Государственная семейная политика 2018

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об Основных направлениях государственной семейной политики (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) В целях формирования идеологии государственной семейной политики в современных социально-экономических условиях п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной семейной политики. 2. Правительству Российской Федерации учитывать Основные направления государственной семейной политики при разработке и проведении социально-экономической политики в Российской Федерации. Считать главными направлениями государственной семейной политики: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений государственной семейной политики, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 14 мая 1996 года N 712 ________________ УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 Основные направления государственной семейной политики (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) I. Введение 1. Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях. 2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. 3. Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, — 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента. Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи — 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка. 4. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица. 5. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. 6. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране. В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем. Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства. 7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций. II. Цель государственной семейной политики 8. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. III. Основные принципы государственной семейной политики 9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки. 10. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. 11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития. 12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности. 13. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 14. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями. 15. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами. 16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. 17. Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование. IV. Основные направления государственной семейной политики 18. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая: а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей; б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд; в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; д) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям; е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений; ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне; з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей; и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов; к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма. 19. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая: а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери; б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам; д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату; е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью. 20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе: а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания; б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет; в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками; д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство; е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. 21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем: а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений; б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних; е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия); ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. V. Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики 22. Для обеспечения постоянно действующего механизма управления необходимо укрепить или создать в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции). 23. Обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи. 24. Обеспечивать своевременную и полную реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе федеральной программы «Дети России», имеющей статус президентской. 25. Создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов. 26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению его соответствия изложенным в Основных направлениях государственной семейной политики принципам</p>

Распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р. В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей.

Справка

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р

  • Распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р в действующей редакции

Концепция разработана Минтрудом России в соответствии с планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждён распоряжением Правительства от 15 октября 2012 года №1916-р и поручением Президента от 4 марта 2014 года №Пр-411ГС (подпункт «а» пункта 1).

Цели Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года (далее – Концепция):

— поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;

— создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;

— повышение качества жизни семей;

— обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.

Основные задачи Концепции:

— развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного осуществления ею своей социальной функции;

— развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

— создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов;

— повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

— содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

— обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

— профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

— повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлечёнными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Реализация Концепции планируется в два этапа (первый этап – 2015–2018 годы, второй этап – 2019–2025 годы) в соответствии с поэтапными планами, утверждаемыми Правительством России.

Целевые индикаторы эффективности реализации Концепции:

— уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Федерации;

— сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями;

— увеличение численности детей в возрасте до трёх лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;

— уменьшение числа разводов;

— увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия;

— сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объёме;

— уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;

— снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мероприятия Концепции планируется реализовывать в рамках средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи, материнства и детства.

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года направлена на развитие на современном этапе основных направлений государственной семейной политики, определённых Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года №712.

Приоритетами государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

Согласно концепции в основу государственной семейной политики в Российской Федерации положены следующие принципы: самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни; равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав, повышение авторитета родительства в семье и обществе; ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребёнка и за сохранение его здоровья; партнёрство семьи и государства, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; дифференцированный подход в предоставлении гарантий по поддержанию достойного уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи нуждающимся в ней семьям, в особенности отнесённым к группам социального риска; равный доступ к социальным услугам для всех семей.

К основным задачам относятся:

– развитие экономической самостоятельности семьи, создание условий для гармоничного совмещения семейных обязанностей, профессионального обучения и экономической активности родителей;

– развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

– создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов;

– повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

– содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

– обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

– профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

– повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлечёнными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

— В целях формирования у детей и подростков духовно-нравственных ценностей и подготовки их к семейной жизни концепцией предусмотрена разработка и внедрение образовательных программ подготовки молодёжи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения к репродуктивному здоровью и поведению.

Для развития экономической самостоятельности семьи, в том числе путём создания условий для гармоничного совмещения родителями семейных обязанностей, профессионального обучения и экономической активности, предусматривается осуществление мер по удовлетворению потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования, в первую очередь в услугах по уходу и присмотру за детьми до трёх лет, развитию вариативных форм временного присмотра и ухода за детьми, по созданию необходимой инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественного дополнительного образования и досуга для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Дальнейшее развитие получит механизм оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям на основании социального контракта.

Значительная роль в оказании услуг семьям с детьми в рамках концепции отводится проектам государственно-частного партнёрства, в том числе по созданию благоприятных условий для совмещения многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

Совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматривается реализация мероприятий по совершенствованию институтов системы профилактики семейного неблагополучия и поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе в части создания системы ранней помощи и сопровождения семей, развития сети учреждений, оказывающих необходимые услуги семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, реализации комплекса мер, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми.

Реализация концепции будет осуществляться в два этапа (первый этап – 2015–2018 годы и второй этап – 2019–2025 годы) в соответствии с поэтапными планами реализации концепции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Государственная семейная политика 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *