Роль государства в мирохозяйственных связях
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Для формирования эффективного государственного регулирования ВЭД необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.
Анализ мирового опыта социально-экономических реформ подтверждает, что государственное регулирование становится неотъемлемым элементом системы управления ВЭД страны. Государственное регулирование ВЭД осуществляется практически всеми странами мира, успехи которых в области экономического развития достигаются в значительной мере благодаря успешному госрегулированию. Однако, цели и задачи этого регулирования, его формы и методы, а также получаемые в итоге результаты различны.
Необходимость государственного регулирования ВЭД определяется потребностями самого рыночного механизма хозяйствования. При этом госрегулирование выступает единственным инструментом, который создается для обеспечения правил и порядка, без которых рынок существовать не может. Уход государства из сферы управления ВЭД приводит к негативным социально-экономическим последствиям. Экономическая теория выделяет два принципиально разных подхода к оценке роли и места государства в регулировании ВЭД: фритредерство и протекционизм.
Фритредерство – это политика свободной торговли, когда государственные, прежде всего, таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, где национальные субъекты хозяйствования, действующие на территории страны, способны выдержать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Этот подход не лишен ряда проблем, к которым относятся:
— обеспечение обороноспособности страны;
— поддержание эффективной внутренней занятости;
— диверсификация производства в целях сохранения внутренней стабильности и дальнейшего развития;
— защита новых отраслей от разорения более развитыми иностранными производителями;
— защита от иностранного демпинга;
— защита внутренней экономики от более дешевой иностранной силы.
Политика протекционизма, в отличие от фритредерства направлена на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционизм строится на использовании высоких таможенных тарифов, максимально возможном ограничении импорта. Фритредерство и протекционизм как элементы государственной политики в области ВЭД в чистом виде не существуют. Для современной российской экономики наиболее предпочтительно оптимальное сочетание внешнеэкономической открытости и протекционизма, с учетом реальных возможностей и потребностей страны.
Все страны мирового сообщества независимо от уровня их экономического развития объединены стремлением развивать внешнеэкономическую деятельность, и эта заинтересованность объединяет их в мировое сообщество. Но наличие этой заинтересованности отнюдь не устраняет противоречий между ними. Экономические отношения между странами строятся на основе конкурентной борьбы, в процессе которой каждая страна ищет определенные выгоды, прежде всего, для себя за счет торговых партнеров – конкурентов. Развивающиеся страны заинтересованы в более высоких ценах на сырье, энергоносители и продукцию низких пределов, ибо они являются главными поставщиками этих товаров на мировой рынок. Они заинтересованы также в более низких ценах на продукцию обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкую и высоких пределов, так как они являются импортерами этой продукции. Напротив, экономически развитые страны заинтересованы в низких ценах на сырье и энергоносители, поскольку они являются их главными импортерами, и в высоких ценах на продукцию наукоемкую и высоких пределов, поскольку они являются ее главными экспортерами.
В конечном счете, соотношения цен на сырье, энергоносители и продукцию наукоемкую и высоких пределов складываются, как правило, в пользу развитых стран. Эти страны выступают за более низкие импортные пошлины и их полную отмену на сырье, энергоносители и продукцию низких пределов. Они охотно идут на снижение импортных пошлин на продукцию обрабатывающих отраслей, производство которых ими хорошо отлажено, и, как правило, конкурентоспособно и не нуждается в протекционизме. Тогда как, развивающиеся страны заинтересованы в защите своей промышленности от конкуренции развитых стран и выступают за высокие ввозные пошлины на эти товары. В итоге проблема формирования национальных режимов регулирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства решается на основе договоренности стран сообщества и взаимных компромиссов.
Российская Федерация, по уровню экономического развития и конкурентоспособности ее экономики, нуждается в таком механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который защищал бы ее национальный рынок от экспансии западных фирм, обеспечивал государственную поддержку отечественному производству, особенно экспортному, поощряя развитие экспорта. Для нее либерализм приемлем лишь в части отраслей и производств, вполне конкурентоспособных на мировом и национальном рынках. В отношении прочих отраслей производства Российская Федерация заинтересована в создании режима разумного протекционизма в тех масштабах и формах, которые были бы адекватны состоянию национального производства. Этот механизм должен способствовать решению следующих задач:
— обеспечение внешней безопасности страны – экономической, технологической, продовольственной, экологической, валютно-финансовой, информационной;
— стимулирование экспорта продукции наукоемкой и получаемой на базе технологий глубокой переработки сырья и ограничение экспорта сырья, энергоносителей и продукции низких пределов, регулирования импорта товаров, составляющих конкуренцию аналогичным товарам отечественного производства, поддержка отечественных производителей, в первую очередь, импортозамещающих производств;
— государственное регулирование внешней торговли стратегическими товарами, вооружением, расщепляемыми материалами и другими товарами, требующими государственного регулирования.
Эта модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности будет способствовать восстановлению экономики страны и обеспечит ее дальнейшее социально-экономическое развитие.
Сложность сочетания национальных интересов и интересов стран сообщества определяется зачастую их противоречивостью. Так, национальные интересы Российской Федерации требуют активизации участия страны в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и продукции высоких пределов и ограничения экспорта сырья, энергоносителей и продуктов низкого предела. Импортная политика России должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых страна не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые Российская Федерация вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат. Интересы мирового сообщества отличны от национальных интересов Российской Федерации. Развитые страны мирового сообщества, чьи интересы преимущественно отражают международные организации, заинтересованы в расширении экспорта российского сырья, энергоносителей и продукции низкого передела, а также в увеличении импорта Россией продукции обрабатывающих отраслей из развитых стран. Они отнюдь не заинтересованы в превращении России в их конкурента, способного потеснить их на рынке наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе технологий глубокой переработки сырья. Вполне понятно стремление РФ защитить свой внутренний рынок от недобросовестной конкуренции ее торговых партнеров, от экспансии иностранных фирм.
Мировое сообщество через международные организации (ВТО, МВФ и др.) способно оказывать эффективное воздействие на экономическую политику отдельных стран, добиваясь от них определенных уступок в области режима регулирования внешнеэкономической деятельности в пользу стран мирового сообщества. Принимая часть требований международных организаций в обмен на уступки с их стороны, Россия ограничивает тем самым свои возможности защиты национальных интересов, отказывается от части своих суверенных прав в области регулирования внешнеэкономической деятельности. Сложность достижения положительного для Российской Федерации баланса интересов усугубляется объективными факторами – природно-климатическими и историческими особенностями страны, которые негативно сказываются на эффективности производственной и инвестиционной деятельности и снижают конкурентоспособность российских товаров.
Следует отметить, что в советское время низкие национальные цены на сырье и энергоносители удешевляли производство российских товаров, повышали их конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Повышение внутренних цен на сырье и энергоносители до мирового уровня или их приближение к этому уровню значительно повысило издержки производства в обрабатывающих отраслях, актуализировало проблему защиты продукции этих отраслей на внутреннем рынке. Возникла необходимость более эффективных мер по защите отечественного производства. Транспортная составляющая в издержках российских товаропроизводителей в несколько раз выше, чем в Европе и Америке. Резкое повышение транспортных тарифов в период радикальных экономических реформ, значительно опередившее средний рост цен в РФ, вызвало соответствующее повышение издержек во всех отраслях производства, включая обрабатывающие отрасли промышленности, и падение конкурентоспособности российских товаров. На конкурентоспособность российских товаров существенно влияет система налогов. В бывшем СССР система налогов не была обременительной для товаропроизводителей. Налоговый фактор не играл заметной роли в формировании издержек производства и реализации. Стремление российских реформаторов и их идеологов повысить заинтересованность товаропроизводителей в рациональном использовании ресурсов вызвало введение ряда новых налогов и платежей, ставших дополнительным бременем для товаропроизводителей. Механическое заимствование системы налогов, действующей в странах Запада, без учета специфики и возможностей РФ, было одной из ошибок, допущенных при проведении реформ.
В результате просчетов, допущенных в процессе либерализации цен, реформирования налоговой системы, а также либерализации внешнеэкономической деятельности, экономика России по уровню конкурентоспособности оказалась отброшенной на одно из последних мест. Возникла необходимость защиты российского рынка и российских товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Эти меры неизбежно наталкиваются на противодействие со стороны западных партнеров России и руководимых ими международных организаций, выступающих против протекционистских мер и настаивающих на необходимости дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности.
Важная задача в области внешнеторговой деятельности – создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции. Необходимы дальнейшее продвижение по пути формирования единого экономического пространства со странами СНГ, демонтаж торговых барьеров, возникших при сотрудничестве со странами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. Следует отметить, что государственное регулирование ВЭД может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности (производство и торговля наркотиками, оружием), так и на поддержку некоторых форм предпринимательства.
К основным принципам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как фактора и условия обеспечения процессов открытости (закрытости) национальной экономики России можно отнести следующие:
— единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики России;
— единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроль за ее осуществлением;
— проведение единой политики экспортного контроля;
— единство таможенной территории Российской Федерации;
— приоритет экономических мер госрегулирования;
— равенство всех участников ВЭД и недопустимость их дискриминации;
— защита государством прав и законных интересов участников ВЭД и исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом.
Государственное регулирование охватывает практически все стадии ВЭД (от анализа до мер регулирования). Выбор метода госрегулирования ВЭД определяется целым рядом условий и факторов:
— прогноз развития ВЭД;
— концепция развития ВЭД, включающая анализ ВЭД и оценку экспортного потенциала;
— федеральные региональные источники финансирования, иностранные инвестиции;
— факторы, определяющие товарную специализацию, геополитическое положение, конкурентоспособность товара на внешнем рынке.
Механизм регулирования ВЭД в идеале обеспечивает эффективное функционирование национального хозяйства, оптимизацию объемов экспорта и импорта.
В основу группировки мер госрегулирования ВЭД могут быть положены различные признаки, например:
— природа и содержание регулирующих мер;
— область ВЭД;
— сроки и масштабы применения;
— функциональное и целевое назначение мер;
— характер требований;
— особенности объектов и субъектов регулирования и т.д.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано. Существуют следующие группы методов регулирования:
— экономические методы (таможенные сборы, пограничное налогообложение, акцизы и другие виды внутреннего налогообложения, субсидии внутренним производителям, льготное кредитование и налогообложение экспортного производства);
— административные методы (запреты и ограничения экспорта и импорта, лицензирование и квотирование ввоза и вывоза, добровольное ограничение экспорта и ряда других мер);
— технические методы в торговле (стандарты и технические нормы, системы сертификации товаров, требования по экологической безопасности и т.д.);
— торгово-политические методы, содействующие национальным экспортерам и потребностям экспорта продукции;
— валютно-финансовые методы (маневрирование учетной банковской ставкой, направленное воздействие на движение курса национальной валюты, использование кредитных механизмов и других инструментов регулирования внешних товаропотоков).
Все эти элементы в механизме регулирования комбинируются по-разному, имеют национальный характер применительно к отдельным товарам, странам или группам стран. Перенос акцентов на те или иные административные. экономические, валютно-финансовые инструменты определяется конкретными обстоятельствами, конъюнктурой в национальном хозяйстве и вне его, политическим климатом. Законодательством РФ предпочтение отдается экономическим методам регулирования ВЭД. При этом система методов госрегулирования ВЭД обусловлена следующими требованиями функционирования рыночной экономики:
— государство, применяя экономические регуляторы, должно контролировать получаемые ими положительные или отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений;
— все участники ВЭД должны быть равны при применении к ним методов регулирования ВЭД.
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» методы государственного регулирования подразделяются на:
— таможенно-тарифные (применение импортного и экспортного таможенных тарифов);
— нетарифные (в частности, путем квотирования и лицензирования).
Квотирование применяется в качестве гарантии удовлетворения внутренних потребностей и поддержания уровня цен (экспортные квоты) и для ограничения проникновения иностранных товаров на национальные рынки. Лицензирование — это разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров. Лицензии дают право на ввоз и вывоз квотируемых товаров, специфических товаров (по списку правительства), а также товаров двойного назначения ядерных материалов, драгоценных металлов, психотропных средств и наркотических средств. Законом не допускаются иные методы госрегулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Однако цели их использования, формы и место в системе регулирования ВЭД определяются каждой стороной с учетом специфики национальных условий — уровня экономического развития страны, ее геополитического положения, места в системе мирового сообщества, участия в международных и региональных союзах и соглашениях и т.п. Российская Федерация не имеет большого опыта государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для нее весьма полезно изучить и критически использовать опыт других стран с учетом российской специфики, особенно опыта развитых стран. Целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в этих странах является обеспечение свободного доступа к сырью и прочим естественным ресурсам других стран, к их рынкам для сбыта. Они заинтересованы также в защите национального рынка, в поддержке национальных товаропроизводителей, в создании благоприятных условий для инвестирования капиталов в другие страны, в том числе в развивающиеся. Учитываются также интересы национальной безопасности своих стран. В этих станах отлажена эффективная система стимулирования экспорта товаров. Высокая конкурентоспособность товаров развитых стран упрощает им задачу защиты национального рынка и национальных товаропроизводителей, они, как правило, защищают только те сегменты рынка, которые особенно чувствительны к иностранной конкуренции. Примерами того, насколько плотно и надежно защищают эти страны национальный рынок и национальное производство от иностранной конкуренции, служит массовые случаи дискриминации странами ЕС и США российских товаров — текстиля, цветных и черных металлов, поскольку российский экспорт этих товаров очень чувствителен для производителей аналогичных товаров в указанных странах. Страны Запада не стесняются применять в отношении российских товаров административные методы защиты (квотирования), за отмену которых они весьма активно выступают.
Система таможенных пошлин должна быть направлена на защиту национального производителя, а не на получение максимального дохода от ВЭД. Рассчитывать на большие доходы от ВЭД за счет введения «фискальных» (завышенных) таможенных пошлин могут только страны со слабо развитой экономикой. Поэтому сегодня в РФ необходима переориентация с критерия максимальных доходов от введения таможенных пошлин на повышение эффективности экономики, охрану окружающей среды и обеспечение здоровья нации как на главный критерий эффективности системы таможенных пошлин. При изменении таможенного тарифа необходимо определить оптимальный размер таможенных пошлин, которые поддерживали бы конкуренцию на внутреннем рынке, побуждая отечественных производителей совершенствовать производство, не уходя с него.
Одним из элементов проводимой в стране реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования ВЭД РФ. Это подтверждает ослабление экспортного режима, особенно административных методов. Эти методы регулирования экономики вполне оправданы в тех случаях, когда действия одних участников ВЭД оборачиваются тяжелыми потерями для других их участников и страны в целом или когда необходимо принять экстренные меры в кратчайшие сроки. Существуют области ВЭД, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:
— жесткий государственный контроль монопольных рынков;
— регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды;
— защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть механизма регулирования, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. В настоящее время происходит переориентация системы государственного регулирования жестких методов на более мягкие, с прямых форм на косвенные. К последним относятся, прежде всего, рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной внешнеэкономической политики.
Кризисное состояние российской экономики, жестокая конкуренция, с которой сталкиваются российские товаропроизводители со стороны иностранных фирм на мировом и национальном рынках вызывают острую необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, в том числе с использованием административных методов. Это касается экспорта и импорта товаров, регулирования их объемов и структуры. Как показывает практика проверки качества импортных товаров, многие товары поступают на российский рынок непригодными для потребления из-за низкого качества этих товаров. Количество таких товаров иногда достигает 30 и более процентов от общего количества товаров, поступивших по импорту. Бывали случаи массового отравления населения в результате потребления некачественных товаров, поступивших по импорту. Эти факты свидетельствуют об исключительной актуальности усиления контроля качества импортируемых товаров, особенно продуктов питания. Массовый незаконный вывоз из страны материальных ресурсов, валютных ценностей и антиквариата важность усиления контроля за вывозом этих ценностей. Речь идет в первую очередь о необходимости улучшения законодательства, регулирующего правила ведения операций с валютой и усилении валютного контроля. К сожалению, практика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности пошла не по пути усиления экономического и административного регулирования внешнеэкономической деятельности, а по пути его ограничения и свертывания.
Однако кризисное состояние сферы ВЭД, продолжающееся вытеснение российских производителей с национального и мирового рынков, снижение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей, особенно наукоемкой, низкое качество импортируемых товаров, продолжающийся вывоз капиталов из России свидетельствуют о важности и неотложности мер по усилению государственного регулирования ВЭД. Система государственного регулирования ВЭД нуждается в укреплении и упорядочении не только экономических, но и ряда организационно-технических вопросов ВЭД. Таких, как эффективная реклама отечественных товаров за рубежом и на внутреннем рынке, государственная поддержка участия отечественных предприятий в тендерах, на выставках и ярмарках, система подготовки кадров внешнеэкономического профиля.
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы. Поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ, то это налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы.
УДК 33
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Глаголева Светлана Владимировна.
г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), старший преподаватель, glagoleva-sv@mail.ru.
Измайлова Диляра Кязымовна.
г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), доцент, izmailovadk@list.ru.
Аннотация. В статье проанализированы основные проблемы внешнеэкономической деятельности и условий развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях существующих санкций. Особо отмечено влияние действующих санкций на развитие тенденций импортозамещения в Российской Федерации. Выявлены особенности внешнеторговых операций: наблюдается негативная динамика внешнеторгового оборота РФ, ожидается снижение объема внешней торговли в натуральном выражении.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, импортозамещение, санкции.
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF RUSSIA: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TENDENCIES
Glagoleva Svetlana Vladimirovna.
Moscow, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI), senior teacher, glagoleva-sv@mail.ru.
Izmailova Dilyara Kyazymovna.
Moscow, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI), Associate Professor, izmailovadk@list.ru.
Key words: foreign economic activity, export, import, import substitution, sanctions.
В 2014 году контекст экономического сотрудничества России с рядом стран резко изменился. Негативная реакция западных стран и их союзников на военно-
политическую ситуацию в Украине и оценка этих событий российским руководством обусловили принятие последовательных решений, отразившихся напрямую на внешнеэкономической деятельности РФ, введении масштабных санкций, ограничение участия отечественных хозяйствующих субъектов в торгово-инвестиционном и технологическом сотрудничестве. Конечно, введение экономических санкций, примененных к России, рассматривается неоднозначно.
Во-первых, санкции усиливают тенденцию к импортозамещению в РФ, особенно это касается сфер, особо зависимых от иностранных технологий (энергетика, биотехнологии, фармацевтика, сельское хозяйство и т. д.). Говоря о реализации потенциала импортозамещения, следует отметить, что предприятия, занимающиеся импортными закупками, не могут «покупать российские», так как необходимы средства, сырье, комплектующие, машины и оборудование для их производства на территории России.
В связи со сложившейся ситуацией Правительство России в лице Минэкономразвития приняло меры, ориентированные на развитие импортозамещение внутри страны. Это подтверждается фактом формирования целого ряда наиболее приоритетных инвестиционных проектов, содействующих импортозамещению, положительной динамике экспорта, а также развитию в области технологий.
Во-вторых, санкции ограничивали сотрудничество и выход компаний на зарубежные рынки. Барометром изменений во внешнеэкономическом сотрудничестве России с мировыми державами выступает внешнеторговая деятельность, эффективность которой можно оценить по внешнеторговому обороту.
В таблице 1 и на рисунке 1 отражены данные доли экспорта России в мировом экспорте.
Таблица 1
Доли экспорта России в мировом экспорте
Показатель/Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Доля экспорта России в мировом экспорте, % 2,76 2,62 2,08 1,79 2,02 2,44
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
Доля экспорта России в мировом экспорте, %
—2,76
2,62
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2,08
2,02
2,44
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Доля экспорта России в мировом экспорте в 2014-2018гг., %
Принимая во внимание убеждения российского руководства в отношении внешнеторговой политики с ключевыми странами-партнерами, планов по сокращению экспорта нет. Из-за ответных санкций против ряда развитых стран, с одной стороны, а также из-за ослабления рубля и снижения спроса на внутреннем рынке из-за роста цен — с другой стороны, российский импорт будет иметь тенденцию снижаться. Однако это снижение не будет значительным для стран-контрагентов: торговый баланс планируется быть в плюсе.
В качестве современных тенденций в товарном экспорте Российской Федерации необходимо выделить следующие:
1. Четко сформулированная топливно-сырьевая устремленность российского экспорта сохраняется.
2. Снижение доли экспорта цветных и черных металлов.
3. Сокращение экспорта химической и нефтехимической продукции, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
4. Высокая зависимость от колебаний цен на мировой торговой арене.
5. Ухудшение экологического фона внешнеэкономической деятельности.
6. Снижение доли продаж машин, оборудования и транспортных средств. Такая динамика объясняется тем, что Россия экспортирует за рубеж в
основном углеводороды — нефть и газ, и вместе с падением цен на них общая стоимость экспорта упала. Однако экспорт в натуральном выражении, наоборот, вырос.
Современное состояние экономики РФ неукоснительно нуждается в разработке системы эффективных решений в ключевых областях развития, отвечающих вызовам международной экономической среды, что, в свою очередь, позволит стране занять свое законное место в международной экономической деятельности.
Нынешнее положение дел красноречиво демонстрирует актуальность таких мер. Сейчас в мировой экономической системе происходят глобальные изменения, и Россия должна, даже обязана занять место среди лидеров. Современные экономические проблемы должны стать не тормозом российской экономики, а скорее фактором начала быстрого движения по выбранным ключевым приоритетам развития, используя сложившуюся ситуацию в качестве трамплина, чтобы войти в лидеры мировой экономики и международное разделение труда.
Сегодня мы можем выделить ключевые приоритеты российской экономики:
— увеличение доли высокотехнологичных инновационных отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию в соответствии с международными стандартами;
— постепенный выход из «нефтяной иглы» и увеличение не нефтяного экспорта как минимум в 2 раза;
— создание комплексной системы поддержки конкурентоспособной отечественной продукции на зарубежных рынках;
— развитие экономических, политических и торговых отношений в рамках Евразийского экономического союза и формирование совместных конкурентных преимуществ в глобальном разделении труда;
— формирование и развитие системы импортозамещения, активное продвижение конкурентоспособных российских импортозамещающих отраслей, особенно ориентированных на экспорт;
— разработка и создание новых инновационных конкурентоспособных импортозамещающих продуктов в соответствии с международными стандартами качества;
— выход на новый уровень в сельскохозяйственном секторе и стимулирование не только процессов импортозамещения в сельском хозяйстве, но и активного продвижения отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки с учетом наших несомненных конкурентных преимуществ, таких как наличие значительных площадей и водные ресурсы, которые позволяют нам производить экологически чистые качественные продукты питания, спрос на которые постоянно растет на мировом рынке;
— постоянный мониторинг ключевых показателей, основными из которых являются рост несырьевого экспорта; увеличение доли российской промышленной продукции в мировом экспорте; соотношение сырья и промышленного экспорта; показатели роста высокотехнологичного экспорта; рост числа импортозамещающих экспортно-ориентированных производств; увеличение доли российской продукции на основных мировых рынках.
Для реализации ключевых положений, выделенных Президентом РФ, необходима подготовка и осуществление комплекса мероприятий (рис. 2).
Рис. 1. Основные направления развития российской экономики в глобальном
разделении труда
Таким образом, в настоящее время влияние санкционных мер против России сложно предсказать, но нельзя недооценивать их совокупный эффект.
Необходимо понимать, что если они задержатся во времени, они могут очень негативно сказаться на экономике в дальнейшем. Но стоит отметить тот факт, что санкции, ухудшающие ситуацию в российской экономике, не являются коренной причиной ее нынешнего состояния.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В отношении перспектив внешнеэкономической деятельности для России следует отметить, что в нашей стране сложилась благоприятная атмосфера для сотрудничества как с развитыми, так и с развивающимися странами, поскольку она не относится полностью ни к одной из категорий. Роль России на мировой арене, как ожидается, будет расти. Однако из-за улучшения экономической ситуации Россия столкнется с рядом трудностей. Одной из таких трудностей может быть слаборазвитая инновационная составляющая нашей страны.
Для участников внешнеэкономической деятельности экономические санкции являются «обоюдоострым» инструментом: страдает не только страна, против которой были введены санкции, но и страны, которые ввели эти санкции. Это утверждение подтверждает пример «войны санкций» между Россией, ЕС и США. Российская Федерация была крупнейшим импортером для стран ЕС, и в результате экономических санкций и контрсанкций, введенных Российской Федерацией, продажи сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров резко упали. Более того, влияние санкций не может быть оценено только через призму негатива. Санкции, введенные против России, стимулировали наше производство и дали толчок развитию сельского хозяйства, промышленности и логистики.
Библиографический список:
Одна из областей экономической деятельности государства, компаний, фирм это внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), эта область плотно связана с экспортом и импортом товаров и услуг, внешней торговлей, иностранными инвестициями и кредитами, с реализацией проектов совместно с другими странами.
Одно из основных направлений внешнеэкономической деятельности — это международная торговля.
Международная торговля представляет собой обмен товарами в вещественной форме, а также услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся:
- услуги по международным перевозкам грузов;
- таможенные услуги;
- по страхованию;
- услуги по международным расчетам;
- транспортно-экспедиторские услуги;
- по хранению
Получить консультацию по вопросам оформления внешнеэкономической деятельности
Очень часто лица, ведущие активную торговую, производственную деятельность, приходят к идее экспорта и импорта товаров. Те, кто никогда не сталкивался с импортом или экспортом товаров и услуг, сталкиваются с множеством проблем в области регулирования внешнеэкономической деятельности, которое выполняется согласно действующему российскому законодательству. Участник ВЭД открывает валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный.
Практически на каждой ступени внешнеэкономической сделки могут возникнуть сложности. При заключении контракта с иностранным поставщиком, при расчетах в иностранной валюте, во время оформления товара на таможне и отражения сделки экспорта и импорта товаров в налоговом и бухгалтерском учете компании.
Поэтому компании, работающие в области внешнеэкономической деятельности, оказываются под особым вниманием со стороны налоговых и таможенных органов Российской Федерации. Перед руководством компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, встает вопрос использовать «серые схемы» или легально вести внешнеэкономическую деятельность, уплачивая в различные бюджеты все необходимые суммы.
Легализация внешнеэкономической деятельности.
Как правило, экономические отношения между странами формируются государствами с учетом собственных интересов, а также интересов других стран и третьих лиц. Поэтому управление международными отношениями в любых областях, в том числе в сфере международной торговли, является важной миссией государства. В РФ регулирование государством внешнеторговой деятельности реализуется с целью обеспечения благоприятного климата для этой области, но и, конечно, в целях защиты экономических и политических интересов России.
Вот основные нормативные документы, которые определяют основы государственного управления внешнеторговой деятельностью — Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 28.07.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Таможенный кодекс Таможенного союза. Как следует из статьи 3 Закона №164 ФЗ регулирование государства опирается на Конституцию РФ и происходит согласно Закону № 164 ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Внешнеторговая деятельность – это область по проведению сделок в сфере экспорта и импорта товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информации. Под товаром имеется в виду движимое имущество, и имеющие отношение к недвижимому имуществу, морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, также электрическая энергия и другие виды энергии, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности (п. 26 ст. 2 Закона № 164-ФЗ). Не признаются как товар транспортные средства, которые используют по договору о международных перевозках.
Аутсорсинговая компания «Интерсолюшен» – это профессиональная команда менеджеров по внешнеэкономической деятельности. Компания оказывает полный спектр услуг по сопровождению импортных и экспортных операций, а также консультирование на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Импорт Экспорт Консультации по ВЭД Сертификация
По средствам утверждения ввозных и вывозных пошлин осуществляется управление товарами внешней торговли, также для защиты рынка РФ. Зачастую принимается и нетарифное регулирование.
Тема организации внешнеэкономической деятельности актуальна т.к. в ряд ключевых вопросов, которые оказывают влияние на работу всех компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, входят проблемы выбора схемы импорта и экспорта товаров (услуг, работ) и специфику их налогообложения.
С каждым годом увеличивается число компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, также возрастает объем их оборотов. Опираясь на данные статистики таможни в январе-августе 2012 года оборот России во внешней торговле составил 543,1 миллиардов долларов США и, если сравнивать с январем-августом 2011 года поднялся на 3,3%, также со странами дальнего зарубежья – 466,8 миллиардов долларов США, со странами СНГ – 76,3 миллиардов долларов США.
Также растет актуальность проблемы использования при импорте и экспорте товаров незаконных схем, выражающихся в том, что возмещение НДС при экспорте завышают и занижают таможенные платежи при ввозе на территорию России.
Содержание
Полезная информация по организации импорта и таможенному оформлению:
Заключение диссертации по теме «Мировая экономика», Агабабов, Борис Юрьевич
Заключение
Правительства многих стран мира (особенно широко Индии, США, ЕС, Аргентины, ЮАР) используют обусловленные защитные меры для гибкого регулирования импорта. Основными целями применения таких мер выступают защита отдельных отраслей национальной промышленности, адаптация местных компаний к требованиям мировой экономики, а также борьба со злоупотреблениями в международной торговле.
После создания ВТО зарубежные страны увеличили использование защитных мер, что произошло за счет расширения количества стран, к ним прибегающих. Доля развивающихся государств возросла и стала преобладать в общем числе (более 60%), введенных членами ВТО защитных процедур.
Будучи менее транспарентными, чем таможенные пошлины, обусловленные защитные меры дают больше возможностей для произвольных действий правительства и создают значительную неопределенность в международной торговле. Вместе с тем возможность активно защищать свои экономические интересы позволяет странам идти по пути дальнейшей либерализации торговли и, как следствие, наращивать объемы внешнеэкономических связей.
С помощью обусловленных защитных мер ограничивается, как правило, очень небольшая часть импорта (около 1% общего объема импорта стран, активно использующих такие меры) и преимущественно изделия металлургического и химического комплексов, в меньшей степени машиностроения, текстильной промышленности и аграрного сектора. Но действуют такие меры быстро, эффективно ограничивая импорт конкретных зарубежных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные) или импорт того или иного товара из всех стран-экспортеров (специальные защитные).
Как показывают исследования, обусловленные защитные меры зачастую используются в качестве инструмента протекционизма, в том числе неоправданного и дискриминационного. Такое положение во многом обусловлено отдельными нечеткими положениями соглашений ВТО, что предоставляет довольно широкие возможности для известной вольности в их трактовке, обхода установленных правил. В ряде случаев государства, как развитые, так и развивающиеся, прямо нарушают многосторонние правила применения защитных мер.
В рамках ВТО постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы, в том числе используя пробелы и расплывчатые положения заключенных многосторонних соглашений. Отсюда — торговые конфликты, споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглашениями, решаемые с помощью созданного в рамках ВТО соответствующего механизма.
Потери товаропроизводителей являются важнейшим мотивом применения ограничительных средств против нежелательного импорта товаров, конкурирующих с национальными. Причем зачастую такие процедуры используются для защиты конкретных интересов национальных компаний, активно лоббирующих введение дополнительных пошлин на самом высоком политическом и правительственном уровне. В проигрыше оказываются потребители, интересы которых зачастую мало или совсем не учитываются в процессе принятия государственным органом власти решений о введении защитных мер. Как показали эмпирические исследования, активное использование защитных мер не служит широко понимаемым национальным экономическим интересам.
Самыми распространенными являются антидемпинговые меры, неправомерность введения которых особенно трудно опровергнуть экспортерам: за годы деятельности ВТО странами-членами было инициировано около трех тысяч антидемпинговых расследований и введено около двух тысяч мер.
Использование защитных мер носит циклический характер — в периоды неблагоприятной общехозяйственной конъюнктуры в связи с трудностями сбыта на внутреннем рынке отечественных товаров их применение возрастает. С
2002 г. наметилась тенденция к плавному падению инициируемых защитных процедур. Основными причинами выступают оживление мировой экономики и рост цен на основные товары, в отношении импорта которых обычно применяются защитные процедуры; создание зон взаимного отказа от применения защитных мер в рамках заключенных региональных преференциальных соглашений.
В идеологии торговой политики российского государства долгое время доминировала задача наполнения внутреннего рынка, а не защиты национального производителя.
В конце минувшего и в начале нынешнего столетия российское правительство сделало ряд шагов, приблизивших государственную торговую политику к общепринятым нормам. В 2003 г. с учетом требований ВТО был принят новый закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», в декабре 2006 г. в Закон были внесены изменения, направленные на обеспечение полной совместимости российского законодательства с нормами и правилами этой международной организации.
Активизировалась деятельность правительства РФ в направлении защиты национальных производителей, что во многом связано с возможностью применения защитных мер в отношении прямо конкурирующих товаров, импортируемых из стран СНГ (преимущественно из Украины), с которыми действуют соглашения о свободной торговле. В последние годы были введены антидемпинговые и компенсационные пошлины в отношении продукции черной металлургии, машиностроения и специальные импортные пошлины и квоты на некоторые виды аграрных товаров и продукции обрабатывающей отраслей.
Кроме того, Россия использовала импортные ограничения с целью оказания давления на торговых партнеров, в том числе вводящих несправедливые барьеры, препятствующие развитию ее экспорта. Такие меры оказались довольно эффективными, причем не только для урегулирования конкретной ситуации, но и для демонстрации общей решимости защищать национальные интересы.
Однако в целом Россия в годы реформ применяла защитные меры в небольшом объеме и по отношению к ограниченному кругу производств. Процесс адаптации национальных производителей к работе в условиях рыночных преобразований, в отличие от динамично развивающихся новых индустриальных стран (Индии, Китая), не сопровождался значительным ограничением импортных поставок.
На современном этапе назрела потребность в усилении национальной протекционистской политики в связи с необходимостью перехода от топливно-сырьевой к инновационной модели развития. Прогнозируемое Минфином после 2010 г. падение цен на нефть марки Urals до 30 долл. за баррель делает такой переход особенно актуальным.
Защитные меры, временно ограничивая импорт и оказывая тем самым поддержку отечественному производству, обладающему сравнительными преимуществами и конкурентным потенциалом, дают возможность осуществить структурную перестройку для повышения конкурентоспособности отрасли производства, в отношении которой эта мера применяется. Следовательно, такие меры могут стать важным рычагом формирования передовой структуры национальной экономики.
Наибольший положительный эффект протекционистская политика может дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития России, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.
Актуальность более широкого использования защитных мер возрастает и в связи с обязательствами по дальнейшей либерализации импорта, взятыми на себя нашей страной в процессе присоединения к ВТО. В условиях более широкого открытия внутреннего рынка адресные защитные меры, легально разрешенные международным сообществом, могут быть использованы для предотвращения или преодоления возникающих по разным причинам трудностей в ключевых отраслях российской экономики, а также против недобросовестных иностранных поставщиков.
На современном этапе экономического развития России основными целями более широкого применения защитных мер могут быть:
— содействие развитию, прежде всего конкурентоспособных на мировом рынке производств и на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства. В качестве основных объектов защиты следует рассматривать новые высокотехнологичные производства (продукция информационно-коммуникационных технологий, точные приборы, отдельные виды химикатов и др.), а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом, — энергетическое оборудование, подшипники, тракторы, автомобили, гражданские суда, железнодорожное оборудование, самолеты гражданские, точные приборы и др.;
— развитие производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);
— стимулирование притока прямых иностранных и российских инвестиций в избранные отрасли национальной промышленности;
— диверсификация экспорта и формирование конкурентоспособной внешнеторговой специализации России для более эффективного включения нашей страны в мировое хозяйство;
— импортозамещение в отраслях, где имеется конкурентоспособное внутреннее производство;
— оптимизация географической структуры импорта.
Для того, чтобы на равных с другими членами ВТО использовать торгово-политический инструментарий этой международной организации, государственным структурам, ответственным за развитие внешнеэкономических отношений, следовало бы 1) создать максимально доступную систему информации и оказания консультационной помощи о правилах ВТО и процедурах действующего в ней механизма разрешения споров; 2) обеспечить подготовку специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и систему разрешения споров для отстаивания национальных интересов России; 3) рассмотреть возможность предоставления отдельным российским производителям, преимущественно малого и среднего бизнеса, финансовой поддержки, необходимой для участия в дорогостоящих и длительных антидемпинговых процедурах; 4) наладить оперативное и заблаговременное получение информации о разработке и принятии в странах-импортерах мер, ограничивающих возможности экспорта из РФ, осуществлять мониторинг российского экспорта по наиболее уязвимым позициям и рынкам, где применяется большое число антидемпинговых мер.
![]() |
/ Для юридических лиц |
Нетарифное регулирование
Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.
В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС.
Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.
Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мы остановимся на основных из них.
В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:
1. Меры прямого ограничения:
— Квотирование;
— Лицензирование;
— Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
— Сертификация;
— Санитарно-эпидемологический контроль;
— Ветеринарный надзор;
— Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
— Валютный контроль.
Квотирование
Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).
Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.
Различают следующие виды квот:
— Глобальные квоты — определяют размер общего ввоза определенного товара, не распределенный между поставщиками;
— Индивидуальные квоты — распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
— Сезонные квоты — устанавливают в строго отведенный период календарного года и чаще всего распространяются на определенные виды сельскохозяйственной продукции.
— Тарифные квоты — предусматривают преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами.
К преимуществам квотирования можно отнести:
— Гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины.
— Поддержку определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.
В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.
В соответствии с положениями ст. 4 , экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:
1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
— сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
— сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
— снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
— снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
— ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит
от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.
Лицензирование
Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений — лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.
В соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется в случаях:
— Введения временных количественных ограничений на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
— Реализации разрешительного порядка ввоза или вывоза отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
— Предоставления исключительного права на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;
— Выполнения международных обязательств.
В соответствии с Соглашением Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в , утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.
Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, , установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.
Различают 3 вида лицензий:
— Разовые лицензии — выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии – не более 1 года.
— Генеральные лицензии — выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.
— Исключительные лицензии — предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.
Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами».
— заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
— электронная копия заявления;
— копия (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
— копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
— копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
— иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.
Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД, независимо от количества наименований товаров по договору. Перечень лицензируемых товаров приведен в «О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения»
Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.
Специальные защитные меры
Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств-членов Таможенного союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:
Специальные пошлины — применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.
Антидемпинговые пошлины — применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.
Компенсационные пошлины — применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов Таможенного союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.
Порядок проведения расследования и и применения специальных защитных мер установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. . Полномочия по проведению расследования в России возложены на Минэкономразвития РФ.
Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.