Обязательное страхование пассажиров

СИА-Пресс, Сургут, 24 января 2013 г.
Закон о страховании пассажиров общественного транспорта пока не действует
1907 просмотров

Теперь за травму в автобусе можно будет получить страховую компенсацию Пожилую сургутянку Зинаиду Горбыль в редакцию «НГ» привела обида. Минувшей осенью она упала навзничь в салоне маршрутки «Китайский рынок – магазин «Москва». Сильно ударилась головой и после посещения врача в своей медицинской карте нашла диагноз «сотрясение головного мозга с кратковременной потерей памяти».

На лечение у нее ушло много времени и денег, а откуда у пенсионера лишние копейки? В ГИБДД Сургута ее заверили, что водитель понес заслуженное наказание, однако получить денежную компенсацию она может только через суд. На тяжбы с водителем у нее не хватило бы ни здоровья, ни сил. Услышав о том, что в 2013 году в силу вступил Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», пострадавшая пенсионерка порадовалась.
Впрочем, пока жизнь пассажиров не изменилась. Как сообщил начальник производственно-технического отдела ОАО «СПОПАТ» Алексей Рыткин, транспортники бы приступили к исполнению этого закона, но еще ни одна страховая компания в Сургуте не имеет лицензии на осуществление такого вида страхования. Поэтому получить страховку за травму в автобусе пока невозможно.
Как сообщили в СО «Сургутнефтегаз», механизм заработает не раньше, чем в марте-апреле. По статистике сотрудников ГИБДД Сургута, ежегодно после ударов в автобусах в травмцентр обращаются 14-16 человек. В самой больнице корреспонденту «НГ» объяснили, что получить травму в общественном транспорте недолго: перелом, ушиб, сотрясение мозга и даже прерывание беременности.
Алена Лупеева, сотрудник ООО «Центр», считает, что пока до конца непонятно, на основании чего будет вычисляться сумма страховой премии: пассажиропотока, протяженности маршрута, количества транспортных средств у перевозчика. И это не праздный вопрос: выплачивать компенсации придется страховым компаниям — им важно не продешевить.
Пусть редко, но юркие маршрутки и автобусы нарушают ПДД. По статистике только за прошлый год в ГИБДД выписано 1772 штрафа водителям-профессионалам. Кроме того, техническое состояние многих автобусов и маршруток приводит в ужас не только работников станции техобслуживания, но и тех, кто далек от индустрии перевозок.
Однако тенденция к улучшению ситуации намечается. Так, городская дума запланировала в этом году вложить в перевозчиков 585 млн. рублей. Обещают, что будет поднят размер тарифной ставки персонала компаний-перевозчиков, водители и кондукторы будут получать в два раза больше. Субсидия теперь будет выделяться не за пробег автобусов, а за количество перевезенных пассажиров, что, по мнению властей, простимулирует увеличение пассажиропотока и повышение качества перевозок.
Потребителям же этой услуги, скорее всего, стоит ждать в ближайшем будущем повышения стоимости проезда. Аналогично с приобретением страховки при поездке в поезде или на самолете. Оплачивается эта услуга отдельно. Такой же логики стоит ожидать и от наземных перевозчиков.
Справка: С 1 января 2013 года перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках независимо от вида транспорта. Эта норма закреплена в Федеральном законе N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Законом установлено, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре обязательного страхования путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете, либо на своем официальном сайте в интернете.
Ольга Надысова (СИА-ПРЕСС)

Вся пресса за 24 января 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое право, Страхование ответственности перевозчиков

В материале упоминаются:

Компании, организации: Сургутнефтегаз 308

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.
Увы, такое хоть и редко, но бывает… На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».

На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!
Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.

Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.

Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.

Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.
На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.

Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.

Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.

Что дает «добровольная страховка пассажира?»

В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketo..
Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.

Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.

Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!!!) пакет из примерно 10 различных документов.

Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.

С юридической точки зрения такой договор содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:

— в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;
— условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!
— не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.

«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.

Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.

На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).

«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.

Почему на самом деле такая «добровольная страховка» — ненужный придаток?

Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!

Зачем страховаться дважды от одного и того же?

Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ «О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.

На какую страховку я мог бы согласиться?

Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.

Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:

— страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;
— страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);
— страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.
Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.

Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?

Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.

Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».

Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.

При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».

Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?

Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов не просто в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов, а:

— на территории вокзалов (авто и железнодорожных) и аэропортов в целом, а также на прилегающей к ним территории;
— на территории и/или в зданиях, в которых находятся кассы и/или агентами по продаже билетов,
Если пассажир действительно желает застраховать свою жизнь и (или) имущество на время поездки – он может обратиться в офис страховой компании и заключить там полноценный договор страхования на обсуждаемых со страховщиком условиях.

Почему я выступаю за столь драконовские меры и запрет продажи страховок в местах продажи билетов?

— только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир;
— наконец, рассудите сами: Вы страхуете, например, мобильный телефон. Но разве Вы не сочтете нелепым требование к страховому агенту продать Вам мобильный телефон?

Не идёте Вы в офис страховой компании и за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет. Сотрудник страховой компании в роли билетного кассира покажется Вам такой же нелепостью.

И, наконец, Вы не не идёте в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО? Но если следовать логике, то раз билетная касса выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость — и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».

Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.

А человек должен обращаться за соответствующей услугой по соответствующему адресу. Принцип же «одного окна» должен работать только в государственных и муниципальных многофункциональных центрах (МФЦ), сотрудники которых специально обучены выполнять несколько функций. Это, в принципе, не мешает организовать в МФЦ продажу билетов и страховых полисов в одном окне.

С уважением,

Николай Криухин

Юрист (стаж работы в сфере пассажирских перевозок с 1996 года)

«Объединение Автопассажирских Перевозчиков»

Обязательное страхование ответственности перевозчика пассажиров

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Страхователями могут выступать организации и предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки: Автомобильным транспортом; Наземным городским электрическим транспортом; Железнодорожным транспортом; Морским транспортом; Внутренним водным транспортом; Авиационным транспортом.

Условия договора обязательного страхования:

Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно: по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее 2 млн 25 тыс. рублей; по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее 2 млн рублей; по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее 23 тыс. рублей.

Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.

Оставить заявку

Страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами для индивидуальных предпринимателей (ИП). Цены и тарифы по обязательному страхованию перевозчика. Индивидуальный расчет стоимости и бесплатное консультирование страхового агента. Низкие цены и качественное обслуживание.

На страхование принимаются следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, автомобильный и электрический городской транспорт.

Страховым случаем признается происшествие, приведшее к возникновению вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров, наступившему при их перевозке.
Страховая выплата устанавливается по каждому страховому случаю и зависит от размера причиненного вреда. Размер возмещения рассчитывается в соответствии с Законом и зависит от вида транспорта, а также от степени тяжести причиненного пассажиру вреда (гибель, степень инвалидности или стационарное лечение без установления инвалидности).

Страховая сумма (лимит страховой ответственности по договору) устанавливается в соответствии с Законодательством и учитывает вид транспорта и количество перевозимых пассажиров.
Страховой тариф рассчитывается в соответствии с Законом* и зависит от вида транспортного средства:

  • Автомобильный транспорт — от 3 до 23 МРП;
  • Воздушный транспорт — от 135 до 3 820 МРП;
  • Морской транспорт — от 50 до 530 МРП;
  • Внутренний водный транспорт — от 17,5 до 160 МРП;
  • Железнодорожный транспорт — 0,2 % от стоимости перевозки пассажиров и их имущества.

*Страхование ответственности перевозчика перед пассажирами осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и на основании Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании ГПО перевозчика перед пассажирами» от 01.07.2003 г. № 444-II.

Обязательное страхование пассажиров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *