Как списать автомобильную аптечку

Содержание

Рассылка «Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность»

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала «БиНО: Бюджетные учреждения» № 2/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала «БиНО: Бюджетные учреждения» № 2/2013;
– Информацию о подписке на наши издания.

Актуальные вопросы налогового, бюджетного и трудового законодательства в вопросах и ответах

Ю.М. Лермонтов, советник государственной гражданской службы РФ III класса,

Вопрос. Бюджетному учреждению на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок. Был заключен договор об изготовлении и установке металлической изгороди вокруг данного участка. На какую статью КОСГУ следует отнести расходы по оплате данного договора?

Ответ. Расходы по оплате договора, предметом которого является изготовление и установка ограждения, следует отнести на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации бюджетного учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Расходы на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивносочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивносочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов разработан Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.

К подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. В этом подразделе объектом классификации является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое представляет собой самостоятельное конструктивное целое, их считают отдельными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и пр.) являются самостоятельными объектами.

Таким образом, установленные ограждения следует учитывать на счете аналитического учета 10103 «Сооружения». Отметим, что ограждения включены в состав основных средств в соответствии с ОКОФ по коду 12 3697050 «Ограды (заборы) металлические».

Так как в результате исполнения договора с учреждением приобретается (создается) объект нефинансовых активов (приобретение и установка ограждения осуществляются в рамках одного договора), расходы в полном объеме могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Вопрос. Куда можно отнести автомобильную аптечку – к основным средствам или к материальным запасам?

Ответ. К учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров. Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, аптечки относятся к классу «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения». При этом аптечку необходимо пополнять по истечении сроков годности средств, входящих в ее состав, или в случае их использования. Таким образом, бухгалтерский учет автомобильных аптечек ведут на счете 0 10531 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения». Расходы по приобретению автомобильных аптечек следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Приобретение аптечек в рамках государственного (муниципального) договора на нужды бюджетного учреждения отражают по дебету счета 0 10531 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 30234 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

Аптечки приходуют на склад на основании документов продавца (поставщика). Передачу аптечек в эксплуатацию путем выдачи водителям автомобилей учреждения производят на основании первичного учетного документа – Требования-накладной (ф. 0315006).

На основании данного первичного документа, передача аптечек в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица.

В бухгалтерском учете данную операцию отражают по дебету счета 0 10531 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения» и кредиту этого же счета 0 10531 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения».

По истечении срока годности средств, входящих в состав аптечки первой помощи (автомобильной), или в случае их использования аптечку пополняют. При этом стоимость средств, входящих в аптечку, списывают, составляя Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Списание оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 0 40120 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 10531 440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения» или по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 10900 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 10960 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 0 10970 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов», 0 10980 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов», 0 10990 272 «Издержки обращения в части расходования материальных запасов») и кредиту счета 0 10531 440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения».

Вопрос. В августе 2012 г. бюджетное учреждение получило страховое возмещение по автомобилю, поврежденному в ДТП не по его вине. Автомобиль приобретен за счет бюджетных средств и использовался в основной деятельности учреждения. Выгодоприобретатель по договору страхования – учреждение. В декабре 2011 г. автомобиль продан по остаточной стоимости физическому лицу. До декабря 2011 г. автомобиль не был отремонтирован, поскольку к этому времени не было закончено судебное разбирательство. Как быть учреждению? Полученное страховое возмещение считать внереализационными доходами или есть возможность списать что-то на расходы в целях расчета налога на прибыль? Вправе ли учреждение передать страховое возмещение физическому лицу, выкупившему автомобиль?

Ответ. Одним из аспектов, которые нужно учитывать при ответе на эти вопросы, является дата принятия органами государственной власти (органами местного самоуправления) решения о предоставлении подведомственному бюджетному учреждению субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (далее – субсидия на выполнение государственного задания).

В течение переходного периода с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. государственные бюджетные учреждения субъектов РФ и муниципальные бюджетные учреждения могли оставаться участниками бюджетного процесса – получателями бюджетных средств.

Для федеральных бюджетных учреждений, указанный переходный период закончился 1 января 2012 г.

К сожалению, из вопроса непонятно, являлись ли вы на дату заключения договора страхования участниками бюджетного процесса или нет, а ответ от этого зависит напрямую.

Поэтому рассмотрим оба случая:

1) бюджетное учреждение на дату заключения договора страхования транспортного средства оставалось участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств;

2) в отношении бюджетного учреждения на дату заключения договора страхования транспортного средства было принято решение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В первом случае, доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев в размере 100% должны перечисляться соответственно в федеральный бюджет или в бюджет субъекта РФ.

Для бюджетов муниципальных образований аналогичные нормы устанавливают представительные органы муниципальных образований правовыми актами о местных бюджетах. Например, в составе доходов бюджета администрации Пушкинского муниципального района Московской области названы доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов муниципальных районов.

Аналогичные нормы устанавливались и ранее законами о федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Таким образом, в случае когда бюджетное учреждение на момент заключения договора страхования транспортного средства оставалось получателем бюджетных средств, страховое возмещение, как средства, полученные в возмещение вреда, причиненного публично-правовым образованиям, относится к неналоговым доходам соответствующего бюджета и должно быть перечислено в доход соответствующего бюджета.

Минфин России дал разъяснения в ответ на частный запрос о порядке учета и распределения суммы страховой выплаты, поступившей учреждению от страховой организации в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП транспортному средству, используемому в основной деятельности и застрахованному за счет средств соответствующего бюджета. Так, указанные поступления имеют строго целевой характер и назначение – возмещение затрат публично-правового образования по содержанию имущества. За счет полученного страхового возмещения можно оплатить, например, расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля как необходимое условие для списания имущества вследствие признания не подлежащим ремонту и восстановлению.

Остаток же средств страхового возмещения следует перечислить в доходы соответствующего бюджета.

Ранее Минфин России разъяснял, что учреждение вправе направить сумму страхового возмещения на ремонт автомобиля или приобретение нового, если по заключению эксперта автомобиль восстановить нельзя. После осуществления данных расходов разница между суммой страхового возмещения и произведенными расходами на ремонт транспортного средства (приобретение нового) относится к неналоговым доходам бюджета и должна быть перечислена в соответствующий бюджет.

Если рассматривать иную точку зрения, которая бытует среди юристов, о том, что цель страхования автогражданской ответственности не восстановление поврежденного автомобиля или приобретение нового взамен него, а защита имущественного положения страхователя, пострадавшего в результате ДТП, то и в этом случае необходимо учитывать полномочия бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств.

Учреждение-страхователь при страховании имущества действует от имени публично-правового образования, которое является собственником этого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления. Страховое возмещение фактически компенсирует ущерб, нанесенный публично-правовому образованию.

Таким образом, полученная от страховой организации сумма страхового возмещения не подлежит передаче физическому лицу – покупателю автомобиля. В противном случае учреждение нарушит нормы бюджетного законодательства.

Во втором случае учреждение получало средства на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Поэтому страховое возмещение уже не рассматривают как неналоговые доходы соответствующего бюджета.

Тем не менее суммы страхового возмещения, являются возмещением вреда, причиненного имуществу учреждения-страхователя.

Транспортное средство является особо ценным движимым имуществом. Поэтому, очевидно, в случае его утраты учредитель предусмотрит выделение средств субсидии на иные цели для приобретения нового транспортного средства. По нашему мнению, объем средств субсидии на иные цели должен быть уменьшен на полученную сумму страхового возмещения. Сумма страхового возмещения в совокупности со средствами целевой субсидии будет направлена на приобретение нового транспортного средства взамен не подлежащего восстановлению.

Кроме того, поврежденное особо ценное движимое имущество, согласно информации, приведенной в вопросе, было приобретено, а также застраховано за счет средств, выделенных учреждению в установленном порядке из соответствующего бюджета, в рассматриваемом случае – в виде субсидии. Поэтому собственником данного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является соответствующее публично-правовое образование. Средства на страхование такого имущества были выделены из бюджета в составе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а страховое возмещение и в этом случае фактически является компенсацией ущерба, причиненного публично-правовому образованию.

Таким образом, полученная от страховой организации сумма страхового возмещения по своей экономической сути имеет целевое назначение и в этом случае также не подлежит передаче физическому лицу – покупателю автомобиля.

Касательно включения полученной суммы страхового возмещения в состав доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Если бюджетное учреждение на момент заключения договора ОСАГО являлось получателем бюджетных средств, то на него распространялись положения БК РФ. С одной стороны, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного публично-правовым образованиям, без изъятия являются неналоговыми доходами бюджета.

С другой стороны, сумма страхового возмещения на момент ее поступления в августе 2012 г. и для первого и для второго рассматриваемых случаев будет зачислена на лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами бюджетных учреждений, полученными в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и средствами, полученными от приносящей доходы деятельности.

В составе перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, который является закрытым, сумма страхового возмещения, полученная от страховой организации в связи с наступлением страхового случая, не указана

Поэтому мы считаем, что данная сумма подлежит учету в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть учтены расходы, связанные со страховым случаем.

Анонс содержания журнала «БиНО: Бюджетные учреждения» № 2/2013

Контроль и меры ответственности за несоблюдение кассовой дисциплины Центра финансовой экспертизы
Ответственность арендодателя за имущество арендатора
Кассовые операции Центра финансовой экспертизы
Практика применения законодательства
Закон о бухучете
Изменения налогового законодательства в новом году
Как начислять, уплачивать и использовать страховые взносы в 2013 году
Изменения в Налоговом кодексе о государственной пошлине
Изменения в Приказ № 157н
Новые правила кассовых операций
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Наши электронные рассылки:

Как списать автомобильную аптечку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *