Инвентаризация имущества казны

Содержание

О проведении инвентаризации и утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков

МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 года N 2804
О проведении инвентаризации и утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков

(с изменениями на 23 марта 2020 года)

(в ред. Постановлений мэрии г. Магадана от 20.01.2015 N 137, от 02.03.2016 N 567, от 20.01.2017 N 86, от 21.03.2018 N 661, от 23.03.2020 N 822)

В целях упорядочения объектов землепользования, проведения сверки фактического наличия и состояния имущества казны муниципального образования «Город Магадан» земельных участков с данными реестра муниципального образования «Город Магадан», а также выявления дополнительных источников поступления средств в муниципальный бюджет, руководствуясь пунктами 13.1, 13.5 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 20.05.2002 N 25-Д, статьями 35.2, 38 и 45 Устава муниципального образования «Город Магадан», мэрия города Магадана постановляет:

1. Департаменту строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана (Троицкий) совместно с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Магадана (Мартынюк) провести инвентаризацию имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков по состоянию на 01.08.2014.

2. Утвердить Порядок проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

3. Утвердить состав комиссии по проведению инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

4. Утвердить инвентаризационную опись объектов муниципального имущества казны муниципального образования «Город Магадан» согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

5. Утвердить акт инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.

6. Комиссии по проведению инвентаризации в срок до 01.10.2020:

(в ред. Постановлений мэрии г. Магадана от 20.01.2015 N 137, от 02.03.2016 N 567, от 20.01.2017 N 86, от 21.03.2018 N 661, от 23.03.2020 N 822)

6.1. Представить в комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана результаты проведенной инвентаризации земельных участков.

6.2. Разработать предложения по дальнейшему использованию земельных участков, выявленных в ходе проведения инвентаризации земель.

7. Комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана (Мартынюк) в срок до 01.08.2014 представить в департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана выписку из реестра муниципального имущества, содержащую сведения о земельных участках, включенных в казну муниципального образования «Город Магадан».

8. Рекомендовать юридическим и физическим лицам, имеющим в пользовании муниципальные земельные участки муниципального образования «Город Магадан», оказывать содействие комиссии, осуществляющей инвентаризацию муниципальных земельных участков.

9. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города Магадана Ю.Ф. Гришана.

Мэр города Магадана
С.В.АБРАМОВ

Приложение N 1. Порядок проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков

Приложение N 1
к постановлению
мэрии города Магадана
от 24.07.2014 N 2804

Общие положения

1.1. Инвентаризация имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков представляет собой процесс, связанный с определением количества, площади, вида разрешенного использования и местоположения земельных участков.

Результаты инвентаризации земельных участков учитываются при принятии управленческих решений по распоряжению земельными участками.

1.2. Целью инвентаризации является организация достоверного учета объектов инвентаризации и повышение эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности «Город Магадан», а также пополнение доходной части муниципального бюджета города Магадана за счет поступления земельных платежей.

1.3. Основными целями инвентаризации земель являются:

— устранение несоответствий между учетными данными реестра муниципального имущества и фактическими параметрами объектов инвентаризации;

— определение фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление таковых с учетными данными реестра муниципального образования «Город Магадан»;

— выявление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков и принятие по ним решений;

— в случае необходимости установление фактических границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

1.4. Инвентаризация имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков (далее — инвентаризация) осуществляется путем:

— взаимодействия с государственными органами, уполномоченными в сфере государственного кадастрового учета земельных участков, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельных и налоговых отношений;

— привлечения кадастровых инженеров, землеустроительных организаций.

Порядок проведения инвентаризации

2.1. Инвентаризация проводится Комиссией по проведению инвентаризации (далее — Комиссия), в которую входят специалисты департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана и специалисты комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана. При необходимости (по согласованию) в состав Комиссии могут включаться представители заинтересованных органов исполнительной власти города Магадана.

2.2. Комиссия при проведении инвентаризации осуществляет следующие действия:

а) проверяет наличие документов, устанавливающих право собственности муниципального образования «Город Магадан» на имущество казны муниципального образования «Город Магадан» — земельные участки;

б) проверяет наличие правоустанавливающих документов на имущество казны муниципального образования «Город Магадан» — земельные участки, в том числе, наличие кадастровых паспортов на земельные участки;

в) определяет фактическое наличие муниципальных земельных участков, основные параметры (площадь, местоположение) и вид разрешенного использования путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации, а при необходимости, в случае расхождения фактических и учетных данных, вправе предложить провести кадастровые и иные работы в установленном порядке.

2.3. Данные по объектам инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи (приложение N 3), результаты и выводы по инвентаризации отражаются в акте инвентаризации (приложение N 4).

2.4. Подготовка инвентаризационной описи на объекты инвентаризации и акт инвентаризации объектов казны муниципального образования «Город Магадан» (далее — акт инвентаризации) осуществляется непосредственно Комиссией в полном объеме и подписывается председателем и всеми членами Комиссии.

2.5. Объекты инвентаризации вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением. При изменении площади, вида разрешенного использования и прочих характеристик земельного участка данные о таком земельном участке вносятся в инвентаризационную опись с учетом изменений и на основании документов, подтверждающих такие изменения.

2.6. При выявлении несоответствия учетных данных реестра муниципального имущества с фактическими данными, в инвентаризационной описи отражаются фактические и учетные показатели, а в акте инвентаризации — факты несоответствия, выявленные в ходе инвентаризации.

2.7. Выявленные инвентаризацией неучтенные в реестре муниципального имущества земельные участки подлежат включению в состав казны муниципального образования «Город Магадан».

2.8. При выявлении фактов использования муниципальных земельных участков без правоустанавливающих документов на них, Комиссия отражает данные факты в инвентаризационной описи.

2.9. По факту использования земельных участков не по целевому назначению, причинения вреда земельным участкам (заболачивание, засорение и прочее) Комиссия представляет информацию в уполномоченные органы для привлечения пользователей земельных участков к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.10. На основании акта инвентаризации производится корректировка данных реестра муниципального имущества в части состава, количества, стоимости и других характеристик земельных участков, составляющих казну муниципального образования «Город Магадан».

Порядок оформления и предоставления информации по итогам инвентаризации

3.1. Итоги инвентаризации оформляются инвентаризационной описью и актом инвентаризации, которые являются основными документами, подтверждающими полноту и достоверность информации, внесенной в инвентаризационную опись. Инвентаризационная опись является неотъемлемой частью акта инвентаризации.

3.2. Акт инвентаризации, инвентаризационная опись заполняются машинописным способом без исправлений и подчисток, прошиваются вместе в единое дело, которое скрепляется печатью департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана и подписью председателя Комиссии с указанием количества листов.

3.3. Акт инвентаризации, инвентаризационные описи заполняются в двух экземплярах, один из которых хранится в департаменте строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана, второй экземпляр хранится в комитете по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

3.4. Акт инвентаризации утверждается правовым актом комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана.

3.5. В случае обнаружения ошибок в инвентаризационной описи либо акте инвентаризации лицо, их обнаружившее, должно немедленно заявить об этом председателю Комиссии.

3.6. Комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения, производит исправление выявленных ошибок путем внесения в текст инвентаризационных описей, акта инвентаризации соответствующих записей, заверяемых подписью председателя Комиссии.

3.7. По итогам инвентаризации Комиссия направляет материалы инвентаризации в комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана для корректировки данных реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Магадан»

3.8. На основании акта инвентаризации комитетом по управлению муниципальным имуществом города Магадана совместно с департаментом строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана разрабатывается комплекс мер по устранению замечаний и реализации предложений по эффективному использованию имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков.

Приложение N 2. Состав комиссии по проведению инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков на территории муниципального образования «Город Магадан»

Приложение N 2
к постановлению
мэрии города Магадана
от 24.07.2014 N 2804

Гришан

Юрий Федорович

— председатель комиссии, первый заместитель мэра города Магадана

Мартынюк

Александр Эдуардович

— заместитель председателя комиссии, руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана

Нифантьева

Марина Николаевна

— секретарь комиссии, начальник отдела земельных отношений управления земельных отношений департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана

Члены комиссии:

Казакова

Ольга Игоревна

— начальник градостроительного отдела управления архитектуры и градостроительства департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана

Бойкова

Надежда Евгеньевна

— главный специалист отдела земельных отношений управления земельных отношений департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана

по согласованию

— начальник отдела приватизации, торгов и аренды муниципального имущества комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана

по согласованию

— специалист отдела приватизации, торгов и аренды муниципального имущества комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана

Приложение N 3. Инвентаризационная опись по объектам муниципального имущества казны муниципального образования «Город Магадан»

Приложение N 3
к постановлению
мэрии города Магадана
от 24.07.2014 N 2804

СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

по состоянию на ___________________ 2014 года

N п/п

Реестровый N

Наименование, краткая характеристика земельного участка

Адрес

Постановление о принятии объекта в казну дата/номер

По данным реестрового учета

Фактическое наличие

Результат инвентаризации

площадь, кв. м

кадастровый номер

наличие гос. регистрации права

вид разрешенного использования

Право пользования (аренда, безвозмездное срочное пользование, свободен)

кадастровая стоимость, руб.

площадь, кв. м

кадастровый номер

наличие гос. регистрации права

Фактическое использование

Право пользования (аренда, безвозмездное срочное пользование, свободен)

кадастровая стоимость, руб.

ИТОГО:

Председатель комиссии _______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены комиссии _______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 4. Акт инвентаризации имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных участков

Приложение N 4
к постановлению
мэрии города Магадана
от 24.07.2014 N 2804

Настоящий акт составлен в том, что Комиссией по проведению

инвентаризации муниципального имущества казны муниципального образование

«Город Магадан» — земельных участков, созданной в соответствии с

постановлением мэрии города Магадана от __________________________________

_____________________________________________________ N __________________

(наименование правового акта, номер и дата)

проведена инвентаризация муниципального имущества казны муниципального

образования «Город Магадан» — земельных участков по состоянию на ________.

Инвентаризационная опись, прилагаемая к настоящему акту, подготовлена

в соответствии с Порядком проведения инвентаризации муниципального

имущества казны муниципального образования «Город Магадан» — земельных

участков, утвержденному постановлением мэрии города Магадана от _________

__________________ N ____________.

Инвентаризация проведена в период с _______________ по ______________.

По итогам проведенной инвентаризации комиссией установлено следующее:

Приложение: на _______ листах.

Председатель комиссии _______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены комиссии _______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

_______________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 01.03.2017 г. № 02-07-10/11405

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по отдельным вопросам проведения инвентаризации имущества казны и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), субъект учета, исходя из особенностей его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, вправе порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств установить в рамках своей учетной политики.

Таким образом, особенности порядка проведения инвентаризации устанавливаются с учетом действующего законодательства.

Проведение инвентаризации в учреждении осуществляется инвентаризационной комиссией учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (пункт 3 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ).

Требования к оформлению первичных учетных документов (регистров), составляемых при инвентаризациях, проводимых учреждениями (органами государственного сектора), установлены Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (далее — Методические указания № 52н).

Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов учета (в рассматриваемом случае — реестровых записей об объектах имущества муниципальной казны в Реестре муниципального имущества) записываются комиссией учреждения в Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по соответствующим объектам учета (например, в Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам муниципальной казны), подписываемые председателем комиссии и членами комиссии.

В форме Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), утвержденной Методическими указаниями № 52н, предусмотрена графа 15 «Примечание», в которой указываются причины выявленных расхождений (недостачи, излишков) и (или) предложения по их устранению.

Согласно Методическим указаниям № 52н указанная Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) является основанием для составления и подписания инвентаризационной комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835)). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

С учетом изложенного инвентаризационная комиссия при выявлении расхождений данных бухгалтерского учета об объектах, составляющих имущество казны, с данными реестра муниципальной собственности (далее — расхождения) устанавливает причины указанных расхождений по каждому отдельному случаю, которые отражаются в примечаниях при заполнении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости), и формирует предложения по их устранению.

Предложения об урегулировании (устранении) выявленных при инвентаризации расхождений данных реестра муниципального имущества и данных бухгалтерского (бюджетного) учета представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета, принимающему окончательное решение по выявленным фактам расхождений (об уточняющих записях в реестре муниципальной собственности, об уточняющих записях в бухгалтерском (бюджетном) учете, об иных решениях) (пункт 5.4 Методических указаний № 49).

Следует обратить внимание, что инвентаризация будет являться завершенной при соответствующем оформлении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) и оформленных результатов инвентаризации Актом (ф. 0504835).

Согласно пункту 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершении процедуры инвентаризации).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 20 Инструкции № 157н).

Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корректировочных записей по результатам инвентаризации являются Инвентаризационные описи (сличительные ведомости), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), Акт (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие корректировочные записи.

Директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе

С.В. Романов

Следующая РесурсыСведения о поголовье скота в хозяйствах населения Отличная статья 0

Унитарное предприятие, применяющее УСН, получило от собственника в хозяйственное ведение (сверх суммы уставного фонда) бывший в употреблении объект основных средств (ОС) балансовой стоимостью 90 000 руб., остаточной — 60 000 руб. Имущество было получено напрямую от собственника, данные о балансовой и остаточной стоимости являются данными учета собственника. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете организации? Какой счет правильно применять в данной ситуации — счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», счет 83 «Добавочный капитал» или счет 98 «Доходы будущих периодов»?

6 июня 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете применяется счет 83 «Добавочный капитал». Возможные варианты оценки полученного объекта изложены ниже.
Полученный от собственника в хозяйственное ведение объект не учитывается унитарным предприятие в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом стоимость объекта, полученного в хозяйственного ведение от собственника, не может быть учтена унитарным предприятием и в составе расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Обоснование позиции:
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Имущество унитарного предприятия формируется за счет (п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ):
— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
Законодательство не содержит запрета на передачу унитарному предприятию имущества без увеличения его уставного фонда (сверх уставного фонда), но не устанавливает порядок такой передачи.
Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, передача имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества утверждаемой учредителем.
Отметим, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Указаний на то, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием сверх уставного фонда, должна определяться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, ГК РФ и Закон N 161-ФЗ не содержат.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Для принятия имущества к учету в качестве объекта основных средств необходимо выполнение условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01. Из п.п. 21, 49 Методических указаний следует, что в составе основных средств организации могут учитываться и активы, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
При этом порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных государственными предприятиями от учредителей сверх взноса в уставный фонд, ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях не определен.
Исходя из разъяснений, представленных в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, передача имущества осуществляется в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем. Утвержденная учредителем стоимостная оценка является основанием для принятия объекта на баланс в качестве объекта основного средства. То есть применяется порядок, аналогичный предусмотренному п. 9 ПБУ 6/01 для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации (смотрите также постановление АС Волго-Вятского округа от 18.07.2017 N Ф01-2016/17 по делу N А29-14015/2015).
При этом нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
На практике в качестве утвержденной учредителем стоимостной оценки унитарные предприятия рассматривают остаточную стоимость объекта основных средств, указанную в акте приема-передачи основных средств (если она не равна нулю).
Также для определения первоначальной стоимости основных средств может использоваться:
— рыночная стоимость, определенная самостоятельно (смотрите также п. 10 ПБУ 6/01, п. 29 Методических указаний);
— рыночная стоимость, определенная оценщиком (первоначальная стоимость объектов основных средств, сформированная в бухгалтерском учете, может оказывать влияние на налоговые обязательства предприятия по налогу на имущество организаций; на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы).
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных от учредителя сверх уставного фонда, следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)). Произведение оценки по рыночной стоимости следует согласовать с собственником (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 30.07.2013 N Ф05-8089/13 по делу N А40-53105/2012).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарными предприятиями объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлен.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют счет 75 «Расчеты с учредителями» для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.
Полагаем, что счет 75 может применяться и в рассматриваемой ситуации. При этом для обобщения информации о расчетах по имуществу, передаваемому на баланс унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, может использоваться субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».
На настоящее время Минфин России исходит из того, что оприходование имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала (письма Минфина России от 10.02.2017 N 07-01-09/7472, от 22.01.2016 N 07-04-09/2355, от 08.07.2015 N 07-01-06/39246, от 08.07.2015 N 07-01-10/39236, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, от 20.04.2006 N 07-05-10/17).
Ранее такую операцию Минфин рекомендовал отражать по кредиту счета учета нераспределенной прибыли, то есть счета 84 (письма Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247, от 21.08.2003 N 16-00-22/11).
При этом увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом унитарного предприятия и в связи с этим не может признаваться доходом будущих периодов (письма Минфина России от 10.02.2017 N 07-01-09/7472, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, постановление АС Центрального округа от 19.10.2017 N Ф10-4221/17 по делу N А83-4905/2016). Соответственно, счет 98 «Доходы будущих периодов» в рассматриваемой ситуации не применяется.
Унитарному предприятию необходимо руководствоваться последними разъяснениями Минфина России (некоторые из приведенных писем адресованы аудиторам в качестве рекомендаций (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76404)) и относить стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, на добавочный капитал, т.е. в кредит счета 83. Считаем, что для отражения указанных операций целесообразно использовать также и счет 75, что подразумевает следующие бухгалтерские записи:
Дебет 08 Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
— отражено формирование первоначальной стоимости полученных основных средств;
Дебет 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 83
— стоимость основных средств, полученных сверх уставного фонда, отнесена на добавочный капитал;
Дебет 01 Кредит 08
— полученные основные средства оприходованы по первоначальной стоимости.

УСН

При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), т.е. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Полученный от собственника в хозяйственное ведение объект не учитывается унитарным предприятие в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 (смотрите также письмо Минфина России от 04.03.2011 N 03-11-06/2/32).
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К таким расходам относятся, в частности:
— расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В целях главы 26.2 НК РФ в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом абзацем вторым п. 1 ст. 256 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Ранее в письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 разъяснялось, что унитарное предприятие, применяющее УСН, имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от управления по муниципальному имуществу.
Вместе с тем необходимо учитывать, что при применении УСН расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При получении унитарным предприятием имущества от собственника в хозяйственное ведение унитарное предприятие не несет расходов на его приобретение. В этой связи в письме Минфина России от 04.03.2011 N 03-11-06/2/32 разъяснено, что при применении УСН унитарное предприятие не имеет права учитывать в составе расходов стоимость здания и других основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя).
Однако в рассматриваемой ситуации унитарному предприятию было передано имущество балансовой стоимостью 90 000 рублей, остаточной — 60 000 рублей. Амортизируемым же имуществом (основными средствами при применении УСН) признается имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
По мнению Минфина России, представленному в письмах от 22.10.2013 N 07-01-06/44059, от 28.03.2013 N 03-03-06/4/9909, от 29.11.2010 N 03-03-06/4/114, унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования.
Соответственно, в качестве первоначальной стоимости для унитарного предприятия выступает остаточная стоимость по данным передающей стороны (смотрите также письма Минфина России от 28.05.2009 N 03-03-06/1/353, от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34).
В рассматриваемой ситуации остаточная стоимость имущества не превышает 100 000 рублей, соответственно, полученное имущество не является амортизируемом имуществом. Следовательно, оно не может рассматриваться в качестве основных средств и при применении УСН.
Материальные расходы, которые возможно учесть при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
К материальным расходам на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
В письме Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856 допускается возможность учета (для целей налога на прибыль) унитарным предприятием полученного имущества от собственника в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (если стоимостной критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом важно отметить, что такой способ учета допускается Минфином России только в случае, если имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, не было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования. Если имущество было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то, по мнению Минфина России, его стоимость в налоговом учете не формируется (смотрите также письмо Минфина России от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313). Существуют примеры судебных решений, в которых был поддержан подобный подход (постановления АС Северо-Западного округа от 24.11.2017 N Ф07-12391/17 по делу N А56-7181/2017, от 02.10.2017 N Ф07-9167/17 по делу N А56-35538/2016, Тринадцатого ААС от 15.03.2018 N 13АП-1042/18).
При этом при применении УСН и для признания материальных расходов необходимо их фактическая оплата (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
В этой связи мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации стоимость объекта, полученного в хозяйственного ведение от собственника, не может быть учтена унитарным предприятием в составе расходов. При этом повторимся, что в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, стоимость полученного объекта также не учитывается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 июля 2011 года N ЗН-4-11/11479@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уплаты налога на имущество, составляющее муниципальную казну, и сообщает следующее.
Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст.ст.214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В соответствии ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378, 378.1 Налогового кодекса.
Особенности ведения бухгалтерского учета имущества казны до 2009 года были установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н), являющейся в соответствии со ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) стандартом бюджетного учета.
Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции N 25н (утратила силу) на счете бухгалтерского учета 010100000 «Основные средства» и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.
До 2009 года налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны признавался балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны в составе основных средств.
Бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичный порядок предусматривается и в отношении имущества казны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если региональными законами о налоге на имущество организаций не были установлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении данного имущества или бюджетных учреждений, на балансе которых оно учитывалось.
Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), вступившим в силу с 1 января 2009 года, предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».
При этом в соответствии со структурой Плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.
Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Являющиеся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 — 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.
Имущество государственной (муниципальной) казны, в соответствии с Инструкцией N 148н, учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 года введен обособленный учет объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).
Таким образом, до 2009 года в бюджете муниципального образования предусматривались бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций и имущество муниципальной казны подлежало обложению налогом.
С 1 января 2009 года объекты государственного (муниципального) имущества учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.С.Завилова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 25 октября 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2019 г. N 573

См. предыдущую редакцию

4. Реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

— наименование недвижимого имущества;

— адрес (местоположение) недвижимого имущества;

— кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

— сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

— сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

— сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе:

— наименование движимого имущества;

— сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе);

— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество;

— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество;

— сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;

— сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении иного имущества, не относящегося к недвижимым и движимым вещам, в раздел 2 реестра также включаются сведения о:

— виде и наименовании объекта имущественного права;

— реквизитах нормативного правового акта, договора или иного документа, на основании которого возникло право на указанное имущество, согласно выписке из соответствующего реестра (Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и др.) или иному документу, подтверждающему указанные реквизиты, включая наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о:

— наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере;

— количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах;

— номинальной стоимости акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о:

— наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере;

— размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.

В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе:

— полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица;

— адрес (местонахождение);

— основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации;

— реквизиты документа — основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица);

— размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий);

— размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ);

— данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий);

— среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.

Инвентаризация имущества казны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *