Шифр страхователя ФСС

Безусловно, мораторий на начисление штрафов за неоплату ресурсов, а также запрет на их принудительное отключение действуют до конца текущего года, однако уже с января жильцам начнут приходить первые уведомления о накопленных за прошедшие месяцы долгах, и погасить их смогут далеко не все.

К сожалению, ни Росстат, ни Минстрой пока не озвучили свои цифры долгов по коммуналке, однако различные источники в СМИ указывают, что просрочки по оплате коммуналки в стране выросли с 800 миллиардов рублей до более одного триллиона, а платежная дисциплина в разных регионах понизилась с 30% до 70%.

Вместе с тем, как сообщил «Финансовой газете» заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин, в Подмосковье ситуация позитивная: если весной сбор с населения за ЖКУ снижался в среднем на 5–15% в зависимости от муниципалитета, то после снятия ограничительных мер наметилась тенденция к постепенному улучшению платежной дисциплины.

‒ Уровень сбора в июне ‒ июле составил уже 96%, при том, что в январе ‒ мае он был 93,3%.

Тем не менее с начала года рост дебиторской задолженности потребителей перед управляющими организациями за коммунальные услуги составил в регионе порядка 8%. Если на начало года задолженность составляла 26,6 миллиарда рублей, то в августе она выросла до 28,8 миллиарда.

Я вижу несколько причин роста. Во-первых, существенное влияние на платежную дисциплину оказал COVID-19 и введение режима самоизоляции жителей. В этот период люди осторожно расходовали денежные средства, подстраховываясь и придерживая накопления на более важные цели. Во-вторых, по объективным причинам была частично приостановлена досудебная и полностью приостановлена судебная работа с должниками.

Еще один фактор, повлиявший на платежную дисциплину, отсутствие у старшего поколения ‒ а как правило, именно оно является наиболее дисциплинированным в части платежей по коммуналке ‒ навыков онлайн-оплаты ЖКУ.

Нам пришлось срочно подстроиться под новые реалии, настроить удобные и понятные пожилым людям дистанционные сервисы оплаты за коммунальные услуги, что, несомненно, поспособствовало сдерживанию падения платежной дисциплины.

Хочу особо отметить, что в сложных эпидемических условиях правительство Московской области пошло людям навстречу, предприняв ряд важных решений, по сдерживанию роста, а в ряде случаев снижению тарифов, несмотря на общероссийский рост тарифов с 1 июля. Так, губернатором региона Андреем Воробьевым был объявлен трехмесячный мораторий на оплату взносов в Фонд капремонта, пени на просрочки за коммуналку в этот период не начислялись.

Кроме этого, с 1 июля почти для одного миллиона жителей Подмосковья тарифы на основные коммунальные услуги, такие как теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, были снижены в пределах 1‒ 22% в зависимости от муниципалитета, а еще в 21 городском округе тарифы остались без изменений.

Помимо того, на прежнем уровне остались тарифы на вывоз мусора, взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, которые, кстати, не меняются уже три года, тарифы на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и на газ.

Если говорить в целом по области, то у нас средний рост тарифов составил всего 2% от прежнего уровня цен, что на 2,1% ниже уровня, заданного правительством Российской Федерации для Московской области на текущий год. Причем это наименьший показатель роста стоимости коммунальных услуг в стране.

‒ Ухудшение платежной дисциплины в условиях карантина вполне объяснимо. А чем можно объяснить рост долгов по коммуналке в целом?

‒ Конечно, можно говорить о макроэкономической ситуации в стране и в мировой экономике, где действительно наблюдался объективный спад деловой активности, замедление развития ряда отраслей, снижение уровня зарплат и ряд других причин. ЖКХ, ведь, как социально ориентированная отрасль напрямую зависит от экономической стабильности и мер государственной поддержки.

Но я бы рассмотрел ряд микрофакторов, в неменьшей мере оказывающих влияние на ситуацию. Так, у нас имеется незначительная часть населения, так называемые маргиналы, которые никогда не платили за коммуналку и не имеют такой привычки. С ними должны работать судебные приставы по исполнению законодательства в части исполнения судебных решений по взысканию задолженности.

Впрочем, к счастью, значительная часть жителей у нас все-таки являются стабильными плательщиками.

Скажу откровенно, раньше была неразбериха с платежками, с начислениями, собственники получали по одной квартире две-три платежки на оплату. Какие-то данные терялись, какие-то платежи откладывались, а потом и вовсе забывались. Некоторые «управляшки» и вовсе собирали средства с населения, отправляя их в офшоры, порождая порочный круг взаимных долговых обязательств перед ресурсниками, делая население заложниками ситуации остаться без воды и света.

К счастью, сегодня в области ситуация кардинально изменилась. По поручению губернатора, мы ведем активную работу по включению всех начислений за ЖКУ в одну, единую платежку. У нас организован единый расчетный центр «МосОблЕИРЦ», который незамедлительно, что называется день в день, перечисляет средства ресурсникам.

Уже сегодня 80% абонентов Московской области получают один единый документ, где учтены все начисления. Это существенно повлияло на рост уровня сбора денежных средств и позволило снизить объем задолженности за топливно-энергетические ресурсы.

Недавно для жителей Подмосковья на базе личного кабинета единого расчетного цента «МосОблЕИРЦ Онлайн» мы запустили сервис «Умная платежка», который дает возможность моментально получить доступ к «мини-офису» расчетного центра с компьютера или мобильного телефона, убедиться в справедливости и точности начислений, оперативно получить ответы на вопросы. Сервис очень востребован жителями, им уже пользуются более 1,3 миллиона человек.

‒ Сколько управляющих компаний существует в Подмосковье? Как можно охарактеризовать их деятельность?

‒ В настоящий момент на территории региона работает более 850 управляющих компаний (УК). Режим самоизоляции устроил им серьезный экзамен – кто-то сдал его успешно, а кто-то сошел с дистанции: мы проводим серьезную работу по расчистке рынка управления многоквартирным жилым фондом от недобросовестных структур.

Жители Подмосковья крайне внимательно относятся к работе своей УК и при их неудовлетворительной работе своими решениями на общих собраниях выбирают лишь те организации, которые работают максимально эффективно и показывают высокий рейтинг.

Кстати, теперь сменить нерадивую УК гораздо проще, чем ранее. Московская область – первый регион в стране, который запустил проведение электронных голосований на общих собраниях собственников. Это довольно эффективный инструмент, позволяющий максимально просто проводить собрания и активизировать участие собственников в управлении своим домом.

Еще важный момент: правительством Московской области в целях системной работы с недобросовестными УК совместно с нашими областными депутатами предложена инициатива по внесению изменений в федеральное законодательство в части ужесточения лицензионных требований к управляющим организациям (УО).

‒ Какую работу проводят с должниками? Насколько эта работа эффективна?

‒ Мы максимально либерализовали эту работу, но после снятия режима самоизоляции, деятельность по взысканию долгов за ЖКУ продолжилась, конечно же, с учетом постановления правительства РФ № 424 от 2 апреля 2020 года, предписывающего поставщикам жилищно-коммунальных услуг приостановить право требовать уплаты неустоек, штрафов и пеней до 1 января 2021 года.

Сегодня мы модернизируем программное обеспечение нашего расчетного центра, которое позволит в обозримом будущем автоматически формировать уведомления о задолженности, претензии и судебные иски. Это не только экономия времени и средств, но также позволяет нам исключить ошибки, полностью цифровизовав процесс.

Во-вторых, наращивается взаимодействие со структурными подразделениями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), осуществляется наложение ареста на счета должников в кредитных организациях, выносятся постановления о запрете выезда за пределы страны.

Еще одной эффективной мерой является наложение запрета на регистрационные действия с автотранспортными средствами.

Как показывает практика, очень эффективными оказались такие сезонные публичные акции, как в «Отпуск без долгов за ЖКУ» и «В новый год без долгов», которые реализуются совместно с региональным подразделением ФССП.

Так, к примеру, в ноябре прошлого года угроза невыезда на отдых в новогодние праздники за границу «нависла» над 30 тысячами должников за жилищно-коммунальные услуги. А акция привела к росту коммунальных платежей в декабре почти на четверть миллиарда рублей.

Еще одно направление – перестройка работы по взысканию задолженности за коммуналку непосредственно с самим должником. Здесь и проведение разъяснительной работы, и тесное сопровождение должника на ранних сроках возникновения долга.

Зачастую просто позвонить сообщить о задолженности недостаточно, поэтому разрабатываются стратегии взаимодействия всеми доступными средствами связи, в телефонном и очном режиме, которые позволяют плотно сопровождать должника и всеми доступными способами донести до должника информацию об имеющейся задолженности. Такими способами, как push-сообщения в личном кабинете, направление e-mail, направление долговых ЕПД, направление СМС-сообщений. При любом контакте с должником проводятся беседы по недопущению задолженности за ЖКУ.

‒ Ряд экспертов утверждают, что в настоящее время недостаточно эффективных инструментов борьбы с неплательщиками по коммуналке. Вы согласны с этим? Какие, на ваш взгляд, необходимы законодательные инициативы в данном направлении – как в целом по стране, так и в области?

‒ Конечно, это связано напрямую ‒ несовершенство действующих инструментов и рост долгов. К примеру, такой инструмент, как отключение коммунальных услуг, выселение неплательщика из квартиры для реализации недвижимости с целью погашения задолженности перед коммунальными службами, – эти процедуры не являются эффективными и совершенными для решения этой задачи: нельзя выселять несовершеннолетних и их родителей, или изымать квартиру, если это единственное жилье, которое у должника в собственности. Нельзя даже начинать процедуру выселения, если в течение указанного периоды платежи вносились хотя бы даже частично. И правильно, что закон тут гарантирует права гражданина.

Однако у значительной части людей это развивает чувство безнаказанности и вседозволенности, оплата коммунальных услуг отодвигается у них на второй план.

Часто добросовестные собственники задают вопрос, почему они должны нести расходы за общедомовые услуги за своих соседей, которые не платят, и тут я вижу большую роль управдомов в этом процессе, в скором времени она будет основополагающей.

Сейчас в Московской области запускается новый порядок получения субсидий на оплату ЖКУ малоимущими гражданами. Людям больше не нужно будет ходить по инстанциям, оформлять необходимые документы: достаточно просто заполнить заявление в электронном виде на портале государственных услуг, непосредственно в органах социальной защиты или в онлайн-приложении «Умная платежка». Государственные органы самостоятельно запросят все документы.

Денежные средства субсидий будут сразу перечислять поставщикам услуг и ресурсов, а жители будут получать квитанцию с уменьшенной итоговой суммой к оплате. Как результат ‒ снизится уровень задолженности по всей цепочке платежей. Такие меры гарантированно позволят снизить количество неплательщиков и повысить сборы и существенно снизить долги населения за ЖКУ.

4-ФСС — шифр плательщика страховых взносов указывается на титульном листе данной формы. Это один из ключевых показателей, характеризующий страхователя по многим значимым с точки зрения исчисления взносов критериям: правовому статусу, сфере и географии деятельности, принадлежности к бюджетной системе РФ. Рассмотрим особенности структуры и отражения шифра в форме 4-ФСС подробнее.

Что представляет собой фиксируемый в форме 4-ФСС шифр плательщика страховых взносов (страхователя)?

Шифр плательщика страховых взносов фиксируется в одноименном поле на титульном листе формы 4-ФСС. Он указывает конкретную категорию фирмы-страхователя, которая определяется на основе сразу нескольких критериев.

Структура шифра представлена последовательностью из 9 ячеек (7 из них содержат данные, в 2 проставляется знак-разделитель).

В первых 3 ячейках поля отражается шифр, который указывает на статус плательщика в соответствии с перечнем, закрепленным в приложении 1 к порядку заполнения формы 4-ФСС, который утвержден приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59.

В ячейках 5 и 6 проставляется код, зафиксированный в перечне из приложения 2 к приказу № 59.

В ячейках 7 и 8 указывается код по перечню, утвержденному в приложении 3 к приказу № 59.

В форме 4-ФСС шифр страхователя призван отразить:

  • в какой сфере и в каком статусе осуществляет деятельность плательщик взносов;
  • какую систему налогообложения применяет хозяйствующий субъект;
  • является ли хозяйствующий субъект пользователем бюджетных средств.

Используя шифр, отраженный в форме 4-ФСС, Фонд социального страхования определяет, какого объема поступлений в виде взносов в бюджет нужно ожидать от того или иного хозяйствующего субъекта. В свою очередь, фирма, направившая в ФСС определенный шифр, должна рассчитывать платежи по взносам в соответствии с ним. Если, например, она имеет право на уменьшенные тарифы, шифр в форме 4-ФСС должен отражать данное право исходя из статуса хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим специфику указанных групп кодов, составляющих шифр плательщика взносов, подробнее.

Шифр плательщика: коды по приложению 1 к приказу № 59

В приложении 1 к приказу № 59 приводится перечень 3-значных кодов, отражающих главным образом:

  • правовой статус плательщика;
  • сферу деятельности плательщика.

Данные коды могут иметь следующие значения:

  • 071 (код соответствует статусу юрлица или ИП, применяющего основной тариф по взносам);
  • 051 (соответствует статусу юрлица или ИП, имеющего контракт со структурами управления особыми экономическими зонами, предмет которого — реализация технико-внедренческих, промышленных, рекреационных проектов, а также перечисляющего денежные средства физлицам, которые работают в данных экономических зонах);
  • 081 (соответствует статусу юрлица, осуществляющего и внедряющего разработки по проекту «Сколково»);
  • 091 (соответствует статусу юрлица, которое ведет бизнес в сфере информационных технологий как разработчик ПО, баз данных, поставщик услуг, но не имеет при этом отношения к особым экономическим зонам);
  • 101 (соответствует статусу хозяйственного общества или партнерства, занимающегося внедрением компьютерных программ, промышленных образцов, ноу-хау при условии, что исключительные права на соответствующие разработки принадлежат учредителям данных обществ или участникам, которые являются научными или образовательными бюджетными учреждениями РФ);
  • 121 (соответствует статусу юрлица или ИП, работающего на УСН и занимающегося видом деятельности, приведенным в подп. 8 п. 1 ст. 58 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • 131 (соответствует статусу плательщика, который производит выплаты экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, но не использующихся для перевозки нефти и нефтепродуктов);
  • 141 (соответствует статусу плательщика, который работает на ЕНВД как аптечная организация или хозяйствующий субъект с лицензией на фармацевтическую деятельность);
  • 151 (соответствует статусу частной некоммерческой организации, работающей по УСН и осуществляющей деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, в области спорта, науки и искусства);
  • 161 (соответствует статусу благотворительной организации, работающей на УСН);
  • 171 (соответствует статусу ИП на ПСН, если он не ведет деятельность по подп. 19, 45–47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
  • 181 (соответствует статусу плательщика, являющегося участником экономической зоны в Крыму);
  • 191 (соответствует статусу плательщика, являющегося резидентом зоны опережающего хозяйственного развития в соответствии с законом «О территориях опережающего развития» от 29.12.2014 № 473-ФЗ);
  • 201 (соответствует статусу плательщика, который является резидентом свободного порта Владивосток).

Шифр плательщика: коды по приложению 2 к приказу № 59

В приложении 2 к приказу № 59 отражен перечень шифров для плательщиков, которые используют специальные режимы налогообложения.

Данные шифры имеют следующие значения:

  • 01 (шифр соответствует компаниям или ИП, которые работают на упрощенке, а также ИП, совмещающим УСН по основному виду хоздеятельности, зафиксированному в подп. 8 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ, с патентной системой);
  • 02 (соответствует юрлицу или ИП, которые работают на ЕНВД);
  • 03 (соответствует юрлицу или ИП, работающим на ЕСХН).

В случае если правовой статус или вид деятельности хозсубъекта не соответствует ни одному из приведенных кодов (например, если он не использует УСН, ЕНВД или ЕСХН), на титульном листе формы 4-ФСС фиксируется код 00.

Шифр плательщика: коды по приложению 3 к приказу № 59

В приложении 3 к приказу № 59 отражаются дополнительные коды, которые должны использоваться плательщиками взносов в статусе казенных, а также бюджетных учреждений в соответствии с классификацией, приведенной в ст. 123.22 ГК РФ.

Данные коды могут иметь такие значения:

  • 01 (код фиксируется, если плательщик взносов — казенное или бюджетное учреждение);
  • 00 (плательщик взносов не относится к соответствующим учреждениям).

Изучим ряд практических нюансов применения рассматриваемых шифров при заполнении формы 4-ФСС.

Нюансы применения шифра плательщика страховых взносов в форме 4-ФСС

Примеры распространенных шифров плательщика:

  • 071/01/00 (данный шифр отражает, что хозсубъект имеет статус юрлица или ИП на УСН, уплачивающих взносы по общему тарифу);
  • 071/00/01 (шифр показывает, что хозяйствующий субъект — казенное учреждение, также уплачивающее взносы по общему тарифу);
  • 121/01/00 (шифр говорит о том, что фирма работает по УСН, но уплачивает взносы в ФСС по пониженной ставке как хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, для которой подп. 8 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ установлена соответствующая льгота).

В случае если правовой статус плательщика взносов в отчетном периоде изменился (например, вследствие приватизации, национализации, смены режима уплаты налогов или изменений в статусе, дающем право на применение льгот), в составленной по его итогам форме 4-ФСС должен быть отражен новый шифр.

ВАЖНО! Фонд социального страхования может не засчитать как достаточный для исполнения обязательств страхователя платеж, осуществленный им по пониженным тарифам, если сведения о соответствующем статусе фирмы (они фиксируются в шифре) в форме 4-ФСС отсутствуют.

Так что если фирма обнаружила, что отправленная в ФСС форма 4-ФСС содержит ошибочный шифр, следует как можно более оперативно сформировать корректирующую форму 4-ФСС, в которой будет приведен верный показатель, а также сопроводительное письмо к ней.

Прочитать о том, каким образом составляется корректировочная форма 4-ФСС, вы можете в статье «В каких случаях возможна корректировка в отчете 4-ФСС?».

Итоги

Шифр плательщика ФСС — последовательность цифр, фиксируемая в соответствующем поле на титульном листе формы 4-ФСС и обозначающая:

  • в какой сфере ведет деятельность плательщик взносов, в ряде случаев — в каком регионе и каков его правовой статус;
  • на каком режиме налогообложения он работает;
  • относится ли хозяйствующий субъект к бюджетной системе.

Суммы взносов в ФСС, перечисляемых фирмой, должны исчисляться с учетом ее статуса по рассматриваемому шифру. Если он указан в форме 4-ФСС ошибочно, необходимо направить в ФСС корректирующие документы.

Узнать больше о специфике исчисления и уплаты взносов в ФСС различными хозяйствующими субъектами вы можете из статей:

  • «КБК для ФСС в 2016 году — страховые взносы за сотрудников»;
  • «Обновлен порядок регистрации в ФСС «обособленок”».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Шифр страхователя ФСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *