Форма разъяснения субъекту персональных данных последствий отказа

Составление отказа от предоставления персональных данных необходимо в случае, когда гражданин не имеет желания давать кому-либо личную информацию.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк отказа от предоставления персональных данных .docСкачать образец отказа от предоставления персональных данных .doc

Что относится к персональным данным

Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.

Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.

Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.

Куда требуется предоставлять персональные данные

Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением. Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д.

Отказ от предоставления персональных данных

По большому счету, согласие на предоставление персональных данных требуется только в отношении специальных и биометрических сведений. Если говорить проще, общедоступная информация, т.е. информация из паспорта, ИНН, СНИЛС, может использоваться совершенно свободно, конечно, в рамках закона и без нарушения этических и моральных норм.

А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п. очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.

В соответствии с законодательством РФ, любой человек имеет полное право отказаться от предоставления подобного рода информации, если считает, что она может привести к ущемлению его прав и интересов или даже вовсе без объяснения причин. Никакого наказания за такой отказ не предусмотрено.

И даже если представитель какого-либо учреждения требует предоставления таких сведений, угрожая отказом в предоставлении необходимых услуг (образовательных, медицинских и т.д.), его действия легко можно обжаловать как на уровне руководства, так и в прокуратуре или суде.

Единственное, что нужно помнить, что при обращении в различные муниципальные и бюджетные структуры, а также при трудоустройстве существует установленный законом перечень документов, а значит и персональных сведений, без которых заключение договоров (гражданско-правовых, трудовых и т.д.) будет просто-напросто невозможно.

Если есть сомнения в том, что работник той или иной организации требует документы сверх установленного законом списка, следует обратиться за разъяснениями к юристам или ознакомиться с соответствующими статьями российского законодательства.

С того момента, как персональные данные попадают во «вторые» руки, вся ответственность за их огласку возлагается на того, кто их получил.

При этом закон в отношении лиц, разгласивших чью-либо личную информацию довольно суров – он предусматривает наказание, начиная от крупного административного штрафа и вплоть до возбуждения уголовных дел.

Как написать отказ

В том случае, если перед вами встала необходимость по составлению отказа от предоставления персональных данных, а вы не знаете, как сделать это правильно и без ошибок, прочитайте расположенные ниже рекомендации и посмотрите пример – на его основе у вас без особых усилий получится сформировать собственный документ.

Прежде всего, дадим общую информацию, которая касается всех подобного рода бумаг. Сейчас единого стандарта такого отказа нет, что фактически обозначает то, что писать его разрешается в свободной форме. Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри учреждения шаблону документа, если конечно, таковой имеет место быть.

Для отказа подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А5 или А4) или фирменный бланк (как правило, если такое требование устанавливается внутри компании). Отказ допустимо набирать на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием), либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность этот фактор будет иметь значение.

Отказ нужно делать в двух одинаковых экземплярах, один из которых следует передать адресату, второй – оставить у себя, предварительно заручившись на нем отметкой о вручении копии представителю учреждения.

Образец отказа от предоставления персональных данных

По своему составу отказ должен отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:

  • должность, ФИО руководителя;
  • наименование организации;
  • ФИО автора отказа;
  • его паспортные и контактные данные (для связи).

Это будет «шапка» документа, которая всегда расположена вверху бланка, слева или справа.

В основной части следует обозначить:

  • свое несогласие с предоставлением персональных данных;
  • обоснование отказа (здесь нужно сослаться на норму закона или Конституции РФ, которые в равной степени дают такое право);
  • если вы были ознакомлены с последствием своего отказа, об этом следует сделать соответствующую отметку;
  • также дать отметку о том, что за вами остается возможность обжаловать возможные санкции в суде.

Остальную информацию можно вносить в зависимости от потребностей и индивидуальных обстоятельств.

Бланк должен быть обязательно датирован и подписан тем, кто его составил – без его автографа он не обретет законного статуса.

Приложение N 6

УТВЕРЖДЕНА приказом Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2015 г. N ММВ-7-4/165@ Типовая форма разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные В соответствии со статьями 26, 42 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2013, N 19, ст. 2326; N 27, ст. ст. 3462, 3477), Положением о персональных данных федерального государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2242; 2008, N 43, ст. 4921; 2014, N 27, ст. 3754), статьями 65, 86 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2013, N 19, ст. 2326; N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6918), определен перечень персональных данных, который субъект персональных данных обязан предоставить в связи с поступлением или прохождением государственной гражданской службы (работы). Без представления субъектом персональных данных обязательных для заключения служебного контракта (трудового договора) сведений служебный контракт (трудовой договор) не может быть заключен. На основании пункта 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2013, N 14, ст. 1665; 2015, N 1, ст. 62), пункта 11 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2014, N 14, ст. 1547; N 26, ст. 3405) служебный контракт (трудовой договор) прекращается вследствие нарушения установленных обязательных правил его заключения, если это нарушение исключает возможность замещения должности (продолжения работы). Мне, _____________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество) разъяснены юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

Приложение N 2
к приказу Федеральной таможенной службы
от 7 июля 2014 г. N 1309

ТИПОВАЯ ФОРМА разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные Мне, ______________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество полностью) разъяснены юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные уполномоченным лицам ____________________________________________ ________________________________________________________________________ (наименование таможенного органа Российской Федерации, организации, находящейся в ведении ФТС России, представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве) Я предупрежден(а), что в случае отказа предоставления своих персональных данных ___________________________________________________ ________________________________________________________________________ (наименование таможенного органа Российской Федерации, организации, находящейся в ведении ФТС России, представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве) не сможет осуществлять обработку персональных данных. Мне известно, что __________________________________________________ ________________________________________________________________________ (наименование таможенного органа Российской Федерации, организации, находящейся в ведении ФТС России, представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве) для осуществления и выполнения функций, полномочий и обязанностей в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

А как привлечь к ответственности чиновника и обязать

его предоставить информацию?…

Вариант получения необходимой информации

Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает свободу получения информации, российские чиновники, владеющие этой информацией, как правило, не спешат с ее предоставлением своим согражданам.

Автор данной статьи предлагает читателям «ДА» такой способ решения данной проблемы, как обращение в прокуратуру.

Конституция РФ, закрепляя основные принципы общественных отношений в области информатизации, установила свободное перемещение информационных ресурсов, услуг, технологий и средств их обеспечения (ч.1 ст.8, ч.2 ст.24, ч.4 ст.29 Конституции РФ). Информация выступает объектом гражданских прав, а такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (ст.ст.128, 129 ГК РФ). При этом законодатель, сохраняя приверженность положению ч.3 ст.55 Конституции РФ о соразмерности ограничения прав и свобод человека строго определенным целям, указывает на уровень нормативного акта, посредством которого возможны подобные ограничения, — только закон!

Базовым законом, регулирующим общественные отношения в области информации, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.). В соответствии со ст.14 указанного Закона ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п.1). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию лиц, которых она касается (п.2).

Иными словами, отказать в предоставлении информации (в том числе документированной!) чиновник районной администрации или служащий судебного учреждения вправе лишь по основаниям, прямо указанным в нормах федерального закона.

Например, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) в ст.5 организовывает доступ к информации, составляющей государственную тайну.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) устанавливаете ст. 7 ограничение на предоставление информации о регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Статья 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) ограничивает свободу средств массовой информации в интересах общества и отдельных граждан провозглашенную Конституцией РФ.

В то же время государство (в лице должностных лиц органов исполнительной, законодательной и судебной власти!) гарантирует предоставление гражданам своевременно и в полном объеме всей интересующей их информации: о себе, т. е. о государстве, о самом гражданине, которого информация интересует, об окружающем его мире. Это правило! Отказ в предоставлении информации всегда нужно оценивать в свете норм федерального закона: допускает ли он ограничение в ее предоставлении, т. е. дает ли право ее владельцу поступить по своему уразумению.

В подтверждение этой мысли сошлюсь на мнение судей Конституционного Суда РФ, высказанное ими в п.2 Определения КС РФ от 12 мая 2003 г. № 173-О по жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями ст.ст.47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем, как уже говорилось, не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты».

При отказе в предоставлении информации требуйте от «ответственных» служащих мотивированный и по возможности письменный ответ со ссылками на нормы федерального закона. Этот ответ в дальнейшем может стать приложением к жалобе в суд или в прокуратуру.

О судебном обжаловании подобных действий должностных лиц «ДА» на своих страницах рассказывал не один раз и достаточно подробно. Безусловно, обращение в суд — для большинства граждан основной и, пожалуй, самый распространенный способ восстановления своих прав. Но я хочу предложить читателям «ДА» еще один, в достаточной степени проверенный способ — обращение в органы Прокуратуры.

Являясь универсальным органом надзора, прокуратура России призвана следить за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами федеральной и местной власти, всеми должностными лицами администрацией, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Согласно ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2005 г.) предметом надзора прокурора (читай: его трудовой деятельности) является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Обращаясь к районному прокурору с жалобой в порядке ст.ст.25-28 вышеназванного Закона, вы должны требовать от него проведения прокурорской проверки по факту отказа в предоставлении вам информации и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования (внесения протеста, представления!). Прокурор не вправе оставить ваше обращение без рассмотрения, либо переадресовать его в тот орган или тому должностному лицу, действия которого вы обжалуете, — в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурорам это делать запрещено.

Следует признать, что прокурор, получив вашу жалобу на действия местного чиновника, вряд ли загорится желанием активно начать борьбу с нарушителями закона. Однако последовательно и непрерывно обжалуя действия этого прокурора вышестоящему прокурору, вы добьетесь вначале исполнения своих обязанностей вышестоящим прокурором, а затем и нерадивым чиновником.

Еще одно направление вашего «удара» — сообщение в прокуратуру о совершенном в отношении вас преступлении. Согласно ст.140 УК РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающий права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам гражданина, является уголовным преступлением. Преимущества этого варианта решения проблемы налицо: 3-суточный срок рассмотрения (ст.144 УПК РФ), реальная угроза уголовного преследования нарушителя закона и; как следствие, внезапно появляющееся у него желание исправить ошибку. При хорошем «раскладе» семейный бюджет вашего обидчика за отказ, например, в предоставлении сведений о движении вашей очереди на получение жилья, может сократиться на 200 тыс. рублей!

Форма обращения к прокурору о привлечении лица, неправомерно отказавшего вам в предоставлении информации, к уголовной ответственности законом не установлена, но как показывает практика уголовного судопроизводства, в целях получения положительного результата при составлении такого обращения нужно соблюдать 3 несложных правила.

1. Заявление прокурору должно быть кратким, с четко поставленным вопросом и без излишне подробного изложения предыстории его возникновения. Лучше, если заявление будет не в рукописном, а отпечатанном варианте.

2. Подаваемый документ обязательно должен называться: «Заявление о возбуждении уголовного дела».

3. В заявлении необходимо указать конкретные нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, чтобы быть понятым юристом.

Для примера предлагаю читателям вариант такого заявления:

Прокурору города от ,,. ,

ЗАЯВЛЕНИЕ

о возбуждении уголовного дела

22 октября 2005 г. я обратился на имя главы администрации города с заявлением о предоставлении сведений по поводу движения моей очереди на получение жилплощади (с 1968 г. я нахожусь в общегородской очереди без видимых признаков ее движения — на момент постановки в очередь мой номер был 999, на 01.01.75г. — 1202, на 01.01.00г. — 1702, на 01.01.05г. — 2345).

В указанном Заявлении я просил главу администрации предоставить мне нижеследующие сведения (документированную информацию):

— количество предоставленных администрацией города квартир за период с 2000 г. по 2005 г.;

— количество квартир, полученных администрацией города в ходе инвестиционного строительства (по договорам долевого участия), а также распоряжения главы администрации о предоставлении квартир очередникам;

— протоколы заседаний жилищной комиссии о предоставлении квартир очередникам (два протокола за каждый текущий год!);

— размер, сроки и использование денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на строительство (приобретение) жилья жителям г. __ .

Письменным уведомлением главы администрации города от 01.01.06 г. в предоставлении интересующей информации мне было отказано, поскольку она, как было указано в уведомлении, «затрагивает права и свободы других лиц, в т. ч. впереди стоящих.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6,7, 37, 140, 144 УПК РФ, ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прошу Вас возбудить уголовное дело в отношении главы администрации города по признакам преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ.

___________________ подпись

___________________ дата

Конечно, ожидать привлечения к уголовной ответственности должностного лица органа местной власти по вашему заявлению все же не стоит. По крайней мере, мне такие случаи в уголовной практике не известны. Однако, как показывает мой личный опыт, заставить чиновника-нарушителя подчиниться закону таким путем вполне реально.

В частности, мое заявление прокурору г. Санкт-Петербурга о возбуждении уголовного дела в отношении главы администрации Фрунзенского района в связи с отказом предоставить мне по адвокатскому запросу сведения о правовом статусе жилой комнаты, необходимые для разрешения в судебном порядке спора по иску моей доверительницы, возымело действие. По результатам его рассмотрения прокуратурой Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга в адрес главы администрации данного района было внесено представление в связи с нарушением им требований ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской федерации» (в ред. от 20 декабря 2004 г.), регламентирующей право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, и обязывающей указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, выдать адвокату запрошенные им документы или заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

Александр РОМАНОВ, юрист

Тел.: 8-921-390-02-62

Тел./факс: 7(812)713-42-76

В заключение хочу привести выдержку из Присяги российского прокурора и следователя (ст.40.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

— свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

— непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

— активно защищать интересы личности, общества и государству;

— чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей».

Форма разъяснения субъекту персональных данных последствий отказа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *