Закрыть ИП без деятельности

Прекращение предпринимательской деятельности

Вопрос:

В каком случае деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке?

Ответ:

Основания для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя приведены в ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. В частности, в ней указано, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может быть осуществлена:

1) по решению ИП о прекращении деятельности;

2) в связи со смертью индивидуального предпринимателя;

3) в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

4) в связи с принятием судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП;

5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься хозяйственной деятельностью на определенный срок.

Таким образом, прекратить предпринимательскую деятельность в принудительном порядке могут по последним трем основаниям.

Прекращение деятельности по решению ИП является добровольным волеизъявлением самого коммерсанта. А смерть предпринимателя – стечение не зависящих от него обстоятельств, позволяющее регистрирующим органам прекратить предпринимательскую деятельность в одностороннем порядке.

Вопрос:

Имеют ли право родственники умершего предпринимателя (наследники) обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных им налогов и сборов?

Ответ:

В случае смерти ИП налоговый орган прекращает предпринимательскую деятельность на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом, учитывая положения ст. 44, 45, 78 НК РФ, правом на возврат излишне уплаченного налога обладает непосредственно налогоплательщик.

Гражданским законодательством установлено, что наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).

Статьей 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Также не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Абзацем 4 п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в нарушение требований гражданского законодательства не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, статус индивидуального предпринимателя и его процессуальные права и обязанности, в том числе по уплате налогов и сборов, неразрывно связаны с его личностью. Мы уже отмечали, что смерть ИП является одним из оснований для утраты статуса ИП.

Таким образом, наследование статуса индивидуального предпринимателя и его процессуальных прав и обязанностей, в том числе права на возврат излишне уплаченного налога, действующим законодательством не допускается.

Подводя итог вышеизложенному, получаем следующее: родственники умершего индивидуального предпринимателя не вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченного им налога и (или) сбора.

Вопрос:

Прекращается ли обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности после закрытия ИП? Может ли инспекция провести выездную налоговую проверку физического лица за период, когда он был индивидуальным предпринимателем?

Ответ:

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. При этом законодатели предусмотрели ряд оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, это может быть (п. 3 ст. 44 НК РФ):

– уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком;

– смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

– ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом;

– возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видим, утрата статуса индивидуального предпринимателя в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога в данной норме не предусмотрена.

Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Таким образом, после закрытия ИП обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности у физического лица не прекращается.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях контролирующих органов.

В Письме ФНС России от 22.09.2010 № ШС-37-3/11731 указано, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей в результате ее осуществления обязанности по уплате налога. Таким образом, в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве ИП, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов. В этой связи налоговыми органами не производится закрытие карточек «Расчеты с бюджетом» индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств (см. также Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-02-07/2-124).

В отношении выездной проверки следует отметить следующее.

Статьей 89 НК РФ предусмотрен порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Согласно п. 4 указанной статьи инспекторы в рамках выездной налоговой проверки могут проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Обращаем ваше внимание, что приведенные нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, налоговые органы вправе осуществить выездную налоговую проверку физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве ИП.

Следует отметить, что изложенная позиция подтверждена разъяснениями контролирующих органов (см., например, Письмо Минфина России от 23.01.2012 № 03-02-08/6).

Более того, аналогичный подход к разрешению спорных ситуаций применяют судьи. Причем позиция служителей Фемиды на протяжении последних лет не меняется.

Рассматривая спор по существу, КС РФ в Определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок и ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ.

Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009, определениях Санкт-Петербургского городского суда от 07.11.2011 № 33-16454/2011, Московского городского суда от 17.08.2010 № 33-23193.

Вопрос:

Является ли обязательным условием для признания индивидуального предпринимателя банкротом превышение суммы его обязательств перед кредиторами над стоимостью принадлежащего ему имущества?

Ответ:

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 25 ГК РФ).

Принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является одним из оснований для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ). Данная процедура осуществляется на основании копии решения суда о признании ИП несостоятельным (банкротом), поступившей в инспекцию от арбитров путем направления указанной копии заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом заявление о признании гражданина-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 10 000 руб. (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ).

К отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются правила, установленные § 1 «Общие положения» гл. X «Банкротство гражданина» Федерального закона № 127-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных § 2 и 3 гл. X (п. 2 ст. 202 Федерального закона № 127-ФЗ).

К сведению

В соответствии с п. 2 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Статьей 214 Федерального закона № 127-ФЗ установлено, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Соотношение п. 1 ст. 3 и ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ как общей и специальной норм на практике порождает многочисленные споры, решать которые приходится в судебном порядке.

Приведем несколько примеров судебных решений.

Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 указано, что ст. 214 Федерального закона № 127-ФЗ устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, в связи с чем предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ в этой части при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Разделяет мнение Пленума ВАС и Президиум ВАС. В Постановлении от 12.04.2011 № 17053/10 арбитры указали, что индивидуальные предприниматели могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Причем для этого не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость принадлежащего им имущества.

К сведению

Помимо указанных выше выводов, Президиум ВАС в Постановлении № 17053/10 пришел к довольно интересным заключениям. В частности, суд указал, что если статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу прекращению не подлежит. Однако признание должника банкротом в указанном случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ (невозможность в течение года после банкротства вновь зарегистрировать ИП).

После весомых решений высших арбитров судьям на уровне ФАС ничего не оставалась, как следовать при разрешении аналогичных споров их позиции (см., например, постановления ФАС ВСО от 31.01.2012 № А10-1858/2011, ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А75-7087/2010).

Вместе с тем следует отметить, что и до постановлений Пленума ВАС и Президиума ВАС судьи на уровне ФАС при принятии решений в спорах руководствовались вышеизложенной точки зрения.

В Постановлении ФАС ПО от 26.01.2011 № А49-3171/2010 указано, что Федеральный закон № 127-ФЗ не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества. Следовательно, при решении вопроса о наличии признаков банкротства индивидуального предпринимателя общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ, применению не подлежит, то есть превышение размера обязательства над стоимостью имущества должника роли не играет.

Из сказанного выше следует, что возможность признания ИП несостоятельным (банкротом) не зависит от стоимости принадлежащего ему имущества и от превышения суммы не исполненных предпринимателем обязательств над стоимостью его имущества.

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель при прекращении деятельности закрыл расчетный счет в банке. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение семи дней он должен сообщить об этом в налоговый орган по месту учета. Каковы последствия несоблюдения данной нормы? С какого момента начинает исчисляться семидневный срок?

Ответ:

Нарушение срока, отведенного пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ для сообщения в налоговый орган о закрытии расчетного счета, влечет ответственность по п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно данной норме нарушение хозяйствующим субъектом установленного НК РФ срока представления в инспекцию информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

По мнению автора, семидневный срок, предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, не может начать исчисляться ранее получения предпринимателем от банка справки о закрытии счета.

Следует отметить, что подобным образом рассуждают и судебные инстанции.

Так, из Постановления ФАС ВСО от 22.12.2010 № А33-5323/2010 следует: в ходе проверки установлено, что 03.02.2009 общество обратилось в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии расчетного счета. Сообщение о закрытии 04.02.2009 указанного счета общество представило в налоговый орган 13.03.2009, что подтверждается сопроводительным письмом и штампом почты на конверте.

Изложенные обстоятельства послужили поводом для принятия решения о привлечении общества к ответственности на основании ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Как следует из материалов дела, справка банка от 05.02.2009 о закрытии счета получена обществом 13.03.2009, что подтверждается входящим штампом, а также выпиской из журнала регистрации входящих документов общества.

При таких условиях судом сделан вывод, что сообщить о закрытии банковского счета общество могло только с 13.03.2009.

К тому же арбитры указали, что данный вывод соответствует позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 20.07.2010 № 3018/10.

С учетом изложенного ФАС ВСО указал на недоказанность инспекцией вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Вопрос:

Следует ли уплачивать государственную пошлину при регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя? Если да, то в каком размере?

Ответ:

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является юридически значимым действием, при обращении за которым в государственные органы, органы местного самоуправления и к иным должностным лицам взимается государственная пошлина.

В подпункте 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ указано, что государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП составляет 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 6 настоящего пункта. В частности, за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается пошлина в размере 800 руб.

Таким образом, на сегодняшний день в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель, решивший «свернуть» свой бизнес, должен заплатить государственную пошлину в размере 160 руб. (20% от 800 руб.).

Следует отметить, что законодатели периодически пересматривают тарифы государственной пошлины. В этой связи на практике бывают ситуации, когда предприниматель представляет в налоговый орган вместе с пакетом необходимых документов квитанцию об уплате государственной пошлины в меньшем размере (по недействующим тарифам). В таких случаях контролеры отказывают хозяйствующим субъектам в регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по уплате государственной пошлины.

Впрочем, логика в действиях представителей регистрирующего органа, безусловно, присутствует. Это понимают и судебные инстанции. Так, из Постановления ФАС ПО от 08.09.2011 № А55-25910/2010 видно, что одним из оснований для принятия решения об отказе в регистрации сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП послужило непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за названную процедуру в размере 160 руб.

Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект представил в инспекцию только заявление с приложениями на одном листе и документ об уплате государственной пошлины в сумме 80 руб.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ, который вступил в силу 29.01.2010, пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается в размере 800 руб. (до указанной даты пошлина по данной норме составляла 400 руб.).

Следовательно, учитывая положения пп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП должна быть уплачена пошлина в размере 160 руб.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель уплатил пошлину в сумме 80 руб., что свидетельствует об отсутствии доказательства уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в надлежащем размере (160 руб.).

Таким образом, ФАС ПО пришел к выводу, что ИП не представил необходимый перечень документов для государственной регистрации, следовательно, инспекция правомерно отказала ему в регистрации процедуры закрытия предпринимательской деятельности.

Вопрос:

Какие документы представляются в налоговый орган при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

– заявления о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 20);

– платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере;

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете.

Рассмотрим каждый их названных документов подробнее.

При заполнении заявления по форме № Р26001 индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться Методическими разъяснениями, утвержденными Приказом ФНС России № САЭ-3-09/16@. В них достаточно подробно расписано, что, где и в каком порядке должно быть в заполняемой форме. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, касается подписи индивидуального предпринимателя, проставляемой на странице 02 бланка заявления. В силу п. 7 разд. IV Методических разъяснений она должна быть заверена нотариусом.

В то же время в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ свидетельствование подписи физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим законом, непосредственно в регистрирующий орган одновременно с документом, удостоверяющим личность (Письмо Минэкономразвития России от 18.10.2010 № Д05-3722). Другими словами, личная явка в инспекцию с паспортом может избавить предпринимателя от нотариального заверения своей подписи на заявлении.

Что касается документа об уплате государственной пошлины, необходимо отметить следующее.

На практике при заполнении платежного документа хозяйствующие субъекты довольно часто допускают ошибки, которые становятся причинами различного рода неприятностей. Вместе с тем иногда нежелательных последствий можно избежать.

В Постановлении от 09.03.2011 № А70-5103/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что из-за неверного ИНН получателя в платежке налоговики не вправе отказать в регистрации процедуры прекращения предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, налоговый орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя в связи с непредставлением необходимых документов. При этом налоговики указали на отсутствие документа об уплате государственной пошлины, оформленного надлежащим образом. Дело в том, что в представленной на государственную регистрацию квитанции предприниматель ошибочно указал не тот ИНН получателя платежа.

Не согласившись с решением инспекции, ИП обратился в судебные инстанции с иском о признании его недействительным.

Занимая в споре позицию коммерсанта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что им подан надлежащий документ об уплате определенного обязательного платежа за совершение регистрационных действий, следовательно, неверное указание ИНН не может рассматриваться в качестве единственного основания для отказа в регистрации, поскольку при наличии правильного кода бюджетной классификации, а также номера счета и вида платежа он поступил в федеральный бюджет именно как государственная пошлина.

Кассационная инстанция также приняла сторону ИП, добавив при этом, что согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, в случае если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

При рассмотрении дела судами установлено, что с 11.01.2010 функции по государственной регистрации переданы из МРИ ФНС № 7 в МРИ ФНС № 14 по Тюменской области.

При таких обстоятельствах ИП был вправе до 11.01.2010 подать заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 с указанием в квитанции на уплату государственной пошлины ИНН получателя платежа этой инспекции.

Налоговым органом не оспаривается, что ИП направил заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 29.12.2009 посредством организации почтовой связи.

Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что государственная пошлина уплачена в действующий на момент подачи документов регистрирующий орган с указанием ИНН МРИ № 7 по Тюменской области. Кроме того, как установлено судами и не оспаривается сторонами, предпринимателем правильно указаны код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа и вид платежа.

Исходя из вышеизложенного, ФАС ЗСО посчитал, что документ об уплате государственной пошлины представлен в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, поскольку, как обоснованно указали суды, ИП на момент подачи заявления о государственной регистрации правильно указал реквизиты государственной пошлины, так как он не располагал и не мог обладать информацией об иных реквизитах, которая будет необходима после 01.01.2010 в связи с передачей функций по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей от одного органа к другому.

В итоге решение налогового органа было признано судом незаконным.

Форма документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете, на сегодняшний день законодателями не определена, поэтому в качестве него можно представить экземпляр отчета с отметкой о сдаче.

В то же время, если указанный документ предпринимателем не представлен, согласно пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ он предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Напомним, данная норма начала действовать с 2011 года, причем до указанной даты при отсутствии документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР соответствующих сведений, контролеры отказывали в регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Арбитражные суды при решении споров в данной ситуации были на стороне контролеров (Определение ВАС РФ от 11.01.2012 № ВАС-17128/11, Постановление ФАС ПО от 03.11.2011 № А12-4595/2011).

Обращаем ваше внимание, что начиная с 01.01.2012 индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года (не имеющие наемных работников), освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность в ПФР. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ (п. 6 ст. 6). До этого отсутствие соответствующего документа означало отказ в регистрации процедуры прекращения деятельности ИП (см., например, Постановление ФАС ДВО от 31.05.2011 № Ф03-1820/2011).

К сведению

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

О. Н. Малов /эксперт журнала

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»/

Прекращение предпринимательской деятельности

Главная » Предпринимателю » Прекращение предпринимательской деятельности


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

  • Прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя
  • Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица
  • Банкротство предпринимательских организаций

    Прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя

    Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регламентируется ст. 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Прекращение предпринимательской деятельности без образования юридического лица может произойти по причинам:

    • потери интереса предпринимателя к своему бизнесу;

    • убыточности предпринимательской деятельности;

    • невыполнения обязанности по перерегистрации;

    • не зависящим от воли гражданина: смерти, признании гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.

    Помимо вышеперечисленных причин в соответствии со ст. 22.3 Закона № 129ФЗ и п. 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденных постановлением Правительства РФ № 630, прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании:

    • заявления физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

    • копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

    • копии решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;

    • копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

    • информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории России.

    Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя может быть добровольным или принудительным.

    Добровольное прекращение деятельности обусловлено желанием индивидуального предпринимателя и осуществляется налоговым органом по заявлению самого гражданина.

    Принудительное прекращение осуществляется регистрирующим (налоговым) органом на основании поступающих из арбитражного суда копий его решения о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

    Для оформления добровольной ликвидации бизнеса индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по установленной форме, а также документ об оплате государственной пошлины.

    Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, но официально не оформил процедуру ликвидации предприятия, он обязан представить в налоговый орган декларацию о доходах, т.е. не имеет значения, получил предприниматель доходы или нет.

    При прекращении предпринимательской деятельности до конца налогового периода предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения этой деятельности представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Непредставление декларации в установленный законодательством срок будет являться основанием для привлечения предпринимателя к ответственности за ее отсутствие.

    Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, по решению суда он может быть признан несостоятельным (банкротом). С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

    Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества и в порядке и очередности, которые предусмотрены Федеральным законом № 127ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О несостоятельности (банкротстве)».

    Для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подаются следующие документы:

    • об уплате государственной пошлины;

    • заявление индивидуального предпринимателя о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности установленной формы;

    • налоговые декларации за последний налоговый период по тем налогам, плательщиком которых в соответствии с избранной системой налогообложения он является.

    Кроме того, индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о снятии с учета во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), для чего потребуются следующие документы: извещение страхователю из Г1Ф, извещение страхователю из ФОМС, страховое свидетельство из ФСС.

    При поступлении вышеуказанных документов регистрирующий орган производит следующие действия:

    • принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ИП (не позднее пяти рабочих дней);

    • вносит соответствующую запись в ЕГРИП;

    • выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя».

    Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП. Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

    Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица

    Прекращение деятельности юридического лица может происходить в двух формах: реорганизации и ликвидации.

    Реорганизация представляет собой изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации. Реорганизация осуществляется в соответствии со ст. 57 ГК РФ и другими федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных видов коммерческих организаций.

    Реорганизация бывает принудительной и добровольной.

    Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом в соответствии с решением уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется на основании добровольного решения о реорганизации его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на осуществление этой процедуры учредительными документами.

    Формами реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование предприятий.

    Под слиянием организаций признается возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с одновременным прекращением деятельности последних.

    Под присоединением организации признается прекращение одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации.

    Под разделением организации признается прекращение деятельности организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям.

    Под выделением организации признается создание одной или нескольких организаций без прекращения деятельности. При выделении из состава действующей организации одной или нескольких к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

    Под преобразованием организации понимается преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в другую. Организация в соответствии с требованиями, установленными ГК РФ, федеральными законами, может преобразоваться в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы. Например, акционерное общество может преобразоваться в установленном порядке в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц в каждой из форм определен ст. 58 ГК РФ.

    При реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — передаточный акт. Согласно ст. 59 ГК РФ в указанных документах должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

    Ликвидация юридического лица. Предпринимательская организация как юридическое лицо может быть ликвидирована в соответствии со ст. 61 ГК РФ, Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве), федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.

    Ликвидация предприятия может осуществляться:

    • добровольно-ликвидационной комиссией, которая создается собственником или уполномоченным им органом, назначенным ликвидационной организацией;

    • принудительно-ликвидационной комиссией, назначенной судом или соответствующим государственным органом.

    Ликвидация предприятия проводится:

    • по решению собственника (учредителей);

    • по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

    • по решению арбитражного суда в случае признания предпринимательской организации несостоятельной (банкротом).

    Основными причинами ликвидации предприятия являются:

    • банкротство, т.е. невозможность платить по своим обязательствам, а также погасить имеющиеся долги;

    • окончание срока, на который предприятие создавалось, или достижение цели, поставленной субъектами предпринимательской деятельности при организации предприятия;

    • принятие решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

    • признание решением суда недействительными учредительных документов и разрешения на создание предприятия;

    • систематические и грубые нарушения действующего законодательства.

    При ликвидации предпринимательской организации требования ее кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    1) требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

    2) требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;

    3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

    4) погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    5) расчеты с другими кредиторами.

    Этапы ликвидации юридического лица на добровольной основе следующие:

    1 этап: учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, принимают решение о назначении ликвидационной комиссии, утверждают порядок и сроки ликвидации и письменно сообщают об этом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, а также в налоговый орган по месту нахождения юридического лица.

    2 этап: орган, зарегистрировавший предприятие, выдает извещение и вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что предприятие находится в стадии ликвидации.

    3 этап: ликвидационная комиссия обязана в установленном порядке опубликовать сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации организации.

    Ликвидационная комиссия должна осуществить меры по выявлению кредиторов организации, письменно сообщить им о ликвидации юридического лица, добиться получения дебиторской задолженности, а также подать в ИМИС и во внебюджетные фонды заявления о снятии с учета и с просьбой провести проверку ликвидируемого предприятия.

    4 этап: налоговый орган, зарегистрировавший организацию, по истечении двухмесячного срока после публикации и предъявления требований кредиторов выдает решение о согласовании промежуточного ликвидационного баланса, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом. На основании этого решения предприятие закрывает счета в банках, а также уничтожает свою печать.

    5 этап, ликвидационная комиссия уведомляет налоговый орган, зарегистрировавший предприятие, о завершении всех ликвидационных процедур и предоставляет туда следующие документы:

    • акты из налоговой инспекции и внебюджетных фондов о проведенных проверках и отсутствии задолженности по налогам и страховым взносам;

    • справки из банков о закрытии счетов;

    • акт об уничтожении печати;

    • акт приемки-передачи документов на хранение в архив;

    • ликвидационный баланс.

    6 этап, регистрирующий орган рассматривает перечисленные документы, делает в ЕГРЮЛ запись о ликвидации предприятия и выдает об этом выписку из реестра.

    Существуют и другие способы добровольной ликвидации юридических лиц.

    Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены ГК РФ.

    Решение о принудительной ликвидации принимает арбитражный суд. Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

    Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации.

    Банкротство предпринимательских организаций

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

    К конкретным причинам банкротства предприятий относятся: их низкая конкурентоспособность, чрезмерные затраты производства и оборота, недостаток оборотных средств, высокие проценты по кредиту, ухудшение экономической конъюнктуры и др.

    Признаки банкротства. Признаком банкротства организации считается ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

    Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание:

    • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

    • суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

    • обязательства по выплате авторского вознаграждения;

    • обязательства перед учредителями (участниками) организации-должника, вытекающих из такого участия.

    Для определения наличия признаков банкротства организации должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

    Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ.

    В соответствии с федеральным законом заявление о признании организации банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать организация-должник, кредиторы и прокурор. В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей — организация-должник, прокурор, налоговые органы и уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).

    Результатом рассмотрения в суде дела о банкротстве предприятия может быть:

    • ликвидация предприятия;

    • смена собственника;

    • продажа предприятия как имущественного комплекса;

    • мировое соглашение с кредиторами;

    • финансовое «оздоровление» предприятия.

    При рассмотрении дела о банкротстве организации-должника применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение и иные процедуры банкротства, предусмотренные федеральным законом.

    Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

    С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

    По окончании наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложениях о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации-должника.

    Под внешним управлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом организации-должника внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов.

    Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен на 6 месяцев.

    С момента введения внешнего управления, который назначается арбитражным судом, одновременно прекращаются полномочия органов управления должника, которые должны в течение трех дней с момента назначения высшего управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию организации, печати и штампы, материальные и иные ценности; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты имущества организации-должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут налагаться исключительно в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам организации-должника, сроки, исполнение которых наступило до введения внешнего управления.

    Конкурсным производством является процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Открытие конкурсного производства осуществляется с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев.

    Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

    Продажа имущества. Конкурсный управляющий после проведения инвентаризации оценки имущества должника приступает к его продаже на открытых торгах, если кредиторами (собранием, комитетом) не установлено иное. Продажа имущества должна проводиться на торгах в форме аукциона. Имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, должно продаваться только на закрытых торгах.

    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

    Конкурсный управляющий в течение семи дней с момента вынесения арбитражным судом определения должен представить данное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию организации-должника.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

    Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии. Согласно законодательству РФ мировое соглашение должно содержать всю информацию о размерах, сроках реализации обязательств, а также положения о прекращении обязательств должника.

    Мировое соглашение может содержать следующие условия:

    • об уступке прав требования должника;

    • отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

    • о скидке долга;

    • об исполнении обязательств должника третьими лицами;

    • удовлетворении требований кредиторов другими способами;

    • обмене требований на акции.

    Мировое соглашение заключается после погашения задолженностей по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Если в ходе наблюдения или внешнего управления арбитражным судом утверждается мировое соглашение, то производства по делу о банкротстве прекращается.


    Бизнес модель
    Коммерческое предложение
    Предпринимательские риски
    Предпринимательское право
    Разработка бизнес плана


    | | Вверх
  • Закрыть ИП без деятельности

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *