Земельный налог проводки

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

Согласно п. 11, 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

2 401 10 130

2 401 10 180

2 303 03 000

159, 179

– НДС

2 401 10 130

2 401 10 180

2 401 20 200*

2 303 04 000

159, 179

– иных налогов

0 401 20 200

0 109 00 200

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

Уплата налогов

2 303 03 000

2 303 04 000

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

0 201 11 000

0 201 21 000

161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество

4 401 20 290

4 303 12 000

120 000

Уплачен налог в бюджет

4 303 12 000

4 201 11 000

120 000

Увеличение

забалансового счета 18

(КВР 851, код 290 КОСГУ)

Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход от аренды

2 205 21 000

2 401 10 120

50 000

Поступила арендная плата на лицевой счет

2 201 11 000

2 205 21 000

50 000

Увеличение

забалансового счета 17

(код 120 КОСГУ)

Начислен НДС

2 401 10 120

2 303 04 000

7 627

Начислен налог на прибыль

2 401 10 120

2 303 03 000

8 475

Уплачен НДС в бюджет

2 303 04 000

2 201 11 000

7 627

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль в бюджет

2 303 03 000

2 201 11 000

8 475

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.

Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

* * *

Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 год

В дополнение …
ВОПРОС: По договору купли-продажи организация приобрела часть нежилых помещений в здании. На праве собственности другие помещения принадлежат другим организациям. Кроме того, в здании имеется имущество, являющееся общей собственностью, используемое всеми собственниками.
Как должна производиться уплата земельного налога и налога на недвижимость?
ОТВЕТ: При переходе земельного участка в общую долевую собственность, владение или пользование в решении соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка или передаче его в собственность указывается доля земельного участка каждого собственника, владельца или пользователя соразмерно доле строения.
В связи с этим для того чтобы исчислить земельный налог на земельный участок, находящийся в общем совместном пользовании нескольких юридических лиц при наличии общего строения, необходимо обратиться в соответствующий исполнительный и распорядительный орган для определения долей в совместном пользовании.
В противном случае уплата земельного налога производится юридическим лицом, имеющим право пользования земельным участком, т.е. тем, кому предоставлен земельный участок во владение, пользование либо собственность. Расходы, связанные с уплатой земельного налога, возмещаются дольщиками на основании заключенных договоров.
Д-т 20, 25, 26 и др. — К-т 68 — начислен земельный налог организацией, имеющей право пользования земельным участком, в части, относящейся к помещениям, принадлежащим этой организации;
Д-т 76 — К-т 68 — начислен земельный налог организацией, имеющей право пользования земельным участком, в части, относящейся к помещениям, принадлежащим другим организациям;
Д-т 51 (60, 76) — К-т 76 — уплачен (зачтен) земельный налог другими организациями (проводки составлены редакцией журнала).
Порядок уплаты налога на недвижимость по основным средствам определен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 14.
В случае если имущество находится в общей совместной собственности нескольких организаций, то налог на недвижимость уплачивается одной из организаций, определяемой по соглашению между ними. При этом все собственники несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких организаций, то налог на недвижимость уплачивается каждой организацией пропорционально ее доле в имуществе.
24.11.2006 г.
Светлана Головатая, главный государственный налоговый инспектор
управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 44, 2006 г.
ВОПРОС: По договору купли-продажи организация приобрела часть нежилых помещений в здании. На праве собственности другие помещения принадлежат другим организациям. Кроме того, в здании имеется имущество, являющееся общей собственностью, используемое всеми собственниками.
Как должна производиться уплата земельного налога и налога на недвижимость?
ОТВЕТ: При переходе земельного участка в общую долевую собственность, владение или пользование в решении соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка или передаче его в собственность указывается доля земельного участка каждого собственника, владельца или пользователя соразмерно доле строения.
В связи с этим для того чтобы исчислить земельный налог на земельный участок, находящийся в общем совместном пользовании нескольких юридических лиц при наличии общего строения, необходимо обратиться в соответствующий исполнительный и распорядительный орган для определения долей в совместном пользовании.
В противном случае уплата земельного налога производится юридическим лицом, имеющим право пользования земельным участком, т.е. тем, кому предоставлен земельный участок во владение, пользование либо собственность. Расходы, связанные с уплатой земельного налога, возмещаются дольщиками на основании заключенных договоров.
Д-т 20, 25, 26 и др. — К-т 68 — начислен земельный налог организацией, имеющей право пользования земельным участком, в части, относящейся к помещениям, принадлежащим этой организации;
Д-т 76 — К-т 68 — начислен земельный налог организацией, имеющей право пользования земельным участком, в части, относящейся к помещениям, принадлежащим другим организациям;
Д-т 51 (60, 76) — К-т 76 — уплачен (зачтен) земельный налог другими организациями (проводки составлены редакцией журнала).
Порядок уплаты налога на недвижимость по основным средствам определен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 14.
В случае если имущество находится в общей совместной собственности нескольких организаций, то налог на недвижимость уплачивается одной из организаций, определяемой по соглашению между ними. При этом все собственники несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких организаций, то налог на недвижимость уплачивается каждой организацией пропорционально ее доле в имуществе.
24.11.2006 г.
Светлана Головатая, главный государственный налоговый инспектор
управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 44, 2006 г.

Беларусь

Морозова Л., эксперт журнала

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2019

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры. Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства».

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx* 291

1 303 12 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 12 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 12 831

1 304 05 291

0 303 12 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

* Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

4 401 20 291

4 303 12 731

13 000

Перечислен налог в бюджет

4 303 12 831

4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

13 000

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx 291

1 303 13 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 13 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 13 831

1 304 05 291

0 303 13 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н будут составлены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

4 401 20 291

4 303 13 731

4 000

Перечислен налог в бюджет

4 303 13 831

4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

4 000

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx 291

1 303 05 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 05 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 05 831

1 304 05 291

0 303 05 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен транспортный налог

1 401 20 291

1 303 05 731

25 000

Перечислен налог в бюджет

1 303 05 831

1 304 05 291

25 000

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

Из этой консультации вы узнаете: о порядке уплаты бюджетными учреждениями земельного налога за земельные участки под зданиями, переданными в аренду, и отражении этих операций в учете.

Общие положения

Порядок взимания платы за землю регулируется разд. ХII Налогового кодекса (далее – НК). Согласно нормам ст. 269 НК плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование.

С 1 января 2015 года плата за землю, которая взимается в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, относится к местным налогам, которые устанавливаются органами местного самоуправления. Сельские, поселковые, городские советы в рамках своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов (ст. 277, 282 НК).

Следует обратить внимание на особенности предоставления внаем здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), определенные Гражданским кодексом (далее – ГК). Как предусмотрено п. 1 ст. 796 ГК, одновременно с правом найма (аренды) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также право пользования земельным участком, который прилегает к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. При этом в договоре найма стороны могут определить размер земельного участка, который передается нанимателю. Если такой размер в договоре не установлен, наниматель имеет право пользоваться всем участком, которым владел наймодатель (п. 2 ст. 796 ГК).

Плата, которая взимается с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 ГК).

Таким образом, арендодатели помещений, которые являются собственниками или постоянными пользователями земельных участков, являются плательщиками земельного налога в бюджет. Арендаторы помещений не являются плательщиками этого налога, однако они платят арендодателям дополнительно к плате за аренду имущества плату за пользование земельным участком согласно условиям договора аренды.

Порядок уплаты

Бюджетным кодексом (ч. 4 ст. 13) плата за аренду имущества бюджетных учреждений относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений, то есть к спецфонду сметы.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ГК к недвижимому имуществу относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценения и изменения их назначения. В письме Госказначейства от 11.08.10 г. № 17-06/1000-14985 указано, что плата за аренду здания, другого капитального сооружения (их частей) и плата за пользование земельным участком, на котором находится арендованное здание, сооружение (их части), должны зачисляться на один счет бюджетного учреждения, открытый для учета собственных поступлений за аренду имущества.

Напомним нормативно-правовые акты, которые определяют порядок обслуживания распорядителей средств государственного и местных бюджетов по поступлениям и расходам в органах Казначейства:

  • Порядок казначейского обслуживания доходов и других поступлений государственного бюджета, утвержденный приказом Минфина от 29.01.13 г. № 43;
  • Порядок организации работы органов Государственной казначейской службы Украины в процессе казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов по доходам и другим поступлениям, утвержденный приказом Госказначейства от 09.08.13 г. № 128 (далее – Порядок № 128);
  • Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938;
  • Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407.

А теперь рассмотрим поэтапно порядок перечисления платы за землю в бюджет в случае передачи в аренду имущества бюджетного учреждения.

Этап 1. Арендатор на основании заключенного договора перечисляет плату за пользование земельным участком, рассчитанную пропорционально к арендованной им площади здания, на счет бюджетного учреждения (арендодателя), которому земельный участок передан в собственность или предоставлен в постоянное пользование.

Для операций с арендными платежами распорядители бюджетных средств открывают в органах Казначейства счета по коду классификации доходов бюджета 25010300 «Плата за аренду имущества бюджетных учреждений» по балансовому счету Плана счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119 (далее – План счетов № 119):

  • 3125 «Счет для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений» – распорядители средств госбюджета (п. 14.1 Порядка № 128);
  • 3155 «Счет для зачисления в специальный фонд местных бюджетов собственных поступлений бюджетных учреждений» – распорядители средств местных бюджетов (п. 141.1 Порядка № 128).

То есть эти счета предназначены для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений.

Этап 2. Бюджетное учреждение – арендатор перечисляет плату за пользование земельным участком со счета 3521 «Регистрационные счета распорядителей по средствам общего фонда государственного бюджета» или 3522 «Регистрационные счета распорядителей по средствам специального фонда государственного бюджета» (распорядитель средств госбюджета) и/или со счета 3541 «Регистрационные счета распорядителей по средствам общего фонда местного бюджета» или 3542 «Регистрационные счета распорядителей по средствам специального фонда местного бюджета» (распорядитель средств местного бюджета) Плана счетов № 119 на счет 3125 (3155) арендодателя.

Операция по перечислению арендной платы осуществляется в соответствии со сметой по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (пп. 2.2.4 Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333, далее – Инструкция № 333).

Бюджетное учреждение – арендодатель перечисляет с соответствующего счета (3521, 3522, 3541, 3542) в бюджет земельный налог в соответствии со сметой по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы» (п. 2.6 Инструкции № 333).

Бухгалтерский учет

В бухучете арендодателя и арендатора операции по уплате арендной платы и земельного налога отражаются с применением субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов № 611) (см. таблицу).

Земельный налог проводки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *