Законодательство о конкуренции

Контрольная работа «XVII век»

При составлении работы использованы материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Решу ЕГЭ https://hist-ege.sdamgia.ru/

XVII век

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского.

«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.

2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.

3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.

4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.

5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.

6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

1) Медный бунт

2) Восстание Хлопко

3) Открытие Колумбом Америки

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

1) Церковная реформа Никона

2) Введение патриаршества на Руси

3) Окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) Столетняя война

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.

1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) мировой посредник.

  1. Напишите пропущенное слово.

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.

  1. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько-таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. <…> А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелес-ной их службе ходить. И мне от царя выговор был: «власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссылку опять». Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».

Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку… и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Современником автора текста был А.Л. Ордин-Нащокин.

2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.

3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.

4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.

5) Данные события происходили в правление Павла I.

6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Фрагмент А

Фрагмент Б

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Во время правления царя Россия возвратила себе в войне с Речью Посполитой Смоленск, присоединила Левобережную Украину и Киев, активно вела колонизацию Сибири, отлично обороняла южные границы. Во внутренней жизни государства также произошли важные вещи.

Было принято Уложение — основной свод законов, который по факту действовал до 1832 года! Прошла денежная «медная» реформа, церковная реформа. Состоялись первые попытки строительства флота и армии европейского типа («полки нового строя»). По словам историка С.Ф. Платонова, Русское Государство «стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния».

Б) » вступил в правительственную среду и начал свою политическую деятельность в очень тяжелое для Московского государства время. Государство переживало сложный кризис. Последствия неудачной Ливонской войны, опричнина,и беспорядочное передвижение народных масс от центра к окраинам страны расшатали к концу века общественный порядок, внесли разруху и разорение в хозяйственную жизнь и создали такое состояние умов, которое последовательно вело общество к беде. Само правительство признавало «великую тощету» и «изнурение» землевладельцев и отменяло всякого рода податные льготы и изъятия, «пока- места земля поустроится».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Монарх, чьё правление описано, в своё время был современником Ивана Грозного.

2) В тексте описано правление государя, который ввёл Юрьев день.

3) Период правления этого царя современники называли «бун- ташным веком».

4) Современником правителя, о котором говорит текст, был А. Л. Ордин-Нащокин.

5) Следствием событий, о которых идёт речь, стало Смутное время.

6) Государь, правивший во время, о котором пишет автор, принадлежал к династии Рюриковичей.

Фрагмент А

Фрагмент Б

  1. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали правление царя Алексея Михайловича? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) церковный раскол

2) начало деятельности Земских соборов

3) обмирщение культуры

4) угасание деятельности Земских соборов

5) раздел Речи Посполитой

6) создание коллегий

  1. Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) товарная специализация районов

2) железнодорожное строительство

3) создание мануфактур

4) развитие ярмарочной торговли

5) уничтожение внутренних таможенных пошлин

6) начало промышленного переворота

  1. Какие из перечисленных договоров были заключены Россией в ХVII в.?

1) «Вечный мир» с Польшей

2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией

3) Столбовский мир со Швецией

4) Ясский мир с Турцией

5) Ништадтский мир со Швецией

6) Андрусовское перемирие с Польшей

  1. Выберите из списка три события, относящиеся к истории XVII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) Полтавская битва

2) принятие Соборного уложения

3) «Соляной бунт»

4) издание «Табели о рангах»

5) церковная реформа Никона

6) присоединение к России Крыма

  1. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Алексея Михайловича, и запишите в ответ номера, под которыми они указаны.

1) принятие Соборного уложения

2) присоединение Рязани

3) низложение патриарха Никона

4) Соляной бунт

5) проведение Стоглавого собора

6) начало книгопечатания в России

  1. Какие три новые черты из перечисленных ниже характерны для экономики России в XVII в.? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) формирование капиталистического уклада в текстильной промышленности

2) специализация регионов на производстве определенных товаров

3) появление первых мануфактур

4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) выход продукции русских мануфактур на европейские рынки

6) законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции

  1. Выберите из списка три события, относящихся к внешней политике России XVII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

1) «вечный мир» с Польшей

2) Ям-Запольский мир с Польшей

3) Столбовский мир со Швецией

4) Ништадский мир со Швецией

5) Андрусовское перемирие с Польшей

6) Плюсское перемирие с Швецией

  1. Какие три явления из перечисленных ниже относятся к периоду правления царя Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) церковный раскол

2) начало деятельности Земских соборов

3) обмирщение культуры

4) угасание деятельности Земских соборов

5) разделы Речи Посполитой

6) создание коллегий

  1. Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории относятся к XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) введение бумажных ассигнаций

2) формирование всероссийского рынка

3) появление первых мануфактур

4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) начало промышленного переворота

6) законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции

  1. Какие три из перечисленных исторических лиц являлись современниками царя Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) С. Т. Разин

2) Б. И. Морозов

3) А. Г. Орлов

4) Г. А. Потёмкин

5) С. С. Уваров

6) А. Л. Ордин-Нащокин

  1. Установите соответствие между именами исторических личностей и родом их деятельности. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

СОБЫТИЯ

А) Филарет

Б) И. Болотников

В) Б. Хмельницкий

Г) А. Ордин-Нащокин

1) украинский гетман

2) патриарх

3) государственный деятель, дипломат

4) руководитель народного восстания

5) полководец времен Смуты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

  1. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

  1. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. — _____________ — обозначена на схеме цифрой «4»».

  2. Заполните пропуск в предложении: «Цифрой «1» на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».

24. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.

3) Точечным узором на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки.

4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме.

5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.

25. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича

2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа

3) парсуна создана в XVII в.

4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.

5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове – держава.

  1. Какие из икон были созданы в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите две цифры, под которой они указаны.

  1. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.

2) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.

3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.

4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.

5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.

  1. Укажите изображения, на которых представлены объекты, построенные в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности

государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

  1. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

  2. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

  3. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия … века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия… Государственная территория… постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически… На его место во главе общества становится новый класс, дворянство…

Среди… непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю… Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

  1. О каком веке и какой новой династии идёт речь в документе?

Назовите царя, к правлению которого относятся описанные события. Укажите годы его царствования. Какое прозвище получил он в истории, уместность которого отражена в тексте?

  1. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.

  2. Используя текст документа и знания истории, укажите какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

  3. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи в XVII в. Но успехи во внешней политике были незначительны. Основные стратегические задачи — выход к морям и воссоединение русских земель — остались нерешёнными и перешли следующему веку. Какие препятствия мешали более успешному решению внешнеполитических задач? Приведите три объяснения.

  1. В.О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).

  1. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве — Медный бунт.

Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?

  1. В XVII в. Россию сотрясали многочисленные народные выступления — современники нередко называли этот век «бунташным». В частности, рядом массовых народных движений была отмечена середина — вторая половина XVII в. Назовите основные причины социальных движений середины — второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.

  2. «Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы»

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Законодательство о конкуренции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *