Зарплата учителя начальных классов


Зарплаты учителей в Москве за последние два года выросли почти наполовину — по крайней мере так сообщает столичный департамент образования. «Московские новости» спросили педагогов, правда ли это и из чего складывается их зарплата. Учителя согласились разговаривать только на условиях полной анонимности.

По данным департамента образования, с 2010 года средняя зарплата учителя в Москве выросла на 47% — с 39,2 тыс. до 57, 6 тыс. рублей в 2012 году, но учителя этих денег в большинстве случаев не видят

Что такое средняя зарплата

По данным департамента образования, с 2010 года средняя зарплата учителя в Москве выросла на 47% — с 39,2 до 57,6 тыс. руб. в 2012 году. К концу I квартала текущего года она составила уже 64 тыс. руб. В среднем же по городу, по данным департамента экономической политики и развития Москвы, жители столицы в январе-феврале получали лишь 51,9 тыс. руб. ежемесячно.

Понимать под средней зарплатой среднемесячную, однако, неправильно. Бывший замруководителя департамента образования (с 25 июня 2013 года замминистра образования РФ) Вениамин Каганов еще до своего перехода на новую должность пояснял «МН», что средняя годовая зарплата — это все доходы, которые учитель получил в школе с учетом так называемых стимулирующих надбавок за качество, которые начисляются учителю в дополнение к окладу ежеквартально или в конце года. В основном среднюю зарплату, по его словам, получают те педагоги, которые работают на полторы ставки — ведут не базовые 18 часов в неделю, а 27. Впрочем, по мнению замглавы департамента, это нормально. «Я работаю 72 часа в неделю», — отметил чиновник.

Из чего складывается зарплата учителя

Три года назад в московских школах начался переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Новая система заменила единую тарифную сетку и позволила директорам школ самим распоряжаться фондом заработной платы и поощрять лучших работников.

Зарплату учителя поделили на две части — базовую и стимулирующую. Базовая в свою очередь была разделена на общую и специальную. Общая часть зависит от количества учеников в классе и количества часов, которые отрабатывает учитель (это называется ученико-час). Каждая школа рассчитывает стоимость ученико-часа самостоятельно. В опрошенных «МН» школах стоимость ученико-часа варьировалась от 13 до 30 руб.

Лужковские надбавки за звания заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа

Специальная часть должна идти на оплату всего, что учитель делает помимо уроков, — ведение педагогом проектов, занятия с одаренными детьми, заведование кабинетом, классное руководство, методические разработки, а также на компенсацию за деление классов на группы, меньшую наполняемость в коррекционных классах и т.д. Решение о том, какие именно надбавки и доплаты установить, решает не государство, а само учреждение.

человек — максимальное количество учеников в классе по санитарным нормам
часов в неделю — одна полная ставка учителям Лужковские надбавки за звание заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа, исходя из решения руководства и своих возможностей. Также больше не играет роли стаж педагога.

Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40% — каждая школа также определяет это самостоятельно. Предполагается, что их платят за «качество подготовки» учеников, которое определяется с помощью баллов. Как правило, стимулирующие выплаты начисляют два раза в год. Ежемесячная премия — скорее исключение, чем правило. Сейчас НСОТ используется в 1340 школах столицы из почти 1,5 тыс. участников пилотного проекта по развитию общего образования.
Наталья, учитель гимназии из числа лучших школ Москвы, входящих в первую сотню по рейтингу департамента образования за 2012/13 год

«У нас трое учителей ушли из-за того, что очень мало получают. За последние два года зарплата очень резко понизилась, у некоторых даже на 20 тыс. Официально средняя зарплата у нас 70 тыс. руб., реально — 50 тыс. для учителей высшей квалификации, как я, у молодых ниже. Есть люди, которые получают 25 тыс. руб., работая на полную ставку. Моя коллега работает 28 часов в неделю, получает 50 тыс. руб. На то, чтобы подготовить один урок с хорошей компьютерной презентацией, уходит не менее трех часов. Это должен быть не просто текст, который читаешь со слайдов, — мне, например, надо ограничиваться двумя-тремя строчками на каждом слайде, а все остальное проговаривать. А у нас каждый день по шесть-семь уроков в разных параллелях.

Раз в год бывает начисление стимулирующих выплат, но совершенно непонятно, каким образом оно происходит: баллы сильно занижены. В среднем надбавки составляют от 500 до 20 тыс. руб. Для заслуженных учителей должна действовать надбавка в 50% от ставки, но у нас ее нет: директор этим пренебрегает. За ученика, набравшего на ЕГЭ 100 баллов, его учитель получает 10 баллов — умножьте на 100 руб., 1000 руб. за одного стобалльника. За классное руководство в месяц платят 4 тыс. руб. Мы были бы рады, если бы нашу школу объединили с какой-то другой — возможно, была бы централизованная бухгалтерия, которая меньше зависела бы от директора. Но с нашим директором никто не хочет объединяться из-за ее авторитарности».

Елена, еще учитель одной из первой сотни лучших школ
«Два года назад, когда мы перешли на НСОТ, моя ставка возросла процентов на 40. Но исчезли все надбавки, которые я получала как завкабинетом, за то, что школа была экспериментальной площадкой. В итоге совокупная зарплата раньше у меня была больше, чем после такого «повышения». Сейчас при работе на полную ставку, 18 часов в неделю, педагог получает зарплату на 20% меньше, чем размер средней, который указывается на сайте школы. Из стимулирующего фонда я последний раз получила 6 тыс. руб., то есть моя среднемесячная зарплата увеличилась на 1 тыс. и стала 45 тыс. руб. до вычета налогов. Сейчас единственная государственная доплата, которая у нас осталась, — за педагогическую литературу: 100 руб. в месяц, минус 13% подоходный налог — итого 87 руб. на руки».

Принцип распределения надбавок, по словам Елены, при этом остается неясным. Теоретически методика их начисления должна быть прописана в положении о стимулирующих выплатах, которое утверждает управляющий совет школы. За повышение качества преподавания учитель получает определенное количество баллов. Однако для некоторых работников такие формулировки, как «методическое обеспечение образовательного процесса», оставляют широкое поле для имитации деятельности.

Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит около 1 тыс. руб.

Наиболее четкими можно считать разве что критерии, по которым начисляются надбавки за особые успехи детей. Как пояснила «МН» Анна К., учитель еще одной школы, входящей в число лучших по городу, за подготовку детей к олимпиаде надбавку начислить нельзя. А вот если дети занимают призовые места, учитель должен поощряться. «Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит 1,5–2 балла — около 1 тыс. руб.».

«Особенно высоко оцениваются олимпиады и конкурсы, которые приносят школе баллы в общемосковском рейтинге: Всероссийская олимпиада школьников не ниже городского уровня, олимпиада МГУ им. М.В. Ломоносова и прочие. У меня с учетом этих моментов зарплата увеличилась тысяч на десять», — рассказала Ирина У., учитель экономики одной из школ Южного округа.

При нагрузке 28 часов за обычные и профильные биологические классы (в среднем в классе 25 человек) доплате за заведование кабинетом и выплаты за победителей олимпиад и конкурсов зарплата Ирины составляет больше 64 тыс. руб. Впрочем, что будет в следующем году, Ирина пока не знает. «Буквально два дня назад мы все подписывали уведомления о том, что информированы о процессе слияния и согласны работать в объединенном комплексе, так что впечатления от объединения и новая зарплата впереди. Но, вероятно, она уменьшится, так как четыре часа отдаю», — рассуждает учитель.

Одна школа — хорошо, а две в одной — лучше?

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, публикуемый департаментом рост средних зарплат учителей связан с объединением школ в образовательные комплексы. Как пояснили «МН» в самом департаменте, учителям в комплексе гарантирована полная нагрузка, в том числе для преподавателей малочасовых предметов. Рост зарплаты особенно заметен в крупных комплексах, в большинстве из них она примерно на 10% выше, чем заработная плата в других учреждениях образования, поясняют чиновники.

Опыт самих педагогов, однако, говорит о другом.

Евгений, учитель одной из лучших школ Москвы, входящих в первую сотню по рейтингу департамента образования за 2012/13 год

«Средняя зарплата учителя — это показатель работы директора, который старается ее вытянуть так, как нужно. Делается это очень просто: при расчете средней не учитывается зарплата определенной части педагогического коллектива, у которой она небольшая, — совместителей, работников с небольшим стажем, невысокой квалификацией, малым количеством часов и др. У нас средняя зарплата по начальной школе — 70 тыс. руб., по старшей — 50 тыс. Сейчас нас объединяют — наверное, получится 60 тыс. руб., если какие-то ставки уберут. Я сам работаю в школе три часа в неделю, получаю 9 тыс. руб. в месяц без учета стимулирующих выплат. Ни у кого из моих коллег, работающих полную ставку, тоже нет зарплаты, равной средней по школе.

Стимулирующие надбавки у нас довольно большие, у меня они составляют примерно 35 тыс. каждое полугодие, а у кого-то доходят до 100–150 тыс. Баллы для их начисления складываются из внеклассной работы — за учеников, победивших на олимпиадах, за методическую работу, авторские курсы, выступления на конференциях, научные публикации и т.д. С одной стороны, это хорошо, с другой — в некоторых школах ради получения этих надбавок учителя литературы могут выдавать бессмысленные методические статьи вроде «Образ родины в творчестве Лермонтова: литературная игра для 8-х классов». И школа будет за это платить.

Административные ставки формально не включаются в расчет средней зарплаты педагогов. Но так происходит, если директор или другой сотрудник администрации по совместительству еще преподает. Кстати, зимой департамент образования принял внутреннее распоряжение о том, что зарплата директора школы должна быть не менее чем в три раза больше средней (в департаменте «МН» подтвердили существование такого документа. — «МН»), то есть если средняя по школе — 64 тыс., директор должен получать не менее 210 тыс. руб. В нашей школе директор до сих пор просто отдает часть зарплаты своим сотрудникам.

При этом, поскольку зарплата считается по ученико-часам, руководство школы вынуждено формировать большие классы. Грубо говоря, количество учеников умножается на количество часов и на стоимость ученико-часа. Это основа формулы. А кроме этого есть еще коэффициенты, связанные с квалификационной категорией, и некоторые другие. В итоге сейчас у меня в классе 30 человек. Да, по СанПиНу должно быть всего 25, но нас вынудили сделать это».

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

«В больших школах средние зарплаты выросли, Собянин прав. Учителя зарабатывают по 65–75 тыс. Это произошло благодаря четырем факторам. Во-первых, финансирование многих школ реально увеличилось, московский норматив хорош. Во-вторых, при подушевом финансировании в классах стало по 25–30 человек, что тоже увеличило стоимость часа в таких больших классах. В-третьих, учителя берут по 1,5–2 ставки, и высокая зарплата — это стоимость двойной работы. Наконец, требования высокой средней зарплаты вынуждают директоров прибегать ко всяким хитростям — например, увольнять совместителей и навязывать их часы основным работникам или просто не оформлять человека на работу официально, а его часы записывать на другого.

Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы

От себя добавлю, что второе и третье объективно приводят к снижению качества преподавания. Нельзя качественно вести больше 20–22 часов (говорю на своем опыте: у меня 24 часа, и я сам понимаю, что приходится халтурить при подготовке уроков, не всегда удается вовремя проверить тетради и т.п.). Идеальное количество учеников в классе — 20 человек, с 30 можно только лекции читать и проводить письменные опросы.

Распределение стимулирующих надбавок стало сейчас самым важным делом. Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы. Благодаря таким выплатам зарплаты стали отличаться в несколько раз. Есть и немало школ, в которых умные директора постарались уменьшить роль надбавок, поднимая базовую часть.

Квалификационная категория влияет на зарплату незначительно. Учитывать ли стаж, решает школа, но сейчас появилась тенденция постепенно выдавливать из школы пожилых учителей. Учителя связывают это с позицией департамента: нужны молодые учителя. Требования учета особенности предмета реально работают только применительно к иностранному языку, иногда к физкультуре и информатике (там маленькие группы).

Что касается управляющего совета, то большинство учителей не знает, кто в него входит, или прямо говорит о том, что там директорские любимчики. Но есть педагоги, которые в полной мере используют возможности управляющего совета, например при угрозе слияния школ, хотя чаще советом занимаются родители».

Низкие оклады — одна из самых наболевших проблем для педагогов. В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя — три-четыре тысячи рублей. Все остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты, которые на местном уровне начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за разные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы. Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. «Провинился» в чем-то перед директором? Заветные баллы можешь и не получить.

И это при том, что из года в год Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений направляет рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады.

— В 2020 году в сфере образования проведен очередной мониторинг оплаты труда педагогов. Данные неутешительные. Более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы учителей, не достигает 30 процентов, — рассказала «Российской газете» заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. — Более того, по нашим данным, в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за норму учебной нагрузки не достигают даже уровня федерального МРОТ.

Что это значит на практике? С одной стороны, в России средняя зарплата учителя «привязана» к средней по экономике региона. С другой, чем меньше оплата за норму учебной нагрузки — 18 часов, тем меньше учитель защищен и чаще соглашается работать с большей нагрузкой. Многие педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки. А ведь кроме преподавательской работы в классе есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, классное руководство, бесконечные отчеты и работа с родителями…

— По экспертным данным профсоюза, средняя нагрузка учителя в России — не менее 1,7 ставки. И средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки. Как это происходит? Конец учебного года, май: директор школы объявляет вакансию, затем все лето ждет, что кто-то на нее придет. И если к сентябрю новый сотрудник так и не появился, нагрузка распределяется между педагогами, которые уже работают в школе, а вакансия закрывается, — говорит Татьяна Куприянова. — Поэтому подсчитать реальную нехватку педагогов в стране очень сложно.

В прошлом году в российских школах были открыты более 13 тысяч вакансий для учителей. Но на самом деле, как считают эксперты, нехватка может быть гораздо больше.

— «Дистанционка» показала всем, насколько важен и сложен труд учителей. Благодаря их самоотверженной работе образовательный процесс в период самоизоляции не прекращался ни на минуту, — рассуждает Татьяна Куприянова. — Поэтому поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей. Нужно начинать разрабатывать отраслевую систему оплаты труда уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Готовить подзаконные акты. Тем более что есть многолетние наработки: нужно увеличивать гарантированный уровень оплаты труда учителей — а это ставки и оклады. Нужно установить на федеральном уровне четкий перечень обязательных для сферы образования компенсационных и стимулирующих выплат.

В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя — три-четыре тысячи рублей

По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина к 1 ноября минпросвещения совместно с минтрудом, минфином, Общероссийским профсоюзом образования должны представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. Что важно — с учетом формирования базовой ставки зарплаты педагога исходя из продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также с целевыми показателями уровней зарплаты педагогов, определенными в 2012 году указами президента России. Поручение опубликовано на официальном сайте кабмина.

Официально

«На рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О внесении изменений в статью 144 ТК РФ в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Законопроектом предлагается наделить правительство России правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера, — рассказали «Российской газете» в минтруде. — Наделение правительства этим полномочием позволит при необходимости устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли. Предварительная работа по утверждению требований к структуре заработной платы педагогических работников ведется Минпросвещения России в рамках реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, утвержденной распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р».

Инфографика «РГ»/Александр Чистов/Ксения Колесникова

По оценке экс-министра просвещения, в России не хватает 150 тысяч учителей. Особенно востребованы учителя начальных классов – в регионах им готовы выделять бесплатное жилье и выплачивать бонусы.

Мы решили разобраться, кому подойдет эта профессия, как получить образование и на какую зарплату может рассчитывать молодой специалист.

Обзор профессии

Учитель начальных классов – педагог, в обязанности которого входит обучение детей с первого по четвертый класс. Учитель младших классов преподает все дисциплины кроме узкопрофильных (физического воспитания, музыки, иностранных языков). Также специалист отвечает за организацию детского досуга после уроков.

Это творческая и перспективная профессия. Она подойдет тем, кто:

  • обладает организационными способностями;
  • имеет высокий уровень эмпатии, умеет решать конфликтные ситуации и проявлять терпение;
  • нацелен на всестороннее развитие;
  • любит детей, умеет найти к ним подход, заинтересовать и вовлечь в совместное времяпровождение;
  • проявляет упорство при достижении целей, оставаясь при этом чутким и внимательным к деталям человеком.

Учитель начальных классов объединяет несколько социальных ролей: педагог, воспитатель, социальный работник, психолог, педагог-организатор. Для некоторых детей первый учитель на время занятий заменяет родителей – он становится самым близким взрослым, у которого они ищут поддержку.

От грамотного выстраивания образовательного процесса зависит умение детей взаимодействовать друг с другом, получать и применять новые знания, развивать творческие способности.

Профессия востребована не только в государственных общеобразовательных школах. Частные школы, инклюзивные образовательные заведения, учреждения дошкольного и дополнительного образования ежегодно ищут молодых специалистов.

Плюсы профессии:

  • легко найти первое место работы – молодые педагоги часто устраиваются в те места, где проходили практику во время обучения;
  • длительный отпуск – 56 календарных дней;
  • разнообразная творческая работа, небольшой объем «бумажной рутины»;
  • возможность реализоваться и повлиять на формирование нового поколения;
  • можно совмещать должность педагога и административную работу в своем учебном заведении за дополнительную плату.

Минусы профессии:

  • эмоциональное напряжение;
  • ответственность.

Получение образования

Чтобы стать учителем начальных классов, необходимо окончить ВУЗ или колледж на базе 9 или 11 классов.

Проще всего пойти в колледж, выбрав одно или оба направления:

  • учитель начальных классов;
  • коррекционный педагог в начальном образовании.

Обучение в колледже длится 3 года 10 месяцев на базе 11 классов и 4 года 10 месяцев на базе 9 классов. Студент может совмещать обучение с работой по специальности.

Максимум преимуществ дает дистанционное* обучение в колледже:

  • стоимость на 20-40% дешевле очного;
  • не нужно сдавать ЕГЭ;
  • дает возможность учиться с любой точки России в удобное время;
  • удобно совмещать обучение с работой или воспитанием ребенка.

После обучения в нашем дистанционном колледже студент получает два диплома: диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании и диплом о переподготовке.

Обязанности учителя начальных классов

Будущий учитель должен уметь:

  • планировать учебную и воспитательную работу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами;
  • проводить уроки в соответствии с расписанием;
  • вести необходимую документацию;
  • организовывать и проводить внеклассные мероприятия, приобщать детей к спорту и творчеству;
  • мотивировать детей к познанию нового;
  • проверять домашние задания и вести классный журнал;
  • работать с учениками, имеющие особые потребности;
  • сотрудничать с родителями относительно организации домашнего обучения и воспитания ребенка.

Перспективы профессии

По данным сайта russia.trud.com, средняя зарплата учителя начальных классов в 2019 году колебалась на уровне 26885 – 28883 рублей. При этом в Москве средняя зарплата практически в 2 раза выше: от 49300 рублей в июне до 62589 рублей в ноябре 2019 года.

Наиболее востребованы педагоги в Забайкалье, Москве и Санкт-Петербурге, а также в Курганской, Тверской и Липецкой области.

Увеличить доход можно за счет организации кружков, административной деятельности в школе, репетиторства.

С ростом количества населения потребность в учителях начальных классов растет, поэтому профессия всегда будет востребована и популярна.

Порядок исчисления заработной платы работникам образовательных организаций

Порядок исчисления заработной платы учителей общеобразовательных организаций, воспитателей дошкольных образовательных организаций, школ-интернатов всех типов и наименований, преподавателей и других работников образовательных организаций начального профессионального образования

Месячная заработная плата учителей общеобразовательных организаций, воспитателей дошкольных образовательных организаций, школ-интернатов всех типов и наименований и преподавателей образовательных организаций начального профессионального образования определяется путем умножения размера часовой ставки на их фактическую нагрузку в месяц.

Фактически отработанное время учителя общеобразовательной организации отражается в Табеле учета рабочего времени (приложение 5 к настоящей Инструкции).

Пример 1.

Учитель 2 класса городской школы со средним специальным образованием и стажем педагогической работы 12 лет имеет следующую нагрузку в неделю:

— 20 часов урочной (преподавательской работы);

— 12 часов подготовительной и внеурочной работы и работы по повышению мастерства учителя, из них 6 часов — подготовительной работы и 6 часов — внеурочной работы и работы по повышению мастерства.

Месячная заработная плата этого учителя составит:

Пример 2.

Учитель физики сельской школы с высшим образованием и стажем педагогической работы 17 лет имеет следующую нагрузку в неделю:

— 22 часа урочной (преподавательской работы);

— 10 часов подготовительной и внеурочной работы и работы по повышению мастерства учителя, из них 6 часов — подготовительной работы и 4 часа — внеурочной работы и работы по повышению мастерства.

Месячная заработная плата этого учителя составит:

Пример 3.

Учитель химии городской школы с высшим образованием и стажем педагогической работы 1,5 года имеет следующую нагрузку в неделю:

— 20 часов урочной (преподавательской работы);

— 12 часов подготовительной и внеурочной работы и работы по повышения мастерства учителя, из них 6 часов — подготовительной работы и 6 часов — внеурочной работы и работы по повышению мастерства.

Месячная заработная плата этого учителя составит:

Пример 4.

Учитель истории сельской школы с высшим образованием, со стажем педагогической работы 5 лет имеет следующую нагрузку в неделю:

— 20 часов урочной (преподавательской работы);

— 12 часов подготовительной и внеурочной работы и работы по повышению мастерства учителя, из них 6 часов — подготовительной работы и 6 часов — внеурочной работы и работы по повышению мастерства.

Месячная заработная плата этого учителя составит:

Должностные оклады директоров, главных бухгалтеров образовательных организаций начального профессионального образования, где имеются реабилитационные группы, заместителя директора, курирующего работу с социально незащищенным контингентом, устанавливается на 10 процентов выше должностных окладов соответствующих работников при контингенте до 20 человек и на 25 процентов выше — при контингенте свыше 20 человек.

Должностные оклады работников и размеры почасовой оплаты преподавателей образовательных организаций начального профессионального образования при учреждениях исполнения наказания устанавливается на 25 процентов выше должностных окладов работников и размера почасовой оплаты труда преподавателей образовательных организаций начального профессионального образования.

В случаях, когда руководящим, педагогическим и другим работникам образовательных организаций начального профессионального образования предусмотрено повышение размера должностного оклада и размера почасовой оплаты труда по двум или более основаниям, то повышение производится по каждому основанию отдельно.

Зарплата учителя начальных классов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *