Жизненные ценности и ориентиры

Прежде чем определить свои ценности, нужно для начала понять, что это такое. Ваши ценности — это вещи, которые вы считаете наиболее важными в своей жизни и работе. Они определяют приоритеты и, в глубине души, являются мерой измерения, которую вы используете для того, чтобы ответить самому себе на один из самых важных вопросов: «Проживаю ли я свою жизнь так, как хочу?». Обычно, если наши ценности совпадают со стилем жизни и поведением, мы становимся счастливыми и чувствуем гармонию. В противном случае — испытываем неприятное чувство неловкости (иногда и когнитивный диссонанс), которое стремимся как можно быстрее загнать в подсознание, чтобы не ощущать. Вот почему так важно сознательно выявить свои ценности.

Как ценности помогают нам

Ценности существуют, осознаете вы их или нет. И жизнь может быть намного легче в том случае, если все-таки осознаете.

Если вы цените семью больше всего на свете, но работаете по 70 часов в неделю, будете ли вы ощущать стресс? Когда вы знаете свои ценности, вы можете принимать более разумные и подходящие именно вам решения. Подумайте над следующими вопросами:

  • Какая работа будет для меня подходящей?
  • Должен ли я согласиться на повышение?
  • Должен ли я начать собственный бизнес?
  • Должен ли я следовать традициям или найти собственный путь?
  • Должен ли я отстаивать свою точку зрения или идти на компромисс?

Выделите себе 20 минут и честно ответьте на эти вопросы. Возможно, вы осознаете, что отстаивать свою точку зрения вы должны, но с близкими людьми будете идти на компромисс.

Определение своих ценностей

Когда вы определите свои ценности, то поймете, что действительно важно для вас. Отличный способ сделать это — оглянуться на свою жизнь и определить, в каких ситуациях вы чувствуете себя уверенно, а настроение повышается.

1

Определите ситуации, в которых вы счастливее всего

Вспомните примеры из личной и профессиональной жизни:

  • Чем вы занимались?
  • Были ли вы с другими людьми? С кем именно?
  • Какие другие факторы вносили вклад в ваше счастье?

2

Определите ситуации, в которых вы гордитесь собой сильнее всего

  • Когда вы были горды собой?
  • Разделяли ли другие люди вашу гордость за себя? Кто это был?
  • Какие еще факторы вносили вклад в вашу гордость за себя?

3

Определите ситуации, в которых чувствуете себя состоявшимся и удовлетворенным

  • Какие ваши желания были исполнены?
  • Какие события придавали вашей жизни смысл и почему?
  • Какие еще факторы вносили вклад в ваше чувство удовлетворенности?

4

Определите свои ценности, исходя из вашего опыта счастья, гордости за поступки и наполненности

Почему некоторые события вашей жизни вы считаете наиболее важными и счастливыми? Выделите главные ценности (от пяти до десяти):

  • Ответственность
  • Достижения
  • Исследование
  • Альтруизм
  • Храбрость
  • Спокойствие
  • Контроль
  • Творческий подход ко всему
  • Эмпатия
  • Открытость
  • Стремление к мастерству
  • Любовь
  • Справедливость
  • Здоровье
  • Тяжелая работа
  • Семья
  • Верность
  • Позитивность
  • Самоконтроль
  • Служение людям
  • Простота
  • Счастье
  • Спонтанность
  • Взаимопонимание

Вы можете использовать этот список, однако следует помнить, что он неполный, поэтому вполне возможно, что некоторые ценности вы сможете добавить в него самостоятельно.

5

Выделите ключевые ценности

Это очень важный и трудный шаг, потому что вам нужно заглянуть глубоко в себя.

  • Напишите список главных своих ценностей.
  • Посмотрите на первые две ценности и задайте себе вопрос: какая из этих двух ценностей важнее для меня? Вспомните события прошлого, чтобы понять, какая ценность делает вас гордым за себя и счастливым.
  • Сравнивайте ценности между собой и выявите три главные. Впрочем, со временем вы можете понять, что что-то является для вас более важным. Прислушивайтесь к себе и делайте выводы.

6

Подтвердите список своих ценностей

  • Позволяют ли вам эти ценности чувствовать себя хорошо?
  • Горды ли вы собой, придерживаясь их?
  • Стараетесь ли вы соответствовать этим ценностям? Не выбрали ли вы их лишь потому, что большинство их придерживается? Это необязательно плохо, однако подумайте об этом.

Главный признак того, что ценности выбраны правильно — это ощущение наполненности и целостности. Это значит, что ваши чувства, мысли и слова соответствуют вашим действиям.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Самопознание

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим жизненным ценностям, жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего в жизнь вторгается беспокойство и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и принимать верные решения, что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Что главное в жизни?

Определить свои приоритеты – это очень важно, т.к. чёткое понимание жизненных ценностей способствует формированию характера, контролю действий, желаний и, конечно же, решений.

Естественно, установки у людей разные, но всё же есть возможность назвать что-то, что в большей степени характерно для всех людей; что-то, что имеет для них первостепенное значение.

Так что же это может быть?

Среди главных жизненных ценностей людей можно выделить следующие:

  • Оптимизм – ценнейшее качество, позволяющее видеть хорошее абсолютно во всём. Да и у людей, отличающихся оптимизмом, жизнь сама по себе лучше, а плохое случается существенно реже, т.к. их отличает высокая способность к преодолению проблем
  • Любовь – пожалуй, то, что присуще большей части людей. Но понимать её следует не только как романтическое чувство, но и как отношение к окружающему миру и живым существам в нём, пропитанное добром и состраданием
  • Вера в людей – чувство, которое распространяется как на окружающих, так и на себя самого. Сюда можно отнести и решительность, и силу воли, и чувство доверия. Всё это может помочь человеку преодолеть жизненные трудности и быть способным прийти на помощь другому
  • Понимание – то, что необходимо большинству из нас. Если в жизни есть понимание, то поступки других людей, какими бы они ни были, практически всегда можно понять, ведь видны их истинные причины. Понимание освобождает от обид, гнева, депрессий, ощущения потери контроля над своей жизнью и многих других отрицательных эмоций и состояний
  • Толерантность – особая форма терпимости и понимания, позволяющая находиться в гармоничном состоянии с самим собой и окружающими людьми, даже если что-то в них кажется крайне абсурдным и неприемлемым
  • Уважение – ещё одна очень важная ценность, предоставляющая каждому возможность видеть в окружающих людях самое лучшее и находить силы для исправления своих собственных недостатков. Не бывает идеальных людей, но если есть уважение, то замечать в каждом что-то светлое и хорошее можно безо всяких проблем. И здесь интересно то, что, чем больше человек уважает других, тем больше они уважают его
  • Терпение – поистине особенная ценность, которая способствует созданию в сознании человека самого лучшего состояния, позволяющего не только со спокойствием и смирением принимать других людей и вызовы жизни, но и принимать наиболее верные и обдуманные решения
  • Дисциплина – многие путают это понятие по своему качеству с рутиной, но между ними есть большая разница. Рутина предполагает однообразие и следующую за ней скуку, а дисциплина – это особое настроение, согласно которому, человек делает то, что должен, и то, что важно для него. Конечно, это требует сильного характера, зато результат оправдывает самые смелые ожидания
  • Честность – её можно назвать фундаментом любых других жизненных ценностей. Если быть честным с самим собой, можно чётко осознать свои особенности и понять свои главные принципы и установки. А если быть честным с другими, это позволит выстроить наиболее продуктивные взаимоотношения
  • Благодарность – не зря говорят, что за всё, даже за плохие события в жизни нужно говорить миру «спасибо». Если человек культивирует в себе ощущение благодарности к окружающей реальности и другим людям, его жизнь удивительным образом начинает налаживаться и приносить гораздо больше хороших событий, положительным эмоций и ярких впечатлений
  • Прощение – развитая способность прощать автоматически нейтрализует такие деструктивные состояния, как гнев, обида, душевная боль, нередко заставляющие людей годами жить прошлым. Когда человек отпускает от себя обиду, он сам создаёт себе все условия для движения вперёд по жизни
  • Надежда – эту внутреннюю ценность можно без обиняков назвать источником энергии, придающим силы и согревающим в ситуациях, когда всё идёт из рук вон плохо, и нет никакого «света в конце тоннеля». Надежда даёт человеку уверенность в том, что всё будет хорошо, и свято верить, что «самый тёмный час перед рассветом»
  • Дружба – если человек ценит дружбу, значит, в его жизни есть не только те люди, с которыми можно хорошо провести время, но и те, кто поддержит в трудную минуту, даст совет, станет опорой и будет рядом, когда это необходимо
  • Семья – конечно же, семья испокон веков являлась одной из главных ценностей всех людей. Причин этому может быть много: и продолжение рода, и возможность подарить миру частичку себя, и возможность провести старость в кругу любимых и т.д.

Несомненно, не все эти ценности могут быть важны для каждого из людей, но это и не столь важно. Важнее то, что эти ценности есть, и все их объединяет какая-то созидательная составляющая, и если у всех людей планеты среди главных ценностей есть хотя бы одна из названных выше, значит, в каждом есть что-то хорошее. Но давайте продолжим.

Далеко не все люди могут чётко понять, какие ценности движут ими по жизни, а это говорит о том, что есть, над чем задуматься, и есть, с чем работать.

Как определить свои жизненные ценности?

Для определения жизненных ценностей сегодня существует довольно большое количество приёмов и методик. Мы же расскажем о самом простом варианте.

  1. Запишите на листе бумаги всё, что считаете важным в своей жизни, но важным настолько, что не сможете без этого жить, если этого не будет.
  2. Список может получиться довольно длинным, но теперь его нужно пересмотреть. Спрашивайте себя на каждом пункте о том, действительно ли это является тем, без чего вы станете абсолютно несчастны, или от этого можно было бы отказаться? Если есть хоть даже небольшое сомнение по какому-то пункту, смело вычёркивайте его.
  3. Повторяйте шаг №2, пока в вашем списке не останется не более десяти пунктов. Полученный в результате список и можно считать списком ваших главных жизненных ценностей, опираясь на который и следует в дальнейшем строить свою жизнь.

Помните о том, что ваши основные жизненные ценности будут сформированы на основе всего, что было в вашей жизни, и будут включать в себя не только ваши личные мнения, но и мнения тех людей, которые для вас что-то значат: родителей и других членов семьи, друзей и наставников (учителей, преподавателей и т.п.), людей, которыми вы восхищаетесь и т.д. Кроме того, воздействие будет оказано и социокультурными особенностями, тенденциями в обществе, религиозными институтами и много чем ещё.

Люди, которые отличаются наибольшей эффективностью и оптимизмом, всегда стараются учесть максимальное количество факторов, оказывающих влияние на их жизненные ценности, и, по возможности, отсечь лишние. По этой причине опираться вам нужно стараться лишь на те значения, которые являются самыми важными для вас, и которые с годами сформировали вас как личность. Если вы будете действовать таким образом, то ваши жизненные ценности станут для вас предельно мощным инструментом, способным помочь сделать себя и свою жизнь лучше и оказать поддержку в любых трудностях, которые будут встречаться на вашем пути.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Мы прекрасно понимаем, что определить свои главные жизненные ценности может быть не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому мы предлагаем вам не просто составить список своих приоритетов и выбрать из него наиболее значимые, а провести всестороннюю оценку своей личности: узнать жизненные ценности, особенности характера и темперамента, преимущества и недостатки, тип личности, предрасположенности и даже виды деятельности, подходящие вам более всего. Всё это и многое другое ждёт вас в нашем курсе по самопознанию, который не имеет аналогов ни в электронном, ни в письменном виде. Переходите по .

Ключевые слова:1Самопознание

«Дар напрасный, дар случайный,

спрашивал в одном из своих стихотворений А. С. Пушкин.

Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос о смысле его жизни. Для чего я появился на этот свет? Чего хочу достичь в своей жизни? Что может сделать меня счастливым?

Есть тысячи ответов на эти «вечные» вопросы.

Древнегреческий философ Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, которое он понимал не как чувственное наслаждение, а как свободу от физической боли, душевных страданий, страха смерти.

Последователи другого античного мыслителя Сократа считали конечной целью человеческих устремлений добродетель. Добродетель же состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение, по их мнению, делает человека независимым от внешнего мира.

Религиозные люди видят смысл жизни в служении Богу.

Советский писатель Николай Островский в книге «Как закалялась сталь» смысл жизни определял так: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Но сколько бы ответов на вопрос о смысле жизни не слышал человек, смысл собственной жизни может определить только он сам. И делает он это, опираясь на свои убеждения, своё мировоззрение.

Вы уже знаете, что именно убеждения человека позволяют ему выделить в жизни главное и второстепенное, то есть построить собственную иерархию ценностей.

Санкт-Петербургские социологи провели в 2006 г. опрос среди школьников города, чтобы выяснить, что молодые люди считают главными ценностями. Ответы вы можете увидеть на диаграмме (при анкетировании можно было выбирать несколько вариантов). Как видите, приоритетными для школьников были семья, друзья, здоровье и интересная работа.

Сходная иерархия ценностей и у российских студентов. В том же году социологи попросили юношей и девушек вузов разных регионов России ответить на вопрос: «Что для вас означает жить хорошо?». Ответы распределились следующим образом. Жить хорошо – это значит: быть материально обеспеченным и иметь хорошую работу, иметь семью, любить и быть любимым, быть здоровым.

Правильный выбор профессии, работа, которая приносит удовлетворение и материальный достаток – одна из важнейших жизненных ценностей молодых людей. Многие из вас, вероятно, уже задумывались над этим вопросом. Подойти к его решению надо обдуманно. Человек, который подходит неосознанно к выбору профессии, похож на путника без дорожной карты.

В замечательной сказке английского математика Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» приведен весьма примечательный диалог по этому поводу между девочкой Алисой и Чеширским Котом:

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? – спросила Алиса.
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне всё равно … – сказала Алиса.
– Тогда всё равно, куда идти, – заметил Кот.
– Только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.

Выбор профессии должен делаться человеком, как под влиянием жизненных ориентиров и ценностей, так и с учётом своих интересов и способностей.

Профессий в мире очень много – около 50 тысяч. Единый тарифно-квалификационный справочник России насчитывает более 7 тысяч. Согласитесь, это тоже немало. Свою профессию легче будет найти, если к поиску отнестись системно.

Все профессии принято делить на типы, классы, отделы и группы. Такое деление предложил советский и российский психолог Евгений Александрович Климов.

Что означают эти таинственные буквы?

Выделяют 5 типов профессий, в зависимости от того с кем или чем придется иметь дело человеку:

· человек – живая природа. Выбрав профессию этого типа, вы будете иметь дело с растениями, животными или микроорганизмами, став, например, озеленителем, плодоовощеводом, ветеринаром, агрономом или микробиологом.

· человек – техника: профессии этого типа – автослесарь, электрик, механик, инженер, технолог.

· человек – человек: к этому типу мы относим продавцов, парикмахеров, менеджеров, учителей, врачей.

· человек – знаковая система: люди профессий этого типа работают с естественными и искусственными языками, цифрами, формулами. Это – программисты, чертежники, математики, редакторы издательств.

· человек – художественный образ: профессии этого типа – художник, оформитель, киноактёр, артист балета, эстрадный исполнитель.

Если вы определились с типом, стоит задуматься над выбором класса профессии.

· Гностические профессии предполагают использование уже имеющихся знаний: узнавание, контроль, классификация, сортировка, проверка по заранее известным признакам. Так, например, в типе «человек – природа» гностической можно считать профессию дегустатора, а в типе «человек – знак» –бухгалтера-ревизора.

· Преобразующие профессии направлены на изменение объекта или его свойств. Например, в типе «человек – человек» к этому классу можно отнести профессию учителя, а в типе «человек – техника» — слесаря-ремонтника.

· Изыскательные профессии предполагают изобретение, придумывание, поиск нового варианта решения. В качестве примера можно привести программиста (тип «человек – знак») или композитора (тип «человек – художественный образ»)

Если вы решили, с каким объектом (с кем или чем) вы хотите работать, и какую цель при этом преследовать (работать с чем-то известным, или создавать нечто новое), подумайте, какие средства труда вы хотели бы применять: ручные, машины или автоматизированные системы. Может быть, для вас более привлекательна работа с мысленными образцами, эталонами? Например, актёр в театре стремиться донести до зрителя образ своего героя, сделать понятным его внутренний мир.

И последнее, что вы должны определить для себя: в каких условиях вы хотели бы трудиться: в помещении, офисе (так сказать, в «бытовых» условиях), или на открытом воздухе. Может, вы готовы работать в необычных условиях: под землей или на высоте. Также выделяют группу профессий, связанных с повышенной моральной ответственностью: воспитатель детского сада, следователь, врач.

Как видите, чтобы выбрать профессию, соответствующую вашим возможностям и склонностям, надо как следует изучить себя. В этом вам могут помочь ваши родители, друзья, учителя, психолог вашей школы и центра профориентации. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Но помните: решение принимать вам.

Вы, наверняка, хотите, чтобы ваша будущая работа приносила вам не только личное удовлетворение, но и материальный достаток, общественное признание. Поэтому, кроме собственных желаний и возможностей, необходимо учитывать и востребованность профессии, которую вы выбираете. Иногда модная, и поэтому престижная профессия, привлекает многих молодых людей, и в стране или в отдельном регионе появляется переизбыток кадров данной специальности. Некоторые профессии отмирают в связи с коренными изменениями в производстве, появлением новой техники и технологий.

Иначе говоря, выбирая профессию, нужно учитывать не только свои «хочу» и «могу», но и общее «надо».

Облегчить эту сложную задачу может знание основных принципов принятия решений.

§ Принцип «супермаркета». Супермаркет – большой магазин. В нём у покупателя всегда есть варианты выбора, а значит, возможность купить самый подходящий товар. Жизнь предлагает нам множество вариантов профессиональной карьеры. Но некоторые молодые люди торопливо, не подумав, как следует, упираются только в один вариант, а остальные отбрасывают: «Это не для меня!» Не спешите уходить из супермаркета, у Вас есть ещё время попривередничать, поперебирать варианты.

§ «Принцип переселения на Луну». Если Вы просто для собственного удовольствия любуетесь луной, то Вам всё равно, как устроена её оборотная сторона. Но если Вы собрались туда переселиться, выбрали Луну для жительства, то полезно выяснить, что же творится на тёмной стороне. У всего есть светлая и тёмная, сторона, «+» и «-«. Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.

§ «Принцип идущего в Киев». Допустим, Вам хочется в Киев, а Вы не знаете, как туда попасть. Что Вам делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведёт. Чем больше Вы будете расспрашивать своих друзей, учителей, родственников, школьного психолога, тем яснее поймёте, чего Вы хотите и что можете получить.

§ «Принцип обладателя бинокля». Если Вы стоите на развилке дорог, а на шее у Вас бинокль, то глупо не посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и лучше поймёте, что Вас ожидает в пути и в конце дорог. Если Вы стоите перед разными вариантами карьеры, не поленитесь – проверьте последствия каждого выбора. Последствия ближние (чем каждый вариант обернётся через 1-3 года), и последствия дальние (через 10-15 лет). У шахматистов это называется «просчитать ходы».

§ «Принцип целостного ума». У Вас есть две руки, и глупо было бы ремонтировать стул или заплетать косу только одной. Тем более глупо пользовать при построении карьеры только одной частью ума. У Вас есть левое и правое полушарие. Левое, в основном, отвечает за абстрактное мышление, за анализ и синтез, за логичность. Правое – работает конкретными и воображаемыми образами («картинками»). Только при активной и согласованной работе всех частей – левого и правого полушария, сознания, подсознания и интуиции – у Вас есть шанс сделать точный выбор.

§ «Принцип покупки лошади у цыгана». В прежние времена на сельских ярмарках всегда можно было встретить весёлых цыган, торговавших лошадьми. Подойдет к такому цыгану глупый крестьянин, позарившись на дешевизну. Стоит столбом, любуется на лошадь, цыгана заслушался, в уме экономию подсчитывает. И оглянуться не успеет, как деньги отдал цыгану, и тот растворился в толпе. В руке уздечка. Потянул за неё, а лошадь – хромая, хвост приклеен. Да и не лошадь это вовсе, а корова. А разве ж так умный покупает? Он десять раз лошадь обойдёт, и в зубы заглянет, и копыта проверит, и за гриву дёрнет. Всесторонний подход! Смотреть односторонне, когда выбираешь карьеру, тоже дело рискованное. Жизнь, конечно, не цыган, но корову не корову, а пустые многолетние хлопоты купить можешь запросто. При принятии решения необходимо собрать недостающую информацию. Но не впадайте в другую крайность, стараясь собрать 100% информации – вы можете потерять время.

§ «Утешительный». «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт нужно ошибаться», – говорил успешный американский бизнесмен и писатель Харви Маккей.

Не бойтесь ошибиться при построении карьеры. У Вас будет возможность исправить ошибки, и не один раз.

Подведем итог.

· Вопрос о смысле жизни относится к «вечным» вопросам, которые рано или поздно встают перед каждым человеком.

· Ответ на него зависит от жизненных ориентиров и ценностей личности.

· Одной из главных ценностей для молодых людей является профессия, овладение которой дает возможность самореализоваться и обеспечить достойные материальные условия жизни.

· Выбор профессии предполагает учёт своих способностей, возможностей и желаний, а также потребностей общества.

«Найдите то, что вам нравится делать, и в вашей жизни не будет ни одного дня тяжкого труда». (Х. Маккей)

15. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, место в этом мире, выражающееся в системе ценностей и идеалов личности.

Мировоззрение возникает как сложный результат взаимодействия психики человека с окружающей средой. Важной чертой мировоззрения являются социальные ценности и установки человека. Мировоззрение является фундаментальным социальным качеством человека, формируется с детства и закладывает ядро личности.

Синонимом мировоззрения является миропонимание, т. е. восприятие, ощущение, созерцание, оценка окружающего мира, природы, общества и человека.

В систему мировоззрения входят: мысли и чувства человека, его идеи и идеалы, действия и интересы, сознательное и бессознательное. Уровни мировоззрения: теоретический уровень (наука, философия); жизненно-практический уровень (обычаи, опыт традиции); личностный уровень (знания, ценности и нормы поведения человека).

Исторические типы мировоззрения:

• магическое мировоззрение – возникло в первобытности и объясняло все причины природных явлений магическими процессами, основывалось на системе верований и обрядов;

• мифологическое мировоззрение получило распространение в античности. Миф – древняя форма мировоззрения, отвечавшая на вопросы о происхождении мира, его устройстве, возникновении человека. Главная функция мифологического мировоззрения – объяснить миропорядок и регулировать общественные отношения;

• религиозное мировоззрение получило развитие с появлением религий, имеет духовно-практический характер, основывается на вере в существование бога и системе догм, верований и церквей (крупнейшие мировые религии: христианство, ислам и буддизм);

• философское мировоззрение – система основополагающих идей в составе миропонимания человека и общества. Философское мировоззрение стремится дать ответы на наиболее общие вопросы о месте человека в мире, духовных ценностях и идеалах, об убеждениях, о познаваемом и непознаваемом, об истине и т. п.

• научное мировоззрение появилось с возникновением науки с XVII в., с эпохи Просвещения. Оно опирается на научное познание и достижения науки. Включает в себя научную картину мира, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с окружающей средой. Важной чертой научного мировоззрения является опора на научно обоснованные достижения и открытия, реальность и фактическую подтверждаемость, опора на практическую деятельность (научные методы);

• смешанное мировоззрение включает в себя элементы научного, философского, религиозного и других мировоззрений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >



Что же такое ценностные ориентиры?

«Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека».

Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой.

В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности.

Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка.

Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.

Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.

Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.

Опираясь на данные исследования М. Рокича, можно сделать некоторые выводы: о чем мечтают наши выпускники и что для них важно, о чем они думают и мечтают, а также каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.

Мною был проведен тест по методике М. Рокича среди выпускных классов 9 а и 12 а. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. То же самое проделать со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная должна была остаться последней и занять последнее 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.

Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:

  1. Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений и внутренних противоречий).
  4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:

  1. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
  2. Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов.
  3. Жизнерадостность и честность.
  4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим).
  5. Исполнительность (дисциплинированность).

В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, наши выпускники, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентиры как некие цели, то чего им хочется добиваться в жизни, то чем хочется обладать. Будь то семья, успех в творчестве или работа. Проанализировав высказывания, выяснилось, что выпускники, заинтересованы не только в материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как дружба, творчество. Что касается успеха, то они считают, что больше всего его добиться помогут личные качества.

Наша задача, воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Для формирования у молодых людей нравственных суждений, оценок и понятий, воспитания нравственных убеждений применяю следующие формы работы: беседы, воспитательные часы, устные журналы, использую презентации. На своих воспитательских занятиях использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы воспитания, позволяющие сделать непосредственно нашу воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Во время проведения воспитательских часов, бесед и диспутов стараюсь, чтобы они, не переходили в назидательность. В беседе мы много обсуждаем с воспитанниками жизненные ситуации, имеющие нравственное содержание, так как они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения в обществе. В процессе бесед воспитанники учатся оценивать отношение к своему поведению, а также поведению других людей.

Хороший результат в нашей работе дают игровые ситуации проблемно-поискового характера. Упражнения максимально сближают воспитанников; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания.

Например, игра «Волшебный магазин».

Цель: осознание своих положительных и своих отрицательных черт характера.

Воспитанникам предлагается подумать, какими качествами они обладают. Затем нужно представить себе волшебный магазин, в котором на обмен своих качества, каждый может получить другие личностные качества, нужные для себя (ум, честность, смелость, лень, занудство, равнодушие). «Покупатель» отдаёт свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется и сколько он мог бы дать взамен и т. д. В заключении дискуссии воспитанники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

Игра «Я не такой, как все, и все мы разные».

Цель: осознание воспитанниками своей незаменимости и своей ценности.

Воспитанникам предлагается в течение 5 минут нарисовать или описать, что такое «радость» с помощью цветных карандашей или мелков. Подчеркивается детям, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. Когда задание будет выполнено (рисунки не подписываются) всё вместе с описанием вкладывается в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все рисунки перемешиваются, вытаскивается большая пачка, которую ребята рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи. Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

В заключении хочется сказать, что задача воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.

Литература:

Жизненные ценности и ориентиры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *