Содержание
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации |
Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения |
Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
В феврале 2019 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета |
Значение |
1–17 |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
Финансовое обеспечение |
|
19–21 |
Объект учета |
Группа объекта учета |
|
Вид объекта учета |
|
24–26 |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .
Проводки в бюджетном учете в 2019–2020 годах
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 — 2020 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2019 № 297н.
Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.
Пример
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).
Таблица 3
Наименование хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб. |
КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» |
КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» |
6 750 |
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб. |
КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов» |
КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» |
1 750 |
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб. |
КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате» |
КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» |
754 000 |
Удержан НДФЛ с зарплаты |
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» |
КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» |
98 020 |
Зарплата выплачена на банковские карты работникам |
КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» |
КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» |
655 980 |
Начислены страховые взносы с зарплаты |
КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» |
КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» |
227 708 |
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь |
КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» |
КИФ 020111610 |
325 728 |
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца |
КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
КРБ 040120200 «Расходы экономического субъекта» |
983 458 (1 750 + 754 000 +227 708) |
Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:
- «Бюджетный учет основных средств в 2019 — 2020 годах (нюансы)»;
- «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».
Итоги
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Главная — Статьи
Налоговая норма
Казалось бы, что эта проблема не нова. Однако до сих пор единой позиции по ее разрешению не выработано. Арбитражная практика также неоднозначна. А некоторые налогоплательщики вообще не видят никаких препятствий: для поставщика — перевыставить покупателю продукции счет-фактуру, полученный от перевозчика, для покупателя — принять к вычету перепредъявленный по услугам перевозки НДС. Тем не менее факт остается фактом — гл. 21 НК РФ такой нормы не предусмотрено. Почему? Может быть, проблемы вовсе и нет, и главное — грамотно в правовом смысле оформить отношения между сторонами договора поставки? И пожалуйста, дорога открыта как для поставщика — чтобы перепредъявить НДС от перевозчика, так и для покупателя — чтобы принять его к вычету.
Правовое регулирование
Для начала разберемся в правовом регулировании перевозочной деятельности, осуществляемой на железнодорожном транспорте.
К основным нормативным актам, регулирующим перевозочную деятельность железнодорожным транспортом, которые необходимы в качестве источника информации для бухгалтера, ведущего учет транспортных расходов, оказанных железной дорогой, относятся Федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ).
Гражданско-правовые отношения между исполнителем и заказчиком по перевозке грузов по железной дороге регулируются Гражданским кодексом. Согласно его ст. 785 доставка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор об организации перевозок
Итак, несмотря на то, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, отражающий вид, объем, качественные характеристики поставляемого товара, цены, сроки поставки, вид используемого транспорта и прочие условия, для осуществления доставки продукции железнодорожным транспортом необходимо заключить в письменной форме отдельный договор об организации перевозок (ст. 10 УЖТ). В нем определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, а также иные условия. Как правило, действует такой договор в течение одного года. При систематическом осуществлении перевозок грузов грузоотправители, грузополучатели могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры.
Следует сказать, что стоимость транспортных услуг по доставке продукции, оказываемых железной дорогой, может включать стоимость не только железнодорожного тарифа, взимаемого непосредственно за перевозку, но и вспомогательных услуг, необходимых для доставки продукции, например стоимость крепления и приспособлений, погрузочно-разгрузочных работ, запорно-пломбировочных устройств, плату за пользование вагонами, контейнерами, за хранение грузов, за простой и другие расходы.
Почему мы заостряем внимание на этом? Дело в том, что перепредъявить покупателю можно только те расходы по доставке, которые согласованы договором. Например, если в договоре прописано, что покупатель возмещает стоимость железнодорожного тарифа, то расходы за подачу и уборку вагонов перепредъявить покупателю поставщик уже не сможет (см. Постановление ФАС УО от 08.11.2007 N Ф09-8611/07-С5). Соответственно, он не сможет перепредъявить НДС, относящийся к расходам, которые не закреплены договором как возмещаемые. Во избежание спорных моментов в отношении затрат поставщика, которые ему возмещает покупатель, необходимо детализировать предмет договора между ними в части расходов по доставке продукции с указанием конкретных услуг.
Обратите внимание! При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (ст. 431 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Порядок учета транспортных расходов, оказываемых железной дорогой, определяется исходя из условий заключенного между сторонами договора поставки. Здесь возможны два случая. В первом — затраты по доставке продукции до покупателя включаются в отпускную цену продукции (товара), во втором — возмещаются покупателем согласно счетам, выставленным поставщиком в его адрес.
В первом случае расходы списываются с кредита счета учета расчетов с железной дорогой в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а сумма НДС — в дебет счета 19 «НДС по выполненным работам и оказанным услугам» (п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
В отношении второго случая, который, собственно, нас интересует больше (поскольку именно в этой ситуации возникает необходимость перевыставлять счета-фактуры), в том же п. 215 сказано: транспортные расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с кредита счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину НДС, причитающуюся (уплаченную) транспортной организации. Эта сумма НДС предъявляется к оплате покупателю продукции.
Таким образом, в бухгалтерском учете порядок отражения транспортных расходов, понесенных поставщиком за счет покупателя и в его пользу, законодательно закреплен.
Пример 1. По договору поставки ООО «Квадро» реализует готовую продукцию на сумму 23 600 000 руб. (в том числе НДС — 3 600 000 руб.), организуя ее доставку до покупателя железнодорожным транспортом. Стоимость услуг по перевозке составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Себестоимость отгруженной продукции — 18 000 000 руб. По договору с железной дорогой до отгрузки продукции в адрес покупателя поставщик перечислил на свой лицевой счет по расчетам за перевозки предварительный платеж в сумме 1 200 000 руб. В тот же день им была получена предоплата за продукцию от покупателя в размере 100%. По условиям договора поставки транспортные расходы покупатель не возмещает.
В бухгалтерском учете ООО «Квадро» данные операции будут отражены следующим образом: