Король Югославии,
Желая предупредить трудности, вызываемые разнообразием между законодательством стран, в которых приходится обращаться переводным векселям, и придать таким образом большую устойчивость и быстроту взаимоотношениям в области международной торговли,
Назначили своими уполномоченными:
Германский Рейхспрезидент:
г. Лео Кассовского, советника министерства в Министерстве Юстиции Рейха;
доктора Эриха Альбрехта, советника миссии в Министерстве Иностранных Дел;
доктора Фрица Ульманна, судью Берлинского Суда.
Федеральный Президент Австрийской Республики:
доктора Гвидо Штробеле, советника министерства в Федеральном Министерстве Юстиции.
Его Величество Король Бельгийцев:
виконта Пуллэ, государственного министра, члена Палаты Депутатов;
г. Ж.де ла Валлэ-Пуссэна, генерального секретаря Министерства Наук и Искусств.
Президент Республики Соединенных Штатов Бразилии:
г. Деоклецио де Кампос, коммерческого атташе в Риме, бывшего профессора Юридического Факультета в Пара.
Президент Республики Колумбии:
г. А.Хозе Рестрепо, чрезвычайного посланника и полномочного министра, постоянного делегата при Лиге Наций.
Его Величество Король Дании:
г. Акселя Хельпера, советника министерства в Министерстве Торговли и Промышленности;
г. Вальдемара Эйгтведа, директора «Приватбанкен» в Копенгагене.
Президент Польской Республики, за Вольный Город Данциг:
г. Иосифа Сулковского, профессора Познанского Университета, члена Польской Кодификационной Комиссии.
Президент Республики Эквадор:
доктора Алехандро Гастелю, вице-консула в Женеве.
Его Величество Король Испании:
доктора Хуана Гомец Монтехо, начальника отдела Корпуса Юристов в Министерстве Юстиции.
Президент Финляндской Республики:
г. Филиппа Гренвалл, статского советника члена Высшего Административного Суда в Хельсинки.
Президент Французской Республики:
г. Л.Ж.Персру, профессора Юридического Факультета Парижского Университета.
Президент Греческой Республики:
г. Р.Рафаэля, постоянного делегата при Лиге Наций, поверенного в делах в Берне.
Его Светлость Правитель Королевства Венгрии:
г. Золтана Барани, вр. поверенного в делах Венгерской Делегации при Лиге Наций.
Его величество Король Италии:
г. Амедео Джианнини, государственного советника, полномочного министра.
Его Величество Император Японии:
г. Мори Оно, чрезвычайного посланника и полномочного министра при Федеральном Президенте Австрийской Республики;
г. Тецукиши Симада, судью Кассационного Суда в Токио.
Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская:
г. Ш.Г.Вермер, консула в Женеве.
Его Величество Король Норвегии:
г. К.Штуб Хольмбе, адвоката.
Ее Величество Королева Нидерландов:
доктора В.Л.П.А.Моленграафф, заслуженного профессора Утрехтского Университета.
Президент Республики Перу:
г. Хозе Мариа Баррето, руководителя Постоянного Бюро Перу при Лиге Наций.
Президент Польской Республики:
г. Иосифа Сулковского, профессора Познанского Университета, члена Польской Кодификационной Комиссии.
Президент Португальской Республики:
доктора Хозе Каейро да Матта, ректора Лиссабонского Университета, профессора Юридического Факультета, директора Португальского Банка.
Его Величество Король Швеции:
барона Е.Маркса фон Вюртемберг, председателя Стокгольмского Апелляционного Суда, бывшего министра иностранных дел;
г. Биргера Экеберга, председателя Комиссии Гражданского Законодательства, бывшего министра юстиции, бывшего члена Высшего Суда.
Швейцарский Федеральный Совет:
доктора Макса Вишера, адвоката и нотариуса, первого секретаря Швейцарской Ассоциации Банкиров.
Президент Чехословацкой Республики:
доктора Кареля Германн-Отавского, профессора Пражского Университета, председателя Комиссии Кодификации Торгового Права в Министерстве Юстиции.
Президент Турецкой Республики:
Мехмеда Мюнир бея, чрезвычайного посланника и полномочного министра при Швейцарском Федеральном Совете.
Его Величество Король Югославии:
г. Илью Шуменковича, постоянного делегата при Лиге Наций, чрезвычайного посланника и полномочного министра при Швейцарском Федеральном Совете.
Которые, предъявив свои полномочия, найденные в должной и надлежащей форме, условились о следующих постановлениях:
Содержание
Женевская конвенция 1931 года, устанавливающая единообразный закон о чеках
ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
1931 года, устанавливающая единообразный закон о чеках
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести в действие на своих территориях по принадлежности, либо в одном из его подлинных текстов, либо на своих национальных языках, единообразный закон, составляющий приложение 1* к настоящей Конвенции.
________________
* Приложение 1 см. по ссылке. — Примечание «КОДЕКС».
Это обязательство будет, в случае необходимости, обусловлено оговорками, о которых каждая из Высоких Договаривающихся Сторон должна в этом случае заявить в момент своей ратификации или своего присоединения. Эти оговорки должны быть выбраны из числа тех, о которых упоминает приложение 2 к настоящей Конвенции.
Однако что касается оговорок, предусмотренных в статьях 9, 22, 27 и 30 указанного приложения 2, они могут быть сделаны после ратификации или присоединения при условии, что они явились предметом заявления на имя Генерального секретаря Лиги Наций, который сообщит немедленно его содержание членам Лиги Наций и государствам-нечленам, от имени которых настоящая Конвенция будет ратифицирована или от имени которых к ней последует присоединение. Подобные оговорки возымеют свое действие не ранее, как на девяностый день после получения Генеральным секретарем указанного выше заявления.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может, в случае срочности, использовать оговорки, предусмотренные статьями 17 и 28 указанного приложения 2, после ратификации или присоединения. В этих случаях она должна сообщить об этом непосредственно и немедленно всем другим Договаривающимся Сторонам и Генеральному секретарю Лиги Наций. Заявление об этих оговорках возымеет свою силу через два дня после получения Высокими Договаривающимися Сторонами указанного сообщения.
Статья II
На территории каждой из Высоких Договаривающихся Сторон единообразный закон не будет применяться к чекам, уже составленным к моменту введения в действие настоящей Конвенции.
Статья III
Настоящая Конвенция, французский и английский тексты которой будут считаться одинаково подлинными, будет помечена сегодняшним числом.
Она может быть подписана в дальнейшем до 15 июля 1931 года от имени всякого члена Лиги Наций и всякого государства — нечлена.
Статья IV
Настоящая Конвенция будет ратифицирована.
Ратификационные грамоты будут не позднее 1 сентября 1933 года сданы на хранение Генеральному секретарю Лиги Наций, который немедленно сообщит об их получении всем членам Лиги Наций и государствам — нечленам, от имени которых настоящая Конвенция была подписана или от имени которых произошло присоединение.
Статья V
Начиная с 15 июля 1931 года всякий член Лиги Наций и всякое государство-нечлен могут присоединиться к ней.
Это присоединение будет производиться путем сдачи Генеральному секретарю Лиги Наций заявления для хранения в архивах Секретариата.
Генеральный секретарь немедленно сообщит об этой сдаче на хранение всем тем членам Лиги Наций и государствам-нечленам, от имени которых настоящая Конвенция будет подписана или от имени которых произойдет присоединение.
Статья VI
Настоящая Конвенция вступит в силу лишь после того, как последует ее ратификация или присоединение к ней со стороны семи членов Лиги Наций или государств-нечленов, среди которых должно быть три члена Лиги Наций, представленных постоянно в Совете.
Датой вступления в силу будет девяностый день после получения Генеральным секретарем Лиги Наций седьмой ратификационной грамоты или документа о присоединении, согласно первому образцу настоящей статьи.
Генеральный секретарь Лиги Наций, посылая сообщения, предусмотренные в статьях IV и V, должен будет, в частности, отметить, что ратификационные грамоты и документы о присоединении, указанные в первом абзаце настоящей статьи, поступили.
Статья VII
Каждая ратификация или каждое присоединение, которые состоятся после вступления в силу Конвенции согласно статье VI, войдут в силу на девяностый день со дня получения их Генеральным секретарем Лиги Наций.
Статья VIII
За исключением срочных случаев настоящая Конвенция не может быть денонсирована до истечения двухлетнего срока с момента вступления ее в силу для членов Лиги Наций или для государства-нечлена, ее денонсирующего; эта денонсация вступит в силу на девяностый день после получения Генеральным секретарем извещения, ему адресованного.
Всякая денонсация будет немедленно сообщена Генеральным секретарем Лиги Наций всем другим Высоким Договаривающимся Сторонам.
В срочных случаях Высокая Договаривающаяся Сторона, которая сделает денонсацию, сообщит об этом непосредственно и немедленно всем другим Высоким Договаривающимся Сторонам и денонсация вступит в силу через два дня после получения указанными Высокими Договаривающимися Сторонами указанного сообщения. Денонсирующая в этих условиях Высокая Договаривающаяся Сторона известит также о своем намерении Генерального секретаря Лиги Наций.
Каждая денонсация будет иметь силу только для той Высокой Договаривающейся Стороны, от имени которой она будет сделана.
Статья IX
Всякий член Лиги Наций и всякое государство-нечлен, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе, может после истечения четвертого года со дня вступления Конвенции в силу просить Генерального секретаря Лиги Наций пересмотреть некоторые или все постановления этой Конвенции.
Если такая просьба, сообщенная прочим членам или государствам-нечленам, между которыми Конвенция находится в силе, будет поддержана в течение одного года не менее чем шестью из них, Совет Лиги Наций решит, следует ли созывать по этому поводу конференцию.
Статья Х
Высокие Договаривающиеся Стороны могут заявить в момент подписания, ратификации или присоединения, что, принимая настоящую Конвенцию, они не берут на себя никакого обязательства в отношении совокупности или всякой части их колоний, протекторатов или территорий, находящихся под их сюзеренитетом или мандатом; в этом случае настоящая Конвенция не будет применяться к территориям, о которых говорится в таком заявлении.
Высокие Договаривающиеся Стороны могут впоследствии в любой момент сообщить Генеральному секретарю Лиги Наций, что они желают применять настоящую Конвенцию к совокупности или всякой части их территорий, о которых говорится в их заявлении, предусмотренном в предыдущем абзаце. В этом случае Конвенция начнет применяться к территориям, упомянутым в сообщении, через девяносто дней после получения этого последнего Генеральным секретарем Лиги Наций.
Точно так же Высокие Договаривающиеся Стороны могут, согласно статье VIII, денонсировать настоящую Конвенцию для совокупности или всякой части их колоний, протекторатов или территорий, находящихся под их сюзеренитетом или мандатом.
Статья XI
Настоящая Конвенция будет зарегистрирована Генеральным секретарем Лиги Наций, как только она вступит в силу.
В удостоверение чего упомянутые выше уполномоченные подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в Женеве девятнадцатого марта тысяча девятьсот тридцать первого года в одном-единственном экземпляре, который будет сдан на хранение в архивы Секретариата Лиги Наций; заверенная копия его будет передана всем членам Лиги Наций и всем государствам-нечленам, представленным на Конференции.
Приложение 2
Статья 1
Статья 1
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может предписать, что обязательность включения в чеки, составленные на ее территории, наименования «чек», предусмотренная статьей 1, пункт 1 единообразного закона, и обязательность указания места составления чека, предусмотренная пунктом 5 вышеуказанной статьи, будут применяться лишь через шесть месяцев после вступления в действие настоящей Конвенции.
Статья 2
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право определить для обязательств по чекам, принятым на ее территории, способ восполнения отсутствия подписи, при условии, что официально заверенное заявление, написанное на чеке, удостоверит волю того, кто должен был поставить свою подпись.
Статья 3
В отступление от статьи 2, абзац 3 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право предусмотреть, что чек, не имеющий указания места платежа, рассматривается как оплачиваемый в месте его выставления.
Статья 4
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право в отношении чеков, выставленных и оплачиваемых на ее территории, решить, что чеки, выставленные не на банки или на лица или учреждения, приравненные законом к банковским, не могут рассматриваться как чеки.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон равным образом сохраняет за собой право внести в свой национальный закон статью 3 единообразного закона в форме и в пределах, которые наилучшим образом помогут применить предыдущий абзац.
Статья 5
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право определить момент, в который чекодатель должен иметь необходимое покрытие у плательщика.
Статья 6
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право предусмотреть, что плательщик может сделать на чеке пометку сертификат, подтверждение, визу или другую равнозначную пометку при условии, что такая декларация не будет иметь значения акцепта, и может также определить юридическое действие этих пометок.
Статья 7
В отступление от статей 5 и 14 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право предписать в отношении чеков, оплачиваемых на своей территории и несущих оговорку «не передаваемый», что такой чек может быть оплачен только лишь держателю, который его получил с этой оговоркой.
Статья 8
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право установить, когда еще, кроме случаев, предусмотренных в статье 6 единообразного закона, чек может быть выставлен на самого чекодателя.
Статья 9
В отступление от статьи 6 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, независимо от того, допускает ли она как общее правило выставление чеков на самого чекодателя (статья 8 настоящего приложения) или выставление таких чеков только в случае чекодателя, имеющего несколько отделений (статья 6 единообразного закона), сохраняет за собой право запрещать выпуск чеков такого рода на предъявителя.
Статья 10
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон в отступление от статьи 8 единообразного закона сохраняет право допускать, чтобы чеки оплачивались в домициле третьего лица, не являющегося банкиром.
Статья 11
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право не включать в свой национальный закон статью 13 единообразного закона.
Статья 12
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право не применять статью 21 единообразного закона в части, касающейся чеков на предъявителя.
Статья 13
В отступление от статьи 26 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право признать, что аваль может быть совершен на его территории отдельным актом с указанием места его совершения.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон в отступление от абзаца 2 статьи 29 единообразного закона сохраняет за собой право пролонгировать сроки, предусмотренные в этом абзаце в отношении чеков, выставленных и оплачиваемых в разных частях света или в разных странах какой-либо части света, за исключением Европы.
Две или более из Высоких Договаривающихся Сторон имеют право в отношении чеков, выставленных и оплачиваемых на их соответствующих территориях, с взаимного согласия изменять сроки, предусмотренные в абзаце 2 статьи 29 единообразного закона.
Статья 15
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право определить в целях применения статьи 31 единообразного закона учреждения, которые по национальному закону должны рассматриваться как расчетные палаты.
________________
* Нумерация статей в приложении 2 приводится в сосответствии с оригиналом. Примечание «КОДЕКС».
Статья 16
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон в отступление от статьи 32 единообразного закона сохраняет за собой право в отношении чеков, оплачиваемых на своей территории:
a) признавать отзыв чека даже до истечения срока для предъявления;
b) запрещать отзыв чека даже после истечения срока для предъявления.
Кроме того, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право устанавливать меры в случае утери или кражи чека и определять правовые последствия этого.
Статья 17
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может, если она найдет это необходимым, при исключительных обстоятельствах, касающихся курсов валюты этого государства, отступить от условий оговорки, предусмотренной в статье 36 единообразного закона и касающейся эффективного платежа в иностранной валюте, когда речь идет о чеках с платежом на ее территории. То же правило может быть применено относительно составления чеков в иностранной валюте на национальной территории.
Статья 18
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право, в отступление от статьи 37, 38 и 39 единообразного закона, признавать в своем национальном праве только перечеркнутые чеки или только расчетные чеки. Тем не менее перечеркнутые чеки и расчетные чеки, выданные за границей и оплачиваемые на территории каждой из Высоких Договаривающихся Сторон, будут рассматриваться, соответственно, как чеки расчетные и как чеки перечеркнутые.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет также право определить такую оговорку, которая в соответствии с национальным законом будет указывать на то, что данный чек является расчетным чеком.
Статья 19
Вопрос о том, имеет ли держатель особые права на покрытие, и о последствиях этих прав остается за пределами единообразного закона.
То же имеет место в отношении всякого другого вопроса, касающегося отношений, составляющих основание выдачи чека.
Статья 20
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право не рассматривать своевременное предъявление чека и совершение протеста или равнозначного акта в качестве условия для сохранения права регресса против чекодателя и определять действие этого регресса.
Статья 21
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право предусмотреть в отношении чеков, оплачиваемых на ее территории, что удостоверение об отказе в платеже, предусмотренное в статьях 40 и 41 единообразного закона, как условие сохранения права регресса должно быть непременно совершено в форме протеста с исключением всякого другого равнозначного акта.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может также предписать, что заявления, предусмотренные в пунктах 2 и 3 статьи 40 единообразного закона, должны быть записаны в публичный регистр в течение срока, предусмотренного для совершения протеста.
Статья 22
В отступление от статьи 42 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право сохранить или установить свою систему извещения со стороны должностного лица, а именно: в случае протеста нотариус или должностное лицо, которое согласно национальному закону уполномочено совершить протест, обязано письменно известить тех обязанных по чеку лиц, адреса которых либо указаны на чеке, либо известны должностному лицу, совершающему протест, либо указаны лицами, потребовавшими протеста. Расходы по такому извещению добавляются к издержкам по протесту.
Статья 23
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право предписать в отношении чеков, которые и выставлены, и подлежат оплате на ее территории, что ставка процентов, о которой идет речь в статье 45, пункт 2, и в статье 46, пункт 2 единообразного закона, может быть заменена законной ставкой процентов, действующей на территории этой Высокой Договаривающейся Стороны.
Статья 24
В отступление от статьи 45 единообразного закона каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет за собой право включать в национальный закон постановление, по которому держатель может требовать от того, к кому он обращается с регрессом, уплаты комиссии в размере, определяемом национальным законом.
Так же в отступление от статьи 46 единообразного закона обстоит дело и в отношении лиц, которые, оплатив чек, требуют его сумму от ответственных перед ним лиц.
Статья 25
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может решить, что в случае утраты права или истечения давности на ее территории сохранится право иска против чекодателя, который не обеспечил покрытия, или против чекодателя или индоссанта, необоснованно обогатившегося.
Статья 26
Законодательство каждой из Высоких Договаривающихся Сторон определяет основания перерыва и приостановления давности по искам, вытекающим из чека, которые будут рассматриваться в ее судах.
Другие Высокие Договаривающиеся Стороны имеют право определить условия, на которых они признают такие основания. То же имеет место по вопросу об иске как способе вызвать течение давности, предусмотренной абзацем 2 статьи 52 единообразного закона.
Статья 27
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право предписать, что некоторые рабочие дни в отношении срока для предъявления и всяких иных действий по чекам будут приравнены к нерабочим дням, установленным законом.
Статья 28
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон имеет право издавать исключительные распоряжения общего порядка, касающиеся продления сроков платежа, а также сроков на совершение действий, необходимых для сохранения прав регресса.
Статья 29
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон в целях применения единообразного закона компетентна определить, какие лица рассматриваются как банкиры и какие лица или учреждения должны, с точки зрения характера их деятельности, приравниваться к банкирам.
Статья 30
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон сохраняет право исключить, в целом или частично, применение единообразного закона в отношении почтовых чеков и в отношении специальных чеков, выпущенных либо банками, либо государственными кассами или государственными кредитными институтами, поскольку вышеупомянутые документы являются предметом специального регулирования.
Статья 31
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется признавать постановления, принятые каждой из Высоких Договаривающихся Сторон в силу статей 1 — 13, 14 (абзацы 1 и 2), 15, 16, 18 — 25, 27, 29 и 30 настоящего приложения.
Текст документа сверен по:
«Внешнеэкономическая дятельность:
международное частное право
и российское законодательство»
Сборник нормативных документов,
М.: Манускрипт, 1997
Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. Экспортер договаривается с импортером, что платеж за товар будет произведен через банк путем акцепта последним выставленных экспортером тратт. Согласно Единообразному вексельному закону, принятому Женевской вексельной конвенцией 1930 г., акцепт должен быть простым, ничем не обусловленным, но может быть ограничен частью вексельной суммы (частичный акцепт). Английское вексельное право допускает акцепт общий и ограниченный (условный, частичный, местный, подписанный одним из нескольких плательщиков). Акцептант является главным должником, т. е. отвечает за оплату векселя в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право предъявить против акцептанта прямой иск. Векселя, акцептованные банками, служат инструментом при предоставлении межбанковских кредитов, что расширяет возможность кредитования внешней торговли. Существует рынок банковских акцептов. Акцептованные первоклассным банком тратты легко реализуются на рынке ссудных капиталов. Путем возобновления акцептов кредиты часто превращаются из краткосрочных в долгосрочные.
Акцептный кредит означает, что платеж за товар проводится через банк путем акцепта выставленных экспортером тратт. В данном случае стороны руководствуются Женевской вексельной конвенцией. Акцептованные международными банками тратты являются
Эксперимент по внедрению вексельной формы расчетов в современной России был начат Промстройбанком с октября 1988 г. и распространялся на предприятия, накопившие неходовые и залежалые ценности, в целях вовлечения этих ценностей в полезный оборот. С 1991 г. в законодательном порядке было разрешено всем предприятиям, организациям и предпринимателям при поставках продукции, выполнении работ и оказании услуг в кредит использовать для оформления таких сделок векселя. В настоящее время вексельный оборот в РФ регламентируется Федеральным законом О переводном и простом векселе от 11.03.1997 г., в соответствии с которым признано действующим Постановление ЦИК и СНК СССР О введении в действие Положения о переводном и простом векселе от 07.08.1937 г., что подтверждает международные обязательства России, вытекающие из ее участия в Женевской вексельной конвенции от 07.07.1930 г., которая установила единообразный закон о переводном и простом векселе.
СССР Женевские вексельные конвенции вступили в силу 23 февраля 1937 года.
Основным фактором, определяющим специфику правового регулирования вексельных отношений в России, является то, что Россия входит в число стран, которые участвуют в Женевских вексельных конвенциях как продолжатель СССР. СССР не был в числе государств, подписавших Женевские вексельные конвенции, однако присоединился к ним 25 ноября 1936 г., а 7 августа 1937 г. ЦИК и СНК СССР утвердили По-
Вексель составляется по строго установленной форме. Его форма и вид определяются национальным законодательством. Вексельное законодательство многих стран отличалось большим разнообразием. Поэтому, учитывая возрастающую роль векселя в хозяйственном обороте, возникла необходимость унифицировать нормы вексельного права на международном уровне. В 1930 г. на Женевской вексельной конвенции был принят Единообразный вексельный закон. К Женевской вексельной конвенции присоединились большинство западноевропейских стран. Формально в Женевскую конвенцию вошел и СССР, принявший Положение о переводном и простом векселе (постановление ЦИК и СЕК СССР от 7 августа 1937 г.).
Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на женевских вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.
ВЕКСЕЛЬНАЯ КОНВЕНЦИЯ —см. Женевские конвенции.
Женевская вексельная конвенция, подписанная в 1930 г. представителями 35 гос-в, включала след. 3 документа 1) конвенцию об единообразном законе о переводном и простом векселе 2) конвенцию о разрешении нек-рых коллизий законов о переводных и простых векселях 3) конвенцию о гербовом сборе с переводных и простых векселей. В число гос-в, подписавших конвенцию, входили Бельгия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония, страны Латинской Америки и нек-рые др. В 1936 г. к ней присоединился СССР (соответствующее постановление принято ЦИК и СНК СССР 7 авг. 1937 г.). США, Англия и ее доминионы к указанным конвенциям не присоединились, однако векселя, выписанные в соответствии с Ж. к., действительны и в этих странах.
Арбитражный суд во взыскании пеней отказал, руководствуясь статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходя из того, что статьей 48 Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), установленного Женевской вексельной конвенцией от 07.06.30 № 358, не предусматривается право векселедержателя требовать уплаты пеней.
После упразднения в СССР вексельного обращения оно сохранилось в экономической жизни страны лишь в области международных отношений. Положение дел не изменилось и после присоединения Союза ССР 25 ноября 1936 г. к Женевской вексельной конвенции 1930 г.
Двойственный характер векселя проявляется в том, что он функционирует в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N° 39-ФЗ О рынке ценных бумаг и Положением о простом переводном векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР в 1937 г. Данное Положение разработано и утверждено в СССР в соответствии с Женевской вексельной конвенцией 1930 г., установившей Закон о переводном и простом векселях для государств, ее подписавших.
Отношения участников вексельного оборота регулируются специальными нормами, установленными либо Женевскими вексельными конвенциями, либо английским вексельным законом. СССР присоединился к первым в 1936 г.
За всю историю использования векселей в России в дореволюционный период было принято три вексельных Устава. Первый вексельный устав был составлен при Петре I (1729 г.) по образцу Лейпцигского вексельного устава. В 1936 г. Советский Союз присоединился к Женевской вексельной конвенции, принятой в 1930 году, а в 1937 году на территории СССР вводится в действие Положение о простом и переводном векселе. В 1991 году Президиум Верховного Совета РСФСР принимает постановление О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР .
Закон имеет в основном отсылочный характер и базируется на положениях Женевской вексельной конвенции от 7 июня 1930 г., установившей Единообразный закон о переводном и простом векселе. Советский Союз присоединился к Конвенции в 1937 г., что было зафиксировано в Положении о векселе . Россия как правопреемница СССР подтвердила свою приверженность международным обязательствам, вытекающим из Единообразного закона о переводном и простом векселе. Вексельное обращение регулируется Гражданским кодексом РФ, а также различными подзаконными актами.
Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. Экспортер договаривается с импортером, что платеж за товар будет произведен через банк путем акцепта последним выставленных экспортером тратт. Согласно Единообразному вексельному закону, принятому Женевской вексельной конвенцией 1930 г., акцепт должен быть простым, ничем не обусловленным, но может быть ограничен частью вексельной суммы (частичный акцепт). Английское вексельное право допускает акцепт общий и ограниченный (условный, частичный, местный, подписанный одним из нескольких плательщиков). Акцептант является главным должником, т. е. отвечает за оплату векселя в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право предъявить против акцептанта прямой иск. Векселя, акцептованные банками.
Правовой основой обращения векселей являются следующие вексельные конвенции, принятые Женевской конференцией в 1930 г.
Международные платежи осуществляются кредитными организациями в соответствии со сводами правил и обычаев, кодифицированных Международной торговой палатой, чековой и вексельной конвенциями, межбанковскими соглашениями, межправительственными платежными соглашениями и торговыми договорами.
В мире существует две основные системы вексельного права. Одна из них основывается на Женевских вексельных конвенциях 1930 года. Вторая система основывается на английском законе о переводных векселях 1882 года. Россия входит в первую группу стран, так как. в 1937 году было принято Положение о переводном и простом векселе на основе Женевской конвенции 1930 года. 21 февраля 1997 года Госдумой был принят ФЗ О переводном и простом векселе , который установил, что на территории РФ действует Положение 1937 года.
Из сущности положений международного и российского законодательства о переводном и простом векселе (Единообразный закон о переводном и простом векселе, утвержденный Женевской вексельной конвенцией 1930 г., Положение о простом и переводном векселе, утвержденное ЦИК СНК СССР от 07.08.37, Федеральный закон О переводном и простом векселе от 21.02.97, ст. 41) вытекает, что суммы векселя, выписанные в иностранной валюте, оплачиваются плательщиком
Единообразный закон о переводном и простом векселе. — Женевская вексельная конвенция 1930 г.
Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе — женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Начало развитию вексельного оборота в международных расчетах положила Женевская конвенция 1930 г. о Единообразном законе о переводном и простом векселе, к которой СССР присоединился в 1936 г.
Расчеты с использованием векселей и чеков. В международных расчетах применяются переводные векселя, выставляемые экспортером на импортера. Тратта — документ, составленный в установленной законом форме и содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег названному в векселе третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. За оплату векселя ответственность несет акцептант, в качестве которого выступает импортер или банк. Акцептованные банками тратты легко превратить в наличные деньги путем учета. Форма, реквизиты, условия выставления и оплаты тратт регулируются вексельным законодательством, которое базируется на Единообразном вексельном законе, принятом Женевской вексельной конвенцией 1930 г. Прообразом тратты были появившиеся в XII—XIII вв. сопроводительные письма с просьбой выплатить подателю (обычно купцу) соответствующую сумму в местной валюте. С развитием товарно-денежных отношений и глобализацией хозяйственных связей вексель стал универсальным кредитно-расчетным документом. Использование тратты в дополнение к инкассо и аккредитиву дает право на получение кредита и валютной выручки.
На протяжении XVIII— XIX вв. европейские страны неоднократно пытались объединить национальные законы о векселях. В 1910и 1912 гг. в Гааге.прошли конференции с участием представителей 33 государств (включая Россию), на которых был выработан текст общего закона о векселях. Принятию конвенции об. объединении законов о векселях помешала первая мировая война. Только в 1930 г. Женевской вексельной конференцией был принят Единообразный вексельный закон (ЕВЗ) о переводных и простых векселях, в основу которого был положен Общегерманский вексельный устав 1868 г. Страны, присоединившиеся к Женевской вексельной конвенции (европейские страны, кроме Великобритании страны Средиземноморского бассейна, а также Аргентина, Бразилия, Япония и др.), разрабатывают национальные вексельные законы на основе ЕВЗ. Однако полного согласия в Женеве не было достигнуто. Великобритания, США и страны англо-американского права (Австралия, Индия, Ирландия, Канада и др.) не присоединились к конвенции и до сих пор руководствуются Английским вексельным законом 1882 г. и Единообразным торговым кодексом США 1962 г.
ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ—составленный нотариальным или иным уполномоченным органом акт, удостоверяющий факт отказа трассата акцептовать выставленный на него переводный вексель, а также факт неоплаты в срок акцептантом переводного векселя, а векселедателем — простого векселя. При П. в. в связи с отказом от акцепта векселедержатель приобретает право досрочного взыскания сумм с векселедателя и лиц, учинивших передаточные надписи (индоссантов). П. в. в случае неплатежа производится в течение 1—3 дней с момента наступления срока векселя. Протест дает право векселедержателю требовать оплаты векселя не только векселедателем или акцептантом, но и любым лицом, совершившим передаточную надпись. Взыскание по проте-стованному векселю производится в бесспорном порядке. Экономич. значение бесспорного взыскания при П. в. заключается в том, что вексельные обязательства приобретают большую надежность, что способствует расширению вексельного обращения. Банки, как правило, отказывают в кредите фирмам, допустившим протест выданных ими векселей. Лицо, оплатившее вексель, может требовать возмещения от других обязанных по векселю лиц (см. Регресс). Несовершение П в. влечет за собой освобождение от ответственности за платеж только индоссантов и трассата. Акцептант по переводному и векселедатель по простому векселю несут ответственность перед векселедержателем и при отсутствии протеста. Согласно Женевской вексельной конвенции форма и сроки П. в. определяются законами страны, на территории к-рой должен быть совершен протест. Для взыскания по векселю установлены определенные сроки давности для предъявления иска к акцептанту переводного векселя — три года со дня срока платежа, для исков векселедержателя к векселедателю и индоссантам — один год со дня П. в.
ВЕКСЕЛЬНОЕ ПРАВО — совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения по векселям. В случае возникновения споров между векселедателем и векселедержателем (неплатеж по векселю, отказ от акцепта и г д.) последний может требовать осуществления своих прав, предусмотренных В. п. В большинстве капиталистич. стран В. п. основано на документах, принятых Женевской вексельной конвенцией 1930 г (см. Женевские конвенции). В СССР до ликвидации коммерческого вексельною кредита действовало В. п., нормы к-рого были определены Положением о векселях от 20 марта 1922 г. В настоящее время в Советском Союзе вексель используется лишь как средство внешнеторговых расчетов с капиталистич. странами его правовой основой служит Положение о переводном и простом векселе, принятое ЦИК и СНК СССР 7 авг. 1937 г.
ГРАЦИОННЫЕ ДНИ —предусмотренные в капиталистич. странах законом льготные дни, на к-рые удлиняется срок платежа, обозначенного на векселе. Так, англ, законодательством установлены 3 Г. д., т. е. вексель может быть опротестован лишь через 3 дня по истечении его срока они не применяются в тех случаях, когда по соглашению между векселедателем и векселеполучателем на векселе указана точная дата его оплаты. На векселя, выставляемые Английским банком на самого себя, Г. д. также не распространяются. В странах, присоединившихся к Женевской вексельной конвенции 1930 г., и почти во всех штатах США Г. д. не применяются. Кроме вексельных обязательств, Г. д. могут быть распространены на обязательства страховых компаний по полисам напр., для выплаты страховых сумм при страховании от огня обычно устанавливается 15, а при страховании жизни 50 Г. д.
Мнение о том, что введение бездокументарных векселей нарушает основные постулаты Женевских (1930 г.) вексельных конвенций и противоречит Закону о переводном и простом векселе доста-
Согласно ст. 815 ГК РФ вексель является формой договора займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права. Эти нормы изложены в Федеральном законе от 11.03.97 г. № 48-ФЗ О переводном и простом векселе и Положении о переводном и простом векселе, утвержденном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 г. № 104/1341, а также в Женевских вексельных конвенциях 1930г. В частности, упомянутое Положение о переводном и простом векселе построено на базе Единообразного вексельного закона, утвержденного международной Женевской конвенцией от 07.06.30 г.
Вексельный кредит, или учет векселя банком. Простым векселем называется безусловное письменное обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму в установленное время конкретному лицу. По правилам Женевской вексельной конвенции наименование вексель должно содержаться в тексте документа. Если это слово находится только в заголовке, документ не считается векселем. Также делает вексель ничего не значащим отсутствие в тексте документа выражения обязуюсь безусловно оплатить . Документ не будет считаться векселем, если в нем в явном виде не указано место платежа или местонахождение платель-
Первые упоминания о векселях относятся к 1160—1200гг. н. э. В то время в Англии стали использоваться деревянные таблички в качестве средства кредитования. В XI—XII вв. векселя активно использовались в Италии во время проведения торговых ярмарок. В Российской империи законодательное оформление вексельного обращения связано с введением в действие Вексельного устава в 1729 г. В настоящее время форма векселя, порядок его выставления, оплаты, обращения, права и обязанности сторон регулируются нормами национального вексельного законодательства, которое основывается на Едином вексельном законе (ЕВЗ), принятом Женевской вексельной конвенцией в 1930 г.
Международные расчеты — объект унификации, что обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций. На конференциях в Женеве в 1930 и 1931 гг. приняты международные Вексельная и Чековая конвенции, направленные на унификацию вексельных и чековых законов и устранение сложностей использования векселей и чеков в международных расчетах. Единообразный вексельный закон служит базой национального законодательства в большинстве стран. Комиссия по праву международной торговли ООН (ЮНСИТРАЛ) осуществляет дальнейшую унификацию вексельного законодательства. Международная торговая палата, созданная в Париже в начале XX в., разрабатывает и издает Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, по инкассо. Например, первые правила по инкассо были разработаны в 1936 г., затем переработаны в 1967, 1978, 1995 гг. (вступили в силу с января 1996 г.). Большинство банков мира объявили о своем присоединении к Унифицированным правилам по аккредитивам и инкассо. Международная торговая палата разработала Правила но контрактным гарантиям, ведет работу по подготовке правил по платежным гарантиям.
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Конвенция № 358
о единообразном законе о переводном и простом векселе
(г. Женева, 7 июня 1930 года)
См. Указ Президента РК от 21.08.95 г. № 2418 о присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям от 7 июня 1930 года
Конвенция вступила в силу с 18 февраля 1996 г.
Германский рейхспрезидент; федеральный президент Австрийской Республики; е. в. король Бельгийцев; президент Республики Соединенных Штатов Бразилии; президент Республики Колумбии; е. в. король Дании; президент Польской Республики, за Вольный Город Данциг; президент Республики Эквадор; е. в. король Испании; президент Финляндской Республики; президент Французской Республики; президент Греческой Республики; е. свет. правитель Королевства Венгрии; е. в. король Италии; е. в. император Японии; е. кор. выс. великая герцогиня Люксембургская; е. в. король Норвегии; е. в. королева Нидерландов; президент Республики Перу; президент Польской Республики; президент Португальской Республики; е. в. король Швеции; Швейцарский Федеральный Совет; президент Чехословацкой Республики; президент Турецкой Республики; е. в. король Югославии.
Желая предупредить трудности, вызываемые разнообразием между законодательством стран, в которых приходится обращаться переводным векселям, и придать таким образом устойчивость и быстроту взаимоотношениями в области международной торговли.
Назначили своими уполномоченными:
(Следует перечень уполномоченных)
которые, предъявив свои полномочия, найденные в должности и надлежащей форме, условились о следующих постановлениях:
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести в действие на своих территориях по принадлежности, либо в одном из его подлинных текстов, либо на своих национальных языках Единообразный Закон, составляющий Приложение 1 к настоящей Конвенции.
Это обязательство будет в случае необходимости обусловлено оговорками, о которых каждая из Высоких Договаривающихся Сторон должна в этом случае заявить в момент своей ратификации или своего присоединения. Эти оговорки должны быть выбраны из числа тех, о которых упоминает Приложение 2 к настоящей Конвенции.
Однако, что касается оговорок, предусмотренных в статьях 8, 12 и 18 указанного Приложения 2, они могут быть сделаны после ратификации или присоединения при условии, что они явились предметом заявления на имя Генерального секретаря Лиги Наций, который сообщит немедленно его содержание членам Лиги Наций и государствам не членам Лиги Наций, от имени которых настоящая Конвенция будет ратифицирована или от имени которых к ней последует присоединение. Подобные оговорки возымеют свое действие не ранее как на девяностый день после получения Генеральным секретарем указанного выше заявления.