О внешнеэкономической деятельности

www.volsu.ru

УДК 341.96:339.5 ББК 67.932.11

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РФ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ПРИОРИТЕТНОЙ ЭКСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Игорь Павлович Марчуков

Аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН gimchp@volsu. т

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию экспортной деятельности РФ в энергетическом секторе как индустриальной основы общества в XXI в. и ключевой отрасли народного хозяйства РФ. Изучаются стратегические меры внешней энергетической политики России, направленные на максимально эффективное использование энергетического потенциала страны. Определяются комплекс и отраслевая принадлежность правового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Отмечается, что энергетические ресурсы, добытые из недр, приобретают правовой режим товара, который может участвовать во внешнеторговом обороте. Сделаны выводы относительно корректив действующего законодательного массива в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов с учетом вступления России в ВТО. Заслуживающей поддержки автор считает идею создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты внешнеторгового энергетического взаимодействия. Автор критикует бессистемность и фрагментарное состояние комплекса нормативной правовой базы в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Отмечается, что законодательная база страны нуждается в создании комплексной нормативно-правовой основы, которая регулировала бы не только обращение первичных источников энергии, но также сферу услуг в различных отраслях и продажу определенных видов топлива, выработанных из добытого сырья.

Ключевые слова: энергетика, энергетический сектор хозяйствования, энергетическое право, внешняя энергетическая политика, ключевые отрасли народного хозяйствования, трансграничный оборот энергетических ресурсов, внешнеторговые отношения в сфере энергетики, экспорт энергетических ресурсов.

ю

о <м

1_чг Приоритетное развитие энергетического К сектора хозяйствования как индустриальной § основы общества в XXI в. носит характер глобальной тенденции эволюции мировой экономики и выделяется в качестве ключевой отрасли © народного хозяйства Российской Федерации.

Действительно, энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей человеческого бытия и народного хозяйствования, способствует консолидации не только субъектов Федерации, но и упрочению межгосударственных социохозяйственных

связей, а также во многом определяет формирование фундаментальных финансово-экономических показателей страны.

Правовое регулирование энергетической сферы отличается сложным компонентом участия государства в развитии его энергетического потенциала, энергетика входит в сферу национальных стратегических интересов, являясь важнейшей движущей силой экономического развития и упрочения здоровых деловых международных хозяйственных связей.

Россия является одним из главных поставщиков, а следовательно, и важнейшим источником энергии для многих зарубежных стран мира. В последние годы Россия обеспечивает 12 % мировой торговли нефтью, одновременно являясь и крупнейшим в мире поставщиком газа, обладающим самыми большими его разведанными запасами (более 25 % всех мировых запасов) .

Стратегия внешней энергетической политики России направлена на максимально эффективное использование энергетического потенциала страны и предусматривает комплекс мер, обеспечивающих полноценную интеграцию РФ в мировой энергетический рынок, укрепление на нем позиций страны и получение наибольшей выгоды для национальной экономики. Конечной целью является повышение качественного уровня жизни населения.

Удельный вес и объективная значимость российского топливно-энергетического комплекса в общем объеме мировой энергетики предопределяют значимость грамотного построения внешней энергетической политики страны. Решение энергетических проблем РФ приобретает глобальный характер. Усиливается политизация национального энергетического сектора.

Вместе с тем в области трансграничного оборота энергетических ресурсов, производства и поставок на мировые рынки топливно-энергетических ресурсов России уже давно принадлежит одно из ведущих мест в рейтингах международного сотрудничества. В данном контексте обеспечение дальнейшего повышения эффективности производства и экспорта всех возможных видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конку-

рентные преимущества, является важной государственной задачей .

Кроме того, активно развивается практика интернационального обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия российских и зарубежных компаний во всей технологической цепочке — от геологоразведки и добычи до доставки энергетических ресурсов и продуктов потребителю. Происходит капитализация отношений в сфере поставок газа в страны ближнего зарубежья. Важное стратегическое значение для политической безопасности и экономического противостояния страны более сильным мировым державам приобретает стабильный, взаимовыгодный оборот энергетических ресурсов в рамках региональных интеграционных союзов с участием РФ.

Для того чтобы Россия упрочила и сохранила свои позиции в качестве лидера мировой системы оборота энергоресурсов, а также получила максимальные выгоды от международного сотрудничества в области производства и поставок на зарубежные рынки топливно-энергетических ресурсов, требуется своевременное, адекватное современным экономическим реалиям правовое сопровождение. Именно поэтому в 20-х гг. прошлого века получило свое развитие национальное энергетическое право. Между тем Российская Федерация является крупнейшим субъектом международной торговли и экспорта энергетических ресурсов, прежде всего газа и нефти, поэтому вопросы правового обеспечения внешнеторгового оборота энергетических ресурсов являются предметом регулирования гражданского и международного частного права.

Надо сказать, что в последние годы, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., правовому регулированию отношений в области внешней торговли энергетическими ресурсами уделялось и уделяется значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции РФ, относящей «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны.

Однако внешнеэкономические отношения между хозяйствующими субъектами в

сфере торговли по законодательству РФ регулируются прежде всего Гражданским кодексом (далее — ГК РФ), а именно ч. 3 разд. VI «Международное частное право» . ГК РФ регулирует общие положения о внешнеэкономической деятельности, в частности вопросы, касающиеся:

— определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или осложненным иным иностранным элементом;

— квалификации юридических понятий при определении права, подлежащего применению;

— применения права страны-контрагента и установления его содержания;

— определения права, подлежащего применению при определении правового положения юридических лиц (личный закон юридического лица);

— определения права, подлежащего применению к имущественным и личным неимущественным отношениям;

— определения права, подлежащего применению к договору;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сферы действия права, подлежащего применению при осуществлении обязательств, их изменении и нарушении.

Таким образом, раздел VI ГК РФ регулирует основные положения о порядке осуществления хозяйствующими субъектами внешнеторговой деятельности и иных взаимоотношений с иностранными контрагентами. Помимо вышеуказанного раздела к отношениям в сфере внешней торговли энергетическими ресурсами применимы положения ГК РФ о договоре, а именно главы 30, посвященной договорам купли-продажи . По своей правовой природе внешнеторговая сделка по передаче энергетических ресурсов другой стороне является договором поставки, обладающим рядом специфических особенностей. В настоящее время существует множество форм договорных отношений о передаче энергоносителей, в том числе договор поставки через присоединенную сеть, отдельный договор энергоснабжения (ст. 539 ГК РФ), договор непрерывной поставки и другие. Однако несмотря на такое многообразие договорных отношений, они имеют единую правовую природу купли-продажи, регулируемую нормами Гражданского кодекса .

Ключевым в контексте заявленной темы является понятие «энергетические ресурсы». Поэтому при определении всего комплекса законодательного массива необходимо учитывать законодательные положения о правовом режиме энергетических ресурсов, находящихся в недрах, установленном специальным законодательством о недрах. В соответствии с Законом «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в том числе энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью . Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Энергетические ресурсы, добытые из недр, приобретают правовой режим товара, который может участвовать во внешнеторговом обороте.

Внешняя торговля любыми товарами имеет ряд специфических особенностей, которые обусловливают невозможность урегулирования торгового оборота этих товаров посредством положений одного кодифицированного акта. В связи с этим в настоящее время в РФ действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу экономической деятельности. Прежде всего это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов в области, связанной с экспортом и импортом товаров и услуг . Применительно к внешней торговле энергоресурсами Федеральный закон содержит нормы, касающиеся правового положения российских и иностранных юридических лиц, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, вопросов лицензирования и исключительного права на экспорт/импорт отдельных видов товаров и свободы международного транзита.

Специализированное энергетическое законодательство Российской Федерации, регулирующее отдельные вопросы торгового оборота энергетических ресурсов в рамках экспорта, представлено рядом законов и подзаконных нормативных актов. Федеральный за-

кон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ регулирует вопросы заключения и реализации договора на поставку энергетических ресурсов, включающих в себя положения энергосервисного договора (контракта), а также вопросы обеспечения энергоэффективности при обороте товаров. Специальный закон, составляющий основу регулирования именно отношений по поставке газа, — Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении), в котором содержится понятие газа, другие основополагающие понятия, необходимые для регулирования этих отношений . В соответствии со ст. 2 данного Закона газом называют природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконден-сатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями . В настоящее время в ФАС РФ на антикоррупционную экспертизу представлен проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ», целью которого является определение основ государственного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации. В сфере электроэнергетики специализированным законодательным актом, регулирующим особенности торговли (в том числе экспортной), является Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 . Данный нормативный правовой акт устанавливает основы организации оптовых рынков электроэнергетики, как внутренних, так и внешних, а также порядок осуществления государственного надзора в данной области хозяйственной деятельности.

Кроме того, следует упомянуть и некоторые иные проекты федеральных законов, которые в настоящее время находятся на различных этапах своей разработки: «О федеральной энергетической политике», «Об основах государственного регулирования балансов топлива и энергетики в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «О магистральном трубопроводном транспорте» и др. . Важ-

ное место в регулировании внешнеторговой деятельности, связанной с продуктами топливно-энергетического комплекса, играет Распоряжение № 1715-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» от 13 ноября 2009 года . В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса, создание развитого стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК и выход их на международный рынок.

Основу для реализации национальной стратегической цели России в области энергетики создают существующие универсальные и двусторонние юридически обязательные и имеющие приоритет во внутригосударственной правовой системе РФ нормы международных документов договорного характера. Исследуемый массив планомерного развивающегося внутринационального законодательства строится с учетом обязательных предписаний международно-правового регулирования, участницей которого является РФ. К такому регулированию следует отнести соглашения о совместной деятельности нашей страны с другими государствами в области осуществления поисковых (геологической разведки) работ на нефть и газ, строительства объектов нефтяной и газовой промышленности, добычи нефти и газа.

Следует упомянуть и о расширяющемся влиянии международных организаций на формирование национального массива законодательного регулирования в области торгового оборота энергетических ресурсов. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) национальное законодательство, регламентирующее торговую деятельность в целом и торговлю энергетическим сырьем в частности, не должно расходиться с принципами и правилами ВТО, а также должно находиться в рамках право-

вого поля всемирной торговой системы. Таким образом, и законодательство, и практика должны быть приведены в соответствие с требованиями документов единого пакета .

Одним из этапов внешней торговли любыми товарами является перемещение их через границу государства с целью поставки или транзита. Правоотношения в данной сфере регулируются таможенным законодательством. Согласно ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в соответствии с установленным порядком и правилами таможенного дела в России . Основным принципом таможенного регулирования внешней торговли является принцип свободы транзита через территорию Российской Федерации.

Внешняя торговля энергетическими ресурсами, в особенности нефтью и газом, требует обеспечения экологической и иной безопасности. Правовую основу национального законодательства в данной сфере составляют технические регламенты, стандарты и системы оценки соответствия, принимаемые на уровне стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) или Таможенного союза. Указанные положения разрабатываются в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле (далее — Соглашение по ТБТ) .

Технические регламенты применяются в целях защиты жизни и (или) здоровья людей, имущества, окружающей среды, здоровья животных и (или) растений, предотвращения действий, которые могут ввести потребителей в заблуждение, а также с целью обеспечения энергетической эффективности и сохранения ресурсов.

Резюмируя, можно заключить, что комплекс внутригосударственного законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы внешнеторгового оборота энергоресурсов, основан на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса, ряда федеральных законов о внешнеторговой деятельности, специализированного энергетического законодательства, таможенного законодательства и ряда подзаконных актов.

Некоторые выводы относительно корректив действующего законодательного массива в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов лежат на поверхности и обнаруживают себя уже при первом знакомстве с составляющими его нормативными актами.

Так, полагаем, что заслуживающей поддержку следует признать идею создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов, и который будет охватывать все аспекты внешнеторгового энергетического взаимодействия. Новая система правовых актов в области энергетики, призванная создать основу внешнеторговой обязательственной сферы национального регулирования РФ, должна соответствовать тенденциям глобализации мировых хозяйственных связей, предполагающих правовую интеграцию соответствующих экономических отношений, а значит, обладать такими характеристиками, как: 1) универсальность уровня применимости (быть применимой к отношениям между любыми странами); 2) открытая возможность присоединения третьих стран; 3) комплексность регулирования (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия); 4) недискриминация участия (отсутствие дисбалансов в пользу отдельных категорий участников); 5) отсутствие коллизий с положениями иных международных документов, устанавливающих соответствующие обязательства; 6) эффективность общего механизма реализации.

Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО рекомендуются следующие меры по унификации и приведению к соответствию установленным международной организацией стандартам национального законодательства в сфере торговли энергоресурсами:

1) законодательно закрепить основные принципы правового регулирования в сфере торговли энергоресурсами и привести к единообразию терминологический аппарат;

2) унифицировать в соответствии с правилами ВТО таможенное законодательство, регламентирующее транзит энергоресурсов;

3) расширить объем и влияние на сферу национального правового регулирования торговли энергетическими ресурсами технического регулирования.

Кроме того, следует заметить, что внутригосударственное правовое регулирование энергетических отношений в нашей стране значительно осложнено зачастую бессистемным и фрагментарным состоянием нормативной правовой базы в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Российское энергетическое право, в том числе и обнаруживающее себя в области гражданского законодательства, в целом регулирует не столько вопросы энергетики в широком смысле, сколько обеспечивает отдельные первичные источники энергии, энергоносители, минеральные энергетические ресурсы и их использование. Безусловно, энергия в широком смысле не может существовать без источника и носителя энергии. Поэтому можно только приветствовать стремление законодателя урегулировать на уровне закона отношения, возникающие в сфере использования первичных топливно-энергетических минеральных ресурсов, а также возобновляемых источников энергии. Вместе с тем законодательная база нашей страны нуждается в создании комплексной нормативно-правовой основы, которая регулировала бы не только обращение первичных источников энергии, но также сферу услуг в различных отраслях и продажу определенных видов топлива, выработанных из добытого сырья.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

3. Закон РФ «О недрах» от 21 февр. 1992 г. № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. -№ 10. — Ст. 823.

хайловым, Ю. К. Севенардом, Ю. Д. Седовым, В. А. Шестаковым) : (в первом чтении). — Доступ из информ.-правового портала «ГАРАНТ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Мар-ракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 30. — Ст. 4177.

10. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4159.

12. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 13. — Ст. 1177.

13. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. -№ 48. — Ст. 5711.

8. Federalnyy zakon «O ratifikatsii Protokola o prisoedinenii Rossiyskoy Federatsii k Marrakeshskomu

Igor Pavlovich Marchukov

Postgraduate Student, Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University,

Base Department of Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS) gimchp@volsu. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из основных задач при декларировании товаров – правильно определить код по ТН ВЭД.

ТН ВЭД ТС (с 2017 года ТН ВЭД ЕАЭС) – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций специалистами по таможенному оформлению и сотрудниками таможенных органов.

Классификатор ТН ВЭД поделен на разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Таблица кодов включает в себя таможенное наименование товара и 10-значный код. В нашем сервисе ТН ВЭД ЕАЭС онлайн помимо этого пользователям доступна следующая информация: ставка таможенной пошлины, НДС, акциз, меры тарифного и нетарифного регулирования, также мы приводим нормативные правовые акты, регулирующие оформление конкретной продукции.

Классификация по ТН ВЭД – дело непростое. Для установления правильного кода необходимо определить совокупность классификационных признаков товара. Неверный подбор кода может повлечь за собой значительные финансовые, репутационные и другие виды потерь. Именно поэтому опытные таможенные представители очень внимательно относятся к выбору правильной позиции товарной номенклатуры.

База ТН ВЭД онлайн, представленная на нашем сайте, – это бесплатный комплекс сервисов, используемых для определения кодов. С помощью поиска по классификатору или по дереву ТН ВЭД вы можете подобрать верный код товара. «Пояснения», как вспомогательный материал, содержат подробную информацию, с помощью которой можно конкретный товар отнести к определенной позиции по ТН ВЭД. С помощью сервиса «Товары и коды» легко определить, какой код присваивался ранее аналогичному товару, и, таким образом, затратить меньше времени для решения этой задачи – к Вашим услугам опыт специалистов в таможенном деле.

Содержание

1. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ

Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

«Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

Устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (Ст. 15.25), а также за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Глава 16).

5. «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

6. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ

Устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС), согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

7. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ

Закон направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

8. «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

9. «Об экспортном контроле» Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ

Устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

10. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ

Определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.

11. «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018)

Раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления. С введением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза многие положения Закона о таможенном тарифе утратили свою силу и в настоящее время представляют только исторические и аналитический интерес, но никак не практический. В тоже время в Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах.

12. «О международном коммерческом арбитраже» Закон Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-I (ред. от 25.12.2018)

Устанавливает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

13. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ.
14. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
15. Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2015 N 424 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2003 N 79 «Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации».
17. «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».
19. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 (ред. от 02.12.2017) «О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности»

ПРАВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Баранов В.П.

Процесс административного реформирования в РФ, сопряженный с активизацией внешнеэкономических связей, отразился и на системе администрирования внешнеэкономической деятельности.

Государственный аппарат, органы исполнительной власти общей и специальной компетенции в соответствии со своими функциями активно участвуют в администрировании внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне. Особое положение в данной сфере деятельности занимают государство и международные организации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права.

THE ROLE OF STATE GOVERNMENT IN FOREIGN TRADE ACTIVITIES Baranov V.P.

В этой связи рассмотрим особенности и механизм администрирования внешнеэкономической деятельности, в том числе систему и методы управления, субъекты управления и их функции.

На законодательном уровне, в научной экономической и юридической литературе пока понятие внешнеэкономической деятельности дается в весьма обобщенном виде.

В экономической литературе ВЭД рассматривается как деятельность на микроуровне, т.е. на уровне фирм и предприятий, а внешнеэкономические связи — регулирование на макроэкономическом (межгосударственном) уровне. Эти виды деятельности рассматриваются отдельно друг от друга, без взаимосвязи, и представляется более правильным рассматривать ВЭД как деятельность по осуществлению внеш-

неэкономических связей на макро- и микроуровне .

По мнению юристов, «внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей…», а внешнеэкономические связи -это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, «специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» .

Законодательно только для целей экспортного контроля дается несколько полное понятие внешнеэкономической деятельности, которая определена как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами,

Баранов В.П.

информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)» .

Подобные определения, безусловно, правильны, но весьма лаконичны и не отражают того, что внешнеэкономическая деятельность — это предпринимательская деятельность в сфере внешней экономики с участием иностранного элемента, и связана она, как правило, с перемещением объектов внешнеэкономической деятельности через таможенную границу РФ с соблюдением запретов и ограничений экономического и неэкономического характера.

Учитывая, что внешнеэкономическая деятельность связана с экономикой, и торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики РФ, из содержания экономической функции государства следует определять содержание и механизмы (формы) администрирования внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ приоритетным направлением политики государства является защита интересов России в экономической сфере.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности перед государством являются:

— создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

— расширение рынков сбыта российской продукции;

— формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств .

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг Концепцией предлагается усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Как следует из Концепции, несмотря на либерализацию и разгосударствление внешнеэкономической деятельности, госу-

дарство остается активным участником внешнеэкономических отношений, выполняя координирующую роль в данной сфере. В большей степени свое влияние государство осуществляет через государственное (публично-правовое) регулирование внешнеэкономической деятельности, формирующее торговую политику государства во внешнеэкономической сфере и определяющее структуру государственного управления внешнеэкономическими связями, установление нормативно-правовой базы и системы правового воздействия на невластных субъектов внешнеторговой деятельности, состоящей в специфике приемов регулирования и его механизма.

При этом монополия государства распространяется на валютное и таможенное регулирование, экспорт и импорт специфических товаров, в том числе товаров двойного назначения.

Децентрализация внешнеэкономической деятельности не могла не вызвать кардинальных изменений в содержании административно-правового регулирования экономических отношений, самым очевидным из которых является изменение состава и содержания полномочий государства во внешней экономике от государственной монополии к регулированию ВЭД, системы органов исполнительной власти, форм и методов их деятельности и т.д.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ применительно к сфере внешнеэкономической деятельности находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, внешнеэкономические отношения, что предполагает активное воздействие государства на экономические процессы и управление в данной сфере.

Но воздействие, как известно, может проявляться по-разному: «жестко» — в административно-командном непосредственном распорядительстве, что преобладало в советский период; и в «мягкой» форме — нормативном регулировании координации и

содействии, характерном для постсоветского периода.

В настоящее время система прямого государственного управления во внешнеэкономической сфере в большей степени заменяется системой государственного регулирования; направлено оно на создание благоприятных экономических правовых и организационных условий, защиту экономических и политических интересов национального рынка и отечественных производителей от недобросовестной конкуренции и не предполагает вмешательство государственных органов в деятельность ее участников, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена законодательством. Эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от уровня и качества организации большого числа административных процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в качестве административных процедур, направленых на реализацию торговой политики РФ, государством установлена система методов регулирования внешнеторговой деятельности, которое осуществляется с помощью национальных (федеральных) и международных средств. Классически национальные средства подразделяют на методы прямого и косвенного воздействия государства на невластных субъектов ВЭД, на административные и экономические.

К национальным средствам относятся:

— таможенно-тарифное регулирование посредством установления ввозных и вывозных пошлин;

— нетарифное регулирование посредством количественных ограничений экспорта и импорта, квотирования лицензирования, исключительного права на экспорт или импорт, специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер;

— запреты и ограничения внешней торговли;

— меры экономического и администра-

тивного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

К международным средствам в соответствии с государственной торговой политикой относятся:

— двусторонние и многосторонние договоры о взаимной торговле, о создании таможенного союза или зоны свободной торговли, об общих условиях поставки товаров, о приграничной торговле и т.д.;

— преференциальный режим, национальный режим и режим благоприятствования, предоставляемые во внешней торговле;

— решения универсальных и региональных международных организаций;

— средства в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта, туризма.

Можно сделать вывод, что национальные средства регулирования внешнеторговой деятельности содержат закрытый перечень, иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются . Исключением является внешняя торговля продукцией военного назначения, где дополнительно, в качестве нетарифного регулирования, осуществляется экспортный, валютный, таможенный и налоговый контроль .

Но таможенный и валютный контроль осуществляется таможенными органами РФ при перемещении любых товаров через таможенную границу РФ не только в отношении продукции военного назначения, поэтому было бы целесообразным отнести валютный и таможенный контроль и к нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности независимо от вида товара.

Д.Н. Бахрах, используя классификацию управления, выделяет следующие типы администраций: администрация международных организаций, федеральная администрация, администрация субъекта Федерации .

Каждая администрация наделена общими (универсальными) и специальными уп-

Баранов В.П.

равленческими функциями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Систему управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне составляет субъект и объект управления. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Непосредственное управление возложено на федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.

К субъектам управления (управляющая система) относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства РФ . Объектами управления (управляемой системы) являются исполнители решений, приказов, поручений управляющей системы, субъекты хозяйственной деятельности, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции с иностранными контрагентами, так называемые участники внешнеэкономической деятельности.

В действующей системе органов исполнительной власти не всегда удается упорядоченно и гармонично регулировать все виды внешнеэкономической деятельности. Большинство федеральных органов исполнительной власти в той или иной мере наделены полномочиями по регулированию ВЭД в части контроля, надзора, согласований и разрешений, например, на оформление лицензий в Минэкономразвития РФ для экспорта и импорта отдельных видов товаров.

В этой связи следует отметить, что разрешительная система во внешнеэкономической деятельности, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг, еще далека от совершенства, требует унификации нормативных правовых актов в этой сфере и принятия единого административного регламента. Участникам внешнеэкономической деятельности, не имея соответствующей юридической подготовки, весьма трудно разобраться, в чем отличие лицензирования экспорта и импорта отдельных видов товаров от получения разрешения на экспорт и импорт. Приходит-

ся обращаться к положению почти каждого органа исполнительной власти специальной компетенции, выясняя, в каком органе необходимо оформлять лицензию, а в каком -разрешение.

Так, например, Федеральная служба в сфере природопользования осуществляет контроль в области охраны использования и воспроизводства объектов животного мира. Она выдает лицензии (разрешения) на ввоз (вывоз) в РФ зоологических коллекций, диких животных, дикой фауны и флоры, экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения, экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья .

Рассмотрим полномочия субъектов управленческой вертикали в сфере внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне.

1. Президент РФ.

Конституционные полномочия Президента РФ в ст. 80 и 86 Конституции РФ предусматривают обеспечение с его стороны функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней (в том числе торговой) политики государства, ведение переговоров и подписание международных договоров. Во внешнеэкономической деятельности Президент РФ осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой государства, издает указы по ключевым вопросам ВЭД, регулирует важнейшие аспекты военно-технического и международного сотрудничества. В соответствии со ст. 13 и 37 Закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случае международных санкций. Регулирует

сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок вывоза расщепляющихся материалов, в целях экспортного контроля утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Президент РФ запрещает или ограничивает вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов РФ. Указами Президента РФ были созданы комиссия по экспортному контролю РФ и комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ, является Администрация Президента.

2. Правительство РФ.

Наделено более широкими полномочиями как орган исполнительной власти общей компетенции. В соответствии с Конституцией (ст. ст. 110-117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет исполнительную власть в РФ, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимает соответствующие федеральные программы (по развитию экспорта и импорта, инвестиционной деятельности и т.д.). Разрабатывает и осуществляет мероприятия по исполнению федеральных законов и указов Президента РФ. Реализуя свои властные полномочия во внешнеэкономической деятельности, Правительство РФ своими постановлениями:

— применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами;

— устанавливает ставки таможенного тарифа;

— вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

— устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

— определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

— определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

— определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

— принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

— принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;

— определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

— устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

— утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Баранов В.П.

3. Органы межотраслевой компетенции.

Особое положение в системе администрирования ВЭД на федеральном уровне занимают органы межотраслевой компетенции, которые обладают ведомственными административными функциями именно межотраслевого характера.

Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим :

— государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

— проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров;

— проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров;

— функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования внешнеэкономической деятельности и инвестиционной деятельности;

— руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах;

— выдачу лицензий и других разрешительных документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров;

— координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении агентств.

Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, призванный формировать и проводить единую государственную политику в области финансов, в том числе регулировать соответствующие вопросы в сфере внешнеэкономической деятельности .

Минфин РФ осуществляет нормативноправовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и

транспортных средств, совершенствование методологии определения таможенных пошлин. В его ведении контроль за исполнением таможенными органами нормативноправовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств при перемещении их через таможенную границу РФ.

Организует сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями: осуществляет мероприятия по привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций.

Определяет порядок получения и использования кредитов от Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, контролирует их использование.

Федеральная таможенная служба РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной торговой политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планы работы Федеральной таможенной службы предполагают решение трех основополагающих задач:

— всемерное содействие развитию внешней торговли за счет сокращения издержек, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

— пополнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей;

— уменьшение потенциальных угроз РФ, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику РФ.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВЭД В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Особенностью межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключаются в том, что государства самостоятельно на основе международных договоров регулируют отношения в данной сфере, придерживаясь общепризнанных принципов международного права. Международные организации через свои административные органы осуществляют управление в виде регулирования и координации действий государств в вопросах внешнеэкономической деятельности и развития внешнеэкономических связей.

В международной экономической деятельности учитываются внешнеторговая политика государств, а также специальные и договорные принципы международного экономического права. Так, торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Специальные принципы устанавливают общеобязательные нормы взаимоотношений государств в международных экономических отношениях и вытекают из общепризнанных принципов международного права:

— принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами;

— принцип отсутствия экономической дискриминации;

— принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей;

— принцип равенства и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях;

— принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, инвестиций, науки и техники .

При заключении международных договоров государства применяют, как правило, на основе взаимности договорные принципы,

которые приобретают действительность после включения их в соответствующие международные договоры с последующей трансформацией во внутреннее законодательство государства. Примером является международный договор «О таможенном союзе и едином экономическом пространстве» от 26.02.1999 г. ст. 37 и 38; Закон РФ «О таможенном тарифе», Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

К договорным принципам относят:

— принцип наибольшего благоприятствования;

— принцип национального режима;

— преференциальный режим.

Внешнеэкономическая деятельность в

большей мере зависит от развития внешнеэкономических связей государства. Первостепенная роль в этом принадлежит органам внешних сношений, которые наделены специальными функциями. Например, Министерство иностранных дел РФ, торговые представительства РФ за рубежом, международные организации, всего их более 40.

Министерство иностранных дел РФ -активный участник процесса формирования и проведения внешнеэкономической политики России, которая должна быть согласована с международной политикой. Это находит свое выражение в межгосударственных договорах и соглашениях, заключаемых на двусторонней и многосторонней основе («Об экономическом и военно-техническом сотрудничестве», «Об освобождении от двойного налогообложения»), что непосредственно влияет на масштабы и интенсивность международного экономического сотрудничества, формирование инвестиционного климата страны и, соответственно, на ее инвестиционный рейтинг. Являясь органом внешних сношений, Министерство иностранных дел обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности универсальных и региональных международных организаций, в работе международных конференций и форумов .

Баранов В.П.

Торговые представительства РФ аккредитованы в иностранных государствах в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечения внешнеэкономических интересов РФ. Торговое представительство является государственным органом, осуществляет деятельность под непосредственным политическим руководством посла РФ. Торговое представительство обеспечивает в государстве пребывания внешнеэкономические интересы РФ, содействует расширению российского экспорта товаров и услуг, в продвижении на рынок в государстве пребывания российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в РФ. Оказывает содействие российским участникам внешнеэкономической деятельности в подборе партнеров для реализации совместных проектов. Решение об учреждении, организации и ликвидации принимается Правительством РФ в соответствии с международным договором .

Всемирная торговая организация учреждена Марркешским соглашением о создании Всемирной торговой организации 15 апреля 1994 г. и является правопреемником Генерального соглашении по тарифам и торговле. Принципы ВТО: торговля без любых форм дискриминации, регулирование товарообменных операций преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и других нетарифных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

К административным функциям ВТО относятся:

1) административная деятельность по многосторонним торговым соглашениям;

2) обеспеспечение и проведение переговоров между ее членами относительно их торговых взаимоотношений;

3) обеспечение механизмов примирения при регулировании споров;

4) администрирование механизма пересмотра торговой политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) осуществление сотрудничества с международными организациями по проблемам глобальной торговой политики.

К сожалению, процесс вступления Российской Федерации в ВТО несколько затянулся. На наш взгляд, это происходит в основном из-за внешних факторов. Россия взаимодействует с ВТО по процедурным вопросам членства в этой организации, начиная с 1993 г., один из последних раундов состоялся в 2007 г. .

Подводя итоги, можно отметить, что система управления ВЭД несколько громоздка. Необходима не только унификация нормативно-правовой базы, но и координация действий федеральных органов исполнительной власти в части нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, где значительное количество подзаконных актов претерпели изменения, утратили юридическую силу и содержат множество отсылочных норм.

Необходимо принять административный регламент по применению мер нетарифного регулирования ВЭД; определить перечень органов исполнительной власти уполномоченных на оформление лицензии и на оформление разрешения на экспорт и импорт отдельных видов товаров.

Требуется дополнительная научная проработка и законодательное закрепление понятий «внешнеэкономическая деятельность» и каждого вида внешнеэкономической деятельности.

Безусловно, в рамках статьи в зависимости от круга субъектов не представляется возможным рассмотреть систему администрирования в широком смысле. Сейчас только предпринята попытка рассмотреть систему администрирования внешнеэкономической деятельности в самых общих чертах. Некоторые вопросы администрирования на национальном и международном уровне требуют отдельного исследования и могут быть предметом дискуссии как для юристов, так и для экономистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман Н.Ф., Маховикова Г.А. Основы внешнеэкономической деятельности. СПб: Питер, 2001. С. 9.

2. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.,1998 г. С. 4,6.

3. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле». СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-Ф3 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле», ст.7. СПС «КонсультантПлюс».

7. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2001 г. С. 6.

8. Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 в ред. от 24.05.2007 г. № 315 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природо-пользоавания». СПС «КонсультантПлюс».

10. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2 в ред. ФК3 от 19.06.2004 г. № 4-Ф3К «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление Правительства РФ от 27.08.2004 г. № 443 в ред. от 21.05. 2007 г. № 306 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли». СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ» в ред. от 30.05.2007 г. № 336. СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе». СПС «КонсультантПлюс».

14. Колосов Ю.Я., Сузнецов В.И. Международное право. М., 2000 г.

15. Указ Президента РФ № 865 от 26.01.2007 г.; Вопросы Министерства иностранных дел РФ. № 70. СПС «КонсультантПлюс».

16. Постановление Правительства РФ от 27.06.2005 г. № 401 «Об оптимизации системы торговых представительств РФ в иностранных государствах». СПС «Консультант Плюс».

17. Яшина О.Н. Международная торговля и промышленная политика. Екатеринбург, 2007. С. 89-97.

Библиографическое описание:

На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединении, предприятии.

Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения.

Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Вопросы правовой защиты отечественных экспортеров и импортеров стали актуальны в связи с процедурой присоединения России к Всемирной торговой организации — институту, регламентирующему экономические отношения между странами в области международной торговли, в соответствии с принципами максимальной открытости национальных рынков. Однако российские бизнесмены должны уметь и самостоятельно защищать собственные интересы, в чем им поможет знание «правил игры» на мировом рынке, его особенностей и традиций.

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

Непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и десятки тысяч предпринимателей и государственных служащих. К сожалению, многие из участников не знакомы с основами, а тем более — с тонкостями внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий — это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок. Она является следствием развития внешнеэкономических связей как совокупности направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений государства с зарубежными странами в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда и международных экономических отношений для решения народно-хозяйственных и внешнеполитических задач.

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Разница между понятиями «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» заключается в следующем. Внешнеэкономические связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность — к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий .

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Управление ВЭД предприятия — это воздействие на процессы подготовки и реализации внешнеэкономических операций, ориентированное на получение прибыли, повышение рентабельности посредством участия в международном разделении труда.

При классификации видов ВЭД предприятий большинство учёных включают в их состав:

  1. внешнеторговую деятельность;

  2. производственную кооперацию;

  3. международное инвестиционное сотрудничество;

  4. валютные и финансово-кредитные операции;

  5. отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность— это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеторговая операция — это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов .

К основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие:

  1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.

  2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

  3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, которые оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

  4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются научный, культурный обмен, растет число спортивных мероприятий.

Внешняя торговля на современном этапе — это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений.

Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг; степени готовности товаров; применяемым методам торговли; организационным формам торговли.

Рис. 1. Классификация внешнеторговых операций

По направлению торговли внешнеэкономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается предприятие, ставшее участником международного бизнеса. Но экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда, когда фирма переходит к другим внешнеторговым сделкам. В этом случае экспортно-импортные операции ищут новые рынки либо осуществляются в комплексе с другими внешнеторговыми операциями.

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг) и ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/ из-за рубежа .

В практике международной торговли продавец именуется экспортером, а покупатель — импортером. Стороны любого контракта в практике международной торговли именуются контрагентами.

Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений.

В целом, внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны.

В настоящее время предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников — другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение нынешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.

На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

Литература:

О внешнеэкономической деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *