Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(об установлении условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права в виде права управления транспортными средствами)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы В.И. Лысаковым, а также В.Ф. Едаловым, В.А. Федоровым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации и И.Е. Костуновым, М.И. Сердюком, Н.А. Шайденко, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается дополнить главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 4.9, в соответствии с которой лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права в виде права управления транспортным средством, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что с учетом примерного поведения оно не нуждается в дальнейшем лишении данного специального права.
Также предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 4.1 статьи 32.6 Кодекса, регулирующей порядок исполнения постановления о лишении специального права.
Рассмотрев законопроект, Комитет его не поддерживает.
Введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях института условно-досрочного освобождения от отбывания административного наказания в виде лишения такого вида специального права как право управления транспортным средством давно обсуждается в обществе, в связи с чем рассматриваемое предложение представляется актуальным.
Вместе с тем, по тексту законопроекта имеется ряд замечаний, относящихся к концептуальному подходу, предложенному для решения данного вопроса.
Так, требует дополнительного обсуждения с целью корректировки приведенный в проектируемой статье 4.9 перечень оснований для применения судом условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, в частности, требуется определение (конкретизация) понятия «примерное поведение», поскольку предлагаемый термин не обозначен какими-либо критериями. Не в полной мере соответствует цели административного наказания термин «исправление лица», поскольку в соответствии со статьей 3.1 Кодекса целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а не исправление лица, привлеченного к административной ответственности.
Кроме того, отсутствие критериев понятий «примерное поведение» и «исправление лица» при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, обратившегося в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении, предполагает высокую степень субъективного усмотрения правоприменителя.
Вместе с тем, учитывая актуальность обозначенной проблемы, целесообразным представляется дальнейшее ее обсуждение с целью подготовки концептуально доработанного с учетом указанных замечаний законопроекта.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета » » марта 2017 года.
Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
внесенный членами Совета Федерации В.Ф. Едаловым, В.А. Федоровым, депутатом Государственной Думы В.И. Лысаковым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) новой статьей 4.9, предусматривающей возможность условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права управления транспортным средством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 27 января 2011 г. N 123-O-O, федеральный законодатель, устанавливая в КоАП вид и пределы административного наказания за совершение конкретного административного правонарушения, исходит из необходимости предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП), связывая тем самым достижение указанных целей административного наказания с его назначением и исполнением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права путем условно-досрочного освобождения исключит возможность достижения целей административного наказания.
Пунктом 2 проектируемой статьи 4.9 КоАП предусмотрена возможность обращения в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания лица, в отношении которого назначено административное наказание в виде лишения специального права управления транспортным средством, либо его адвоката, в котором должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что указанное лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Из текста законопроекта не представляется возможным уяснить, какие именно сведения должны содержаться в данном ходатайстве, чем они могут быть подтверждены.
В законопроекте не определен срок, в течение которого сохраняется условность освобождения от наказания, а также не предусмотрен механизм контроля за поведением условно-досрочно освобожденного лица.
Термин «условно-досрочное освобождение» заимствован из уголовного права и не содержится в понятийном аппарате законодательства об административных правонарушениях, поскольку привлеченное к административной ответственности лицо не лишено свободы и не может быть освобождено.
Кроме того, в административном законодательстве Российской Федерации отсутствует определение критерия «примерного поведения» (пункт 1 статьи 1 законопроекта), в связи с чем использование этого термина в КоАП может привести к субъективному принятию решения при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении от административного наказания.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Отрицательный отзыв направило правительство в Госдуму на законопроект, предусматривающий введение института условно-досрочного освобождения от наказания за нарушение Правил дорожного движения. По законопроекту экс-начальника ГИБДД, а ныне сенатора Владимира Федорова и первого зампреда думского комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова возврат водительского удостоверения становится возможным после истечения не менее половины срока наказания, если суд признает, что «с учетом примерного поведения для своего исправления не нуждается в дальнейшем лишении данного специального права или дисквалификации». Для этого Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить новой ст. 4.9 «Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права или дисквалификации».
Чиновники Белого дома намекают, что идея Лысакова и Федорова может противоречить позиции Конституционного суда РФ. Он в определении от 27 января 2011 года №123 – О-О указал, что федеральный законодатель, устанавливая в КоАП вид и пределы наказания, исходит из необходимости предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, связывая достижение этой цели с назначением и исполнением постановления об административном правонарушении, говорится в отзыве . Досрочный возврат водительских прав, считают в правительстве, «исключит возможность достижения целей административного наказания».
В Белом доме отмечают, что в административном законодательстве нет критерия «примерного поведения» и его использование может привести к субъективному принятию решений. Кроме того, в проекте не указан срок, в течение которого сохраняется условность освобождения от наказания, а также не предусмотрен механизм контроля за за поведением условно-досрочно освобожденного от административного наказания, говорится в документе за подписью зампредседателя правительства Сергея Приходько.
По законопроекту, исправленному прошлой зимой Федоровым и Лысаковым после критики Белого дома еще до первого чтения, с ходатайством о таком УДО может обратиться в суд непосредственно наказанный, а также его адвокат или законный представитель. В документе должна быть информация о том, что нарушитель возместил полностью или частично вред, раскаялся в совершенном деянии, не совершал другие правонарушения. В ходатайстве, согласно проекту, также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении этого лица. Чиновники с Краснопресненской набережной, ранее говорившие о неясности, кто может выступать ходатаем, теперь ссылаются на невозможность «уяснить, какие именно сведения должны содержаться в данном ходатайстве, чем они могут быть подтверждены».
В апреле текущего года думский комитет по госстроительству рекомендовал Госдуме принять в первом чтении этот законопроект, но на пленарном заседании он еще не был рассмотрен. На одном из последних заседаний комитета Лысаков просил его главу, единоросса Владимира Плигина вернуться к этому документу вновь.
С текстом законопроекта № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права в виде права управления транспортным средством)» можно ознакомиться .