Инфляционное таргетирование

УДК 336.71

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

Никонова О.Е., канд. экон. наук, доцент, noksana71@mail.ru

Веселовский А.А., студент, veselovskiy_artur@mail.ru

Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия

В рамках кредитно-денежной политики государства, Центральный Банк России применяет режим таргетирования инфляции с целью снижения инфляции и удержания ее в рамках установленных ориентиров. Вопрос эффективности использования данного механизма подлежит изучению, чем обуславливается актуальность данной статьи. На сегодняшний день мнения ученых экономистов расходятся по объективным причинам. В работе проведен анализ инфляции, инструментов ЦБ в рамках таргетирования и исторического аспекта зарубежных стран, применявших инфляционное таргетирование, а также проведена оценка эффективности режима в современной экономической обстановке.

Ключевые слова: инфляция, таргетирование, режим, курс, валютная интервенция, ключевая ставка, эффективность, монетарный фактор, ЦБ.

В 2014 году Банк России перешел к режиму таргетирования инфляции в рамках политики, тем самым подчинив свою кредитно-денежную политику единственной цели — снижению темпов инфляции. Однако вопрос эффективности выбора инструментов реализации данной политики остается открытым для обсуждения и изучения, поскольку отсутствует точная формулировка механизма воздействия определенных рычагов стабильно и эффективно воздействующих на инфляцию. Таким образом, актуальность темы данной статьи не вызывает сомнения, так как определение эффективности таргетирования инфляции и его потенциала как режима денежно-кредитной политики существенно влияет на вектор социально-экономического развития страны. Статья содержит анализ инфляции, инструментов инфляционного таргетирования, их зависимости, оценки эффективности, а также определение роли монетарного и немонетарного факторов на показатели инфляции.

Рассмотрим взгляды некоторых исследователей на современную денежно-кредитную политику Банка России.

С. Глазьев упрекает Банк России в «некомпетентности и догматизме» при проведении антиинфляционной политики. Он отмечает, что не существует устойчивых корреляционных зависимостей между ростом денежной массы и ростом товарных цен. По мнению С. Глазьева, международный опыт всех успешных национальных экономик свидетельствует о том, что при сбалансированном развитии сдерживание инфляции достигается на основе роста объемов и эффективности производства, а не путем ограничения денежной массы и деградации производства .

Позиция К. Юдаевой, пожалуй, не нуждается в комментариях. Она построена на классической денежной теории и в целом соответствует общепринятым в мире подходам к государственному денежно-кредитному регулированию. К. Юдаева достаточно подробно описала инструментарий

текущей политики Банка России, поскольку этот инструментарий в последнее время несколько изменился по сравнению с предыдущими годами. Российский Центральный банк теперь делает акцент на регулировании рыночных процентных ставок, а не объемов денежного предложения или величины валютного курса, но такой подход не выходит за рамки «мейнстрима» в мировой практике денежно-кредитного регулирования. Это вопросы нюансов, «тонкой настройки» политики центральных банков, которые могут устанавливать различные промежуточные цели своей политики (величину денежного предложения, валютного курса или рыночных процентных ставок) для достижения конечной стратегической цели — низких темпов инфляции .

Более интересными для критического разбора представляются достаточно нетрадиционные взгляды С. Глазьева, основанные на следующих основных теоретических положениях. Первое: денежная эмиссия должна служить важнейшим катализатором экономического роста и инвестиций в основные средства. Второе: денежная эмиссия, осуществляемая центральным банком посредством приобретения иностранной валюты, имеет иную экономическую природу и приводит к иным последствиям по сравнению с денежной эмиссией вследствие кредитования центральным банком заемщиков-резидентов — отечественных банков и государства. Эмиссия под обеспечение внутренних кредитов выступает «драйвером» экономического роста, а эмиссия под обеспечение иностранной валюты не только не способна обеспечить развитие, но и является инструментом «латентного ограбления нашей страны».

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначной позиции ученых экономистов по данному вопросу.

Инфляционное таргетирование можно определить как режим денежно -кредитной политики государства, направленный на установление целевых ориентиров динамики инфляции, с последующей разработкой комплекса мер, обеспечивающих механизм его реализации.

Перед тем, как оценивать эффективность таргетирования инфляции проанализируем инфляционные показатели в РФ до и после применения изучаемой концепции, а также проведем ретроспективный анализ применения этого механизма центральными банками других стран.

В таблице 1 приведен анализ структуры и динамики показателей инфляции в России за 2012-17 годы.

Из таблицы видно, насколько нестабильны показатели инфляции: снижение инфляции в 2012-2013 гг., 6,58% и 6,45% соответственно, а с 2014 (год перехода к таргетированию) — резкий рост до 11,36% (на 4,91 п.п.) и 12,95% в 2015 году (еще на 1,55 п.п.). Переход к данному режиму ДКП в 2014- 2015 годах не оправдал прогнозов и даже продемонстрировал обратный эффект. Однако, в 2016 году значение инфляции снизилось до 5,38% (уменьшение на 7,53 п.п.). Показатели 2017 года свидетельствуют о достижении планируемого результата, так как за 9 месяцев наблюдались низкие показатели инфляции, а август и сентябрь показали отрицательный темп прироста, чего не было в нашей стране с сентября 2011 года

Таблица 1

Инфляция в РФ по месяцам за январь 2012 — сентябрь 2017 гг.

Страна Период применения режима таргетирования инфляции Дата введения режима ТИ Максимальные значения инфляции до введения режима таргетирования. (период исследования 10 лет) Прогноз Темп инфляции на 01.01.

2015 г 2016 г 2017 г

Австралия Среднесрочный 06.1993 7,6% 2-3% 1,5% 1,3% 2,0%

Бразилия один год 06.1999 2000-3000% 4,5%±2 п.п. 9,0% 8,7% 3,7%

Великобритания постоянный 10.1992 7,5% 2% 0% 0,7% 2,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Израиль до двух лет 06.1997 373% 1%-3% -0,6 -0,5% 0,2%

Канада 6-8 кварталов 02.1991 12,5% 1%-3% 1,1% 1,4% 1,56%

Новая Зеландия среднесрочный 12.1989 15,8% 1%-3% 0,3% 0,6% 2,2%

Мексика среднесрочный 01.2001 35,1% 3%±1 п.п. 2,7% 2,8% 5,9 %

Польша среднесрочный 01.1998 27% 2,5%±1 п.п. -0,9% -0,6% 1,9%

Таиланд один год 05.2000 8% 3% ±1,5 п.п. -0,9 % 0,2% 0,6%

Чехия среднесрочный, 12-18 месяцев 12.1997 8,8% 2%±2 п.п. 0,3% 0,7% 2,3%

ЮАР постоянно 02.2000 8,6% 3%-6% 4,6% 6,3% 5,4%

Приведенные данные свидетельствуют о положительном эффекте применения таргетирования инфляции в разных странах мира. Значения инфляции до введения исследуемого режима было существенно выше значений, которые страны имели после внедрения политики таргетирования и до сегодняшних дней. Также можно отметить факт, что прогноз и фактическое значение показателей инфляции в приведенных странах совпадают, за редким исключением. При этом следует отметить, что большинство стран, представленных в данной таблице, имеют показатели инфляции ниже в среднем в 4-5 раз, чем в России и показывают ее на протяжении уже нескольких лет.

Проанализировав две таблицы, сложно сделать однозначные выводы по эффективности таргетирования, поскольку не был учтен немонетарный фактор формирования инфляции.

Колебание курса валют оказывает существенное влияние на инфляционные процессы в России. С целью демонстрации данной зависимости проведем анализ динамики валютного курса.

Не смотря на попытки ЦБ отказаться от применения валютных интервенций, следует признать, что в современных экономических условиях отказ от данного инструмента приведет к дестабилизации денежно -кредитной сферы экономики и не позволит Банку России достичь заявленных показателей инфляции.

Таблица 3

Динамика темпов прироста курса рубля к доллару

за январь 2012 — сентябрь 2017 гг. ___

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек

2017 0,9994 0,9979 0,9988 1,0005 1,009 1,0165 1,0311 0,9987 0,9686

2016 1,0019 0,9999 0,995 0,9977 1,0015 0,9987 1,0019 0,9985 0,9988 0,9998 1,0015 0,997

2015 1,0128 0,9938 0,9977 0,9944 1,0013 1,0024 1,0026 1,0057 0,9998 0,9988 1,0015 1,0042

2014 1,0044 1,0011 0,9995 1 0,9986 0,9982 1,0026 1,0015 1,0031 1,0042 1,0068 1,006

2013 0,9993 1,0010 1,0007 1,0003 1,0006 1,0017 1,0003 1,0005 0,9986 0,9996 1,0017 0,9993

2012 0,9968 0,9976 1,0006 1,0001 1,005 1,0005 0,9991 1,0001 0,9979 1,0009 0,9993 0,999

Для наглядного представления данных таблицы построим графики. Очевидна схожесть двух графиков: их динамика, тренд и волатильность очень похожи, что говорит о достаточно сильной зависимости инфляции от курса национальной валюты. Следовательно, можно сделать вывод о существенной роли Банка России в корректировании темпов инфляции.

Рис. 1. Динамика значений инфляции в России за январь 2012 — сентябрь 2017 гг.

1,03

1,025

1,02

1,015

%

1,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,005

0,995

0,99

Рис. 2. Динамика курса рубля к доллару за январь 2012 — сентябрь 2017 гг.

Далее, для подтверждения зависимости проанализируем сальдо торгового баланса РФ в динамике. Следует отметить, что существует разница между показателями сальдо в расчете по данным таможенной статистики и по методологии платежного баланса (наличие данных только до 2014 года).

I по данным таможенной статистики

I по методологии платежного баланса

2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 3. Динамика сальдо торгового баланса за 2012-2016 гг.

Приведенные данные свидетельствуют о снижении данного показателя, что соответственно ослабляет влияние курсового фактора на инфляционные процессы в национальной экономике.

Выше был проведен анализ влияния курсовых колебаний валюты на инфляцию, следовательно, первый рычаг политики инфляционного таргетирования — операции на валютном рынке. Вторым рычагом является ключевая ставка ЦБ, которая влияет как банковский мультипликатор на денежную массу в экономике. Предполагается, что за счет маневрирования ключевой ставкой Банк России сможет корректировать инфляцию в стране.

18 16 14 12 % 10 8 6 4 2 0 г\

\

. / ^

0<H<H<H<H<H<H<H<H<H<H<H<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N 44444444444444444444444

Рис. 4. Динамика ключевой ставки ЦБ за январь 2012 — сентябрь 2017 гг.

При сравнении с графиком динамики инфляции, максимальные и минимальные значения совпадают во временных рамках, прослеживаются

общие тренды, что говорит о некой корреляции инструмента ЦБ и темпами инфляции.

Таким образом, приведенные данные характеризуют таргетитрование как эффективный режим ДКП, выбор которого, несомненно, оправдан в современных экономических условиях. Однако стоит отметить тот факт, что в России сохраняется ведущая роль немонетарных факторов в формировании и развитии инфляционных процессов, и эффективность воздействия ЦБ на объект исследования ограничена объективными причинами.

Литература

2. С.Глазьев. Вопросы экономики. 2015. №9. С. 1-12.

4. http://www.gks.ru

5. http://cbr.ru

6. knoema.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи в редакцию 23.09.2017.

Инфляционным таргетированием называют совокупность мер, проводимых органами государственной власти и/или Центробанком для контроля над уровнем инфляции в стране.

Процесс таргетирования состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе необходимо установить некий плановый показатель уровня инфляции на выбранный год (или другой промежуток времени), за достижение которого несет ответственность Центральный банк.

2. На втором этапе происходит подбор подходящего для контроля над уровнем инфляции монетарного инструментария.

3. На третьем этапе происходит применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости.

4. На четвертом этапе сравнивается уровень инфляции на конец года (отчетного периода) с запланированным ранее показателем и проводится анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Одним из основных инструментов проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции является изменение Центральным банком ключевой процентной ставки.

Повышение ключевой ставки приводит к повышению депозитных ставок в коммерческих банках, тем самым увеличивается привлекательность сбережения средств. Кроме того, кредиты как для населения, так и для представителей бизнеса дорожают, соответственно спрос на них падает. В результате количество денежных средств у населения уменьшается и снижается уровень инфляции.

Понижение ключевой ставки приводит к обратным последствиям.

ISSN 2311-8709 (Online) Денежно-кредитное регулирование

ISSN 2071-4688 (Print)

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Наталья Сергеевна КОЗЫРЬ^, Зарема Нальбиевна АБРЕЧЬ

а кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет,

Краснодар, Российская Федерация

ь студентка экономического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация Zarema27@yandex.ru • Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.11.2015 Одобрена 25.11.2015

УДК 336.748

JEL: E31, E40, E58, G17, G28

Ключевые слова: темпы инфляции, экономическое развитие, таргетирование инфляции, денежно-кредитная политика

Аннотация

Предмет. Рассматривается один из инструментов денежно-кредитной политики — режим инфляционного таргетирования. Международная практика применения режима инфляционного таргетирования актуальна для современной России.

Цели и задачи. В связи с плановым переходом в начале 2015 г. России к режиму инфляционного таргетирования необходимо рассмотреть сущность этого явления и процесс становления денежно-кредитной системы Российской Федерации в условиях финансовой нестабильности.

Методология. Рассмотрены основные финансовые показатели России (валютный курс, ВВП, международные резервы России, индекс потребительских цен, внешний долг, внешнеторговый оборот) и их влияние на экономическую стабильность РФ. Сделан анализ применения режима инфляционного таргетирования в современной России. В работе использованы данные официальной статистики (Банк России, Минфин России, Росстат), а также исследования ученых на тему применения инфляционного таргетирования. Результаты. Существующая мировая валютная система не способна обеспечить стабильность как на национальном, так и на глобальном уровне. Таргетирование инфляции включает в себя: выбор ценовой стабильности в качестве долгосрочной задачи экономической политики; публичное объявление среднесрочных значений уровня инфляции; высокую прозрачность исполнения планов монетарных органов; повышенную ответственность центрального банка за достижение конечной цели денежно-кредитного регулирования; соответствующую информационную стратегию.

Выводы и значимость. Инфляционное таргетирование является новым инструментом денежно-кредитной политики РФ и служит вынужденной мерой стабилизации экономической ситуации в государстве. Опорным базисом для осуществления экономических реформ является объем внутреннего рынка, который в сложившихся условиях политики санкций со стороны зарубежных стран формирует платежеспособный спрос на продукцию российских производителей. Несмотря на определенные сложности, которые проявились в реализации инфляционного таргетирования, этот режим необходим для РФ с учетом оперативных мер его совершенствования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Экономическая сущность инфляционного таргетирования

Одна из основных задач при изучении денежно-кредитной политики заключается в определении общих правил, которыми руководствуются национальные банки при принятии решений. В настоящее время экономическую сущность денежно-кредитной политики можно определить в виде трех основных элементов:

— денежная политика (регулирование количества денег в обороте);

— политика обменного курса (динамика курса национальной валюты по отношению к иностранным);

— политика процентных ставок (регулирование общего уровня процентных ставок).

В последнее время все большее распространение получает режим инфляционного таргетирования. В этом случае парламент либо правительство договариваются о целевом показателе инфляции -интервале, который национальный банк должен достичь в результате проведения своей политики. Основным рычагом воздействия здесь выступает процентная ставка. Обменный курс находится в свободном плавании. Национальный банк систематически проводит совещания комитета по денежной политике, на которых устанавливается процентная ставка на следующий период, а также постоянно информирует о своей политике парламент и правительство страны, активно

разъясняет ее физическим и юридическим лицам. Основные слагаемые инфляционного

таргетирования представлены на рис. 1.

В долгосрочной перспективе такой режим характеризуется большим количеством

преимуществ, среди которых отмечаются два основных целевых результата:

— сдерживание инфляции на относительно низком уровне;

— повышение доверия к проводимой политике национального банка и национальной валюте в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют различные исследования, которые изучают возможности применения инфляционного таргетирования в качестве инструмента стабилизации российской экономики, и возможность применения данного инструмента управления показателем инфляции

рассматривается с начала 2000 г. . Вместе с тем сущность инфляционного таргетирования определяется из самого контекста («target» — от англ. «цель»), соответственно уровень инфляции является целевым показателем денежно-кредитной политики государства.

Международный опыт применения режима таргетирования инфляции

Денежное таргетирование, или установление целевых ориентиров прироста денежной массы, получило распространение с середины 1970-х гг. . Вперые механизм, схожий с режимом инфляционного таргетирования, был реализован еще во второй четверти XX в. национальным банком Королевства Швеция, определившим стабильность цен1 в качестве ключевой цели при проведении денежно-кредитной политики.

В международной практике первой страной, официально перешедшей к режиму инфляционного таргетирования в 1990 г., стала Новая Зеландия, утвердив двухлетний план перехода . За последние 25 лет инфляционное таргетирование применило 36 государств (рис. 2).

В отношении функциональности инструментов инфляционного таргетирования в научной литературе описывается опыт Норвегии, который отчасти может использоваться в выработке инструментов денежно-кредитной политики РФ .

1 Кондратов Д.И. Актуальные особенности денежно-кредитной политики в Норвегии. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2012/1/11

С 2001 г. и по настоящее время в Норвегии, относящейся к числу нефтедобывающих стран, успешно применяется режим гибкого инфляционного таргетирования. С учетом международного опыта и специфики национальной экономики (сырьевая экономика) государством разработан и осуществлен план перехода к режиму гибкого инфляционного таргетирования .

Целевым ориентиром было выбрано поддержание ценовой стабильности. Ключевыми задачами национального банка Норвегии при переходе к режиму товарного таргетирования являлось:

— улучшение макроэкономических показателей;

— повышение уровня благосостояния населения;

— повышение национальной безопасности экономической системы.

В 2006 г. в Норвегии был создан своего рода резервный фонд — Государственный пенсионный фонд, имеющий филиал внутри страны и представительство за ее пределами. Значительная часть экспортных доходов бюджета направляется в представительство фонда. Оставшаяся часть идет на покрытие дефицита бюджета. Соответственно, экономическая система Норвегии защищена от колебаний цены на нефть на мировых рынках. В целях поддержания конкурентоспособности сельского хозяйства Норвегия активно его субсидирует. А небольшую конкурентоспособность прочих торгуемых секторов Норвегия компенсирует более низкими реальными процентными ставками, нежели у других европейских стран.

Наряду с опытом Норвегии имеются данные о применении инфляционного таргетирования за период 1990-2009 гг. (рис. 3). Описанный опыт применения инфляционного таргетирования в зарубежных странах показал как успех применения режима, так и некоторые неудачи . В целом это связано с адаптацией инструментов управления инфляцией к конкретной экономической ситуации государства .

Несмотря на то что за 20 лет отмечается всего 27 стран, применивших инфляционное

таргетирование в своей практике, по факту гораздо больше государств использовали этот режим в неявном или неформальном виде2.

2Хэммонд Дж. Практика инфляционного таргетирования -2012. URL.: http://www.cbr.ru/dkp/ccbshb29r.pdf

Исторический очерк о денежно-кредитной политике РФ

Денежно-кредитная система Российской Федерации формировалась поэтапно, при этом инфляция всегда являлась объектом государственного регулирования. В 1995 г. Банк России обрел некоторую самостоятельность от правительства в проведении собственной политики. В целях регулирования колебаний обменного курса 08.07.1995 был введен валютный коридор вместо режима управляемого плавания . Таким образом, регулятором было достигнуто существенное снижение показателей по инфляции. Финансовый кризис 1997 г. Юго-Восточной Азии, затронувший и Россию, существенно изменил план перехода Банка России к проведению монетарной политики (планировалось

использование таких инструментов как процентные ставки и резервные требования) . При поддержании обменного курса в пределах границ валютного коридора Банк России имел потери, которые оценивались примерно в две трети от совокупного объема международных резервов .

Вследствие Азиатского кризиса, резкого снижения мировых цен на нефть, тяжелого экономического положения страны правительство вынуждено было объявить дефолт по своим обязательствам (валютный коридор был отменен, национальная валюта обесценилась, наблюдалась галопирующая инфляция) . Основная цель на 1999 г. заключалась в снижении уровня инфляции и в постепенном сокращении вмешательства в процессы рыночного курсообразования в целях перехода к плавающему обменному курсу .

Краткий исторический очерк денежно-кредитной политики РФ за период 1999-2015 гг. представлен в табл. 1.

Анализ денежно-кредитной политики РФ начиная с 1995 г. показал, что девальвация 1998 г. была вынужденной мерой в связи с высоким уровнем инфляции, а возможности перехода к модифицированному инфляционному

таргетированию рассматривались с начала XXI в. . При этом режим инфляционного таргетирования в РФ впервые был введен в 2015 г.

Современная экономическая ситуация РФ в условиях финансовой нестабильности

За период 2011-2014 гг. в РФ уровень инфляции повышался с 6,1% до 11,36%. В целом до 2014 г. в государстве наблюдалась стабильность денежно-кредитной политики (табл. 2).

Основными факторами, которые создают ограничения для действий Правительства РФ и Банка России, являются: санкции, падение цен на энергоносители, высокие инфляционные ожидания, снижение доверия населения к внутренней валюте. Наряду с этим, несмотря на имеющиеся ограничения, в перспективе стабилизации российской экономики

рассматривается переход от внешних к внутренним источникам долгосрочного кредита , причем одним из мероприятий обосновывается необходимость пресечения оттока капитала из РФ.

Среди принятых мер следует отметить создание Фонда национального благосостояния и Резервного фонда (с 01.02.2008 в результате реструктуризации Стабилизационного фонда). Средства фондов, являющиеся частью федерального бюджета, формируются за счет средств нефтегазовых доходов и прибыли, поступившей от управления самим фондом. Фонд национального благосостояния создан в целях реализации выплат по «Программе государственного софинансирования пенсий» и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. Резервный фонд при снижении поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет обеспечивает выполнение правительством своих обязательств; уменьшает инфляционное давление и снижает степень зависимости российской экономики от колебаний поступлений от экспорта. Данные о резервах средств РФ за 2011-2014 гг. представлены на рис. 4.

Так, в 2015 г. ожидается снижение средств в Резервном фонде, Фонде Национального благосостояния и международных резервов РФ. Возобновление в 2015 г. падения цен на углеводороды (рис. 5), ускорение темпов инфляции оказывает влияние на замедление темпов экономического роста национальной экономики. Немаловажным фактором является динамика курса валют (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Банком России предложено три сценария развития экономической системы России в условиях финансовой нестабильности (рис. 7).

Мероприятия, направленные на снижение зависимости экономики Российской Федерации от топливно-энергетического комплекса, в конечном счете должны привести к диверсификации экономики и снижению показателей волатильности обменного курса, как раз эти приоритеты и должны быть в процессе управления инфляцией .

Для реализации комплекса мер по инфляционному таргетированию необходимо провести работу в части обеспечения макроэкономической стабильности (что предполагает низкий уровень инфляции, прозрачные методы изменения курса национальной валюты), повышения

конкурентоспособности, развития необходимой инфраструктуры, развития науки и инновационной составляющей.

Однако высокая зависимость от мировых цен на нефть по-прежнему ограничивает возможности РФ в выборе инструментов для успешной реализации режима таргетирования инфляции.

Выводы в отношении применения таргетирования в РФ

Несмотря на возможные сценарии развития российской экономики, все больше аргументов в пользу перехода на режим инфляционного таргетирования.

По сути инфляционное таргетирование представляет собой формализованный регламент о принятии мер по обеспечению стабильности денежно-кредитной системы государства.

В РФ наблюдается следующая структура элементов-индикаторов осуществления

инфляционного таргетирования:

1) стабильность цен — главная цель денежно-кредитной политики;

2) количественный таргет инфляции объявлен публично и составляет 4%;

3) денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции, в частности, предусмотрены «базовый», «оптимистичный» и «рисковый» сценарии развития;

4) прозрачность предполагает мониторинг таргетирования инфляции (информация доступна на сайте Банка России);

5) ответственный регулятор — Банк России; таргетирование осуществляется совместно с Правительством РФ.

Несмотря на существующие мнения о том, что таргетирование инфляции в РФ не позволит обеспечить управляемость финансового рынка, а принятые меры привели к провалу в аспектах

инфляционных целей3, есть и другие исследования. В частности, для РФ необходимо модифицировать инструменты инфляционного таргетирования, а ключевой задачей должно стать повышение доверия агентов к деятельности Банка России .

Инфляционное таргетирование является новым инструментом денежно-кредитной политики РФ и служит вынужденной мерой стабилизации экономической ситуации в государстве. Здесь следует понимать, что ранее применяемые меры по регулированию инфляционных процессов также имели свои негативные аспекты. Введению режима таргетирования в 2015 г. предшествовали долгие годы подготовки . Сейчас преждевременно делать выводы о провале инфляционного таргетирования, так как попытка перехода к плавающему курсу рубля, затем возобновление валютных интервенций и, как следствие, истощение резервных фондов -результат современного экономического кризиса и естественные явления в процессе стабилизации макроэкономической ситуации государства.

Проведение государством взвешенной

экономической политики с реализацией технологических реформ, направленных на модернизацию и развитие конкурентоспособных производств , а также программ поддержки и субсидирования отстающих отраслей с высокой вероятностью приведет к положительной динамике показателей экономики Российской Федерации . В настоящее время политика импортозамещения направлена на улучшение экономической ситуации в РФ, и уже есть определенные результаты в повышении спроса на отечественную продукцию. По мнению авторов, базисом для осуществления экономических реформ является объем внутреннего рынка, который в сложившихся условиях политики санкций со стороны зарубежных стран формирует платежеспособный спрос на продукцию российских производителей. Безусловно, успех преодоления кризисных явлений зависит от сбалансированной программы денежно-кредитной и экономической политики в целом. Вместе с тем, несмотря на определенные сложности, которые проявились в реализации инфляционного таргетирования, этот режим необходим для РФ с учетом оперативных мер его совершенствования.

3 Сергей Глазьев назвал провальным переход к таргетированию инфляции. URL: http://www.klerk.ru/bank/news/421495

Таблица 1

Основные тенденции в становлении денежно-кредитной политики Российской Федерации

Период Краткое описание проводимой политики

1999 Переход к режиму управляемого плавающего курса национальной валюты

2000 Снижение ставки рефинансирования до 25%

2000 Проведение политики «дорогих» денег

2005 Применение рублевой стоимости бивалютной корзины (доллар США и евро) в качестве условного показателя при проведении политики курса национальной валюты (для корректировки границ с 2009 г. использовался механический метод, с 2010 г. — отменены фиксированные границы, с 2012 г. — границы плавающего операционного интервала корректируются в зависимости от объема совершенных валютных интервенций)

2006 Переход к режиму полной конвертируемости рубля

2013 В целях повышения гибкости курсообразования Банк России осуществляет поэтапный переход к режиму плавающего валютного курса и плавное снижение объема целевых интервенций до 0 долл. США в день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 Применен режим инфляционного таргетирования

Таблица 2

Экономические показатели Российской Федерации за 2011-2014 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014

Вклады (депозиты) и прочие 9 818 11 871,4 14 251 16 957,5

привлеченные кредитными организациями средства физических лиц, млрд руб. Из них в рублях 7 919,5 9 702,4 11 761,5 14 000,6

Денежная масса М2, млрд руб. 20 011,9 24 483,1 24 405,4 31 407,7

Кредиты, предоставленные 4 084,8 5 550,9 7 737,1 9 951,1

кредитными организациями физическим лицам, млрд руб.

Внешний долг РФ, млрд долл. США 488,5 538,9 636,4 728,9

Обменный курс (на конец года), рублей

за 1 единицу национальной валюты: евро доллар США 41,67 32,20 40,23 30,37 44,97 32,73 68,34 56,26

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % 106,1 106,6 106,5 111,4

Внешнеторговый оборот (по методологии платежного баланса, 834 863,2 864,6 804,7

в фактически действовавших ценах),

млрд руб.

В том числе:

экспорт импорт 515,4 318,6 527,3 335,8 523,3 341,3 496,7 308

Инфляция, % 6,1 6,58 6,45 11,36

Источник: Краткий статистический сборник «Россия в цифрах. 2015».

Рисунок 1

Основные слагаемые инфляционного (товарного) таргетирования

Рисунок 2

Государства, в которых применен режим инфляционного таргетирования

Канада (1991)

Мексика (1999)

Ч 1/7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Норвегия (2001)

Швеция (1993);;»

Финляндия ( адня /

(2001) Велнкобрщ

Испания (1995)

шм

Гватемала (200

Колумбия (1999) ^эд^чГ» Перу (2002)

Паоагван (20111

Парагвай (2011)

‘ J ‘

Чили Уругвай (2007) (2000)

ония (2013)

ая

орея (1998) .

Bankovskie uslugi = Banking Services, 2001, no. 10, pp. 14-21.

5. Charkin A.V. Teoreticheskie osnovy inflyatsionnogo targetirovani .

Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2011, no. 1, pp. 103-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Yudaeva K. O valyutnoi politike . Voprosy Ekonomiki, 2010, no. 1, pp. 21-28.

Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. В то же время Банк России пристально следит за ситуацией на валютном рынке и может совершать операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности.

Режим плавающего валютного курса

В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами — соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Причинами изменения валютного курса могут быть любые факторы, воздействующие на изменение этого соотношения. В частности, на динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов в России и мире, изменение денежно-кредитной политики центральных банков России и других стран. (Информация о динамике курса рубля и факторах, оказывающих на нее влияние, содержится в ежеквартальном Докладе о денежно-кредитной политике).

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или центральным банком, он не является фиксированным и какие—либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Это отличает режим плавающего валютного курса от многочисленных разновидностей режима управляемого курса.

Согласно статье 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Плавающий курс является важной составляющей режима таргетирования инфляции, при котором главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 года. Введению плавающего курса предшествовал многолетний период постепенного повышения гибкости курсообразования, в течение которого Банк России последовательно сокращал свое присутствие на внутреннем валютном рынке. Переход к режиму плавающего курса проходил постепенно, чтобы смягчить процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса в условиях более гибкого курсообразования.

Подробнее с историей курсовой политики Банка России Вы можете ознакомиться .

Зачем Банк России перешел к режиму плавающего курса

Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор» экономики, что является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом. Он помогает экономике подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов.

Например, при росте цен на нефть рубль укрепляется и это снижает риски «перегрева» экономики, а при падении цен на нефть происходит ослабление рубля, что оказывает поддержку отечественным производителям за счет увеличения объемов экспорта и стимулирования импортозамещения.

Другим примером работы плавающего курса как «встроенного стабилизатора» является его влияние на трансграничное движение капитала. Если валютный курс фиксированный или управляемый, изменение другими странами процентных ставок и, соответственно, изменение разницы между внутренними и внешними процентными ставками может приводить к росту притока или оттока спекулятивного капитала. При режиме плавающего курса увеличение спроса на валюту или ее предложения со стороны участников рынка в результате изменения разницы между внутренними и внешними ставками приводят к соответствующему изменению валютного курса, делая спекулятивные операции невыгодными.

Поскольку режим фиксированного или управляемого курса повышает зависимость экономики от внешних условий, он также делает и денежно-кредитную политику зависимой от политики других стран и внешнеэкономической ситуации. В рамках режима управляемого курса при изменении внешних условий центральный банк вынужден проводить операции для воздействия на курс национальной валюты, которые могут оказывать влияние и на другие экономические показатели, в том числе темп инфляции, причём в нежелательном направлении.

Плавающий курс позволяет Банку России проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних задач, в первую очередь на снижение инфляции.

Режим плавающего валютного курса в настоящее время действует в большинстве развитых стран.

Роль Банка России на валютном рынке

Введение режима плавающего валютного курса означает отказ от проведения Банком России регулярных валютных интервенций в целях воздействия на курс рубля. Политика центрального банка при плавающем курсе состоит в том, чтобы в нормальных условиях не вмешиваться в рыночные процессы и позволить курсу рубля выполнять свою роль «встроенного стабилизатора».

Однако Банк России продолжает внимательно следить за ситуацией на валютном рынке и может проводить операции с иностранной валютой (в том числе на возвратной основе) в целях поддержания финансовой стабильности.

В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику обменного курса, которая может привести к формированию устойчивых девальвационных ожиданий, повышенному спросу на наличную иностранную валюту, росту долларизации депозитов и существенному ухудшению финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.

Банк России может проводить операции на валютном рынке и для пополнения международных резервов. Значительный объем международных резервов даст Банку России возможность проводить операции в целях поддержания финансовой стабильности, а также обеспечивать бесперебойное обслуживание внешнего долга в течение нескольких лет даже при сложной экономической ситуации.

Операции по пополнению международных резервов должны проводиться в небольших объемах таким образом, чтобы не оказывать влияние на динамику курса рубля. При принятии решений о покупке иностранной валюты Банк России учитывает динамику курса, состояние российской экономики и платежного баланса.

Раскрытие информации о курсовой политике

Информация о курсовой политике Банка России и факторах, оказывавших влияние на динамику курса рубля, содержится в Докладах о денежно-кредитной политике, Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, Годовых отчетах Банка России. Помимо этого, каждое решение в области курсовой политики сопровождается публикацией пресс—релиза. Также на сайте представлены ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме.

На сайте содержится подробная информация об операциях Банка России на валютном рынке, статистические данные о параметрах и объемах операций («Покупка и продажа иностранной валюты», «Репо в иностранной валюте» и «Валютный своп по предоставлению иностранной валюты»), статистическая информация по валютному рынку и ответы на часто задаваемые вопросы о порядке установления Банком России официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

Инфляционное таргетирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *