Адвокатская монополия 2018

Федеральная палата адвокатов опубликовала 72-страничный отчет о деятельности Совета ФПА за период с апреля 2017 г. по апрель 2019 г., утвержденный IX Всероссийским съездом адвокатов.

В отчете приведены основные статистические данные о состоянии российской адвокатуры и составе адвокатского сообщества.

Указано, что общее число адвокатов за прошедшие два года увеличилось на 2287 – до 80 778 человек. Из них 74 398 имеют действующий статус, по данным Минюста России, и 73 030 – по данным ФПА РФ.

Численность 22 адвокатских палат составляет более 1000 адвокатов. Наиболее крупными из них являются Адвокатские палаты г. Москвы – 11 894 адвоката, Московской области – 6919 адвокатов, Санкт-Петербурга – 4579 адвокатов, Краснодарского края – 4001 адвокат и Ростовской области – 3126 адвокатов. Самыми малочисленными являются Адвокатские палаты Ненецкого автономного круга – 7 адвокатов, Чукотского автономного округа – 42 адвоката, Республики Алтай – 62 адвоката и Еврейской автономной области – 64 адвоката.

По состоянию на 1 января 2019 г. в России учреждено и действует 26 719 адвокатских образований, в том числе 3077 коллегий адвокатов, 880 адвокатских бюро, 22 675 адвокатских кабинетов, 87 юридических консультаций.

Самый объемный раздел отчета касается основных напрвлений и результатов деятельности Совета ФПА.

Как отмечет пресс-служба ФПА, важнейшими достижениями за 2017–2019 гг. являются:

  • повышение Правительством РФ при непосредственном и активном участии ФПА РФ размера оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению;
  • разработка новых программ повышения квалификации (повышения профессионального уровня адвокатов), в том числе с применением современных электронных технологий;
  • начало работы по созданию корпоративной информационной системы (КИС «Адвокатура»), с помощью которой будут осуществляться не только распределение дел по назначению, но и необходимое взаимодействие между палатами, между палатами и адвокатами, а также взаимодействие адвокатов с электронной системой правосудия;
  • поддержка в создании и активной деятельности Союза молодых адвокатов России;
  • проведение в Москве и регионах общекорпоративных мероприятий, связанных с повышением профессионального уровня адвокатов, в том числе по обмену опытом работы и учебы, финансовое и информационное обеспечение этого направления работы.

Также приведена информация об участии Федеральной палаты адвокатов в законотворческой деятельности. Отмечается, что в течение двух отчетных лет в Государственную Думу были направлены отзывы с правовой позицией ФПА по 52 законопроектам, часть из которых учтена при принятии законов. Президент ФПА Юрий Пилипенко включен в состав Совета по законотворчеству при председателе Государственной Думы, а также на регулярной основе участвует в работе Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Указано, что продолжали совершенствоваться формы взаимодействия с судебной властью. В частности, советники и представители ФПА привлекались Верховным Судом к участию в рабочих группах по подготовке 20 проектов постановлений Пленумов ВС РФ.

В 2017–2018 гг. с участием представителей ФПА РФ продолжился очередной этап работы над проектом Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Проект Концепции обсуждался на заседаниях Общественно-консультативного Совета при ФПА РФ, круглых столах с участием представителей адвокатского сообщества, депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации ФС РФ, представителей Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, Ассоциации юристов России, юридического сообщества, в том числе международных юридических фирм, ведущих практику в Российской Федерации.

Сообщается, что за минувшие два года в адвокатские палаты поступило 24 432 жалобы и обращения на действия (бездействие) адвокатов при исполнении профессиональных обязанностей, в том числе из территориальных органов Министерства юстиции России – 729 (3,0%).

Признаны допустимыми для возбуждения дисциплинарных производств 10 374 жалобы и 37 обращений (42,5%), в том числе – 210 жалоб и обращений (28,8%), поступивших из Министерства юстиции России. По результатам их рассмотрения квалификационные комиссии вынесли 6221 заключение (60%) о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката и 4153 заключения (40%) – о необходимости прекращения дисциплинарных производств.

Взыскания в виде замечания и предупреждения применены к 5475 адвокатам (88%), статус прекращен у 746 адвокатов (12%) по следующим основаниям:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты – 357 адвокатам (47,9%);
  • за нарушение норм профессиональной этики – 205 адвокатам (27,5%);
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем – 131 адвокату (17,6%), из них при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению – 30 адвокатам;
  • за непредставление сведений об избрании формы адвокатского образования – 41 адвокату (5,5%); за представление недостоверных сведений в квалификационную комиссию – 12 адвокатам (1,5%).

По иным основаниям, не требующим дисциплинарного разбирательства, статус адвоката прекращен в связи с осуждением за совершение умышленного преступления – 87 адвокатам; с осуществлением адвокатской деятельности в период приостановления статуса – 6 адвокатам. По представлениям территориальных органов юстиции статус прекращен 53 адвокатам (7,1%), объявлены замечания и вынесены предупреждения 145 адвокатам (2,65%).

По инициативе ФПА РФ в 2017 г. было начато обсуждение проблемы финансовой задолженности органов предварительного следствия и суда по оплате труда адвокатов – защитников по назначению. Проводились совещания с участием Министерства внутренних дел и других ответственных министерств и ведомств. В результате в конце 2017 г. были выделены дополнительные ассигнования для МВД в сумме 1 599,8 млн руб. на погашение имеющегося долга и финансирование труда адвокатов. Тем не менее по состоянию на конец года задолженность министерств и ведомств по оплате труда адвокатов по назначению составила свыше 160 млн руб. По итогам 2018 г. общая задолженность перед адвокатами по сравнению с предыдущим годом уменьшилась незначительно – на 5,4 млн руб. и составила 154,8 млн руб. Благодаря усилиям ФПА РФ Министерством финансов РФ с 2018 г. изменен механизм финансового обеспечения и защиты денежных средств, предусмотренных на выплату адвокатам.

Важное направление деятельности ФПА РФ – разработка единого Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. 15 марта 2019 г. данный Порядок утвержден решением Совета ФПА РФ.

В государственной системе бесплатной юридической помощи на добровольной основе в 2017 г. приняли участие 11 711 адвокатов (16,2%), которые оказали юридическую помощь 38 570 социально незащищенным гражданам. В 2018 г. в государственной системе бесплатной юридической помощи участвовали 11 163 (15,0%) адвоката. Юридическая помощь оказана 49 272 гражданам.

В негосударственной системе бесплатной юридической помощи, по данным адвокатских палат, в 2017 г. участвовали 2619 адвокатов, которые оказали бесплатную юридическую помощь 14 764 гражданам, в 2018 г. – 3759 адвокатов, оказавших юридическую помощь 17 197 гражданам. Адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями, по состоянию на конец 2018 г., учрежден 61 негосударственный центр бесплатной юридической помощи.

В декабре 2017 г. Совет ФПА принял решение о том, что российская адвокатура 2 раза в год (ко Дню российской адвокатуры – 1 июня и Дню юриста – 20 ноября) будет проводить безвозмездно организуемые ФПА РФ Всероссийские дни бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам».

В заключительном разделе отчета содержится информация о расходовании средств согласно смете доходов и расходов на содержание ФПА РФ на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г., утвержденной VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г. Как следует из документа, доходная часть сметы была запланирована в размере 350,4 млн руб., а составила 345,468 млн руб. Расходная часть сметы была запланирована в размере 350,4 млн руб., а составила 350, 516 млн руб.

Подробнее с содержанием отчета можно ознакомиться на сайте ФПА.

АДВОКАТСКАЯ МОНОПОЛИЯ: ЗА И ПРОТИВ

В.В. Слепова, студент Р.А. Шарапова, студент

Научный руководитель: А.В. Фадеев, преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10396

Аннотация. В данной работе рассмотрен вопрос о необходимости введения адвокатской монополии в России, анализируется нормативно-правовая база, которая регулирует институт представительства. Выделяются положительные и отрицательные характеристики монополизации адвокатуры и даются рекомендации по её совершенствованию.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская монополия, представитель, представительство, право на юридическую помощь.

Институт адвокатуры является одним из важнейших институтов современного общества и до настоящего времени продолжает свое развитие и совершенствование. Ориентируясь на западную культуру в России, внедряется реформа законодательства, которая регулирует сферу оказания квалифицированной юридической помощи. Предлагается создать «адвокатскую монополию». Что же такое «адвокатская монополия» и нуждается ли Россия в ней?

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 312 была утверждена Государственная программа «Юстиция» в связи с тем, что возник актуальный вопрос о качестве оказываемой юридической помощи, так как не всегда представителю доверителя в судебном процессе предъявляются требования к наличию высшего образования в сфере юриспруденции, а также наличия практического опыта . Проблема адвокатской монополии в настоящее время не разрешена, несмотря на то, что прошло уже 4 года.

Предлагается, что данная реформа будет реализовываться в три этапа:

1. В 2018 году подразумевается внесение значительных изменений в ряд отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют институты представительства и адвокатуры. Для укрепления статуса адвоката с участием ФПА РФ разрабатываются предложения, обеспечи-

вающие эффективность адвокатской деятельности, а именно защита адвокатской тайны, развитие института адвокатского запроса.

2. В 2019 году планируется введение упрощённой процедуры перехода практикующих юристов в адвокатуру. Для этого им необходимо будет сдать экзамен на получение статуса адвоката по наиболее удобной процедуре, с наименьшей уплатой взноса.

3. С 1 января 2023 года начнется третий этап, в котором будет введена адвокатская монополия на предоставление платных услуг и представительство в судах.

Возможно, что переход к новому регулированию состоится позднее вышеуказанной даты. Так, по мнению эксперта, адвокатская монополия будет иметь своё существование при наличии трёх составляющих:

1. Во внимание будет приниматься численность адвокатов, необходим анализ возможности перехода юристов в адвокатуру в соответствии с новыми правилами.

2. Будет учитываться доступность для граждан адвокатских услуг. Возможно обязанностью по обобщению сведений о тарифах займутся адвокатские палаты.

3. Планируется выяснить мнение граждан о необходимости введения данного института путём социологического опроса.

Главной особенностью нововведения должно стать доверие к реформе, потому что преимущества реформы коснутся доверителей, которые ожидают получения квалифицированной юридической помощи. В первую очередь данная программа важна для государства и общества, нежели адвокатуры.

По мнению советник ФПА РФ Василия Раудина: «Реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией, так как таких лиц, как государственных и муниципальных служащих, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, законных представителей граждан, нотариусов, руководителей организаций, юристов-инхаусов, а также некоммерческих организаций, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и оказывают безвозмездную юридическую помощь в соответствии с целями создания, данная программа не затронет».

Реализация концепции должна основываться на следующих принципах:

— этапная реализация;

— непрерывное оказание адвокатских услуг;

— комфортный переход юристов, не обладающие статусом адвоката, а также для перехода юридических организаций в адвокатское образование;

— создание правовых и организационных условий для утверждения и разработки единых стандартов предоставления квалифицированных юридических услуг.

Под адвокатской монополией понимается объединение профессионалов для оказания квалифицированной юридической помощи по единому стандарту . Её введение совсем не преследует цели ограничение круга лиц, которые имеют право оказывать юридическую помощь. Наиболее значимыми задачами данного института является обеспечение равного доступа к юридическим услугам высокого качества, повышение уровня правовой культуры граждан, а также повышение эффективности деятельности судов и правоохранительных органов.

Главным различием представительства и адвокатуры является то, что представительство в суде вправе осуществлять лю-

бые лица независимо от образования, моральных качеств и практического опыта, а адвокаты призваны участвовать в отправлении правосудия и оказывать профессиональную квалифицированную правовую помощь, и обязательным условием которой является наличие высшего юридического образования.

Если обратиться к нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), то в ст. 48 установлено, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Требования к представителю, указанные в ст. 48-53 ГПК РФ, заключаются в том, что он должен быть дееспособным лицом, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела . Таким образом, в гражданском процессе представителями могут быть юристы, не получившие статус адвоката, лица без высшего юридического образования, а также лица без какого-либо образования .

Приступая к выявлению положительных и отрицательных сторон, можно выделить следующие преимущества адвокатской монополии:

— осуществление функций защиты и представительства, предоставление правовой помощи адвокатами;

— независимость адвокатуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществление адвокатской деятельности на основании правил и стандартов, которые установлены законодательством РФ;

— наличие гарантий адвокатской деятельности;

— предоставление бесплатной квалифицированной юридической помощи .

Позиция противников «адвокатской монополии» основывается на следующих доводах:

— нарушение прав человека на защиту в ограничении права на выбор себе представителя, предусмотренных Конституцией РФ;

— недостаточность количества адвокатов в России для удовлетворения потребностей граждан, которым необходима квалифицированная юридическая помощь;

— высокий уровень налогов и сборов, которые должны уплачивать адвокаты;

— высокая оплачиваемость юридических услуг;

— значительное количество случаев оказания некачественной юридической помощи;

— размер взноса при сдаче экзамена на получение статуса адвоката слишком велик.

Существует такая точка зрения противников адвокатской монополи, что введение адвокатской монополии не решит тех проблем, которые сейчас актуальны, а именно адвокатская монополия не станет способом обеспечения высокого уровня юридической помощи . Она лишь может привести к монополизации рынка, повысить стоимость правовых услуг и снизить уровень доступности, тем самым понизив качество работ. Юристы, не имеющие статус адвоката, не смогут быть представителями в судебном процессе, то есть

ституции РФ, право на получение квалифицированной юридической помощи. Таким образом, законодатель должен обратить внимание на иные способы повышения уровня защиты интересов граждан. В данный момент Россия не готова для такой полномасштабной реформы.

Таким образом, монополизация адвокатской деятельности может повысить качество юридической помощи, так как речь идёт не о тотальной монополии, а лишь об ограничениях в некоторой её форме. Необходимо более тщательно проработать внедряемую программу, в составлении которой должны участвовать практикующие адвокаты, члены судейского сообщества, представители Министерства юстиции с привлечением зарубежного опыта, что приведёт к достижению консенсуса в дискуссии о введении адвокатской монополии и поспособствует принятию рационального, эффективного, хорошо проработанного итогового решения по данной проблеме.

нарушается, гарантированное ст. 48 Кон-

Библиографический список

1. Панченко В.Ю. О стратегии развития системы юридической помощи в государственной программе «Юстиция» // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 533-538.

2. Берсенева Т. Вместо адвокатской монополии — адвокатская справедливость // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2015. № 2. С. 256-260.

3. Казиханова С.С. Некоторые вопросы применения статьи 50 ГПК РФ о представителях, назначаемых судом // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1. С. 100106.

5. Бакаянова Н.М. О перспективах адвокатской монополии // Вопросы современной юриспруденции. 2015. №54-55. С. 134-140.

6. Вайнермен Ф.В. К вопросу о понятии адвокатской монополии и о праве на её существование в российском законодательстве // Юридический вестник Самарского университета. 2017. С. 99-105.

ATTORNEY’S MONOPOLY: FOR AND AGAINST

Адвокатская монополия 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *