Цели урока:
- Сформировать у студентов технологические знания, о том, что эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом человеческих факторов.
- Объяснить, что в понятие — эргономичность вкладывается целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Средства обучения – схемы, иллюстративный материал
Тип урока — изучение нового материала
Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.
Оптимизация — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
Основные эргономические требования к оборудованию – рассмотреть СЧМС на рисунке
(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)
Комментарий к требованиям и рисунку:
— Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» — «сидя».
— Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».
— Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.
— Органы управления следует размещать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).
— Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.
— Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.
— Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.
— Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения — 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.
Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример – оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.
Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.
Эргономические свойства – свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.
2.2 Факторы, определяющие эргономические требования
Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисциплинарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, преследуя, достигая в эргономических рекомендациях синтеза человеческого и технического аспектов.
В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.
Ближайшие для эргономики отрасли науки:
- инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);
- психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);
- физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);
- гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).
В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой — приспособление человека к условиям труда.
Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы обусловливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.
Психологичесние факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Базовыми для эргономики являются психологические моменты, связанные, прежде всего, с психологией труда. Основные среди них следующие:
- психологические особенности личности;
- психологические особенности внимания;
- роль психологического климата в коллективе.
Особое внимание уделяется восприятию окружающей среды, которое представляет собой многоуровневый психофизиологический процесс.
Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности.
Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.). К основным психологическим особенностям личности относятся:
- мировоззрение, т.е, система вилядов на окружающие явления в природе и обществе;
- интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);
- черты характера личности, т.е, совокупность стержневых психологических свойств, накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность, добросовестность, нерешительность и пр.);
- способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;
- сила нервной cистемы (ее работоспособность) и тип нервной системы личности (меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик), который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.
Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами.
Организация эргономики рабочих мест и процессов является одной из основных задач в деятельности специалиста по организации процессов.
Рабочее место – это пространственный участок в рабочей системе, на котором выполняются рабочие задания.
При организации эргономики рабочего места должны выполняться требования экономичности, эргономичности и гуманности. Правильно организованные рабочие места гарантирует:
- экономически выгодные объемы производства (количество);
- достаточное качество;
- незначительные накладные затраты;
- нагрузку и напряженность труда, которую может перенести работник;
- выполнение правил техники безопасности.
Антропометрия – это наука, которая занимается пропорциями и использованием размеров тела человека. Наглядно определять, а затем и использовать соответствующие размеры тела человека можно с помощью большого количество предлагаемых таблиц. В рамках организации рабочего места преследуется цель оптимального пространственного и форменного приспособления элементов рабочего места к работнику.
Приспособление рабочего места к человеку требует, прежде всего, учета размеров человеческого тела при расчете размеров рабочего места. Поскольку размеры тела различных людей могут значительно отличатся, рабочее место должно проектироваться для определенного диапазона габаритов, а не для размера тела отдельного человека.
Размеры тела в состоянии покоя и движения определяются длинной костей, силой мышц и тканей, а также формой и механикой суставов. Для организации рабочего места необходимо знать длину важнейших частей тела и величину пространства движения рук и ног.
Наряду со средними значениями в большинстве случаев указывается, как правило, и на так называемые значения перцентилей (термин в антропометрии). Значение перцентиля указывает на то, какой процент людей в определенной группе населения – по отношению к определенному размеру тела – обладает большими или меньшими размерами, чем заданное значение.
Размеры и пропорции тела различны у разных людей. Средний рост европейских женщин в возрасте от 26 до 40 лет составляет около 163 см, мужчин в том же возрасте – около 175 см. Однако нельзя ориентироваться только на средние значения при организации трудового процесса, так как людям большого и малого роста также необходимы хорошие условия труда.
Среднее арифметическое значение размеров тела можно использовать для организации эргономики рабочего места только при условии, что отклонения от этого среднего значения вверх или вниз обладают соответственно таким же воздействием на человека. Однако, зачастую это не так. К примеру, высота сидения стула ориентирована на расстояние между полом и нижней частью бедра, то есть на длину голени со стопой.
Увеличение высоты стула для большинства людей более неприятно, чем уменьшение его высоты на такую же величину. Поэтому при установлении высоты сидения должны, прежде всего, принимаются во внимание люди с более короткими ногами. «Внутренние размеры», например, пространство для колен под эксцентриковым прессом, должны быть ориентированы, напротив, на длинноногих людей.
На рабочем месте рассматривают, в основном, положения стоя и сидя, но существует также положения: лежа, стоя на коленях и сидя на корточках. Для всех положений тела существуют разные позиции, т.е. вариации положения тела (например, можно стоять, наклонившись вперед или нагнувшись). Целесообразность одного или другого положения тела необходимо рассматривать с двух сторон:
- с точки зрения рабочего задания и
- с точки зрения нагрузки на рабочего.
Сначала принимают решение о положении тела, исходя из рабочего задания. Какое положение тела является более подходящим: там, где необходимы размашистые движения тела и рук, или где надо прилагать значительную мышечную силу, предпочтительна работа, в положении стоя, так как при помощи движений и массы тела работа может быть облегчена. С другой стороны, существует большое количество работ, которые требуют спокойных движений и точного наблюдения, и поэтому должны выполняться только сидя.
Рассматривая с психологической точки зрения, положение сидя должно быть предпочтительнее положению стоя, потому что в положении сидя нагрузка меньше. В положении стоя в ногах собирается кровь, нарушается циркуляции крови, что может вызвать варикозное расширение вен. В то же время, при длительном нахождении в положении сидя могут возникнуть явления застоя крови в области таза и расстройства пищеварения.
Оптимальное решение состоит в том, что если рабочее задание позволяет, работник должен по своему усмотрению, согласно рабочему процессу, изменять свое положение (сидя, стоя). Фактически, существует целый ряд работ, которые могут выполняться как сидя, так и стоя. Это особенно распространено при однообразной деятельности, которая, однако, требует значительной степени внимания, поскольку изменение положения тела способствует концентрации внимания.
На рабочих местах для работы и сидя, и стоя, рабочая высота ориентируется на положение стоя. Для уменьшения разницы считается, что высота сидения должна быть увеличена на 40 — 45см, это означает, что необходима еще специальная подставка для ног, которая дает дополнительное пространство для движения ног. Чтобы обеспечить использование этой возможности смены положения, необходимо следить за тем, чтобы глаза и ладони находились на одном уровне при обоих положениях, а стул был легко подвижен.
Если рабочее задание создает предпосылки для работы сидя, следует позаботиться, чтобы каждый сотрудник мог безопасно работать, с минимально возможной утомляемостью и с максимально возможными удобствами. При неправильных размерах рабочего места подвергаются нагрузке особенно мышцы шеи, плечевого пояса и спины, что неправильно с точки зрения эргономики. Указанные ниже размеры такие как «рабочая высота», «высота сидения» и «пространство захвата» тесно связаны между собой и поэтому всегда должны рассматриваться вместе.
Рабочая высота — это та высота, на которой должны находиться обрабатываемые или наблюдаемые предметы труда. В положении сидя оно измеряется от поверхности сидения. Рабочая высота не идентифицируется просто с высотой стола, так как в некоторых случаях необходимо учитывать высоту приспособлений и устройств, при помощи которых выполняется работа. При этом высота стола должна выбираться соответственно ниже или, при заданной высоте стола, высота сидения должна выбираться выше. При определении рабочей высоты важную роль играет вид работ. При точных работах рабочая высота определяется, прежде всего, уровнем глаз над высотой сидения, наклоном взгляда или удаленностью зрительного восприятия. При сборочных работах или работе на станках должен быть найден компромисс между зрительными условиями и удобным положением рук (верхнее предплечье должно быть максимально вертикально опущено).
Нормальный рабочий стол должен давать работнику возможность опереть верхнюю часть тела, не наклоняясь далеко вперед. При работах более грубого характера с ярко выраженной динамикой важна свобода движения рук. Та же рабочая высота касается и машинописных работ (средняя высота клавиатуры). Высота между поверхностью стола и поверхностью сидения ограничена высотой бедер.
Эффективная высота сидения – это высота от поверхности опоры для ног до поверхности сидения. В любом случае она должна быть изменяемой, так как рабочая высота (например, у станков) зачастую является неизменной. Необходимым для этого регулирования является диапазон от 38-51 см.
Пространство захвата. Пространство над поверхностью стола, которое без труда можно охватить руками, ограничено индивидуальной длиной рук и называется пространством захвата. Не все зоны этого пространства одинаково удобны для манипулирования. Строение суставов обусловливает более или менее благоприятные траектории движения.
Рабочее пространство для ног. Положение опоры для ног регулируется индивидуально. Ножные переключатели, которые приводятся в движение пятками, лучше всего располагать под центром работы кистей рук. Педали, которые приводятся в движение носком ноги, лучше располагать перед человеком так чтобы пятка могла стоять на расстоянии 14-18см. перед невидимым перпендикуляром, проходящим через центр работы.
Ниже представлена эргономика рабочего места по инструкции Apple.
УДК 37.0+371
Окулова Лариса Петровна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры финансов, учета и управления Филиала ФГБОУ ВПО Удмуртского государственного университета в г. Воткинске, lokulova@ya.ru, Воткинск
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИя К ДИДАКТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ
обучения в целях создания комфортной учебной среды
Аннотация: в статье рассматривается проблема создания благоприятной учебной среды для субъектов образовательного процесса: педагога и ученика. Данный процесс реализуется на основе дидактических средств обучения с учетом эргономических требований. Обозначены главные эргономические требования к средствам обучения. Определены дидактические средства обучения для обеспечения эргономических требований в учебных заведениях. Рассмотрены психологические и физиологические особенности учеников при использовании наглядных и визуальных средств обучения. Обосновано создание и внедрение новейших средств обучения и информационных технологий. Аргументирована автоматизация учебного процесса, ускоряющая и интенсифицирующая его. Исследованы эргономические требования к учебнику, как основной учебной книге.
Ключевые слова: педагогическая эргономика, эргономизация образования, эргономические требования, комфортная учебная среда.
Okulova Larisa Petrovna
ERGONOMIC REQUIREMENTS FOR DIDACTIC MEANS TRAINING FOR COMFORT OF LEARNING ENVIRONMENT
В условиях информатизации и компьютеризации системы образования обязательным элементом обеспечения учебного процесса наряду с содержанием образования, становятся средства обучения (дидактические средства). Сущность, принципы и роль средств обучения исследовали в своих трудах: Л. В. Занков, Л. С. Выготский, Л. П. Прессман, П. И. Пидкасистый и другие. Под средствами обучения (дидактические средства) понимают объекты, являющиеся источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, решения воспитатель-
ных задач. В рамках эргономических требований к дидактическим средствам следует относить средства, которые развивают сенсомоторные стимулы, влияют на органы чувств учеников, и облегчают им познание мира и обеспечивают успешность, комфортность и безопасность учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, актуализируется проблема освоения эргономических требований, способных влиять на эффективность, успешность и комфортность применяемых средств обучения педагогами и обучающимися. Под эргономичностью средств обучения будем понимать свойства средств
обучения, повышающие эффективность учебной деятельности в зависимости от степени их соответствия психологическим и физиологическим особенностям ученика .
Одним из важнейших дидактических принципов обучения, способным повысить эффективность и комфортность процесса обучения, является наглядность. В процессе обучения принцип наглядности применяли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский . Рассмотрим психологические и физиологические особенности учеников при использовании средств наглядности в учебном процессе. Усвоение знаний является целостным процессом. Все его элементы взаимосвязаны, и пренебрежение или недооценка одного из них отрицательно сказывается на конечном результате — качестве усвоения знаний. Усвоение информации начинается с ее восприятия. Так ещё Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко считали, что у младших школьников восприятие хорошо развито . Они различают цвет, форму, величину предметов, их расположение в пространстве, могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета. Однако, для учащихся 1-2 классов характерна слабая дифференциация при восприятии подобных объектов. Иногда они не различают похожие по изображению цифры (6 и 9), буквы (3 и Б), часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Чтобы воспринять предмет, они должны прикоснуться к нему. Поэтому успешности восприятия свойственны интерес, яркость и четкость исследуемого предмета. В таких условиях меняется роль ученика. Учебная информация растёт в геометрической прогрессии, а психологические и физиологические возможности ученика для её усвоения ограничены. Ещё Л.С. Выготский выделил два уровня развития возможностей ученика: зона актуального развития и зона ближайшего развития. Можно считать, что уровнем актуального развития ребенка первого класса является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная и словесно-логическая умственная деятельность — зоной ближайшего развития.
В процессе обучения начальных классов, особенно первого, прослеживается четкая последовательность в использовании средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к постепенному переходу к действиям с плоскостным дидактическим материалом (наглядные картинки) и, наконец, к абстрактным предметам (геометрические фигуры, знаковые модели и т.п.). Тем самым, наглядный материал непосредственно воздействует на органы чувств, формирует образ восприятия. В его создании участвуют не только ощущение, но и память, мышление, опыт. Ученик не только определяет, но и активно действует, сравнивает, осмысливает, понимает, поэтому формирование наглядного образа становится познавательным процессом. На восприятие влияют особенности личности, т.е. ученики воспринимают внешнюю среду, учитывая свои потребности, интересы и т.п. Именно средства наглядности наиболее полно отражают действительность, социализируют ученика.
Современными психологами М. В. Боду-новым, Э. А. Голубевой, А. И. Крупновым,
B. А. Петровским, В. М. Русаловым и другими доказано, что наглядность не только способствует глубокому освоению таких психических процессов, как восприятие, запоминание, мышление, но и на их основе помогает активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в суть объекта изучения.
Современные физиологические концепции объясняют механизмы познавательной деятельности ученика при использовании наглядного материала. В этой связи показателен опыт педагогов-новаторов. Интенсификацию обучения на основе принципа наглядности изучают В. Ф. Шаталов,
C. Д. Шевченко. Ряд учёных (И. М. Чередов, С. Ю. Курганов, В. К. Дьяченко, А. Б. Резник, Н. П. Гузик) анализируют совершенствование форм организации и средств обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке. И. П. Волков справедливо считает, что использование наглядных средств обучения обеспечит индивидуализацию обучения.
Сегодня мы наблюдаем, что мозг школьника не справляется с поступающей информацией, тем самым, снижается эффективность обучения. Процесс обучения в значительной степени детерминирован
образованием временных связей в коре полушарий головного мозга. Именно наблюдение, подкрепленное словесным объяснением, активизирует процесс восприятия у ученика и ускоряет образование соответствующих нервных связей. Устойчивость впечатлений у учеников зависит от многих факторов: наглядных пособий, методики их применения, уровня подготовки учащихся к восприятию объекта. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что процесс воспоминания связан с активизацией тех же нейронов, которые реагировали на воздействие существующего объекта. Мозг словно ищет и восстанавливает ранее воспринятые сигналы. Так образуется мысленный образ предмета при отсутствии непосредственного контакта с ним. Поэтому при использовании на уроке мультимедиа ученик сначала начинает вспоминать визуальный ряд знаний прошлого, что позволяет ему быстрее и успешнее анализировать и адаптировать поступающую информацию, приспосабливаться к новым условиям.
Для эффективного применения средств обучения необходимо знание учителем закономерностей процессов возбуждения и торможения. При изложении учебного материала следует избегать однообразных раздражителей. Так, использование на учебных занятиях однотипной наглядности приводит к торможению, что препятствует образованию новых временных нейрофизиологических связей, необходимых для усвоения знаний. Слишком яркие демонстрации, используемые для того, чтобы активизировать учащихся, могут вызвать чрезмерное возбуждение, которое препятствует усвоению урока. Практика показывает, что применение на уроках средств наглядности помогает привлечь к процессу восприятия все анализаторы — слуховые, зрительные, двигательные и прочие. Чем больше анализаторов задействовано, тем лучше усваивается материал предмета. Если на анализаторы одновременно действуют различные свойства предмета, то, с точки зрения физиологии, следует говорить о влиянии комплексного раздражителя. При этом образуются временные связи между соответствующими группами нервных клеток в коре больших полушарий головного мозга, что позволяет организму реагировать на предмет как
целое. Итак, совместная работа различных анализаторов является важным условием целостного восприятия. Совместное действие анализаторов обеспечивает отражение не только свойств предметов, но и сложных связей между явлениями.
Таким образом, средства обучения вместе с живым словом педагога являются важным компонентом учебно-воспитательного процесса и обязательным элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Они существенно повышают действенность других элементов процесса обучения — цели, содержания, форм и методов.
От дидактической концепции, цели, содержания, методов и условий образовательного процесса зависит выбор педагогом средств обучения. Современный педагог из всей типологии средств обучения использует, в том числе, печатные и электронные образовательные ресурсы. Главным средством обучения по-прежнему остаётся учебник, как активно используемое визуальное средство. Это официально признанная основная учебная книга, в которой систематически изложены учебный предмет или его части в соответствии с программой. Ученики пользуются им под руководством педагога, как на учебном занятии, так и при выполнении домашних заданий. Наряду с печатным учебником в учебную среду активно входит электронный учебник. Он способен формировать определенные общеобразовательные научные знания, умения и навыки, способствует развитию личности. В электронном учебнике представлена научно достоверная и современная информация. Ее приводят с учетом основных принципов дидактики, как систематичность, последовательность, преемственность, наглядность, усвояемость. Учебная информация в нём предлагается в проблемном изложении материала с критическим его осмыслением, но при этом придерживается оптимального соотношения между научностью и доступностью.
Для формирования эмоционально-чувственного отношения к явлениям реальной жизни в электронном учебнике помещают материалы, способные вызвать эмоции с учетом психически возрастных особенностей учеников. Учебник не только предоставляет информацию, но и руководит познавательной деятельностью ученика. Ос-
новной функцией электронного учебника, как визуального средства обучения, является демонстрация явлений и процессов, улучшение восприятия информации и стимулирования учебной деятельности.
С целью повышения эффективности и комфортности обучения педагоги самостоятельно разрабатывают и используют электронные учебники. На наш взгляд, при создании педагогом электронного учебника следует учитывать следующие принципы:
— коммуникативность — способность обеспечить диалог ученика с книгой;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— комплиментарность — возможность его дополнения дополнительными средствами обучения;
— моделирование — построение модели как средства получения необходимого знания об объекте или явлении, которое изучается;
— автономность, что позволяет рассматривать учебник как самодостаточную систему.
Структурными составляющими такой книги является текст (основной, дополнительный, объяснение) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки). В электронном учебнике педагог может использовать тексты следующих видов:
а) основные, содержащие основной теоретический материал для усвоения, они, в свою очередь, делятся на: теоретические и инструментально-практические;
б) дополнительные, которые охватывают интересную развивающую информацию, их подают в виде пословиц или поговорок;
в) объяснительные, содержащие необходимый дополнительный материал, непосредственно связанный с основным текстом.
На наш взгляд, в процессе обучения на учеников эффективно воздействуют современные аудиовизуальные (экранно-зву-ковые) и мультимедийные (компьютер с подключенными к нему аудио — и видеотехническими устройствами) средства обучения. Мультимедиатехнология имеет большие перспективы в педагогике, поскольку позволяет обеспечить автоматизацию интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса . Поэтому в школах внедряют новейшие средства обучения и информационные технологии. При этом меняется их роль: от вспомогательной и иллюстративной деятельности информацион-
ные технологии переходят к организации и определению направлений деятельности педагога. Он выбирает соответствующие средства обучения, продумывает, как их совместить с помощью интерактивных методов, подбирает стратегию обучения, адекватную поставленной цели, согласовывает всё это с педагогическими технологиями, которые он использует. Но, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно видоизменяются и предлагают широкий спектр возможностей для ученика и педагога, целесообразно рассмотрение новых средств обучения.
Нам представляется, что создание новых средств обучения основывается на следующих дополнительных принципах:
— эргономических (безопасности, психофизиологической адаптивности, надежности, комфорта, хронометрического соответствия и эстетичности);
— организационно-производственных (технологичности, унификации и стандартизации, экономичности, непрерывного управления качеством);
— прогностических (анализ научно-технических достижений в области разработки средств обучения).
С эргономической точки зрения важны знание и использование общих и специальных педагогико-эргономических требований к средствам обучения (экранно-звуковых, печатных, натуральных объектов, моделей, приборов и т. д.) . Особенно значимы они при самостоятельном изготовлении педагогом дидактических средств обучения (таблиц, стендов, раздаточного материала и др.) и их использовании в учебном процессе. Например, с помощью средств обучения можно формировать определенные общеобразовательные и политехнические знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся, а также определить соответствуют ли они антропометрическим, физиологическим и психическим особенностям учеников. Поэтому главной задачей педагога становится предоставление информации, передаваемой с помощью средств обучения, научно достоверной, обоснованной, соответствующей современному уровню науки, изучаемого содержания программы и учебника, возрастным особенностям, уровню подготовки учеников, доступной
для детей конкретного возраста, их знаний, умений и навыков.
С эргономических позиций средства обучения должны быть пригодными для использования в современных информационно-коммуникационных технологиях и формах обучения, органично сочетаться с другими учебными методами. Так, в педагогико-эр-гономических требованиях к средствам обучения отражено, что размеры, форма, яркость, контрастность, цвет и расположение объектов наблюдения в средствах обучения должны соответствовать возможностям органов зрения учащихся, а характеристики звуковой информации (контраст, громкость сигнала и шума, продолжительность звукового сигнала, темп подачи, понятность языка) — возможностям органов слуха, физическим возможностям учащихся и учителя . Таким образом, средства обучения должны быть наглядными, активизировать внимание учащихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. При необходимости они должны сопровождаться методическими указаниями по их использованию.
Отметим главные эргономические требования к средствам обучения. Информация, передаваемая с их помощью, должна быть научно достоверной и соответствовать современному состоянию науки. При этом
содержание, объем, и глубина заложенной информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. Используемый метод обучения должен быть согласованным с возрастными особенностями и уровнем подготовки учеников. Он должен быть наглядным, активизировать внимание учащихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. Средство обучения следует обеспечивать методическими указаниями по его использованию.
Таким образом, рассмотренные эргономические требования обеспечат комфортные и безопасные для здоровья учеников условия обучения и воспитания, и будут способствовать повышению их работоспособности, активному психофизиологическому развитию и производительности обучения.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
2. Окулова Л. П. Педагогическая эргономика: монография. — М. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. — 200 с.
3. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения. — СПб., М: Крисмас+, ИОСО РАО, 2000 — 64 с.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. -Т. 10. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. — 390 с.
Принцип эргономических требований — максимум внимания к человеку через конструкцию технического средства и формирование окружающей среды на производство.
Учет эргономических требований при создании техники позволяет наиболее эффективно функционировать системе человек — техника — среда, т. е. при минимальном расходе ресурсов человека (время, уровень физиологического и психологического напряжения, здоровье) получать максимум удовлетворенности содержанием труда. Если не обеспечены наилучшие условия взаимодействия человека с техникой, то вряд ли можно рассчитывать на достижение экономического эффекта. Опыт показал, что до 30 % проектной эффективности техники не реализуется в процессе эксплуатации, если при создании машины не учитывается удобство работающего с ней человека.
Создание нерациональных и неудобных в управлении и обслуживании машин и оборудования влечет за собой серьезные социальные последствия. Трудящиеся, особенно молодежь, неохотно работают на тракторах, станках и других машинах, если не обеспечены нормальные условия для безопасного и привлекательного труда.
Эргономическое обеспечение проектирования включает три этапа:
Обоснование (подбор) эргономических требований.
Реализация эргономических требований на стадии проектирования.
Оценка полноты и правильности реализации этих требований (эргономическая экспертиза и аттестация).
Основными видами эргономических требований являются: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические.
Гигиенические требования определяют соблюдение норм метеорологической среды и микроклимата и ограничивают воздействие отрицательных факторов внешней среды, т. е. удовлетворяют важнейшие биологические потребности организма человека. Область безвредных и безопасных условий деятельности человека можно видеть на рис. 3.30.
Рис. 3.30. Области безопасных условий деятельности человека.
Антропометрические требования определяют соответствие изделия антропометрическим данным человека, размерам и форме человеческого тела. Они определяют также физиологически рациональную позу, способствующую наиболее эффективной деятельности человека.
Физиологические требования определяют соответствие изделия физиологическим свойствам человека, например биохимическим (силовым, скоростным).
Психофизиологические требования определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека (порог слуха, зрения, осязания и т. п.).
Психологические требования определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека: восприятия, памяти, мышления, характеризующих его как существо социальное.
Свойства системы человек — машина — среда определяются структурными, функциональными, энергетическими и информационными взаимодействиями и отношениями и делятся на общие и специфические, существенные и несущественные, необходимые и случайные, совместимые и несовместимые и т. д.
Общие свойства характерны для групп систем и носят межотраслевой характер, частные — для конкретных систем и являются отраслевыми.
Проектировщику для подбора необходимых эргономических требований надо четко представлять весь массив информации. Обращение только к отраслевым стандартам, нормативным и руководящим материалам не является достаточным.
В настоящее время предлагаются различные классификации эргономических требований. Наиболее целесообразной является классификация эргономических требований по иерархическому предметно-функциональному принципу, ГОСТ 20.39.108-85.
Эргономические требования делят на группы: организация системы человек — машина, организация деятельности оператора, технические средства деятельности оператора.
Причем эргономические требования, относящиеся к более низким уровням, таким как «технические средства деятельности», устанавливаются системой ГОСТов, поскольку они определяются более стабильными и консервативными антропометрическими и физиологическими свойствами человека. Такие эргономические требования поддаются количественному описанию, остальные могут быть представлены описательно на качественном уровне.