Непрерывность деятельности аудируемого лица означает его способность продолжать свою хозяйственную деятельность в обозримом будущем. Аудитору соответственно необходимо провести оценку непрерывности деятельности аудируемого лица согласно принципу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности о допущении непрерывности деятельности.
Допущение непрерывности деятельности аудируемого лица предполагает, что оно будет продолжать вести свою финансово-хозяйственную деятельность в течение года, следующего за отчетным, и не имеет потребности или намерения в ликвидации бизнеса или обращении за защитой от кредиторов.
В международных стандартах аудита МСА 570 «Непрерывность деятельности» регламентирует обязанности аудитора в ходе аудита финансовой отчетности, которые относятся к вопросу о непрерывности деятельности организации и связаны с последствиями для аудиторского заключения.
В отечественной практике Минфин России ежегодно публикует Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за соответствующий период, в которых ссылается на МСА 570 в вопросе определения аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Согласно данному вопросу аудитору необходимо:
— узнать, продело ли руководство организации предварительную оценку непрерывности деятельности в будущем;
— рассмотреть данную оценку по части способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность;
— выяснить, в отношении важной информации, которая стала известной в ходе аудита, включило ли оценка непрерывности деятельности в будущем данную информацию;
— направить запрос на имя руководства клиента для выяснения событий или условий за пределами периода, охваченного оценкой, которые могут вызвать значимые сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность;
— получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для установления того, имеется ли существенная неопределенность в отношении условий или событий, которые могут вызвать сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
— оценить, получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении правомерности применения руководством аудируемого лица принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, при подготовке бухгалтерской отчетности;
— сделать вывод относительно правомерности применения принципа «непрерывности деятельности».
На практике обычно принцип непрерывности проверяется в ходе проведения аудиторский процедур по существенным статьям финансовой отчетности, отдельными процедурами, направленными на поиск необычных для бизнеса клиента хозяйственных операций, проверка хозяйственных операций начала периода, идущего вслед за отчетным годом, поиском существенных бухгалтерских операций, не рассмотренных в ходе аудиторских процедур по разделам. Предварительную оценка непрерывности деятельности организации обсуждается с руководством, а также направляется официальный запрос в отношении важных событий, произошедших после отчетной даты.
При проведении аудиторской проверки возможны следующие варианты в отношении непрерывности хозяйственной деятельности организации в будущем (см. рисунок ниже).
Возникновение новых экономических и правовых взаимоотношений предполагает ориентацию бухгалтерского учета на общепринятые в мировой практике принципы ведения учета.
Принцип бухгалтерского учета — это основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие вытекающие из него утверждения. Принципы бухгалтерского учета закреплены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 1/2008). Согласно ПБУ 1/2008 принципы подразделяются на базовые и основные.
Базовые принципы — допущения — это условия, которые создаются организацией при постановке учета (табл. 1).
Таблица 1. Базовые принципы — допущения согласно п. 5 ПБУ 1/2008
Базовые принципы — допущения |
Содержание принципов — допущений |
Имущественная обособленность |
Имущество и обязательства предприятия существую! обособлено от имущества и обязательств собственников предприятия и иных организаций |
Непрерывность деятельности |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности |
Последовательность применения учетной политики |
Выбранная предприятием учетная политика будет последовательно применяться от одного отчетного периода к другому |
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности |
Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическою времени поступления или выплаты денежных средств |
Основные принципы — требования — это общепринятые принципы ведения учета, вытекающие из действующего законодательства (табл. 2).
Таблица 2. Основные принципы — требования согласно п. 6 ПБУ 1/2008
Основные принципы — требования |
Содержание принципов и требований |
||
Полнота |
Полнота отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности |
||
Своевременность |
Все факты хозяйственной деятельности должны быть отражены в учете своевременно |
||
Осмотрительность (или осторожность) |
Предприятие должно быть более готово к учету убытков, чем к учету доходов |
||
Приоритет содержания перед формой |
Отражение в учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания |
||
Непротиворечивость |
Тождество данных бухгалтерского учета внутренней аналитической информации |
||
Рациональность |
Рациональное и экономное ведение учета исходя из условий деятельности и величины предприятия |
||
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется органами государственного регулирования (Минфин и ЦБ РФ) и негосударственными органами в виде саморегулируемых организаций (СРО).
Данные субъекты регулирования бухгалтерского учета призваны заниматься разработкой федеральных и отраслевых стандартов. В настоящее время можно выделить пять уровней нормативного регулирования.
Первый уровень представляет собой перечень нормативных актов, косвенно регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета. Весьма важное место на этом уровне принадлежит Гражданскому и Налоговому кодексам РФ. В первой части Гражданского Кодекса законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Применение Налогового Кодекса существенно упорядочило базовые правила и процедуры, связанные с налогообложением экономических субъектов. Также можно отнести к этому уровню Трудовой Кодекс, КоАП, Закон «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
Второй уровень составляют федеральные стандарты бухгалтерского учета. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный документ устанавливает единые правовые и методологические требования к бухгалтерскому учету и отчетности. В настоящее время все положения по бухгалтерскому учету (П БУ) относятся к этому уровню.
В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, излагаются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, а также возможные бухгалтерские приемы (без раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности).
Третий уровень представляет собой отраслевые стандарты. На сегодняшний день отраслевые стандарты не разработаны и не утверждены.
Четвертый уровень представляет собой рекомендации по ведению бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т.д. Одним из важнейших документов четвертого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). К ним можно добавить и многочисленные указания Минфина России по вопросам, впервые возникающим в практике хозяйственной деятельности.
Пятый уровень в системе регулирования должны занять стандарты организации, формирующие се учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Система нормативного регулирования призвана обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации (представлена в таблице).
Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Уровень регулирования |
Органы регулирования |
Документы, регулирующие бухгалтерский учет |
Область воздействия |
Первый |
Федеральное собрание РФ. Президент РФ. Правительство РФ |
Кодексы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные законы, косвенно регулирующие организацию учетной работы |
Устанавливают правовые основы организации бухгалтерского учета |
Второй |
Минфин России, ЦБ РФ и другие органы исполнительной власти, СРО |
Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положения по бухгалтерскому учету — система федеральных стандартов |
Устанавливают единые минимальные требования к ведению бухгалтерского учета |
Третий |
Минфин России, ЦБ РФ, СРО |
Отраслевые стандарты |
Регулируют порядок применения федеральных стандартов по отдельным видам экономической деятельности |
Четвертый |
Минфин России, СРО |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, методические рекомендации и указания |
Устанавливает: • порядок применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами;
|
Пятый |
Экономический субъект (организация) |
Документы, регулирующие учетную политику организации, рабочие документы по бухгалтерскому учету исходя из специфики деятельности организации |
Определяют выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности |