Защита прав пациента

Пациент — лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.
Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Одной из важнейших статей Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) является статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:
— соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
— приоритет профилактических мер в области охраны здоровья;
— доступность медико-социальной помощи;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
— ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Статья 30 Основ содержит перечень указанных прав.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2. выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8. отказ от медицинского вмешательства;
9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала

Уважение и гуманность медиков по отношению к пациентам подразумевают под собой уважение пациента как личности, которая в связи с заболеванием претерпевает определенные сложности, а также чувство сострадания и человеколюбия по отношению к отдельно взятому пациенту, позволяющие последнему почувствовать, что причина обращения за медицинской помощью близка и понимаема врачом и что он предпримет все усилия, чтобы помочь пациенту.

Права и обязанности застрахованных лиц (пациентов)

Застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
— на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
— на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
— выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
— замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
— выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
— защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
— возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

Указанное право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.

Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов

Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций.
Определение объема медицинской помощи, включая консультации и проведение консилиумов, осуществляется лечащим врачом, а в отдельных случаях по согласованию с заведующим отделением, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Самарской области бесплатной медицинской помощи.

Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами

Установленное право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. В то же время следует обратить внимание на проблемы, возникающие при употреблении с целью устранения боли сильных наркотикосодержащих анальгетических лекарственных средств. Очевидно, что наряду с положительным влиянием на болевой центр, такие препараты способны вызвать привыкание к ним, что весьма негативно сказывается на дальнейшем существовании человека, как во время лечения, так и после его выздоровления.

Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам) лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.
Врачебная тайна — это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещается. С согласия гражданина или его законного представителя (назначенного им представителя, назначенного судом опекуна) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам.
Прежде всего, должностным лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Без разрешения пациента (или его представителя) передача сведений о нем считается незаконной (т.е. считается разглашением врачебной тайны).
В случаях, предусмотренных Основами, допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:
в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю (т.е. находящего в бессознательном, опасном для жизни и здоровья состоянии, и в ситуации, когда законный представитель пациента недоступен);
при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Информация, содержащая врачебную тайну, предоставляется только при наличии надлежащим образом оформленного официального запроса (постановления суда (судьи), следователя, дознавателя);
в случае оказания помощи ребенку в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (например, пациент является жертвой преступления). Информация о подобных случаях передается медицинским учреждением, службой скорой помощи в органы внутренних дел.
в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители, при отсутствии таковых — решает консилиум или лечащий врач.

Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно-опасные деяния.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей — судом.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования

Законодательство о здравоохранении определяет, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической или иной помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования. Взаимоотношения между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.

Возмещение ущерба пациенту в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

УДК (1-87)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

© 2013 г. О. А. Цыганова, Т. Г. Светличная

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Система защиты прав пациентов включают в себя широкий спектр инструментов: нормативно-правовое обеспечение (хартии, специальные законы, административные регламенты, договоры об оказании услуг), специальные органы и должностные лица (согласительные и этические комиссии, омбудсмены) и процедуры (альтернативное решение споров). Наиболее устоявшимися вне зависимости от особенностей законодательного регулирования считаются системы защиты прав пациентов Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и США .

Анализ систем целесообразно проводить на примере стран с наиболее сложившейся практикой обеспечения прав граждан, каковой является Великобритания. Система защиты прав пациентов Великобритании — это сеть различных государственных и общественных органов, независимых друг от друга и контролирующих те или иные аспекты реализации данных прав. Государственные органы представлены Государственным агентством по безопасности пациентов (The National Patient Safety Agency, NPSA), в задачи которого входит информирование, поддержка организаций и лиц, работающих в сфере здравоохранения, и влияние на них . Агентство включает три подразделения: службу сбора информации и обмена ею (National Reporting and Learning Service) с целью снижения рисков для потребителей медицинских услуг, обеспечения их безопасности; службу клинической оценки (National Clinical Assessment Service), поддерживающую разрешение недоразумений, связанных с работой отдельных практикующих врачей для контроля безопасности и должной оценки их деятельности; службу этичности в исследованиях (National Research Ethics Service), защищающую права, безопасность, достоинство и благополучие граждан, участвующих в исследованиях. Кроме того, с 2003 года в Великобритании существует Независимая служба защиты интересов пациентов (The Independent Complaints Advocacy Service, ICAS), которая помогает желающим подать жалобы по поводу своего лечения или ухода .

Следующий субъект системы защиты прав пациентов Великобритании — Комиссия контроля качества (Care Quality Commission), отвечающая за качество и безопасность медицинских услуг . Она является независимым регулятором качества медицинских и социальных услуг путем проверки их соответствия стандартам качества и безопасности. Финансирование комиссии осуществляется за счет неправительственных поступлений и государственных грантов. Она начала действовать с января 2009 года, заменив собой Комиссию по здравоохранению (Healthcare Commission), Комиссию социальной инспекции по уходу (the Commission for Social Care Inspection) и Комиссию по охране психического здоровья (Mental Health Act Commission).

Система оценки сбора жалоб и врачебных ошибок построена в

В статье представлен компаративный анализ сложившейся практики защиты прав пациентов в развитых странах. Проанализировано 8 отечественных и 38 зарубежных источников литературы. Выявлено, что система защиты прав пациентов в зарубежных странах чаще всего представлена: уполномоченными по правам пациентов, осуществляющими свою деятельность независимо от государственных органов; профессиональными этическими комиссиями; коллегиальными органами контроля медицинской деятельности. В создании здравоохранения, ориентированного на удовлетворение потребностей пациентов, значительную роль играют профессиональные медицинские и пациентские общественные организации. Ключевые слова: защита прав пациентов; омбудсмен здравоохранения; пациентские общественные организации; профессиональные медицинские ассоциации

Великобритании с участием еще двух органов — Службы уполномоченного по делам здоровья (Health Service Ombudsman) и Службы парламентского уполномоченного (Parliamentary Ombudsman) . Омбудсмен здравоохранения проводит независимые расследования по жалобам на неправильные и несправедливые действия медицинских учреждений или их работников либо на медицинские услуги ненадлежащего качества. Обычно он принимает жалобу к рассмотрению только после попытки разрешить проблему путем обращения в соответствующее медицинское учреждение или к врачу и получения от них ответа . Служба омбудсмена здравоохранения имеет три региональных отдела (Англия, Шотландия, Уэллс), которые укомплектованы профессионалами в области медицинского права и проводят юридическое расследование и медицинскую экспертизу при разборе жалобы. Для разрешения специальных медицинских вопросов привлекаются внешние эксперты. Существенную часть работы службы составляет анализ обращений граждан и подготовка предложений парламенту и правительству по действиям, необходимым для предупреждения подобных случаев . В отличие от омбудсмена здравоохранения парламентский омбудсмен обеспечивает независимую процедуру рассмотрения жалоб, осуществляемую на более высоком уровне для исправления ошибок, допущенных отдельными лицами, улучшения работы государственных служб и осведомления общественных структур. Парламентский омбудсмен проводит независимые расследования по жалобам на неправильные и несправедливые действия государственных органов и организаций Великобритании, а также других правительственных учреждений либо на предоставление ими услуг ненадлежащего качества .

Ранее в Великобритании соблюдение прав пациентов контролировали общественные советы по вопросам здравоохранения (Community Health Councils), созданные в 1974 году для обеспечения участия пациентов в Национальной службе здравоохранения. В настоящее время их задачи реализуют местные сети участия (Local Involvement Networks, LINks) , в обязанности которых входит мониторинг общественного мнения, разбор проблем и привлечение к ответственности соответствующих служб. LINks существуют на средства местных властей, но в их работе могут принять участие все желающие (активисты, профессионалы, общественные организации и заинтересованные группы). В качестве организации, защищающей права пациентов Великобритании, можно назвать и Национальную ассоциацию участия пациентов (National Association for Patient Participation) , целью создания которой является содействие сохранению здоровья на благо общества и становлению максимально возможного уровня первичной медицинской помощи посредством участия пациентов.

Значимый опыт накоплен Великобританией и в решении проблем становления современной системы контроля врачебных ошибок. Существенную роль

в этом сыграло Общественное движение в защиту жертв медицинских ошибок (Action against of Medical Accidents (AvMA), созданное в 1982 году . Наиболее серьезной проблемой AvMA считает отсутствие информации о реальном масштабе проблемы причинения вреда пациентам при оказании им медицинской помощи. Несмотря на проведенные исследования, конференции, сделанные запросы, неизвестна истинная статистика подобных случаев. AvMA обращает внимание на опасность имеющейся позиции системы медицинской помощи, считающей, что неблагоприятные последствия лечения пациентов — это неизбежный результат перегруженного работой и недофинансированного здравоохранения. Как результат — сокрытие и непризнание дефектов в работе. Благодаря деятельности AvMA была поднята проблема компетентности юристов для ведения судебных «медицинских» дел. Опыт AvMA показал, что жертвы медицинских случаев желают: объяснения случившегося; извинений, если это возможно; уверенности в том, что происшедшее с ними для медицинских работников послужило уроком и не должно повториться с другими; своевременной и адекватной компенсации в случае причинения вреда здоровью . Активная общественная деятельность AvMA способствовала тому, что проблема эффективности и доступности судебной системы страны для разрешения проблем пациентов была специально рассмотрена в парламенте в 1996 году. По итогам доклада (Access to Justice — Final Report Lord Woolf’s, 26 July 1996) были предложены законодательные изменения в деятельности системы здравоохранения и суда, касающиеся рассмотрения исков пациентов: включение правовой составляющей в программы профессиональной подготовки медиков; разработка досудебных протоколов рассмотрения врачебных ошибок; развитие альтернативных способов урегулирования споров; специальная подготовка адвокатов, занимающихся медицинскими делами. В 1999 году новые правила судопроизводства были законодательно утверждены. В настоящее время AvMA борется за право пациентов на компенсацию вреда, причиненного жизни (здоровью) вследствие невиновных действий медицинских работников .

Другой пример активно работающей системы защиты прав пациентов — система Франции, которая формируется по нескольким направлениям. Одним из важнейших является страхование профессиональной ответственности медицинских работников за ущерб, причиненный жизни или здоровью пациентов. Законом Франции о правах пациентов и качестве системы здравоохранения (2002) за счет страховых сумм предусмотрена компенсация вреда, причиненного жизни (здоровью) пациента, при несчастных случаях, произошедших при оказании медицинской помощи, ятрогенных заболеваниях и внутрибольничном инфицировании. Так, в 2005 году во Франции принято 367 судебных решений, на основании которых были произведены выплаты по страхованию гражданской от-

ветственности медицинских работников. Средняя сумма возмещений составила 170,3 евро на один случай. На досудебном уровне страховщиками было рассмотрено 11 662 претензии пациентов .

В случаях, когда персональная ответственность медицинского работника за инцидент отсутствует, гражданин Франции имеет право обратиться в Национальную службу возмещения ущерба, Национальную комиссию по несчастным случаям или региональную согласительную комиссию. Национальная служба возмещения ущерба (Office national d’indemnisation des accidents medicaux, des affections iatrogenes et des infections nosocomiales, ONIAM), являясь государственным учреждением и действуя под эгидой министерства здравоохранения, возмещает 24 % причиненного ущерба в случаях, когда невозможно установить конкретного причинителя вреда (невиновный вред). В 2008 году ONIAM выплатила гражданам Франции 80 млн евро в качестве компенсации за причиненный вред жизни (здоровью) . Национальная комиссия по несчастным случаям в медицинской практике (La Commission nationale des accidents medicaux, CNAMed), работу которой обеспечивают два министерства: здравоохранения и юстиции, ответственна за организацию экспертизы несчастных случаев в медицинской практике, формирует реестр экспертов и готовит для правительства доклады о частоте и структуре несчастных случаев в здравоохранении . Региональные примирительные комиссии жертв медицинских инцидентов, ятрогенных заболеваний и внутрибольничного инфицирования (Les commissions regionales de conciliation et d’indemnisation des accidents medicaux, des affections iatrogenes et des infections nosocomiales, CRCI) созданы для содействия процедуре досудебного разрешения конфликтов между пациентами и медицинскими работниками при несчастных случаях в медицинской практике . Также активно используемым элементом системы защиты прав пациентов являются ассоциации медицинских работников. Профессиональные медицинские ассоциации Франции создают дисциплинарные палаты, куда пациент может обратиться с жалобой на ненадлежащее оказание медицинской помощи. Жалоба может быть подана в региональную, межрегиональную или национальную дисциплинарную палату и рассмотрена профессиональным медицинским сообществом . В каждом учреждении здравоохранения также должны быть образованы комиссии по отношениям с потребителями и качеству медицинского обслуживания (des commissions des relations avec les usagers et la qualite de la prise en charge, CRUQPC), в функции которых входят контроль за соблюдением прав пациентов, консультации пациентов и их родственников, разбор претензий, подготовка предложений наблюдательному совету больницы об улучшении ситуации . Еще один элемент системы в соответствии со статьей L1411-3 Кодекса здравоохранения — региональные советы по здравоохранению (Les conseils regionaux

de santé, CRS), занимающиеся оценкой обеспечения и условий реализации прав пациентов .

С 1983 года во Франции действует Национальный комитет по этике в области наук о жизни и здоровье , в задачи которого входит обеспечение соответствующего надзора за соблюдением этических норм поведения врачей в отношении пациентов, коллег и общества в целом.

Право пациентов на участие в управлении системой здравоохранения Франции реализуется через участие представителей общественных объединений в работе органов управления и учреждений здравоохранения. В 2003 году в стране был создан Национальный союз ассоциаций представителей пациентов (L’Union nationale des associations de representation des malades) . Условием участия общественной организации в данном союзе является ее признание со стороны властей, что, в свою очередь, обусловлено финансовой независимостью организации от фармацевтических компаний и профессиональных медицинских ассоциаций.

В других странах также существуют и развиваются механизмы защиты прав пациентов . Так, в министерстве здравоохранения Израиля функционирует специальное бюро по рассмотрению претензий граждан к персоналу государственных учреждений здравоохранения, а в каждом лечебном учреждении согласно Закону о правах пациентов предусмотрено создание трех комиссий: проверочной (работает по жалобам пациентов и их родственников), контроля качества (ее выводы являются конфиденциальными, но должны фиксироваться в медицинских документах пациента) и этики (в состав входят юрист, психолог, религиозный или общественный деятель, врачи). Кроме того, в каждом медицинском учреждении страны закон обязывает назначить медицинского работника — ответственного за права пациентов. Его обязанности включают представление консультаций, помощь больному в реализации его прав и инструктаж персонала учреждения по вопросам соблюдения законодательства. В Дании жалобы пациентов рассматриваются и оцениваются Национальным советом здравоохранения. В Швеции действует комитет доверия по здравоохранению, способствующий контактам между пациентами и работниками здравоохранения и оказывающий помощь в разрешении конфликтов . В экономически развитых странах (Швеция, Финляндия, Новая Зеландия, Австралия и др.) активно внедряется система «социального страхования доброй воли», при которой для получения пациентом компенсации за причиненный ущерб здоровью не требуется доказательства вины причинителя вреда . Впервые в Европе закон, использующий принцип «ответственности без вины», был принят в 1986 году в Финляндии. Существование такого вида страхования наряду с другими механизмами не только защищает нарушенные права пациента, но и способствует профилактике этих нарушений. Внедрение описанного принципа помогает сформировать единую государственную политику относительно необходимости

защиты интересов как пациентов, так и медицинских работников .

Система защиты прав пациентов формируется и за счет законодательства, предусматривающего уголовную ответственность медицинских работников. Так, в Австрии врач может быть привлечен к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, если срок нетрудоспособности пациента составил 14 дней и более . Ст. 184 Уголовного кодекса Португалии предусматривает право на конфиденциальность медицинской информации и уголовную ответственность за ее разглашение. В соответствии со ст. 111 Уголовного кодекса Греции, врач, причинивший вред пациенту, может быть подвергнут судебному заключению на срок до 15 лет. Согласно ст. 223-1 Уголовного кодекса Франции, «факт подвергания другого человека непосредственному риску немедленной смерти или ранений, способных привести к увечью или перманентной утрате трудоспособности из-за явного нарушения обязанности соблюдать особую безопасность или осторожность, наказывается годом тюремного заключения или штрафом» .

Важным фактором для обеспечения защиты прав пациентов служит активное участие общественности и самих пациентов в деятельности различных механизмов, включающих достижение данных целей в число своих функций . Существенную роль играют различные общественные организации, в том числе ассоциации потребителей, самих пациентов, медицинских работников . Основными тенденциями последнего десятилетия в области пациентского движения следует считать создание большого количества не только международных, но и локальных и национальных пациентских организаций; усиление координации и рост влиятельности их действий; формирование в масштабах страны одной «зонтичной» структуры (федерация, союз, ассоциация), которая берет на себя функцию уполномоченного представителя интересов пациентов в коммуникациях с государством . Примером является международная пациентская организация Health Action International (HAI), имеющая отделения в Европе, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и ставящая перед собой цель демократизации общества в области лекарственной политики . Она ведет мониторинг стоимости и доступности лекарственных средств в различных странах мира, уделяя особое внимание беднейшим. Международный альянс пациентских организаций (International Alliance of Patients’ Organizations, IAPO) выражает интересы пациентов, страдающих различными хроническими заболеваниями. На сегодняшний день он насчитывает 180 действительных и 24 ассоциированных участника пациентских организаций разных стран , и работает по трем направлениям: усилению влияния пациентских организаций через повышение их компетентности, защите интересов пациентов на международном уровне, развитии сотрудничества с профессиональными медицинскими организациями, представителями фарминдустрии и политиками. Наиболее существенной инициативой IAPO следует счи-

тать разработку уже принятой в Европейском союзе концепции системы медицинской помощи, ориентированной на пациента (Patient — Centered — Healthcare). В 2001 году в Риме создана Активная гражданская сеть (Active Citizenship Network, ACN), основной сферой деятельности которой является и защита прав пациентов . По ее инициативе во всех странах Европы 18 апреля проводится День защиты прав пациентов.

Французская Федерация ассоциаций помощи жертвам врачебных ошибок (Federation des associations d’aide aux victims medicaux, AVIAM) , обеспечивающая реализацию положений национального законодательства в части компенсаций за ущерб здоровью, причиненный в результате врачебных ошибок и несчастных случаев. Вопросами повышения доступности медицинского страхования, безопасности и эффективности лекарственных средств занимается американское потребительское общество (Public Citizen) , созданное, чтобы «защищать здоровье, безопасность и демократию». «Зонтичной» является Нидерландская федерация пациентов и потребителей (Netherlands Patient and Consumer Federation, NPCF), которая представляет интересы различных пациентских организаций на национальном уровне. В настоящее время NPCF работает по четырем основным направлениям: мониторингу доступности медицинской помощи, созданию и развитию информационных систем для пациентов, обеспечению прав пациентов и развитию подхода, ориентированного на удовлетворение потребностей пациентов, работе по усилению позиций потребителя в его диалоге со страхователями и поставщиками медицинских услуг . В Канаде общественные организации объединены в Неформальную сеть по безопасности пациентов , в которую входит Национальная медицинская ассоциация, Институт медицинской информации, Служба координации, оценки и контроля медицинских технологий, Королевская коллегия терапевтов и хирургов Канады, Отделение по политике и связям здравоохранения, Отделение по безопасности продуктов питания и медицинских изделий.

С 1847 года в США работает Американская медицинская ассоциация (American Medical Association, АМА) , членами которой являются медицинские работники и студенты-медики. АМА — признанный лидер в установлении стандартов медицинской этики. Она защищает интересы врачей и пациентов, стремится к созданию национальной системы здравоохранения, обеспечивающей предоставление качественной медицинской помощи всем пациентам.

Система реализации прав граждан на охрану здоровья в развитых странах не только ограничивается законодательной регламентацией, но и обеспечена экономически. Так, в Канаде расходы на здравоохранение составляют 9,4 % ВВП , в странах Западной Европы от 11,2 %, в Швейцарии до 6,2 %, в Люксембурге в среднем 9,0 %, в странах Центральной и Юго-Восточной Европы от 9,7 %, на Мальте до 1,9 %, в Албании в среднем 6,5 %, в странах СНГ

от 5,1 %, в Грузии до 0,89 %, в Азербайджане в среднем 2,9 % .

Таким образом, наиболее часто в системах защиты прав пациентов разных стран встречаются три основных элемента: службы специальных уполномоченных по правам пациентов, независимые от органов исполнительной власти; следственные или этические комиссии по расследованию нарушений прав пациентов и контролю деятельности врачей; коллегиальные органы мониторинга качества медицинской помощи. Особенностью последнего десятилетия является развитие идей партиципативной демократии через включение общественных организаций в процесс принятия решений на национальном и международном уровнях . Активное продвижение идей гражданского участия в управлении здравоохранением и подхода в работе медиков, ориентированного на удовлетворение потребностей пациентов, формирование новой культуры взаимодействия врачей, пациентов и государства как равноправных партнеров ведут к формированию действенной системы обеспечения прав граждан в области охраны здоровья. Меры, предпринятые мировым сообществом по обеспечению и защите прав пациентов, явились своевременным вкладом в изменения, происходящие в системах здравоохранения не только в международных масштабах или в пределах европейского региона, но и в России.

Список литературы

1. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно-развитых странах / под ред. В. В. Гришина. М. : ФФОМС, 1997. 111 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Глуховский В. В. Стандарты и механизмы обеспечения прав пациентов в системах здравоохранения. Николаев : Дизайн и полиграфия, 2008. 136 с.

4. Городской А. А., Воропаев А. В. О необходимости страхования гражданской ответственности лечебно-профилактических учреждений при предоставлении возмездных медицинских услуг // Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Ю. Д. Сергеева, С. В. Ерофеева. Иваново — Владимир : НАМП, 2008. С. 213-217.

6. История и текущая практика защиты прав пациентов в ведущих странах мира: аналитический обзор зарубежного опыта защиты прав пациентов / Фонд содействия развитию науки, образования и медицины. М., 2009. 80 с.

7. Мельникова Л. С. Обеспечение и защита прав пациента: российское законодательство: доклад на международном семинаре по правам пациента, Москва, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 29-30 октября 2001 г.

8. Правовые вопросы защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / под ред. А. М. Таранова. М. : Федеральный фонд ОМС, 2003. 240 с.

11. Active Citizenship Network. URL: http://www. activecitizenship.net/ (дата обращения 31.01.2012).

12. American Medical Association. URL: http://www.ama-assn.org/ (дата обращения 31.01.2012).

13. Aydin E. Right of Patients in Developing Countries: the Case of Turkey // Journal of Medical Ethics. 2004. N 30. P 555-557.

16. Bringing a complaint to the Health Service Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk (дата обращения 19.01.2012).

17. Bringing a complaint to the Parliamentary Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk (дата обращения 19.01.2012).

19. Care Quality Commission. URL: http://www.cqc.org.uk. (дата обращения 19.01.2012).

21. Health Action International. URL: http://haieurope.org. (дата обращения 30.01.2012).

23. Health systems in Transition: learning from experience

/ Figueras J. / URL: http://www.euro.who.int/_data/

assets/pdf_file/0007/98395/E83108.pdf (дата обращения 31.01.2012)

28. Les commissions regionales de conciliation et d’indemnisation des accidents medicaux, des affections iatrogenes

et des infections nosocomiales. URL: http://www.commissions-crci.fr/commissions. (дата обращения 27.01.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Les conseils regionaux de santé. URL: http://www. parhtage.sante.fr/re7/site.nsf/(webpub)/CRS. (дата обращения 27.01.2012).

30. Liability insurance. The New Encyclopedia Britannic’s. 1988. Vol. 21. P 680-691.

31. Local Involvement Networks, LINks. URL: http://www. nhs.uk/links (дата обращения 19.01.2012).

35. National Association for Patient Participation. URL: www. napp.org.uk (дата обращения 19.01.2012).

36. Netherlands Patient and Consumer Federation. URL: http:// www.nspf.n (дата обращения 30.01.2012).

41. Patient’s Rights Act: URL: http://waml.haifa.ac.il/index /refernce/legislation/israel/israel1.htm (дата обращения 15.01.2012).

43. Parliamentary and Health Service Ombudsman. URL: http://www.ombudsman.org.uk/ (дата обращения 19.01.2012).

44. Public Citizen. URL: http:// www.citizen.org (дата обращения 30.01.2012).

46. The National Patient Safety Agency. URL: http://www. npsa.nhs.uk (дата обращения 19.01.2012).

2. Glukhovskii V V, Guk A. P., Slabkoi G. A., Frolov Yu. A., Tsolova S. Vliyanie grazhdan i ikh organizatsii na sistemu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Active Citizenship Network. Available at URL: http:// www.activecitizenship.net/ (accessed Jan. 31, 2012).

12. American Medical Association. Available at URL: http:// www.ama-assn.org/ (accessed Jan. 31, 2012).

13. Aydin E. Right of Patients in Developing Countries: the Case of Turkey. Journal of Medical Ethics. 2004, no. 30, pp. 555-557.

16. Bringing a complaint to the Health Service Ombudsman. Available at URL: http://www.ombudsman.org.uk (accessed Jan. 19, 2012).

17. Bringing a complaint to the Parliamentary Ombudsman. Available at URL: http://www.ombudsman.org.uk (accessed Jan. 19, 2012).

19. Care Quality Commission. Available at URL: http://www. cqc.org.uk. (accessed Jan. 19, 2012).

20. Federation des associations d’aide aux victims medicaux.

21. Health Action International. Available at URL: http:// haieurope.org. (accessed Jan. 30, 2012).

2004. Available at URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/

pdf_file/0004/80689/E85516R.pdf (accessed Jan. 31, 2012)

29. Les conseils regionaux de sant. Available at URL: http:// www.parhtage.sante.fr/re7/site.nsf/(webpub)/CRS. (accessed Jan. 27, 2012).

30. Liability insurance. The New Encyclopedia Britannic’s. 1988, vol. 21, pp. 680-691.

31. Local Involvement Networks, LINks. Available at URL: http://www.nhs.uk/links (accessed Jan. 19, 2012).

35. National Association for Patient Participation. Available at URL: www.napp.org.uk (accessed Jan. 19, 2012).

36. Netherlands Patient and Consumer Federation. Available at URL: http:// www.nspf.n (accessed Jan. 30, 2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Parliamentary and Health Service Ombudsman. Available at URL: http://www.ombudsman.org.uk/(accessed Jan. 19, 2012).

44. Public Citizen. Availalle at URL: http:// www.citizen.org (accessed Jan. 30, 2012).

46. The National Patient Safety Agency. Available at URL: http://www.npsa.nhs.uk (accessed Jan. 19, 2012).

FORMATION OF PATIENT RIGHTS PROTECTION SYSTEMS IN FOREIGN COUNTRIES

O. A. Tsyganova, T. G. Svetlichnaya

Northern State Medical University, Arkhangelsk

Контактная информация:

Цыганова Ольга Альбертовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!

Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами?

Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:

— необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;

— проходить медицинские осмотры;

— проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.

Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.

Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).

Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.

Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).

Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.

Права врачей: мал золотник, да дорог!

Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.

Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.

Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).

Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.

На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.

У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.

Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).

Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Что из всего этого следует?

Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.

Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.

Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.

От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в Конституции Российской Федерации.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Важнейшим законодательным актом в этой сфере стал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323.

В статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья в России:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

В статье 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены обязанности пациента:

1)граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья;

2)граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;

3)граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

СРОКИ ОЖИДАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи предельные сроки ожидания составляют: сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию;
сроки приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня назначения.

В ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ перечислены основные права пациента, согласно которой пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Право на выбор врача и выбор медицинской организации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗпри оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образова-ниях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗдля получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Реализация данногоправа тесно связана с реализацией права на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Действительно, наряду с формально определенными многочисленными санитарно-гигиеническими требованиями для лечебно-профилактических учреждений, большое значение в содержательном аспекте указанного права является достойное отношение к личности пациента.

Право на получение консультаций врачей-специалистов.

Это важное право пациента, поскольку призвано обеспечить принцип коллегиальности лечебно-диагностического процесса. В соответствии с ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ врачами-специалистами оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализирован-ная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

Вместе с тем важно заметить, что согласно ч. 2 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и лекарственными препаратами.

Данное право не нуждается в особых комментариях, поскольку, начиная с древних истоков своего развития, медицинская практика в центре своего внимания имела проблему облегчения страданий пациентов, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством. Понятно, что в данном праве сделан акцент на доступных способах и средствах облегчения боли, так медицинская наука и клиническая практика всегда ограничена исторически достигнутым уровнем развития

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 Федерального закона № 323-ФЗ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. На основании письменного заявления пациенту либо его законному представителю предоставляются отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 323-ФЗ лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий. Это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

На рассмотрении этого права пациента следует остановиться подробнее. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что длительное время сохранение врачебной (точнее медицинской) тайны считалось в нашей стране этической нормой. В то время как во многих странах она уже давно является юридической и, следовательно, за еенарушение медицинские работники могут быть привлечены к юридической ответственности. В настоящие время в России сохранение медицинской тайны также является юридической нормой. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Разглашение указанных сведений, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей не допускается, за исключением ряда случаев, предусмотренных указанной статьей.

Право на отказ от медицинского вмешательства.

Данное право прямо предусмотрено законодателем в ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ, в которой указано: гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа

Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстрой-ствами;

В этих случаях решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В этих случаях решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

В ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Право на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав.

Пациенты, как правило, нуждаются в квалифицированной юридической помощи. В этой связи необходимость реализации указанного права не вызывает никакого сомнения.

Право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Наряду с медицинской и юридической помощью пациенты часто нуждаются и в духовной помощи.

Обязанности пациента сформулированы в ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ. В соответствии с положениями данной статьи граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Защита прав пациента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *