УДК 352/354-1
СВ. Соколова ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — НОВЫЙ
ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация. В последнее десятилетие экономического развития Российской Федерации наблюдаются существенные диспропорции в социально-экономическом росте отдельных регионов страны. С целью сокращения подобных различий в стране принимаются различные меры экономического стимулирования, в том числе путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. В статье проведен анализ понятия и особенностей формирования зон территориального развития, а также мер государственной поддержки муниципальных образований. Рассмотрены критерии выбора конкретных муниципальных образований, которые могут претендовать на создание на своей территории подобных зон.
Ключевые слова: зона территориального развития, особая экономическая зона, привлечение инвестиций, муниципальные образования, субъекты РФ.
Svetiana Sokoiova ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT — THE
NEW INSTRUMENT OF THE STATE SUPPORT OF MUNICIPALITIES
3 декабря 2011 г. в России был принят Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (№392-ФЗ) .
Федеральный закон предлагает в качестве одного из способов разрешения проблемы развития экономически неблагополучных территорий страны создание зон территориального развития в Российской Федерации. Зона территориального развития в Российской Федерации (далее — зона территориального развития) — это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны предоставляются меры государственной поддержки .
Зона территориального развития представляет собой особый правовой статус, получаемый частью территории субъекта РФ на определенный период времени. Такой период определен Федеральным законом сроком на 12 лет. В течение действия такого особого правового статуса для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на территории зоны территориального развития, предоставляется ряд льгот, а также возможны другие меры государственной поддержки различного уровня.
Меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом, не ориентированы на конкретные отрасли экономики страны, поэтому речь может идти о финансировании инвестиционных проектов, касающиеся различных сфер экономической деятельности.
Меры государственной поддержки могут быть представлены в виде бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ, налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, субсидий для поддержки предпринимательства, гарантий по кредитам. Помимо
© Соколова С.В., 2014
этого речь идет о создании объектов энергетики, транспорта, находящихся в федеральной собственности и необходимых для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов.
Кроме того, исполнительные и законодательные органы власти субъекта Федерации, в котором предполагается создание зоны территориального развития, могут предусматривать и иные дополнительные программы финансирования хозяйствующих субъектов за счет собственных средств.
Для предпринимателей-резидентов зоны территориального развития вводится специальный упрощенный правовой режим, предусматривающий два вида мер: безусловные, которые резидент получает при обретении своего статуса, и условные — право на них резидент получает после подачи заявки и при условии получения денег из федерального бюджета.
Вне зависимости от бюджетных возможностей резидентам зоны территориального развития предоставляются инвестиционный налоговый кредит, упрощенный порядок предоставления аренды с минимальной арендной платой, налоговые льготы и пониженные налоговые ставки на уровне субъекта.
Госгарантии, субсидии, создание объектов капитального строительства связаны с формированием бюджета, поэтому набор этих мер поддержки будет формироваться в зависимости от того, что предполагается к реализации в бюджете.
Виды мер поддержки будут определяться губернатором по согласованию с уполномоченным федеральным органом, исходя из возможностей формируемого бюджета. При приеме заявок резидентов сразу же публикуются ключевые критерии отбора, такие как количество создаваемых рабочих мест, объем инвестиций по инвестиционной декларации и др. Если данные заявки будут учтены при формировании бюджета и зона территориального развития получает средства, они распределяются резидентам в соответствии с проведенным отбором.
Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. При этом Правительство РФ утверждает перечень субъектов, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Если субъект РФ входит в этот перечень, то высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может подать в Правительство страны заявку на создание зоны территориального развития. К такой заявке обязательно прилагается решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития.
10 апреля 2013 г. было принято Постановление Правительства РФ №326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» . Согласно документу, разработанному в Минэкономразвии, выделены двадцать регионов России (таблица).
Таким образом, предполагается создавать зоны территориального развития, как в Европейской, так и в Азиатской частях России. В Европейской части — преимущественно в южных регионах: на территории семи субъектов Северо-Кавказского и двух субъектов Южного федеральных округов. В Азиатской части — в пяти субъектах Дальневосточного и четырех — Сибирского федеральных округов. В Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах выделены по одному субъекту РФ. По видам субъектов РФ — на первом месте республики (их одиннадцать), а также четыре области, два края и одна автономная область.
Правительства перечисленных субъектов РФ могут подавать в Правительство страны заявки на создание зон территориального развития в муниципальных образованиях, расположенных на их территории, при этом в стратегии социально-экономического развития субъекта на долгосрочную перспективу обязательно должны быть указаны конкретные меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы), которые субъект РФ планирует предоставить резидентам зоны территориального развития, а также объемы инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в предполагаемой зоне. Кроме того, в стратегии развития необходимо отразить значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития и которые должны
отражать рост значений таких показателей, как доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям; уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, среднегодовые показатели развития промышленного и сельскохозяйственного производства, среднедушевой доход и прожиточный минимум. Обязательным условием является уменьшение показателей миграционного прироста, уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, доли длительной (более одного года) безработицы и доли ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда.
Таблица
Регионы РФ, на территории которых допускается создание зон территориального
развития
Субъект РФ, на территории которого допускается создание зон территориального развития Федеральный округ, в состав которого входит субъект РФ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Республика Адыгея Южный
Республика Алтай Сибирский
Республика Бурятия Сибирский
Республика Дагестан Северо-Кавказский
Республика Ингушетия Северо-Кавказский
Кабардино-Балкарская Республика Северо-Кавказский
Республика Калмыкия Южный
Карачаево-Черкесская Республика Северо-Кавказский
Республика Карелия Северо-Западный
Республика Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский
Республика Тыва Сибирский
Чеченская Республика Северо-Кавказский
Забайкальский край Сибирский
Камчатский край Дальневосточный
Приморский край Дальневосточный
Амурская область Дальневосточный
Ивановская область Центральный
Курганская область Уральский
Магаданская область Дальневосточный
Еврейская автономная область Дальневосточный
Если говорить о границах зон территориального развития, то их создание допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами или городскими округами. Муниципальные образования, на территориях которых допускается создание зоны территориального развития, могут не иметь общие границы, но должны находиться на территории одного субъекта Российской Федерации . Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается эта зона. При этом нельзя создавать зоны территориального развития на территориях нескольких субъектов РФ.
Кроме того, на территории одного муниципального образования не допускается создание зоны территориального развития и особой экономической зоны, поскольку особые экономические зоны также дают определенные преференции при осуществлении предпринимательской деятельности. Также нельзя создавать зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока страны.
В субъектах РФ, попавших в перечень, утвержденный Правительством страны, начались работы по разработке предложений о муниципальных образованиях, на территории которых возможно создание зон территориального развития. Например, правительством Амурской области в декабре 2013 г. было принято решение включить в список территорий
для предполагаемого образования таких зон, три муниципальных образования: «город Благовещенск», «город Райчихинск» и «Благовещенский район» . Отбор муниципальных образований производился по среднегодовым показателям за 4-х летний период (с 2009 по 2012 годы), которые не должны выходить за рамки предельных показателей, утвержденных губернатором области, а именно:
— среднегодовыой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на ду1у населения — не более 166 тыс. руб.;
— среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения — не более 110,2 тыс. руб.;
— среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы — не более 26 тыс.
руб.;
— доля безвозмездных поступлений в общих доходах бюджета муниципального образования — не более 80%.
Кроме того, обязательным условием является наличие не менее пяти инвестиционных проектов частных инвесторов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципалитета.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Поскольку создание зоны территориального развития не допускается в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также в границах муниципального образования, где создана или планируется к созданию особая экономическая зона, из анализа были исключены Селемджинский, Зейский, Тындинский районы, а также город Белогорск .
В перечень включаются муниципалитеты, имеющие значение интегрального показателя 5 баллов (по 1 баллу за соответствие каждому из вышеперечисленных условий), к которым относятся города Благовещенск, Райчихинск и Благовещенский район. Окончательное решение будет принимать Правительство Российской Федерации.
Таким образом, создание зон территориального развития, на территории которых будут предоставлены меры государственной поддержки путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику и создан специальный правовой режим для предпринимательской и другой экономической деятельности резидентов этой зоны, может стать существенным толчком в социально-экономическом развитии муниципальных образований и поднять уровень жизни их населения.
Библиографический список
1. ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Федеральный закон. Выпуск 23. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 20 с.
2. Постановление Правительства РФ №326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» от 10.04.2013 // Российская газета. — 16.04.2013.
3. Амурская область определила три зоны территориального развития // Деловое интернет-издание Дальнего Востока от 16.12.2013 : ZRPRESS.ru.