ОДН по отоплению

Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрена даже не лжетеория, а скорее — заблуждение, о том, что «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ), ранее именовавшиеся (а при непосредственном управлении именующиеся и сейчас) «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН), по своему физическому (техническому) смыслу являются именно теми коммунальными ресурсами, которые физически затрачиваются именно для обслуживания элементов общего имущества. То есть, якобы такие КР СОИ, как горячая и холодная вода, тратятся только непосредственно на мытье полов, стен в подъездах, полив зеленых насаждений на земельном участке под многоквартирным домом (МКД), на обслуживание (уборку, очистку и т.п.) других элементов общего имущества, а электроэнергия в целях содержания общего имущества расходуется на работу лифтов, освещение помещений в составе общего имущества, лестничных пролетов, маршей и т.п.

Разберемся, что же такое КР СОИ (КУ ОДН) на самом деле, куда тратятся эти ресурсы физически, можно ли измерить их реальный физический объем потребления специальным отдельным прибором учета (называемый прибором учета «МОП», «ОДН» или как-то иначе), а также можно ли установить факт отсутствия расхода этих ресурсов в связи с отсутствием точки их потребления, либо в связи с нулевыми показаниями специального прибора, учитывающего расход того или иного ресурса на СОИ в соответствующей точке потребления этого ресурса.

Суть лжетеории

Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (КР СОИ), а при непосредственном управлении — коммунальные услуги на общедомовые нужды (КУ ОДН), ничем не отличаются от коммунальных ресурсов, потребляемых в помещениях многоквартирного дома (МКД).

Отсюда следуют несколько выводов:

1) КР СОИ (КУ ОДН) физически расходуются в помещениях (или на других элементах), входящих в состав общего имущества. Процесс потребления (расхода) таких ресурсов (услуг) ничем не отличается от процесса потребления коммунальных услуг в помещениях многоквартирного дома, находящихся в собственности отдельных собственников.

2) Для потребления КР СОИ (КУ ОДН) указанные ресурсы должны быть поданы к месту потребления по соответствующим элементам инженерной сети — то есть, имеется возможность определения конкретных точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) — это может быть либо одна точка (конкретный водопроводный кран или ввод для подключения электрооборудования), либо некий отдельный участок сети, объединяющий несколько (все) точек потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сам, в свою очередь, запитанный от некой конкретной точки соответствующей внутридомовой инженерной сети. Например, широко распространено мнение, что в случае оборудования дома двумя электровводами — отдельно на электропитание помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и отдельно на электропитание всего остального (общее имущество), то электроэнергия на СОИ потребляется исключительно по второму вводу (на общее имущество).

3) Обязанность устанавливать приборы учета всех коммунальных ресурсов утверждена федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Таким образом, КР СОИ (КУ ОДН) подлежат учету путем оборудования соответствующих приборов учета (даже предлагаются различные названия таких приборов — например, «ОДН», «МОП»). Отказ от установки в доме такого прибора приводит к тому, что рассчитанный объем КР СОИ (КУ на ОДН) включает в себя не только тот объем, который фактически потреблен на содержание общего имущества (например, вода на мытье полов и стен в подъездах, электроэнергия на освещение мест общего пользования и т.п.), но и объем ресурса, потребленного способами, не подпадающими под определение ресурса, потребленного при содержании общего имущества — например, неучтенное потребление при фальсификации показаний приборов учета в помещениях дома, при проживании в квартире без регистрации в отсутствие приборов учета, потери коммунального ресурса вследствие утечек и т.д. В примере из п.2 предлагается устанавливать отдельный электросчетчик на электроввод, питающий участок сети, обеспечивающий электроэнергией общее имущество, и считать этот электросчетчик прибором измеряющим объем КР СОИ (КУ ОДН).

Приверженцы лжетеории придают объему потребленных КР СОИ (КУ ОДН) конкретный физический смысл (например, считают, что холодная и горячая вода на СОИ потребляется именно на мытье подъездов, а электроэнергия на СОИ — на освещение тех же подъездов), соответствующим образом производят «экспертную оценку» объемов потребления КР СОИ (КУ ОДН) и сравнивают полученные результаты с предъявленными к оплате. Следствием как раз являются возмущенные высказывания типа: «Не может быть, чтобы на мытье одного подъезда в пятиэтажке в месяц потратилось бы 5 тонн воды!», «Вода на мытье подъездов набирается в квартирах, ее объем учтен индивидуальными приборами учета, поэтому никаких ОДН по воде быть не может вообще!», «В подъезде горит 5 светодиодных лампочек по 5 Ватт, даже если они будут гореть круглосуточно, это всего лишь 18 киловатт-часов, а нам к оплате выставляют 150 киловатт-часов на всех!».

Кроме того, лжетеоретики полагают, что отказ от установки приборов учета «ОДН» (или «СОИ», или «МОП») является нарушением действующих норм законодательства, якобы УО/ТСЖ/ЖСК/РСО отказываются от установки таких приборов с целью неправомерного завышения объема предъявляемого к оплате собственникам помещений коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества (коммунальных услуг на ОДН). В итоге предъявляются требования к установке неких приборов учета, измеряющих КР СОИ (КУ ОДН), причем название таких приборов остается неопределенным — то ли это прибор учета КР СОИ, то ли КУ ОДН, то ли коммунальных ресурсов, потребляемых в местах общего пользования (МОП).

Что такое КУ ОДН и КР СОИ?

Для начала вспомним, когда вообще появились термины «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ).

Впервые указанные термины применены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354).

Пункт 40 Правил 354 в первоначальной редакции устанавливал: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)».

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в жилищное законодательство РФ с 01.01.2017 введено понятие «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», которое специалисты жилищной сферы обозначают аббревиатурой «КР СОИ».

Согласно новым поправкам с 1 января 2017 года при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК из состава коммунальных услуг исключены «коммунальные услуги на ОДН», при этом в состав содержания жилья включены «коммунальные ресурсы, потребляемые при СОИ».

В действующей редакции ЖК РФ термин «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» определен пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ как «холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Подпункт «л» пункта 11 и пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила 491), устанавливают, что содержание жилья включает в себя коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (КР СОИ).

Немаловажно отметить, что ни один нормативный правовой акт не содержит определений, каким образом эти самые КР СОИ потребляются. Законом не установлено, что, например, вода на мытье полов в подъезде или электричество на освещение этого подъезда входят именно в состав коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

То есть, законом не установлены ни составляющие части КР СОИ (из чего складываются эти ресурсы?), ни точки их потребления. Независимо от наличия или отсутствия точек потребления непосредственно на элементах общего имущества (например, водопроводный кран, электрическая розетка, водосток системы отведения сточных вод и т.п.), КР СОИ (КУ ОДН) считаются потребляемыми, если соответствующий вид коммунального ресурса вообще поступает в данный многоквартирный дом. Приведенную позицию, в том числе, подтверждает Минстрой России письмом от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04.

Таким образом, никакого физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) не имеют, их невозможно определить в качестве ресурса, потребляемого в четко установленных местах и/или из строго определенных точек потребления.

По факту имеется лишь термин «КР СОИ» («КУ ОДН»), который никак не определяется и имеет весьма посредственное отношение к общему имуществу МКД. Ситуация аналогична ситуации с названием услуги «содержание жилого помещения», которая никакого отношения непосредственно к жилому помещению не имеет.

Правилами 354 установлен порядок расчета объема и стоимости КР СОИ (КУ ОДН) для предъявления их к оплате потребителям в составе платы за содержание жилья в пользу лица, управляющего МКД — управляющей организации (УО) или ТСЖ. В свою очередь, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее — Правила 124) утвержден порядок расчета объема и стоимости КР СОИ для предъявления их к оплате УО/ТСЖ от имени ресурсоснабжающей организации (РСО). В данном разделе статьи отметим только одно обстоятельство — пункт 46 Правил 354 и подпункт «а» пункта 21(1) Правил 124 предусматривают возможность получения отрицательного значения объема КР СОИ. В этом случае объем КР СОИ (КУ ОДН) к оплате не предъявляется (приравнивается нулю).

Но сначала обратим внимание не на особенности расчета, а на установление принципиальной возможности получения в результате расчета отрицательного значения объема КР СОИ (КУ ОДН). Разве может объем быть отрицательным? Имеет ли отрицательный объем физический смысл? Разумеется, нет! И это одно из подтверждений того, что физического смысла коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, не имеется!

Немаловажно напомнить, что обязанности по влажной уборке помещений в составе общего имущества с лица, управляющего МКД, никто не снимает, освещение и лифты продолжают функционировать — то есть, и вода, и электричество обязательно тратятся. Так может ли быть объем таких расходов отрицательным? Разумеется, не может. А почему же допустимо возникновение отрицательного объема КР СОИ (КУ ОДН)? А допустимо оно именно потому, что КР СОИ (КУ ОДН) — это вовсе не те ресурсы, которые расходуются непосредственно при уборке помещений общего пользования и их освещении (точнее — не только те). КР СОИ (КУ ОДН), безусловно, связаны с коммунальным ресурсами, реально (фактически, физически, технически) расходуемыми при обслуживании тех или иных элементов общего имущества, но связаны исключительно тем, что эти реально расходуемые коммунальные ресурсы учитываются тем же общедомовым прибором учета (ОПУ), показания которого применяются при расчете объема КР СОИ (КУ ОДН).

Расчет объема КР СОИ (КУ ОДН)

Для понимания сути КР СОИ (КУ ОДН) необходимо рассмотреть порядок расчета объема этого ресурса. Причем важно рассмотреть, в первую очередь, порядок расчета общего объема КР СОИ, который применяется в отношениях между УО/ТСЖ и РСО. В отношениях между потребителями (собственниками помещений в МКД) и УО/ТСЖ применяется либо такой же порядок для расчета общего объема КР СОИ, потребленного в МКД, который затем распределяется среди собственников помещений дома (при оплате КР СОИ по фактическому объему потреблению), либо устанавливается фиксированный (нормативный) объем КР СОИ, приходящийся на каждого собственника.

Случай, когда МКД не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), вопросов не вызывает. В указанной ситуации объем КР СОИ определяется по нормативам потребления данных ресурсов, и расчет одинаков как между потребителями и УО/ТСЖ, так и между УО/ТСЖ и РСО.

Гораздо более интересен случай наличия в доме ОПУ.

Подпунктом «а» пункта 21(1) Правил 124 утверждена формула расчета объема КР СОИ, подлежащего оплате УО/ТСЖ в пользу РСО:

Vд = Vодпу − Vпотр,

где:

Vодпу — объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр — объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг . В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

Важно отметить, что поскольку КР СОИ не относится к коммунальным услугам, а входит в состав содержания жилья, величина Vпотр является объемом суммарного потребления коммунальных услуг во всех помещениях дома (жилых и нежилых), которые принадлежат отдельным собственникам (не входят в состав общего имущества). При этом объем потребления соответствующей коммунальной услуги в тех или иных помещениях дома может быть определен по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ), по среднемесячному объему потребления (при выходе ИПУ из строя), либо по нормативу потребления — для целей настоящей статьи это не имеет значения.

Из приведенной формулы следует, что объем КР СОИ — это разница между общим объемом коммунального ресурса, поступившего в МКД (учтенного ОПУ), и суммой тех объемов коммунального ресурса, который потреблен в отдельных помещениях такого МКД.

Очевидно, что в рассчитанный таким способом объем войдут не только объемы, реально (физически) затраченные при содержании общего имущества, но и объемы коммунального ресурса, неучтенные вследствие:
— утечки коммунального ресурса на внутридомовой сети, входящей в состав общего имущества (при авариях, порывах, а также при плановом сливе ресурса — например, при промывке системы отопления);
— фальсификаций собственниками отдельных помещений показаний ИПУ (занижение показаний, вмешательство в работу ИПУ и т.п.);
— потребления коммунальных ресурсов незарегистрированными жильцами при отсутствии ИПУ (учет нормативного потребления на заниженное число потребителей относительно фактического);
— утечек коммунального ресурса внутри помещений (квартир и нежилых помещений) при отсутствии ИПУ (например, незначительная течь смывного бачка способна привести к расходу нескольких десятков кубометров холодной воды в месяц);
— неисправностей ОПУ и/или отдельных ИПУ;
— несогласованности момента снятия показаний ИПУ собственниками помещений (например, если собственники одних помещений сняли показания 20-го числа, а других — 25-го, то сумма этих показаний будет меньше фактически потребленного в этих помещениях коммунального ресурса по состоянию на 25-е или 30-е число, что неизбежно вызовет разницу между показаниями ОПУ и суммой показаний ИПУ).

Из вышесказанного следует, что КР СОИ ни в коем случае не является именно тем ресурсом, который фактически затрачен УО/ТСЖ при обслуживании общего имущества, а включает в себя лишь расхождение между общим объемом ресурса, поступившим в МКД, и объемами ресурса, учтенными в качестве потребленных в помещениях этого МКД. Представляется более разумным назвать такой ресурс иным термином, например: «неучтенные коммунальные ресурсы», «коммунальные ресурсы, утраченные на внутридомовых и внутриквартирных сетях», «расхождение (небаланс) между объемом, потребленным всем домом, и объемом, потребленным в помещениях дома» и т.п. Абсолютно нецелесообразно называть рассматриваемый ресурс «коммунальным ресурсом, потребляемым при содержании общего имущества», поскольку этот коммунальный ресурс вовсе не потребляется при содержании, а утрачивается, в том числе, в связи с ранее перечисленными обстоятельствами. Таким образом, мы имеем дело с очередным неправильно выбранным понятием, название которого вовсе не отражает его суть.

Приборы учета ОДН, МОП

Из ранее сказанного уже следует, что технически невозможно учесть КР СОИ (КУ ОДН) с помощью неких приборов, в частности невозможно определить точки потребления указанных ресурсов для оборудования в них соответствующих приборов учета.

Тем не менее, значительная часть потребителей коммунальных услуг (в том числе и специалистов жилищной сферы) считает возможным оборудование МКД некими приборами учета, называемыми либо «ОДН» (общедомовые нужды), либо «МОП» (места общего пользования). Приверженцы такого заблуждения полагают, что объем КР СОИ (КУ ОДН) можно определять именно по этим приборам.

Важно отметить, что действующее законодательство утверждает возможность установки только двух видов приборов учета:

1. «Индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац 6 пункта 2 Правил 354). К этому же виду приборов учета можно отнести «комнатный прибор учета электрической энергии» (абзац 11 пункта 2 Правил 354) и «общий (квартирный) прибор учета» (абзац 14 пункта 2 Правил 354) — это приборы, учитывающие объем потребления коммунального ресурса в конкретных обособленных помещениях МКД.

2. «Коллективный (общедомовый) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункта 2 Правил 354).

Никаких иных видов приборов учета (МОП, ОДН и т.п.) законодательство не предусматривает, а следовательно, не определяет порядок применения показаний несуществующих приборов в расчетах.

Порядок расчета КР СОИ (КУ ОДН), рассмотренный в настоящей статье, дает однозначное понимание, что объем указанного ресурса рассчитывается как разность между объемом ресурса, поданным в дом, и суммой объемов, потребленных в отдельных помещениях этого дома, и никакого иного порядка (в том числе с использованием показаний неких иных, кроме ОПУ и ИПУ, приборов учета) не предусмотрено.

Дополнительно для сторонников заблуждения о возможности установить на вводах коммунального ресурса в дом два отдельных прибора, один из которых измеряет объем КР СОИ (КУ ОДН), а второй — объем коммунального ресурса, потребленного в помещениях дома, необходимо отметить два момента. Во-первых, ОПУ (согласно определению, приведенному чуть выше) является «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД», то есть ОПУ в рассматриваемом случае будет считаться совокупность двух установленных приборов (один из которых якобы учитывает «ОДН», а второй — индивидуальное потребление в помещениях), и объем КР СОИ (КУ ОДН) будет определяется как разность между суммой показаний этих двух приборов и суммой объемов потребления в помещениях дома. Во-вторых, в предлагаемом сторонниками заблуждения методе расхождения между показаниями «второго», учитывающего исключительно потребление ресурса в помещениях, прибора и суммой объемов, потребленных в помещениях дома, будут обязательно. И эти расхождения должны по закону быть учтены в составе КР СОИ (КУ ОДН), чего не произойдет в предлагаемой сторонниками заблуждения схеме расчета.

Таким образом, попытка применения неких приборов учета ОДН или МОП неизбежно приведет к нарушению закона как в части использования приборов, не предусмотренных действующими нормами, так и в части применения порядка расчета, не подлежащего применению.

В настоящей статье проанализированы термины «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ). Из представленного анализа следует, что указанные понятия не имеют физического смысла, не могут быть определены в качестве ресурсов, полученных конкретным лицом из определенных точек потребления и затраченных в технически определенном порядке в конкретно установленных местах. Данные понятия имеют исключительно юридическое значение, их суть определяется утвержденными формулами расчета.

Факт отсутствия физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) приводит к отсутствию технической возможности определения объема их потребления с помощью соответствующих приборов учета. Действующее законодательство при этом также не определяет виды приборов, которые могли бы непосредственно учитывать объемы потребления КР СОИ (КУ ОДН).

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

На вопросы читателей Псковской Ленты Новостей отвечают юристы ООО «РУМИТ».

Вопрос: У меня к юристу вопрос, который заинтересует многих — оплата за потребленную электроэнергию в подъездах. Наш дом по адресу: Л.Поземского, д.61 — пятиэтажный, на первом этаже — магазин. В подъезде 5 лампочек максимум по 60Вт, из которых хорошо, если горит 3, плюс 1 лампочка домофонная. Итого 16 квартир, каждой прислан счет на суммы от 70 до 80 рублей, получается 1200 руб. Свет днем мы всегда выключаем. Не странно ли, 6 лампочек за месяц наматывают почти 500 кВт!!?? Вопрос такой, куда можно обращаться, чтобы навести порядок в счетах, присылаемых домоуправлением? (МУ 11).

С уважением О.В.Воробьева

Ответ: Раньше мы, как собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда».

Теперь же сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение).

К помещениям общего пользования относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы.

Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга. Расходы на ее оплату должны нести собственники помещений многоквартирного жилого дома.

Размер платы за коммунальные услуги становится понятным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. При этом показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками.

Количество электрической энергии, приобретаемой управляющей организацией или ТСЖ у энергетиков определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. В качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников.

Желая избежать убытков, управляющие организации и ТСЖ «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

Сумма, которую мы с вами, как собственники, должны уплатить, не редко удивляет нас. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д.

Правилами предоставления коммунальных услуг устанавливает несколько вариантов расчета тарифа: если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, но есть общедомовой прибор учета; если счетчики есть лишь в части помещений и есть общедомовой прибор учета; если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета.

Коллективный счетчик

Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении.

Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно пункту 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

Коллективный счетчик + индивидуальные не во всех помещениях

Если счетчики есть лишь в части помещений вашего дома, то расчет будет выглядеть следующим образом:

1. собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков).

2. обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так: А : (В+С), где

А — объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика

В — суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета

С — суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества. То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

Коллективный счетчик + индивидуальный во всех помещениях

Если во всех помещениях дома, помимо коллективного счетчика, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Нет коллективного счетчика и индивидуальных счетчиков

Если Ваш дом не оборудован коллективным прибором учета, то оплата будет осуществляться по нормативам потребления по формуле: А х В х С, где

А – количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в доме

В – норматив потребления (кВт в месяц на 1 чел.);

С – тариф (руб./кВт)

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг они уже включают в себя электроэнергию, необходимую для содержания общего имущества, а также нормативные технологические потери во внутридомовых сетях. Следовательно, энергоснабжающая организация не вправе устанавливать условие об отдельной оплате энергии, потребляемой лифтовым оборудованием, системами противопожарной автоматики, усилителями антенн коллективного пользования, приборами освещения помещений общего пользования и придомовой территории сверх нормативов потребления для граждан.

Органы местного самоуправления также не вправе устанавливать нормативы отдельно на электроснабжение и отдельно на освещение мест общего пользования.

Вот такие методы распределения платы за общедомовую электроэнергию существуют в настоящий момент. В них, конечно же, есть недостатки.

Чтобы не вызвать «гнев» собственников из-за сумм за электроснабжение управляющие компании применяют различные варианты взимания платы:

— вводят отдельную строку – «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии.

— «прячут» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества», что противоречит нормативным правовым актам.

Для того, чтобы Вы могли понять порядок расчета платы за энергоснабжение мест общего пользования и убедиться в его правильности, Вам первоначально необходимо обратиться в свою управляющую организацию. И в том случае, если будет установлено, что расчет произведен не правильно, вы можете обратиться за защитой своих прав, например, в суд или прокуратуру.

Свои вопросы можно присылать по адресу: redaktor@pln-pskov.ru (с пометкой «Советы юриста»).

Для более подробных консультаций вы можете обратиться в юридическую фирму «РУМИТ» по телефону: (8112) 57-11-28.

КАК ПЛАТИТЬ ЗА ТЕПЛО?

Попробуем разобраться в данном вопросе простым и доходчивым способом, со всеми вытекающими обстоятельствами, на примере одной отдельно взятой квартире в многоквартирном доме.

1) МКД-(многоквартирный дом), оборудованный ОДПУ (общим домовым прибором учета), все помещения в котором не оснащены ИПУ тепла.
В этом случае собственники помещений оплачивают КР (коммунальный ресурс) на отопление
исходя из показаний ОДПУ. А именно — общее потребление дома (с потерями, перетопами и
непорядочными собственниками) распределяется на все жилые и не жилые помещения пропорционально занимаемой площади. Здесь всё просто, понятно и как бы справедливо.

Но вот, на свет появляются Постановления Конституционного суда РФ (КС РФ) от 10.07.2018 № 30 и от 20.12.2018 №46.
Ими КС РФ обязал Правительство разработать справедливые формулы для расчетов за отопление по ИПУ тепла с учетом доли квартир на отопление общих помещений в МКД. Помещения, оснащенные индивидуальными источниками тепловой энергии (ИИТЭ — автономными газовыми или электрическими котлами), должны платить только свою долю на отопление общих помещений в МКД (см.ниже формулу 3.11).

Согласно указанным Постановлениям КС РФ начиная с 10 июля 2018 года граждане, проживающие в МКД, в которых установлены исправно работающие коллективные приборы учета тепла, и в квартирах которых (даже в одной квартире) установлены исправно работающие счетчики тепла, должны рассчитываться УО, ТСЖ, ЖСК и РСО с учетом показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) тепла и доли на отопление общих помещений. (ССЫЛКА на КС)

Сегодня у собственников помещений где ИПУ и ОДПУ (общедомовые приборы учета) тепла уже были установлены застройщиком при сдаче дома, а так же в МКД с ОДПУ тепла, хотя бы в одном помещении которого, граждане, воспользовавшихся своим Конституционным правом, установивили ИПУ тепла, возник вопрос — а как платить по ПУ за тепло, чтобы опять не переплачивать, за свое потребление, не платить за расточительных соседей, не установивших ИПУ тепла и иметь возможность экономить на отоплении, вкладывая деньги в энергосбережение своей квартиры, которые окупятся за счет правильного учета??
Попробуем разобраться:

1) ИПУ тепла установлены во всех помещениях застройщиком. Справедливые расчеты за отопление производятся по формуле 3(3) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Расчеты включают показания ИПУ тепла и ОДН на отопление МКД, распределяемые пропорционально соотношению площади квартиры к общей площади всех квартир, включая нежилые помещения.

2) МКД оборудован ОДПУ, где способ управления выбран ТСЖ/ТСН.
Как только в доме появляется ИПУ тепла, сразу появляется и ОДН на отопление
это объём ресурса который затрачивается но обогрев МОП-(мест общего пользования). В данном случае, ОСС-(общее собрание собственников) принимает решение — каким способом будет не только начисляться плата за ОДН, но и каким способом будет этот ОДН рассчитываться. Или исходя из норматива (норматив 30-50% от потребления в месяц на отопление по ОДПУ тепла, принимаемый на ОСС), или с применением формул. Но т.к. в новой редакции ПП-354 справедливая формула расчёта ОДН отсутствует, то ОСС вправе принять свою формулу, в соответствии с Постановлением КС РФ №30. Исходя из этого, собственник помещения с ПУ будет оплачивать исходя из показаний ИПУ + своя часть ОДН.

3) МКД оборудован ОДПУ, где способ управления выбран УО/УК,
где заключен прямой договор с РСО-(ресурс снабжающая организация).
В этом случае собственник оплачивает за поставленный ресурс напрямую в РСО, но только по показаниям ИПУ.
А УО/УК обязана закупить у РСО объём ресурса на ОДН (Ссылка на решение ВС, и письмо Миннстроя) и начислять плату собственнику за ОДН на МОП-(места общего пользования) где объём услуги на ОДН не должен превышать норматива (ссылка на решение ВС). Исходя из этого, собственник помещения с ПУ будет оплачивать исходя из
показаний ИПУ + своя часть ОДН.

4) МКД оборудован ОДПУ и способ управления выбран — УО/УК, в которых не заключены прямые договоры с РСО и УО/УК, являясь исполнителем КУ-(коммунальных услуг), полностью закупает объём ресурса у РСО.В этом случае собственник сталкивается с тем, что УО/УК в своих расчётах начинают применять формулы из приложения 2 ПП-354 Павил, в новой редакции с изменениями, внесенными ПП-1708. Здесь стоит заострить внимание на том, что формулы 3(1), 3(6) и 3(7) из ПП-354 противоречат решениям КС, а значит они не законны. Мало того, ПП-354(в новой редакции) не содержит формул для расчёта ОДН на МОП.
Поэтому расчёты УО/УК по формулам Правил будут абсолютно неверны и завышены для квартир с ИПУ тепла и занижены для квартир без ИПУ тепла!

Исходя из этого, собственник помещения с ИПУ должен оплачивать за отопление только исходя из показаний своих ИПУ.

В дальнейшем УО будет вынуждена или принять на ОСС способ начисления ОДН (норматив или формулу) или подавать иски в суды на всех установивших ИПУ тепла собственников и доказывать правильность своих начислений.

Можно самим гражданам или добросовестным ТСЖ, ТСН и РСО , приняв соответствующее решение собственников, рассчитывать ОДН на отопление по правильным формулам:

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ №30 от 10.07.2018г. и №46 от 20.12.2018г.

5) Для МКД с центральным отоплением, в котором установлен коллективный прибор учета тепла и хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление для i-го помещения, оборудованного ИПУ тепла, определяется в соответствии с Постановлением КС РФ №30 от 10.07.2018г. по формуле 1:

Pi пр = Vi пр × Тт + Vi одн × Тт, (1)

Для МКД с центральным отоплением, в котором установлен коллективный прибор учета тепла и хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление для j-го помещения, не оборудованного ИПУ тепла, определяется по формуле 2:

P j бпр = (Vд — ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, (2)

∑Sj бпр

Расчёт доли на ОДН за отопление общих помещений для i-го помещения, оборудованного ИПУ тепла, определяется по формуле 3:

Sои Si

Vi одн = Vд × ———- × ——- , (3)

(Sоб + Sои) Sоб

Если в МКД с центральным отоплением, в котором установлен коллективный прибор учета тепла, отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения, отключенные от центрального отопления на законных основаниях и оборудованные ИИТЭ, плата за отопление для i-го помещения определяется в соответствии с Постановлением КС РФ №46 от 20.12.2018г. только как доля на ОДН за отопление общих помещений по формуле 4:

Sои Si

Pi ИИТЭ = Vд × ———— × ——- × Тт , (4)

(Sоб + Sои) Sоб

Если в МКД с центральным отоплением, в которых установлен коллективный прибор учета тепла, есть хотя бы одно помещение, оборудованное ИИТЭ, плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по формуле 5:

(Vд — ∑Vi инд) × Sои

Рj бпр = ————————————- × S j бпр × Tт, (5)

(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Где:

Vд — объем потребления тепловой энергии по коллективному прибору учета тепла за отчетный период;

Vi пр — объем потребления тепловой энергии i-м жилым или нежилым помещением по индивидуальным (квартирным) приборам учета тепла за отчетный период;

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр — площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Vi одн – доля на ОДН за отопление общих помещений для i-го помещения, оборудованного ИПУ тепла:

Sои Si

Vi одн = Vд × ———— × ——- ,

(Sоб + Sои) Sоб

где

Sои

Vд × —————— — ОДН на отопление общего имущества всего МКД;

(Sоб + Sои)

——— — доля ОДН конкретного помещения в МКД;

Sоб

Тт – тариф на тепловую энергию для отопления;

i – число помещений с приборами учета;

j — число помещений без приборов учета.

i + j = n — число жилых и нежилых помещений в МКД.

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии по формуле 6:

∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑ Pi ИИТЭ = Vд×Тт . (6)

Vд — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период должны ежемесячно предоставляться безусловно управляющие организации (УО) и РСО гражданам в течение 3-х дней по их первому письменному запросу!

Быстро рассчитать справедливую плату за отопление по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов тепла — теплосчетчиков (при горизонтальной разводке труб отопления) и вычислителей тепла (при вертикальной разводке труб отопления), установленных на отопительных приборах, можно в калькуляторе https://cloud.mail.ru/public/2Asy/3SNDdGR1i

До момента исправления Правительством РФ формул 3(1) и 3(7) расчетов за тепло в Правилах предоставления коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011) в соответствии с Постановлениями КС РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 собственники заранее должны быть готовы защищать в суде свою позицию. Чем больше собственников поставят в квартирах ИПУ тепла, тем труднее недобросовестным УО и РСО бороться против граждан в судах.

Если Вам были начислены несправедливые платежи за отопление Вы вычеркиваете из платежки суммы за отопление и вносите оплату ежемесячно по показаниям своих счетчиков тепла ежемесячно в течение отопительного периода. Если Вам придет платежка с долгами за платежи ЖКХ, как правило без указания долгов за конкретный ресурс, вы пишите письмо исполнителю услуг РСО, ТСЖ, ТСН или УК, о том, что вы уже оплатили все услуги по платежному требованию в соответствии с начислениями, а услугу за отопление в соответствии с реальным потреблением по счетчику(ам), чем и вызвано снижение общей платы. Вы произвели расчеты за отопление в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46.

Если исполнитель услуг подает иск в суд и вам приходит судебный приказ о выплате долга за отопление, вы обжалуете приказ в прокуратуру с предоставлением копий платежек и переписки с исполнителем услуг и РСО. Прокуратура во всех известных случаях отменяет судебный приказ и обязывает стороны разбираться в суде или если в процессе проведения проверки будет установлено, что ваши аргументы обоснованы, то сотрудники прокуратуры направят в адрес УК или иных организаций предписание об устранении нарушений норм законодательства. Требования прокуратуры должны быть в обязательном порядке исполнены.
Подробнее на Правовед.ru: https://pravoved.ru/journal/kuda-zhalovatsya-na-nepravilnye-nachisleniya-zhkh/.

Исполнитель УО и РСО должен подавать иск в суд на потребителя и доказывать, что произвел справедливые расчеты в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46. Если таких граждан в МКД много, то исполнитель вряд ли будет подавать в суды. А при подаче иска ему будет практически невозможно доказать справедливость своих расчетов за отопление.

Все общение с исполнителем услуг должно происходить в письменном виде с отсылкой корреспонденции заказными письмами с уведомлением о вручении.

После вступления в силу закона, расходы на общедомовые нужды ограничат жесткими нормативами, которые будут установлены субъектами РФ, исходя из реального потребления ресурсов, что позволит каждому потребителю легко проверить, правильно ли ему начислили плату за общедомовые нужды. Нормативы должны быть установлены каждым регионом до 1 ноября 2016 года. Необходимо отметить, что нововведения не приведут к росту платежа, потому что расходы на ОДН и сейчас включены в платеж, но не в плату за содержание жилого помещения, а в совокупный платеж за жилищно-коммунальные услуги.

«Мы намерены сделать процедуру начисления платежей максимально понятной и прозрачной, чтобы каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, четко понимал, за что он платит и почему именно эту сумму. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учета, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом», — прокомментировал замглавы Минстроя России, Главный государственный жилищный инспектор, Андрей Чибис.

Оснащение индивидуальными и общедомовыми приборами учета – еще одна мера ограничения роста совокупного платежа при переводе платы за ОДН из коммунальной в жилищную услугу. Эта мера, в совокупности с жестким прозрачным нормированием, позволяет контролировать как личное потребление коммунальных услуг, так и адекватное использование ресурсов на нужды всего дома.

«До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности — срок введения нового алгоритма оплаты продлен в том числе для того, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не будут платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям», — заявил Андрей Чибис.

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации, позволят исключить риск начисления платы за весь объем израсходованных в доме коммунальных ресурсов потребителям. Кроме того, эти меры будут мотивировать управляющие организации к энергосбережению и борьбе с воровством ресурсов, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, теперь будут оплачивать сами управляющие организации.

Ранее предполагалось, что расходы за ОДН будут включены в жилищный платеж с 1 апреля 2016 года.

Уважаемые жители!

С 1 января 2019 года установлен новый порядок расчета платы за отопление и внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила 354).

В соответствии с изменениями отключение отдельных помещений многоквартирного дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды. Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Механизм расчета платы за отопление (если в квартире установлен газовый котел):

Отсутствует коллективный прибор учета (КПУ):

Pi = (Vi + (Si х Sои х NТ х (Sоб-Sинд) / Sоб х (Sоб – Sинд + Sои)) х ТТ

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле; Vi = 0

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд — общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;

NТ — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

TТ — тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие коллективного прибора учета (КПУ):

Pi = (Vi + ( (Si х (Vд — х ∑ Vi)) / Sоб ) ) х ТТ

где:

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле; Vi = 0

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ — тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример расчета:

Отсутствует КПУ:

ОДН по отоплению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *